Форум » Техника и технологии » «Ляпы» в фантастических произведениях и тенденции развития техники » Ответить

«Ляпы» в фантастических произведениях и тенденции развития техники

Алексей Л.: Перенос из темы «Разность восприятия творчества Ефремова». — A.D. Конечно. удивительно много предсказаний, но есть и ужасные научно-технические "ляпы". "Телевизиофоны" и прочее страшно громоздки и неудобны, зачем-то нужно монтировать и выдвигать антенны... Особенно поражают бортовые вычислительные машины образца 1950-х, явно многотонные, нуждающиеся в отдельной электростанции... Данные (а может быть и программы!) даже на "Темном Пламени" вводятся вручную, рычажками!

Ответов - 17

Alex Dragon: Да это как-то не предмет обсуждения. Если искать технические ляпы, так им несть числа у кого угодно. Не в них же суть. Впрочем, то что смешно из нашего сегодня по отношению к нашему вчера, вполне может оказаться совсем не смешным из завтра. Скажем, минитюаризация сама по себе не представляет сути и задачи технического прогресса. Есть какие-то жёстко заданные константы, которые преодолеть невозможно и ненужно. Скажем, можно сделать радиоприёмник со спичечную головку, но зачем? Как им пользоваться? Если это не какая-то деталь более сложного устройства, а просто бытовой прибор, то он бесполезен — интерфейс управления выйдет более громоздким, чем собственно само устройство. Мы это уже можем видеть на примере, скажем, мобильных телефонов — многие модели для человека средних размеров, чаще всего мужчин, просто неудобны — плохо лежат в руке, тяжело попасть в кнопки. Если мы используем радиоволны, то хотим мы или нет, антенны придётся применять. И их габариты и форма жёстко заданы рабочим диапазоном частот и назначением. Компьютер размером даже с письменный стол кажется нам уже слишком громоздким, этаким диназавром. Тридцать пять лет назад такой считался весьма компактной машиной. Уже сейчас видны некоторые тенденции, позволящие ещё больше уменьшить размеры компьютеров. Но это нужно уже не столько ради минитюаризации, а для укорачивания длины и толщины проводников и связанных с этим потерями, в том числе в быстродействии. Но перспективные принципы могут потребовать серьёзной обвязки, скажем, охлаждения жидкими газами. И мы в результате получим тот же стол, кабы не шкаф. С другой стороны, объём вычислений для точного нацеливания корабля на другую звёздную систему, с учётом по возможности всех динамических параметров, будет скорее всего гигантским. Сейчас суперкомпьютеры — это по сути сети распределённых вычислений из многих блоков-компьютеров, занимающие целые здания. В некотором роде в этом можно увидеть спиральный возврат к заре вычислительной техники, когда первые компьютеры-динозавры занимали сотни квадратных метров. Врядли кто-то может поручиться, что нечто подобное не произойдёт и в будущем. Так что, хотя образы техники в книгах Ефремова основаны на современных ему представлениях, по большому счёту придраться тут особо не к чему — наш опыт уже позволяет нам относится к развитию техники без снобизма перед былыми временами, с большим смирением.

makcum1982: Алексей Л. пишет: Особенно поражают бортовые вычислительные машины образца 1950-х, явно многотонные, нуждающиеся в отдельной электростанции... Данные (а может быть и программы!) даже на "Темном Пламени" вводятся вручную, рычажками! Интересно вы мыслите. Учитывая то, что звездные путешествия длятся десятилетиями, а для того, чтобы автоматы функционировали исправно и не ломались, нужна их надежность. А рычажок, как ни странно, надежнее сенсорного экрана - и это БЕССПОРНО. А где вы увидели многотонные вычислительные машины, я вообще не пойму. Возьмём "Туманность Андромеды": "Стремительным движением Эрг Hoop вытянул складное кресло из-под стола электронной расчетной машины. Это была малая модель МНУ-11. До сих пор из-за большого веса, размеров и хрупкости нельзя было устанавливать на звездолетах электронную машину-мозг типа ИТУ для всесторонних операций и полностью поручить ему управление звездолетом. В посту управления требовалось присутствие дежурного навигатора, тем более что точная ориентировка курса корабля на столь далекие расстояния была невозможна".

Дед Мороз: Максим напомнил мне слова наставника - заводчанина, сказанные при моей стажировке (на завод такого профиля поступил впервые) в 1991 г.: самые надёжные машины и агрегаты - на ручном (механическом) приводе. А уже потом - на пневматическом, гидравлическом, электрическом, электронном...


anton_: Алексей Л. пишет: "Телевизиофоны" и прочее страшно громоздки и неудобны, зачем-то нужно монтировать и выдвигать антенны потому, что такова физика... Направленные антенны довольно громозки, как пример, спутниковые тарелки или тарелки радиотеескопов. В мире, где рациональное использование энергии крайне важно, использование ненаправленных антенн просто абсурд.Современная сотовая связь, вообще за гранью разума по представлениям мира Ефремова, крайне неэффективная, затратная, неудобная и главное, абсолютно ненужная вещь. То же относится ко всей технике мира Ефремова. Те же скоростные поезда не только смотрятся архаично сейчас, но и во времена написания романа могли показаться анахронизмом. Ведь это время бурного развития авиации. Зачем тут поезд, каждому по личному самолету, и вперед. Кстати, по-моему, скорость в 200 км/ч даже железнодорожные локомотивы в 1957 году уже превысили (точно не помню). Даже паровозы приближались к ней. Но если взглянуть на эту проблему глазами жителя мир ТА, то вся эта гонка скорости является апофеозом бессмыслкенности. Как следствие общей неорганизованности жизни.

Alex Dragon: Ну-у, зачем по личному самолёту? «Аэрофлот» — вполне себе неплохое решение. Но вообще, хотя мне и трудно психологически согласиться с сокращением авиалиний (полёты аналога авиации как таковые там всё же существуют), действительно, в мире ТуА не нужно бежать в два раза быстрей только чтобы остаться на том же месте. А значит и двести километров для подавляющего большинства случаев достаточно. Кстати, через транспортный вопрос затрагивается и вопрос разумной урбанизации. Когда всё соразмерно человеку и целесообразно организовано, большинство необходимых мест доступно на расстоянии пешей ходьбы. Нет никакой насущной надобности часто мотаться за многие километры на всех доступных видах транспорта. Тогда поездка в другую местность на поезде — скорее приятный отдых.

makcum1982: Alex Dragon пишет: Тогда поездка в другую местность на поезде — скорее приятный отдых. Так в мире Ефремова и есть

Alex Dragon: Кстати, ещё из странных на нынешний взгляд мест: лекция Веды по истории идёт в прямой трансляции. С технической и экономической точки зрения прямой эфир на Вселенную довольно нелеп. Тут вот что любопытно: когда писался роман, видеозапись была на стадии лабораторных экспериментов и только-только начинала входить в обиход. Известен случай, когда Хрущёва во время какого-то визита американцы поразили показом только что прямо там на месте снятой записи — этакая подколочка, демонстрирующая техническое превосходство. Телепередачи тогда действительно шли в прямом эфире и видеомонтажа не существовало. Правда, существовало телекино — установки для проекции киноплёнки на телекамеру, так можно было показывать, например, художественные фильмы. Искусство киномонтажа было уже весьма развито. Сама концепция записи была тоже известна — Ефремов не раз упоминает о демонстрации «записей памятных машин». Почему это не соединилось в одно — не очень понятно. Следование привычному штампу известного на тот момент писателю телевидения? Или типа вживую достовернее? Однако учитывая отсрочку на много лет, толку от живости немного, зато вполне вероятны всякие накладки, которые идеально избегаются при предаврительной съёмке материала.

helenrokken: Думаю, что именно «вживую достовернее». Причем здесь время и расстояние? Главное та энергия, которую человек может вложить, обращаясь непосредственно в Космос, как бы побеждая в этот момент время, будто его именно сейчас слушают. И слушающие воспримут именно этот эффект в момент прослушивания. Вот и не будет никакого временного промежутка. По-моему, это и есть нелинейное свойство времени, выраженное через психологический механизм.

Alex Dragon: Да понимаешь, это политкорректная и идеологически выдержанная трактовка. С одной стороны вроде да. С другой — что значит «вживую»? Идеально «живое» изображение даёт только камера видеонаблюдения — что голый натурализм. Картинку делает режиссёр, что в прямом эфире, что в записи, в первом случае только монтаж на лету, а так всё то же самое — переключаются камеры, меняются планы, наезды-отъезды и т.п. Ты на глаз эфир от записи никогда не отличишь, если не делалось перетасовки кусков, укорачиваний и т.п. Передача и на Земле — ответственное мероприятие. А трансляция в космос — тут косяки недопустимы. Поломается что-то или у актрисы голос пропадёт или по времени не впишется, там ещё что — не тот случай. А счёт идёт на доли секунды. С технической точки зрения проще снять — пусть и с одного дубля, зато точно наперёд известно, что всё в порядке. Так вот интересно, как думал сам Ефремов. Но на каком-то тонком уровне права ты — действительно, если не вдаваться в ковыряния, то она как если бы просто вышла на площадь и обратилась к прохожим или к школьникам на уроке, легко и воздушно.

anton_: Alex Dragon пишет: Тут вот что любопытно: когда писался роман, видеозапись была на стадии лабораторных экспериментов и только-только начинала входить в обиход. Известен случай, когда Хрущёва во время какого-то визита американцы поразили показом только что прямо там на месте снятой записи — этакая подколочка, демонстрирующая техническое превосходство. Телепередачи тогда действительно шли в прямом эфире и видеомонтажа не существовало. Правда, существовало телекино — установки для проекции киноплёнки на телекамеру, так можно было показывать, например, художественные фильмы. Искусство киномонтажа было уже весьма развито. Сама концепция записи была тоже известна — Ефремов не раз упоминает о демонстрации «записей памятных машин». Почему это не соединилось в одно — не очень понятно. Следование привычному штампу известного на тот момент писателю телевидения? Телевиденья, разумеется, не было. А вот кинематограф был. В том числе документальный. Причем, включая учебные фильмы, в которых то или иное событие подробно объяснялось, использую разработанные методы. Вместо прямой трансляции вполне возможно было запустить смонтированный фильм, в включением слайдов и мультипликации. Вобще, Ефремов интересен именно тем, что в описании своего общества он не просто не "предугадывает" открытия будущего (этим грешит любой фантаст), а не вводит многие вещи, привычные для своего времени. Вот массовой авиации нет. Еще более интересен отказ от радиосвязи как таковой. Причем в 1957 году сотовых конечно, не было, но массовая радиосвязь была, и Ефремов, как участник экспедиций, про это должен был знать. Тем не менее, радио нет. Более того, нет массового "широковещания", вообще нанаправленных потоков энергии, как таковых, все "атмосферные" передачи идут через некие ионизированные каналы, требующие достаточно громозкую аппаратуру. Это не случайно. В мире ТА к энергетическим потокам относятся несколько по другому, нежели сейчас, и массовое рассеяние энергии является неприемлимым. Если так же относятся и к информации, то может именно по этому нет понятия записанной передачи. Снижение числа посредников от источника к потребителю? При каждой обработке информация ведь теряется, и если при современной информационной избыточнистости при малой "плотности" информации это нормально, то в условиях более редких, но более "плотных" информационных потоков мира ТА это имеет место.

Alex Dragon: Авиация там есть, упоминаются, например, самолёты (Дар и Веда, путешествуя по степи, летят на одном таком). Есть так же некие спиролёты. Но в то же время указывается, что Одна из главных радостей человека — стремление путешествовать, передвигаться с места на место — унаследована от наших предков — бродячих охотников, собирателей скудной пищи. Теперь всю планету обвивает Спиральная Дорога, исполинскими мостами соединяющая через проливы все материки. — Веда провела пальцем по серебристой нити и повернула глобус. — По Спиральной Дороге беспрерывно движутся электропоезда. Сотни тысяч людей могут очень быстро перенестись из жилой зоны в степную, полевую, горную, где нет постоянных городов, а лишь временные лагеря мастеров животноводства, посевов, лесной и горной промышленности. Полная автоматизация всех заводов и энергостанций сделала ненужным строительство при них городов или больших селений — там находятся лишь дома для немногих дежурных: наблюдателей, механиков и монтеров. Планомерная организация жизни наконец прекратила убийственную гонку скорости — строительство все более и более быстрых транспортных машин. По Спиральной Дороге поезда проходят двести километров в час. Только в случае какого-либо несчастья пользуются скоростными кораблями, мчащимися тысячи километров в час. Из чего можно заключить, что роль авиации, во всяком случае в пассажирских перевозках, там действительно невелика. Человекомерность организации жизненного пространства исключает в подавляющем большинстве случаев необходимость в особо быстрых перемещениях — просто некуда и незачем. А когда в исключительных случаяъ такая потребность всё же случается — их в состоянии удовлетворить имеющиеся средства. anton_ пишет: Телевиденья, разумеется, не было. Как не было? В середине 50-х уже вполне себе было. Регулярное вещание в СССР велось с 1945 года — первыми в Европе, с перерывом в 1948 году на реконструкцию под современный стандарт, в котором вещание началось в 1949 году. Центральное телевидение организовано в 1951 году, с 1955 года вещание стало ежедневным, в 1956 году появилась вторая программа ЦТ. Так что вполне себе было, и к 1957 году в домах продвинутых, по крайней мере москвичей, было очень даже известно. Что касается радиовещания, то в тексте прямо сказано — когда осознали вредность излучений, то от всенаправленных и массовых передач отказались, применяя всякие обходные и сложные методы. Веда попросила связаться с ее экспедицией, но на раскопках не оказалось радиопередатчика достаточной мощности. С тех пор как наши предки поняли вред радиоизлучений и ввели строгий режим, направленные лучевые передачи стали требовать значительно более сложных устройств, особенно для дальних переговоров. Кроме того, сильно сократилось число станций. Ляо Лан решил связаться с ближайшей наблюдательной башней скотоводов. Такие башни переговаривались между собою направленными передачами и могли сообщить все что угодно на центральную станцию своего района. Скорее стоит удивиться, что кабельное вещание никак не упомянуто. Но при том же, в главе с винтолётом и боем Дар Ветра с быком указывается, что «они полетели налегке, не захватив ни радиотелефона, ни фонарей, ни еды». Не знаю, что в 50-х годах понимали под радителефоном (по словарю Ушакова — «беспроволочный телефон, действующий при помощи радиоволн»), но по условию игры они там были. Тоже вот небольшое противоречие в тексте. anton_ пишет: Если так же относятся и к информации, то может именно по этому нет понятия записанной передачи. Снижение числа посредников от источника к потребителю? При каждой обработке информация ведь теряется, и если при современной информационной избыточнистости при малой "плотности" информации это нормально, то в условиях более редких, но более "плотных" информационных потоков мира ТА это имеет место. В том-то и дело, что термин «запись» упоминается неоднократно. Причём во вполне современном значении — аудиовидеозаписи, записи данных. Кстати, вспомните эпизод с «тринадцатой космической симфонией фа минор синий». Трансляции записи. Причём организация по нынешним понятиям крайне архаична: …Но почему бы вам не вызвать ее из Дома Высшей Музыки — проиграть запись? Наш приемник универсален и достаточно мощен. <…> Со странным нетерпением он ждал одиннадцати часов — времени, назначенного Домом Высшей Музыки для передачи симфонии. Мышление стереотипами докомпьютерной эры — понятие записи уже существует, но запись специально передают в эфир в оговоренное время. Сейчас нам бы в голову просто не пришло создать сюжетную ситуацию таким образом.

Алексей Л.: Это понятно, что техника в любой фантастике (кроме Ж.Верна) - дело десятое. И Ефремов прямо писал об этом.

Алексей Л.: Многие поездки уже сейчас стали не нужны благодаря интернету и даже ТВ. Дистанционное образование, виртуальные экскурсии... Сейчас (точнее, при Лужкове) многие едут/ехали в Москву "за длинным рублем", в частности, из Сибири. Для меня это дикость, бред. Мы привыкли к обратному - за длинным рублем ехали на север. А пресловутые "лимитчики" ехали в большие города ради получения квартиры через пять лет. "Понапёрла лимита, запирайте ворота".

Alex Dragon: Не скажите. Эрмитаж по интернету рассматривать — это как цветы в противогазе нюхать. Ефремов как раз настаивает на необходимости путешествий. А вот удалённая работа, многие заочные виды образования, не связанные с необходимостью контакта с педагогом — это да.

A.K.: Alex Dragon пишет: Не скажите. Эрмитаж по интернету рассматривать — это как цветы в противогазе нюхать. И не только Эрмитаж, и не только по интернету. "- ... Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово... Рассмеялась ты и взяла с собой" (В. Высоцкий)

Алексей Л.: Если радиоволны вредны для здоровья, их надо не то что ограничить, а вообще запретить. Чем заменить, в будущем придумают. Частично это уже есть в виде кабельного ТВ и инета. Цифровые данные по идее никогда не искажаются и в них ничего не теряется, не знаю как на практике (судя по пиратским дискам - сильно искажаются). То, что литература вообще в части техники отстает даже от сегодняшнего дня, это факт. В конце XIX или в начале XX века какой-то русский журнал объявил конкурс на самую нелепую, неправдоподобную выдумку. Победило описание телетрансляции из оперного театра (кстати, у Брюсова и других по телику смотрят тоже оперу - тогдашнюю попсу). А ТВ уже существовало в лабораториях.

saabmount: A.K. пишет: И не только Эрмитаж, и не только по интернету. "- ... Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово... Рассмеялась ты и взяла с собой" (В. Высоцкий) Вот не надо путать. Посещение Эрмитажа закончится визитом в буфет с осетриной (пусть даже не перовй свежести). А посещение Эльбруса может закончиться как для Ванды Рутковской, которая прошла все гималайские семитысячники. А на Эльбрусе пропала без следа...



полная версия страницы