Форум » История » Советская цивилизация (часть 7) » Ответить

Советская цивилизация (часть 7)

Джигар: Продолжение многосерийного обсуждения «советской цивилизации». — A.D. Предыдущие серии: Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Трак Тор: anton_ пишет: Автоваз - колоссальный по объемам проект Да, объемам финансирования очень завидовали буржуйские автопромышленники. "У нас такое невозможно" - такая фраза есть в воспоминаниях о Косыгине. Особенно поражали всех огромные цеховые столовые. С ними интересная история. Кто-то из начальников на свой страх и риск добился изменения проекта (по нормативу положены обычные маленькие столовые, где есть могли в несколько смен и главный цеховой конвейер стоял бы все это время). За перерасход средств человека хотели наказать. Вопрос аж на Правительстве рассматривался. Спас виновника Косыгин: по его приказу экономисты сравнили убыток от перерасхода и огромную выгоду от экономии производительного рабочего времени (весь цех обедал полчаса в огромной столовой вместо 4-х часов в маленькой и шел на конвейер). Уникальный действительно ВАЗ был брежневской уступкой капитализму, последовательный коммунист Хрущев был принципиальный противник личных: подсобных хозяйств, коров, стиральных машин, автомашин и даже кухонного оборудования личного. Кстати, теоретически он прав. Пункты проката и домовые кухни мне очень нравились (я ходил в хрущевскую домовую кухню со специальными кастрюльками еще в 1 классе) И к автомобилям я любви не питаю и жд (только не спиральная - глупость это) всепланетная лучше. И посты Антона замечательные... Да только есть старая английская поговорка: "Если ты такой умный, почему ты такой бедный?" (в оригинале вообще про деньги)рабочие руки, которых не хватало в стране. Кстати, действительно, в стране всегда не хватало рабочих рук, а в других странах (кроме, наверное, гитлеровской Германии) проблемой была безработица. Почему так?

Александр Гор: Трак Тор пишет: Кстати, действительно, в стране всегда не хватало рабочих рук, а в других странах (кроме, наверное, гитлеровской Германии) проблемой была безработица. Почему так? Наверное следует поставить вопрос по-другому. Почему в капиталистическом обществе были лишние люди, а у нас - нет?

Alex Dragon: Не знаю, насколько Хрущёв был противником личных автомашин, однако «Москвич-402/407» и «Запорожец» при нём появились и пошли в массовую серию.


Alex Dragon: Но характер советской экономики был иной. Да, СССР мог производить "Ниву" сотнями тысяч, и они бы продавались, но производил 60 тыс. в год. Потомву что это - металл, это бетон для цезов, это наконец рабочие руки, которых не хватало в стране. И в другой области, более важной, пришлось бы что-то отложить. Не построить детских садов, больниц, не строить, скажем, ж/д вагонов, которых тоже не хватало... И не только. Штришок к потртету эпохи. Из интервью с неким, как я понял — английским — композитором, большим поклонником и аранжировщиком произведений Шостаковича: Дело в том, что в Советском Союзе театры оперетты имели гигантские оркестры. В оркестре Московского театра оперетты, например, столько же музыкантов, что и в Чикагском симфоническом. На Западе это, конечно, невозможно. Содержать такие оркестры слишком дорого. В оперетте “Москва, Черемушки” шесть валторн – как в симфониях Малера. (Смеется.) Только в Советском Союзе была возможна такая роскошь. Какой еще театр может позволить себе содержать такой оркестр?! http://nashenasledie.livejournal.com/1414599.html

Трак Тор: Александр Гор пишет: Наверное следует поставить вопрос по-другому. Почему в капиталистическом обществе были лишние люди, а у нас - нет? Этот вопрос, а по сути утверждение, имеет 2 варианта: 1. Сформировалась новая историческая общность людей, советский народ, и в ней лишних людей не было по определению :) 2. Этатистские государства (Древние Египет и азиатские империи, СССР, Рейх...) не имеют лишних людей. Их с легкостью поглощают великие стройки и войны (и подготовка к оным). Но безработица немного другой вопрос все же

Александр Гор: Собрался я уже сказать какую-нибудь гадость... Но... заглянул в Википедию. (Статья этатизм) Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами. Своей целью ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства. Недурно!

Трак Тор: Трак Тор пишет: Кстати, действительно, в стране всегда не хватало рабочих рук, а в других странах (кроме, наверное, гитлеровской Германии) проблемой была безработица. Почему так? Оказывается, нехватка рабочих рук, безработица (лишние руки), лишние люди - разные проблемы, конечно, но сами эти явления существовали в одно и той же стране одновременно. Хотя в БСЭ написано, что безработица в СССР ликвидирована в 1930г. (в 32-м трудоустроен последний безработный, как в учебниках пишут), безработица во весь рост встала в 1956г., Хрущев много сил положил на её ликвидацию (например, демобилизованных солдат посылали на целинные земли), но устранить так и не смог. Вот здесь о письмах граждан, отчаявшихся найти работу, в разные инстанции (образцы писем там есть): К середине 1956 года в высшие органы власти страны пошел поток писем с просьбами о помощи. Только в Президиум Верховного совета СССР ежемесячно поступало до 4 тыс. писем от оголодавших и обездоленных граждан. и далее: «В конце концов безработицу сделали скрытой и от самого советского народа. С 1970-х любой гражданин мог без труда найти работу, где не ударяя палец о палец получал бы сносную зарплату. Как говорилось в популярном тогда анекдоте, "люди делают вид, что работают, а государство делает вид, что им платит". Но и этот непродуманный до конца эксперимент власти над экономикой и рынком труда закончился крахом. На этот раз — крахом самой власти.» Разумеется, последняя цитата - всего лишь мнение автора статьи, но тот анекдот я хорошо помню, и его часто повторяли при случае. Скорее всего, безработица и нехватка рабочих рук одновременно не является особенностью "советской цивилизации". Многие отличия систем при ближайшем рассмотрении оказываются мнимыми. Так, например, многие думают, что в Советском Союзе не было бомжей. Разумеется, их было меньше, чем сейчас и "статус" их был другой.

Александр Гор: Трак Тор пишет: В конце концов безработицу сделали скрытой и от самого советского народа.

Трак Тор: Ничего смешного, Гор. Скрытая безработица - это отсутствие должного роста производительности труда, даже еще хуже: где мог бы работать один, работают два. anton_ пишет: от модели «погорбачусь на работе—оттянусь на отдыхе», от представления о работе, как о выброшенном времени, человек переходит к осознанию того, что работа –это тоже часть жизни, причем важная. Отсюда и тенденция в обществе с ослабленным отчуждением стремиться не к росту производительности труда в чистом виде, а к уменьшению интенсивности труда при той же производительности. По данным ИМЭМО РАН, в 1980 г. советские предприятия тратили на единицу готовой продукции в 2,1 раза больше электроэнергии, в 1,8 раза больше стали, в 2,3 раза больше цемента и в 7,5 раза больше удобрений, чем американские. Производительность труда в промышленности в СССР росла медленно, в 1963 г. она составляла 35% от уровня США, в 1987 г. — 24%. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/255909/bunt_ekonomiki "Чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил". По данным советских источников рост производительности труда был самый большой в мире, а сама производительность - уступала только США. Так вот рост был недостаточным. А в 90-е вообще ж... была. ------------------------------------- СССР, о потери которого надо жалеть, - это 1957 - 1963г. Семилетка оттепели, не ставшая весной. Вики: "Семиле́тка — семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965), представлявший собой расширенный 6-й пятилетний план (принят в 1956). Период 1956—1965 был временем бурного роста советской экономики". Далее, правда, указывается, что большой вклад в рост "труд заключённых ГУЛАГа, немецких и японских военнопленных". А вот что "В период 1956-1965 ггодов в СССР активно развивалось производство легковых автомобилей (Москвич-407, ЗАЗ-965, ГАЗ-21), объем их выпуска был доведён до десятков тысяч в год" - чепуха! Десятки тысяч (ну на самом деле побольше - Вики врет) - а в США 6 млн., в Японии - 3 млн... ------------- Вот с этого места (1957г., после выхода в свет ТуА) и надо писать оперу "Легенда о несбывшемся СССР"! (опер скажет - напишу:) Автоваз решили не строить, Хрущев обратился к народу с предложением затянуть пояса и не догонять Америку по автомобилям и побрякушкам (разве что по мясу). Вместо этого развивать общественный транспорт (см. проект Линейного Города архитектора Завалишина, с которым он пытался в ЦК обращаться), ж.д. и скоростной метротрамвай (представим, что этот современный проект мосгипротрансовцы сделали ещё тогда), малую авиацию и дирижабли..., а в целях укрепления здоровья нации резко увеличить выпуск велосипедов и построить во всех городах велодорожки. ...в следующем году энтузиасты биотранспорта изобрели компактный шаговый двигатель и литиевые аккумуляторы и сделали образец мотор-колеса для комплектации электровелосипедов; появилась идея оригинального транспорта - струнной дороги, которая позже вытеснит архаичную железную дорогу... ...Новочеркасского расстрела в 1962г. не случилось, так как производство мяса выросло и покупательная способность рабочих того завода не упала, напряженность в СЭВ пошла на убыль и Пражской весны тоже не было...

Александр Гор: Дорогой мой! Может быть я выживаю из ума... И не в состоянии уже отследить повышение зарплат... бюджетников. Но, вот барышню... которая попыталась покончить с собой от страха потерять работу - видел воочию. В СССР люди потерять работу - не боялись. И человеческое счастье - стоит любой производительности труда...

Трак Тор: Бриллиантовый наш! Счастье у вас кончилось вместе с холявными путевками в санатории, это я понимаю и вам сочувствую. А у меня никакой особой холявы (не считать же холявой квартиру от гос-ва после 13 лет работы на неё на коротком поводке) не было. Мои дети работают где хотят (ну или где могут), живут в своих квартирах, полученных не от государства, страху как-то противостоят. Вы рассуждаете о счастье, как Киса Воробъянинов о жертве :) Не переживайте, предводитель, парад, который называется жизнью, продолжается! И что с того, что командовать им будете не вы?

Александр Гор: Трак Тор пишет: Мои дети работают где хотят, живут в своих квартирах И другие люди Вас не интересуют... Ох, Вы и «утопист»...

Трак Тор: Я же сказал, я вам сочувствую (хотя кое-что из "бриллиантов" у вас ведь осталось?)... А вы желаете мне всяческих неудач и невзгод? ЗЫ. Вспомнил песенку Высоцкого: Все заступаалси за Анжелу Девис!Помните такую?

Трак Тор: А не переключиться ли вам с моей персоны на содержательное? Как вам мой сюжет из длинного поста? Я имею ввиду не конкретику про метротрамваи, а идею: как вы видите альтернативное развитие СССР после пика 1957? тем же самым, только холявы больше? Или что бы вы хотели изменить?

Александр Гор: (Лекторским тоном) Занятно, что это психология всего диссидентского сообщества. Люди вне их круга – не существуют... Человеку совершенно неважно, сколько людей напьётся таблеток, опасаясь потерять работу... Он тут же интерпретировал что-то там относительно моей персоны... И перевёл разговор в другое русло... Ну-ну!

Alex Dragon: Собственно Трак Тор и раскрыл до конца свою позицию — он-то как раз от развала СССР и выиграл, типичный мелкий буржуа, который вполне пристроился, и родственники которого пристроены, и всё в шоколаде. Он ноет про тоталитаризм и путиных не потому что его как-то беспокоит какая-то там свобода — этих свобод у него попой ешь. Никто не ограничивает ни его свободу передвижения хоть в Актюбинск, хоть в Барселону, ни право собирать марки или крокодилов, ни право кататься на «жигулях» или «бентли», ни даже право нести всякую удню с трибуны. Были бы деньги. А вот деньжат побольше хапнуть мелким буржуа мешают буржуа крупные, которые шелупонь всякую держат на коротком поводке и в строгом ошейнике остриями внутрь, не давая залезть мордой в корыто на бОльшую глубину. Вот они злобой и давятся — и тогда к корыту их не сильно пускали, и сейчас. А ещё статусности хочется, быть «уважаемыми людьми». А их, сирых, никак за таковых признавать не хотят — ни дяди в членовозах, на них сверху плюющие, ни соседи.

Vika: Трак Тор пишет: Этот вопрос, а по сути утверждение, имеет 2 варианта: 1. Сформировалась новая историческая общность людей, советский народ, и в ней лишних людей не было по определению :) 2. Этатистские государства (Древние Египет и азиатские империи, СССР, Рейх...) не имеют лишних людей. Их с легкостью поглощают великие стройки и войны (и подготовка к оным). Нда... Все в кучу, и Древний Египет и СССР и фашисткая Германия. В таком случае можно добавить к списку и древнюю Грецию и феодальную Европу и все другие не капиталистические общества по той простой причине, что в них большинство населения не продавало свою рабочую силу, и поэтому говорить о безработице в современном смысле по-крайней мере некорректно. А о причинах безработице при капитализме достаточно вспомнить классиков. Маркс называл безработных "резервной армией труда", без которой капитализм просто невозможен, и капиталистические экономические циклы невозможны и поэтому невозможен был бы процесс накопления капитала. К тому-же безработица хорошо дисциплинирует рабочих, увеличивая власть капиталиста. Но все хорошо в меру и капиталисты это понимают. Без безработицы, они потеряют свою власть, слишком много безработицы грозит дестабилизацией и революцией, что также может привести к потери власти. Поэтому капитал стремится к "золотой середине" или как Веблен говорил "бизснес как обычно", Веблен это еще называл саботажем или "сознательного снижения эффективности" бизнесменами для поддержания своих доходов. Вот интересная цитата из Веблена "О сущности и способах саботажа" включает и тему о безработице : Было бы нетрудно доказать, что общественное благосостояние в любом обществе, которое основано на рыночной системе, не может поддерживаться иначе, как только с благотворной помощью саботажа, который заключается в регулярном обращении к задержке производства и препятствовании ему, и в таком ограничении производительности, которое поддержит цены на достаточно выгодном уровне и тем самым защитит бизнес от депрессии. Действительно, именно соображения такого характера привлекают ныне самое пристальное внимание должностных лиц и деловых людей, пытающихся преодолеть угрозу депрессии в американском бизнесе и последующий трудный период для всех, кто главным образом зависит от чистого дохода с инвестиций. Если бы не благотворное ограничение (посредством саботажа) производительного использования имеющихся промышленных предприятий и рабочих, было бы вовсе невозможно поддерживать достаточно выгодный уровень цен сколько-нибудь значительное время. Со стороны бизнеса контроль скорости и объема производства является необходимым для сохранения прибыльности рынка, а прибыльность рынка есть первое и постоянное условие процветания в любом сообществе, промышленность которого является собственностью деловых людей и управляется ими. А методы и средства этого неизбежного контроля объемов производства в промышленности всегда будут чем-то вроде саботажа, чем-то по типу задержки, ограничения, сокращения, незанятости предприятия и рабочих, посредством чего выпуск продукции удерживается ниже уровня производственных возможностей. Механическая промышленность нового образца чрезмерно производительна. Поэтому темпы и объемы производства должны регулироваться исходя из того, что выдержит товарооборот, иначе говоря, что принесёт наибольшую чистую прибыль в ценовом выражении бизнесменам, руководящим производственной системой страны. В противном случае повсюду будет «перепроизводство», экономическая депрессия и последующие тяжелые времена. Перепроизводство означает производство сверх того, что рынок сможет поглотить при достаточно выгодной цене. Таким образом, оказывается, что дальнейшее процветание страны время от времени зависит от «сознательного сокращения эффективности» деловыми людьми, контролирующими объем промышленного производства в стране. Конечно, они контролируют все это в своих собственных интересах, а свои собственные интересы всегда означают прибыльную цену. В любом сообществе, основанном на рыночной системе с инвестициями и коммерческими предприятиями, регулярная незанятость имеющихся промышленных предприятий и рабочих, в целом или частично, представляется непременным условием, вне которого сносные условия жизни не могут быть обеспечены. Иначе говоря, ни в одном подобном сообществе нельзя допустить, чтобы производственная система работала на полную мощность в течение любого заметного промежутка времени ценой деловой стагнации и вызываемых ею лишений для всех классов и категорий людей. Требование прибыльности бизнеса не будет мириться с этим. Поэтому, темп и объем производства должен приспосабливаться к нуждам рынка, а не к работоспособности имеющихся ресурсов, оборудования и рабочей силы и не к нуждам общества в потребительских товарах. Поэтому всегда должен иметься определенный переменный запас безработицы заводов и живой силы. Темпы и объемы выпуска продукции, конечно, невозможно скорректировать при превышении производительного потенциала производственной системы. Поэтому их приходится регулировать, удерживая производство более-менее ниже максимума, в зависимости от рыночных условий. Это всегда вопрос большей или меньшей незанятости предприятий и рабочей силы и тонкого регулирования незанятости этих имеющихся ресурсов, «сознательного снижения эффективности», следовательно, это начало премудрости всякого нормального заурядного коммерческого предприятия, задействованного в промышленности.

Трак Тор: Vika пишет: В таком случае можно добавить к списку и древнюю Грецию и феодальную Европу и все другие не капиталистические общества Маркс бы не добавил. Он выделял одно время азиатские деспотии в отдельную от рабовладельческих (как Греция) формацию, ну а СССР и Рейха не было тогда. Я в курсе, что у профессионалов такое (как у меня, а не у вас) смешение моветон, но я не профессионал, мне простительно :) Чисто внешняя аналогия: пирамида Хеопса и Дворец Советов с памятником Ленину на крыше высотой 420м (проект), методы (не технические, конечно) и цели строительства сходны. Если бы Дворец строился, было бы занято очень много людей. В Греции такого не было, разве что в Риме были большие народные стройки типа Аппиевой дороги. В Третьем Рейхе был «Германский трудовой фронт» с 22 млн. членами и его народные предприятия. Чисто внешняя аналогия, без использования формационного подхода и классового анализа. Что касается Торстейна Бунде Веблена, то меня больше интересуют не его труды о безработице (что вряд ли актуально более века спустя), а другое Если вам интересна не только политическая экономия, но и технократия как вариант экономики будущего, я бы предложил вам побеседовать об этом в другом месте. Там тихо и нет ругани, а здесь мне, говоря дипломатическим языком, участвовать в обсуждениях больше не представляется возможным ЗЫ. давеча я написал про Штаты: "у вас". Хоть я и немного ошибся, скажу как я угадал (вдруг вам пригодится). В пишете вместо "точно" - "аккуратно", "аккуратность", accuracy - а не точность. Если бы это было один раз, это была бы случайная погрешность стиля, но это было целых два раза. Вы начинаете мыслить по-английски :)

A.K.: Трак Тор пишет: Автоваз решили не строить, Хрущев обратился к народу с предложением затянуть пояса и не догонять Америку по автомобилям и побрякушкам (разве что по мясу). Вместо этого развивать общественный транспорт (см. проект Линейного Города архитектора Завалишина, с которым он пытался в ЦК обращаться), ж.д. и скоростной метротрамвай (представим, что этот современный проект мосгипротрансовцы сделали ещё тогда), малую авиацию и дирижабли..., а в целях укрепления здоровья нации резко увеличить выпуск велосипедов и построить во всех городах велодорожки. ...в следующем году энтузиасты биотранспорта изобрели компактный шаговый двигатель и литиевые аккумуляторы и сделали образец мотор-колеса для комплектации электровелосипедов; появилась идея оригинального транспорта - струнной дороги, которая позже вытеснит архаичную железную дорогу... ...Новочеркасского расстрела в 1962г. не случилось, так как производство мяса выросло и покупательная способность рабочих того завода не упала, напряженность в СЭВ пошла на убыль и Пражской весны тоже не было... Как вам мой сюжет Мне нравится.

anton_: Трак Тор пишет: Маркс бы не добавил. Он выделял одно время азиатские деспотии в отдельную от рабовладельческих (как Греция) формацию, ну а СССР и Рейха не было тогда. Я в курсе, что у профессионалов такое (как у меня, а не у вас) смешение моветон, но я не профессионал, мне простительно :) Маркс отказался от азиатского способа производства, как формации по мере разработки своей теории, т.к. данное явление не может быть выделенно в отдельную формацию. Формация по Марксу характеризуется прежде всего уровнем развития производительных сил, а азиатский тип производства в этом плане не отличается от остального рабовладельческого мира. Так же рабоство широко использовалось и в феодальной формации и даже в капиталистической, но это не дает оснований относить, скажем, Южные штаты к рабовладельческой формации. Реально место азиатских деспотиий в истории стало ясно только недакно, после открытия "внутриформационных" циклов развития общества. Но это другая тема... Трак Тор пишет: Чисто внешняя аналогия: пирамида Хеопса и Дворец Советов с памятником Ленину на крыше высотой 420м (проект), методы (не технические, конечно) и цели строительства сходны. Если бы Дворец строился, было бы занято очень много людей. Чисто внешне Эмпайр Стейт билдинг вполне сходен с египетскими пирамидами. Впрочем, тут даже не внешняя связь... Роль масонства и его идеологии, восходящей к розенкрейцерству и берущей свои истоки в древних учениях в становлении США крайне велика. И в архитектуре так же. Реально многие арзхитекторы США закладывали мистические мативы в свои пректы, и ничего плозого в этом нет -реально архитектура, как род занятий выходит именно из строительства религиозных зданий. Так что Иофан всего лишь следовал вполне мейнстриму в архитектуре. Реально же по строителству огромных сооружений как раз США держало в то время первентсво. Вот хрестоматийный пример Дамба Гувера, а ведь это всего лишь одно из грандиозных сооружений в стране. Индустриализация СССР как раз и рассматривалась на основании американской модели, только очишенной от капитализма, и по этому еще более эффективной. А так, новые города в пустыне, огромные здания и перемещение масс людей туда-сюда - это нормальное состояние индустриального мира. И нет нужды вводить лишние сущности... А вот безработица в США была, несмотря на все индустриальное изобилие и колоссальный рост.

Трак Тор: Дык и в СССР в 1955 - 1956г. была. Моего отца, капитана СА, награжденного боевыми орденами и медалями СССР, прошедшего войну с Курской битвы (где погибло большинство его однокашников) и до Берлина, выперли из Вооруженных сил СССР и он был вынужден поступить в ученики слесаря (а другие, как я писал, писали, 4 тыс отчаянных писем в ВС СССР в месяц о своей безработице), без жилья для своей семьи; его, коренного москвича, приютил отец моей матери на самозахваченном участке на окраине города Воронежа. Одно хорошо, я писал во всех анкетах соцпроисхождение "из семьи рабочих" и это здорово помогало, даже стипендию получать, но где тут моральное преимущество перед США? Антон, я тут персона нон грата, давайте общаться на МЕ, я вам много чего расскажу, если у вас действительно есть стремление к истине! В противном случае - чао! ЗЫ. Ваши сравнения с Эмпайр Стейт билдинг и Дамбой Гувера как-то не очень (в контексте моего поста) против такого:)

Alex Dragon: Нет повести печальнее на свете, чем подробный список претензий старого кухонного диссидента к СССР.

Alex Dragon: makcum пишет: Александр Гор пишет: верно... наш деятель культуры нужен для реализации идеалов оного государства. Не для реализации идеалов, а для сохранения власти, Гор. Ефремов существовал вопреки деятелям СССР, а не благодаря. Я говорю не о стране, а о государстве - то бишь политической составляющей. Кстати говоря, именно при Сталине наша культура окончательно заглохла, и только когда открутили гайки, появился Ефремов и другие. Я не против лучшего в СССР, но тоталитарному государству - то бишь власти - не были никогда нужны деятели культуры, уж тем более для идеалов. Иначе бы они Ефремова на руках носили и боготворили. Не было этого, Гор. И это факт Мечтатель21 пишет: Опять пулемет собрали, что тут будешь делать! Причём пулемёт какой-то корявый, из гнилых деталей. Макс, во-первых, ИАЕ начал публиковаться именно при Сталине — если иметь в виду хронологические рамки. Во-вторых, утверждение о «заглухании культуры» звучит просто неумно и невежественно — ведь тогда эта самая культура в стране только-то и появилась, вернее, к ней начали приобщаться массы. К театрам, музеям, концертам, выставкам и пр. до революции процентов так 95-99% населения отношения не имело никакого. Гармошка и балалайка — вот их удел. А «высокая культура» — это было развлечение для очень узенького слоя людей, которые были в стране фактически иностранцами. Так вот объясните мне, почему современный умник говоря о заглухании культуры в «тоталитарном СССР» ассоциирует себя со сливками дворянской аристократии — чья культура действительно заглохла? Хотя на самом деле заглох образ жизни и его атрибуты, классика же этой культуры никуда не девалась. А не ассоциирует со своим предком, который жил в деревне в избе, всю жизнь ковырялся в навозе, из всех языков владел только русским матерным, а самым высшим культурным достижением которого было разглядывание вывесок магазинов и кабаков во время поездок в город на базар? Хотя нет — были ещё ярмарочные балаганы, Петрушка, копеечные лубки, службы в церкви и гармошка с балалайкой.

anton_: Случайно наткнулся на интересный пост о скульптурах в парке им. Горького. ссылка Довольно интересно. О пресловутой "Девушке с веслом" довольно много написано, но оказывается она была не исключением, а нормой. Во первых, поражает открытость женского тела в "ханжеские" в нашем преставлении 1930 гг. (по сранению с 1920 гг.). Во вторых, поражает наличие именно женских тел, в отличие от мужских, скажем 3-Рейха. Для последнего наличие мускулистых мужчин понятно - это агитация для будущих солдат, формирование специфической солдаской кульутры (о связи солдатской культуры с гомосексуализмом пока умолчим). А вот гармонично сложенные женщины - это интересно. Даже одетые. Похоже на чистое стремление к красоте, при практически полной коммерческой бесполезности этого стремления. Интересно. что послевоенные скульптуры уже гораздо менее открыты.

Мечтатель21: В 30-е гг. вообще было довольно свободное отношение к открытому телу, и к женскому в частности. Достаточно вспомнить картины Дейнеки, Самохвалова, парады физкультурников (видел как-то по ТВ такой парад, если не ошибаюсь, 1938 года. Там буквально танец живота среднеазиатки исполняли. Для более позднего СССР такое трудно представить). Подборка картинок на тему: http://catrina-burana.livejournal.com/9770.html

anton_: Перенос из темы «Публикации о Ефремове». — A.D. Александр Гор пишет: И пришёл конец социальной космической державы... Как-то охранявшей ценности традиционного общества... И наступило «счастье великое»! Девяностые годы на постсоветском пространстве. Эпоха «одухотворенности и заботы о людях»! Не секрет, что диссидентская публика... представляла собой конгломерат не очень-то умных, эмоциональных, как домохозяйки и мечтательных, как маленькие дети - людей. Их думаю можно и простить... Хотя, они и приняли участие в развале собственной Родины... Их просто обманули и обманули те самые люди, с которыми, как казалось нашим диссидентам, вели они последний и решительный бой... Но, кто бы мне ответил на вопрос... Зачем сейчас тащить на свет божий публикацию 1989 года? Кто-то так и остался умом в той эпохе? В эпохе расцвета перестроечного безумия? Кто-то ещё не распробовал вкус «необратимости перемен»?!!! А где в этой статье диссидентская публика? И причем тут обман? Кого обманули - автора статьи? В чем? В том, что перемены оказались необратимы? Так оно и так и оказалось. В том, что роман "Час Быка" оказался напечатанным. И печатается до сих пор. В том, что произведения Ефремова стали доступны? Все это оказалось правдой. Хотели свободного доступа к книгам - получили. Хотели свободного выезда за рубеж -получили... Впрочем, это к статье не относится. А интересна эта статья прежде всего тем, что тут намечены некие "контуры", по которым пишутся большинство статей о Ефремове. В принципе, возможно они были намечены еще ранее, но это не важно. Интересно, что большинство понятий давно стало штампами, например, о важности духовного развития, с тем, что то, что подразумевается под этим "духовным" не расшифровывается. Между тем, это очень важно. ИМХО, писатель имел под духовным, духовностью нечто иное, нежели автор статьи, а автор статьи в свою очередь иное, нежели современный человек. Вот сейчас духовность редуцировалась до релегиозности, но не находилось ли это понятие на этом пути в момент написания статьи. Поэтому-то и историки будущего в романе Ефремова самым важным в своей работе считают изучение и воссоздание не этапов овладения человечеством все новыми и новыми, скажем, видами энергии и не политической его истории, а истории духовных ценностей. Того, как в неустроенной жизни Эры Разобщенного Мира выковывались духовные, морально-этические основы будущего общества. Т.е. вычеркивание из "духовной сферы" науки (это в статье по ученного!) и социальных особенностей, сведение духовности видимо к искусству - не является ли началом пути, на конце которого сведение духовности чисто к ритуальным действиям в религиозной сфере?

Александр Гор: anton_ пишет: А где в этой статье диссидентская публика? М-м-м... За печатной машинкой... Может быть и не выраженный диссидент... Но... anton_ пишет: И причем тут обман? Кого обманули - автора статьи? Ну я полагаю... В СССР тысяча девятьсот восемьдесят девятого года... Жило чуть больше простодушных и наивных людей... anton_ пишет: В том, что перемены оказались необратимы? Так оно и так и оказалось. Вот тут опять не смею спорить. Но... последствия этих изменений для интеллигента конца восьмидесятых - сияли... А, «вдруг» оказалось - что зияют! Однако...

A.K.: Александр, я вчера, ноаконец, понял, что же мне в Вас абсолютно непонятно!:) Мне непонятна Ваша позитивная программа. У каждого из достаточно регулярных посетителей этого форума своя позитивная программа есть. У Алекса, у Сат-Ока, у Елены, у Максима, у Антона, у Джигара, у меня... В чём-то наши программы могут быть ошибочными, но так или иначе они присутствуют. А где Ваша программа? Пока что из того, что Вы написали, следует, что правильно запрещали "Час Быка", потому что как только его разрешили, так вскоре социальная космическая держава перестала существовать. А что делать? Как сделать так, чтобы и космическая держава была, и социализм с подлинно человеческим лицом, и чтобы при этом хорошие книги читать не запрещали? Каков Ваш ответ? А то Вы только других ругаете.

Александр Гор: A.K. пишет: У каждого из достаточно регулярных посетителей этого форума своя позитивная программа есть. <...> В чём-то наши программы могут быть ошибочными, но так или иначе они присутствуют. А где Ваша программа? Вы знаете, у того товарища, что писал послесловие к «Часу Бака» - тоже была «позитивная программа»... и «в чём-то», он ошибся... И, как это не парадоксально... именно пребывание на форуме... убедило меня, что советское руководство действовало слишком мягко! Недостаточно осознавая, сколько «прекрасных вещей» может натворить романтик со «слегка неправильной» инициативой! А позитивной программы - у меня действительно нет, Вы правы. Скорее всего - наше общество ждёт крах. Крах нехороший и очень близкий. И спасти нас может... разве что... чудо

Alex Dragon: Гор, как бы это сказать… Вот проблемы с «Часом быка» в течении лет — это прямое следствие своеобразного понимания советским руководством своих обязанностей. Вы не хотите простую вещь признать, что в этом руководстве давно уже не было людей, которые пеклись бы о чём-то кроме своих личных или в лучшем случае ведомтсвенных интересах. И «пожёстче» означало бы только что давили бы тех, кто в эти самые инетресы не вписывался. Вы что думаете, Лерочку Новодворскую в психушке ради вас, любимого, держали, предохраняя нежные нервы населения от разнузданной глупости? Отнюдь. Они своё спокойствие охраняли. А ваше только постольку, посклольку в данном случае вам повезло и ваш интерес совпадал с их интересом. Когда эти интересы поменялись и бабу Леру стало выгодно запустить на трибуну — её и запустили. Или вы думаете что «перестройку» делали люди из каких-то других кабинетов?

Александр Гор: Alex Dragon пишет: что в этом руководстве давно уже не было людей, которые пеклись бы о чём-то кроме своих личных или в лучшем случае ведомтсвенных интересах. Ну и что? Открою Вам «страшную тайну»... В капиталистическом обществе альтруистов-чиновников тоже не бывает. В принципе. Ну... а автор послесловия в это явно верил. Я помню... этих верующих-пропагандистов капитализма... И разрушения собственной страны. Прекрасно помню. «Гениями» уж простите я их не считаю... А Вы... считаете? Положа рука на сердце?

Alex Dragon: Гор, вот о чём вы говорите? Вы начинаете впадать в тот же аутизм, что покинувшие нас, так сказать, «коллеги» — имена не будем поминать всуе, не слышавшие никого и ничего, кроме своих воспалённых фантазий. Кто тут говорит про чиновников капиталистических? Вот покажите мне пальцем место, где речь шла о том что они лучше и надо заменить на них. Вы задним числом постоянно делаете подмену: будто бы тот, кто против засилья советской бюрократии и вообще недостатков советской системы, тот автоматически сторонник капитализма и новорусской реальности. Но это ведь очевидная глупость. В авторском тексте на этот счёт ничего не сказано, там ни слова против коммунизма. Среди слов тут присутствующих, очевидно, тоже. Что будет дцать лет спустя, тогда знать никто не мог. Так какого вы тут исходите желчью? К тому же у меня такое подозрение, что вы перестройку встретили «на ура» и разговоры об «обновлении социализма», «исправлении курса», «возвращении к ленинским нормам» восприняли вполне серьёзно и буквально, а не как декорацию, прикрывающую контрреволюцию. Ведь так? Так чего вы тут строите из себя невинность нецелованную и пеняете всем свысока? Сами ведь, поди, ораторствовали и на кухнях, и в курилках, а то и на митингах.

Александр Гор: Alex Dragon пишет: Вот покажите мне пальцем место, где речь шла о том что они лучше и надо заменить на них. 1989 год. Год написания статьи... Alex Dragon пишет: Так чего вы тут строите из себя невинность нецелованную и пеняете всем? Невинность мне совершенно безразлична... Как и всяческие покаяния... и прочая шизофрения антисоветчиков-поэтов. Я всего-навсего... претендую на звание человека, который понял всю глупость 1989 года...

Alex Dragon: Александр Гор пишет: 1989 год. Год написания статьи... А-а-афигенная логика. Может всё-таки будем опираться на текст, а не на календарь? Гор, если вы хотите, чтобы с вами разговаривали как с нормальным человеком, а не послали подальше — перестаньте ерунду нести. А то читаю вас и мне начинает Трак Тор сотоварищи мерещиться.

Alex Dragon: Любопытная статья опубликована в «Скепсисе» — интересный образец рефлексии «слева» в середине 60-х положения в стране, имевшая хождение в самиздате. Называется «Российский путь перехода к социализму и его результаты», известная также как «Завещание академика Варги». К последнему она на самом деле не имела никакого отношения, истинный автор воспользовался именем к тому времени покойного академика для сохранения своей анонимности — то есть безопасности. Для аудитории нашего форума, пожалуй, наиболее интересны такие строки: В таком виде изо дня в день эта догматизированная идеология преподносится массам в прессе и публичных высказываниях руководства. В таком виде она преподносится юношеству в высших учебных заведениях, в системе партпросвещения, в «партийных школах». Естественно, что она принимается на веру только людьми политически наивными и неразвитыми и способствует развитию такой наивности и неразвитости. А некоторые лица, особенно члены партии, стремятся внушить её себе по долгу партийности и службы. У многих же членов общества вся эта официальная идеологическая пропаганда не может не вызвать идейного безразличия или идейной опустошенности и скептицизма, иногда даже цинизма. В стране давно уже происходит процесс деидеологизации общественного сознания, создающий благоприятную почву для всякого рода чуждых влияний и увлечений, иногда совершенно нелепых. Всё это, конечно, не укрепляет, а расшатывает существующий строй. 22. Материальные и идеологические отношения в стране определяют наконец и нравственное состояние «советского» общества. Старая религиозная мораль, взывавшая к осуществлению идеала добра и правды, опираясь на идею загробного воздаяния, давно дискредитирована в глазах большинства членов нового общества, хотя холодная абстрактность официальной идейной пропаганды и заставляет некоторых тянуться опять под обаяние старой религиозной символики. Новая материалистическая мораль теоретически не разрабатывается, не обосновывается с философской и исторической точек зрения. Она также сводится к догматическому провозглашению абстрактных лозунгов, не могущих затронуть человеческое сознание сколько-нибудь сильно и глубоко. И между тем материальные отношения, господствующие в «советском» обществе, часто соответствуют возникновению аморальных переживаний и поступков. С одной стороны, слишком большая материальная, семейно-бытовая обеспеченность партийно-бюрократических верхов часто вызывает у самих «номенклатурных» работников, а в особенности у членов их семей, не только самодовольство и заносчивость, но нередко и развращённость, она толкает их на стремление к ещё большему достатку, на разбазаривание и присвоение государственного имущества, на жажду удовлетворения своих разнузданных страстей, иногда приводящих их к преступлениям. Представители такой развращённой чрезмерным достатком молодёжи получили даже название в прессе «плесени». Иногда о них пишут, часто их судят, но положение от этого не меняется. С другой стороны, материальная необеспеченность трудящихся города и деревни часто толкает их на повышение своего жизненного уровня путём воровства и также приводит к нравственной растленности, выражающейся в пьянстве, в издевательстве над жёнами и детьми, в домашних склоках, нежелании работать, в хулиганстве и часто в бессмысленных преступлениях. При этом страшно не только то, что остро нуждающиеся люди портят жизнь своих семей, идут на преступление, гораздо хуже то, что люди, работающие и даже не плохо зарабатывающие, часто бросают своих жён и детей, а иногда и берутся за ножи из-за полной нравственной невоспитанности и опустошённости. Они доходят при этом иногда до изуверства, до садизма, например, проигрывая друг другу в карты жизнь случайных прохожих и проезжих. В лучшем положении как будто находятся средние слои «советского» общества, которые не ведут слишком обеспеченной, беззаботной жизни, но в то же время зарабатывают достаточно, чтобы сводить концы с концами и вести «нормальную» жизнь с членами своих семей. Но именно в нравственном сознании этих слоёв особенно наглядно и отчётливо проявляется ещё одна отрицательная сторона жизни «советского» общества: отсутствие в ней истинно демократического содержания и вытекающих из него активных гражданских интересов. Отсутствие таких интересов приводит членов этого общества в мир личных, частных, семейных вопросов и отношений, к обывательскому существованию. Рядовой советский гражданин, помимо служебных забот, думает главным образом о приобретении личного имущества — хорошей квартиры, дачного участка, телевизора, костюмов и т.п. Он копит на это деньги, гордится всем этим перед родственниками и знакомыми. Люди такого пошиба являются, по сути дела, представителями «советского» мещанства. Отсутствие в жизни нашего общества живого демократического содержания, отсутствие свободы мнений, свободы слова, официальность и формальность идеологии — все это разъединяет членов общества в их повседневном существовании, делает их безучастными и равнодушными друг к другу. Конечно, встречаются сплочённые семейные и профессиональные коллективы, члены которых поддерживают друг друга и заботятся друг о друге. Но это — оазисы в общей пустыне равнодушия и нравственного одиночества. Если у человека нет большой, хорошей, дружной семьи и близких друзей, он связан в жизни только с холодными бюрократическими начальниками на работе и равнодушными соседями дома. Из тех и других мало кто проявляет желание и готовность помочь ему в беде. «Советские граждане», в общем, и понятия даже не имеют о том, что значит истинная социалистическая демократия и вытекающая из неё коллективность нравственных отношений. Таким образом, если в своей социально-политической жизни «советское» общество стало давно централизованно-бюрократическим, то в своих идеологически-нравственных отношениях оно давно уже стало авторитарным. Большинство его сознательных граждан, преданных существующему строю, обладает мировоззрением «марксистско-ленинским», миросозерцанием — ведомственным, мироощущением — обывательским. 23. Однако стремление к имущественному приобретательству и личному обогащению обусловлено не только теми особенностями производственно-экономических отношений, которые господствуют в нашей стране. Здесь действуют, по-видимому, и гораздо более глубокие исторические причины. А.И. Герцен в 1869 году в первом письме «К старому товарищу» писал: «Подорванный порохом весь мир буржуазный, когда уляжется дым и расчистятся развалины, снова начнет с разными изменениями какой-нибудь буржуазный мир. Потому что он внутри не кончен и потому ещё, что ни мир построяюший, ни новая организация не настолько готовы, чтоб пополниться, осуществляясь». «Русский путь перехода к социализму» как раз и заключается в том, что, по причине слабости нашей буржуазии, крепко связанной с самодержавно-помещичьим строем, и ввиду их общенационального банкротства, развитие капитализма в России было прервано в самом начале. Русский народ так и не узнал, не испытал полноценного развития капиталистических отношений. Эти тенденции не получили соответствующего удовлетворения в объективных социальных процессах, но они существовали субъективно внутренне и были подавлены резким переходом к экспроприации частной собственности на средства производства. Русский «буржуазный мир» был «внутри не кончен» и, естественно, он стал постепенно проступать в мире «социалистическом» в той мере, в какой это позволяют ему принципы «социалистического» производства и общежития. Возврат к этому миру уже, конечно, невозможен, но он, загнанный вглубь души советских людей, проявляет себя и создает глубокие внутренние препятствия успешному развитию нового общества.

Александр Гор: Академик Варга пишет: И между тем материальные отношения, господствующие в «советском» обществе, часто соответствуют возникновению аморальных переживаний и поступков. С одной стороны, слишком большая материальная, семейно-бытовая обеспеченность партийно-бюрократических верхов часто вызывает у самих «номенклатурных» работников, а в особенности у членов их семей, не только самодовольство и заносчивость "Ужасно, ужасно! Надо немедленно ввести частную собственность. Она же прибавит нам святости!" Не буду вступать в политическую дискуссию. Устал, признаться... так... улыбнусь немного.

Alex Dragon: Вообще-то это Поспелов писал, а не Варга. Вы столь внимательны, что даже не врубились ни в предисловие к статье, ни в моё краткое описание.

Александр Гор: Извините, не испытываю больших угрызений совести... До смерти надоела политика! Причём, политический «День сурка»

Alex Dragon: Речь как бы не о политике. Но с вами обсуждать что-либо бестолку — вы уже в той стадии маразма, когда кругом видят сугубо штампы. Если вы ухитрились и в этой статье углядеть Гайдара с Чубайсом — лучше обратится к психиатру.

Александр Гор: Ну что ж... Не смею мешать Вам вести беседы с любителям Даниила Андреева...



полная версия страницы