Форум » История » Заочные экскурсии. Старая Ладога » Ответить

Заочные экскурсии. Старая Ладога

Сат-Ок: Старая Ладога - первая столица Руси (к теме «Предпосылки создания государства у восточных славян») Вся Старая Ладога расположена ныне на одной улице, идя вдоль которой можно увидеть город целиком. Сейчас здесь живёт три тысячи человек, и численность населения, судя по всему, не изменилась с глубокой древности. Кругом развешены плакаты, гласящие, что Ладога – первая столица Руси. Можно сказать и так, если вспомнить, что Рюрик с Трувором и Синеусом первоначально приплыли в 860 году именно сюда и только через два года разошлись по Руси, присмотревшись к люду и убедившись в надобности своей миссии. Тогда Ладога ещё не называлась Старой - это Пётр I в 1704 году перенёс город на побережье озера и назвал Новая Ладога. А древняя Ладога стала Старой. Скандинавам были особенно хорошо знакомы два города Древней Руси – Гардарики (страны городов) - Альдейгьюборг и Хольмгард. Хольмгард – Новгород, Альдейгьюборг по-славянски – Ладога. То, что Русь названа «страной городов», не должно вводить в заблуждение. Дело в том, что до XVI века городами назывались ограждённые населённые пункты и крепости независимо от их экономического значения. Таких населённых пунктов было действительно немало, в более позднее время многие из них стали и экономическими центрами. В VII-IX веках в Ладоге формируется племенной центр словен ильменских со святилищем Перуна. Пространство, которое заселяли словене, было мифологизировано: от Ильмень-озера, от верховьев Волхова до речных порогов – место владычества Перуна; территория от порогов до Ладожского озера, морских побережий и приневской низменности ассоциировалась со вторым по значению после Перуна божеством языческого пантеона, Велесом. Велес – покровитель мира мёртвых, леса, зверя, скота, богатства, торговли, поэзии. Атрибуты Велеса – конь и змея. Перуном и Велесом, «скотьим богом», клялась в Царьграде языческая «русь» в 907 и 971 годах. Ладога была основана на границе двух территорий – на возвышенности, господствующей над низменным пространством прибрежья Ладожского озера, вобрала в себя знаки и символы двух сакральных миров и хранила их несколько веков. Территория города делилась двумя речками – Ладожкой и Заклюкой. Первое название – от финского «Нижняя река», второе – от «Верхняя река», что указывает на древнюю мифологическую основу противопоставления «Верха» и «Низа» в топонимии. Каждая часть имела свой могильник и свою дорогу. Обе дороги соединялись на возвышенности с названием «Висельник» («Ахматова гора»). Дальше дорога вела к святилищу Велеса. По ней двигались племенные религиозные процессии, вдоль «священных путей» насыпаны курганные могильники, мимо которых теперь по асфальту проезжают туристы. Рюрик утверждается в Ладоге в качестве «призванного князя», а княжеские «мужи» появляются в Изборске, Полоцке, Белоозере, Ростове и Муроме. В «Повести временных лет» под 6370 (862) годом сообщается: «И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля». Впрочем, если реальность Рюрика хорошо прослеживается на основе западноевропейских источников, то его братья, скорее всего, являются вымышленными фигурами (ту же легенду о трёх братьях мы видим, например, в мифической истории об основании Киева). В 870 – 873 годах Рюрик возвращается на Запад и улаживает владельческие отношения с королём Франции Карлом Лысым и королём Германии Людовиком Немецким. В это время в Ладоге и Новгороде формируется антикняжеская оппозиция во главе с Вадимом Храбрым. Вернувшись, Рюрик сумел расправиться с непокорными и вступил в династический брак с одной из представительниц местной знати. В. Н. Татищев называет её Ефандой. После этого в Ладоге устанавливается мир, развивается торговля. При въезде в город внимание наше привлёк белеющий на фоне заката старый храм на берегу Волхова, и мы захотели выйти. Словно тягучая ниточка незримой связи потянула нас туда. Мы не прогадали. Кругом обошли церковь, и ноги наши невольно свернули в сторону небольшой рубленой часовни с пристроенным домом, находящимся неподалёку. Вблизи от часовни - перевёрнутая лодка. Не успели мы подойти поближе и всё рассмотреть, как дверь скрипнула, и на крыльцо вышел углядевший нас хозяин. Он просто поздоровался и пригласил нас на чай. Так мы познакомились. Илья – священник, он сам срубил часовню с домом и только за день до нашего приезда перевёз туда вещи и младшего сына Тимофея десяти лет. Жена со старшим сыном осталась пока в Питере. Так что фактически мы попали на новоселье. Снаружи домик казался нам небольшим, но внутри будто расширился. Так обычно бывает с деревянными постройками, если бревенчатые стены изнутри не обшиты досками. Наверное, площадь стен в таком случае значительно увеличивается и изгибает объём помещений, лишая его жёсткости. Илья с большой любовью рассказал нам об основных достопримечательностях и посоветовал, куда пойти вначале. Когда мы вернулись после прогулки по городу, то заночевали у Ильи, засидевшись за долгим вечерним разговором. Старая крепость с толстыми приземистыми башнями похожа на один гигантский древний валун. Это громадный каменный кулак, устало лежащий на месте впадения в Волхов речки Елены. За крепостью на городище ведут свои раскопки археологи. На другом берегу Волхова - урочище Плакун, место многочисленных захоронений богатых русичей и викингов. Там находят предметы с таинственными руническими надписями. До сих пор из земли порой извлекаются клады арабских дирхем, средиземноморские стеклянные бусы, балтийский янтарь… На берегу заросли бурьяна и бузины, обкатанные водой камни в несколько обхватов остались с ледникового периода. Всё погружает чувства в седые глубины времени. Густота и вместе с тем чистота древности в Ладоге изумительны. Кажется, что вот-вот из-за поворота выйдет процессия волхвов, и старец с пронзительным взглядом из-под кустистых бровей, тяжело переставляя посох, подойдёт к остановившемуся князю Олегу. С дерзким любопытством смотрит Олег на волхвов с высоты седла, дружинники грубовато пересмеиваются рядом. - Примешь ты смерть от коня своего!.. Хотя мне всё время было непонятно: почему Олег, раз он «вещий», не мог предусмотреть своей гибели? Дело в том, что подобное прозвище не обязательно означает умение предсказывать события. Олег и Ольга – вариант скандинавского титула «Хельгу»: князь-жрец. Наш былинный Вольга, река Волхов, на берегу которой и расположена Ладога, и сами слова «волхв» и «волшебник» также оказываются однокоренными. На окраине города ряд сопок; самую высокую из них, с хорошим видом на излучину Волхова, местные жители называют могилой вещего Олега. Исторический Олег, конечно, похоронен в другом месте, но в Ладоге он бывал часто. Легенда всё-таки жива, потому что жалко расставаться с такими легендами. Вещий Олег сменил Рюрика. Он был управляющим при малолетнем сыне Рюрика Игоре. Олегу посвящены несколько эпизодов «Повести временных лет»: под 6415 (907) годом мы читаем о взятии Олегом Царьграда, о заключении мира с царями Леоном и Александром: «…и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ». Наиболее известно «Сказание о смерти Олега от коня» – благодаря пушкинской «Песни о Вещем Олеге». «Олегова могила» – центральная, самая монументальная из сопок ладожской «сакральной зоны». Археологи исследовали сопку и обнаружили в ней захоронение по обряду сожжения, которое относится к IX веку, а Олег умер позже - в 912 (или 922) году. Почему же сопка носит такое название? Г. С. Лебедев, известный археолог, считает, что эта величественная насыпь могла быть «ритуальным седалищем, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции» (сноска: Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. – С. 215). Помните: …Князь Игорь и Ольга на холме сидят, Дружина пирует у брега… Обратим внимание, что знаменитое предание о смерти Олега в Ладоге - смерть от коня и змеи (атрибуты Велеса!). Может быть, какой-то древний языческий миф лёг в основу языческого сакрального ритуала, который обеспечил особое положение Олегу: «бе бо Олъг вещий». Олег - князь-жрец. Этимология слова «князь» не менее любопытна и подтверждает такое предположение. Слова «конунг», «кёниг», «кинг» (король) – оказываются однокоренными. Более того, таково и польское «ксёндз» - священнослужитель! Исследователи считают, что именно при Олеге в Ладоге были сооружены первые каменные укрепления. О положении Ладоги среди других русских городов свидетельствует тот факт, что около 997 года норвежский ярл Эйрик Хаконарссон «разрушил Альдейгьюборг и взял там много богатства». А в 1020 году великий князь киевский Ярослав Мудрый взял в жёны дочь шведского конунга Олава Шетконунга, Ирину-Ингигерду, и дал ей во владение «Альдейгьюборг и всё то ярлство, которое к нему принадлежит» – так говорится в «Саге об Олаве Святом». Именно из Ладоги в 1045 году начал своё шествие к новрежскому престолу Харальд Хардрада с женой Елизаветой, дочерью Ярослава Мудрого. Долго христианство боролось здесь с язычеством. Языческий солнечный знак – свастика – постепенно стала православным крестом. Священник Илья выбрал Старую Ладогу для жизни не случайно. Город полон духовными исканиями того драматического времени. Последующие века не заслонили их. В Старой Ладоге сохранилось два храма XII века с остатками тогдашних же фресок, - случай довольно редкий. Контраст по сравнению с привычными глазу росписями был разителен. Необыкновенно тёплые насыщенные тона и тонкие греческие лица словно бы приглашали в другую эпоху. Эпоху до монгольского нашествия. Успенский храм, покрытый телесно-розоватой штукатуркой, расположен буквально в двадцати метрах от древнего языческого кургана, на котором совершались погребальные обряды в дохристианскую пору. Это не случайно. Новое верование – а в XII веке на глухом языческом севере оно было, несомненно, новым, - утверждалось за счёт переиначивания на свой лад почитаемых мест, придания им нового культурного смысла. Модная ныне тема «славянского язычества» находит много некритических сторонников среди учителей истории, литературы и МХК. С точки зрения науки истории сведений о языческом периоде на Руси практически нет, а всё, что есть – носит характер косвенный. Нет памятников внутренней традиции, а позднейшие реконструкции только запутывают положение, содержат много домыслов и ложных интерпретаций. Но нелишним будет повторить, что т. н. «Велесова книга» есть документ, созданный в ХХ веке. Викинги в Ладоге не только воевали, но и торговали, заключали браки, вместе со славянами участвовали в религиозных обрядах. Об этом говорит большое количество археологических находок. Интересна ладожская надпись – «щитовая драпа», то есть хвалебная песнь в форме описания изображения на щите (вспомните описание щита Геракла в Гомеровой «Одиссее»): Наверху (щита) в оперенье своём покрытый инеем господин сияющий лунный волк прядей плуга широкий путь (Г. Хёст) В культуре Ладоги органично соединялись «чудские», славянские, и скандинавские традиции. Запад и восток встречались на берегу Волхова и способствовали образования новых, собственно древнерусских форм. Ладога – крупный племенной и культовый центр. Длительные споры норманистов и антинорманистов кажутся здесь бессмысленным политиканством. Во-первых, у варягов не было своего государства и уже в силу этого они не могли его создать на Руси. Тем более, тот же Рюрик не сам пришёл, а был приглашён на княжескую должность, то есть эта должность к тому времени уже существовала. По крайней мере, её вводили вполне сознательно сами местные жители. То, что активные пришельцы были посвящены в местные дела – совершенно естественно для столь тесного общения. То, что при застарелых внутренних конфликтах стараются искать независимую третью сторону, заинтересованную в прекращении вражды, – тоже естественно, достаточно вспомнить современный институт суда присяжных. Если же обратиться к истории других народов, то такая практика окажется общепринятой. Франция, Нормандия, Бретань, Ломбардия, Англия, Болгария являются тому яркими примерами. Дня вполне хватает на то, чтобы обойти весь город, до сего дня оставшийся в границах древней Ладоги. На закате солнце пробьёт толщу туч, и нежным розовым светом озарятся крепостные башни и стены храмов. В затаённой тишине курганов и могильников, среди невысоких дубов, которые узловатыми корнями пронизывают чёрную землю – землю, в скальдической песне названную «могучей дорогой плуга», можно пережить настоящее погружение в глубину веков. Ветер шумит в ветвях деревьев, и чудится древний эпический мотив: Шумели вёсла железо звенело гремели щиты викинги плыли А когда наступит вечер и пора будет возвращаться на ночлег, в деревянной часовне Петра и Февронии Муромских близ Малышевой горы затеплится тонкая восковая свеча, а над урочищем Плакун, над Волховом и Старой Ладогой плавно поднимется полная луна. Зыбким красноватым светом осветит она круглые вершины сопок, тающей лунной дорогой переберётся на левый берег Волхова и озарит мощные стены старой крепости, шероховатые, словно ребёнком вылепленные из глины кубы Успенского и Георгиевского соборов, их шлемовидные купола. Лунный поток скользнёт вниз по течению к излучине Волхова и радужными бликами осветит древние курганы на крутом берегу… Может быть, именно в такую торжественную ночь одиннадцать столетий назад норманнский скальд сложил строки магического заклинания, которые были вырезаны рунами на деревянном стержне: Сверкающий лунный эльф сверкающее чудовище будь нифлунгом (т. е. «будь под землёй») (В. Г. Адмони, Т. И. Сильман) Поглядев на свинцовые воды Волхова, отражающего нависшее над головами низкое облачное небо с холодными проблесками заходящего солнца, мы вернулись к Илье, построжавшие и сбросившие всякую накипь легкомысленности. Так, наверное, и надо было для общения с ним. Он помог нам сохранить полной чашу впечатлений; невозможно было находиться рядом с таким человеком и вести себя излишне эмоционально и торопливо. Илья по профессии звукорежиссёр, а сейчас, помимо того, что священник, ещё и иконописец и, что поразило нас больше всего – кузнец. Удивительно, как одни и те же руки могут с одинаковым умением держать тонкую кисть и тяжёлый кузнечный молот! В углу дома висят выкованные Ильёй древнерусские доспехи: пластинчатая броня, трёхсоставной шлем, меч в богато изукрашенных ножнах… Рядом пояса, вытканные его женой, и картины из соломки её же работы. Многие иконы в часовне, посвящённой Петру и Февронии Муромским, написаны самим хозяином. На добротно сколоченном столе разложены эскизы и краски. Преемственность времён поддерживается такими подвижниками, сознательно уходящими от мельтешения мегаполисов; было очень важно увидеть собственными глазами, что духовная жизнь в древней Ладоге продолжается и сейчас. Георгиевская церковь. 12 век. С берега. Успенский собор. 12 век. Крепость... Волхов Дом Ильи Дома Успенский собор. Св. Кирик

Ответов - 4

A.K.: Готовая статья для проекта ЦНЗК "Научный туризм". Размещу в скором времени.

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: В это время в Ладоге и Новгороде формируется антикняжеская оппозиция во главе с Вадимом Храбрым. Вернувшись, Рюрик сумел расправиться с непокорными и вступил в династический брак с одной из представительниц местной знати. В. Н. Татищев называет её Ефандой. Любопытно, что и Вадим, и Ефанда - явно неславянского происхождения имена. Что это за этнос был, интересно?

Ольга: Не читайте глазами, читайте вслух, постарайтесь уловить ритм - как мерная тяжёлая поступь: Полнолуние в Старой Ладоге. От урочища древних – Плакун – Прянут к волховской мглистой радуге Тени, словно зигзаги рун, Над высокой могилой Олеговой Задрожат, воскрешая быль: От родного скалистого берега В Гарды Рюрик с дружиной плыл. По дороге к владениям Велеса Седовласые шли волхвы, Обретая свою уверенность В вековом прибое молвы, Чтоб в огне костра – не пожарища – Со славянами русь венчать, Чтоб рука, сошники держащая, Рукоять сжимала меча. Сочетайся, тяга земная И норманнская злая честь. Преклонилась глава седая И уста прошептали: «Есть». «Есть и будет», – звенели струнами Гусляры над речной волной. …В Старой Ладоге – полнолуние, Полнолуние над страной.


Цитатник Мао: Ольга пишет: Не читайте глазами, читайте вслух, постарайтесь уловить ритм А у меня вообще не получается стихи глазами читать, как пустое место выходит. Но вслух тоже не получается, нужно что-то среднее.



полная версия страницы