Форум » История » Язычество Руси » Ответить

Язычество Руси

Сат-Ок: Николай Смирнов, Ольга Ерёмина Проблемы изучения язычества на Руси Актуальность вопроса Тема славянского язычества год от года становится всё более животрепещущей и важной. Если несколько лет назад речь шла об академических дискуссиях и противостоянии мутной волне неоязычества, претендующего на тысячелетнюю, «истинно народную» традицию, то сейчас произошёл определённый качественный скачок. Фрагменты работ, сведения, содержащиеся в ряде авторских исследований, посвящённых детальной разработке славянской мифологии, включены в школьные учебники по истории и литературе. Активно языческая тематика разрабатывается и на уроках МХК. Славянское язычество стало политической темой, долженствующей продемонстрировать древность славян и глубину их мировосприятия. В этих условиях необходимо предельно чётко обозначить позицию современной исторической науки по ставшему столь щекотливым вопросу и дать ясные методологические рекомендации преподавателям. Рассмотрим сначала заведомо фантастические идеи, воодушевляющие многих людей, в числе коих немало и учителей, на активное отстаивание и распространение того, что им представляется действительной языческой традицией, пришедшей из долетописных времён. Страстное желание «быть как все», иметь свою разработанную мифологию по образцу античной приводило к появлению лжебожеств: так, подобно псевдорусскому стилю в архитектуре, в XIX веке благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» возникло «божество весны и любви» по имени Лель, стала популярной «богиня любви» Лада, чьё имя, как и имя предыдущего персонажа, было выделено «исследователями» на основе припева народных песен «Ой, дид-ладо…», «Люли-лель-лелё…» (Сноска: Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1988. С. 163). Творения «кабинетной мифологии» были особенно популярны в поэзии и живописи начала XX века. В авторитетном «Мифологическом словаре» эти «божества» не упоминаются, но это не мешает некоторым педагогам смело говорить об их существовании. Немалой популярностью сейчас пользуется так называемая «Велесова книга», якобы содержащая сведения о древнейшем периоде славянской жизни. Плоды деятельности некоего Александра Асова / Буса Кресеня (оба имени – псевдонимы), создавшего на её основе большой цикл «мифов древних славян», открыто используется в школах. Есть и другие «реконструкторы», активно привлекающие к этой теме теософскую компоненту. То, что Н. К. Рерих со старшим сыном серьёзно занимался наукой – археологией и языкознанием, их почему-то не смущает. Между тем главный козырь таких энтузиастов – «Велесова книга» – прошёл серьёзную экспертную проверку у лучших специалистов по палеографии и языковедению. Вывод однозначен: мы имеем дело с фальсификацией (Сноска: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ – ХII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998, с. 316 – 321). Соответственно, не имеет никаких оснований живописное представление о верованиях древних славян, активно внедряемое поборниками славянского язычества. Энтузиасты организуют и проводят «языческие» праздники – например, Перунов день. Придумывают обряды, сочиняют сценарии. Ясно, что подобная художественная самодеятельность – разновидность ролевых игр, никакого отношения не имеющая к реальному историческому прошлому нашего народа. Конечно, если черпать представления о славянской истории из фильмов наподобие «Руси изначальной» или романов Иванова, послуживших отправной точкой для создания этой картины, то ничего не получится. Огромно число литераторов, создающих в наши дни красочные вариации на темы славянского язычества – произведения в стиле фэнтези. Но важно не подменять честность исследователя эмоциональным переживанием от созерцания произведения искусства. Рассмотрим причины сложившегося положения и покажем ходы научного анализа применительно к данной проблеме. Важно заметить ещё раз, что существуют идеологические причины, по которым и в советское время, и сейчас приветствуется изучение языческой тематики в рамках реальной источниковой базы. Без этого трудно уяснить размеры домыслов и мифов, роящихся вокруг неё. Во-первых, в советское время было актуальным найти истоки исконно славянской, незаимствованной мысли, дабы выстроить оппозицию внедрявшемуся со стороны христианству, «классовой религии угнетателей и рабов». Во-вторых, идущие сейчас поиски национальных корней и этнического самоосмысления вынужденно окрашены политически и являются составной частью нового ура-патриотического пафоса. Это заставляет исследователей быть предельно точными, ибо эхо многократно повторит каждое сказанное слово. Мифы – сказания о богах и героях – особенно привлекательны для наших современников тем, что показывают древность народов, глубину их исторических корней. Больше всего повезло древним грекам – у них были Гомер и Гесиод. Хорошо знаем мы римскую мифологию и особенно благодарим при этом Публия Овидия Назона, создавшего «Метаморфозы». У индийцев есть Веды, «Рамаяна» и «Махабхарата», у германцев – «Старшая Эдда». Славяне чувствуют себя обделёнными. Славянская мифология не была записана: судя по всему, этому активно препятствовали христианские священники, без боя завоёвывавшие русскую землю. Что осталось нам сегодня? Редкие свидетельства летописей, отголоски языческих культов в сказках и народных песнях, записанных в основной своей массе лишь в XIX веке, то есть спустя девять столетий после закрепления христианства в Киеве. Остались свидетельства о редких, потерявших свой сакральный смысл обрядах, таких, как, например, обряд похорон «кукушки». Источники Источниковая база славянского язычества крайне специфична. Письменные источники носят только внешний и негативный характер: христианские писатели ругают нечестивцев или мельком упоминают о «бесовских игрищах», что не даёт оснований для каких бы то ни было конкретных утверждений. В рассказе «Повести временных лет» о попытке религиозной реформы Владимира и последующем отказе от неё в пользу принятия христианства, просто перечисляется пантеон богов. Есть свидетельства иностранных авторов, перечисляющих предмет веры соседей, что тоже ничего не даёт для понимания процесса. В договоре Олега с греками от 907 года написано, что Олег с дружиной поклялся Перуном и Волосом, «скотьим богом» («Радзивилловская летопись»). И всё. Кстати сказать, сам факт попытки унификации различных племенных культов в единый пантеон, проведённой Владимиром Святославичем, показывает кризис и увядание языческой традиции. Сакральную традицию, что находится в самом расцвете, нет нужды реформировать, да это и невозможно, потому что общество растворено в ней всемерно и ещё не осознало её со стороны для проведения сознательной коррекции. Кроме всего прочего, чтобы было ясно, насколько непросто для нас реконструировать историческую реальность того далёкого времени, можно заметить, что в весьма ограниченном перечне богов, установленных в Киеве Владимиром, присутствуют два (!) солнечных бога – Хорс и Дажьбог, причём их идентичность хорошо осознаётся летописцем, так как они, в отличие от других богов в списке не разделены союзом -и-. То, что Хорс и Симаргл являются иранскими божествами, порождает новые вопросы. (Сноска: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ – ХII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998, с. 196 – 200). Археологические источники немногочисленны. Самый информативный из них – знаменитый Збручский идол, изображения на котором будут молчаливо согласны со всякой интерпретацией. Этим воспользовался ведущий представитель официальной советской историографии Б. А. Рыбаков. Каменный столб с четырёхликой головой был найден в 1848 году в Западной Украине на реке Збруч. Збруч – левый приток Днестра, сейчас он протекает вблизи западной границы Хмельницкой области. Хранится единственный скульптурный памятник язычества в Краковском музее. В Историческом музее Москвы стоит его гипсовая копия. По атрибутам ученые пытаются определить, какие божества представляет этот идол. В книге «Язычество древних славян» Б. А. Рыбаков пишет, что Збручский идол представляет собой единого бога славян Рода (Световида), что повелевает прочими богами и заботится только о небесном. На четырёх гранях Рода – древнее представление о делении Вселенной на три мира: небо (Правь), землю (Явь) и подземное царство (Навь). (Необходимо заметить, что названия «Правь» и «Явь» пополняют список «кабинетной» мифологии) Верхний мир: богиня плодородия Мокошь (?) с рогом изобилия в руке; на других гранях верхнего яруса – богиня с кольцом (Лада) – справа от Мокоши (созидание), бог войны Перун (с мечом и конём) – слева от Мокоши (все левые – разрушительные). На четвёртой грани – безымянный бог. Средний мир: хоровод двух женщин и двух мужчин, соответствующий богам верхнего яруса мужского и женского рода – прародителям. У плеча женщины – ребёнок, изображение которого воплощает идею плодородия. Нижний мир: на трёх гранях – бог на коленях, поддерживающий плоскость земли с людьми (Велес, Триглав). Опять же не стоит забывать, что это достаточно вольные предположения и экстраполяции – точных сведений, увы, нет. Семантику орнаментов можно только домысливать, что будет любопытным опытом интерпретации, но отнюдь не научной гипотезой. То, что крестообразный знак является солярным знаком – очевидно, но это мало что даёт для проникновения в суть традиции. К тому же неясно смысловое различие между разнообразными свастиками, простым крестом, крестом в круге или окружностью с точкой в центре. Языкознание, ономастка. Можно выявить некоторые имена почитаемых в конкретных местностях богов с помощью топонимики (названий объектов на местности). Особую роль играет гидронимия (названия рек и других водных объектов): доказано, что гидронимы – древнейший, наиболее хорошо сохранившийся пласт ономастики. Места, на которых стояли языческие святилища, назывались погостами. В названиях рек мы порой встречаем знакомые имена: Сваригоща – Сварог, Велегощь – Велес, Пирогоща – Перун, Радогощь – Радогаст. Часто встречаются названия рек и урочищ с корнем Люб-: Любегощь, Любовец, Любутск. Может быть, исследования археологов доказали бы присутствие в этих местах языческих капищ и нашли что-то существенное, но пока это только благое пожелание. А одни только имена ничего не дают нам для понимания сущности и функций названных божеств. Дополнительная сложность при исследовании язычества – полное отсутствие не только письменной, но даже и устной традиции. У славян не сохранилось или вовсе не было эпоса (былины – это не эпос). Сами былины, называемые ранее «старинами», а также сказки содержат в себе, конечно, некоторые языческие представления, но вычленить их из общего текста предельно затруднительно по одной простой причине – самые ранние записи былин и сказок относятся к XVII веку и сделаны иностранцами, а наши отечественные записи – лишь к XVIII веку. Больше семи веков прошло с утверждения христианства, прежде чем появился хоть какой-то говорящий источник, в котором могут находиться (но не обязательно находятся!) вероятные элементы языческих воззрений. Например, в былине с наиболее древним, «змееборческим» сюжетом – «Добрыня и Змей» – Добрыня побеждает Змея не иначе как метнув в него «колпак да земли греческой» (Сноска: Былины / Сост., вступ. ст., вводные тексты В. И. Калугина. – М.: Современник, 1991. С. 267.). То есть на самом деле речь идёт о том, что герой с помощью веры христианской побеждает адское чудовище, соблазнившее в своё время Адама и Еву. Особой спецификой обладают обряды, обрядовая поэзия. Заговоры, заклички, обрядовые песни известны лишь с XIX века, и ничто не даёт возможности утверждать, что это идентичное продолжение языческой традиции. Конечно, в них находятся отголоски древних верований, но каких именно и в чём именно эти отголоски заключены – неясно. Проблема вычленения подлинно языческих мотивов не решаема на нынешнем уровне источниковедения, при том что вспомогательные исторические дисциплины в исследовательских институтах на постсоветском пространстве находятся на высочайшем уровне из-за минимума сохранившихся письменных источников. «...За первые два столетия, от которых сохранились древнерусские документальные источники (ХII - ХIII вв.), мы имеем лишь 23 акта, в то время как, например, опубликованная небольшая часть архива итальянского города Лукки за период с середины ХIII по середину ХIV вв. насчитывает около 30 000 документов» (Сноска: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ – ХII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998, с. 6). Письменная традиция, как мы уже сказали, отсутствует. Посмотрим, например, что мы знаем об одном из самых известных славянских богов – о Перуне. (Сноска: Данные по: Иванов В. В., Топоров В. Н. Перун / Мифологический словарь. М: Советская энциклопедия, 1991. С. 438 – 439.) Из древнерусской летописи известно описание идола, поставленного Владимиром в Киеве: голова идола была серебряной, а усы – золотыми. Но в какой мере являлся идол Перуна, созданный по велению князя, отражением народных представлений о том, каким должен быть идол Перуна? Ясно, что он не повторял в точности черты тех идолов, которые стояли на родовых погостах, иначе бы не было смысла его ставить. В индоевропейской традиции бог грома связан с покровительством военной дружины. В польском языке белемнит (вид известняка) называется kamien piorunowy, а стрела – strzala piorunowa. В древнерусском существовало выражение «громовая стрела». Из этого исследователи делают вывод, что камни и стрелы были главным оружием Перуна. (Кстати сказать, Збручский идол поставлен в Толтрах, сложенных белемнитами, и сам сделан из известняка.) Частично восстанавливается миф о Перуне по следам в белорусских и некоторых других славянских традициях (белорус. пярун – «гром»), по сказочным, былинным и другим фольклорным трансформациям. По всей области расселения славян известны названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени Перуна. Характерно соотнесение Перуна с дубовыми рощами («Перунов дуб» в средневековой западноукраинской грамоте). Известно святилище Перыни под Новгородом. Итак, реконструированный миф о Перуне: Перун, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице, поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте – Велеса), прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. После победы над врагом освобождаются воды (скот, женщина, похищенная противником – Додола, Марена, Мокошь) и проливается дождь. С мифом связаны славянские ритуалы, включающие в себя обливание женщин. Какие именно ритуалы – сказать трудно. Вот всё, что может сказать наука о Перуне на основании источников. Одна из проблем исследования язычества: незнание того, что именно мы хотим найти. Прямые параллели с германской, кельтской или ведической мифологией дают только самые общие представления, которые невозможно конкретизировать на базе имеющегося материала. Но даже последовательность действий обряда сама по себе не даёт понимания смысла, одухотворяющего её, и нередки случаи поверхностного вчитывания в источник смыслов, наиболее сочетающихся со строем мышления того периода, когда живёт исследователь, то есть негласно исходящие из постулата, что в другую эпоху людей в принципе интересовали те же самые проблемы. Такие исследователи, как Д. С. Лихачёв, подобный подход освящали своим авторитетом (Сноска: Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М., 1979. С.68), в то время как уже в начале прошлого века Леви-Брюль, Шпенглер, Юнг и многие другие историки, антропологи и психологи ясно показали, насколько образ мира может разнится в различные эпохи даже у одного и того же народа. Если смысл тёмен, то мы не можем утверждать, что совершаемое как будто бы в рамках традиции действие на самом деле есть последовательное воспроизведение традиции. Ритуал, совершаемый без осмысления, не имеет никакой ценности, потому что традиция – это прежде всего отношение той или иной группы людей к миру, выраженное посредством ритуального действия. Традиция – подчинённая, как и всё в мире, законам термодинамики – феномен, движущийся от зарождения к выхолащиванию, от этики к этикету. Пакеты смыслов рождаются, живут и умирают, как и этнокультурные общности. Традиция поддерживается не формой, но содержанием; когда же смысл потерян, её легко можно извратить. Особенно часто это происходит во время жестоких потрясений, когда некая идея оказывается гонима. Например, староверы сегодня, да и сто, и двести лет назад – это вовсе не сохранившиеся представители православной до-никоновской культуры XVII века. Они сохранили много бесценных памятников той эпохи и создали оригинальную субкультуру, но стереотип поведения в условиях жестокого преследования кардинально изменился в сторону нетерпимости, массовой апокалиптичности, замкнутости и скрытности, а также гиперответственности за собственное поведение и правильную жизнь общины. Проблема «двоеверия» Существует проблема так называемого «двоеверия», в наиболее концентрированном виде представленная в работах всё того же Б. А. Рыбакова: по его мнению, народная культура носила языческий характер и противопоставлялась официальному христианству (Сноска: Рыбаков Б. А. О двух культурах русского феодализма. С. 32). Основания такого подхода ищутся, в частности, в различных народных праздниках, используемых церковью, но носящих особый характер, – это и Рождество с колядованием, и Масленица с блинами, и Троицын день с обрядами поклонения берёзе, и день Ивана Купалы в ночными кострами. Так, например, на основе обряда «проводов Костромы» в центральных областях России пытаются реконструировать божество, воплощающее весну и плодородие. Молодую женщину, закутанную в простыни, с дубовой веткой в руках, провожал хоровод. При ритуальных похоронах Кострому воплощает соломенное чучело, которое хоронят (разрывают на части или сжигают) с обрядовыми оплакиваниями и смехом. (Сноска: Иванов В. В., Топоров В. Н. Костроома / Мифологический словарь. М: Советская энциклопедия, 1991. С. 296.) Ритуал был описан тогда, когда подлинное его значение, связанное, возможно, с обеспечением плодородия, стёрлось. Можно ли на основе одного обряда утверждать, что Кострома – славянское божество весны и плодородия? Да и не будем забывать, что ритуальные похороны в мифологических сюжетах всех народов – свидетельство кровавых обрядов и человеческих жертвоприношений в прошлом. Необходимо было качественное развитие сознания, чтобы без ущерба для сакральной традиции можно было перенести функции жертвы с живого человека на чучело. На северо-западе России до XX века сохранялся обычай оставлять после жатвы «Волосову бородку». Иногда это были несколько стеблей хлебных злаков, иногда большое количество колосьев, заплетённых в круг. На основе этого учёные подтверждают связь Велеса с сельскохозяйственным культом. (Сноска: Иванов В. В., Топоров В. Н. Велес / Мифологический словарь. М: Советская энциклопедия, 1991. С. 120.) Но не будем забывать о том, что это реконструкция по косвенным сведениям. Двоеверие усматривается в слиянии народного (сельскохозяйственного) и христианского календаря. Святые, почитание которых происходило в значимые для сельскохозяйственных работ дни, получили новые имена: Ирина Рассадница, Никола с кормом (начало выпаса скота), Константин и Елена Сеяльники, Федосья Колосница, Акулина Гречишница. (Сноска: Русский месяцеслов / Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / О. М. Анисимова, В. В. Кусков, М. П. Одесский, П. В. Пятнов. Под ред. В. В. Кускова. М.: Высшая школа, 1994. С. 266 – 326.) Велес же превратился в святого Власия, которого почитали как христианского покровителя скота. Определяющую роль здесь, по-видимому, сыграло звуковое соответствие. Правда, непонятно на каком основании народный календарь негласно предполагается ставить в зависимость от языческих воззрений. Скорее, эти самые воззрения сформировались в незапамятные времена на основе сельскохозяйственного цикла. Конечно, сонм святых был генетически связан с политеизмом народных верований. Этот культ стал узлом связи народных верований и христианства. Но утверждать, что народный календарь продолжал языческие традиции, мы не можем. Также часто игнорируется тот факт, что мифы создавались не только в доисторические времена и совершенно не обязательно на основе язычества. Для создания нового мира фантастических образов не требуется предварительно сильного развития языческой мифологии. Для этого достаточно особого склада мысли, никогда не отвлекавшейся от конкретных представлений о жизни. Так, крупнейший специалист в области теории литературы А. Н. Веселовский называл средневековье второй великой эпохой мифотворчества в истории человечества. (Сноска: Веселовский А. Н. Заметки и сомнения о сравнительном методе изучения средневекового эпоса: П поводу итальянских сказок // Веселовский А. Н. Собрание сочинений. М.-Л., 1938. Т. 16. С. 9) То, что часто принимают за сохранившееся язычество: бабушки-знахарки с их заговорами, русалки, домовые – представляет собой вторичную языческую культуру. Есть специфическая закономерность: сходные условия существования стимулируют образование сходных выразительных форм, насыщенных различным содержанием, что проходит через всю эволюцию живой материи и проявляется на всех структурных уровнях её организации. Лесная и домашняя нечисть восходит к первобытной боязни неправильно погребённых покойников, которые якобы не могут из-за этого попасть в высший мир и начинают мстить. Это прослеживается у всех народов. Надо понимать, что представления о деятельности этих существ, а также способы их укрощения не могли кардинально не измениться в эпоху, когда православная молитва стала главным оружием в борьбе с ними. Драматизм противостояния низших мифологических персонажей с людьми существенно понизился, так как люди, приняв христианскую систему ценностей, вышли за рамки горизонтальных взаимодействий. Многие формальные рудименты язычества активно ассимилировались христианством, начиная с центральных праздников (25 декабря было в римское время днём рождения солнечного бога Митры) и заканчивая отдельными элементами обрядов – например погребального обряда в XIV-XVI веках, в который было включено «неканоническое» посыпание умершего золой, что, якобы, символизирует стихию огня. На самом деле символическое наполнение этой детали обряда относится к образу праха, из которого всё сотворено и в который всё возвращается. Также использование валунов и холмиков, покрытых зеленью – это не возвращение к языческим курганам, но символ Голгофы… (Сноска: Беляев Л. А. Проблема христианского и языческого в погребальном обряде средневековой Москвы: семантические элементы надгробий Х – Х вв. // Истоки русской культуры: Археология и лингвистика. М., 1997. С. 34) Существует также феномен народного христианства, которое может внешне быть насыщено языческими мотивами (Мать Сыра-Земля, Китеж-град), но на самом деле носит характер «приземлённого», «одомашненного» христианства (те же заговоры активно используют христианские образы, а поиски Китежа\Беловодья активно разрабатывались староверческой субкультурой). Помимо этого в средние века существовало ещё неканоническое христианство, опирающееся на огромный пласт апокрифической литературы (на Руси это были разнообразные «Лунники», «Громовники», «Шестокрылы», не вошедшие в канон евангелия…) Народное и неканоническое христианство тесно переплетались, порождая феномен так называемой третьей культуры, которую некоторые исследователи называют ахристианской – то есть не христианство, но и не антихристианство. К третьей культуре (заметим, не имеющей никакого отношения к язычеству!) относят и такие явления как скоморошество, карнавальную, ярмарочную и лубочную культуру. Духовная культура средневековой Руси в своей глубинной сути была православна. Наличие элементов, отличающихся от канонического, «книжного» христианства и, возможно, уходящих корнями в далёкое прошлое, только подчёркивает примат православия, как исключение подтверждает правило. Так что разговор о славянских языческих т р а д и ц и я х без элементов фэнтези невозможен.

Ответов - 57, стр: 1 2 All

A.K.: Но это уже не язычество Руси.

Iu: ЦИТИТА: Но это уже не язычество Руси. Например, какая разница чья атомная энергетика Русска, Китайская или Американская. Суть в слове "Атомная". Технологии по внешней механике вызова могут отличаться но по внутренней сути и цели применения- НИКОГДА. ЦЕЛЬ ЯЗЫЧЕСТВА - вызывать УЖАС, а значит ЯЗЫЧЕСТВО - это технология вызова УЖАСА. Если УЖАС контролируем то - это СТРАХ ГОСПОДЕНЬ - полезная штука )) - РЕЛИГИЯ, (а если повезет, так и НАУКА) Неуправляемый УЖАС - это БОМБА! опять же - ЯДЕРНАЯ! Поймите, те люди, которые вышивали крестики в кружке или треугольники с точкой внутри были ведомы 6й чакрой, а то и 7й - "творцы смыслов" А уровень ученых, которые пытаются интерпритировать это всё, едва ли достигает 5й чакры - СЛОВЕСНЫЕ ИНТЕРПРИТАТОРЫ - читай мошенники. И это БЕДА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ! Чтобы было более понятно, к примеру, ученый получивший Нобелевскую Премию за ТЕОРИЮ ИГР не может создать ни одной ИГРЫ - потому что это УЧЕНЫЙ ОСЁЛ, который поедает смысл слова "ИГРА", тот смысл, который близок обывателю, и под который был выдан общественный кредит, а не под то, чем это является у него на самом деле - КРИПТОАНАЛИЗ (иначе его просто не поймут) Если посмеяться, то можно увидеть ОФИЦИАЛЬНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОСЛОВ от ЛИНГВИСТИКИ в знаменитом выпуске программы ГОРДОНА, где они пытаются "уесть" словообразование ЗАДОРНОВА. Ну, а метод "ОСЛА" прост. Нашел крестик в Томбовской области и решил что крестик придумали в тамбове. Нашел крестик под Парижем и решил, что крестик "пришел" в Томбов из Парижа. И так ОСЛЫ защитят докторские и кандидатские степени! И что? По такому методу можно расплодить целое НИИ ФИЛОЛОГИИ, как в СССР героев труда, но результатов никаких не будет - НИКОГДА! Во первых, потому, что и не ставилась цель получить - РЕЗУЛЬТАТ! РЕЗУЛЬТАТ заключается в умении управлять феноменом! Прежде чем изучать такую сложную вещь как ЯЗЫЧЕСТВО, лучше потренироваться на более понятных вещах, к примеру: ДЖИНСЫ на РУСИ. Вы можете доказывать бесконечно долго, что ДЖИНСЫ были или придуманы на РУСИ, но пока вы не построите производство ДЖИНСОВ это не имеет ЗНАЧЕНИЯ. История меняется легко и просто. По методу "УСИЛИТЕЛЯ" Начните в России делать мобильные телефоны и компьютеры и уже никто не усомнится, что компьютеры возникли в РОССИИ как и атомная бомба. И вообще, видя как приходят в РОССИЮ традиции, а приходят они все исключительно из-за границы, то нету причины рассматривать ЯЗЫЧЕСТВО на РУСИ как собственную культуральную разработку. Но, например, можно провести аналогию и поискать признаки жизни компьютерных технологий той страны в 70х-80х годах прошлого века (кстати, такой топик на этом форуме есть) - этакое компьютерное язычество. ЗЫ Вот мы говорим, ЯЗЫЧЕСТВО, ЯЗЫЧНИКИ - но ведь даже не договорились, что именно значат эти термины, а уже приступили к феномену. А то ведь СЖИГАЮТ ЗИМУ НА МАСЛЕНИЦУ и кое-кому, покажется, что это условное сжигание жертвы, а другому, что это диалектическое разделения сущности и явления. )) Даже КОСТРОМА это КУКЛА. КУКЛА - это ИГРУШКА ИГРУШКА - создает РЕБЕНКА РЕБЕНОК - создает МАТЬ (женщину) ЖЕНЩИНА - создает МУЖЧИНУ МУЖЧИНА - создает БОГА Ужас в том, что это СУЩНОСТЬ движется по лесенке ЭВОЛЮЦИИ. Ужас в том, что мы такиеже КУКЛЫ для СУЩНОСТИ. Ужас в том, что нас не существует т.е. для кого-то мы мертвы и всегда были и будем такими - .. как флэш-персонажи из мультика. Ужас в том, что кое-кто брезгует нами и боится нас как мы боимся упырей и нежити. И вообще, История это не совокупность объективных фактов, а серия взаимосвязанных ассоциацей фактов и выбирать СЕБЕ ИСТОРИЮ это осознаный шаг, зависящий от ... безукоризненности выбранных приоритетов, а конкретнее от силы желания быть себе ХОЗЯИНОМ, поэтому объективное факты можно вносить в прошлое из будущего и это непрерывно делается и делалось, но не признается официально - потому что это МАГИЯ, а МАГИЯ это языество, а язычество это ПЛОХО. )) короче такое же плохо как и АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА.

A.K.: Сегодня неожиданно открыл для себя такого Багрицкого: --------------------------------------- СЛАВЯНЕ Мы жили в зелёных просторах, Где воздух весной напоён, Мерцали в потупленных взорах Костры кочевавших племён... Одеты в косматые шкуры, Мы жертвы сжигали тебе, Тебе, о безумный и хмурый Перун на высоком столбе. Мы гнали стада по оврагу, Где бисером плещут ключи, Но скоро кровавую брагу Испьют топоры и мечи. Приходят с заката тевтоны С крестом и безумным орлом, И лебеди, бросив затоны, Ломают осоку крылом. Ярила скрывается в тучах, Стрибог подымается в высь, Хохочут в чащобах колючих Лишь волк да пятнистая рысь... И желчью сырой опоённый, Трепещет Перун на столбе. Безумное сердце тевтона, Громовник, бросаю тебе... Пылают холмы и овраги, Зарделись на башнях зубцы, Проносят червонные стяги В плащах белоснежных жрецы. Рычат исступлённые трубы, Рокочут рыдания струн, Оскалив кровавые зубы, Хохочет безумный Перун!.. (1915)


Ex-Zyx: Сегодня можно точно указать на исторические ляпы пиита - но понимаешь, что человек искал духовную опору в разгорающейся Мировой войне... Хотя подобный стих вполне мог бы зачитать какой-нибудь сегодняшний "западенский" Ярош... Бог из бошки - чувства страсти в пляс?

Сат-Ок: Ошибки нет, если вместо Перуна вставить его балтославянский прусский клон - Перкунаса. Пруссы жестоко сопротивлялись ордену. Я был на месте великого святилища пруссов и всех индоевропейцев (туда даже римляне приезжали в своих экспедициях за янтарём) - Ромове-Рокойты, где крестоносцы сожгли перунов дуб. Поднимался спиралью, переходя через речку... Теперь на месте дуба большая поляна исключительно жгучей крапивы - словно бы огонь священного дуба природа впитала в себя и изливает обратно.

Iu:

Iu: Песня Ляписа Трубецкого это и есть отражение нашего РУССКОГО ЯЗЫЧЕСТВА. Мы просто берем все религии и СИНТЕЗИРУЕМ и ни одну не ставим выше другой и ВЕРИМ (а точнее нежно ЛЮБИМ) сразу все и ни одной по отдельности. Но вы спросите: А КАК ЖЕ АМЕРИКАНЦЫ, ведь они тоже верят во все религии? Во-первых: чего у нас нет так это САТАНИЗМА с хэллоуном и культа ВУДУ. Во-вторых: Амеры в культурном вопросе ЛАМЕРЫ. Они НЕ СИНТЕЗИРУЮТ это в культуру - АБСУРДИРУЮТ сплетением противоречий в неразвязываемые без скальпеля хирурга узлы. Русские органично в теме )) ЯЗЫЧЕСТВО это и есть МЫ, потому что не строим наше язычество на МОЩАХ, ЖЕРТВАХ и ФАЛЛОСАХ, а только на ЛЮБВИ и жажде "чего не знаю чего". Собственно, ЛЮБОВЬ без БОГА это так же как и КАША без ТОПОРА. Логика есть. Практика показывает, что если мы не любим БОГА, то умирает и БОГ. Связь у нас обоюдная.)))) ЗЫ Хотя, вот, ТОПОР в КАШЕ это ПРИКОЛЬНО, так что ПУСТЬ БУДЕТ ТАМ ВСЕГДА и не придется долго искать если понадобится.

Iu: )) Только что до меня дошло, что Я НИКОГДА НЕ ЕЛ КАШИ ИЗ ТОПОРА (натурального) Пойду завтра куплю специальный тамогавчик, специально для КАШИ, ну и для СУПОВ и БОРЩЕЙ и буду жить и питаться как в СКАЗКЕ.

Iu: Думаю, что вопрос о ЯЗЫЧЕСТВЕ это очень важно. Мы, русские, по какому-то непонятному случаю в нашей судьбе, считаем всех "классными" ребятами, потом обижаемся почему они при случае идут к нам - жгут, насилуют ... Почитывая про НРАВЫ тибетцев, о себе же задаю вопрос: Язычники ли РУССКИЕ? В первую очередь, Язычник это ведь тот, кто не может мысленно занять позицию другого человека, потому как смена ментальной позиции это смена сущности, паразитирующей в его МОЗГУ. Так сказать, "Паразит", мощно присосался к телу и его "кайфует" от преисполненности тела ощущением "СПРАВЕДЛИВОСТИ". Во-вторых: язычник всегда отрицает что он язычник )) парадокс, не правда ли?

Iu: В сети популярен цикл фильмов ИГРЫ БОГОВ, который раскрывает очень многое, хотя проблема с тем, как это вложить вв бошку, чтобы она не лопнула. ))) Но кажется, что лучше смотреть такое, чем все эти музычки, телесериалы, новости, политику и рекламу ))))

Iu:

Iu: "Русь изначальная" Странный фильм. 1985. Но очаровательные актеры СССР. И Терехова как Леди Винтер на сене (((( но все равно превосходно выпячивается ))) Начало провокационное - несколько раз в зрителя выстреливает сиська молодой хазарки, поэтому детям до 16 смотреть противопоказано. Именно неправильное начало и сыграло с фильмом роковую роль - канул в лету. На древнюю русь нужно смотреть глазами 8-12 летнего мальчика Егорки или девочки Алиски. Собственно и в будущее и в настоящее нужно смотреть такими глазами. Любое искусство, которое не опирается на ЧИСТЫЙ детский взгляд - вымирает, потому что проблемы взрослых - это дегенерация от ощущения себя чем-то важным. А еще там Волхв как-то, млин, не держит планку, чтобы называться мудрецом преисполненным внутренней силы просветленного шамана.)) Интересно каким боком ВЕДИСТЫ пролобировали такую съемку )))

Iu: Синтаксис: Мир как ШАХМАТЫ Рубились Эвропейцы т.е. древние греки на 64 клетках в некую интересную игру. И они мало что знали о ней, но обнаруживали в результате практики много ЧУДЕС - то что мы знаем как <ТАКТИЧЕСКИЕ УДАРЫ> - вилка, завлечение, отвлечение, двойной удар, связка, мельница, спертый мат. И очень это впечатляло древних греков, что они обозвали каждый из этих моментов ИМЕНЕМ какого-нибудь ЗЕВСА или АФРОДИТЫ. Царствовали ГАМБИТЫ - война ради войны как веселое хобби, где пешки-обыватели жертвовались, и даже знатные фигуры были игрушками в руках олимпийцев. Кстати о руках говорил Ефремов пытаясь - он утверждал, что если шахматушечка сделана изящно, значит и тот, кто играл ею имел такую же совершеннюу форму суставов и мышц. Ефремов утверждает, что сила шахматиста зависела от красоты его руки, форму которой он (Ефремов) берется воостановить лишь по виду шахматной фигуры.))) +++++ ПЕШКА - ХРИСТИАНСТВО Но вот появился жалельщик всех пешек и кудесник СТЕЙНИЦ, (хотя еще раньше был пророк ФИЛИДОР) и вот он заявил, что даже маленькая пешечка-крестьянин имеет важное значение для ИГРЫ. Стейниц не жертвовал пешкой, а сковывал ейными ЦЕПЯМИ жалких сибаритов и всех их победил, Хула против ПЕШКИ была признана ХУЛОЙ против самого главного ИГРОКА. И наступило мрачное СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, когда преимущество нужно было накапливать медленно по крупицам, вымаливая себе всепрощение полу-темпа, которое нисходило с небес в награду за АСКЕТИЗМ пошагового следования стретегическому плану. )))) И до того это стало рутинным и скучным, что забрежжила эра "ничейной" смерти: потому как ФЕРЗЕВЫЙ ГАМБИТ и тот стал ОТКАЗНЫМ, ну никто не хотел бить пешку "С4" )))) И продолжалось это до прихода новой концепции: дебют Рети .Конь - да, да - именно КОНЬ g1-f3. Потому как в последствии оказалось, что вопрос "жертвовать или не жертвовать" не принадлежит МОРАЛИ, а меряется конечным результатом. Конечный РЕЗУЛЬТАТ был возведен в абсолют и все начали изучать ДЕБЮТЫ - так появилась НАУКА, которая была похожа на радостях вознамериться найти формулу самой вселенной. Но ... Очевидно, что ДЕБЮТЫ это мощное оружие, а вот их изучение вряд ли можно назвать НАУКОЙ, потому что БОБИ ФИШЕР 11й предложил отказаться от начальной позиции. Ведь проблема НАУКИ в том, а что именно считать ЗНАНИЕМ, а что считать МЕТОДОМ(?) но сами ученые ответить на этот вопрос не могут, потому как наступать себе на горло не научены им ведь нужно животы свои кормить. Конечно, консерваторы объявили фишероподобные инновации преступлением против ОФИЦИАЛЬНОЙ НАУКИ, потому как придется выкинуть в топку столько ЗНАНИЙ. Король <Карпов-12>был явный ОРТОДОКС, а <Каспаров-13> был ЯЗЫЧНИКОМ, потому что не боялся жертвовать ради комбинации не только фигуры, но и нечто большее .. =========================

Iu: Язычник - тот, кто приносит ЖЕРТВУ, чтобы привлечь вышеупомянутых богов комбинации. ВОПРОС: А что бы такого РУССКИЙ ЯЗЫЧНИК мог бы пожертвовать, что бы отличаться от древних греков? ОТВЕТ: Только себя самого. ================= Предположительно думать так, что Там, где все остальные ИГРАЮТ, русский язычник ЖИВЕТ. Приблизительно это отталкивается от того положения, что ШАХМАТЫ это многомерная игра, начиная с 0 и выше. К примеру, наше тело занимает место за доскою в 3м измерении, потому как это место свободно - ведь не существует объемных логических игр - все они плоские. ))) НУ и где-то там в 9м измерении располагается УМ игрока и именно его достигают Индийские Иоги через медитацию - называя это ЦЕЛОСТНОСТЬЮ. И видимо, там, где заканчивают Иоги - начинают свой отсчет Русичи, которые готовы жертвовать и умом, лишь бы следовать дальше по эволюции ))) Всё! Про шахматы ФАТИТ! Или нет, но ВЕДИСТЫ как нео-русские язычники, говорят нам еще и о некоей СОВЕСТИ, которая произрастает из географического места - РОДИНА. В итоге: Совесть - как мера НАСИЛИЯ, которое можно применять, осознавая последствия не только НАУЧНО, а еще лучше и ТРАНСЦЕНДЕНТНО))) так сказать Поэтому все страны всегда соревнуются не только в военной мощи, но в еще большей степени РЕФЛЕКСИРУЮТ осознание мощи реакции ответной ОТВЕТКИ ))) смакуют, так сказать, feed-back )))) Совесть, как квантовый объект, постоянно курсирует в будущем (измерение 6е и далее) и ее надо непрерывно бомбардировать из пушки настоящего. Однако ПУШКА НАСТОЯЩЕГО наводится только из прошлого. Поэтому когда после бурной космической риторики мы слышим архаические проповеди бородатых СВЯТЫХ ОТЦОВ, то можно предположить смещение совести на радарах.

Ex-Zyx: Удивительное рядом - но оно запрещено!... http://russian7.ru/post/kak-pisali-na-rusi/ Хотя небезуспешные попытки прочтения критских, этрусских и прочих палеографических текстов с помощью славистики - обнадеживают!

Ex-Zyx: Спасен архив академика Рыбакова! https://zen.yandex.ru/media/history_this_was/arhiv-akademika-rybakova-chudom-spasli-v-2020-g-obnarujiv-na-svalke-61a3d701ecd7db22fe65e2ef?& ...и что- то гложет подозрение, что без мировой закулисы и прочих фоменок иже с ними сие не обошлось...

Ex-Zyx: 6 февраля 2023 года умер Валерий Александрович Чудинов: https://www.youtube.com/watch?v=q30XFOGq1xQ



полная версия страницы