Форум » Педагогика » Вальдрфская система образования » Ответить

Вальдрфская система образования

Droni: http://www.courier.com.ru/co_8/co_8/waldnut.htm Введение М. Арапов Имя основоположника вальдорфской педагогики — Рудольфа Штайнера (1861-1925) многих (включая Вашего покорного слугу) заставляет поеживаться. Антропософия, оккультизм, Блаватская, да еще и сверхчувственное восприятие — пряное и эзотерическое блюдо, плохо перевариваемое рационалистическими мозгами. Не по душе Штайнер не только скептикам и рационалистам, но, скажем, и русской православной церкви. Однако есть и другой взгляд на Штейнера. Его считают лишь попутчиком антропософского движения. Эта точка зрения подробно аргументирована в статье В.К. Загвоздкина, которая была опубликована в журнале «Человек» и любезно предоставлена «Курьеру» его редакцией Что касается принципов вальдорфской педагогики, то в них, как можно убедиться на основе их краткого изложения, помещенного на сервере Ассоциации вальдофских школ Великобритании и Ирландии (Steiner Schools Fellowship),никакой явной связи с антропософией не прослеживается. Перевод этих принципов приводится ниже. Вальдорфская система образования Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ. Преподавание в вальдофских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт. В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира. Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

Ответов - 14

Droni: В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдофские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим. Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация — не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы. " Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее" Рудольф Штейнер Как получить в Интернете информацию о вальдорфских школах Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 400 вальдорфских школ, но они есть в Северной Америке и других частях света. Существует полный список (280 Кб!) вальдорфских школ в разных странах мира. Подробная информация о европейских школах, сосредоточена в Швеции, а о школах в Северной Америке - на сервереАссоциации вальдофских школ Северной Америки (Association of Waldorf Schools of North America - AWSNA). Тут чуть подробней http://talant.spb.ru/wald_1.html

Сат-Ок: Штейнер именно основатель антропософии и никакой Загвоздкин никого тут не озадачит. А Блаватская воспринимается "рационалистическими мозгами" очень даже неплохо. И, кстати, к Блаватской Штейнер имеет приблизительно такое же отношение, как Сталин к Ленину. Так что ставить их в один ряд не стоит. Вальдорфская педагогика - очень интересный и хорошо себя зарекомендовавший опыт целостного образования и воспитания.

Социалист: http://www.kiev-orthodox.org/site/cults/1027/ или http://zhurnal.lib.ru/z/zawackaja_j_j/waldorf.shtml Все,конечно,сложнее, я сам знаю семью,в которой дочь не 1-й год ходит в Вальдорфскую школу и вроде ничего...Учится,правда,так себе, спроса-то особого там нет... Но и этот взгляд и практику стоит иметь в виду.


Droni: А я вот так и не понял - а оценки в этой школе ставят или нет? Текст (вторая ссылка, первая не открылась) в любом случае очень полезен, достаточно многое можно подчеркнуть всем тем кто не хочет отпускать воспитание своего ребёнка на самотёк

Сат-Ок: В Калуге до последнего времени существовала Вальдорфская школа. Там не ставили отметок в первом классе, в остальных - ставили, но по 10-балльной системе. Правда, сама школа была начальной и, естественно, при переходе к кондовой госсистеме в 5-ом классе, возникало очень много психологических проблем. Но то же самое можно сказать про всякую школу, построеную на принципах гуманно-личностной педагогики. Вообще во всякой школе гуманной педагогики разделяется понятие оценок и отметок. Не оценивая, невозможно дать ориентиры на будущее, а культ отметки - морфологически родствен закону по букве и всякой церкви. Стремение получить хорошую оценку - стремление содержательное, а стремление получить хорошую отметку - формальное.

Maxim: Хочу отметить несколько интересных моментов вальдорфской школы и системы образоания. Я был в Шотландии в 2005 году и посещал такую школу. И вообще, хорошо коллекционировать позитивные моменты из разных систем образования. Во-первых, очень хорошо используется метод творческих и учебных проектов, когда вокруг одного, интересующего ученика вопроса, концентрируются учеником и педагогом знания из разных областей культуры. Это развивает моивацию познания и самостоятельный поиск знания. Во-вторых, прекрасно что культурные ценности (дух. и мат.) не предствлены для механического запоминания, а присваиваются учеником через проживание эпохи. Когда я был в школе, то видел построенную родителями и детьми средневековую кузницу. Это метод используется для понимания и проживания любой эпохи. Ты сам строишь, создаешь, думаешь над путями познания человечества. Все очень лично и грамотно. В-третьих, действительно есть преемственность между ступенями образования и нет проблем перехода от одно ступени к другой (из детского сада в начальную школу, затем в общую, затем в среднюю), т.к. наставники работают на протяжении всего пути ученика к познанию. В-четвертых, предъявление духовных учений человечества без попытки навязать ккое-либо одно, при это нет потери сакральности этих учений. Педагоги верят, что придет время и ученик сам сумеет выбрать путь. И далее, использование необычных уроков, таких как эвретмия, сочетание движений тела, музыки, танца и символов. Я думаю, что знакомство с такой системой полезно для родителей и педагогов. Мы в "Китеже" также даем детям проживать исторические эпохи, постоянно ищем вместе связи между их жизнью и большим миром. А по своему опыту знаю, что 90% проблем детей, это проблемы отношения к жизни родителей.

A.K.: Maxim пишет: Мы в "Китеже" также даем детям проживать исторические эпохи, постоянно ищем вместе связи между их жизнью и большим миром. Я помню, как об этом Морозов рассказывал на одном из выступлений в Москве. Получаемые зания должно быть пропущены через сердце.

AWAS: Maxim пишет: А по своему опыту знаю, что 90% проблем детей, это проблемы отношения к жизни родителей. Дети живут светлее своих родителей? Так надо и родителей просвещать, не материальными благами, а духовными. Так как человек в своей сути есть дух

Сат-Ок: Надо-то надо, да только чем старше человек, тем он больше кондиционирован устоявшимися взглядами, и воспринимает их не просто как единственно правильные, а как вообще единственные. У меня вот младшей дочери 2,5 года, так эти самые 2,5 года мы постоянно сталкиваемся с поразительным невежеством родителей, причём невежеством агрессивным. "Без вас разберёмся!" - это классический ответ отчуждённого собственника на ребёнка. Чтобы взрослый реально что-то поменял в своей жизни, нужна катастрофа, развал привычного мирка.

AWAS: Сат-Ок, думаю что возраст не тот критерий по которому можно судить о стремлении человека к своему преобразованию. Движение к этому преобразованию задает потенциал видения своего несовершенства с другим совершенством. Конечно здесь нельзя себя нивелировать до нуля, иначе и шага не сможешь ступить из-за своего безверия в себя. Но беда в другом, все люди с которыми я встречался не знают кто они и зачем. А если человек не определился с собой, то с чем по жизни он сможет определиться? По мне, начальный шаг своего преобразования начинается с самоидентификации

Сат-Ок: Колебания стремлений и возможностей, безусловно, есть. Но то, что возможности с возрастом уменьшаются - безусловный психофизиологический факт. Я знаю много людей, знающих, кто они и зачем. Но общей закономерности это действительно не отменяет.

AWAS: Сат-Ок , о каких закономерностях можно вести речь если каждый человек - Вселенная!!! И эта Вселенная может раскручивать маховик своих изменений в любую сторону. Конечно, если человек не стоит на пути развития, а ведет животный образ жизни, то он очень даже хорошо обрабатывается статистикой. Но стоит ли учитывать тенденции биосоставляющей человека или он социоразумное. Я всегда веду речь о вторых, они к сожалению ни каким закономерностям не подчиняются, так как сами являются творцами законов

Сат-Ок: Каждый человек потенциально может "раскручивать маховик изменений", но когда-то это делать проще, а когда-то - сложнее. Если начинать в 40 лет, то это всегда будет сложнее, нежели чем в 25. Вот и всё. Кроме этого, речь вообще-то о родителях, которых надо просвещать. А зачем просвещать "творцов законов"? Это они как раз должны просвещать. Если вы "всегда говорите" о них, то и говорить не о чем в данном случае. Просто проблема воспитания и образования самих родителей, о которой вы и упомянули, проходит мимо вас.

Editor7: Пусть расцветают все цветы. Мне не ясно, вальсдорфские школы - то ромашки или белена. Но помню интересную ситуацию. В одной школе работали явно "неправльные" учителя. Мой вопрос к коллегам (был зав. циклом) - зачем вы их держите? Ответ был такой: дети должны знать (привыкать) ко ВСЕМУ. Здесь песочница, и это не опасно. Но дети должны уметь взаимодействовать и с такими людьми, в таких ситуациях. - полностью согласен. Положительные моменты есть даже в явно неприкрыто религиозном образовании. Но под контролем, а самая действенная форма контроля - РАЗНООБРАЗИЕ воздействий, жизни, приложенных к киндеру методов воспитания... Чтобы ему, собственно, было с чем сравнить. Сектантское оболванивание не в счёт, но и с ним, полагаю, то же, надо как минимум уметь его заметить и отличить от других вещей. В целом, мне так видится: 1) опасаться явных технологичных системных мошенников 2) НЕТ- ПЬЯНСТВУ. (2)- это основное в (школьном)воспитании



полная версия страницы