Форум » История » Заочные экскурсии. Александровская слобода » Ответить

Заочные экскурсии. Александровская слобода

Сат-Ок: Александровская слобода (к теме «Царствование Ивана Грозного») Из-за густой зелени листвениц вырастают белые стены с воротами. За ними призывно высятся стройный шатёр колокольни, могучий купол Троицкого храма и теряющиеся в зелени кресты церквей. Это развёрнутая к нам парадной стороной Александровская слобода, некогда такая страшная для русских людей: именно она в 1565 году стала постоянной резиденцией Ивана Васильевича Грозного, который навсегда покинул излюбленное место лишь в 1582 году. Однако история Александровской слободы началась гораздо раньше. В этих местах проходил торный торговый путь из Москвы через Киржач на Ростов Великий, сёла были многолюдными, жители - расторопными. На реке Серой, на неторопливо поднимающихся берегах, недалеко друг от друга располагались два села: Великая слобода и Александровское. В XVI веке они слились, образовав Александровскую слободу. Слободами в то время назывались поселения великого князя, который населял принадлежавшую ему землю крестьянами, освобождая их от податей. Именно это место приглянулось Василию III, который превратил Александровскую слободу в свою охотничью усадьбу. В 1513 году, когда была построена и освящена деревянная церковь Покрова, князь великий въехал в только что построенные деревянные хоромы - «во двор вшел». Что должна была вмещать в себя охотничья усадьба великого князя? Это не просто княжеский терем, это целый комплекс зданий, в которых помещалась и свита князя, и различные службы: кузница, конюшня, псарня, помещение для содержания соколов, поварня, прачечная, баня, сенники, амбары, дровники, скотный и птичий дворы… Всё было выстроено на потребу великому князю. Слобода населяется привезёнными из Москвы царскими слугами, которые строят свои дома, обзаводятся хозяйством. День был наполнен звуками: ржали лошади, кричали петухи, в кузнице звенели молотки и молоточки, колокол сзывал к заутрене, обедне и вечерне… Вскоре начинает возводиться каменный Троицкий собор. За образец был взят недавно возведённый Аристотелем Фиорованти Успенский собор Московского кремля. Новый храм должен был прославлять могущество и величие великого князя, и создателям Троицкого собора это удалось как нельзя лучше. Мощные стены разделены на три части, заканчивающиеся плавными дугами закомар. Над закомарами возвышается полукруглая крыша, которую венчает приземистый световой барабан с тяжёлой каплей купола. Сейчас стены собора выкрашены в белый цвет, и резные белокаменные детали словно сливаются с цветом стен. Если мы перенесёмся в день, когда была закончена постройка храма, то поразимся его яркости и красоте: белокаменный подклет принимал на себя тяжесть краснокирпичных стен, поднимая их к белокаменным лентам, украшающим апсиды, к резным капителям пилястр и белым узорчатым полукружиям закомар. Белое с красным: сочетание устойчивости и торжества. Однако вскоре Александровская слобода начала пустеть: после смерти Василия III началась боярская междоусобица. И даже когда Иван Васильевич почувствовал уверенность в своей власти, ему было не до охоты и развлечений: надо было воевать Казань и Астрахань, укрепляя восточные и южные рубежи государства. И только когда он принял решение о создании «опричного» двора, то понял, что лучшего места, чем Александровская слобода, для его размещения не найти. С одной стороны, до столицы недалеко (всего 130 километров). Но именно в столице вечно недовольные, мятежные бояре. Верные дозорные могут поймать всякого, кто захочет без ведома царя проехаться до Александровской слободы. Впрочем, по мнению царя, мятежные были отнюдь не только и не столько бояре. Старые, доставшиеся ещё с ХIХ века трактовки времени правления Ивана Грозного были удобны для восприятия, но, увы, практически не имели ничего общего с подлинной действительностью. Сейчас, когда историками накоплен опыт отстранения от существующих взглядов на мир и идеологий, картина вырисовывается куда более мрачная и торжественная. Конечно, факт противоборства боярских группировок и их засилие в период молодости Ивана Васильевича отрицать нельзя. Однако особенности мировосприятия средневекового человека наполняли эту борьбу совершенно особым смыслом. Эсхатологическое напряжение достигло к середине ХVI века болезненного апогея. Не оправдавшееся ожидание Конца Света в 7000 и 7007 году перенеслось на две другие роковые даты: 7770 и 7777 годы от сотворения мира, практически совпадающие с семилетием опричнины. Однако опричнине предшествовало 18 лет царского правления Ивана, наполненных напряжённой деятельностью. Сам факт принятия в январе 1547 года царского титула говорит о многом. Когда-то сакральный титул князя потерял после Батыя своё значение. Князей, кроме того, было много. Только царское достоинство наиболее отвечало утвердившимся представлениям об избранности Московского государства на последние времена. Важно заметить, что светский титул императора, предложенный в своё время римским папой Ивану III в обмен на участие в борьбе против турок, великим князем был отклонён как несоответствующий. Императором стал лишь Пётр I, переведший государство на светские рельсы и окончательно подчинивший церковную власть светской. То, что Конец Света так и не наступил в правление деда Ивана Грозного – тоже Ивана Васильевича, – могло рассматриваться как недостаточная подготовленность богоизбранной земли. Следовало предпринять меры. Одним из этапов по исправлению положения было предельное сближение божеской и земной власти – спускание на землю звания царя, то есть принятие будущим царём особой ответственности за богоспасаемое человечество. Вследствие этого царь автоматически наделялся сакральными полномочиями. То, что зрело не одно столетие, нашло своё законченное выражение в абсолютной власти над телами и душами всего православного населения. Царь был полномочным представителем Господа на земле, в связи с чем все люди автоматически становились абсолютно бесправными холопами, подобно тому как вообще все люди были рабами божьими. Привычные социально-экономические формулировки о русском феодализме сильно мешают увидеть сложившееся положение вещей. Холопами были все – и сановитые бояре, и царская дворня, и крестьяне, и горожане. Единственным правом и долгом была служба «верой и правдой» царю-батюшке, который мог за службу жаловать, а мог и казнить, не предъявляя никаких объяснений. Проводимый новоявленным царём комплекс мероприятий на Земском соборе (в учебниках их называют «реформами») был почти полностью формален. Изменения мер и весов не имели практического наполнения, а сами эталоны хранились вместе с казной под замком. Созданные в качестве аппарата управления приказы не имели возможности влиять на ситуацию на местах по причине того, что туда ещё надо добраться, так что они были опять-таки, скорее, «декларацией о намерениях». Декларация эта важна была не в земном, а небесном своём значении – как свидетельство специфической заботы царя о своих подданных. Гораздо большее значение имел Стоглавый собор. Уход царя из Москвы и слёзные процессии горожан к нему с просьбами на любых условиях вернуться ярко иллюстрируют особенности тогдашнего мировосприятия. Люди просто не могли представить, как они могут остаться без сакрального поводыря накануне Конца Света. Иван милостиво согласился вернуться как правитель, но сам предпочёл большее время проводить в Александровской слободе. В 1565 году произошло небывалое: страна была разделена царём на два лагеря – земщину и опричнину, причём опричные территории лежали больше на востоке, а земские – на западе, что тоже немаловажно, ибо именно с востока должен был прийти Иисус Христос. Фактически же опричнина явилась разновидностью военно-монашеского ордена наподобие доминиканцев в западной Европе, а жуткие опричные казни – концентрированное отражение происходящих там же инквизиционных процессов над ведьмами и еретиками. Надо сказать, что ещё на рубеже XV и XVI веков новгородский архиепископ Геннадий ратовал за перенесение на русскую почву церковного суда на манер «гишпанского». Вызов в царскую резиденцию означал зачастую мучительную казнь, наполненную апокалиптической символикой. И такие зловещие вызовы были нередки. Но, что характерно, сопротивление ограничивалось лишь нечастыми обличениями в неправедном суде – не более того. Касалось такое отношение не только самого царя, но и его избранников, среди которых было немало иностранных авантюристов. «Судите праведно, наши виноваты не были бы», - такой приказ отдал царь в земщину. Опричники должны были карать всё остальное население за грехи, приготавливая его к грядущему Страшному суду, и предъявлять претензии им мог только сам царь. Чудовищные репрессии, мало с чем сравнимые в историческом времени, обрушились на страну. Загадка истоков тирании – вечный хлеб осмысления для историков. Историки ХIХ века объясняли массовые казни сумасшествием царя, историки века ХХ искали оправдание, говоря о «боярской крамоле» и «государственных интересах». Конечно, оба объяснения сами по себе несостоятельны. То, что от опричнины Иван Грозный отказался лишь после того, как опричное войско показало полную небоеспособность в столкновениях с крымским ханом Девлет-Гиреем, сжёгшим Москву, демонстрирует, что никакой государственной пользы в этом быть не могло. При этом надо отметить, что и после отмены опричнины, «не принятой» Господом, знаком чего явилось нашествие крымцев, казни продолжились, правда, более избирательно. И до, и после опричнины были замучены замечательные полководцы, одержавшие ряд важных побед в битвах с поляками, шведами и татарами. Страна оказалась обессиленной. Трудно удержаться от соответствующих исторических параллелей с 30 – 50 годами ХХ века. Воссозданный скульптурный портрет царя поражает воображение и даёт обильный материал для психологов и психиатров, это несомненно. Но объяснить феномен опричных казней лишь психическими травмами царя невозможно, ибо остаётся ещё покорность, с какой массы людей принимали изуверские смерти. Покорность, которую можно объяснить только особенностями эсхатологического мироощущения. Знаменитая Покровская церковь в 1570 – 1571 гг. после похода Грозного царя на Новгород и Псков была специально достроена. К алтарной части было присовокуплено помещение для царской сокровищницы. Как раз в трапезной, примыкавшей к церкви, и проходили собрания опричников, насыщенные эсхатологическим садизмом. Сейчас туристов уверяют, что в трапезной Иван Грозный принимал иностранных послов, что, впрочем, вполне могло быть во время опричнины, и каменные хоромы. Самой церкви почти не видно за стиснувшими её с двух сторон пристройками. Она была превращена в тёплый зимний храм, полое пространство шатра было заложено. Но именно в ней находится одна из изюминок Александровской слободы, которая открылась исследователям случайно: до Великой Отечественной войны в своде было проделано разведочно-археологическое отверстие. Каково же было удивление исследователей, когда на поверхности внутренних стен шатра они обнаружили фрески – случай небывалый в русском шатровом зодчестве. Шатёр был расписан как раз после похода на Новгород. Сейчас фрески отреставрированы, и мы можем внимательно рассмотреть их. Они вкомпонованы в треугольные плоскости шатрового перекрытия, как на «нёбах» деревянных шатров Каргополья. Особенно удивляет то, что фигуры святых изображены на тёмном, почти чёрном фоне, они оставляют впечатление света и какой-то особенной близости к людям. Естественно, что чёрный фон связан с эсхатологической символикой. Ко времени Ивана Грозного относится и пятиглавая Успенская церковь, окружённая рядом двухэтажных палат, часть из которых тоже возведена при Иване Васильевиче. Боковые главки тесно примыкают к центральной, кажется, что они словно бы лишние здесь, над покатыми кровлями просторных палат. На одном из камней кладки двухэтажных подвалов комплекса Успенской церкви неким Яковом был выцарапан рисунок трёхшатровой церкви, которую, вероятно, хотели воздвигнуть в слободе. Удивительно и то, что этот рисунок уцелел, и то, что реставраторы сумели обратить на него внимание. Покровская, Успенская церковь, каменные палаты – вот перечень построенного здесь при Иване Грозном. Но венцом каменного зодчества этого периода стала колокольня, которая играла для слободы не только роль столпа Ивана Великого, но одновременно была и церковью. Сохранилось её название – Распятская. Строительство колокольни датируют предположительно 1570 – 1571 годами. Восьмигранный «стакан» колокольни окружён глубокой двухъярусной аркадой, которая опирается на мощные угловые столбы (пилоны). На втором ярусе была устроена довольно широкая галерея, по которой можно обойти кругом всю колокольню. Надо ли говорить, что с неё видна вся слобода и окрестные дали! Полукружия аркад продолжают три яруса кокошников, уменьшающихся к помещению звона, каждая из восьми граней которого тоже заканчивается аркой. Восемь граней шатра с окнами-слухами (резонаторами) поднимают вверх небольшую главку, увенчанную крестом. Колокольню украшали часы, которые сейчас помещены в одном из помещений музея. Несмотря на небольшую пристройку, колокольня кажется массивной и лёгкой одновременно. Она стоит недалеко от Троицкого собора, и её необычные для русской архитектуры глубокие аркады, затенённые и от этого приобретающие ещё более резкие очертания, делают пилоны более светлыми и стройными. Высокая аркада словно бы компенсирует округлые, плавно перетекающие одна в другую формы приземистого Троицкого собора, составляя с ним единый архитектурный ансамбль. В XVII веке на территории царской резиденции был основан женский Свято-Успенский монастырь. Тогда же к Покровской церкви была пристроена трапезная, снаружи ничем не примечательная. Своды поддерживают два массивных столпа, площадь же трапезной просто огромна. Глядя на это здание с улицы, никак не предполагаешь, что внутри скрываются такие объёмы. Всю территорию монастыря окружили каменные стены, не нужные для целей обороны, но всё же построенные – как дань традиции. Сейчас здесь вновь располагается женский Свято-Успенский монастырь, разделяя ограждённую стенами территорию с обширным музейным комплексом. Уникальные экспонаты можно увидеть в помещении трапезной. Среди них – раскрытый на описании приёма в Александровской слободе Лицевой свод с красочными миниатюрами, которые знакомы всем нам по учебникам истории. Резной трон Ивана Грозного, на спинке которого в центре мы увидим двуглавого орла, по бокам которого – символы власти и могущества: единорог и лев. Редчайший экспонат – часы времени Ивана Грозного, которые когда-то висели на колокольне. Часы устроены по византийскому счёту времени, которое делилось на зимнее и летнее. В декабре было 17 ночных и 7 дневных часов, а в июне – 17 дневных и 7 ночных. Неподвижная золотая стрелка светиться наверху, вращаются циферблаты. С одной стороны от стрелки – месяц, с другой – солнце. Такое впечатление, что эти часы пришли к нам прямо из сказки. В пристройке к Покровскому храму – сенник, где устроена экспозиция, изображающая царскую опочивальню в день свадьбы царя; рядом – экспозиция, которая показывает, как обедали русские цари и их приближённые. Если вы спуститесь в глубокие и холодные подвалы, то увидите экспозицию, которая пытается воссоздать пыточную. Пусть вас не обманывает покой и тишина музейных помещений: именно здесь когда-то страдали и мучились казнимые грозным царём люди, именно в этих стенах пытался первый русский царь отмолить свои бесчисленные грехи. Поднявшись из мрачных подвалов, вы вновь с облегчением увидите, как цветут перед домам матушки-игуменьи удивительные цветы, как шумят на лёгком летнем ветру липы и скользят по стенам, куполам и дорожкам блики солнечного света. Сами Знаете Кто Нёбо Покровской церкви, в которой Иван Грозный отдавал приказы о казнях Лицевой свод 16 века Трон ИГ Часы ИГ

Ответов - 19

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Одним из этапов по исправлению положения было предельное сближение божеской и земной власти – спускание на землю звания царя, то есть принятие будущим царём особой ответственности за богоспасаемое человечество. То-то я смотрю, судя по его писаниям, его выгибало от мании величия - то с Богом себя сравнивает, то с дьяволом.

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: И до, и после опричнины были замучены замечательные полководцы, одержавшие ряд важных побед в битвах с поляками, шведами и татарами. Страна оказалась обессиленной. А.М. Курбский вовремя ноги унес. После его побед ему один путь был - в пыточную.

Сат-Ок: Да, аккурат за год до опричнины. ИГ его жестоко укорял после, дескать, смалодушествовал ты, убоялся физических терзаний, отступился от Богом данного тебе царя, вот душу и погубил свою! И по логике того времени Курбского он уел-таки. А сам Курбский в Литве тем временем едва не попал под следствие, когда его подручный стал унижать крестьян его поместья, а те нажаловались вышестоящим органам. И слуга этот задал обескураживающий вопрос: "А разве я и мой господин не вольны в холопях своих?" То есть логика у них была совершенно московитская, тоталитарная. Из матрицы, как вы совершенно верно заметили, так просто не выпрыгнешь, даже если вовсю начнёшь отрабатывать антипрограмму.


Сат-Ок: Необходимо заметить, что фильм "Царь" гениально точно описывает психосферу времени. Просто путеводитель по мифу. Несмотря на все свои исторические ляпы.

Цитатник Мао: По прочтении их переписки у меня закралось подозрение, что они оба были правы, то есть выложили нам друг о друге всю правду. Ведь прав, например, был Курбский, когда называл ИГ "бегуном и хоронякой", знал за царем эту августейшую слабость. Они знали друг о друге всю подноготную, и, как базарные бабы, в запале выболтали ее.

Сат-Ок: Конечно! Как ИГ перед послами Девлет-Гирея юродствовал - вспомнить и смешно, и стыдно. Важно только то, что в рамках мифа ИГ в диспуте победил и главный аргумент его был: "Кто же с такой эфиопской рожей на Страшном суде рядом захочет стоять?!", когда АМК напоминал о том, что им обоим перед Богом ответ держать, и стоять рядом они будут.

Цитатник Мао: Кстати, почти мистическая вещь. Помните из "Иван Висильевича" эпизод: "- Простите, как ваше имя-отчество?" "- Марфа Васильевна я." "- Официант, почки один раз царице!" Так вот, видел реконструкцию этой Марфы Васильевны, которая отравлена была, так вот актриса, которая ее в фильме играла, похожа на нее как близнец. А ведь фильм намного раньше был снят.

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: когда АМК напоминал о том, что им обоим перед Богом ответ держать, и стоять рядом они будут. Эта формула, видимо, в голове у ИГ в принципе не укладывалась. Как в историческом аннекдоте: когда в кружке Марии-Антуанетты какой-то аббат завел речь о Страшном суде, какая-то маркиза возмущенно воскликнула: "Неужели Господь Бог посмеет судить таких знатных господ, как мы?!"

Сат-Ок: Ну, судя по титулу, ИГ шёл по особому списку и спрос с него там был особый. За всю землю православную. А комедия эта мной обожаема. Всегда интересно было: какому это "игумну Козьме" ИГ "челом бьёт"? :) А вот, скажем, протопоп Аввакум (о котором речь ещё пойдёт) доводил до сведения товарищей, что на Страшном Суде он "прикажет Исусу бить собаку Никона железными шелепугами".

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: А вот, скажем, протопоп Аввакум (о котором речь ещё пойдёт) доводил до сведения товарищей, что на Страшном Суде он "прикажет Исусу бить собаку Никона железными шелепугами". Мне всегда нравится, как они в запале мании величия пробалтываются. А Никон тоже душка еще та. Уверен, всю эту катавасию с расколом он спровоцировал, чтобы на волне этого хаоса стать "православным папой". Уж больно многое его в "гишпанской вере" прельщало. Особливо сжигание еретиков. В сущности, Никон - логическое завершение и апофеоз иосифлянства, который, к счастью не наступил.

Ольга: Цитатник Мао пишет: апофеоз иосифлянства, который, к счастью не наступил. Кажись, в наше время наступает.... Шагом через столетия...

Сат-Ок: С Расколом - там намного более сложная ситуация. Енеральские претензии - это одно, а огромные по тем меркам расхождения между отечественной и вновь открываемой греческой (пришельцами с Украины) богослужебной литературой - факт, неизбежно провоцирующий массовую шизофрению. Но это отдельная тема будет.

Цитатник Мао: Ольга пишет: Цитатник Мао пишет: цитата: апофеоз иосифлянства, который, к счастью не наступил. Кажись, в наше время наступает.... Шагом через столетия... Ну, это преувеличение. Наступит это только тогда, когда страной будет управлять не президент, пару раз в год отстаивающий службу в храме, а "православный папа", а до этого далеко. Этому и в церкви есть влиятельная оппозиция, потому, что это нарушение всех православных традиций, не говоря уж о мирянах. В общем, расклад сил как в 17 в., и он не в пользу никониан.

Сат-Ок: Реалии сейчас иные, потому и проявления иные. Нестяжатели дали бы тогда близкий осуществившемуся образец теократического государства. А иосифляне победили и остались у власти до сей поры. Пётр, убрав патриарха как институт, завершил логически их стремления к мирской власти и мирскому богатству. В этом была своя внутрицерковная Стрела Аримана за претензии иосифлян Филарета и Никона. Но сами-то иосифляне остались, только теперь уже полностью перейдя на мирское поле, под надзор обер-прокурора, "ока царева и стряпчего дел государственных", а после восстановления патриаршества - под недремлющее око компетентных органов.

Цитатник Мао: А куда им деться, церковь-то иосифлянская, если не считать старцев и схимников.

Сат-Ок: Интересно то, что старцы и схимники находятся в каком-то отдельном пространстве, метафорически - где-то "за Волгой" :)

Alex Dragon: Так али сяк — факт в том, что политруки в чёрном с крестами сейчас слишком заполонили собой информационное пространство и с этим чёрным и крестами выстраивается вполне однозначная ассоциативная связь. Часто можно увидеть картину бодро и деловито чешащего куда-то молодого человека с бородкой, проглядывающими из под рясы джинсами и выражением этакого комсомольского оптимизма на лице. На днях наугад включаю какое-то наше украинское FM-радио (редко это очень делаю). Первое, на что натыкаюсь — какой-то товарищ бодро так чешет про то, как правильно поститься, а ведущая участливо задаёт наводящие вопросы. Причём всё в такой специфической молчаливо-толерантной манере, принятой ныне негласно: она по украински (язык этой станции), он ей по-русски. Но в общем, отчего-то у меня всё в голове крутились в голове какие-то образы и обрывки фраз: «Сегодня в мире», «политический обозреватель», «разъяснил положение». Полный совок, причём совок карикатурный — тогдашние смишные пропагандисты профессионально уровнем выше были и образованней. Всё делается для того, что бы это считалось нормой, обыденностью, предметом антуража, вроде участкового доктора или милиционера. Без помацать святой водой ни одно начинание не случается, от освящения автомобиля до закладки строительства. Не сеют, ни пашут, только кадилом машут и детей клепают. А сочувствующие руками всплескивают: но это же тяжёлая работа, вы попробуйте службу остоять, особенно в праздничный день!

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Интересно то, что старцы и схимники находятся в каком-то отдельном пространстве, метафорически - где-то "за Волгой" :) Ну за Волгой спрятаться можно было только до ИГ. Я о том, что низы священства и монашества и верхи отделены друг от друга жесткой иерархией так надежно, как в миру и не снилось. У них соприкоснуться даже гипотетически возможности нет. Чтобы так отделиться от общества, лимонардеры покупают себе "Бентли" с мигалками и эскортом, особняки здесь и замки за границей, и т.д. - и все равно не получается. В церкви же (не тольков нашей) это происходит с абсолютной надежностью и совершенно бесплатно. В контексте этого дорогие иномарки с эскортом у церковных иерархов выглядят нелепым излишеством. Это к тому, что схимники, которых пришлось видеть, место в церковной иерархии занимали наинизшее. А про старца одного настоящего я только слышал, но и он был простой монах. А чтобы старец монастырем заведовал - это я только в "Братьях Карамазовых" читал.))

Ольга: Может помешать читать перебивка ритма. Зато для Драгона какой тренинг! (Он жаловался, что стихи читать не умеет :) Итак, ещё одно стихотворение :) В Александровской слободе Запретных свитков Страшный суд. Приют венчанного на царство, Колокола твои поют Неотвратимое коварство. …Коль место Сергия в руках иосифлян, Коль чёрным пишут нёбо богомазы, Ты, огненною жаждой обуян, Искореняй крамолу и заразу. Мети безгрешных подлою метлой, Грози Усолью пёсьими зубами И предреки безумьем Волховстрой, Остановив волну телами… Потомства нет. Зачем потомки Тому, кто вровень стал с Царём, Кто крови душные потоки Струил пред Божьим алтарём, Кто, запершись на все засовы, Наелся блуда и стыда. Что сделать нам, о Русь, чтоб снова Не стала смертью слобода?



полная версия страницы