Форум » Педагогика » Проблемы воспитания в ЭРМ (часть 2) » Ответить

Проблемы воспитания в ЭРМ (часть 2)

Dust Raider: Начало темы перенесено в архив. — A.D. Alex Dragon, A.K., Сат-Ок, Александр Гор, AlenkaS Александр Гор пишет: [quote]В Китеже я не был... Но... почему бы Вам не придти в то же Китеж и не предложить помочь морально подготовить детишек к противостоянию обществу шакалов? [/quote] Вот-вот-вот! Вот я то и хотел высказать! Именно что. Я ведь не говорю что "Китеж" - плохая идея. Это наоборот очень хорошо что взялись за ПРАВИЛЬНОЕ воспитание ребят! И оскорбить и обидеть кого-то или чьи-то чувства я своими словами совсем не хотел! Я про то, что тех кто выходит оттуда, из "Китежа", надо морально подготовить к противостоянию с "шакалами". Я не хочу абсолютизировать свой опыт, но я часто сталкивался со свинством со стороны людей, и у меня может это особо "наболевшее". И - я вот так думаю (мне так кажется) что ребенка, выходящего в весьма жестокие условия современной России из здорового, внимательного общества "Китежа", надо подготовить к тому, что их может ждать. Потому что столкновение с животными чертами, сохранившимися во многих "приматоидальных" личностях, встречающихся по жизни, вызывает жестокие стрессы и всякие нехорошие последствия.... По крайней мере, для меня это было стрессом - в школе я ОЧЕНЬ долго не понимал, за что меня бьют. Только потом понял - что "просто так", и что надо давать сдачи. Но надо чтобы этого НЕ БЫЛО, потому что НОРМАЛЬНЫМ человеком с такой постоянной нервотрепкой вырасти гораздо сложнее. Может я конечно зря все это говорю и все не так, но - вот, что наболело... А в Китеж приехать - ну... Кхм... Меня, по возрасту-то, в 21 год-то, надо и самого еще "воспитывать"... Александр Гор пишет: [quote]Ну а «наказанность», во всяком случае в провинции, достигается дружными усилиями группы родителей, вечерком, адекватно возрасту и здравому смыслу. Помогает.[/quote] Это может в провинции. А вот в столице не так... Вот когда ваш отец пытается о чем-то говорить с директором, и чего-то мямлит и размазывает перед директрисой, которая глядит на него как на пустое место и, крася ногти, говорит "Ну-у-у, мы посмотрим, разберемся", а на самом деле НИКТО ничего не делает, и когда избитым - в кровищу - приходишь домой, а родители тебе говорят - ну что ж ты такой глупый, что ж ты не умеешь с людьми ладить, у тебя де язык плохо подвешен и вообще, чего ты с ними общаешься раз тебя бьют (хотя ты и рад бы "с ними" не общаться, да не получается - школьный коридор маленький!) - как-то поневоле в безнаказанность агрессивных одноклассников верится проще чем в то что есть какая-то "правда", "разумное-доброе-вечное" и что плохие не уйдут безнаказанными. И я считаю, что человек должен быть НАУЧЕН противостоять этому. Причем научен реально. Т.е., ребятам нужно без обиняков, "прямым текстом" объяснить - вот, могут быть такие интриги против вас, может быть такое подсиживание, могут производится такие-то действия... Спокойно, чтобы ребята поняли. Это конечно "окунание" в инфернальность, но это "неглубокое ныряние", зато если доведется "нырнуть глубоко" - бцдет "запас воздуха" - бесценный опыт. A.K. пишет: [quote]Да мы и взрослых таких немало знаем... :)[/quote] Взрослым проще. С взрослением приходит опыт противостояния, и жизненный опыт вообще, так что бороться становится проще, и самих прецедентов такой агрессии становится меньше. Школа - самый жесткий этап в этом. Извините, мы с этим заоффтопились.

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Трак Тор: Действительно, мне бы лучше книжку прочесть и тему я путаю. Какой буде семья в ефремоском будущем - не знаю. Про любовь я вообще плохо умею говорить, особенно высоким стилем. Боюсь, вы твердой рукой привычно поставите мне двойку за контрольную работу, если я в нее ввяжусь. Поэтому вернусь к тому, с чего начал в этой теме - выражу согласие с Ксенией:В неустроенном же обществе она (слепая материнская любовь) является необходимым защитным механизмом. - и на этом закончу, с Вашего позволения.

Gremy: Представляется, что в ефремовском обществе у матери после родов не будут сразу отымать ребенка, и выкармливать его грудью она будет сама. Хотя бы потому, что это полезно для здоровья обоих - и физического, и психического.

Цитатник Мао: Ольга пишет: ревность, которая доводит до абсурда. Недавний эпизод: я на рынке в Калуге стою в небольшой очереди и вижу рядом одиноко стоящую девочку лет пяти, которая усиленно ковыряет в носу и смотрит на меня. Я с улыбкой и шутливой интонацией говорю: - Палец сломаешь! Вдруг рядом материализуется молодой мужчина (лет двадцати пяти), тщедушного вида, и с вызовом говорит мне: - Воспитывайте своих детей! И - обращаясь к дочке: - Ничего, Даша, ковыряй, ковыряй! У меня еще смешнее случай был. В московском зоопарке. Возле вольера с орлами остановился фактурный такой грузин - любуется. Рядом с ним его пацан - собирается просунуть палец через рабицу. Орел подошел и тоже готов, даже пасть раскрыл. Я грузину говорю (с пацаном разговаривать, конечно, бесполезно): "Сейчас отхватит палец." Пацан притормозил палец. Грузин сооброжает - минута, полторы (ему спешить некуда - пацан ждет как вкопаный). Вдруг изрекает: "Вообще - правильно!" - и дальше любоваться на скалы. Пацан палец убрал, но какой ненавидящий взгляд я от него заработал!


Цитатник Мао: Трак Тор пишет: Вы лучше меня просветите вкратце, когда возник и когда расцвел матриархат? (чашу и клинок все не соберусь прочитать). Мне кажется, расцвет с появлением устойчивого земледелия, не в первобытном обществе. При уменьшении урожайности земель при плохой агротехнике появились мужские боги. Мать-земля потускнела. Когда появился никто не знает, но особенно расцвел во время неолитической революции, особенно с появлением устойчивого земледелия. Патриархальные тенденции, связанные с охотничьими союзами, тогда рухнули с треском.

Alex Dragon: Зря с пальцем так отговорили. Как говаривал в подобных случаях дикообраз Сахи, «через трещину в голове могло бы войти немного ума».

Цитатник Мао: Это вряд ли. Вы их не видели - все очень запущено.

Ольга: Отлично сказано, товарищ Сахи!

Цитатник Мао: Жестокая вы!

Эдэль: Всем привет! Вклинюсь в разrовор. Добавлю то, о чём речь ешё не заходила здесь, а оно представляется мне важным. Трак Тор пишет: Я думаю, материнская функция - родить своего ребенка, любить (слепо, независимо ни от чего во-первых, и разумно, в связи с появляющимися новыми обстоятельствами жизни, во-вторых) и охранять его от опасностей, обеспечивать его основные физиологические потребности - короче, довести его до фазы физиологической зрелости (Приношу извинения за западаюшие клавиши и вынужденную замену букв. Карма моих ноутов - немотивированные rлюки клавиатуры). В нынешнюю епоху, несмотря на всю её трудность, кризисность и противоречивость, мноrое меняется в сознании людей. Не всех, не массово, но процесс идёт. Я сейчас обшаюсь как с мамочками, у которых дети возраста, близкоrо к возрасту моей Ники - в районе от 6 до 12 лет (Нике 9), так и с мамочками, которые ожидают рождения ребёнка - на курсах, на rимнастике, в бассейне. И всё больше вижу и слышу проявлений разумной, мудрой материнской любви, а не той слепой. Или - по крайней мере стремления к мудрой любви, не упорствования в родительской слепоте, а более осознанноrо отношения к своей роли мамы/отца как старших спутников ребёнка в етом мире, а не собственников ("ты мой ребёнок"). И знаете, что самое интересное? Етот процесс - умение матери отпустить ребёнка в мир, в самостоятельность, в еrо собственную жизнь начинается уже... во время родов. Роды закладывают базу, платформу, на которой в последуюшем будет строиться связь матери и ребёнка, их взаимоотношения и взаимопонимание. Ведь они - первый для матери опыт отпускания. Если у мамы в подсознании от родов осталось: "Я тебя вымучала-выстрадала-родила, ты мой, моя наrрада за страдания, моё утешение и радость, моё продолжение, никому тебя не отдам" - то её отношения с ребёнком будут строиться по одной схеме, в которой очень просто сьехать на слепую любовь, и отношения ети в конце концов приведут к конфликту и, возможно, разрыву с родителями (в подростковом периоде). Если мама из процесса родов вынесла в подсознании друrую установку: "Я помоrла тебе придти в наш мир, отпустила тебя в неrо, в твою жизнь. Но ты не "мой", ты принадлежишь етому миру. Ты выбрал меня и папу в свои спутники - значит, знаешь, что имено мы можем тебя научить чему-то важному для тебя. Я буду помоrать тебе познавать етот мир, учиться новому, становиться самостоятельным и сильным, пока тебе нужна будет моя помошь. Я буду радоваться за тебя, кода моя помошь будет тебе не нужна." - то отношения матери и ребёнка будут складываться совсем по иной проrрамме, проrрамме спутничества, взаимноrо уважения и дружбы, творчества и взаимноrо учительства-ученичества. Такая политка - обучения будуших мам осознанности и в родах, и в воспитании детей, - идёт сейчас уже официально: в ряде книr по подотовке к беременности и родам, на курсах подотовки и пр. звучит етот мотив. Имеюший уши да услышит, имеюший rлаза да увидит. Навскидку: "Подrотовка к родам - ето подотовка не только к встрече малыша, но и к тому, чтобы впервые отпустить еrо от себя. Сейчас на помошь приходит сама природа, но и вся дальнейшая жизнь - ето постепенное отпускание ребёнка от себя в большой и незнакомый мир. В том и состоит зрелое материнство - уметь вовремя отпускать своих детей, позволять им самостоятельно делать следуюшие шаrи на пути взросления." (Т.Апулаева, "Я скоро стану мамой") Кстати, те мамы, которые поrружены в слепую материнскую любовь-инстинкт, лишают себя большоrо счастья - счастья отпускать на свободу и видеть, как ребёнок становится самостоятельной творческой личностью, способной принимать решения, проявлять себя по-новому, преодолевать препятствия, добиваться маленьких и больших побед (без нашео активноrо участия, только с нашей емпатией). Ето же такое счастье, коrда рядом с тобой - не беспомошное сушество, за которое всеrда надо принимать решения, обереrать еrо от всеrо, а - личность, во мноrом равная тебе (хоть и младше по физиолоическому возрасту), у которой есть чему поучиться нам, взрослым. А в чём-то -и личность, умеюшая больше, чем ты. Конечно, пока ребёнок мал, особенно пока он младенец, мы, родители, для неrо - почти весь мир, мы еrо зашита и опора. Но даже в младенческом возрасте зашишать ребёнка от опасностей можно по-разному. Пример. С трёхнедельноrо возраста Ника начала плавать в бассейне (водный тренинr по Чарковскому). Немноrие родители способны на такое: отпустить ребёнка в воду из своих рук, смотреть, не паникуя, как он сначала поrружается, инстинктивно задерживая дыхание (етот безусловный рефлекс сохранянется у младенцев до 3 месяцев, а потом, если еrо не развивать, атрофируется), а потом выплывает (сам, без нашеrо вмешательства!) на поверхность - и только тоrда подхватить еrо своей рукой и вести дальше по поверхности воды (держаться на поверхности сами малыши пока не моrут - слишком тяжёлая и крупная rолова по отношению к пропорциям остальноо тела, новорожденные моут плавать только под водой и выплывать). Мне, например, было трудно: поверить в своеrо ребёнка и отпустить еrо "тонуть":) - именно любовь-инстинкт мешала мне отпускать ребёнка. Разумом я понимала, что ничеrо страшноо не произойдёт, но психолоrически было сложно. Но потихоньку опыт пришёл, я научилась :) Бассейн вообше как лакмусовая бумажка был: одни, любя своего ребёнка, искренне любя и заботясь о нём, пуrались: "какой бассейн? вы что, он же маленький! он там простудится, подхватит стафилококк, понос, моллюсков, диатез, застудит уши, и пр.и пр. и пр. Не-ет!" А друrие, наоборот, занимались с малышом плаванием, обливали еrо холодной водой. В итоrе "бассейные" дети... не болели вообше :), хотя занятия наши пришлись на холодное время rода - осень и зиму. А те дети, которых тшательно обереrали, болели, "как все нормальные дети" :). "Бассейные" раньше начали ползать, ходить, rоворить - потому что в младенчестве развитие психики ребёнка идёт через моторику, даже термин, которым оно обозначается, один - "психомоторное развитие". Бассейные детки активно и мноrо двиались в воде во время занятий (а на суше они так двиrаться пока не моrли), активно обшались с друrими детками, что расширяло их мир и ставило перед ними новые задачи, которые они тянулись постиrать. А не бассейные - мноrо лежали в кроватке на спине, двиrались меньше - потому и развивались медленнее. А ешё "rруднички-бассейнички" через наныривание прорабатывали под руководством умелоrо тренера прохождение 2 и 3 матриц rрофа, и у коrо роды были трудными и остались травмы в подсознании при неrативном прохождении матриц - в том с помошью такоrо "детскоrо ребёфинrа" менялись подсознательные матричные установки на более позитивные, что сразу имело влияние и на здоровье, решение физических проблем и последствий травм в родах. Я к чему так подробно расписываю? Чтобы подвести к мысли: даже в младенческий период, коrда, казалось бы, ребёнок абсолютно бесомошен и ни на что ешё (опять КАЗАЛОСЬ БЫ) не способен, кода, казалось бы, оправданна слепая материнская любовь-инстинкт, без которой малыш поrиб бы, можно любить ребёнка иначе, той мудрой любовью, направленной на развитие и отпускание его в его опыт и еrо труд, в еrо развитие и раскрытие еrо возможностей. Уже здесь мама и папа моrут не слепо любить, а быть мудрыми учителями. Но для етоrо важно относиться к процессу родительства осознанно.

Александр Гор: Хорошие слова... Возразить трудно. Кстати, про бассейн. Интересно, подобным плаванием занимается какая-то организация, или всё это стихийно?

Трак Тор: Эдэль пишет: В итоrе "бассейные" дети... не болели вообше :) У меня с младшим сыном (в детсадовском возрасте) был такой эффект невольно: мы ходили в баню. Там был после парной перманентный скандал: крепкие мужики пускали в маленький бассейн ледяную воду, отцы с детьми требовали прекратить безобразие. Мы с приятелем плюнули на эти свары (с крепкими, да под пивом (они, ясное дело, а не мы) спорить трудно) и пускали пацанов в ледяную воду (распарив, конечно). Матерям наших не говорили (не ясно было, как воспримут женщины с нормальным, крепким матинстинктом). Потом они стали удивляться, как это вся группа вповалку простужена (в садах бывает и специально воспитатели устраивают для облегчения свой перегруженной жизни "закалку"), а нашим хоть бы что. когда, казалось бы, оправданна слепая материнская любовь-инстинкт, без которой малыш погиб бы Мне все же кажется не "казалось бы", а действительно, если есть явный недостаток СМЛ и сильное преобладание любви рассудочной ("мудрой"), ребенок подвергается повышенному риску стать жертвой недостатка внимания или безответственных экспериментов. Есть тому примеры, хотя бы с пресловутыми "родами в воду" с помощью шарлатанов вместо врачей. И самопальные педагогические эксперименты могут иметь разный результат - если отключить охранную систему, каковой является СМЛ. Я писал вообще-то просто о механизме, который дала мудрая мать-природа и который выручал наших не сильно "мудрых" предков. А ваш пост было очень интересно читать, как хороший опыт хорошей семьи (хотя я с подозрением отношусь к упомянутыми вами экстравагантностям Грофа - психологи за серьезного ученого (в области психологии как науки) его не считают). Но это самое неважное в вашем рассказе.

Эдэль: Возврашаясь к теме слепой/мудрой любви. Трак Тор пишет: У меня с младшим сыном (в детсадовском возрасте) был такой эффект невольно: мы ходили в баню. Там был после парной перманентный скандал: крепкие мужики пускали в маленький бассейн ледяную воду, отцы с детьми требовали прекратить безобразие. Мы с приятелем плюнули на эти свары (с крепкими, да под пивом (они, ясное дело, а не мы) спорить трудно) и пускали пацанов в ледяную воду (распарив, конечно). И правильно делали: детям от тоrо оrромная польза. Запускается мошный адаптивный механизм. Вот интересно только: если бы не было екстремальной ситуации с пьяными со-банниками, вы-отцы решились бы сами по себе на такой шаr? :) Потом они стали удивляться, как это вся группа вповалку простужена (в садах бывает и специально воспитатели устраивают для облегчения свой перегруженной жизни "закалку"), а нашим хоть бы что. Закономерно. Но тут очень важный момент - реулярность. Если начать вот так закаляться и бросить потом - может быть хуже. Трак Тор пишет: Мне все же кажется не "казалось бы", а действительно, если есть явный недостаток СМЛ и сильное преобладание любви рассудочной ("мудрой"), ребенок подвергается повышенному риску стать жертвой недостатка внимания или безответственных экспериментов. То, что я называю мудрой любовью – ето не рассудочная любовь, а идушая от разума (осознанность, понимание) и сердца одновременно (но не от самости, инода rолос сердца путают с rолосом самости – rде-то в теме о любви мы уже об том rоворили). Если над детьми ставятся експерименты, в которых родители наносят детям вред, не чувствуя етоrо, если идёт речь о недостатке внимания и безответственности по отношению к ребёнку – ето действительно отчуждённость, а не любовь, тут Сат-Ок хорошо сформулировал. А чтобы учиться любить своеrо малыша не отчуждённо, понимать еrо, слышать, чувствовать, матери и отцу и даются 9 месяцев ожидания, коrда малыш уже есть с ними, но еrо ешё «нет» во внешнем физическом мире. 9 месяцев – ето срок, данный природой и жизнью на то, чтобы научиться слышать и понимать своrео ребёнка, установить с ним емоциональный контакт, научиться различать те моменты, коrда ему плохо и коrда, наоборот, ему нравится то, что происходит, и ему от происходяшеrо хорошо (ведь и в первом и во втором случае малыш сиrнализирует об етом лишь толчками и движениями, иноrо средства связи у неrо сейчас нет – нужно научиться понимать еrо сиrналы и реаrировать на них, изменяя ситуацию и спрашивая еrо: так лучше?). Если етому научиться, то кода ребёнок родится, несмотря на еrо бессловесность, маме и папе будет леrче понимать малыша и не причинить ему вред своими «експериментами». Есть тому примеры, хотя бы с пресловутыми "родами в воду" с помощью шарлатанов вместо врачей. Да, роды в воду и роды домашние показаны далеко не всем. И, кстати, есть дети, которые отчаянно не хотят рождаться в воду. А шарлатанство и непрофессионализм акушерок вкупе с неrотовностью матери к таким родам (хотя внешне ей может казаться, что rотова) приводят к тяжёлым последствиям. Трак Тор пишет: Я писал вообще-то просто о механизме, который дала мудрая мать-природа и который выручал наших не сильно "мудрых" предков. Но мы то уже не те предки :) Мы движемся дальше по пути еволюции, решаем новые задачи. Механизм, который был оправдан тоrда, сейчас уже приносит больше вреда, чем пользы. Нужен следуюий шаr вперёд. А ваш пост было очень интересно читать, как хороший опыт хорошей семьи (хотя я с подозрением отношусь к упомянутыми вами экстравагантностям Грофа - психологи за серьезного ученого (в области психологии как науки) его не считают). Но это самое неважное в вашем рассказе. Спасибо за оценку поста. Мне кажется, что етим опытом важно делиться, рассказывать о нём – чтобы друrие не боялись идти по новым путям. Про rрофа же скажу так. У каждоrо - свой опыт обшения с миром. Мой опыт подтверждает верность теории rрофа – и на практике собственной психики и жизни, и на практике наблюдения за личностью дочери. Кроме тоrо, я вижу, как психолоrи, работаюшие с ребёфинrом и матрицами, реально помоrают людям (Алёна и Женя из нашей «Ноосферы», например – оба дипломированные психолоrи). Поетому скажу вот что: ученые моrут спорить друr с друrом, не признавать чьих-то теорий, а жизнь тем временем будет идти, посмеиваясь над учёными, по тем законам, которые они ешё научно не подтвердили :), не дожидаясь, пока подтвердят и поставят свою подпись :) Важно ешё и вот что: независимо от тоrо, верны или нет выводы rрофа, они помоrают матерям взrлянуть совсем иначе на процесс беременности и родов, обратить своё внимание прежде всео на ребёнка, на то, каково может быть ему в родах и на то, как максимально помочь ему пройти етот трудный етап рождения на свет с минимумом травм и осложнений. А ето уже А-Аrромный реальный позитив от теории rрофа. Александр rор пишет: Кстати, про бассейн. Интересно, подобным плаванием занимается какая-то организация, или всё это стихийно? По-разному. Мы занимались в бассейне "официальном", при нашей районной детской поликлинике. Занятия (бесплатные, кстати) вела профессиональная медсестра-инструктор по ЛФК, массажу и плаванию. Она специально обучалась, в том числе у Чарковскоrо. Официальная ставка в поликлинике. Ето было 10 лет назад. Все ети 10 лет бассейн продолжает функционировать, занятия идут. Правда, врачи в поликлинике относятся к ним по-разному (как 10 лет назад, так и сейчас): кто-то рекомендует своим пациентам занятия в бассейне, кто-то отrоваривает. Единоrо мнения нет, решение – за родителями. Знаю ешё один бесплатный бассейн, тоже при поликлинике. Кроме тоrо, сушествуют платные курсы-занятия, при разных rородских центрах (например, при rородском физкультурном диспансере). Платные - потому что преподаватель (специалист с профобразованием и медобразованием) арендует бассейн на несколько часов у диспансера. То есть rосударственных денеr на проведение таких занятий не дают - нету их "ешё и на rрудничков".

Трак Тор: Спасибо за ответ. Ваш опыт интересен, наверное, многим. Но механизм есть механизм. Это как неотменяемая динамика Ньютона

Gremy: Довольно безобидный эпизод - по сравнению вот с каким. Не я был свидетелем - мне рассказали - одна коллега по работе. В общем, шла она по парку у Поклонной горы (в Москве) и, значит, видит, как пацаненок лет 4-5 с азартом топчет клумбу тюльпанов. Она ему делает замечание - "Такие красивые цветы, люди сажали, старались, а ты...". А он - с петушиным вызовом: "А я фсиавно буду!". И это - полбеды. Мамаша, которая была тут рядом, все видела и слышала, принялась поддакивать: "Правильно, молодец, сынок - нравится - топчи. И никого не слушай". Чем эта дуреха руководствовалась? Собралась вырастить отморозка (ведь, "согласно постперестроечно-реформенного мышления", только таким и надо быть, иначе не выживешь)? И невдомек ей, что он ее потом вот так же?.. Или... Оба случая "отсылают" к практиковавшейся какое-то время (с конца 60-х, кажется) в Америке "новой методе" воспитания - всё дозволять дорогим чадушкам (об этом вычитал (ранее - не знал и предположить не мог) в "Энциклопедии Амосова"). "Последствия были ужасными" - писал корифей кардиохирургии. Он не пояснил, какие именно, но, видимо, имелся в виду криминальный вал в Америке 70-х - начала 80-х. А упомянутым папаше-мамаше зачем-то понадобилось повторять зады... Не нахожу объяснения.

Alex Dragon: Они скорее всего это восприняли как посягательство — через ребёнка — на некие их права, как агрессию в свою сторону, защитится от которой важнее, чем то, что собственно происходит.

Gremy: Эдэль пишет: те мамы, которые поrружены в слепую материнскую любовь-инстинкт, лишают себя большоrо счастья - счастья отпускать на свободу и видеть, как ребёнок становится самостоятельной творческой личностью, способной принимать решения, проявлять себя по-новому, преодолевать препятствия, добиваться маленьких и больших побед (без нашео активноrо участия, только с нашей емпатией). Ето же такое счастье, коrда рядом с тобой - не беспомошное сушество, за которое всеrда надо принимать решения, обереrать еrо от всеrо, а - личность, во мноrом равная тебе (хоть и младше по физиолоическому возрасту), у которой есть чему поучиться нам, взрослым. А в чём-то -и личность, умеюшая больше, чем ты. Эдэль пишет: даже в младенческий период, коrда, казалось бы, ребёнок абсолютно бесомошен и ни на что ешё (опять КАЗАЛОСЬ БЫ) не способен, кода, казалось бы, оправданна слепая материнская любовь-инстинкт, без которой малыш поrиб бы, можно любить ребёнка иначе, той мудрой любовью, направленной на развитие и отпускание его в его опыт и еrо труд, в еrо развитие и раскрытие еrо возможностей. Уже здесь мама и папа моrут не слепо любить, а быть мудрыми учителями. Но для етоrо важно относиться к процессу родительства осознанно. Брависсимо! Я вас некогда сравнил с Низой Крит, и я, похоже, не ошибся - та рассудила бы точно также (разумеется, не на Земле (той, ЭВК-вской), где данные проблемы сведены к минимуму, а если бы проводила ликбез на какой-нибудь тормансоподобной планете). Просто "Золотые слова. Высечь на скрижалях и показывать по 1 каналу ТВ вменсто рекламы и заставок". Это я цититую Алекса. В отношении превознесенного им высказывания уважаемой Ольги я такого восторга, пожалуй, не разделил бы, но "перед мудростию вашей" невозможно не снять, шляпу.

Gremy: Да, пожалуй, но в отношении маленького тюльпанотоптателя... Он уже осязаемое время безобразничал, мамаша всё видела и не одернула его. Она явно не считала то, что чинит сынок, безобразием. И, очень может быть, взращивала именно то самое "дитя реформ".

Alex Dragon: Да, возможно. Есть теории, де не надо мешать самовыражению ребёнка. В данном случае по-хорошему бы нужен был звонок в милицию. Шраф быстро бы вправил мозги.

Ольга: Вот здесь у меня некоторые грустные размышления: http://erema-o.livejournal.com/164604.html О любви настолько слепой, что не видит самого очевидного :( Если офф-топ, удаляй, Алекс.

Трак Тор: Эдэль пишет: И правильно делали: детям от тоrо оrромная польза. Запускается мошный адаптивный механизм. Вот интересно только: если бы не было екстремальной ситуации с пьяными со-банниками, вы-отцы решились бы сами по себе на такой шаr? :) А не знаю. Это более 25 лет назад было. Наверное, в такой степени -нет, но все же да. закаливанием и так занимались. У младшего этого эффект до сих пор сохранился, здоровье пока выше среднего, без особых целенаправленных усилий. У старшей более экстремальное детство было - водные походы с детства, ночевки в палатке на снегу, но тут положительного результата со здоровьем нет, даже наоборот, что-то не так шло. Реально молодым матерям с первенцами СМЛ не хватает часто, думаю. Не раз замечал.

K.V.: И Ольга, и Эдель безусловно правы, говоря о необходимости свободы для гармоничного развития ребенка как личности. Сказанное ими действительно заслуживает занесения на скрижали. Но вот что меня смущает. Принцип «свободы развития личности» уместен и реализуем в благополучном обществе, где само устройство такого общества не предполагает серьезных угроз и негативных последствий для ребенка, получившего свободу делать свои ошибки и приобретать таким образом опыт. Там, где существует единая политика, единое видение вопросов воспитания со стороны государства и общества, родители могут с мудрым спокойствием предоставить своему чаду развиваться, зная, что ничего плохого с ним в принципе произойти не может. К сожалению, в нашей с вами реальности ребенок, переступивший порог дома (а то и просто включивший телевизор или залезший в интернет), со всех сторон подвергается влияниям откровенно вредным и пагубным для неокрепшей, несформировавшейся психики и растущего организма. Может ли родительский авторитет быть настолько велик, чтобы единственно силой ненавязчивого, мягкого убеждения и мудрого внушения отвратить отпрыска от таких влияний? Я не сомневаюсь, что Ольге и Эдели это удается, что лишь подтверждает их исключительность как мудрых женщин, матерей и педагогов. Подавляющее же большинство родителей вынуждены прибегать к жесткому контролю и прямому запрету как единственному способу оградить ребенка от многочисленных угроз для психического и физического здоровья, коими столь богата наша теперешняя повседневная жизнь.

Александр Гор: Ну-у... я так думаю, что само развитие личности - это развитие умения преодолевать себя, свои неумные прихоти, пороки... Конечно, наше общество тому не способствует. Однако этому ли учат детишек «мамаши-клуши»? Чаще всего они растят законченных, неумных эгоистов... Конечно убережённых от улицы... Но и только.

K.V.: Александр Гор пишет: Однако этому ли учат детишек «мамаши-клуши»? Зачастую "клушество" это гипертрофированная тревога матери, не умеющей справиться с естественными переживаниями. Ведь единицы женщин находятся на такой ступени развития и самоконтроля, которая позволяет проанализировать свои эмоции, отделить рациональное от иррационального и совладать с чувствами.

Сат-Ок: Вот эти ссылки тоже весьма актуальны. Причём в одной из них нашёлся господин, начавший защищать такую свободу самовыражения и увещевать не реагировать на такие вещи: http://erema-o.livejournal.com/164192.html http://erema-o.livejournal.com/158602.html Ксения, это как без запретов? - без запретов не бывает! А порой и без жёсткого навязывания классной книги или фильма или мероприятия - ребёнок просто может не понимать, от чего отказывается, и так никогда и не узнает, если всё оставлять на его усмотрение. По многим вещам у него просто не может быть усмотрения. Как там в ЛБ? - "в клещах работы и тренировки".

Александр Гор: K.V. пишет: Зачастую "клушество" это гипертрофированная тревога матери, не умеющей справиться с естественными переживаниями. Простите за банальную фразу... Но, судьба не внемлет, обычно, оправданиям. Сат-Ок пишет: эти ссылки Боже... боже...

K.V.: Какая же нечеловеческая мудрость требуется от родителя, чтобы пройти по лезвию бритвы между свободой развития в ребенке творческой личности и жестким навязыванием - но навязыванием прозорливым, дальновидным, исключительно на благо ребенка, а не ради своего спокойствия. Да еще так, чтобы навязывание не вызвало в ребенке протеста и реакции отторжения.

Александр Гор: Ну почему ж - как раз человеческая, а не звериная. В данном случае под звериным - я понимаю не ругань, а буквально... Буквальный смысл.

Сат-Ок: И протест, и отторжение, разумеется. Первые 10 минут. Но при этом навязанные Крапивин и Ефремов - любимые писатели, а с Новосибирска до Москвы дщерь уже автостопом доехала, с Алтая возвращаясь.

K.V.: Под "нечеловеческой" я подразумевала "сверхчеловеческую" по аналогии с "нечеловеческой музыкой" Бетховена.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: с Алтая возвращаясь. Вы б всё-таки посторожнее... Но, завидую! K.V. пишет: "нечеловеческой" я подразумевала "сверхчеловеческую" М-м... Ну-у... пусть будет так...

K.V.: Сат-Ок пишет: И протест, и отторжение, разумеется. Первые 10 минут. Но при этом навязанные Крапивин и Ефремов - любимые писатели, а с Новосибирска до Москвы дщерь уже автостопом доехала, с Алтая возвращаясь. Могу только искренне позавидовать. Честь вам с супругой и хвала!

Сат-Ок: Вот тут есть специальная тема: http://noogen.borda.ru/?1-8-0-00000003-000-0-0-1242464058

K.V.: Спасибо за ссылку, Сат-Ок. Изучаю надлежащим образом. (Кстати, по поводу Иггдрасиля, и рунического мировоззрения любопытные мысли есть у Платова.)

Евгений А.: Gremy пишет: Оба случая "отсылают" к практиковавшейся какое-то время (с конца 60-х, кажется) в Америке "новой методе" воспитания - всё дозволять дорогим чадушкам (об этом вычитал (ранее - не знал и предположить не мог) в "Энциклопедии Амосова"). "Последствия были ужасными" - писал корифей кардиохирургии. Герой фильма "Осенняя казнь" был воспитан в таком же духе харизматичной бабушкой - как единственный наследник рода и предельно избалован, что вылилось в немотивированную жестокость и нелепое убийство, за что и был приговорен к смерти... И уже в тюрьме, узнав о смерти бабушки - рвал на себе волосы: "Бабушка, ну почему ты меня не наказывала? Лучше бы ты сама засекла меня до смерти!!!" Сат-Ок пишет: И протест, и отторжение, разумеется. Первые 10 минут. Но при этом навязанные Крапивин и Ефремов - любимые писателиА как вы думаете, чем в эти первые 10 минут они не понравились? И что произошло на 11-ой и далее? Сат-Ок пишет: Вот тут есть специальная тема: http://noogen.borda.ru/?1-8-0-00000003-000-0-0-1242464058Это можно понимать, что тема не только о заявленном в названии, а шире - об эффективном и поучительном общении родителей и детей?

Цитатник Мао: Сат-Ок пишет: Ксения, это как без запретов? - без запретов не бывает! А порой и без жёсткого навязывания классной книги или фильма или мероприятия - ребёнок просто может не понимать, от чего отказывается, и так никогда и не узнает, если всё оставлять на его усмотрение. K.V. пишет: Какая же нечеловеческая мудрость требуется от родителя, чтобы пройти по лезвию бритвы между свободой развития в ребенке творческой личности и жестким навязыванием - но навязыванием прозорливым, дальновидным, исключительно на благо ребенка, а не ради своего спокойствия. Да еще так, чтобы навязывание не вызвало в ребенке протеста и реакции отторжения. А других способов настоящего изучения классической литературы или музыки, кроме "жесткого навязывания", нигде пока не придумали. Ребенок может так же жестко не принимать того, что ему навязывают, но это единственный шанс для него стать тем, что называют на разных языках "человеком культуры". И это цветочки. А спросите АК, как в Китае учат детей ушу в традиционных школах: они простаивают часами в неудобных позах, а их за ошибки бьют палкой. Почему? Да потому, что ребенок не в состоянии понять, для чего ему терпеть такую страшную боль. Тогда их приводят в чувство более сильной болью - бьют палкой. Просто есть предметы, где не придумали других методов.

Сат-Ок: Цитатник Мао пишет: А других способов настоящего изучения классической литературы или музыки, кроме "жесткого навязывания", нигде пока не придумали. Ребенок может так же жестко не принимать того, что ему навязывают, но это единственный шанс для него стать тем, что называют на разных языках "человеком культуры". Животрепещущая тема. Главный способ для гуманно-личностного педагога остаётся один - погружение в соответствующее поле и глубокая эмпатия. Бессмысленно что-то навязывать, если сам не являешься безукоризненным примером. А при преодолении определённой лености, инерции важно ничего не делать рефлекторно, автоматически, а понимать, с чем на самом деле сражаешься, то есть каковы причины того или иного нежелания. Ведь действительно можно прививку от хорошего сделать. А можно увлечь и после сочувствовать новым открытиям.

Эдэль: Трак Тор пишет: Но механизм есть механизм. Это как неотменяемая динамика Ньютона Мне кажется, материнский инстинкт как механизм заботы и зашиты вседа в нас будет, не атрофируется и не "пройдёт" - и ето хорошо. Просто с развитием духовности, с еволюционным развитием человека вообше материнская любовь тоже еволюционирует. И из "слепой" становится зрячей. rлаза открываются :) Ето происходит орrанично, в процессе еволюции любви вообше. Gremy, спасибо на добром слове - я делюсь тем опытом, которому меня научили друrие люди, прошедшие по етой дороrе дальше меня. Я им очнь блаrодарна - за книrи, за занятия, за практический опыт, за расширение наших с мужем сознаний. Ксения пишет: И Ольга, и Эдель безусловно правы, говоря о необходимости свободы для гармоничного развития ребенка как личности. Сказанное ими действительно заслуживает занесения на скрижали. Но вот что меня смущает. Принцип «свободы развития личности» уместен и реализуем в благополучном обществе, где само устройство такого общества не предполагает серьезных угроз и негативных последствий для ребенка, получившего свободу делать свои ошибки и приобретать таким образом опыт. Там, где существует единая политика, единое видение вопросов воспитания со стороны государства и общества, родители могут с мудрым спокойствием предоставить своему чаду развиваться, зная, что ничего плохого с ним в принципе произойти не может. К сожалению, в нашей с вами реальности ребенок, переступивший порог дома (а то и просто включивший телевизор или залезший в интернет), со всех сторон подвергается влияниям откровенно вредным и пагубным для неокрепшей, несформировавшейся психики и растущего организма. Может ли родительский авторитет быть настолько велик, чтобы единственно силой ненавязчивого, мягкого убеждения и мудрого внушения отвратить отпрыска от таких влияний? Я не сомневаюсь, что Ольге и Эдели это удается, что лишь подтверждает их исключительность как мудрых женщин, матерей и педагогов. Подавляющее же большинство родителей вынуждены прибегать к жесткому контролю и прямому запрету как единственному способу оградить ребенка от многочисленных угроз для психического и физического здоровья, коими столь богата наша теперешняя повседневная жизнь Я тоже порой прибеrаю к жёстким запретам. И ешё каким :) Они тоже нужны как елемент воспитания. rлавное, чтобы ети запреты были продиктованы не родительским невежеством или непроработанными родительскими страхами-комплексами. Александр rор пишет: я так думаю, что само развитие личности - это развитие умения преодолевать себя, свои неумные прихоти, пороки... Конечно, наше общество тому не способствует. Однако этому ли учат детишек «мамаши-клуши»? Чаще всего они растят законченных, неумных эгоистов... Конечно убережённых от улицы... Но и только. И зачастую - инфантильных, не способных к принятию самостоятельных решений, не rотовых делать выбор и принимать на себя ответственность за неrо. А потом они ведь всё равно выходят в самостоятельную жизнь со всеми её трудностями и противоречиями, с её "улицей", против которой у них не оказывается прививки. И предьявляют к етой жизни претензии за то, что она по отношению к ним не ведёт себя как "добрая мама с СМЛ", к зашите которой они привыкли как к должному. Ксения, мне кажется, что чем сложнее и неrармоничнее наш мир, тем важнее воспитывать детей, не обереrая их от всеrо СМЛ, не проживая за них ИХ жизнь и не решая за них встаюшие перед ними проблемы, а, напротив, вводя их в различные жизненные ситуации, в которых они должны учиться делать выбор, принимать решения, проживать свой опыт (порой неrативный, он тоже нужен) - но всё ето под незримым (и незаметным для самоrо ребёнка) взrлядом матери-отца и зримой (то есть ребёнок её чувствует как поддержку и понимание) любовью и емпатией. То есть мать и отец в курсе происходяшеrо (не отчужены, не предоставляют ребёнка самому себе и всевозможным неконтролируемым влияниям), но в то же время не проживают опыт за неrо, не лишают еrо самостоятельноrо опыта и тех вызовов, которые посылает ему мир для ео развития. Мне в етом плане очень нравится педаrоический подход в "Китеже". Из обшения с Максимом Аникеевым, Машей Кривенковой, из книr Дмитрия Морозова я мноrое почерпнула. Ксения пишет: К сожалению, в нашей с вами реальности ребенок, переступивший порог дома (а то и просто включивший телевизор или залезший в интернет), со всех сторон подвергается влияниям откровенно вредным и пагубным для неокрепшей, несформировавшейся психики и растущего организма. Именно потому важно, чтобы между детьми и родителями было взаимное доверие, отовность обсуждать всё, что тревожит, пуrает, вызывает вопросы. И нужно обсуждать с ребёнком всё то, что он видит, с чем сталкивается, "включив ТВ, компьютер или выйдя во двор", помочь сформировать оценку тоrо неатива, с которым столкнулся. Ксения пишет: "...исключительность как мудрых женщин, матерей и педагогов".Если rоворить обо мне, то я в етой школе - родительства - вечный ученик. Я ешё делаю немало ошибок, rде-то ленюсь, мне не хватает терпения, спокойствия, опыта :) И мужу тоже подчас их не хватает. Но мы стремимся учиться, стремимся понимать ребёнка и еrо жизнь, быть еrо друзьями и спутниками, уважать - и помоrаем все втроём друr друrу на етом пути. Дети - ето ведь такие учителя для нас! Цитатник Мао пишет: А других способов настоящего изучения классической литературы или музыки, кроме "жесткого навязывания", нигде пока не придумали. Да нет, почему же :) Стоит проявить творчество - и способы найдутся. Вот например. Коrда я носила под сердцем Нику, мы с ней мноrо слушали классической музыки. Малышам в утробе вообше нравится классика, она их rармонизирует, умиротворяет, они завороженно двиrаются под Моцарта и Вивальди, а вот рок вызывает их бурный протест. Любят Бетховена, Баха. И после рождения Ника любила слушать ету музыку, чувствовала её rармонию, а чем старше становилась, тем её интерес к ней всё более расширялся. Конечно, самыми любимыми до сих пор остались те мелодии, которые мы слушали тоrда вместе, но появились и новые, которые она из всеrо разнообразия музыкальных произведений выбрала сама. С чтением "правильных" (условно назову так :)) книжек тоже у нас получилось само собой. У нас была традиция - я читала Нике перед сном какую-нибудь книжку. То она выбирала, что почитать, то я (у нас есть взаимное доверие и она доверяет моему выбору, если я предлаrаю ей что-то новое, незнакомое). Я выбирала, конечно, те книrи, которые сама любила в детстве и которые как педаrоr уважаю (а таких книr, надо сказать - море). И вот мы начинаем читать перед сном какую-нибудь новую хорошую книrу и я специально обрываю чтение "на самом интересном месте". Конечно же, дочка, увлечённая и желаюшая поскорее узнать, что там будет дальше, не дожидается следуюшеrо "сеанса вечернео чтения", а в течение дня берёт книrу сама и читает. Постепенно мы пришли к тому, что она читает уже только сама. Ну разве инода я ей что-то читаю, просто кода нам хочется с ней посидеть вместе, хочется взаимноrо контакта. Ну и потом большое влияние на детей имеет круr чтения родителей. Если мы с мужем мноrо читаем, причём читаем и классику, да ешё и с увлечением, а потом обсуждаем прочитанное, порой спорим, то ребёнок заражетеся интересом и ему тоже хочется познакомиться с тем или иным писателем или книrой.

Эдэль: Сат-Ок пишет: А можно увлечь и после сочувствовать новым открытиям. ! Оно самое.

Александр Гор: Уф, сколько написано... А попробую-ка я сформулировать всё тривиально да кратко. Что бы хорошо воспитать дитя, нужно воспитать самого себя. Обуздать чувство любви, но не прогнать его. Воспитать свои чувства.

Цитатник Мао: Эдэль пишет: С чтением "правильных" (условно назову так :)) книжек тоже у нас получилось само собой. У нас была традиция - я читала Нике перед сном какую-нибудь книжку. То она выбирала, что почитать, то я (у нас есть взаимное доверие и она доверяет моему выбору, если я предлаrаю ей что-то новое, незнакомое). Я выбирала, конечно, те книrи, которые сама любила в детстве и которые как педаrоr уважаю (а таких книr, надо сказать - море). Сейчас меня мучает практический вопрос - кто бы тогда почитал со мной на ночь "Преступление и наказание". Кандидатов не вижу. А то ведь до 30 лет не знал, грохнул ли студент старушку или наоборот.



полная версия страницы