Форум » Техника и технологии » Ефремов и автомобили » Ответить

Ефремов и автомобили

Alex Dragon: Мы обсуждали героев, их прототипы, характеры и прочее. Уделили некоторое внимание географии путешествий и истории в романах и рассказах Ефремова. Затрагивали технику будущего и множество прочих вопросов. А вот один интересный момент как-то не обсуждали. Насколько можно понять из биографических сведений, Иван Антонович был неравнодушен к автомобилям. Как известно, во время гражданской войны он был при автороте, а после подрабатывал помощником шофёра и, видимо, слесарем в гараже. То есть с предметом был знаком практически с детства. В воспоминаниях бывшего препаратора ПИНа Николая Николаевича Косниковского, относящихся к 1930-м годам, есть такая интересная фраза: «Не берусь обрисовать круг тогдашних интересов И. Ефремова. Но помню, что и тогда он знал толк в автомобилях, т.к. вдруг («вдруг» это тоже характерно для И. Ефремова) спросил меня, занимавшегося в кружке «Автодор»: — Ну-с, что такое оп-п-пережение зажигания?» В 50-х у Ефремова была «Победа». И это, пожалуй всё, что мне известно об этом. В книгах же он пишет о своих взаимоотношениях с автотехникой (да и любой техникой) довольно скупо, мимоходом, хотя по отдельным фразам можно понять, что он во всяком случае имеет представление о предмете. В основном это видно из «Дороги ветров», в которой упоминаются поломки машин и связанные с этим ремонты и проблемы, а так же то, что во время экспедиции он частенько сам садился за руль. Причём своё шофёрское умение оценивал весьма скромно. Из других же произведений, где бы он касался этой темы, я могу припомнить только «Лезвие бритвы». Там появляется один своеобразный железный персонаж. Все наверное запомнили эпизод освобождения Тиллоттамы и побега на «голубой колеснице» — автомобиле «Олдсмобил-Старфайр». Ефремов описывает изделие американского автопрома довольно двойственно — с одной стороны уничижительно и чуть ли не с брезгливостью. Но в тоже время весь эпизод, несмотря на небольшой размер, очень динамичен, держит в напряжении и прекрасно передаёт ощущение дороги. Люди в нём не смиренно ждущие своей судьбы пассажиры с автобусной остановки у обочины магистрали и не вокзальные сидельцы, безвольно влекомые независящей от них неодолимой силой расписаний и ритмов транспортных артерий — несчастные муравьи, попавшие в механизм, а самостоятельные и целеустремлённые личности, смело и решительно движущиеся по пути, рассекая пространство мощью «Звёздного огня». Ощущение силы машины пронизывает весь эпизод. Но что же это за автомобиль? Увы, письмом зрительные образы не передать. А ведь интересно же, на какой аппарат пал выбор писателя. Меня эта мысль давно занимала, однако выяснить этот вопрос собрался только сейчас (казалось бы — Инет под рукой, чего ещё?). На первый взгляд задача проста: название известно, вбивай себе в поиск — и готово. Однако, как оказалось, под названием «Старфайр» выпускалась целая серия моделей машин, с начала 50-х годов, в течении несколько десятков лет. А поскольку машины требуемого периода давно не выпускаются, то в торговых каталогах найти их нельзя, только по сайтам любителей, коллекционеров и интернет-аукционов. К тому же «Олдсмобил» (это подразделение «Дженерал моторс») производил несколько схожих серий, более-менее унифицированных между собой, и поэтому часто нужная информация перемешана с данными других родственных моделей. Сперва я определился с периодом. Основная событийная линия романа происходит в 1962 году. А в 1963 он уже был в печати. То есть модели младше 1962 года искать смысла не имеет. При этом автор указывает, что автомобиль новейшей модели. Но, то что было свежо для нас за железным занавесом, то могло быть уже немодным старьём в Америке. Имел ли автор доступ к соответствующей литературе? Плюс вопрос логической увязки: успел бы гипотетический богач заказать и получить новейшую модель этого года в Индии? Как мы на своём уже опыте можем убедиться, всё что выходит за рамки дешёвого ширпотреба, в странах третьего мира нужно доставать, и ждать зачастую довольно долго, тем более совершенно новый товар, который и в самой стране-производителе есть сразу не везде. Насколько Ефремов уделил этому внимание и насколько учитывал для правдоподобности — неизвестно. Однако вполне разумным представлялось ограничиться периодом с 1958-59 по 61-62 годы, а там уже смотреть по известным характеристикам и описанию. Надо сказать, у меня всё время в голове вертелась фраза: «Четыре фары, по две с каждой стороны, были утоплены в массивную посеребренную решетку, подфарники располагались совсем над землей, ниже бампера, скрытые в особом щитке, уходившем под низ машины, точно челюсть дегенерата. Высокие вертикальные ребра над крыльями, гребень посреди плоского капота, а над решеткой крупные металлические буквы: «Олдсмобиль». Естественно, лучше запоминается самое энергичное, и крепко засели в основном «челюсти дегенерата». Я понятия не имею, как они выглядят, но определённые ассоциации это вызвало. Машина с таким описанием могла бы выглядеть наподобие этой: Достаточно типичная физиономия авто для тех лет, и низко опущенный бампер действительно создаёт впечатление уроненой бульдожьей челюсти (как в у пса в мультике про Тома и Джери, когда «сладкая парочка» удивляла его в очередной раз чем-нибудь тяжёлым по голове). Однако, это ни разу не «Старфайр», а некая машинка «88»-й серии, «Super 88» 1958 г. А признаки, вроде в тексте словесно описанных, схожи у всех машин одного семейства, даже довольно отличающихся и разных лет выпуска. Поковырявшись, я решил, что этой машиной может быть «Старфайр» либо 1961, либо 1962 года. Первый выпускался только в виде конвертибла — двухдверной машины с откидным верхом, второй вариант был так же и с жёсткой крышей. Сравнение характеристик в тексте и реальных машин показало, что ближе всего к описанному всё же машинка 62 года. Вот так выглядит это чудо то ли в рекламном проспекте, то ли в документации к машине: Вид изнутри: А вот и он живьём, правда довольно потрёпанный: Другой экземпляр: Это, кстати говоря, вариант с жёсткой крышей. Судя по попадающимся фоткам, уцелевшие «Старфайры» голубого цвета довольно редки. Четыре фары, по две с каждой стороны, были утоплены в массивную посеребренную решетку, подфарники располагались совсем над землей, ниже бампера, скрытые в особом щитке, уходившем под низ машины, точно челюсть дегенерата. Высокие вертикальные ребра над крыльями, гребень посреди плоского капота, а над решеткой крупные металлические буквы: «Олдсмобиль». Похож? Похож. Правда, вот насчёт громадности Иван Антонович, похоже, несколько погорячился. Машина, конечно, большая, поболе горбатого «Запорожца» (близкого родственника Фиата «Миллеченто», упоминаемого в начале книги) будет, но всё же не гигантская. Размеры машины и масса: колёсная база 123" (3124 мм) длина 213.9" (5433 мм) ширина 77.9" (1979 мм) высота 54.7" (1389 мм) у обычной и 55.3" (1405 мм) у конвертибла масса 4203 фунта (1906 кг) обычной и 4324 фунта (1961 кг) — конвертибл. Для сравнения: габариты «Жигули» ВАЗ-2107, мм длина 4145 ширина 1620 высота 1446 колесная база 2424 «Волга» ГАЗ-24: длина 4735 ширина 1800 высота 1490 колёсная база 2800 Разница впечталяет, но вот картинка с живым человеком на борту: Не сказать, что что-то запредельное. …и тотчас светящий слабым зеленым светом кубик указателя скорости пополз по длинной линейке спидометра. В американских машинах в те годы часто ставили ленточные указатели, в которых стрелка выпололзала и двигалась по шкале слево на право, а не привычные нам часообразные циферблаты. Зелёный язычок на картинке — по всей видимости кончик этой ленты. Какой кубик имелся ввиду — затрудняюсь сказать. Возможно в каких-то моделях подобных спидометров роль стрелки выполнял прицепленный к ленте пластиковый или ещё какой квадратик. Подобное решение было применено и в 24-й «Волге», но от него через несколько лет выпуска отказались — так толком и не смогли наладить нормальную и точную работу. Слишком сложный прибор оказался для нашей промышленности. Стрелки на черном квадратном циферблате с тонкими концентрическими фосфоресцирующими линиями в центре переднего щитка показывали час ночи <…> На пределе видимости фар серым призраком мелькнула телега с парой быков, разворачивавшаяся поперек шоссе. Арвинд уменьшил скорость и все же обогнул повозку на таком бешеном ходу, что пассажиры только сейчас представили, как они мчатся. — Пожалуй, лучше наденьте пояса! — приказал автомеханик. Все послушно пристегнулись широкими лентами, как в самолете. Не такие уж широкие, но действительно «как в самолёте» — ленты крепятся к самому сиденью. — Как вы сказали? «Старфайр» — «звездный огонь»! Как красиво! — воскликнула Леа. — Самая новая модель «олдсмобиля». Триста пятьдесят сил! — Ох! Никогда бы не подумала, — Леа показала на покрытый красным лаком, сравнительно небольшой мотор с широкой тарелкой воздухоочистителя из сверкающего алюминия. — Очень высокое сжатие, четырехствольный карбюратор, четыре тысячи восемьсот оборотов… Двигатель серии «Rocket»: V-образный; 8-цилиндровый; верхнеклапанный; объём 394 куб. дм. (6457 куб. см); мощность 345 л.с. при 4600 об/мин; крутящий момент 440 фунтов на фут (597 Нм) при 3200 об/мин; сжатие 10,5:1; диаметр x ход поршня 4.125 x 3.688" (104,78 x 93,68 мм). Красный лак, надо сказать, к нашему времени с самого движка почти весь облазит, а вот коробка воздушного фильтра на фотках обычно в хорошем состоянии. Леа отступила на край дороги. Тропический рассвет был короток, и теперь гигантский "старфайр" можно было рассмотреть полностью. Полированный корпус цвета голубой стали был уже порядочно запылен, как и голубые колеса со сверкающей трехлучевой звездой на вогнутых ребристых дисках. Леа сказала: — Громадный зверь красив, но не изящен. Слишком широк, коробчат — словом, роскошный мастодонт! Надо сказать, что это ещё симпатичная машинка, американские дизайнеры создавали и куда более уродливые изделия. Леа спросила назначение циферблата внизу, под передним щитком, на откосе футляра коробки скоростей, разделявшего оба передних сиденья. Загадочный циферблат оказался всего лишь тахометром. Леа быстро освоилась с рычажком четырехступенной гидравлической коробки, с кнопочным управлением подъемными стеклами, дверными запорами и обозначениями кондиционера. Его руль, укрепленный на двух концах глубоко расщепленной вилки, был снабжен, конечно, усилением и слушался легкого движения пальца. Арвинд нажал кнопку, и крыша машины медленно поползла назад, складываясь в широкой щели позади сидений. Выглядит это примерно так Сюда же небольшое видео, на котором машина заводится и выезжает из гаража, неплохо слышно звук двигателя: видео Рекламный ролик начала 60-х В дополнение можно добавить, что максимальная скорость действительно составляла 120 миль/ч (193 км/ч, впрочем, эта величина «ожидаемая», толком не нормированная), до скорости в 60 миль машина разгонялась за 9 секунд (96 км/ч), а расход топлива составлял — по американской системе учёта — 15 mpg, то есть на одном галлоне топлива она проезжала 15 миль, что в переводе на человеческие единицы измерения составляет несколько менее 16 л на 100 км. Объём топливного бака — 20 галлонов (~ 76 л). Стоил такой агрегат четыре с лишком тысячи долларов (4131$) — но это хардтоп (с жёстким верхом) в базовой комплектации. Дополнительное оборудование и аксессуары тянули ещё на тысячу. Причём конвертибл был более дорогой моделью — он, как я понял, сразу был оснащён электроподъёмниками стёкол, сиденьями с электроприводом и т.п. прибамбасами. Что любопытно: кондиционер стоил 430$ — т.е. десятую часть цены машины. Сейчас за подобное авто в хорошем состоянии просят около 30 000 американских рублей. Всего за 1962 год было продано 34839 старфайров-купе и 7149 конвертиблов. Не так уж и много, т.е. довольно редкая машинка. В общем, у Ивана Антоновича губа была не дура: он выбрал весьма интересный аппарат. Вопрос только, отчего же именно этот? Тогда таких зверей многие выпускали. Видимо, не в последнюю очередь сказалось название — «Звёздный огонь», которое было созвучно устремлениям его и героев его книг. Возможно, ему попали в руки какие-то проспекты или каталоги американских фирм. Интересно было бы узнать — так ли это? А может быть такая машина была у кого-то из иностранных дипломатов? Или в Москве проходила какая-нибудь выставка? Не знаю. Но я смотрю на эти фотографии и думаю: когда читаешь книгу, особенно написаную о временах сравнительно отдалённых, а тем более когда место действия отдалено географически, то очень тяжело воочию представить, почуствовать, что это могло бы быть реальностью. Тем более тогда и у нас, за пресловутым железным занавесом, когда даже просто рассказы, скажем, моряков были фактически сеансами медиумической связи с потусторонним миром. А тут, пусть опять же не живьём, но хотя бы на мониторе, не мельком в новостях и не в официозных рекламных буклетах, а сколько угодно долго можно рассматривать изображения этих машин, натыкаться на имена и адреса живых людей — их владельцев, а при желании и деньгах так и можно купить сам автомобиль. А ещё думаю — каково же ему было рассматривать картинки в каталогах? Большому, сильному человеку, прошедшему тысячи и тысячи километров, в том числе и за рулём, с молодости знавшему толк в этом деле. Неужели он был недостоин хотя бы подержаться за руль действительно хорошей и мощной машины? Сам бы он, конечно, так никогда не сказал. Но в душе-то, наверное, страсть оставляет следы. Заинтересовавшиеся могут увидеть больше фотографий по следующим адресам: http://www.thebaycitymotorcompany.com/sites/inventory/Cars/N0000008/default.htm http://wiesegmcentertoyota.vinmanagersites.com/AutoDetails2.aspx?ID=2501332 http://www.teds-olds.com На последнем сайте есть вырезка из журнала со статьёй об этом автомобиле (на английском), технические характеристики и некоторые фотографии взяты из неё: http://www.teds-olds.com/1962_Starfire.pdf

Ответов - 45, стр: 1 2 All

Alex Dragon: Тогда оно неавторитетно. Конструктивные недостатки, общие для концептуальных подходов тех лет — вполне возможно что и были схожими. А вот качество исполнения… Не говоря о том, что в СССР не было и близко аналогов подобных автомобилей. Ближайшие сколько-нибудь сопоставимые по характеристикам — лимузины «Чайки» и «ЗИЛы». Маленький такой штрих: даже в 70-е годы наша промышленность не смогла освоить, даже по сцецзаказу малой партией, кондиционеры для тех ЗИЛов. Ставили японские. А в штатовской машине, пусть дорогой, но не самой элитной, такое ставили на потоке за десяток лет до того. Уровни технологии разные. Качество соответственно. Вспомните, что для советского потребителя харакетристика товара «импортный» автоматически означала качество.

Dust Raider: Lendadima, добавлю, что американские машины с начала 50-х всемирно известны своей титанической надежностью, кстати, отчасти из-за того что конструктивно весьма грубы и примитивны. Известные американские грузовики (магистральные капотные тягачи типа Kenworth, Peterbilt, или Freightliner) конструктивно примитивнее наших КРАЗов. Однако пробег в 1000000 миль (ОДИН МИЛЛИОН! Вдумайтесь в цифру, это 1 600 000 км! 5,3 расстояний до Луны!) для них считается нормальным, это только первый капремонт, на котором меняют двигатель. Столь высокой надежности американцы добиваются именно за счет этой примитивности, качества (и количества! ) используемых материалов, и за счет широкого испольования электроники вместо точной механики. В тех же грузовиках сейчас двигатели, например от компании Detroit Diesel` (грузовиковые дизели делаются не компаниями-производителями грузовиков, а сторонними компаниями, произвоядщими двигательные агрегаты от моторчиков для газонокосилок до двигателей для тепловозов и речных буксиров) по конструкции все абсолютно одинаковые, совершенно. Разница в мощности ( в диапазоне от 280 до 570 л.с.) достигается разной настройкой компьютерчика, управляющего работой дизеля, с заменой наборов форсунок - компьютер меняет частоту впрыска топлива и объем порции топлива, после этого механинк перевинчивает 6 или 8 форсунок и вперед. :) А сам дизель по конструкции грубее камазовского. Да что там, у ихних грузовиков часто даже синхронизатора в коробке передач нет! Другое дело, что при такой примитивности они делают все очень-очень качественно, и примитивность эта "оправданная" т.е., устройства, требущие определенной сложности, будут в нужной степени сложными.

Lendadima: В книге "Одноэтажная америка" телеведущий Владимир Познер пишет, что подержанную машину, описанную ИАЕ, до кризиса можно было купить за 13 тысяч американских долларов (автор пишет о подобном авто). Сейчас это будет стоить дешевле. Предлагаю рассмотреть возможность сбора денег для закупки экземпляра для музея в Вырице.


Alex Dragon: Гм… Ну я могу доллара два дать. Но даже если, то, во-первых, столько стоит довольно потасканный агрегат. Тот, что на фотках в гараже — это после реставрации и хотели за него в таком состоянии что-то около 30 000, если склероз не изменяет. Т.е. кто и за что чинить будет? Делать это проще в Штатах — там детали достать проще. Стоить это будет кабы не дороже самой машины. Во-вторых — доставка и растаможка. За морем телушка полушка, да рупь перевоз. И дадут ли её вообще провезти? Как автомобиль — скорее всего нет, по идее ввоз подержанных транспортных средст старше определённого срока запрещён. Как музейный экспонат — для этого должен быть какой-то официальный статус. Музей в Вырице юридически музеем, как я понимаю, не является. В-третьих: где его хранить? Данный автомобиль по размерам больше, чем комнатка, горделиво называемая «музеем». А сама библиотека — не особенно большой двухэтажный дом. Даже если во дворе поставить, то займёт много места. Но хранить такие экспонаты под открытым небом нельзя — сгниёт. Да и вообще, машины лучше на ходу себя чувствуют, то есть её надо регулярно заправлять, объезживать хоть немного, обслуживать и т.п. Значит гараж нужен. То есть цена вопроса скорее всего приближается к стоимости квартиры если не в Москве, то как минимум в Одессе.

saabmount: Dust Raider пишет: Да что там, у ихних грузовиков часто даже синхронизатора в коробке передач нет! Бедные драйверы... Автоматическая коробка, это, конечно, для блондинок (еще для городского автобуса). Но синхронизатор - вещ крайне полезная. Запарищься перегазовки делать...



полная версия страницы