Форум » Педагогика » Диалоги с дочкой и другие истории :) » Ответить

Диалоги с дочкой и другие истории :)

Сат-Ок: Пару вечеров мы со старшей дочкой (13 лет) обсуждали картографию Великого Кристалла и вытекающую из него проблему параллельных миров. Напомнила, что кроме Дороги у ВПК существуют ещё особые пограничные зоны, где легче проходить между гранями. Пришлось вспоминать на ходу и анализировать. Согласились на том, что эти зоны выполняют, скорее, технологическую функцию, а Дорога - функцию этическую, и проход между гранями на ней вторичен. До «мыльной пены» доменов с разными константами (а-ля ВВГ) она додумалась сама. Сначала стала говорить про то, что не верит, что законы вселенной везде одинаковы, и я заподозрил ересь :), но она пояснила, что речь идёт о такой части вселеной, которая "как бы за стенкой и которую мы поэтому не видим; это как мыльные пузыри". То есть потенциальный барьер между доменами и Мультивёрс ею понят самостоятельно. Трудно ей даётся идея квантования времени - она слишком опасается дурной бесконечности, - а также идея иерархии бифуркаций. Я предложил ей идею о том, что человек – низшая по размерности проекция некоего многомерного существа. А после – идею о существовании целого «пакета» Нин, каждая из которых представляет собой реализацию некоего варианта, не сбывшегося в нашей грани. Нина сразу стала спорить, что это то потенциальное, что уже не будет актуализировано, и его нет в принципе. А мне вот идея о двойнике всегда была чрезвычайно интересна... Нина же трезво заметила по этому поводу: «Я тогда должна буду выйти за пределы себя и потеряю себя». Тут же возникла тема сансары-нирваны (с её подачи) и Матрицы. Нина уточнила, что она пока так не готова разотождествляться. На следующий день она потребовала у меня определения слова «искусство», и я спонтанно родил ценную формулу: это часть культуры, чьей целью является вызывание эстетического переживания. Если культуру мы определим как способность придавать смысл своим действиям, а эстетическое переживание – как одну из высших эмоций. Такие у нас сократические беседы :)

Ответов - 234, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Александр Гор: Хм-хм, так чего доброго на Новый год завяжется разговор о связи друидического почитания ели и дендроконтинуума...

Сат-Ок: Ну, про дендроконтинуум мы как-то коротко обменялись мнениями с Аршиновым (известный учёный, занимающийся синергетикой), и он согласился, что это фактически Иггдрасиль :)

Александр Гор: Интересные у нас синергетики...


A.K.: А я представляю себе дендроконтинуум как длинный коридор, пол, стены и потолок которого обшиты дубом: дендро-континуум - "древесная протяжённость". Хотя я понимаю, что речь идёт о ветвящейся (как дерево) структуре миров. :) Интересен вопрос о конечности/бесконечности "мыльных пузырей" (унивёрсов в Мультивёрсе). У В.П.К., если не ошибаюсь, грани Кристалла бесконечны. Интересная мысль насчёт Дороги, которая несёт этическую функцию, но, тем не менее (а точнее - вследствие этого), также способна выполнять функцию технологическую - переход между гранями. Этическое совершенствование, "побочным эффектом" которого является снятие физических ограничений, - общее место разных духовных учений (например, хождение по воде, целительство, воскресение Христа; победа над перерождениями и обретение личного бессмертия - в некоторых толкованиях буддизма).

Александр Гор: Хм-хм, конечно «мировой ясень» то бишь - Иггдрасиль, ну или «древесная протяжённость» это конечно хорошо... Интересно, а кто-нибудь в сети встречал ссылки на работы И.Д. Новикова или Гёделя (в смысле по клонирующей - воспроизводящей себя вселенной). ВВГ-то дендроконтинуум не сам придумал. (Собственно, тексты про Новикова в сети я встречал, но только в плане «искоренения лженаучности» )

Сат-Ок: Буданов в своих работах периодически ссылается на теорему Курта Геделя о неполноте. Это тот Гедель? Но он ссылается не в смысле оставляет электронную ссылку, а просто упоминает :) Вообще первична тут, по-моему, теория Эверетта о ветвлении времени. Но я про неё, кроме этого, ничего не знаю :) Насчёт Кристалла - интересно то, что он всё-таки конечен, хоть и растёт постоянно, ветвится сам в себе. Как Шаданакар в "Розе Мира". А Дорога обвивает его снаружи. У ВВГ есть роман "Посланник", написанный по мотивам "Розы Мира", так там Дороге будет соответствовать, пожалуй, Суфэтх - выход в Большую Вселенную. А проблема конечности\бесконечности, мне кажется, в ряде случаев снимается выходом в на единицу более сложное измерение.

Александр Гор: Тот самый Гёдель! ______________________ Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Аршинова. Изд. 6-е. – М.: КомКнига, 2005. – 232 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.) Стр. 210 -211 В конце жизни Эйнштейну преподнесли сборник статей о нём [11], среди которых был очерк выдающегося математика современности Курта Гёделя. Гёдель совершенно серьёзно воспринял утверждение Эйнштейна о том, что время как необратимость – всего лишь иллюзии, и представил Эйнштейну космологическую модель, в которой человек мог отправиться назад в своё прошлое. Гёдель даже подсчитал количество топлива, необходимого для такого путешествия. 11. Schlipp P.A., ed. Albert Einstein: Philosopher – Scientist. Library of Living Philosophers. Evanstone, Illinois, 1949.

Сат-Ок: Очень интересно. Просто сюжет "Назад в будущее". И Аршинов тот самый :)

Александр Гор: Сат-Ок пишет: И Аршинов тот самый :) Хм-м... Чем дальше в «дендрарий» тем интереснее...

A.K.: Чем дальше в дендрарий, тем толще герильеры… (независимо от Аршинов, которыми их толщину измеряют). Насчёт размерности – конечно, не вопрос. Только тогда это, скорее, не бесконечная сумма конечных миров, а один бесконечный мир, существенно более сложный, чем кажется из нашей точки пространства. О синергетике и вообще нелинейной динамике. Кто ещё не успел прочитать в новостях на "Ноогене", здесь расположена электронная библиотека по данной теме.

Сат-Ок: Если брать Великий Кристалл, то число его граней всё-таки ограничено, хоть и чрезвычайно велико (как и количество слоёв-хронов в Шаданакаре). А многие грани весьма ограничены и пространственно - например, мир Подгорья в "Лоцмане".

A.K.: Ergo - должны существовать и другие Великие Кристаллы, переход между которыми ограничен достаточно труднопреодолимым потенциальным барьером, аналогичным барьеру между гранями одного Кристалла, но на уровень более сложным. И т.д. в Беспредельность.

Александр Гор: И целого дендроконтинуума мало!

Сат-Ок: Так это же одно только Древо Времён :) А если представить амазонскую сельву или сибирскую тайгу... Много-много-много лет назад у меня было малоудачная попытка изборазить сию проблему в виде стихотворения. Я наберу - это забавно.

Джигар: По поводу Великого Кристалла Крапивина. Сат-Ок писал: Если брать Великий Кристалл, то число его граней ... Есть ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ статья Талалихина о мире Кристалла. И одна из глав посвящена топологии Вселенной Кристалла. Вот она: http://www.geocities.com/yosemite/8453/vpk.htm (Это общая страница. Когда она откроется, заходите на вкладку «Статьи и рецензии», потом когда откроется список статей, то первая сверху - статья В. Талалихин «Топологии миров Кристалла». Кликаете на неё и когда она откроется, то кликаете на главу 3 «Строение Великого Кристалла». Приятного чтения!!!) Я не знаю, может этот материал уже был представлен на сайте, и даже обсуждён. В таком случае прошу прощения. Но если нет, то РЕКОМЕНДУЮ сходить по ссылке и прочесть. Помимо очень интересного физического объяснения всех проявлений мира Кристалла, описанных у Крапивина, там даётся симпатичный рисунок Кристалла и МАССА набросков, объясняющих действие физических законов пространства и времени в Кристалле. Причём, настолько всё стройно и красиво между собой увязано, что я вообще удивляюсь, почему подобную картину строения мира не рассматривают серьёзные современные физики!!! Больше всего мне понравилось объяснение понятия Перекрёстка Миров, которое встречается у многих авторов, но все объяснения этого феномена – эмпирические. В статье Талалихина же – всё очень научно, и в тоже время всё очень просто и красиво. Есть еще одно обстоятельство, которое роднит моё сообщение с темой данной ветки. Некоторое время назад я тоже обсуждал с сыном, ему тогда как раз было 13, как и дочке Сат-Ока, и двумя его приятелями тему строения Вселенной Великого Кристалла и вообще возможности перехода в параллельные миры/грани и путешествия между ними. Это было во время плавания и, причём, так получилось, что под сильнейшим почти тропическим ливнем в Центральной России, взрослая палатка потекла, а детская дождь выдерживала. И вот мы набились двое взрослых и трое детей + ВСЕ вещи (только лодка была снаружи кверху дном) в детскую палатку и всю ночь проговорили о Великом Кристалле. Дети проявили неожиданный интерес. А. К. писал: должны существовать и другие Великие Кристаллы, переход между которыми ограничен достаточно труднопреодолимым потенциальным барьером, аналогичным барьеру между гранями одного Кристалла, но на уровень более сложным. И т.д. в Беспредельность. Согласен. Если взять представленную Талалихиным модель Кристалла в виде тора без центральной дырки, и «посадить» на неё сверху еще один такой тор, а потом еще и еще и сверху и снизу, то вот вам и получается много Вселенных Великого Кристалла. Практически бесконечное их число. Можно также сказать, что где-то в пространстве верхний и нижний края смыкаются, и тогда это будет уже МетаВселенная МетаКристалла. Первобытные люди, до изобретения гончарного круга лепили так горшки. Они делали из глины колбаски, и налепливали их друг на друга до завершения конечной формы горшка или кувшина.

A.K.: Джигар, большое спасибо за ссылку!

Сат-Ок: Джигар пишет: Первобытные люди, до изобретения гончарного круга лепили так горшки. Они делали из глины колбаски, и налепливали их друг на друга до завершения конечной формы горшка или кувшина. Прикольное заключение :) МегаВеликий МегаКристалл как горшок неандертальца... А ведь всё может быть... Наверное, Талалихин это тот самый, который диссертацию по физике защитил по топологии ВК.

A.K.: По-моему, всё-таки речь идёт об авторе по фамилии Талалаев.

Сат-Ок: То есть Талалаев, конечно.

Джигар: Ребята, как говорится, I am awfully sorry! Фамилия автора - Талалаев. Владимир.

Сат-Ок: Обещанная рифмофилософия многолетней выдержки :) Странное нечто Как же всё в Мирозданьи завязано, Сбалансировано и состыковано!.. Не понять человеческим разумом: Бесконечность в частицу спрессована… Прорыв нужен нам колоссальный, Чтобы мы парадоксы приняли. Вселенная – факт виртуальный, Об этом и древние знали. И, может быть, на Универсум Не очень примерный школьник? А вдруг он Эйнштейн по весу? А, может, простите, покойник? А странный и жуткий его Мегамир – Один неприкаянный микролептон, Который всё время уходит в надир, Как Никого непроявленный сон… А этот Никто – непонятный Лесничий, Сажающий, рубящий Древо Времён, Играющий в додекальоны обличий И будучи сам на себе завершён. Играет наборами Лестниц Иакова, И будем покорны мы, как ни крути. Ему всё равно, всё ему одинаково, Он сам строит Путь и идёт по Пути. Нахлынуло море смертельной тоски: Зачем же живём мы, люди? В кромешном тумане не видно ни зги, Без сил мы, как джинн в сосуде. Но чу! – присмотритесь – ползёт муравей, В бурьяне ища муравейник, Вы поняли – вижу по сдвигам бровей: Вселенная – этот репейник! А вот и Лесничий наш – вон под кустом Копает отчаянно лапами… Он оказался всего лишь кротом, А мы тут едва не заплакали!

Эдэль: Это какого года стихотворение?

Сат-Ок: 1997

Сат-Ок: Диалоги диалогами, а собственно дочка - вот она: А это развилка на станцию "Мост", где мы нередко уходим в иногранье.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: А это развилка на станцию "Мост", где мы нередко уходим в иногранье. Ох... уважаемый Сат-Ок... эдак поверить можно

Сат-Ок: Сегодня продолжились наши умные беседы. Мы решили пересмотреть замечательный фильм «В поисках капитана Гранта», и он вызвал к жизни ряд глубоких размышлений о природе человеческого восприятия и его особенностях. Нину поразили условия, в которые попадают герои – столкновение в предгорьях Анд с бандой беспредельщиков, едва ли не впятеро превосходящих их по численности (сразу вспомнилась лошадь Талькава Таука, которая слышала за много шагов тихий призыв хозяина, но об этом ниже); встреча подростка Роберта в Австралийском лесу с разбойником; попадание в плен к маорийцам и угроза быть съеденными ими. Нину особенно впечатлил момент, когда Роберт, наблюдая сквозь ветви хижины за действия туземцев на другом конце деревни, с ужасом поворачивается и проговаривает с остановившимся взглядом: «Они их…», - когда маорийцы решили закусить пленниками из соседней деревни. И решение героев убить любимых женщин, дабы не допустить их бесчестья, после того, как у МакНабса нашлась бритва (ужасная фраза лорда Гленарвана: «Медлить нечего, иначе можем не успеть!» – и расширившиеся глаза леди Элен). Возник вопрос об упругости психики, которая часто рифы запороговых переживаний «уводит под воду», делая их этим более опасными и непредсказуемыми. Пример трагической судьбы Аркадия Петровича Гайдара и ужасов, пережитым им в раннем возрасте (а он в 13 лет защищал мать от вооружённых ножами бандюков, а в 16 лет уже командовал полком со всеми вытекающими в условиях гражданской братоубийственной войны), Нину очень впечатлил – особенно, когда мы попытались представить некоторые натуралистические подробности, например, сабельной рубки. Известно, что многие события из памяти Аркадия Петровича оказались вытеснены, а так как он был человек чрезвычайно талантливый и духовный, то глубочайший протест против вытесненного отлился в изумительные по щемящей романтике книги о детстве (в этом смысле наряду с Грином он один из важнейших «источников и составных частей» творчества Крапивина). Вернувшись к фильму, вспомнили и то, как упрощаются отношения между героями и само их поведение под воздействием изменяющихся обстоятельств, когда сословные ограничения и ряд формальных этикетных формул совершенно теряют своё значение – мужчины из высшего света, чьё достоинство, как могло бы показаться, было неотделимо от выхоленности, изящной словесности по отношению к дамам и знаковой одежды, символизирующей их высокий ранг в обществе, так вот, эти мужчины раздеваются, работают наравне со слугами, капитан без стеснения подталкивает жену лорда в заднюю поверхность бедра, когда та мешкает при бегстве от маорийцев… И при этом их внутренняя спайка, насыщенность общения между собой только усиливается. Такие эпизоды лучше всего показывают подлинное вневременное достоинство этих людей и силу настоящего товарищества – товарищества духа. О Тауке и прочих животных. Обратившись к ограниченному, как может показаться (и показалось Нине) на первый взгляд, диапазону восприятия человеческих чувств, мы попробовали смоделировать жизнь человека с гораздо более широким диапазоном. Например, как будет житься человеку, у которого слух будет как у летучей мыши. Ясно, что громкий звук такого человека может оглушить или даже убить. Или: каково было бы жить, если бы наш глаз воспринимал электромагнитное излучение в существенно более широком спектре. Ясно, что мир вокруг нас неимоверно бы усложнился, ибо перекрещивающиеся потоки излучений – рентгеновского, теплового, ультрафиолетового – предстали бы зримыми и вещественными субстанциями. С одной стороны, мы узрели бы действительность, скрывающуюся за покровом успокоительной очевидности. Со стороны другой, психика не выдержала бы перегрузок от исключительного усложнения непосредственно воспринимаемой картины мира, и человек находился бы в безостановочном жутком стрессе – до той поры, пока либо не стал бы головачёвским интрасенсом, либо, что вероятнее – не сошёл бы с ума. То есть вывод не нов, но теперь прочувствован и освоен на личностном уровне: природа ничего не делает зря. И за всякую возможность приходится платить – такова диалектика каждого приобретения. Особо это стало ясно, когда я предложил Нине подумать о том, что было бы, если бы некто смог воспринимать мыслеобразы, источаемые окружающими, так же легко, как слышать их речь, - в каком бы по качеству поле он очутился бы и какие именно мыслеобразы пришлось бы ему принимать. И в каком количестве. На этой ноте нам пришлось завершить свои штудии, ибо вернувшаяся из гостей мама была насыщена благими помыслами по деятельному времяпрепровождению в оставшуюся часть вечера, и мы с благодарностью были вынуждены принять к исполнению романтику её хозяйственного энтузиазма :)

Эдэль: Завидую твоей дочке и вашим разговорам :)

Сат-Ок: Спасибо...

Александр Гор: Что-то мне подумалось об этой картине Простая аксиома: «Ты не должен видеть этого пламени» Побольше б родителей ей следовали… (Простите за банальные слова… )

Сат-Ок: Александр, понять это можно и так, и этак. Вы в порядке критики или поощрения?

Александр Гор: Ой! Извините, совсем не ожидал Вас обидеть... Конечно я говорил в порядке хм... одобрения. А... Какие ж тут могут быть варианты-то?

Сат-Ок: Признаться, в последнее время пришлось общаться с людьми, которые демонстративно якобы не понимают простого, а сами любят всякие многоуровневые смыслы и тому подобное. И какое-то напряжение меня не покидает. На самом деле это вы извините, Александр. Это перенос с моей стороны. Нина, кстати, сегодня принялась читать "Тёмные аллеи" Бунина. Долго ругалась, назвала стиль Бунина "обслюнявливаньем" и после в качестве очищения принялась за Крапивина :)

Сат-Ок: Вот, кстати, пока я это писал, Нина нарисовала тургеневскую Асю.

Alex Dragon: Немного катализатора - а каков фейерверк мыслей. Вы подождите, девочка подрастёт, заставит побегать с полдюжины мальчишек и сама повздыхает о ком-то - что тогда-то скажет? И что вы, дорогие, напишите?

Сат-Ок: Уже :)

Alex Dragon: 13 - это 13. Предчувствие космоса. :)

A.K.: Разговор о героях Бунина перенёс в отдельную тему.

Сат-Ок: Уже поспели 14 :)

Alex Dragon: Сат-Ок, поздравляю. Но мысль, сами понимаете, это не отменяет.

Сат-Ок: Да уж...



полная версия страницы