Форум » Педагогика » Для Сат-Ока. Проблемы изучения истории в школе » Ответить

Для Сат-Ока. Проблемы изучения истории в школе

Цитатник Мао: Сат-Ок! У меня возникла проблема, которая раньше не интересовала, а сейчас вдруг стала важна, а именно: как состоит дело с обучением истории в школе (особенно меня интересуют 5-7 классы). Дело в том, что от школы с 95 г. я полностью оторван, узнать что-либо (квалифицированно) кроме вас не у кого. Интересует же меня буквально все: какой материал как усваивается (абстрактные конструкты, конкретный материал, хронология, живая "картинка" эпохи, и т.д.), проблемы усвоения, чем больше интересуются и что вызывает отторжение, что помогает в работе и что мешает, и т.д. Я даже не могу перечислить - меня интересует буквально все, даже незначительная мелочь может оказаться важной. Кроме того, появилось несколько учебников, который, на ваш взгляд, лучше, как они завязаны с учебным процессом? В общем, много такого, чего в наше время не было, да и взгляд 12-летнего школьника и взгляд взрослого педагога несколько отличается. Буду благодарен за любую информацию. ЗЫ Уважаемые желающие тоже принять участие в обсуждении! Я понимаю, тема сильно располагает к офф-топу, но возьмите себя в руки.

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 All

Сат-Ок: Торчинов сам по себе - диалектическая песня. Человек синтезировал религиоведение и трансперсональную психологию.

helenrokken: А его определение Ци, которое стопроцентно совпадает с определением Духоматерии в АЙ (которую он, как я понимаю, совершенно не признавал) - это вообще крылья, на которых я летаю последние несколько дней!

A.K.: Сат-Ок пишет: цитату Лао Цитатник, не хотите ли поменять в форумном псевдониме одну букву? Коля -


helenrokken: А.К. пишет: не хотите ли поменять в форумном псевдониме одну букву? Метко!

Сат-Ок: К тому же ещё и рядом в альфабете стоящую :) А признавал-не признавал - дело второстепенное. Не этим он знаменит.

Цитатник Мао: A.K. пишет: Цитатник, не хотите ли поменять в форумном псевдониме одну букву? Это вы предлагаете мне махнуть Председателя на бывшего архивариуса (нынешнего Председателя Земного Шара)? Заманчиво, конечно, но Цитатника должна украшать скромность.

helenrokken: На самом деле Цитатник Мао - это ник на миллион юаней

Alex Dragon: Кстати, для КПК значки и прочая символика с Мао — нехилый, наверное, источник доходов.

Сат-Ок: Cочинял для школьников пару лет назад в качестве пособия перед зачётом, не надеясь на их контрреволюционную неспособность усваивать элементарные основы исторической антропологии... Появление человека, как и появление жизни – самые интересные и загадочные темы для учёных многих поколений. Самое сложное – поймать переходный период, когда примат становится человеком. Никто не наблюдал эти процессы в реальном времени, поэтому споры о том, когда именно происходили этапы превращения животного в человека, заведут нас в тупик. Зато за последние сто лет накоплен большой материал о жизни современных первобытных племён (науки историческая антропология и этнография), о закономерностях поведения животных (науки этология и зоопсихология). Также стали существенно яснее особенности людей в разные исторические периоды и современности (история и психология). Это позволяет с достаточно степенью уверенности схематически воссоздать общую эволюционную линию становления человека. Несколько миллиардов лет развития жизни на нашей планете происходили в рамках одних и тех же закономерностей. Вектор эволюции – движение ко всё большей свободе от внешней среды и постоянству внутренней среды. Такое постоянство позволяет живому существу жить в разных условиях. Пример: динозавры – пресмыскающиеся, они были не столь совершенны как первые млекопитающие, несмотря на всю свою мощь. Пресмыкающиеся холоднокровны, то есть не имеют постоянно температуры тела, она зависит от температуры воздуха. Млекопитающие теплокровны, их температура постоянна. Резкое изменение климата привело к гибели динозавров, в то время как мелкие, ничем не примечательные внешне существа смогли выжить и породить всё современное разнообразие зверей. Вторым вектором является постоянное усложнение нервной системы, которое неизбежно привело к появлению мозга, а после и человека. Именно поэтому изначально самые приспособленные к любым условиям существа – одноклеточные и вирусы – не остановились в своём развитии. Эволюция жизни – это путь смерти и страдания, инферно. Всякий вид живых существ стремится лучше приспособиться к окружающим условиям, преуспеть. Если ему это удаётся, если приспособление очень успешно – это гарантия уничтожения вида при изменении внешних условий. Стоит пересохнуть болоту, как погибнут все лягушки. Зарастает луг – погибнут мыши. Медведи и лоси не смогут жить на открытой местности, а гепарды – в горах. Даже человеку сложно сориентироваться в ситуации, где все вокруг говорят на другом языке, едят другую пищу, носят другую одежду, делают другие жесты, смеются и негодуют по другим поводам. Каждый вид животного занимает определённую экологическую нишу. Ниша исчезает – исчезает и животное. Такова цена за великолепное, но узкое приспособление. Тело горного козла великолепно приспособлено для передвижения по наклонным и сыпучим неровным поверхностям, по камням. Антилопа или зебра сразу сорвётся в пропасть, переучить их нельзя – надо менять форму тела и врождённые инстинкты. Также и козерог никогда не сможет убежать от хищника на равнине. Охотничьи приёмы снежного барса, рыси, которая прыгает с деревьев на добычу, и львов – категорически отличаются. У каждого вида оказывается своё приспособление. Но всякая закрытая система аналогична водоёму без проточной воды или никогда не проветриваемому помещению. Она превращается в болото, в место, непригодное для жизни. То же самое мы можем наблюдать у замкнувшихся на себе и своём узком национализме народов, отдельных людей, отгородившихся от остального мира. Это универсальный принцип, развитие в такой системе невозможно, только – до поры до времени – консервация с медленным сползанием. Человек появился на стыке ареалов, он не привязан жёстко к определённой экологической нише. Человек – открытая система. Его тело универсально и платой за это стала его слабость и незащищённость в биологическом смысле. Он может бежать долго и быстро, но недостаточно быстро, чтобы убежать от степных хищников. Он может лазать по горам и деревьям, но обезьяны, рыси или козероги делают это лучше. У него хорошее зрение, но он не может, как орёл, увидеть мышь с 20 км или, как антилопа, видеть почти панорамным образом – на 360 градусов. Он стоит прямо и это даёт ему возможность увидеть опасность издалека, но этим же он открывает самое уязвимое место – живот, и теряет устойчивость. Руками без когтей он может совершать много мелких операций, но они в итоге становятся намного слабее ног и не могут остановить хищника. Человек идеальное (для дальнейшего развития нервной системы и мозга и свободы от внешней среды) и оттого несовершенное (в каждой конкретной экологической нише) животное. Он появился на стыке противоречий – частного, тактического приспособления здесь и сейчас (а дальше – тупик развития), и общего, стратегического приспособления, дающего потенциал на будущее развитие, но создающего вначале серьёзные сложности. Минус часто оборачивается плюсом в будущем. «Тяжело в ученье – легко в бою»; эта пословица Суворова идеально подходит для любой подобной ситуации. Многофункциональность приспособлений тела – значит незавершённость их, возможность надстраивать новые способности. Поведение всякого животного жёстко задано чёткими внутренними программами – инстинктами. Инстинкты бывают врождёнными (безусловными) и приобретёнными (условными). Это 1-ая сигнальная система. У человека инстинктивная (программная) база оказалась слаба. Человек постоянно сталкивался с принципиально различными, порой противоположными условиями, так как существовал в очень широком диапазоне климатических и природных зон, мог менять их в течение жизни. Когда в компьютере начинают реализовываться противоположные программы, он зависает. В жизни такое зависание означало бы быструю смерть. Следовательно, стало необходимо выходить из положения иным образом. Креативность, то есть способность преодолеть неожиданное препятствие совершенно новым способом, и передача этой жизненно важной информации – личного опыта – стала решающим фактором, которая не успевала закрепляться на уровне инстинктов. Стало необходимо делиться этим опытом с подрастающим поколением. Когда животное играет с детёнышем, показывая приёмы охоты, оно лишь включает уже существующую программу. Когда человек пытается передать свой опыт, он делится тем, что не заложено в программную базу человека. Когда сталкивается с принципиально новым и находит решение – он творит новое, чего до этого не было никогда. Так возникла необходимость в усиленном развитии коммуникативных навыков (речи). Этому же способствовала и длительная беспомощность человеческого ребёнка, необходимость общаться с ним, передавая накопленный опыт. Особое внимание к подрастающему поколению, забота о нём, привели к закреплению общественного альтруизма, когда человеку важнее были интересны всей группы, нежели свои собственные – вплоть до подавления инстинкта самосохранения. Речь – это признак появления сознания, то есть 2-ой сигнальной системы, которой свойственно воображение, представление о времени, абстрактное мышление уровня, недоступного животному. Сознание – это уже надприродное образование, оно отражает природу в образных представлениях и слове. Возникает участок словно бы освещённого сознанием пространства. Возможность увидеть природу со стороны – значит, выделить себя из природы. Животное бессознательно, инстинктивно, оно целиком растворено в заданной от рождения программе существования. Для человека такой программы нет, и природа всякий раз выступает в новом обличии. Поэтому, чтобы выжить, необходимо от природы психологически дистанцироваться, увидеть со стороны все эти изменения, чтобы подстроиться под них. Сознание подобно фонарю в тёмном лесу. Психика человека становится тоньше, чутче. Тени, обступающие небольшой светлый участок, кажутся демонами хаоса. Животное, если использовать эту метафору, полностью слепо, но ориентируется в темноте за счёт прекрасного слуха и обоняния, которое у человека не развито. На основе специфически человеческого восприятия мира (в слове и воображении) возникает образ мира, с которым он отныне имеет дело. Так рождается Матрица, миф. Мир отделён от человека стеной его представлений о мире. Человек оказался раздвоен. Сознание отделяет человека от мира, но преодолеть его возвращением в природное состояние невозможно. В этом трагедия человеческого существования. Таким образом, качественное отличие человека от животного – созданная им самим вторая реальность, то есть сознание и порождённая им культура, выражающая Матрицу тех или иных представлений. Целостность животного превращается в раздвоенность человека, осознавшего выделенность из природы и попытавшегося заглянуть в будущее. Всякое достижение имеет оборотную сторону. Существовало много видов существ, возникших самостоятельно, в разных регионах Земли, которые так или иначе начинали проходить этот путь становления. Уже 6-7 миллионов лет существовали первые человекообразные. Необходимо выделить причины преуспеяния тех или иных видов человека на протяжении его эволюции. Тормозящие причины: Увлечение грубой силой и нежелание племени кормить стариков – то есть происходит уничтожение самых опытных, в итоге слабая передача опыта, племя сначала преуспевает, а после начинает резко отставать. Происходит повторение в общих чертах животной эволюции. Это бессознательное нарушение баланса в сторону сиюминутной выгоды, доминанта тактики над стратегией. Возможен и обратный перекос, нежизнеспособный, но являющийся элементами избыточного разнообразия. Избыточное разнообразие – необходимая составляющая всякой эволюционирующей системы, когда не нужные на данном этапе детали могут стать системообразующими при сломе структуры из-за внешних причин. Пример: млекопитающие в экологии мезозойской эры были необязательны, но когда вымерли динозавры, именно они стали самым важным звеном дальнейшей эволюции. Промискуитет (браки между близкими родственниками) и вследствие этого – рождение детей с генетическими болезнями. Случайности – климатические колебания, столкновение с более многочисленными или развитыми соседями (не обязательно военные). Соответственно, линия преуспеяния: альтруизм, уважение к старшим, отсутствие кровосмешения, допущение избыточного разнообразия в виде отдельных членов племени "со странностями" – слабых изобретателей, отдельных агрессивных особей, знатоков примет. Эволюция – процесс последовательного развития системы и её усложнения Экологическая ниша – устойчивая природная система, занимаемая видом Система – группа взаимосвязанных элементов Структура – способ взамосвязи, конфигурация элементов системы Инстинкты – программы поведения Сознание – форма психического отображения мира, характеризуемая созданием представлений о мире, воображением и словом, речью.

Сат-Ок: Что такое миф для первобытного или древнего человека? Это не то, что проживалось, нет - это само проживание. Это не то, что происходило в их психике - это и есть их психика. Крайне несовершенная к абстракции, гладкая, способная преимущественно лишь отбрасывать мир обратно вовне, порождая диффузный сплав наивного пантеизма. Все эти мифы, истории о богах и богинях, о героях и становлении мира - и есть коллективная психика эллина, разлитая по всей его ойкумене. Потому и писал Шпенглер о статуарности и безликости античности. Нет личности, есть беспрерывно изливаемая в коллективное бессознательное индивидуальность. Индивидуальный Рок, фатальность, предопределённая вещими Мойрами... Нет "Я", есть "Мной". Но для того времени само представление об индивидуальном Роке было революционным по сравнению с первобытными временами, когда представление о собственной судьбе было неразрывными узами увязано с представлениями о судьбе племени, влито в них. Фрактальная морфология нашего времени выражается себя через одушевление детьми мира игрушек - порой причудливо и многопланово. Суть игротерапии двояка - наблюдение за выведенной вовне и спроецированной на предметы психикой ребёнка, и магическое освобождение самого ребёнка от тревожных и деструктивных переживаний и импульсов, то есть разновидность первобытной магии - имитативной и гомеопатической, впоследствии ритуализированной в обрядах религий.

makcum: Сат-Ок пишет: Когда животное играет с детёнышем, показывая приёмы охоты, оно лишь включает уже существующую программу. Вообще-то этологи доказали обратное. Животные не так глупы и неразумны, как мы о них думаем

Alex Dragon: Дело не в уме. А в том, что судя по исследованиям, скорее всего инстинктивны самые низкоуровневые функции, а роль обучения гораздо выше, чем думали раньше. Как-то где-то я кажется давал ссылку на статью про наблюдения и эксперименты то ли с ласточками, то ли с чайками — не помню. А инстинкт — это похоже что не программа, как мы себе представляем. Тут скорее дело в уровнях отработки навыков, в творческом подходе. Животное почти всегда следует шаблону и не может или с трудом его меняет. Человек может сознательно изменять стереотипы поведения в зависимости от внешних условий и разрабатывать новые методы решений.

makcum: То есть человек наиболее независим от внешней среды, и может жить и в холоде, и в жару, и в пустыне, и возле моря

saabmount: "Фрактальная морфология нашего времени выражается себя через одушевление детьми мира игрушек - порой причудливо и многопланово. Суть игротерапии двояка - наблюдение за выведенной вовне и спроецированной на предметы психикой ребёнка, и магическое освобождение самого ребёнка от тревожных и деструктивных переживаний и импульсов, то есть разновидность первобытной магии - имитативной и гомеопатической, впоследствии ритуализированной в обрядах религий" Даааа. Вы-то сами поняли, что написали? Вот это - фрактальная морфология времени, гомеопатическая магия. "поймать переходный период, когда примат становится человеком" Так нет такого момента. До сей поры многие, числящиеся как люди, процентов на 90 - приматы. Есть такая теория - нечеткие множества называется.

Alex Dragon: Вы бы какие книжки по антропологии, этнографии, исторической психологии почитали, а то явно вы под магией понимаете нечто из газеты «Бабушка».

sat-ok: saabmount пишет: Даааа. Вы-то сами поняли, что написали? Вот это - фрактальная морфология времени, гомеопатическая магия. Морфология - способ структурной организации (читайте Шпенглера), фракталь - самоподобие структур разной масштабности (читайте про синергетику), гомеопатическая магия - это когда воздействуют на некий предмет и ожидают результата с другим предметом или процессом. Например, сжигают волос чела, чтобы чел заболел (читайте Фрэзера). Уровень замечаний у вас - в точности как у моих школьников. Только у них уважения больше, и знать эти вещи они не обязаны.

saabmount: наконец уели меня, старого неуча. Оно понятно, магия - точная наука. Она присутствует во всех остальных, судя по вот этому: "Вы бы какие книжки по антропологии, этнографии, исторической психологии почитали, а то явно вы под магией понимаете нечто из газеты «Бабушка»" Вдохновленный аргументацией магов, предлагаю определение: В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней магии. Далее, о терминах - без вопросов. О кажом из терминов, смысл которых Вы для меня любезно прогуглили (спасибо) я раньше мала-мала слышал. Хорошие слова, красивые. Вот только проблема в том, что нельзя в произвольном порядке сочетать красивые слова. От этого исходное предложение не только не приобретает нового смысла, но и теряет тот, что был в исходных терминах (в книге http://www.gramotey.com/?open_file=1269048297 , которую вы очень упорно игнорируете есть целая глава о схоластах, которая так и называется - Платье из словесной шелухи). Попробуем перевести кусочек упомянутого текста на общечеловеческий язык "Самоподно-структурная разномасштабная структурная организация нашего времени" и сразу возникнет масса вопросов: Почему самоподобная? Почему масштабная? Где время структурно организовано? Это все только о НАШЕМ времени? Тогда что такое НАШЕ время? И так далее до бесконечности. Так что надо, прежде чем формировать цепочки из красивых слов, пытаться понять, что там может получиться. А то получится как в анекдоте: На приеме у сексопатолога. Ну, на что жалуетесь? Да слова у вас очень красивые - эрекция, эякуляция. А так у меня все в порядке. P.S. Включаясь в ряды апологетов точной магии (примете?) генерирую фразу в виде вступительного взноса: Учитывая сакральную эякуляцию гетерономной дистинкции эрекции интеллигибельной синергетической (ну куда без нее) меритократической магии запутанных антиномий Прошел вступительное испытание?

A.K.: Саабмаунт, но ведь язвить-то начали Вы. Просто с первых слов встав в позицию просветителя "этих не знающих математики лириков и гуманитариев". Реакция естественна. Охота посамоутверждаться? Найдите другое место.

Alex Dragon: saabmount пишет: наконец уели меня, старого неуча. Оно понятно, магия - точная наука. Вы таки действительно выставляете себя неучем, мало того — воинствующим невежей. Если бы вы хотя бы заглянули в книжки по перечисленным областям науки, то были бы в курсе, что термин «магия» употребляется и вполне материалистами для описания практик и соответствующего им мировоззрения, которые были в ходу со времён первобытности и определённые элементы того первобытного магического сознания, его пережитки встречаются повсеместно до сих пор. Каковые практики, элементы и характерные для них психологические состояния явлются предметом исследования. Впрочем, я подозреваю, что вы представление об этом имеете, а свои реплики кидаете исключительно в провокационных целях. То есть вы тролль. Посему делаю вам предупреждение, больше их не будет — ешё одна реплика, которую я пойму как провокацию, и я вас забаню без всяких китайских церемоний.

saabmount: Alex Dragon пишет: термин «магия» употребляется и вполне материалистами для описания практик и соответствующего им мировоззрения, которые были в ходу со времён первобытности и определённые элементы того первобытного магического сознания, его пережитки встречаются повсеместно до сих пор. Каковые практики, элементы и характерные для них психологические состояния явлются предметом исследования. Вау! А я, магически непросвещенный, считал что элементы магического сознания изучаются в том же духе, что и пирамиды Хеопса - как исторические артефакты, а не как предмет для будущего внедрения. И всегда издевался (на словах) над цыганками с их магией. Впрочем, меня извиняет то, что издеваемые этого не понимали (магическое сознание). P.S. И, в отличие от истории (время котрой настало, и она не отвертится) время внедрения математических методов в магии еще не настало (и не надо о Вронском). P.P.S. А баном меня не испугаешь. Уйду, не прощаясь. И будут тут хвалить друг друга за мудрость. Лепота! В ДИСКУССИИ нужна закваска! Аз есмь, ибо естественнонаучен.

Alex Dragon: Однако и самомнение. Вы серьёзно полагаете, что без вас тут помрут? Так вы здесь далеко не первый посланный в заоблачные дали за уже далеко не один год существования форума. Привыкли. Скатертью дорога!

anton_: saabmount пишет: Вау! А я, магически непросвещенный, считал что элементы магического сознания изучаются в том же духе, что и пирамиды Хеопса - как исторические артефакты, а не как предмет для будущего внедрения. И всегда издевался (на словах) над цыганками с их магией. Впрочем, меня извиняет то, что издеваемые этого не понимали (магическое сознание). А Вы оппонента вообще читаете? Он и пишет, что являются пережитками. И оттого что пирамиды Хеопса были построны тысячелетия назад, они не становятся интересными для изучения. Вернее, наоборот. или историк вообще не должен изучать то, что было?

Сат-Ок: Вот интересно, почему толпы людей, стенающих о моём "высокомерии", не придут и не надают по шее буквально воплощению такого высокомерия?

saabmount: Alex Dragon пишет: Вы серьёзно полагаете, что без вас тут помрут? Нет, конечно. Просто захвалятся. "Я тибэ уважаю, ти мине уважаэшь - слюшай, ми стобой уважаемые люди!"(С) P.S. А не скучно будет? Вона как я ваш личный противоречья дух развиваю, прям по Пушкину.

saabmount: anton_ пишет: А Вы оппонента вообще читаете? Он и пишет, что являются пережитками. И оттого что пирамиды Хеопса были построны тысячелетия назад, они не становятся интересными для изучения. Вернее, наоборот. или историк вообще не должен изучать то, что было? Пережитки пирамид вообще говоря, играют положительную роль, косвенно свидетельствуя о великих событиях истории и помогая их изучать. А пережитки магии - они в сознании и подлежат уничтожению, за что, кстати, боролся и сам ИАЕ (ну и я борюся по мере сил, пока не забанили). Вот тут многие играют словами - подражая Андрееву, например. Аггры там, дуггры и вообще полная Роза. А того не знал Андреев, что магия имен является одной из древнейших. И вокруг имен много магических ритуалов наворочено. В частности, привычка "объяснять" явления и предметы, давая им имена (и на этом успокаиваясь), является древнейшим пережитком и сейчас свойственна детям в определенном возрасте (ну и гуманитариям). А в физике, например, теперь это выглядит смешным. Почему брошенный камень летит? А витуса мовиса много. А почему упал? А витус мовис весь вышел. Так объяснял Аристотель. Сейчас звучит смешновато. А в истории такой подход - в порядке вещей. А, да это поморско-подклошовская культура! Все ясно. P.S. Анекдот в тему. Историю моим иностранным студентам читала дамочка со значительными фефектами фечи. И мне долго пришлось их учить как произносить "поморско-подклошовская". Особенно трудно это давалось китайцам...

Alex Dragon: saabmount пишет: Нет, конечно. Просто захвалятся. Как бы это помягче. Если бы вы знали, насколько вы тут такой весь противоречивый не первый, и не второй и даже не третий… И сколько нам раз предрекали самозахвалиться… Не перечесть. Поэтому, гсоподин хороший, гуляйте себе, дорог много.

Сат-Ок: saabmount пишет: А в истории такой подход - в порядке вещей. Очередная ложь.



полная версия страницы