Форум » Плавильня идей » Разработка принципов и методик альтернативной педагогики » Ответить

Разработка принципов и методик альтернативной педагогики

AlenkaS: Вторым(первый - информационная модель http://syntegrity.pbwiki.com/ ) шагом по пути к практическим действиям по созданию китежа(как ноо полиса с педагогической направленностью) будет создание курса по новой альтернативной педагогике, которая позволит формировать у ребенка динамически развивающийся созидательный образ мира. Основа современного образования – подача статических знаний. У ребенка формируется жесткая каркасная структура мира, которая впоследствии неминуемо входит в противоречие с динамикой жизни. Отсюда и возникающие проблемы – беды, неумение найти себя , неумение реализовать себя. «Всякая дисциплина слагается из элементов принуждения и сознательности, и от соотношения между собою этих двух элементов зависит тот или иной род дисциплины. Наибольшим процентом принуждения и почти полным отсутствием сознательности обладает дисциплина рабовладельческих хозяйств, тюрем и концентрационных лагерей. Немного больше процент сознательности в воинской муштре. И дальше, по мере ослабления в дисциплинарных системах элемента принуждения, возрастает и заменяет его собой категорический императив внутренней самодисциплины. На воспитании именно этого импульса построится вся новая педагогика.» (Д.Андреев «Роза мира») Внутренняя самодисциплина – это не аскеза, не самопожертвование, не насилие над собой во имя чего бы то ни было. Внутренняя самодисциплина должна основываться на глубоком раскрытии заложенного в каждом человеке созидательного потенциала. Педагогика будущего должна быть динамичной. Состояние созидающего творчества должно быть присуще каждому . Первое, что начинаю делать в этом направлении: Создание списка литературы для изучения в школьном курсе. Литература призвана помочь определиться , осознать свои возможности, понять движения души. Вот по итогам встречи в клубе любителей фантастики(это лирика, которая вкратце показывает, как сложно ломать состоявшиеся стереотипы очень хороших, умных , прогрессивных людей ): http://alenkasav.livejournal.com/5904.html А практика в том, что обсуждение таки Списка литературы по методу Синтегрити в клубе пройдет в сентябре и результат здесь тогда опубликую для комментариев и критических замечаний с вашей стороны. А дальше нужен анализ существующих прогрессивных методик и на основе его создание комплексного курса альтернативной педагогики, а именно: - принципы; - методики в разрезе возрастных групп. Я буду искать желающих и подключать специалистов тут в реале. Но считаю, что ваш опыт и знания также необходимы, ибо нооген - островок нового мировоззрения в инете, и если вы поддержите эту идею, то совместное творчество может дать колоссальный результат.

Ответов - 38

Арис Лински: У меня дома метровая полка книг по педагогике. Макаренко, Сухомлинский, Шаталов, Соловейчик... Процесс поиска умных молодых последователей великих педагогов - интересный проект. Где их искать? Нужно серьёзно погрузиться в педагогическую среду. Нужно, видимо, узнать, где и когда на Украине проводятся педагогические "Чтения". Например, я знаю, проводятся чтения по Сухомлинскому. Возможно, туда съезжаются, кроме официальных педагогов, и молодые чудаки, фанаты вроде нас. Я встречал таких на конференции по Неплюеву. Ещё нужно собирать информацию из газет. Иногда статьи об интересных педагогах печатаются в "Коммунисте". Предлагаю всем, кто прочитает этот пост. оказать Алёне информационную помощь - направлять ей адреса и контакты людей, в которых предполагается соответствующий педагогический потенциал, или через которых, в свою очередь, можно выйти, предположительно, на интересных НАМ педагогов. Для начала - советую почитать в "Коммунисте" от 7 августа статью о педагоге Ф.Горелике, потом как-то заполучить его книги. Через него можно выйти на других интересных людей, которых он знает.

AlenkaS: Спасибо Арис! Арис Лински пишет: Где их искать? Нужно серьёзно погрузиться в педагогическую среду. Да, я планирую поискать в частных школах, выпускников вузов, и спасибо за совет, теперь поищу, где есть какие педагогические чтения. Для начала - советую почитать в "Коммунисте" от 7 августа статью о педагоге Ф.Горелике, потом как-то заполучить его книги. Через него можно выйти на других интересных людей, которых он знает. Почему Ф.Горелик ? можете тут вкратце изложить его принципы воспитания или методики? Где он работал? Какой предмет преподавал?

Арис Лински: AlenkaS пишет: Почему Ф.Горелик ? можете тут вкратце изложить его принципы воспитания или методики? Где он работал? Какой предмет преподавал? Всё же советую лично прочитать о нём на сайте газеты "Коммунист" от 7 августа. Сейчас он почему-то живёт в Германии. А работал в Харькове.


AlenkaS: Сегодня была на Петровке. Смогла купить только книгу по методике Монтессори. О Ш. Амонашвили никто не слышал. Вообще книги по педагогике на Петровке - редкость ... все завалено изотерикой, кричащие обложки приключенческой литературы. Появились у нас 15-шки - несколько магазинов стока по Киеву, завалены книгами - все по 15, такая ерунда.

Евгений А.: AlenkaS пишет: Тогда и медицина будущего - это не огромный - медико-оздоровительный комплекс с большим количеством дорогостоящей чудо-медтехники и фармацептии, а психосоматика , понимание, что причина всех болезней не в физическом теле, а выше - в ментале-астрале и соответственно лечение болезней не требует особых материально-технических средств, а требует создания позитивной созидающей психосферы вокруг человека. Я так уже давно свою семью лечу и уже забыла, как выглядят люди в белых халатах :) Арис Лински пишет: Медицинские идеи Алёны я не комментирую.А вот я их прокомментирую: мне близок этот подход и я тоже забыл (минимум с 2001-го) "людей в белых халатах" - занимаясь здоровьем причинно, а не устраняя следствия невежества - "квалифицированной" помощью... И это при том, что моя бабушка была известным врачом с 30-ых по 60-ые, спасла много жизней и даже успела прочесть "Лезвие бритвы" Но нынешние эскулапы отказывается даже от "Клятвы Гиппократа", потому бессмысленно ждать от них новые концепции сохранения здоровья - напротив, они всячески мешают этому из-за архаичной системы вознаграждения за факты именно лечения, а не предотвращения болезней... Посему - Алена, давайте сделаем тему "психосоматической медицины" в разделе "Здоровье", где вы подробно расскажете о своем опыте?

AlenkaS: Евгений А. пишет: Алена, давайте сделаем тему "психосоматической медицины" в разделе "Здоровье", где вы подробно расскажете о своем опыте? Вектор направленности с минуса в плюс с Вашей стороны в мою, Евгений, не может не радовать :) Однако создавать новую тему и обсуждать вопросы психосоматики не буду. Нет времени и опыт слишком личный, чтобы обсуждать его на форуме. А в этой ветке это офтоп.

AlenkaS: Вот по поводу педагогики динамики получила такие интересные вопросы: "Ибо что есть "динамические знания"? Знания - это фактаж, не более. Фактаж - он и в Африке фактаж, и не зависит от наших симпатий и антипатий (варианты замалчивания или искажения - опустим). В каком ключе фактаж должен изменяться: историко-хронологическом (как эти знания возникали), прикладном, логически последовательном (что и из чего вытекает)? И как это может быть реализовано практически? Второе. Объём знаний, накопленных в современном мире, настолько велик, что изложить его даже каркасно и схематически очень трудно. Придётся чем-то жертвовать. Чем? Логическими знаниями (естественные науки), эмоциональными (худ. лит-ра), внелогическими (религия), практическими (ОБЖ)? Раньше упор делался почти исключительно на первое - "физики", сейчас, по-моему, на "лирику". Практика осталась в загоне. Плюс и тогда и сейчас было полное игнорирование дифференциации по наклонностям и талантам. Плюс во все времена одними из главных жизненных принципов были - "не высовывайся!" и "ты что, самый умный?"" Примерно представляю как на них ответить , но пока не могу сформулировать. Интересно было бы и здесь коллективное мнение. Как сделать выборку знаний разной направленности кратко и в то же время полно, занимательно и в то же время серьезно, дать полную научную картину мира, не забыв при этом эмоциональную сферу, физкультуру(пластику, здоровье ...), практику?

AlenkaS: Арис Лински , наконец-то добралась до прочтения статьи о Горелике. http://www.komunist.com.ua/index.htm?news_id=9752&searchterm=Горелик Переписывание истории в современной школе для меня также больно и непонятно. Однако поясните мне этот обзац в статье: "Невозможно понять историю, если подходить к ней метафизически, видеть только какое-то одно событие. Скажем, сегодня буржуазные идеологи из периода конца 30-х годов в СССР выделяют единственную трагическую страницу — репрессии и замалчивают главное, противоположное — сталинская эпоха была эпохой социальной революции. Сейчас у нас история метафизическая, антинаучная." По определению метафизика(http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/6/67/1000919.htm): "МЕТАФИЗИКА, отдел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира. Интересна история слова "метафизика": в древнем собрании работ Аристотеля совокупность его работ по первой философии шла после естественнонаучных трудов и была условно помечена словами "то, что идет после физики" (meta ta Physica); сегодня слово "метафизика" обозначает саму эту отрасль познания. Для Аристотеля метафизика — это онтология, исследование бытия как такового; наука, которая пытается выяснить общие свойства всего существующего. По И.Канту, имеется три фундаментальных понятия метафизики: человеческое Я, мир и Бог; исследованием каждого из них занимается отдельная дисциплина, соответственно психология, космология и теология. Позднее теологию стали выделять в особую область, и в составе метафизики остались онтология, космология и спекулятивная психология, которую после Гегеля называли также философией сознания." И если дальше следовать энциклопедии "Кругосвет" , то в расшифровке составляющих метафизики мы найдем и диалектику.... "Дуализм получил дальнейшее развитие в метафизических системах таких выдающихся мыслителей, как Фома Аквинский (13 в.) и Р.Декарт (17 в.)." Так почему же невозможно понять историю, если подходить к ней метафизически? я думала, что метафизический подход ближе как раз к понимаю диалектической противоположности, нежели какой-то другой? Может быть тут есть мое недопонимание, объясните

AlenkaS: Впечатление, которое у меня сложилось после прочтения статьи - не подходит. Слишком заполитизировано. Призывы к борьбе и новой революции - бессмыслены. Неужели опыт истории веков не убедил еще , что кровопролитие и междуусобица не выход из инферно? Разве на воспитание инстинкта толпы должна быть направлена педагогика будущего?

Арис Лински: Горелик Невозможно понять историю, если подходить к ней метафизически, видеть только какое-то одно событие. Скажем, сегодня буржуазные идеологи из периода конца 30-х годов в СССР выделяют единственную трагическую страницу — репрессии и замалчивают главное, противоположное — сталинская эпоха была эпохой социальной революции. Абсолютно правильно. Ставлю на этом фрагменте свою личную печать. Алёна Однако поясните мне этот обзац в статье: "Сейчас у нас история метафизическая, антинаучная." Так почему же невозможно понять историю, если подходить к ней метафизически? я думала, что метафизический подход ближе как раз к понимаю диалектической противоположности, нежели какой-то другой? Может быть тут есть мое недопонимание, объясните Лично я вырабатываю понимание тех или иных терминов не из словарей, а из контекстов. То есть, когда какое то слово встречается в разных контекстах, то постепенно в голове осаждаются разные его смыслы и оттенки. Для меня, когда говорят о присутствии в каком то анализе "метафизики", это означает, что эти исследователи не умеют мыслить диалектически. Вот и всё. Что касается анализа тех или иных периодов истории СССР, то в подаляющем большинстве исследований отсутствует диалектический подход. Да и у нас на форуме это проявляется очень даже явственно. (Смотри, например, мою дискуссию с Сат-Оком о Сталине). Впечатление, которое у меня сложилось после прочтения статьи - не подходит. Слишком заполитизировано. Это твоя "фирменная" точка зрения. Знаю, ты далека от политики. В этом, считаю, корень непонимания многих общественных процессов. Более подробно пояснить свою позицию не могу - не хватает времени и "слов".

AlenkaS: Арис Лински пишет: Это твоя "фирменная" точка зрения. Знаю, ты далека от политики. В этом, считаю, корень непонимания многих общественных процессов. Мое "фирменное" понимание политики в свете текущих общественных процессов - это устойчивая ассоциация со словом "грязь", потому и обхожу :) диалектический подход штука тонкая, предагаю не лезть в дебри... (даже упоминание о Сталине чревато :)) и политику сюда бы тоже не нужно ________________________________________________________________________ вот интересная методика И.П.ИвановаЧеловек, построивший коммунизм "КТД(Коллективно-Творческое Дело) Во-первых, опыт осмысленной творческой деятельности (в коллективе) ценен и сам по себе: эмоциональный заряд после какой-нибудь недели, отданной КТД, сохранится надолго, а память о том, что и правда можно вот так, иначе, относиться ко всему, что делаешь (превращая обыденность в нечто занимательное) - останется, может, и навсегда. Ведь на формирование личности ребенка влияет все - и долговременный опыт, и краткий, и одномоментный. Во-вторых, КТД учат ребят творчески общаться, и возможности для этого здесь более разнообразны, чем на спортивно-оздоровительных мероприятиях, которые, кстати, в методику Иванова вписываются очень легко. А полноценное творческое общение - это феномен, который как-то выхолащивается в современной жизни. Подростки часто не знают, чем себя занять, молодежь с плохо скрываемой завистью подмечает, что поколение родителей умеет веселиться, что бабушки и дедушки умудряются общаться содержательно (есть о чем поговорить, что спеть, есть какие-то традиции совместных дел, в которых получается отдохнуть)... В-третьих, не совсем удачным кажется предпочтение отдельных профильных занятий (типа спорта, как Вы предложили, или же традиционных культмассовых мероприятий по интересам) комплексной программе (в которую при желании и умении объединяются КТД). В ивановской методике ценно то, что дети САМИ планируют (сейчас, кстати, модны всякие лидерские тренинги и игры на развитие детской самостоятельности), сами организуют свою работу-досуг, сами ее анализируют, корректируют - и при этом могут совместить и физические упражнения, и умственные, и эмоциональную отдачу получают вдобавок....."(из комментов к статье)

Арис Лински: AlenkaS пишет: вот интересная методика И.П.ИвановаЧеловек, построивший коммунизм Вся эта методика (а также методики других авторитетов педагогики советской эпохи) и есть СЛЕДСТВИЕ той самой советской ПОЛИТИКИ и ИДЕОЛОГИИ, которая вызывает у тебя столь сильное эмоциональное отторжение.

AlenkaS: Арис Лински пишет: Вся эта методика (а также методики других авторитетов педагогики советской эпохи) и есть СЛЕДСТВИЕ той самой советской ПОЛИТИКИ и ИДЕОЛОГИИ, которая вызывает у тебя столь сильное эмоциональное отторжение. Арис, ну что ж Вы все в кучу смешиваете ! Судя по той статье, что я привела педагогика Иванова оказалась не СЛЕДСТВИЕМ, а ВОПРЕКИ. Да и я не отторгаю ИМЕННО СОВЕТСКУЮ идеологию и политику, вообще не имею привычки жить прошлым, просто не хочу никоим образом связывать свою деятельность с политикой, обсуждать политику и политиков. По моему это нормальное человеческое желание, что ж Вы постоянно на этом концентрируетесь ? Зачем нужно смешивать педагогику и политику, проводить связи и ставить на этом акценты?

AlenkaS: 17-18 октября в Киеве будут проходить Международные Педагогические чтения по Гуманной педагогике (Ш.Амонашвили) http://www.npu.edu.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=598&Itemid=1

AlenkaS: Ничего в этой жизни не успеваю не хватает образования, способностей, времени и т.д. значит одно из двух: или закончу в следующей жизни или придется жить вечно Чтобы хоть как-то объяснить чего хочу , хоть с чем-то идти на Чтения, начала формировать сайт.. он совсем сырой ... даже идея толком не выражена... там должны быть: - принципы - методики - список литературы(мы его давно закончили обсуждать, но я все никак не внесу ) - еще придумала, что в основах (Базис) должны быть идеи Коммандоров мечты, как я их называю(Ефремов, Стругацкие, Экзюпери и т.д.) и их развитие сейчас на просторах инета. Вот здесь на Ноогене уже есть масса идей можно их разместить на этом сайте http://sites.google.com/site/neolanta/novosti/bazovye-struktury с ссылкой на форум Ноогена? Сайт мне достался в подарок благодаря нереализованным идеям Неоланта :) , так вот хочу его использовать под оформление идеи альтернативной педагогики. Поэтому принимаю здесь любую критику как по его наполнению, так и по оформлению. Сейчас пыталась как-то его наполнить(выбрать все из веток по тематике воспитания - педагогики будущего), но туго соображаю. Может поможете? Нужно сделать нечто логически законченное, сформированное в виде статьей или тезисов по этой тематике. А может кто-то предложит другие варианты? Например вот из Алекса: "Особенно если предположить, что предполагается ненасильственная неформальная педагогика, противоположности которой которой мы накушались в наших школах; к сожалению, наши школы — это почти всегда бросок ребёнка в ненадёжную и враждебную среду, дейстительно болезненый отрыв от дома, из которой хочется скорее бежать. Тем более если предположить активное участие родителей в школьных делах, то острые углы практически стираются. Если ты знаешь, что ребёнка можно отпустить в любой конец света в любую поездку, если сгонять в соседний (и не очень) город в музей, на какой-нибудь сбор или там просто в гости на чай — норма, если в школе интересно и есть чем заняться — то какие проблемы? Когда не о чем беспокоится — беспокоится не о чем. Кроме того, я полагаю, что со временем всё же осуществится деконцентрация городов и промышленности, появится много сравнительно небольших посёлков, школы при которых будут и компактее, и семейнее, в смысле стирания различий (или м.б. правильнее — отчуждения) между спецперсоналом и родителями. При такой системе, да «везде для них готов стол и дом», полагаю, проблема «МОЙ ребёнок в этом опасном мире» просто растворится…. ... Тут акцент, видимо, должен быть не на том, что детей забирают у родителей и сдают в казарму, а на том, что маленький человек с ранних лет органически вписан в окружающий мир и никакого отчуждения от родителей на самом деле нет … Представим себе пацанов, начитавшихся Жюль Верна и отправившихся изучать географию его книжек на месте. Сели и поехали без лишних разговоров. Африка, Америка, Австралия — пожалуйте. Остров Линкольна, говорите, здесь стоял? Ну что же, поплыли искать." АК: "коммунарской и крапивинской педагогике" Андрей, если можно дать ссылочки на сайты, где лучше всего это описано? "Задача - раскрыть замкнутый мирок узкой семьи, культивирующий в ребёнке эгоцентризм (что вовсе не означает разрыв эмоциональных связей между детьми и родителями, да и в ТА это не так). Средство - поместить ребёнка в развивающую среду, в которой кроме него и братьев-сестёр есть другие дети, наставники ("менторы") из старших детей, педагоги и родители." У Трак Тора интересный пост здесь и доклад: http://www.noogen.borda.ru/?1-14-0-00000028-000-0-0#008 но я уже совсем плохо сейчас соображаю, чтобы сделать выборку А ссылки на доклад В.Григорьевой там нет. можно ее получить? До постов Сат Ока вообще еще не добралась

Zyx: Аленка, есть у меня один пост в тему пилигримства-волонтерства: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=2496&sid=8584d4e42f64a7644f5dbcadd6f261fb И это не игра в бирюльки - сводятся возможный реальный спрос с возможным посильным предложением при нескучности времяпровождения. Кстати идеи развития местного туризма уже вовсю носятся в воздухе...

A.K.: AlenkaS пишет: можно их разместить на этом сайте http://sites.google.com/site/neolanta/novosti/bazovye-struktury с ссылкой на форум Ноогена? Конечно! AlenkaS пишет: АК: "коммунарской и крапивинской педагогике" Андрей, если можно дать ссылочки на сайты, где лучше всего это описано? Если сходу - конечно, Китеж, Орион и Каравелла. "Перспектива" тоже - http://www.sys-tema.ru Из книг по теме: - В.П. Крапивин. "Струна и люстра" [Мысли и заметки о ребячьих отрядах]: http://lib.aldebaran.ru/author/krapivin_vladislav/krapivin_vladislav_struna_i_lyustra/ - М. Кордонский, В. Ланцберг. "Технология группы": http://lib.ru/INDEXLESS/tg/index.htm И ещё вот здесь поройся: http://altruism.ru/ Удачи!

AlenkaS: Ребята спасибочки! Вы все такие молодцы, чтоб я без вас делала!

AlenkaS: Zyx пишет: И это не игра в бирюльки - сводятся возможный реальный спрос с возможным посильным предложением при нескучности времяпровождения Прочитала пост, очень интересно! А поддержали ? Что-то получилось или как всегда - не нашлось тех кто может и хочет?

AlenkaS: Посмотрите, плиз, как я начала оформлять выборку по форуму: http://sites.google.com/site/neolanta/novosti/bazovye-struktury Если кто с чем не согласен, пишите. А если кому-то идея понравится и захочет сам что-то внести туда конструктивное, тоже пишите - введу участниками и сможете вносить изменения сами. Я честно говоря уже и забыла , что идея альтернативной педагогики не давала покоя мне здесь на форуме уже давно... сейчас прохожусь по веткам и нахожу очень интересные мысли по этой теме... Да , мне кажется, уже давно пора делать подобного рода выборки из форума :) по разным, причем, тематикам

Арис Лински: AlenkaS пишет: Да , мне кажется, уже давно пора делать подобного рода выборки из форума :) по разным, причем, тематикам Не волнуйся. В Органах уже человека взяли на полставки отслеживать...

A.K.: AlenkaS пишет: Посмотрите, плиз, как я начала оформлять выборку по форуму: Если это только начало, то, нямс, очень хорошо. Лучше, наверное, ссылку на карту сайта дать: http://sites.google.com/site/neolanta/system/app/pages/sitemap/hierarchy

AlenkaS: Отзыв о Чтениях по Гуманной педагогике здесь: http://alenkasav.livejournal.com/6426.html Мои записи в блокноте на выступлениях Ш.Амонашвили: « Если у ученика и учителя нет духовной общности, то общение не состоится… Я не против частной собственности, но должен быть человек с собственностью без чувства собственности… пример Третьяков, открывший в Москве галерею благодаря своей собственности Совет учителю – вообразите пусть утопический, но самый лучший педагогический храм и в таком состоянии учите... Униженный учитель унизит детей, а это кому-то нужно... Каждый должен жить героем духа, но не на войне.. Сейчас идет война информационная , без оружия… Кому-то нужно занизить общую планку образованности во всем мире… …восхищаюсь вашей страной – четыре великих педагога – Ушинский,Сухомлинский, Макаренко, Пирогов… если б вы сделали хотя бы по одной школе по методикам этих Учителей(прим. тут понимающая грусть звучала в словах, а может и укор , не различая эти ноты, а может объединяя, но я была восхищена этим человеком, который пытается пробить косность системы и всех призывает к этому ).. Любовь – та сила, которая помогает принять, то , что вы несете детям… На стандартизированных уроках воспитываются стандартные люди… Некоторые мои предложения не стали размещать в стандартах.. сначала, я удивился, потом рассердился и спросил: - Почему, ведь дети смогут решить? И мне ответили: - Дети -то смогут, но Вы же умный человек, а учителя смогут? То есть стандарты разрабатывались под учителей троечников… призываю вас ломать стандарты, возвысится над стандартами… Мера реформы – радость детей… Ребенок рождается с чувством красоты.. оно в нём изначально записано.. если задену это чувство, то ребенок потянется.. если есть радость познания, то знания будут.. Голый вид знаний отвращает от самих знаний… Без трудностей развития нет – материал должен быть сложнее, чем ребенок может освоить сам.. Не мстите детям за ваших учителей… Обучение на волнах(прим. мое - не усредненное, как сейчас в школе, а индивидуальный подход) – кому -то занизить планку подаваемого материала, кому-то опустить в зависимости от способностей ученика… Не давайте детям случайных слов и не произносите случайные слова(прим. примеры, на который изучается грамматика должны использовать слова – подарки , слова Света , такие как благородство, сердце…)» Слава богу , что появляется альтернатива, с трудом рождается . С достижениями и ошибками, но идет к цели общего синергетического образования - с уроками не узко специализированными, а напитанными духовностью и синергетическим объединением нескольких веток научного познания мира!

helenrokken: Не знаю, по теме ли будет вопрос, но задам. Если до сих пор так много учителей-троечников, стоит ли пытаться их разбудить (я имею ввиду не тех, кто уже откликнулся на мощный процесс актуализации педагогической гуманности, если так можно сказать, а тех, кто продолжает по старинке), например, людям искусства, то есть не с педагогической стороны? Или все-таки обратиться к детям, как к более целессобразной точке приложения сил?

Трак Тор: Лучше к детям. Именно из них вырастают учителя-троечники, и их даже будить не надо, детям не свойственно спать (пока взрослые не научили:) Где-то на форуме или сайте есть пример обращения к детям академика Обручева: просто и серьезно. Без зауми о "стандарте образования" и правильной конкурентной позиции в обществе (выбор этой позиции, конечно, важнее много другого, но сначала детям надо не дать заснуть, а они уж сами разберутся).

A.K.: К детям. Обращение Обручева здесь: http://www.noogen.su/vobruchev.htm

helenrokken: Спасибо!

AlenkaS: helenrokken пишет: Если до сих пор так много учителей-троечников, стоит ли пытаться их разбудить (я имею ввиду не тех, кто уже откликнулся на мощный процесс актуализации педагогической гуманности, если так можно сказать, а тех, кто продолжает по старинке), например, людям искусства, то есть не с педагогической стороны? Или все-таки обратиться к детям, как к более целессобразной точке приложения сил? А стоит ли делить(выделять) точку приложения? :) Искусство тем и хорошо, что если оно соответствующего качества, то пробуждает всех! На сайт по педагогике я добавила афишку Уваровского дома культуры в Ворзеле( 20 км. от Киеве) , которые как раз и занимаются пробуждением детей , родителей , учителей: http://sites.google.com/site/neolanta/uvarovskij-dom-tvorcestva

AlenkaS: С 6 по 10 апреля в Киеве в Университете им. Драгоманова проводится авторский семинар Ш.Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям в учебном процессе».

Spawn: так где можно прочитать список рекомендованной литературы? надеюсь он с обоснованием, почему такая книга предлагается по образованию - не думаю что раньше был упор на физику, как давали кучу формул\дат\теорем(причем несвязными пластами) так и дают. забили голову наборами даже не всегда правильных взглядов, а думать и искать истину самим не научили. как говорится - дайте человеку рыбу, и вы накормите его на один день, научите человека рыбачить, и вы накормите его на всю жизнь, вот рыбачить то и не научили. мой текущий взгляд на вещи такой(сразу скажу, именитых педагогов я не читал, но я как и все учился в школе, и у меня ушло много времени чтобы это перерасти и научиться учиться заново, сужу по себе, что мне не хватало и при каком подходе я бы быстрее понял вещи, которые сейчас считаю важными) очевидно что естественные науки играют важную роль, тут во первых нужно начинать с физики, и показывать как из нее выделились остальные естественные науки - чтобы создать связанную картину мира и заинтересовать ребенка самим процессом познания(вернее не отбить охоту зубрежкой всяких непонятных законов, так как познание мира и любопытство о том как он устроен присуще всем детям). при этом нужно показать как менялись наши знания о мире, чтобы во первых ребенок понял что наши знания о мире несовершенны, это только некоторое приближение, цифровое описание реального мира, и что этот процесс еще не завершен, мы постоянно узнаем чтото новое, и он вполне может внести свой вклад(главное чтобы не воспринимал текущие построения как почти религиозные догматы, ну и дать понять что в мире много непознанного). во вторых чтобы научился сам использовать научный метод(активно познавать мир), и главное - проверка на опыте(критическое восприятие информации), это ему поможет во многих областях. в литературе по моему стоит сначала заняться развитием фантазии(умение мечтать важно), ну и нравственную основу. стихи, классики и прочее всетаки лучше оцениваешь в более зрелом возрасте в истории процесс похожий на естественные науки, только сделать упор на проблему источников(фактов, их толкования, расшифровка), особо разбирать каким образом мы получили текущие сведения о давно прошедших временах. в более позднем возрасте - современную историю, проблема источников обостряется в другую сторону(множество противоречащих источников, пропаганда) - ребенок не должен принимать на веру навязанные теории, должен уметь искать слабые места, чтобы не подпадать под манипуляцию сознания

Spawn: вообще тема очень актуальная, все актуальнее и актуальнее. особенно если посмотреть на резкую деградацию образования в штатах и помнить что мы от них берем все самое худшее. ну еще нужно на новый уровень вывести обществоведение. с детских лет обьяснять про влияние потреблятства на экологию и общество, анализ политических систем, корпоративное сознание итд итп - в общем то что сейчас надо всем взрослым обьяснять.

Spawn: кстати на http://pedsovet.org/ встречаются адекватные учителя, если не боитесь что вам заявят что вы лезете не в свое дело, можете попробовать поискать там единомышленников с опытом преподавания(и может даже реализации некоторых методик). плюс будет шире полигон для испытаний, если будет что испытывать.

Alex Dragon: Не факт, что вам быстро ответят про список рекомендованной литературы. Некоторые активные участники этого топика в силу разных причин сейчас либо нечасто, либо вообще не появляются. Хотя, выше вроде упоминалась какая-то литература, со ссылками.

Spawn: я понимаю, и мне не к спеху, спасибо именно списка рекомендованной литературы для детей(а не для учителей) я не заметил.

Spawn: по математике очень хорошо пишет(писал:( ) академик арнольд, поищите сборник его статей. вроде по его опыту преподавания математики в школе один из учеников издал книжку теорема абеля в задачах. оценить ее не могу, но по моему он очень здраво писал о том что математика сейчас гробится отрывом от практических наук(от физики, вынос и отказ от изучения геометрии итд) в результате чего наглядные и практические примеры(например коммутативность умножения через вычисление площади прямоугольника разными путями или пересчета шеренги солдат) заменяются совершенно непонятными абстрактными наборами слов, которые школьники учат наизусть, но не понимают, в результате математику просто начинают ненавидеть(по моему все мои племянники и племянницы в этом единодушны).

AlenkaS: Большое спасибо за интересные посты. Забрала часть на форум Витаполиса Витаполис Сейчас там пропадаю :)

Lendadima: Spawn пишет: по математике очень хорошо пишет(писал:( ) академик арнольд, поищите сборник его статей. вроде по его опыту преподавания математики в школе один из учеников издал книжку теорема абеля в задачах. оценить ее не могу, но по моему он очень здраво писал о том что математика сейчас гробится отрывом от практических наук(от физики, вынос и отказ от изучения геометрии итд) в результате чего наглядные и практические примеры(например коммутативность умножения через вычисление площади прямоугольника разными путями или пересчета шеренги солдат) заменяются совершенно непонятными абстрактными наборами слов, которые школьники учат наизусть, но не понимают, в результате математику просто начинают ненавидеть(по моему все мои племянники и племянницы в этом единодушны). Есть такой автор Виктор Босс. Его книги по математике просто великолепны. Удивительно сжато и просто о сложном.

Ex-Zyx: Нескучно! https://vk.com/@science_newworld-7-ustnih-igr-razvivauschih-myshlenie В пятую игру мы часто в студенчестве играли (картошка, вечеринки)))...



полная версия страницы