Форум » Педагогика » Образовательная среда » Ответить

Образовательная среда

Ольга: Обещала друзьям написать, что такое образовательная среда. Представьте себе время зарождения жизни на Земле – миллиарды лет назад. В Мировом океане возникают живые микроорганизмы. Учёные считают, что океан в это время представлял собой некий тёплый бульон, насыщенный аминокислотами. Этот бульон – та среда, в которой возникло нечто качественно новое: жизнь. Вспомним, как кристаллизуется соль. Нужен не просто насыщенный, а перенасыщенный раствор, чтобы образовались кристаллы соли. Чтобы выкристаллизовался человек, умеющий думать и творить – самостоятельно, смело, без оглядки на косные элементы традиции, нужна среда, которая будет его питать и воспитывать. Когда мы смотрим издалека на высочайшие горы, мы видим, что одинокие снежные вершины парят над долиной, а основание их скрыто туманом. Там гении уходящих времён кажутся нам одинокими вершинами. Но исследователи знают: эти вершины – лишь высшие точки, окружённые горами пониже, но такими же яркими и самобытными. Моцарт не возник бы, если бы с детства его не питала музыка Вены. Мы чтим Пушкина, забывая порой, что вокруг него созвездием собирались поэты пушкинской плеяды. Богатая знаниями, впечатлениями и тёплым дружеским участием среда необходима человеку, чтобы он смог раскрыть свои способности. Вспоминаю свой опыт. Моё отрочество и юность прошли в Калуге, училась я знаменитой школе № 5. Однажды, классе в седьмом, я выучила большое стихотворение Некрасова (сейчас даже не помню какое) и рассказала его на уроке литературы. В классе нашем волею случая были собраны яркие личности, в основном девочки. На следующем уроке к доске неожиданно вышла Жанна Лёля – и с блеском прочитала некрасовское «Генерал Топтыгин» - стихотворение длинное, сюжетное. От неё никто не ожидал такого – она занималась музыкой, но любовью к стихам не отличалась. (Кстати, сейчас она – Жанна Домбровская, поёт, кажется, в Мариинском театре, сопрано). Это задело Олю Петрову, которая негласно соперничала с Жанкой в пении, и она тоже выучила и прочитала что-то очень длинное – и прочитала отлично. (Сейчас Ольга Петрова – актриса Калужского Драматического театра.) Оля играла на гитаре – и вообще, половина ребят в нашей юнкоровско-туристской компании играла на гитаре. Мне пришлось тоже научиться. Оля не ходила в походы – а все ходили. Пришлось и ей тоже упросить маму, чтобы та отпустила её – да в непростой поход, а зимний, шли по льду Оки в Кольцово, в пещеры. Класс с замиранием следил, как Лидия Алексеевна Ерохова доставала проверенные сочинения. Всем интересно было узнать, чьё сочинение она сочтёт лучшим на этот раз – и прочитает вслух нам, а потом и другому классу в параллели. В турклубе мы слышали манящие названия: Хибины, Копетдаг, Приполярный Урал, Кавказ, Тянь-Шать, Кукитанг-тау… Манили и реки: Мста, Южный Буг, Воньга. Смотрели слайды, слушали рассказы товарищей – и сами стремились увидеть и познать свою страну. Ходили походами по Калужской области – и пешком, и по рекам на байдарках. Читали краеведческую литературу, искали остатки дворянских усадеб, запоминали названия полуразрушенных церквей. Потом составляли слайд-фильмы и писали отчёты. Писали заметки и небольшие зарисовки в областную газету «Молодой ленинец» - и тоже негласно соревновались, кто лучше напишет, у кого больше заметок опубликуют. Да, у меня была среда, в которой я росла и развивалась. Однако она складывалась из разных элементов – стихийно. Думаю, если разделять творчество и образование, творческий потенциал её оказался выше, чем образовательный, хотя такое разделение будет чисто условным: творчество неотделимо от подлинного образования, под которым стоит понимать образование (в смысле возникновение) личности. Дима Головашкин, ушедший от нас после восьмого класса в математическую спецшколу при МГУ, говорил, что у них в общежитии образовался замечательный ансамбль. Сам он играл на виолончели, что меня немало удивляло. И называл такие книги, о которых я даже не знала – он говорил, что у них все их уже прочитали. Чуть позже я тоже оказалась в среде, где было стыдно НЕ ПРОЧИТАТЬ – не знать новинок, которые публиковали «Новый мир», «Юность» и другие журналы. Однако на факультете русского языка и литературы, где я позже начала учиться, этого и в помине не было. Там был жёсткий список – надо прочесть к зачёту… Но это уже из другой оперы. Образовательная среда, которая становилась идеалом для многих русских людей, - это среда, созданная в лицее Пушкинских времён, которая дала блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности. Как же я представляю себе идеальную образовательную среду сейчас, в начале XXI века? Это не стихийно возникающий, а сознательно выстраиваемый феномен. Кем выстраиваемый? Педагогическим коллективом, во-первых, а во-вторых, самими детьми – участниками педагогического процесса. То есть дети, находясь внутри процесса, понимают ценность образовательной среды и осознанно участвуют в её создании и поддержании. Педагогический коллектив: желательно несколько (два-три) харизматических лидера, которые могут увлечь своим примером ребят. И сильный состав предметников. Наличие вызовов. Вызов среды – это то, что заставляло меня учиться играть на гитаре, что заставляло Олю Петрову идти в поход. Вызов – это побуждение к действию, которое идёт не извне, а изнутри ребёнка, которое звучит не навязанным приказом, а возникает неодолимым желанием, что осознаётся как задача, необходимая к исполнению. Вызовы педколлектив сначала может осознанно формировать для каждого ребёнка – и запускать их в среду, учить различать эти вызовы и преодолевать-одолевать задачи. А затем ребёнок входит во вкус – радость от взятия перевала высока, это чистая радость, и хочется ещё и ещё испытывать её. Ребёнок легко распознаёт вызовы среды и даже сам ищет их. Необходимо пространство – физическое и временнОе, где будет осуществляться обмен идеями и впечатлениями, нужен, так сказать, материальный носитель, на котором будет развиваться образовательная среда. Место и время. (Что происходит в обычной школе, надо говорить в отдельной теме.) Нужны разные виды поощрений (нематериальных, то есть, в данном случае, невещественных; поездка – материальна, но это весьма достойная награда), которые дети смогут получать и сами делать для своих товарищей за свои достижения. (При этом помним, что самое большое удовольствие человек испытывает именно в процессе творческой и познавательной работы.) Надо, чтобы их достижения действительно осознавались товарищами и педагогами как достижения и служили вызовом для других детей. Всё просто: радоваться успехам других детей! И успехам учителей тоже. В процессе формирования образовательной среды (а она формируется постоянно: её нельзя сделать и уйти, оставив всё на самотёк – помним о Стреле Аримана) у каждого ученика должна возникать Цель (постоянно проходит также коррекция Цели). Цель осознаётся, учеником и педагогами совместно продумываются пути её достижения. Коллектив – один общий коллектив педагогов и детей – открыт. Я имею в виду открыт как система, живёт, готов впускать в себя и воспринимать новые элементы, делиться с обществом своими элементами. Образовательная среда – важнейшая часть образовательного процесса. В современной школе мы можем говорить, как правило, лишь об элементах образовательной среды. Сама она обычно не осознаётся как ценность, которую надо созидать и беречь.

Ответов - 207, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Ex-Zyx: Школы в российских колониях: https://takiedela.ru/news/2019/09/20/shkoly-v-koloniyakh/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com "...сложно сказать, как образование влияет на исправление осужденных. Чаще всего образование дается для показателей колонии, считает Алексей Федяров: «Никому от этого не плохо: ни начальнику отряда, ни операм, ни осужденным. Человека могут научить читать и писать, и, поверьте мне, это очень многим нужно. Всеобщей грамотности в стране уже давно нет".

Ex-Zyx: Гераклы для подвигов: https://zen.yandex.ru/media/id/5a26c4143dceb7cfb17fe1c5/chemu-nado-uchit-v-shkole-60f7c8a01b6cdf3382743a95 ...И стали мы вместе сочинять требования к выпускнику средней школы. Получилось, что учить его в идеале надо, как уверенного выживальца и попаданца-прогрессора. А для этого, сказали они, мало просто давать выжимку знаний — неплохо бы ещё и объяснять на уроках, как научная мысль вообще до такого докатилась. И где эти самые знания и формулы применимы... ...В общем, пришли мы к выводу, что должным образом обученный выпускник средней школы вполне может продвинуть какую-нибудь античную цивилизацию до эпохи пара и электричества. А выпускник университета просто обязан вернуть ширнармассам упавший когда-то интернет. Ладно, ладно, это мы уж совсем замечтались. Но согласитесь, сама-то идея хороша. И наряду с мероприятиями и слётами реконструкторов можно было бы организовывать полевые выходы-выезды попаданцев и прогрессоров: ведь одно дело прочитать и запомнить, и совсем другое — научиться руками всё это делать. Пусть и без подшефной цивилизации пока.

tanetwolf: Ex-Zyx пишет: уверенного выживальца и попаданца-прогрессора кого готовят существующие образовательные службы общества? винтики общественной системы или самостоятельные независимые творческие личности? сначала люди учатся за оценки, потом работают за деньги: выполняют приказы вышестоящих в школе, вузе, на работе знания надо ценить, а не оценки независимые творческие личности будут готовить другие структуры, а школы университеты останутся неизменными


Ex-Zyx: Не всякий социум социализирует: https://mel.fm/blog/foksford-foksford/62451-oni-zhe-ne-nauchatsya-obshchatsya-chto-takoye-nastoyashchaya-sotsializatsiya?utm_source=telegram&utm_medium=social&utm_campaign=mnenie--chto-rebyonok-na-domu-lishyon-sotsial Смедли пришёл к следующему выводу: в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, она носит временный характер и основана на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам. А у родителей, которые дают детям домашнее образование, цель — это вертикальная социализация. Увы, бывают такие семьи, которые даже до уровня "школьной горизонтальной социализации" не дотягивают... А ведь и детские дома все еще существуют.

Ex-Zyx: Петрановская об архетипе Наставника: https://dzen.ru/a/Y3_HJKFpx0ljYClj Архетип Наставника у нас завис где-то между умудренным жизнью дедушкой (бабушкой) и свойским старшим братом (сестрой). Мой умудренный дедушка умер рано (а другой погиб еще на той войне). а о старшем брате я мечтал все детство...

Ex-Zyx: ...отдохнуть от детства (китайского)))! https://dzen.ru/a/Y4MuyygF2n3WZvpS Слушая, через что вынуждены проходить китайские школьники, невольно начинаешь понимать, как же нам, белорусам, повезло иметь счастливое детство без сотни репетиторов в день и страха перед экзаменами!

Ex-Zyx: Твердая рука ветерана: https://mel.fm/novosti/9283056-uchastnikov-spetsoperatsii-budut-privlekat-k-rabote-s-trudnymi-podrostkami?utm_campaign=zen&utm_medium=social&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fmedia%2Fid%2F5a6886ac865165debe7d58e2%2F63e3e3d615ed3f49f92fec3b&utm_source=tg_zen Глава Росмолодежи Ксения Разуваева заявила, что участников спецоперации планируют привлекать к работе в военно-спортивных лагерях, а также к беседам с трудными подростками.



полная версия страницы