Форум » История » Заочные экскурсии. Новгород » Ответить

Заочные экскурсии. Новгород

Сат-Ок: Новгород (к теме «Новгородская республика») Гуляя по Новгороду, трудно избавиться от ощущения, что находишься в столице. Конечно, не в шумной многомиллионной Москве и не в призрачном гиганте Петербурге, где по ночам, как известно, бродит Медный Всадник. Дело не в размерах. Особый столичный дух наполняет новгородскую атмосферу, лишая этот небольшой город (200 тысяч жителей) малейшего налёта провинциальности. Внешние символы столицы наличествуют в полной мере, но о них позже. Главное – люди. Люди приветливы, доброжелательны и сдержанны, в их движениях, взглядах и жестах – скрытое достоинство столичных жителей. Любовь к родному городу заставляет держать улицы и дома в чистоте; на каждом городском автобусе (а большинство из них – «Мерседесы») спереди за стеклом – табличка с крупной надписью: «Господин Великий Новгород». Вот так. Не просто какой-то Новгород, а именно «Господин Великий Новгород». Душа города сегодня – это цветники. Цветы в роскошных клумбах высажены причудливыми узорами, такого богатства оттенков повилось в Москве лишь в последние годы. Причём совершенно не важно – центр города или его окраины, - везде ухоженные цветники создают совершенно неповторимый колорит. Современная ухоженность Новгорода – продолжение исконных местных традиций. Известно, что, скажем, деревянные мостовые появились здесь ещё в Х веке, в то время как в Париже лишь спустя два, а в Лондоне – спустя пять веков. Грамотность населения была практически стопроцентной, все жители ходили в кожаной обуви, - археологами до сих пор не найдено ни одного лаптя, несмотря на то, что лыко замечательно сохраняется в новгородской земле и многочисленные находки берестяных грамот тому подтверждение. Есть ещё один факт, выводящий современный Новгород из общего ряда старинных, полных истории мест. Это осознание жителями причастности к прошлому, которое выражается иногда в простой осведомлённости случайного прохожего о том, где какой из многочисленных памятников древности расположен и как до него лучше добраться. Осведомлённость можно назвать одним из главных качеств и древнего новгородца. Иначе не прожить было в крупнейшем торговом центре Руси. Сметка, сообразительность и владение информацией – отличительные черты людей, живущих в месте, где ежедневно происходят новые события. Исторический центр ограничен остатками древнего вала и – кое-где – рва, наполненного водой: кремль, Ярославово дворище на противоположной стороне реки с многочисленными храмами раннего и позднего средневековья. Вокруг них концентрически расходятся кварталы, отстроенные в ХVIII - ХIХ веках на месте древнего посада. На окраинах – современные районы. В отличие от многих других старинных городов, в Новгороде кипит жизнь. Люди активно приезжают из разных мест, привлечённые сочетанием хорошей экологии и возможности заработать. Здесь находится в том числе и завод по изготовлению жевательной резинки «Дирол», который производит товар на всю Россию. В центральной части Новгород во многом напоминает город-музей Суздаль – та же ухоженность, минимум машин и масса зелени. Продвигаясь от памятника Александру Невскому и церкви Иоанна Богослова на Витке (1384), по набережной, пешеходам постепенно открываются два моста, протянувшиеся к кремлю (пешеходный) и к кольцевой, которая огибает парковую зону и состоит из улиц Розважа, Газон и Волосовой. Волхов оказывается очень широкой рекой, гораздо шире Москвы-реки, тёмно-красный кирпичный кремль с другого берега кажется совсем игрушечным. Мост – символическое место в истории Новгорода. На мосту происходили суровые кулачные бои между представителями различных городских «концов». Сброшенные в реку имели немного шансов выжить, особенно в весенне-осенний период. Именно на мосту вершил свой неправедный жестокий суд Иван Грозный с опричниками, подвергая сотни ни в чём не повинных жителей кошмарным апокалиптическим казням. Ярославово дворище и торг открываются неожиданно и поражают воображение. Даже на территории московского Кремля или в Троице-Сергиевой лавре, не говоря уж о Владимире, нет такого скопления древних соборов. Сейчас, конечно, на этой территории нет никакого рынка, а раньше место, где стоял терем Ярослава Мудрого (суффикс -ищ- свидетельствует о прошедшем времени – «пепелище», «городище») было заставлено лавками купцов; причём каждый ряд (кожевенный, оружейный, златотканый) собирал средства на постройку своей собственной церкви. Сейчас каменные творения разных веков представляют собой причудливую архитектурную группу и больше похожи на усталых путников, встретившихся на перекрёстке веков. Мощный пятикупольный Никольский собор, чья постройка была начата в год вокняжения Владимира Мономаха в Киеве (1113), а закончилась в год изгнания из Новгорода последнего посаженного князя – внука Владимира Мономаха Всеволода (1136). Покрытый розоватой штукатуркой, он кажется вылепленным вручную. Это поверхностное наблюдение оказывается точным – кирпичи в то время лепили вручную, а не штамповали; от этого они по размерам немного отличались друг от друга, стены получались с заметными неровностями, создавая иллюзию теплоты и жизни. Чуть ближе к реке и левее (если стоять спиной к Волхову) в землю вставлен современник Никольского собора - угластый куб церкви Успения на Торгу (1135). Перед ними и была торговая площадь - место знаменитого новгородского веча. Сразу вспоминаются античные традиции народных собраний на агорах. Недаром некоторые исследователи сопоставляют полисную традицию Эллады с периодом удельной раздробленности на Руси. Немного в стороне, особняком стоит на высоком мощном подклете церковь Жён Мироносиц, выстроенная в основном в XV веке на деньги купца Ивана Сырцова, с приделом, постройку которого его дети растянули на целых 27 лет (1510 – 1537). После опричнины именно в подвале этой церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. По идеально прямой Ильиной улице мы идём в глубь города, углядев вдали привлекательный купол Спаса на Ильине (1374). Он стоит на густом зелёном ковре подстриженной травы – стройный четверик с восьмискатной ромбической крышей и вырастающей из неё полной изящной луковицей купола. Его расписывал сам Феофан Грек. Рядом оказывается Знаменский монастырь – детище восьмидесятых годов ХVII века. Нарядная золотисто-синяя роспись хорошо сохранилась, напомнив аналогичную роспись в Ростове Великом и Костроме. Ильина улица, если пойти по ней к Волхову, переходит в пешеходный мост, выгнутый тонкой дугой. На середине бы останавливаемся и долго любуемся открывшейся панорамой и тусклым свинцом размеренных волховских вод. Мощный кремль ХVI века из красного кирпича отсюда кажется игрушечным. Низкие чугунные тучи рельефными громадами чётко очерчиваются, нависая над нами в непосредственной близости. Мимо проходит свадебная процессия, причём небольшого росточка жених, тяжело дыша и отдуваясь, несёт свою избранницу. Оказывается, как и в некоторых других городах, в Новгороде есть традиция в день свадьбы переносить невесту через мост. Мост длинный, и для исполнения необходимого ритуала нужна недюжинная сила и выносливость. Некоторые пары приходят тренироваться заранее, чтобы на свадьбе не уронить на землю невесту, а себя не уронить в глазах болельщиков. Переходим к кремлю. Стены по мере приближения вырастают, и вот уже перед нами – неприступная крепость, лишь по недоразумению терпящая рядом с собой и многочисленных отдыхающих, и загорающих на пляже, и весёлую пристань с прогулочными катерами. Главные особенности новгородского кремля, придающие ему в наших глазах дополнительный статус: Спасская башня и Грановитая палата. Софийский собор выстроен спустя два десятилетия после киевской Софии и превзошёл её по высоте, что имело в те времена большое значения в деле утверждения первенства того или иного города. Ворота Софии изукрашены резьбой по металлу на тему библейских историй. Эти ворота тоже приглашали к себе Иисуса Христа… Рядом в качестве экспозиции выставлены колокола – от полутора до двух метров высотой. Поднявшись на высокую смотровую башню Кокуй (сразу вспомнилась Кукуй-слобода под Москвой в петровское время), долго осматривали окрестности, пытаясь углядеть неспокойное Ильмень-озеро, на берегу которого, может, и поныне сидит Садко-купец, богатый гость. Новгородские былины – совершенно особая часть русской культуры. Буйные традиции отражены в полной мере в цикле о Василии Буслаеве, который беспричинно идёт драться со всем Новгородом и кому руку вывихнет, кому ногу, а вышедшая его увещевать старенькая мать целый квартал протащилась у сына на плечах, пытаясь его остановить, пока Василий, наконец, не обратил внимание, - и что это там сзади болтается? И после этого вовсе, кстати, не смирился, а посоветовал матери идти домой, да поживее, а не то попадётся под горячую руку да вяз червлёный… По всем речным путям волго-окского и северо-двинского бассейна расходились банды ушкуйников – лихих пассионариев, вытолкнутых наподобие скандинавских викингов даже буйной новгородской атмосферой (ушкуйник – от слова из языка вепсов «ушкуй» – небольшая лодка). Одни из них осваивали новые земли и строили города. Так был создан Архангельск на Северной Двине, так было освоено Поморье. Но было и по-другому. Доходило порой до того, что от них страдали ордынские ханы, сидевшие в низовьях Волги в городах Сарай-Бату и Сарай-Берке, и хан Джанибек в середине ХIV века давал распоряжение московским и нижегородским воеводам переловить ушкуйников. Что и было с удовольствием исполнено, потому что ушкуйники грабили всех подряд – и русских в том числе. Ушкуйники предвосхитили завоевание Сибири казаками и «охочими людьми» и поощряемое английским правительством в более позднее время пиратство. Ушкуйники доходили до Карелии, северного Урала, отбирая запасы пушнины у местного населения и облагая его ясаком. Такие экспедиции приветствовались новгородским правительством, потому что приносили немалый доход. Пушнина, как известно, в те времена была ценнейшей валютой, особенно в сношениях с Западом. Вечный соперник сначала Киева, а после Москвы, Господин Великий Новгород, находясь в самом начале пути из варяг в греки, явился истоком русского государства, но вынужден был долгое время отдавать свои лучшие силы на укрепление Киева. С самого начального этапа становления Древнерусского государства новгородские князья приплывали с северной дружиной в Киев, овладевали им, укреплялись, а после присылали в Новгород своих наместников, подчёркивая этим политическое преимущество Киева. Олег пришёл в Киев в 882 году и убил правивших там варягов Аскольда и Дира (существует предположение, что Дир был представителем местной полянской знати). Сын Святослава Владимир укрывался в Новгороде от отцовского гнева, благо помыслы Святослава были направлены в противоположную сторону. Но после его смерти Владимир с варяжской дружиной взял власть в Киеве. Зеркальная ситуация произошла с сыном самого Владимира Ярославом, которого Красное Солнышко как наиболее способного отправил в самое ответственное место. Закончилось дело тем, что Ярослав прекратил выплату полюдья, а разъярённый Владимир умер в разгар военных приготовлений против блудного сына. Ярослав же после четырёхлетней борьбы с братьями вошёл в Киев победителем. После Ярослава Новгород в значительной мере обособился, но закономерности его развития (да и всего северо-запада Руси) выявились наиболее отчётливо после новгородской революции 28 мая 1136 года, когда изгнали ставленника киевского князя Всеволода Мстиславича. С тех пор князя в Новгород приглашали исключительно как военного специалиста. Основные вопросы решались на вечах, в которых принимали участие, возможно, даже жители новгородских пригородов. Конечно, не стоит преувеличивать степень участия простых людей в решениях важных вопросов. Новгород был всё-таки аристократической республикой и реальная власть принадлежала «трёмстам золотым поясам». Но выкрикнуть своё мнение и попытаться перекричать соседа было возможно. Даже после формального присоединения к Московскому государству (1478) сохранялись некоторые вольности. Однако после шестинедельного разгрома, учинённого Иваном Грозным в январе-феврале 1570 года, Новгород так и не оправился. Остатки самостоятельности и вообще сколько-нибудь значимая роль Новгорода в истории вместе с десятками тысяч жителей были тогда мучительно казнены. По свидетельству современников, незамерзающий зимой Волхов три дня не мог течь, будучи запружен трупами по самые берега. Нам трудно представить все следствия такого геноцида. Были полностью вырезаны тысячи семей – носителей традиций местной жизни, мастера, купцы. Связи города с Европой, таким образом, оказались прерваны навсегда. Теперь, стоя на середине моста и оглядывая окружающее пространство, мы ищем приметы тех далёких драматических времён. Новгородская земля полтысячелетия играла ключевую роль в русской истории и чтобы понять свои истоки, всякому человеку необходимо прикоснуться к ней.

Ответов - 19

Zyx: Меня в свое время очень впечатлила драма славянофила А.К.Толстого "Посадник". Даже сейчас читается очень злободневно (удивляет, что ее не ставят - особенно к выборам))). Полагаю, дух новгородской вольности (и механика вечевой демократии) переданы автором очень выразительно. Можно и школьным драмкружком ее поставить.

Сат-Ок: Интересно, спасибо, почитаю!

Сат-Ок: Мост через Волхов. Слева - Торг и Ярославово дворище, справа - Кремль Знаменский монастырь Иоанна богослова на Витке 1384 Иоанна на Опоках 1132 17 век София 11 век Спас на Ильине 1374


Цитатник Мао: Интересно, имел ли Новгород шанс стать русскими Афинами, или изначально был обречен разделить судьбу всех средневековых торговых республик в Европе?

Сат-Ок: Думаю, он и был такими Афинами несколько веков. Но Москва стала Римом и всё обломала.

Александр Гор: Благодарю за экскурсию!

Сат-Ок: Продолжение следует!

Zyx: Экскурсия замечательная! Вообще, раскрутка негромкой темы духовного наследия трех русских вечевых республик (Новгородской, Псковской и Вятской) успешно оппонирует известным русофобским тезисам о "стране рабов". Бывали и мы Периклами! А уж если этот ресурс еще и практически освоить применительно к современности...

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Думаю, он и был такими Афинами несколько веков. Но Москва стала Римом и всё обломала. Для поголовно грамотной страны Новгород озадачивает совершенной неразвитостью литературы (если исключить новгородский былинный цикл, он ведь бытовал изустно). А ведь он не подвегся татарскому нашествию. Или тексты на древнерусском были целенаправленно истреблены Иваном Грозным во время новгородского погрома? С него бы сталось.

Сат-Ок: В этом, наверное, и есть отличие Эллады от Руси. Вот Фроянова почитаешь - так прямо один в один, полисная структура якобы. А посмотришь пошире - уже не получается. Вот в Элладе какая литература-то бытовала прежде всего? - театральная. А на Руси театра не было и в помине - по вполне понятным причинам. Мемуары строчить типа Иосифа Флавия? - личность неразвита, да и стрёмно - гордыней попахивает, сиречь, грехом смертным. Ну, вот Афанасий Никитин оставил воспоминания, так читаешь как мировоззренческий триллер, трагедию. Если взять даже знаменитый новгородский кодекс - так никакой отсебятины - строгая переписка десятков текстов Св. Писания. Чатиться берестяными грамотками - это одно, а вот по-серьёзному можно только сакральные тексты изучать. Например, комедии Менандра или того же Иосифа Флавия :)

Alex Dragon: Слушайте, ну неужто никогда не находилось человечка, которому на грехи смертные и матрицы кругом было с высокой колокольни? У меня вот такая фантазия давно в голове бродит: должен же хоть один на поколение рождаться такой чудак, который для себя, хотя бы в стол чего-нить писал не как положено, принято и возможно, а как самому хочется? Типа для потомков. И всё аккуратно в сундучок складывать. А то как-то получается, что либо дубины стоеросовые кругом, либо, ежели планка приподнялась — дык сразу в святые, а то и в боги, а ля один сын плотника. А между — ну нешто эволюция такая штука, что только крайности рождает — или обывателя, пускай и энергичного, или если нонконформиста — так уж до предела, до юродства, до креста, до пещеры отшельнической, до отречения от всего и вся?

A.K.: Когда читал про пассионариев-ушкуйников, вспоминалось из Волошина: С Беломорья до Приазовья Подымались на клич удальцов Воровские круги понизовья Да концы вечевых городов. Лишь Никола-Угодник, Егорий - Волчий пастырь - строитель земли - Знают были пустынь и поморий, Где казацкие кости легли.

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Слушайте, ну неужто никогда не находилось человечка, которому на грехи смертные и матрицы кругом было с высокой колокольни? Находились, и много. Нерон, например.

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Вот в Элладе какая литература-то бытовала прежде всего? - театральная. А на Руси театра не было и в помине - по вполне понятным причинам. Наши писали мало, зато читали все. Вот автор "Задонщины" явно знает "Слово" наизусть. А греки не читали ни шиша. Аверинцев любил приводить по этому поводу случай не помню из чьей жизни: - Что это за свиток ты читаешь? - Иллиада. - Ты решил стать рапсодом?

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: У меня вот такая фантазия давно в голове бродит: должен же хоть один на поколение рождаться такой чудак, который для себя, хотя бы в стол чего-нить писал не как положено, принято и возможно, а как самому хочется? Типа для потомков. И всё аккуратно в сундучок складывать. Таких чудаков было много. Только будьте благонадежны, все "как хочется" они в итоге писали именно "как положено, принято и возможно" в тот момент. Из кармы своей и коллективной одним хотением не выпрыгнешь. А "чудачества" - это ведь тоже из разряда "возможного".

Ольга: Цитатник Мао пишет: Вот автор "Задонщины" явно знает "Слово" наизусть. Да, так знает, что в 20 веке отклинулось :) Вот в "Слове...": "Кричат телеги в ночи, словно лебеди роспущены..." (по памяти цитирую). Автор "Задонщины", возможно, не сильно понял, что это не смазанные колёса телег так скрипят, у него уже литературный образ возник и так ему понравился, что он этих лебедей уже с своё произведение вставил как реальных птиц (а их там нет, лебедям вода нужна, озеро, а там там только тоненькие две речки). А Блок, учась на филфаке, внимательно читал "Задонщину", но на Куликово поле не съездил и решил, что там и вправду лебеди были. Так в цикле "На поле Куликовом" возникли строки про "плеск и трубы лебедей". И теперь образ Куликова поля связан с лебедями :))) Цитатник Мао пишет: Из кармы своей и коллективной одним хотением не выпрыгнешь. Абсолютно согласна. Был вот при Грозном Матвей Башкин - чудак, сказал, что раз написано в Евангелии, что люби - браться, так давайте читать по-написанному. В пыточный застенок угодил. А когда спустя столетия то же самое сказал Лев Толстой, его зауважали - прецедент уже был, да и нравы немного поменялись.

Alex Dragon: А фотки мелкие. Ты на Радикале при загрузке галку «уменьшить до 640 пикселов» что ли не убрал?

Александр Гор: А я вот тут http://citiesoftheworld.ru/gallery/russia/great_novgorod/ Вот такие нашёл ;)

Цитатник Мао: Ольга пишет: Автор "Задонщины", возможно, не сильно понял, что это не смазанные колёса телег так скрипят, у него уже литературный образ возник и так ему понравился, что он этих лебедей уже с своё произведение вставил как реальных птиц (а их там нет, лебедям вода нужна, озеро, а там там только тоненькие две речки). Все-таки в средние века (неважно где) должное превалирует над реальным абсолютно. Вернее, оно-то реальным и представляется, а не "тьма низких истин".



полная версия страницы