Форум » Педагогика » Для Сат-Ока. Проблемы изучения истории в школе » Ответить

Для Сат-Ока. Проблемы изучения истории в школе

Цитатник Мао: Сат-Ок! У меня возникла проблема, которая раньше не интересовала, а сейчас вдруг стала важна, а именно: как состоит дело с обучением истории в школе (особенно меня интересуют 5-7 классы). Дело в том, что от школы с 95 г. я полностью оторван, узнать что-либо (квалифицированно) кроме вас не у кого. Интересует же меня буквально все: какой материал как усваивается (абстрактные конструкты, конкретный материал, хронология, живая "картинка" эпохи, и т.д.), проблемы усвоения, чем больше интересуются и что вызывает отторжение, что помогает в работе и что мешает, и т.д. Я даже не могу перечислить - меня интересует буквально все, даже незначительная мелочь может оказаться важной. Кроме того, появилось несколько учебников, который, на ваш взгляд, лучше, как они завязаны с учебным процессом? В общем, много такого, чего в наше время не было, да и взгляд 12-летнего школьника и взгляд взрослого педагога несколько отличается. Буду благодарен за любую информацию. ЗЫ Уважаемые желающие тоже принять участие в обсуждении! Я понимаю, тема сильно располагает к офф-топу, но возьмите себя в руки.

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 All

Ольга: helenrokken пишет: я чувствую за некоторыми репликами иронию Елена, для меня в этой истории важен не мифологический, а политический урок: та партия, которая побеждает, присваивает себе военные и (в нашем случае) духовные достижения противников. Духовные ценности тоже могут быть присвоены... То, что Дмитрия долго не могли найти после битвы и что он спал - факт общеизвестный. helenrokken пишет: меня беспокоит невозможность преподавания истории в школах с учетом широкого спектра духовных, метафизических и визионерских граней картины мира. Эта картина мира ещё не вполне сложилась в сознании самих историков, а учебники и программы пишут именно они. Но это будет - лет через много... А вот если будут преподавать закон божий, то ученики никогда не узнают, к примеру, о борьбе иосифлян с нестяжателями или о сущности так называемой ереси стригольников.

helenrokken: Ольга, думаю ты правильно меня поняла. Расставленные акценты меня устраивают. Все верно. А вопрос про сон Дмитрия я просто для себя оставлю открытым. Только здесь, на уважаемом мною форуме, я позволяю себе предлагать в качестве доказательств "глюки", как их назвал Алекс (у защиты протест!). В других случаях я хорошо отдаю себе отчет о несовершенстве и преждевременности этого метода для массового пользования. Но здесь мне хотелось почувствовать уважение к нетрадиционным, требующим духовного (для Алекса - в смысле, который дает наш уважаемый авторитет, а не РПЦ) прочтения, источникам. Спасибо.

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Оффтоп? В общем да, но я это к тому что с прочими предметами, и историей в том числе, нечто подобное же происходило и происходит. Максимум рутины, бездумного заучивания и ни малейшего понятия о целях и смысле того, зачем это всё надо. Оффтоп возникает тогда, когда люди заигрываются в метафоры и начинают воспринимать их буквально. Понятия, говорите, не имеют? Как бы не так. Идет целенаправленное изведение истории под корень. Причем чем древнее история, тем основательнее она изводится, вот в чем загадка, и это общемировая тенденция. Новую и новейшую историю силятся превратить в идеологию (начхать какую, лишь бы историей не пахло), более старую - в конфессиональные, раскольные и светские сказки. Почему так и почему во всем мире - неясно. А главная загадка - в словечке "силятся". Такие силы на это брошены, и вроде никто особо не сопротивляется - ан "не выходит каменный цветок". Парадокс.


Цитатник Мао: Сат-Ок, еще один вопрос. Какие у вас претензии к наличным учебникам (5-7 кл.), и какие пожелания для "идеальных", с вашей точки зрения, учебников?

Сат-Ок: Опять-таки - это не конкретно к 5-7 классам, а к любому обучающему истории пособию в принципе: 1. Мировоззренческая рахитичность, методическая и фактологическая эклектика. 2. Наличие чёткой срединной линии между осевым эволюционным вектором (инвариантами эволюции) и циклами самодостаточных конкретно-исторических мифов.

Alex Dragon: Сат-Ок пишет: Наличие чёткой срединной линии между осевым эволюционным вектором … В смысле? Учебники написаны с позиции «ни нашим, ни вашим, но угодить всем»?

Сат-Ок: helenrokken пишет: у защиты протест! Протест принимается :) Alex Dragon пишет: Глюки к делу не пришьёшь Совершенно верно :) По Дмитрию Ивановичу и Владимиру Андреевичу Донскому. Характерный сюжет, дающий объём. Спустя два года после Куликовской битвы, как известно, Москву захватил ХАН Тохтамыш. ДИ уехал собирать рать в Кострому (! - ещё в 19 веке именно о городках Костромской области Даль записал: "Буй да Кадый чорт три года искал" - медвежий угол, одним словом, где удобно прятаться, а не рать собирать), и прособирал её там всю дорогу. Причём крупные бояре превосходно знали, что назад он спешить не будет, потому и ломанулись следом - кто куда. В итоге в городе вспыхнуло восстание, народ устроил погром нескольких усадеб беглецов и массово перепился, в результате чего мощная белокаменная крепость, выдержавшая три осады воинственного Ольгерда, была взята за считанные дни. А ВА быстро сориентировался, и когда ордынцы рассыпались мелкими отрядами по области, со своими малыми силами стал бить их поодиночке. Отбил много полона, нанёс врагу чувствительный урон.

Сат-Ок: Alex Dragon пишет: Учебники написаны с позиции «ни нашим, ни вашим, но угодить всем»? Они написаны без позиции, я же написал чётко: "мировоззренческая рахитичность".

Alex Dragon: А, дошло. Читать внимательнее надо. Не сообразил, что второй пункт — это про пожелания.

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: ДИ уехал собирать рать в Кострому (! - ещё и 19 веке именно о городках Костромской области Даль записал: "Буй да Кадый чорт три года искал" - медвежий угол, одним словом, где удобно прятаться, а не рать собирать), и прособирал её там всю дорогу. Аннекдот почти, конечно, но когда я проезжал в 87-м Кострому, да застрял с автобусом, мне на остановке мужик за бутылку обещал в соседней деревне показать бочку из-под моченых яблок, в которой "сам ДД" от татар прятался. Причем на полном серьезе (видно, очень выпить хотел).

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: 2. Наличие чёткой срединной линии между осевым эволюционным вектором (инвариантами эволюции) и циклами самодостаточных конкретно-исторических мифов. Что вы имеете в виду (именно вы) под "циклами самодостаточных конкретно-исторических мифов" и мифами вообще (в данном контексте, конечно)?

Сат-Ок: Лосевский миф, культурные категории. Понимание того, что образы мира кардинально разнятся, что если человек смотрит на мир через оранжевое в крапинку, то мир принципиально иной, нежели когда на него смотреть через зелёное в полосочку. Эти вещи необходимо уметь рефлексировать в любой ситуации, потому что это фракталь, действующий на всех уровнях общения: человека и человека, человека и субкультуры, человека и культуры, человека и мира; субкультуры и субкультуры, субкультуры и культуры, субкультуры и мира, культуры и культуры, культуры и мира.

Цитатник Мао: И еще один вопрос в связи с ничтожным количеством часов на историю в школе. Может, эту проблему решила бы специализация (в какой-то форме) в 8-11 кл. на гумов и естественников, или от этой идеи больше вреда, чем пользы?

Сат-Ок: Уверен, что это было бы хорошо. А технарям весьма помогла бы не остаться без исторического образования адаптированная синергетика. Я уже писал, как сам мучился от математики и физики с органической химией, хотя мышление у меня очень систематическое и с логикой всё в порядке (даже порой стоило бы немного хаоса подпустить для гармонии).

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Лосевский миф, культурные категории. Может, в связи с этим рационально было бы задавать синхросрезы эпохи (они дают возможность рассмотреть образы мира подробнее, не отвлекаясь на историческую текучесть), а между ними давать события-процессы, послужившие "локомотивом истории"? У меня был положительный опыт в этом направлении, материал усваивался неплохо даже "деревянными". Правда читал я первокурсникам, а не школьникам, и историю культуры, а не общую историю, тут мне было гораздо легче. Но часов также катастрофически не хватало.

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Я уже писал, как сам мучился от математики и физики с органической химией, хотя мышление у меня очень систематическое и с логикой всё в порядке (даже порой стоило бы немного хаоса подпустить для гармонии). Математику гумам придется оставить. Иначе они на "структурной и прикладной лингвистике" учиться не смогут.

Alex Dragon: А математика наука не естественная. Если подумать — голая логика, применяемая в специфическом направлении. Её просто преподавать мало кто умеет толком. Я вот сильно подозреваю, что ежели действительно всех до упора разделить на технарей и гуманитариев, то быстро образуется каста людей, которые кнопку в лифте сами нажать не смогут. К чему уже и идёт. Методики преподавания надо пересматривать, тут уже был большой спор о математике. Я вот хоть особых успехов в ней не достиг, но тогда, когда у меня хватало здоровья и желания поглядеть как бы с высоты, остранённо от конкретики текучки — данной конкретной проходимой темы, запарки с контрольными и экзаменами, то оказывалось, что всё просто логично и красиво — особенно если память хорошую иметь. Общественные закономерности, по-моему, сложнее.

Zyx: Интересно бы услышать мнение практикующих педагогов - а КОМУ предмет история в тягость и ОТЧЕГО?

Ольга: Alex Dragon пишет: быстро образуется каста людей, которые кнопку в лифте сами нажать не смогут. К чему уже и идёт. Это не в мой ли огород камешек? :)))

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Если подумать — голая логика, применяемая в специфическом направлении. Интуитивисты бы с вами не согласились. Ньютон, например. Кстати, технические дисциплины тоже не естественные, а именно технические. А то вы естественников с технарями смешали в одну кучу.

Сат-Ок: Цитатник Мао пишет: Может, в связи с этим рационально было бы задавать синхросрезы эпохи (они дают возможность рассмотреть образы мира подробнее, не отвлекаясь на историческую текучесть), а между ними давать события-процессы, послужившие "локомотивом истории" По большому счёту у меня так и получается. В школе даже пару лет назад были большие ролевые игры по конкретным векам - классы делились на страны, изучали их, а после играли в настольную историческую "монополию". Было забавно смотреть за союзами и результатами (все их можно было опротестовывать, откопав соответствующие факты из реальной истории). Я сам прогоняю историко-психологическое и структурное вступление, после - цикл анекдотов, сопоставление с современностью и сюжеты из личной жизни каждого (фракталь).

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: А технарям весьма помогла бы не остаться без исторического образования адаптированная синергетика. Если исходить из грубой нынешней реальности, то есть из цейтнота, в который загнали гуманитарные дисциплины в школе, то это выход. Но строго говоря, синергетический заход в историю для технарей по большей части вреден, потому, что, в сути, это тот ход мысли, которым они и так привыкли пользоваться в своих дисциплинах. Монокультура психической деятельности, прививаемая со школы, может быть опасна. А вот гуманитариям это может пойти на пользу, потому, что развивать "точные" направления в гуманитарных науках предстоит им, болезным. А насчет цейтнота - может, лучше сократить до предела количество гуманитарных (а частью и негуманитарных) предметов в пользу качетва (то есть литературы и истории)?

Сат-Ок: Да не вреден, просто они в истории увидят что-то близкое. Междисциплинарный диалог, к которому призывает синергетика - мостик, на котором физики и лирики могут встретиться - это снятие дуалистической напряжённости, мировоззренческий ввод диалектики в общение наук о мире и наук о человеке. Я в упор не понимаю, зачем с 5 класса граждановедение, а после ещё обществознание. Притянуто за уши явно. Зачем несколько лет экономики в средней школе? При этом нет психологии и астрономии (географической, а не физической!)...

Цитатник Мао: Ну, граждановедение и обществознание - тут в учебники достаточно заглянуть - это вовсе не предметы. Их хоть с 11 кл. учи - они антинаучны, антигуманны и антипедагогичны в каждой своей букве. Они приносят конкретный вред, и не только тем, что сжирают учебное время и казенные деньги. Экономика - это бесполезные, но еще игрушки. Вот у подруги жены сын в 6 классе изучает теорию вероятности и статистику - вот это цирк. Они (ученики) не понимают вообще ничего. Их запутали так, что они забыли, что такое проценты и как их считать. На математике помнят, на статистике - нет, такая вот шизофрения. Мне кажется, при отборе предметов должна соблюдаться установка: из теоретических дисциплин изучаются только наиболее фундаментальные (кстати, в советской школе они присутствовали, и в хорошем объеме), а из практических - только те, которым школа в состоянии научить квалифицированно, для жизни, а не для галочки. (И, конечно, физкультура должна быть чаще, и как-то по-другому (как, правда, не знаю))).) А литература и история - самые фундаментальные из теоретических гуманитарных. На них и должна быть брошена львиная доля часов.

Цитатник Мао: Сат-Ок, кстати, такой вопрос: Сат-Ок пишет: В школе даже пару лет назад были большие ролевые игры по конкретным векам - классы делились на страны, изучали их, а после играли в настольную историческую "монополию". Было забавно смотреть за союзами и результатами (все их можно было опротестовывать, откопав соответствующие факты из реальной истории). И как после такой монопольки, застревало ли что-то в голове (учащихся, естественно). Я не в смысле начинали ли лучше учиться (это вряд ли), а действительно, застревали ли у них в голове реальные знания?

Alex Dragon: В такие игры не играл, но случалось в ролевухах типа толкиенутых участвовать. Так вот, что касаемо знаний по теме игры — их, по-поему, больше не становилось — я как Толкиена когда-то не дочитал до конца, так до сих и не хочу. Игре это особо не мешало — в ней главное правила соблюдать. А вот они усваиваются, внимание на них больше концентрируется. Короче, толку в смысле знания источников от игры никакой. Но! Что она давала — так прочуствовать какие-то конретные моменты, типа того что как ощущает себя человек посреди леса ночью, что такое спать под деревом, что такое командовать людьми и подчиняться, что такое, когда на тебя орава людей с топорами-саблями скачет, а ты улепётываешь, и т.п. вещи. На одной игре на тему славянской мифлологии довольно-таки неплохо получилось местом проникнуться — река, лес, гранитные берега и всё такое. Хождение в подобии крестьянской рубахи, сшитой из простыни, оказалось весьма пользительно для души и тела. Но мифологию ту лучше знать от этого не стал. :)

Сат-Ок: Цитатник Мао пишет: застревали ли у них в голове реальные знания? В весьма ограниченном объёме. Больше тренировался навык нахождения необходимой исторической информации. Они думали об этом несколько недель, ругались персонажами. Какие-то "кусочки драгоценной смальты" (Лихачёв) остались, но целостной картины, боюсь, не сохранилось ни у кого. Из последнего. Милая бойкая девочка 8-го класса по моему задания тщательно нарисовала карту Средиземноморья. В смысле, дома перерисовала. Раскрасила, буковки с завитками сделала... В итоге - Пелопоннес оказался островом, Афины - на месте Спарты, Рим - на Сардинии, а Сицилия подписана как Мальта. Её это нисколько не смутило, её собственная оценка своей работы касается только завитков и профессионально ровного цветного фона суши и моря.

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Её это нисколько не смутило, её собственная оценка своей работы касается только завитков и профессионально ровного цветного фона суши и моря. Будет дизайнером в издательстве. Пополнит оффисную прослойку. В сущности, школа ей уже не нужна.

Alex Dragon: Сат-Ок пишет: Её это нисколько не смутило, её собственная оценка своей работы касается только завитков и профессионально ровного цветного фона суши и моря. Ты сформулировал подход к жизни всей эпохи. Ну, а кстати, вот ты, Николай, и вы, Цитатник, могли бы обосновать — зачем ей эти Сардинии? Она ведь по жизни, скорее всего, никогда не столкнётся с ситуацией, когда бы это было важно.

Сат-Ок: Первый урок, который я провожу с новыми классами - это всегда объяснение мотивации и ответ на этот самый вопрос. Естественно, существование ответа не означает его восприятия, что мы можем лицезреть и по положению дел в ефремоведении, когда зрелые вроде бы люди игнорируют ответы, чтобы поиграться в имхо-фанф. Я предлагаю обосновать обе точки зрения, найти отличие человека от животного, провести буквальные аналогии с пословицей "ученье свет, а неученье - тьма", представить последствия однодневной памяти или способности ориентироваться только в своей комнате, дорисовать орнамент по известной - большой или крошечной - детали... И подвожу их к фрактальности и системности мира, связи настоящего и будущего с прошлым, к пониманию физической близости и психологической далёкости прошлого. И так далее.

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Ну, а кстати, вот ты, Николай, и вы, Цитатник, могли бы обосновать — зачем ей эти Сардинии? Она ведь по жизни, скорее всего, никогда не столкнётся с ситуацией, когда бы это было важно. 1. Школьные предметы вырабатывают навык понятийного мышления (Выготский "Мышление и речь"). Без этой перестройки психики ученик не сможет в будущем самообучаться и самостоятельно совершенствоваться, про банальную учебу в институте молчу. 2. Школьные предметы вырабатывают специальные навыки психической деятельности, которые могут пригодиться в совсем других областях. 3. Учебный процесс социализует ученика в самом высшем смысле - он его время-ориентирует (от урока к уроку по 45 мин.). То есть ученик встраивается в цивилизацию (с культурой, увы, реальная школа часто реально отдыхает))). Заметьте, эти условия выполняются при любых обстоятельствах, независимо, хорошо или плохо учится ученик, хорошие у него учителя или это банда духовных растлителей. Если же ученик учится охотно и учителя у него хорошие - еще много чего бывает хорошего.

Alex Dragon: Я, видимо, не совсем правильно выразился. Надо было бы спросить, наверное, так: «Как бы вы объяснили, что в чём неправа ученица, для которой важны «завитки» и «профессионально ровный цветной фон суши и моря»?

Цитатник Мао: А что тут объяснять? Подумайте сами: вы вот беспокоитесь, как бы у нас товарищи женщины не разучились, ставши гумами, пользоваться лифтом и отверткой. А представьте более реальную ситуацию. Станет эта девочка дизайнером в хорошем издательстве, начнет получать хорошую зарплату, начнет ездить по миру. Но в каком качестве? Живой посылки, которую загрузили-выгрузили в-из самолета, и которая совершенно не представляет, на каком свете она находится. Много ли проку от таких путешествий? Этак куда не прилети - все одно и то же будет. Даже если смотреть на мир совершенно гедонистически - человек круто ломает себе кайф. А если посмотреть чуть пошире? Жалкое зрелище.

Alex Dragon: Не только женщины. А насчёт живой посылки — так её, видимо, это вполне устроит. Кругом «всех» же устраивает? Тут, мне кажется, более меркантильные аргументы нужны — у таких девочек с «креативностью» проблемы должны возникать рано или поздно — сложно что-то делать, не понимая, откуда ноги растут, а для этого кругозор нужен. Ровно краской доску и автомат загрунтует. А это значит, что быть ей вечно на посылках, «реальным криэйтерам» краски и кисточки подавать.

Verr: Так всё-таки - зачем ей запоминать, где Рим находится? Ведь всегда можно на карту глянуть. Достаточно знать, что он там где-то есть.

Ольга: Цитатник Мао пишет: застревали ли у них в голове реальные знания? Повторяю вопрос - чтобы ответить, как я понимаю. Эмоциональное ядро, которое образуется в душе человека после исторической поездки, игры или посещения интерактивного музея, может потом служить основой, веретеном, на которое будут накручиваться нити знания. Вспомните: почти у всех тех, кто сейчас занимается историей, есть такое веретёнышко в душе, возникшее, когда что-то сильно поразило сердце человека.

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: А насчёт живой посылки — так её, видимо, это вполне устроит. Кругом «всех» же устраивает? Устраивает очень недолго. Имел возможность наблюдать за знакомыми и вот вывод: бессмысленые путешествия надоедают быстро. Такой пример: сестра жены с подругой взяли в прокате машину и проехались по Италии с севера до Рима. На вопрос о впечатлениях от Италии ответ: "Видала я вашу Италию - сапог сапогом". А посмотрел на маршрут - они умудрились обогнуть большинство культурных центров. Спрашиваю: "А чего ж в Ассизи не заехали? Ведь рядом проезжали." Ответ: "А тут дорога была лучше, а там ремонтировалась. А что, надо было?" Единственный плюс - итальянскую провинцию посмотрели, которую туристам не показывают. И ведь тут человек и географию знает, и о культуре понятие имееет. А теперь вообразите на ее месте ту девочку. (Кстати, сестра жены за границу больше ни ногой, ездит только по средней полосе - тут ей все понятно. Это к вопросу о понятности.)

Alex Dragon: Verr пишет: Так всё-таки - зачем ей запоминать, где Рим находится? Ведь всегда можно на карту глянуть. Вопрос не в этом заключался. А в том, что человек, рисуя карту, думает сугубо о ремесленной технике, о мелочах, но ни разу не задаётся вопросом, что и для чего он делает. Мы в теме про искусство подобные вопросы обсуждали — люди заняты сотнями оттенков формы, но неспособны критично посмотреть — а что, собственно, эти формы выражают? Это примерно то же самое, как если бы обсуждающие снимки, сделанные эсэсовцами на казнях, оценивали ракурсы, постановку света, грамотность построения кадра, игру теней, достоинства и недостатки аппаратуры «фотографов». Если вы спросите рабочего на автозаводе, что он делает, то скорее всего ответит про непосредственно свою операцию — колёса прикручиваю, свечи вставляю и т.п. Самоделкин в гараже скорее всего скажет, что он машину собирает. Или как в известной байке про Шартрский собор — один рабчий раствор месил, другой семью кормил, а третий строил собор. Разницу чувствуете? Вы же не скажете, когда едите, что черпаете ложкой из тарелки и совершаете возвратно-поступательные движения рукой. Нет, вы скажете «я ем». Так вот эта девочка «совершала возратно поступательные движения», а не ела.

Цитатник Мао: Ольга пишет: Эмоциональное ядро, которое образуется в душе человека после исторической поездки, игры или посещения интерактивного музея, может потом служить основой, веретеном, на которое будут накручиваться нити знания. Да, так и должно быть (по Выготскому ). Но меня интересовало как это происходит в школьной практике (свой опыт такого рода у меня отсутствует). Из ответа Сат-Ока я понял, что закрепление этого ядра все же происходит на вербальном, а не эмоционально-мыслительном плане (тут происходит какое-то нетривиальное взаимодействие). То есть, грубо говоря, чтобы ядро закрепилось, ученик под влиянием этого воздействия (такой эмоционально-мыслительный голод) должен начать читать книги (хотя бы учебник).

Alex Dragon: Помнится лет в восемь я чуть ли не под лестницей нашёл потрёпанный учебник по истории Древнего Мира для 5 класса. Он весь такой цветастый был внутри, с множеством картинок. Обложка была, кажется, чёрная с Парфеноном или ещё какими-то соответствующими развалинами. По-моему, из всех учебников по истории по той советской программе начала 80-х, самый интересный. Вот вроде сколько всяких книг через руки прошло, а этот случай почему-то запомнился. Причём даже не содержание, а обстоятельства и какой-то цветовой образ в мозгах — сочетание чего-то жёлтого, чёрного, синего, красного, как если бы все карты, фотографии и ту обложку в кучу перемешать, и сам факт того что случай — не купил, не подарили, а вот как-то вдруг возник. Вроде клада.



полная версия страницы