Форум » Свободный разговор » Теория игр » Ответить

Теория игр

makcum1982: Где-то около года назад обнаружил этот сайт - http://www.fishka-spb.ru/ Сайт посвящен теории игр. В Преамбуле сказано: Санкт-Петербургу со дня его основания принадлежит особая роль в становлении российской игровой культуры (см. статью). Коллективным автором настоящего сайта являются прежде всего изобретатели и популяризаторы знаковых игр, авторы книг об истории и прикладном значении знаковых игр - наконец, просто сильные игроки. Но все вместе они являются последовательными сторонниками не только узкого спортивного, а самого широкого подхода к феномену игры. Ведь содержательная интеллектуальная игра (или проблема), прежде всего, это познавательный и воспитательный метод, а не только культурный досуг. Играя, ребенок познает мир. Играя, он делает первые шаги в общении и в первых робких попытках гармонизировать свои отношения с не всегда дружелюбной внешней средой. В конце концов человек приходит к необходимости выработки защитных стратегий поведения на всем протяжении своей жизни, учась "по ходу дела" избегать хотя бы крупных поражений. При этом очевидно, что множество проблемных ситуаций можно было заранее смоделировать и попытаться решить "вчерне". Проще говоря, всех людей можно условно разделить на 3 категории. Самые мудрые учатся на чужом опыте (или на игровых моделях и тренингах), другие учатся на своих ошибках, а остальные - не учатся ничему, постоянно наступая на одни и те же грабли. Из чего следует, что наибольшими шансами на успех обладают люди определенного склада ума: способные к анализу, логическому мышлению, к моделированию ситуаций в разных областях человеческой деятельности, умеющие вырабатывать определенные стратегии поведения и противостояния тем или иным обстоятельствам и т.д. Тем более, что игровые технологии (или конкретные технологии) явно или не явно все чаще проявляют себя в политике, экономике, военном деле, в любом творчестве - да по сути во всех формах человеческих отношений, включая любовь!.. Что же нам остается: быть фишками в чьей-то игре или не согласиться с этим? Причем на разных уровнях: от семейных коллизий до международных провокаций. Разве не ясно, что человек, играющий сегодня на уровне любителя в лото или домино, просто не имеет морального права получить ответственную роль в сложных социальных играх - и уж тем более руководить сражением или успешно управлять сложнейшими техническими комплексами? ( У него просто не тот интеллект!) Боюсь, что мы еще не осознали тот факт, что быть безграмотным в игровом мышлении сегодня зачастую куда опаснее, чем переходить Невский проспект на красный свет с завязанными глазами. Вероятно, не будет лишним, скажем, нашему пепси-поколению обзавестись приличным интеллектом, который (увы!) вовсе не сводится к формальному набору званий и дипломов. Как нельзя забеременеть по переписке, так и невозможно приобрести опыт игрока вне игры. Ведь если вы не будете обладать определенными навыками в сфере стратегии поведения, впитавших в себя многовековой опыт самых выдающихся игр человечества (разумеется, включая сферу философии и искусства), то вряд ли от вас следует ожидать готовности к лидерству, к острой конкуренции, к смелым проектам, к ответным ударам соперников или случайным стеченьям обстоятельств, к многоходовым комбинациям - то есть к сегодняшним условиям выживания в до неприятности свободном мире. (Сбылась мечта идиотов: хозяина тайги убрали - зато выпустили на волю болотную нечисть. Теперь держи ухо востро: джунгли сегодня начинаются прямо в нашем подъезде). Сегодняшняя действительность - не для тех, кто не видит смысла в борьбе, которой не стыдно и поучиться, начиная с простейших комбинационных игр и задач под присмотром педагога. На этом сайте я нашел много интересных работ, в частности: 1. Общая шахматная теория - http://www.fishka-spb.ru/theory/53 - разработанная Трубицыным теория "возникновения шахмат" как продукта эволюции. 2. Синхрошахматы - http://www.fishka-spb.ru/theory/57 3. Игра "Гексофен" - http://www.fishka-spb.ru/games/35 4. Игра "Дипломат" - http://www.fishka-spb.ru/games/36 Много внимания на сайте уделяется кооперативным играм, где главным становится не конкуренция, а совместное творчество

Ответов - 48, стр: 1 2 All

makcum1982: Я как любитель шахмат и человек, интересующийся многими логическими играми, обнаружил, что на этом сайте рассказывается не только о теории игр, но и поднимаются глубокие философские проблемы...

Alex Dragon: Что-то мне аннотация совсем не понравилась. Смысл её: чтобы не быть лохом в забеге по головам, нужно тренировацца.

makcum1982: Alex Dragon пишет: Что-то мне аннотация совсем не понравилась. Смысл её: чтобы не быть лохом в забеге по головам, нужно тренировацца. Не понял...


makcum1982: Как раз много на этом сайте говорится о том, что шахматы как игра, в которой преобладающее значение имеет конкуренция, противостояние, стремление уничтожить противника - игра ущербная, и как пример идеальной игры приводится игра Го, цитата: "Видимо, именно о го (кит: уэй-чи, вейчи; корейск: – бадук) следует говорить в первую очередь, а не о шахматах. Итак, доска – это пространство, камни – это частицы мироздания, а правила их взаимодействия – объективные законы. И ты, Творец, противостоишь и общей энтропии, и воздействию недружелюбной среды, населённой конкурентными образо-ваниями (простейшими элементами, на твоих глазах создающими мощные активные чужеродные конструкции). Цель игры вполне понятна и величественна: Творец пытается создать вопреки противодействию свой МИР (свою галактику или сложный организм…). При этом чётко прослеживается начало этого процесса в абсолютной пустоте космоса. Что хорошо согласуется с некоторыми фактами из статьи Алана Г. Гута и Пола Дж. Стейнхарда «Раздувающаяся Вселенная» - о возникновении вселенной из ничего. («В мире науки», #7 - 1984). В частности они пишут: «В последнее время были высказаны предположения, что реальный процесс происхождения Вселенной не поддаётся описанию с помощью физических законов. (Чародеи, расслабьтесь!..) Согласно этой точке зрения, Вселенная возникает как квантовая флуктуация, начавшись практически «из ничего»…" - все это и многое другое в статье про синхрошахматы - http://www.fishka-spb.ru/theory/57

makcum1982: "Эта идея впервые была выдвинута Э. Трионом из Хантер-Колледжа городского университета Нью-Йорка в 1973 году (и одновременно физиком П. И. Фоминым из Харьковского университета). А финал вполне оптимистичен: в любой партии го Вселенная будет создана. Кем? И сильнейшим, и более слабым игроками. Ведь проигравший создаст свой мир такой же красоты. И он останется на доске даже после окончания игры. Победой считается не разгром противника, не полное уничтожение его фигур (как в более примитивных играх), а всего лишь лучшее обладание пространством. У больших мастеров – всего лишь на 1-2 пункта. То есть в этой великой игре речь идёт не о животном антагонизме, а о создании гармоничной Вселенной, если хотите, из вещества и антивещества. (Но это – лишь одна из аналогий, их может быть множество). А смысл остаётся: нетривиальное создание (зарождение) сложного МИРА. И в отличие от шахмат – без приговора после кровопролитного сражения. Победа и поражение в го трактуются совсем иначе! В го «конца света» нет! В процессе создания вселенной отмирают лишь нежизнеспособные образования. Это действительно Игра богов, а не рыцарский спектакль, превращённый спортсменами в дойную корову. (Безусловно, узкий спортивный подход способен загубить любую игру. Но в том-то и дело, что го менее всего поддаётся точным глубоким расчётам и компьютеризации). А если рассматривать аналогии на биологическом уровне? Дарио Коломбера из Падуанского университета в сообщении «Эволюционные стратегии и теория игр» замечает, что в природных условиях выживают оба соперника – и победитель, и побеждённый, второй лишь займёт менее удобную поднишу с более высоким селективным давлением." - еще одна цитата

makcum1982: "Невозможно также игнорировать блестящую сентенцию крупнейшего поэта и философа шахмат гроссмейстера Леонида Юдасина, явившуюся результатом его беседы с мастером шахмат и го Б. Нисманом. «В го логика достигает предела, пасует перед великостью мира и отступает ради созерцания… Время владеет материей… Дуализм света и тьмы, творящего и творимого – повод для диалектик и философий… Сквозная живопись белых и чёрных. Желание го: от пустоты, намёка – к сгущению, средства неразличимы: как бы шабаш беспристрастных, прозрачных, грандиозных космических сил. Го утончённей (шахмат), очищенность духа: «бездна, звёзд полна»… Творящая пустота буддизма. Шахматы выражают социальные и душевные отношения, это игра людей. ГО – ЗАНЯТИЕ ВООБЩЕ НЕ ДЛЯ НАС. Доска для го изображает вселенную, белые и чёрные камни – положительные и отрицательные силы. Го часто называют искусством гармонии… Эгоцентрический образ мыслей часто приводит к само-уничтожению. Идеальная партия – превосходное произведение искусства… воплощающее борьбу человека за самый высший идеал». (Л. Юдасин «Тысячелетний миф шахмат» - М, 2004.) Что касается фразы «го – не для нас», то это прямой путь в КОСМОСОФИЮ, которая не для нас и не о нас. Поразительно, что мы всё ещё навязываем Вселенной только свою человеческую точку зрения на многое, включая и философию. Потрясающий центропупизм!"

makcum1982: "А вот цитата из возрождённого уральского журнала «Интеллектуальные игры» (#1 – 2005) в статье «Предположения о зарождении го»: «К древним временам относятся истоки китайской философии двойственности космоса, расколотого на Тьму (Инь) и Свет (Ян). Великим было место Человека в этой философии. Он соединял в себе и тёмное, и светлое, был призван своим существованием преодолеть двойственность космических сил, представлял собой миниатюрное подобие вселенной… Согласно этой теории все вещи во Вселенной рассматриваются в соотношении сил между Мужским и Женским началом, Жизнью и Смертью, Бытием и Небытием, Добром и Злом, Духом и Вещью. Теперь представим, что доска для игры в го изображает Вселенную, а камни – Тьму и Свет, противоположные силы. Вероятно, по представлению древних китайцев, го исчерпывало все возможные для человека и космоса ситуации» (Peter Shotwell). Так это, быть может, всего лишь известная приверженность наших предков к мистическим играм? Давайте протянем руку к полке современного естествознания и возьмём в руки журнал «В МИРЕ НАУКИ» (SCIENTIFIC AMERICAN на русском языке) за сентябрь 1986 года. В статье Джека О. Бернса «Гигантские структуры Вселенной» говорится: «Вселенная может быть из такого вещества, которое в отличие от барионов не участвует во взаимодействиях, приводящих к излучению фотонов. Такое вещество было бы «тёмным» (невидимым), поэтому его трудно наблюдать непосредственно. Сейчас уже есть надёжные данные наблюдений, позволяющие считать, что какой-то вид тёмного вещества присутствует в больших количествах в различных системах». Аналогия: две взаимно проникающие вселенные в го – чёрная и белая… Естественно, открытые древними мыслителями лишь интуитивно. (Развивайте интуицию, коллеги, - и о вас вспомнят потомки в 34-ом веке)."

makcum1982: "Забегая вперёд, скажем о двух новых странных правилах СШ: абсо-лютное взаимное прикрытие пешек, не позволяющее их снимать фигурам противника, и абсолютное прикрытие фигур и пешек своим королём. Не кажется ли тебе, уважаемый читатель, что правило, запрещающее фигурам нападать на прикрытые пешки, выглядит довольно искусственным? Как, впрочем, и запрет на снятие прикрытых королём пешек и фигур? Мы думали об этой проблеме. И пришли к выводу, что это как раз тот случай, когда на наших глазах в новейшей конфликтной модели рождается не исключение из правил, а некоторый объективный закон – впрочем, давно известный в мире животных и в социологии. Он заключается в том, что выживаемость вида животных находится в прямой зависимости от того, насколько член прайда или стаи защищён от внешних врагов своей матерью, другими членами семьи, вожаком или всей стаей. Понимают ли это сами животные? Это вряд ли… В социологии проще. Место инстинктов занимают осмысленные действия, основанные на горьком многовековом опыте. Но закон – один и тот же. Скорее всего – это неосознанное инстиктивное поведение, которое уже на стадии животного мира способно дать феноменальные результаты в жизненно важных вопросах." - ну разве не прослеживаются аналогии с теориями Ефремова?

makcum1982: Когда В. Трубицын создал кардинально новую шахматную игру с одновременным совершением ходов, он, прежде всего, как никогда ранее, приблизил её к РЕАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ групповго конфликта, где описанный выше инстинкт взаимной поддержки давно действует. Борясь за абсолютную чистоту неких абстрактных правил полной свободы индивидуума (или шахматной фигуры), мы хотели отменить реально существующий в групповых конфликтах закон поддержки. И наша игра вместе со своими фигурами погибла, рассыпалась… Вот почему мы были вынуждены внести изменения в правилах игры. Но мы уже не считали их надуманными, если они определяли некоторый порог выживаемости всей системы. Если не ограничить непомерные аппетиты наиболее активных фигур, игра не состоится: погибнут все. Нам кажется, что этот вывод давно не является новостью и люди, имеющие отношение к управлению обществом, знают об этом – но не всегда способны сохранить необходимый баланс претензий и тем самым сохранить в цивилизованном виде само общество, не ввергая его в пучину великих (или мафиозных?) потрясений. Неужели комбинационные игры высшего класса имеют самое прямое отношение к решению проблем управления общественными процессами? Теперь в этом трудно усомниться. Но мы возвращаемся к предыдущему тезису. Фактор прикрытия не является новостью, но нам удалось обнаружить его новые формы и показать их роль в модели группового конфликта. (По сути – формализовать множество ситуаций реальной действительности и привести их к общему знаменателю). Как нам представляется, правила, учитывающие объективные законы развития природы и общества, способны внести ясность в некоторые чересчур идеологизированные (вплоть до примитивного начётничества) модели поведения.

helenrokken: makcum1982, очень хорошая тема! Спасибо! Пока я не могу себе позволить вчитываться и комментировать - но мыслей по этому поводу множество. Го - великая игра, очень развивающая состояние эмпатии с окружающим миром. Эх, мне бы времени чуть больше! Игры - одна из моих любимых тем. Буду рада наблюдать за ее развитием.

makcum1982: Да, го - хорошая игра. Но я все же больше предпочитаю шахматы. Играю на разных шахматных сайтах

helenrokken: Стыдно признаться, но я так и не научилась по-хорошему играть в шахматы. И не потому, что не смогла (в свое время я неплохо играла в преферанс), а потому, что не справилась с эмоциями. Они почему-то в шахматах у меня проявлялись особенно сильно. Хотя в жизни я веду себя часто именно в рамках психологии шахматной игры (ну до какой-то степени, конечно).

makcum1982: Если рассматривать шахматы как спортивную игру, то, безусловно, эмоции нужно контролировать, чтобы добиться результата. Но на любительском уровне эмоции наоборот обогащают игру, они дают вдохновение и кураж, когда неожиданно понимаешь, что нашел потрясающую по своей красоте комбинацию, но не можешь просчитать ее до конца (это называется интуитивные комбинации, когда жертвуешь фигуры только рати гипотетического преимущества в пространстве и позиции), следовательно, идешь на риск, но это гораздо приятнее, даже в случае проигрыша, чем тупая рациональная игра современных "гроссмейстеров", которые ради взятия чужой пешки не хотят рисковать. Все подчинено спортивному принципу. Об этом очень много пишет Бронштейн - "последний шахматный романтик" - в своих многочисленных книгах

helenrokken: Если бы я только азартно радовалась - было бы замечательно. Но я почему-то остро реагировала на проявления характера в игре моего соперника. Мне всегда казалось, что это не игра, а какое-то выяснение отношений или соревнование характеров. Наверно это была моя мнительность, но игру пришлось отложить до лучших времен (которые пока не настали:)

makcum1982: В данном случае можно было, как советовал Бронштейн, представить, что играешь не ты, а играют сами фигуры, что они ЖИВЫЕ Давид Ионович Бронштейн - Ефремов в шахматах. Всю свою жизнь он отстаивал свои принципы, идеи и взгляды по отношению даже не к шахматной игре, а к шахматам как культурному явлению жизни. Он считал, что в шахматах главное - это творчество и искусство, познание нового, фантазия, смелость и риск. Он всегда старался идти непроторенным путем, выбирал неожиданные дебютные ходы, и выигрывал! Его философия шахмат схожа с философией жизни Ефремова - ведь и там и там счастье в творчестве, в творческом труде. Он не был чемпионом мира, но был искуснейшим шахматистом и писателем. Его книги резко отличаются от книг других гроссмейстеров, в них есть душа и полет мысли. Цитата из Википедии: "Участник матча на первенство мира 1951 года (Москва). Это был первый матч, в котором М. М. Ботвинник отстаивал свой титул. Матч завершился вничью (12:12), и чемпион остался на троне. Однако Бронштейн навечно останется в истории шахмат даже если бы он и не играл вовсе матчей на первенство мира. Это — один из величайших и оригинальнейших шахматных игроков всех времен. По мнению В. Л. Корчного, который вообще редко раздает похвалы, именно Бронштейн глубже всех из наших современников понимал шахматы." "Творчество Бронштейна оказало и продолжает оказывать влияние на всех шахматистов, которые подходят к игре как к импровизации, как к творческому процессу с непредвидимым заранее результатом."

makcum1982: Вот фрагменты из его "Самоучителя шахматной игры", по которым можно понять его мировоззрение: "Шахматы учат, что каждая задача–это сум¬ма препятствий и решить ее одним ходом нель¬зя: надо учитывать множество факторов, часть из которых непредсказуема, так как соперник по игре изо всех сил старается создать на пути реализации ваших замыслов все новые и новые препятствия. Поэтому шахматы могут оказать пользу людям самого разного возраста: они формируют сильный, волевой, творческий ха¬рактер, учат находить решение задачи с по¬мощью не только технических навыков, но и фантазии, изобретательности, хитрости, сильных счетных способностей, умения видеть свой за¬мысел в чертеже с размытыми контурами. И что не менее важно, шахматы, прививают уважи¬тельное отношение к сопернику, приучают с вни¬манием относиться к замыслам партнера. Шахматы обладают еще одним свойством– зеркальностью оценки ходов, когда ход, кото¬рый вы считаете хорошим, на самом деле ока¬зывается плохим, и весь вариант, на который вы идете, не сомневаясь в успехе, в действитель¬ности выгоден сопернику. Отчего так? Потому что очень трудно предвидеть развитие событий, а ваш партнер сумел лучше подметить какие-то неуловимые нюансы позиции и в сумятице пешечно-фигурных перемещений нашел простой ход, полностью разрушивший ваши иллюзии. Это как раз тот момент, когда проверяется сила характера, стойкость нервной системы, уме¬ние хладнокровно оценить ситуацию. Борьба начинается как бы сначала. Бывает, такие игро¬вые перепады происходят в одной партии по несколько раз, ни одному из соперников не уда¬ется довести свой план до логического заверше¬ния, и только в глубоком эндшпиле наступает развязка – не обязательно выигрыш, скорее по справедливости ничья. Сегодня это слово у шах¬матистов не в почете, но разве дело только в результате? Именно такие сложные, насыщен¬ные идеями и встречными ударами поединки двух шахматных интеллектов, когда оборона оказывается на уровне атаки, и привлекают вни¬мание зрителей, вызывая у них бесконечное мно¬жество ассоциаций, заставляя сильнее биться сердца. Словом, авторская позиция довольно проста–настоящая шахматная партия должна быть насыщена множеством коллизий, приклю¬чений, ошибок и ярких находок." "Обычно учебники обещают научить выигры¬вать. Автор же мечтает привить начинающим шахматистам любовь к игре с другом, уважение к партнеру по игре, умение предвидеть развитие событий хотя бы на один только ход. Несмотря на такое скромное желание–предуга¬дать один ход, задача эта очень часто неразре¬шима. В процессе игры на шахматной доске часто возникают такие замысловатые положе¬ния, что во многих случаях одинаково трудно как выбрать лучший ход для себя, так и уга¬дать ответ партнера. Прелесть шахматной игры как раз и состоит в тайне даже ближайшего хода!"

makcum1982: "Шахматная игра издавна привлекала людей своей глубиной, хотя внешне она кажется очень простой. Сегодня, когда в мире наблюдается повышенный интерес к борьбе за чемпионские титулы и спортивные звания, полезно и даже необходимо четко различать две основные сто¬роны шахматной игры – технику исполнения хо¬дов и психологическое единоборство. Начинающему шахматисту трудно согласить¬ся с тем, что, поскольку в каждой позиции он мо¬жет сделать только один ход, расчет несколь¬ких ходов все-таки необходим. Кроме того, на первых порах страшно передавать ход партнеру – у него ведь так много опасных угроз. Но в действительности у него тоже только один ход! Собственно, игра и состоит из чередо¬вания своих и чужих ходов. Если шахматная игра так проста, то почему она на протяжении вот уже многих столетий притягивает к себе людей? Ответ очевиден: хо¬ды фигур и пешек просты, но единоборство двух умов бесконечно сложно. В шахматах человек непременно желает повернуть логический ход игры в свою пользу, но при этом он встречает равное по силе сопротивление. Именно этот временный конфликт двух сильных личностей и привлекает всеобщее внимание к состязаниям мирового масштаба. Об этом сейчас много го¬ворят. Однако в данной книге проблемы чемпи¬онских шахмат, где психология целиком подчи¬нена массированной подготовке выигрышных дебютных схем, рассматриваться не будут. За¬мысел автора иной: помочь любителям шахмат научиться играть в позициях, где надо уметь долго маневрировать без ясной, близкой цели."

makcum1982: "Импровизационное шахматное творчество– самое ценное, что вносит в шахматы человек. Ис¬полнять на шахматной доске заученные ходы, проводить стандартные планы, повторять реко¬мендации толстых энциклопедий могут и компью¬теры. Но импровизировать на базе таланта, зна¬ний, фантазии, неустанного стремления к творче¬ству могут только живые шахматисты. И что толку, если партнеры боятся сойти с наезженной колеи; ведь самыми интересными являются те поединки, в которых обе стороны вели острую дискуссию по неисследованным еще проблемам. Когда встречаются достойные друг друга сопер¬ники, то никогда не возникает легких для прове¬дения технических приемов позиций, напротив, все сложно, фигуры и пешки создают самые при¬чудливые узоры, проблемы трудно решить одним сильным ходом, атака гибко чередуется с защи¬той, в процессе борьбы ошибки партнеров гене¬рируют токи высокой частоты, создают немыс¬лимое в обычных жизненных ситуациях напряже¬ние всех чувств, вызывая у зрителей состояние подлинного творческого сопереживания."

makcum1982: "ПСИХОЛОГИЯ РИСКА Риск при игре в шахматы, как мне кажется, является основой того массового интереса к ним, который мы наблюдаем сегодня. При абсолют¬ном равенстве исходных сил и необходимости все время передавать очередь хода партнеру, к тому же при борьбе на открытом шахматном пространстве, где все абсолютно на виду,– при таких строгих условиях шахматист, если он хо¬чет выиграть, рано или поздно обязан пойти на риск. Обычно в турнирах встречаются игроки примерно равной силы, поэтому соперники до¬вольно легко читают ходы друг друга. Приме¬нение рискованных ходов оправдано в том слу¬чае, когда при первом чтении увидеть замысел не удается, партнер понимает только видимый смысл хода, а разгадать скрытую идею не в со¬стоянии. Собственно, элемент риска в игре присут¬ствует с самого начала: само согласие сыграть партию является рискованным шагом, посколь¬ку партию можно не только выиграть, но и проиграть. Когда вы начинаете атаку, то всегда есть риск, что она будет отбита, придется пере¬ходить к защите, а у вас во время атаки могли возникнуть слабые точки около собственного короля. И конечно же ведение оборонительных действий тоже связано с риском не выдержать энергичный натиск. Все эти ситуации органи¬чески связаны с игрой и не вызывают особой озабоченности. Если же говорить о риске как таковом, то прежде всего интерес вызывают случаи, когда шахматист, чтобы нарушить ло¬гичный ход борьбы, решается на острый риско¬ванный ход, рассчитать последствия которого за доской практически невозможно. Как прави¬ло, впоследствии, при спокойном кабинетном анализе, ход опровергается, в замысле нахо¬дится изъян. Но отвечать-то надо было быстро!"

makcum1982: "Могу предположить, что интуитивная игра по своему интеллектуальному уровню намного превосходит медленную игру на базе холодного рассудка и только неизбежные технические ошибки затрудняют распространение «быстрых» шахмат. Но посмотрите на количество зрителей во время турниров по молниеносной игре, сравните их эмоциональные лица с видом мол¬чаливо-скучающей публики на обычных состя¬заниях, и вам станет ясно, что сегодняшние любители шахмат в силах мгновенно постигать скрытый смысл ходов, разгадывать замыслы соперников, хотя, конечно, не все они умеют столь же быстро принимать решения. Это отступление от темы автор позволил себе лишь затем, чтобы сказать: любительские шахматы не имеют ничего общего с прагматиз¬мом, который превращает гроссмейстеров из ярких художников нередко просто в долгожи¬телей шахматной сцены. В шахматах, как и в других видах искусства, есть талантливые твор¬цы и есть унылые ремесленники, создающие добротные поделки.

makcum1982: "ИСКУССТВО МЫСЛИТЬ ЭКОНОМНО Что бы ни говорили нынешние теоретики, но сам факт выигрыша, ничьей или проигрыша не отвечает тому содержанию, которое вкладывают в шахматную борьбу ее горячие почитатели. Проблема выигрыша является лишь некой услов¬ной вехой для поиска оптимальных решений. Поэтому не надо переоценивать значение ре¬зультата. В шахматах на каждом ходу человек переживает целую микрожизнь, полную самых разных ощущений, предчувствий, надежд и ра¬зочарований. По силе эмоционального воздейст¬вия на нас эти переживания намного превос¬ходят обычные огорчения и ожидания, так как спрессованы до массы сверхплотных звезд; по¬следствия этих микрострессов медициной совер¬шенно не изучены, но можно предположить, что шоковый эффект неожиданных ходов (хороших для вас или плохих–несущественно) полезен разве что для встряски интеллекта, но может болезненно влиять на личность. А такие стрес¬сы сопровождают шахматиста в течение всей игры, всей жизни... В игре всегда побеждает не только более глубокое знание общих законов, но и проявлен¬ное внимание к деталям позиции, умение ставить противника в трудное положение созданием нестандартной задачи, понимание психологии мышления человека, который вынужден непре¬рывно решать проблемы разного характера при постоянной нехватке времени. Шахматы – это состязание в глубине мысли, в сообразительно¬сти, в технике исполнения задуманных планов, наконец, в силе фантазии, которая часто по¬могает ломать установившиеся догмы. Экономичное решение, позволяющее быстрее достичь цели, освободиться от лишних действий (в шахматах–ненужных ходов), всегда про¬изводит эффект, невольно ассоциируется с кра¬сотой. Эстетическая ценность шахмат постепен¬но снижается, и это губительно сказывается на распространении настоящего взгляда на шахма¬ты как на интеллектуальное искусство мы¬слить экономно, быстро, элегантно, целесооб¬разно, при точном учете реально существующих помех и умении отличать реальные помехи от мнимых. Такое искусство нам необходимо при решении любой сложной проблемы, потому что мысль тоже складывается из мириадов импуль¬сов на уровне, пока недоступном нашему пони¬манию. В шахматах мы тоже не в силах найти ту мельчайшую единицу мысли, с которой все начинается, но сравнительный анализ позиций за много лет помогает увидеть основные уязви¬мые места в нашем мышлении, понять, где, в какие моменты повторяются ошибочные реше¬ния, а это способствует изучению тайн работы мозга. К тому же в шахматах известны мотивы, по которым человек ищет решение, и, много¬кратно расчленяя эти мотивы на простейшие импульсы, можно искать те составные элементы мысли, из которых складывается суждение в шахматах,–путь, не всегда сходный с логи¬ческим мышлением!"

makcum1982: "ЛИЧНОСТЬ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ Проблема принятия решений в стрессовых ситуа¬циях издавна привлекала людей, вынужденных по роду своих занятий часто действовать в со¬стоянии неопределенности, когда выбор одной из нескольких приемлемых альтернатив (такой не сложный во время теоретических дискуссий!), оказывается, заставляет проявлять силу харак¬тера – ведь выбор делается по мотивам, которые самому до конца осознать трудно. Для тех, кто в своей повседневной работе сталкивается с необ¬ходимостью мыслить быстро, решительно, порой на грани риска, не всегда имея возможность на ходу исправить все минусы принятого решения (а действовать надо было непременно!), для этих людей шахматы представляют отличную игровую модель для развития способности ориентироваться в потоке самой разнообразной информации. Естественно, что в наши дни, когда почти все профессии требуют напряженного мышления, весь мир захлестнуло увлечение шахматами. К сожалению, традиция рассматривать шахматы только как игру видимыми пешками и фигурами все еще сильна в сознании не только любителей, но и шахматных теоретиков, которые совершенно игнорируют философское содержание игры. В шахматах, как и в любой другой сфере че¬ловеческой деятельности, проявление индивиду¬альности столь же необходимо, сколь естествен¬но. В то же время в шахматах сохраняется опас¬ность потерять самобытность, индивидуальность. Тем не менее каждый крупный шахматист–это личность. В облике шахматиста сплавлено все – богатство воображения, стремительность решений и действий, отношение к нравственным ценностям, индивидуальность характера. Порой в этом облике звучат трагические ноты (Эйн¬штейн о Ласкере), порой он сложен, малопоня¬тен и невротичен (Фишер), иногда он скрыт за непроницаемой маской простодушия (Карпов), демонизма (Таль). Но во всех случаях всегда и везде в шахматах сталкиваются личности, цель и смысл поведения их определяются неумолимы¬ми законами борьбы. «Всякого рода бои отличаются лишь с внеш¬ней стороны. Правящие ими законы всегда оди¬наковы. В этом смысле войной считается конку¬ренция, погоня за правдой, красотой или счасть¬ем; все эти виды боев похожи друг на друга, а одновременно и на шахматную игру»,–писал в своем учебнике Ласкер. В наши дни это откро¬венно конфликтное содержание получило сильное подтверждение во всем том, что касается психо¬логии шахмат. Идет ли речь о напряжении отбо¬рочного соревнования, о подготовке к турниру или встрече с конкретным противником, о пла¬нировании или анализе действий – везде и всю¬ду мы встречаемся с психологическими фактора¬ми борьбы, а именно они окрашивают в единый тон внутренний облик личности, неповторимый, как отпечатки пальцев. В борьбе сходятся закаленные в многолетних сражениях бойцы, чья нервная система покрыта шрамами, и молодые, еще плохо защищенные от жизни люди, только начинающие свой путь в больших шахматах; люди с обеспеченным поло¬жением и интеллектуальной ленью, неудовлетво¬ренные честолюбцы, видящие в шахматах единственное средство достижения жизненного успеха. У каждого своя жизненная мудрость. Раз¬ве шахматное творчество не отражает ее? Да и само течение партии полно внутреннего нервного напряжения. Попробуйте преодолевать волю сидящего напротив человека долгих пять часов, ни разу не взглянув ему в глаза, разве что в момент рукопожатия,–таково требование этикета. Стократ составлен и перекроен замысел боя, и сейчас в дебюте, быстро и внешне беспеч¬но передвигая фигуры, гроссмейстер предельно внутренне собран как бы случайно не сделать иной, пусть даже хороший, но не намеченный за¬ранее ход. Десять, пятнадцать ходов – потрачены считанные минуты, и вот ситуация достигает апогея одна из сторон выигрывает дебютное сражение–через ход-два возникает позиция, ко¬торая при подготовке к партии была тщательно исследована и разыграна чуть ли не до голых королей. Тут-то и сдают нервы. И не так уж ча¬сто оправдываются гордые, полные мужества слова Ласкера, сказанные им перед планировав¬шимся в 1913 году матчем с Рубинштейном: «Ве¬роятно, каждому из нас не раз в течение матча радостно улыбнется победа, и не раз холодными, злыми глазами уставится в лицо поражение, но ни один из нас, надо думать, не потеряет от этого самообладание». К сожалению ли, к счастью, индивидуальные черты личности пока еще мало подвластны ана¬литическому «вскрытию». У каждого из нас много причуд, формирующих наш внешний да и внут¬ренний облик. Вас может раздражать пестрый галстук партнера, а уж если он держит чашку с чаем двумя руками, тут уж невмоготу. Вас нер¬вирует очередь в буфет. Самая ничтожная ме¬лочь, которая завтра навсегда забудется, сегодня тревожит вас, заставляет ходить чуть быстрее, чем обычно, по сцене, но это сегодня, когда от вас требуется самая деятельная, самая четкая работа. Все мы живые люди, ранимые и чувстви¬тельные. По мнению Таля, поведение Фишера в начале матча 1972 года было продумано и спланировано психологом высшей квалификации, хотя и было на редкость рискованным. После неявки Фишера на вторую партию Спасский должен был «сидеть и думать, какой же на самом деле счет в матче». Здесь, в эпизоде со второй партией, видимо, бы¬ла, так сказать, доведена до предела атмосфера психологического давления, рассчитанная и на сугубо индивидуальные черты характера Спас¬ского, которому трудно играть с противником, неприятным ему по стилю или манерам поведе¬ния. Это–сознательный прием выведения противника из душевного равновесия, пусть даже на короткий срок, но психологически более сильный, чем те, что можно найти в старых книгах Дамиано или Лопеса «солнце пусть светит в глаза партнеру», «если игра при свечах, то свеча пусть горит по правую руку от партнера» и т. п. Ныне на весы бросаются все факторы, способные воздействовать на психологическое состояние соперника. ...Матчи за чемпионские звания играют от¬нюдь не новички, играют профессионалы. Для гроссмейстеров главная трудность совсем не в том, чтобы разгадать тип позиции, разыскать комбинационный удар или способ выстроить стенку из пешек. Всеми этими практическими, техническими приемами современный гроссмей¬стер обвешан, словно банановое дерево плода¬ми. Вопрос стоит по-иному. Чем воспользоваться из арсенала этих приемов, что применить рань¬ше, а что потом, как будет реагировать против¬ник на тот или иной прием? И далеко не последнее слово в этих мыслях (и чувствах) занимают рефлексивные рассуждения. Приемы рефлексивного управления, базирую¬щиеся на сугубо шахматном содержании, явля¬ются, конечно, естественным оружием борьбы, как и другие технические средства Приемы же поведенческого содержания, воздействующие на психику партнера, основанные на обмане и лжи, по моему мнению, безнравственны и опасны. Об этом надо говорить открыто и без обиняков. Во¬прос о социально-этической оценке лжи в спор¬тивных состязаниях сложен, и любой плебисцит вам покажет спектр различных мнений–от ка¬тегорически отвергающих до категорически оп¬равдывающих. Я на стороне первых. Безнравст¬венность лжи ничуть не менее очевидна, чем безнравственность подсказки. Удивительно лишь, что откреститься от обвинения в подсказке счи¬тается делом чести – в шахматной истории пол¬но подобных примеров, а об обмане (или, мягче сказать, введении в заблуждение с помощью различных уловок) можно писать чуть ли не с симпатией. Нельзя забывать о том, как велик нравствен¬ный урок честной борьбы. Воспитывая в детях любовь к прекрасному и уважение к партнеру (не противнику!), стойкость духа и умение пере¬носить неудачи, самокритичность и душевную щедрость, мы должны сосредоточить все внима¬ние на этих психологических качествах – каче¬ствах достойного человека. Шахматы не должны становиться чем-то вроде жизненного экзамена, сдать который необходимо во что бы то ни стало. Играйте на здоровье, на радость себе, друзьям и будьте честны и благородны в этой игре и в этой борьбе."

helenrokken: Ох, как замечательно! Спасибо! Просто проглотила с огромным интересом. Каждое слово близко и понятно. И вот про свою реакцию тоже поняла: В шахматах на каждом ходу человек переживает целую микрожизнь, полную самых разных ощущений, предчувствий, надежд и ра¬зочарований. По силе эмоционального воздейст¬вия на нас эти переживания намного превос¬ходят обычные огорчения и ожидания, так как спрессованы до массы сверхплотных звезд... Очень точно сказано. Именно так. Только с возрастом я начала понимать, как можно было бы играть в шахматы, а на самом деле - в жизнь. Но теперь я по стилю проживания жизни скорей приблизилась к го. Очень повлияло изучение восточной философии. Но восторг от всего, что так прекрасно описано в приведенных Вами цитатах, по-прежнему остается.

makcum1982: Кстати, Бронштейн, как и Ефремов, говорил о том, что нельзя принижать знания и умения людей прошлого, в частности шахматистов. Многие считают, что современные "гроссмейстеры" играют сильнее и лучше мастеров прошлого. Бронштейн же говорил о том, что шахматисты 19 века были ничуть не хуже нынешних, а даже лучше. Тогда, не имея такой информации, как сейчас, разработанной дебютной теории и компьютерных анализов, они умудрялись играть такие партии, которые сейчас не сыграют, где они своим умом, а не умом компьютера, разгадывали сложнейшие позиции и находили лучшие ходы. Я вообще считаю, что современные "гроссмейстеры" - это просто продолжение компьютерной программы "Рыбка". Последним гением был Каспаров

makcum1982: Для меня идеальным шахматистом является великий американский мастер позапрошлого века Поль Морфи. Он играл в шахматы всего 3 года, но за это время метеором пронесся по Америке и Европе. Его стиль - органический сплав романтических комбинационных шахмат и позиционной игры, он как раз нашел ту грань, "лезвие бритвы", по которой шел, играя в шахматы

makcum1982: "Разыгрывая партии Морфи, вы всегда получаете удовольствие – как от классической музыки или полотен старых мастеров. Его стиль – очень чистый, очень открытый, очень смелый и острый. Он всегда шёл к цели кратчайшим путем, не делал лишних ходов и никогда не пытался уйти влево, вправо – словом, выждать. Он всегда атаковал прямо, как великий Пеле." - слова Бронштейна о Морфи. Или еще о партии, однажды сыгранной Морфи с герцогом Браунгшвейским и графом Изуаром: ""Читатель может мне поверить, что вот уже более ста лет все лучшие шахматисты мира соразмеряют и оценивают свои творческие усилия по этому эталону Морфи. Редко-редко удается отдаленно сыграть что-то похожее, но мечтать о большем и не надо."

makcum1982: Жаль только, что судьба Морфи сложилась трагически. В середине 19 века на юге США, где он жил, процветало рабовладение и косные нравы. шахматистов тогда приравнивали к карточным шулерам, считали, что те, кто играют в шахматы, не могут быть хорошими работниками. Морфи мог остаться на Севере США и начать профессиональную карьеру, но заветы отца и особенно матери, считавших, что шахматы - это всего лишь блажь, несерьезная вещь, хранившиеся Полом, не дали ему сделать это. После путешествия по Европе и разгрома всех до единого тогдашних мастеров, Морфи вернулся домой и открыл адвокатскую контору. Он хотел помогать людям. Но люди были жестоки. Никто не шел к нему. Однажды пришли двое, показали на него пальцем и рассмеялись. Потом началась гражданская война. Психика Морфи не выдержала, у него появилась мания преследования, приведшая в конце концов его к самоубийству...

helenrokken: Характерно...

makcum1982: Итак, в чем же тайна шахмат? В. Трубицын пытается дать ответ на этот вопрос: "При обозрении обширной шахматной литературы создаётся впечатление, что мы никогда не узнаем имя автора игры. Но, быть может, великая тайна шахмат заключена вовсе не в этом? Собственно говоря, о каких шахматах идёт речь? Ведь за время своего существования игра изменилась неузнаваемо, не говоря уже о том, что игра на Западе и Дальнем Востоке дала в итоге достаточно различные модификации. Скорее всего, шахматная идея кочевала из века в век по странам и эпохам. Разве не ясно, что мы уже видим не одномоментное изобретение гениальной игры, а многовековое интуитивное постижение шахматных объективных законов - как и великих тайн природы? Ведь окончательные правила европейского варианта игры были сформированы лишь в конце XIX века. После чего мы и должны были воскликнуть: «Вот наконец-то человечество путём долгих поисков и создало совершенную шахматную игру!» Но не тут–то было: жизнь без чудес скучна. Вот и громоздятся горы книг о том, что шахматная идея заложена в структуре Вселенной, что эта идея могла быть придумана только Высшим Разумом, что этой тайной могут обладать только посвящённые чародеи для управления толпой, что шахматы на Землю занесли пришельцы – и так далее, и тому подобное… А ты, человек, даже рождён был по недосмотру инструктора райкома или бракоделов медицинской промышленности. Ты никогда ничего не сможешь придумать гениального, а только способен на жалкое копирование и подражание… Или нет? Всей чепухи не перечесть, но ведь она всегда будет иметь тот или иной успех у суеверной толпы. И поэтому чепуха бессмертна. Да и шут бы с ней, если бы её апологеты чепуху называли чепухой. Но все свои мистические версии они непременно называют единственно верной и давно доказанной истиной. И, разумеется, глубоко зашифрованной (уж таков стиль у всех конспирологов, арифмологов, религиозных фанатиков и официально лицензированных чародеев, которые даже в высших структурах власти ухитряются получать официальные должности для борьбы с нечистой силой). Но сами сторонники указанных версий ничего вразумительного о тайне шахмат сказать не могут – даже самые просвещённые из них. (Подробнее об этом – на сайте www.fishka-spb.ru в разделе «Наши рецензии». Указанные статьи вышли и отдельной книгой: В. Трубицын "Громкое молчание пирамид"- СПб, 2005, 75 с.)."

makcum1982: Сегодня считается доказанным, что вся Европа - и Восточная, и Западная - уже была знакома с шахматами с Х века. Поволжье получило шахматы через Хорезм и хазар, вероятно, уже в VIII веке, то есть раньше, чем Киев и Великий Новгород – ведь они географически были дальше. Это абсолютно понятно, так как Поволжье в ту пору и было частью Востока. Поэтому шахматы народами Поволжья не могли восприниматься как нечто совсем чужеродное, это была близкая им игра. Теперь уже ясно, что шахматы на Русь приходили в разные эпохи несколько раз: и из Хорезма, и через Дербентские ворота, и из Византии через Черное море, и из Западной Европы. То есть Восточная Европа знает шахматы вот уже более тысячи лет, но это не значит, что история шахмат в этом регионе была усыпана розами. Первую половину этого срока шахматы благодаря мракобесию православной церкви вообще были запрещённой игрой. К этому следует добавить и мрачные века монгольского нашествия, вряд ли способствовавшие процветанию нашей национальной культуры. По сути лишь последние пять веков шахматы на Руси были уже хорошо известной игрой, но первый российский фундаментальный труд о шахматах А. Петрова появился лишь 183 года тому назад. - Ну и что? – спросил меня очкастый оппонент. – Где же археологические находки и древние письменные источники, доказывающие индийское происхождение шахмат? Кроме легенд ничего нет! Именно ваш строгий научный метод и доказывает, что при такой ситуации любые другие гипотезы вы никогда не сможете опровергнуть, не так ли? - И да, и нет! Именно эта публикация позволяет найти выход из логического тупика. Нет никакого смысла искать в пыли веков имя автора первого крайне несовершенного варианта шахматной игры – тем более, что их могло быть несколько. Мы должны лишь попытаться логически проследить сам процесс зарождения идеи, для чего вполне достаточно просто представить себя создателем такой игры. И попытаться воспроизвести обоснование первых параметров игры, постижение её внутреннеё логики, структурной организации, динамизма, стратегии и тактики – и многое другое. Представьте, что Вы – автор игры. Возьмите карандаш и придумайте игру на чистом листе бумаги. Тогда Вы сразу задумаетесь: 1. А какой должна быть доска? Почему мы уверены в том, что она непременно должна состоять из 64-ёх правильных квадратных ячеек? Только потому, что они нам более понятны? А что говорит геометрия? Что плоскость можно разбить на 1270 различных структуры (см. Классификацию двух-изовариантных мозаичных размещений поверхности Дельгадо - Хьюсона - Заморзаевой, репринт 1990). Неужели среди такого обилия структур нет ничего более интереснее примитивных квадратных решёток? Древние, конечно, об этом изобилии не подозревали, и всё же средневековая орнаменталистика смогла создать Альгамбру. Но у нас-то выбор на порядок выше!.. 2. Какой принцип мы заложим в формирование типов фигур (именно прежде всего в порядок их передвижения и взаимодействия, а не в театральный антураж)? Почему в чатуранге было так мало типов фигур, сколько же их существует всего? Почему так долго творцы шахмат ограничивали дальнодействие слона и ферзя? (А ферзь, как мы помним, в первых вариантах игры вообще отсутствовал). Другими словами: существует ли какой-то порядок создания и преобразования шахматных фигур – или мы их свойства будем высасывать из пальца? (Надо ли этот принцип искать – или мы установим форму Земли с помощью голосования? Кто, например, за то, что Земля имеет форму чемодана?) 3. Возможно ли с помощью математики обосновать суть шахматной игры и её основополагающий принцип? Увы, даже на эти предварительные вопросы ничего вразумительного не ответили ни великие шахматные чемпионы, ни великие учёные – а кое-кто из них был и тем и другим. (Ау, где вы – Эйлер, Э.Ласкер, Менделеев, Яниш, Ботвинник?… Неужели для постижения конструкции шахматной игры не хватило даже вашего гения? Какие же такие особые таланты надо для этого иметь?) Отвечаю: достаточно знать математику в объёме средней школы, быть любознательным и претендовать на независимость суждений. Тайна шахмат вполне доступна простому любителю шахматной игры – что и было доказано в С-Петербурге в конце прошлого века. Читатель, как я надеюсь, уже понял, что правильно поставленный вопрос – это половина успеха. Но много ли желающих задавать острые вопросы? Во всяком случае многие авторитеты предпочитают отмалчиваться – тем более, если такая позиция оплачивается той или иной корпоративной структурой или хозяином, кем бы он ни был.

makcum1982: Вот мы и подошли к изложению основного текста. Главным критерием автор решил избрать широко известный в науке принцип «бритвы Оккама»: зачем привлекать на помощь нечистую силу или магические квадраты (не говоря уже о зашифрованных откровениях и предсказаниях), если есть возможность всё объяснить с помощью циркуля и линейки? Обратимся теперь к общеизвестной шахматной игре, ставшей популярной на Западе и называемой сегодня международными шахматами. Но лучше было бы называть эту игру в отличие от дальневосточных шахматных игр индоевропейскими шахматами? В указанной игре мы легко выделим три типа шахматных фигур: базовые, производные и дополнительные. Производными фигурами являются ферзь, король и пешка. Ферзь является геометрической суммой ладьи и слона, король – миниферзем, пешка – это ведь король с секторальным ограничением и с одновременным разделением свойств его лучей активности (передвигается пешка как ладья, а угрожает как слон - разумеется, на один шаг). Дополнительной фигурой является конь, призванный прежде всего попытаться противостоять чудовищно мощному ферзю. (А уж потом – пощекотать шпагой короля). Для чего конь, естественно, должен угрожать ферзю с ближайших недосягаемых для него пунктов доски. Таких пунктов на общеизвестной доске 8, они расположены вокруг ферзя в виде правильной фигуры - восьмиугольника. При этом траектория хода коня не только не имеет ничего общего с траекторией фигур линейного действия, но и вообще удивительным образом выходит в третье измерение! Для удобства запоминания мы часто говорим, что конь ходит «буквой Г», но на самом деле это лишь метафора, явно недостойная включения в энциклопеди-ческие определения (как и многие другие ляпсусы, о которых речь пойдёт ниже). Фигуры, которые «ни от кого не произошли и никого не дополняют», логично было бы назвать базовыми. Базовыми фигурами являются ладья и слон. Именно они формируют основополагающий шахматный принцип и дают начало всем остальным фигурам посредством шести типов преобразований. Именно они передвигаются и угрожают только по базовым направлениям в любой ортодоксальной шахматной структуре. Ладья – одна из двух базовых фигур в ортодоксальных шахматных системах (играх), которая перемещается и угрожает по ортогональному базовому направлению игрового пространства через середины двух противоположных сторон игровой ячейки - и обязательно при правильном чередовании цвета ячеек во время хода.При этом её траектория может быть волнообразной и даже круговой. Слон – одна из двух базовых фигур в ортодоксальных шахматных системах (играх), которая перемещается и угрожает по диагональному базовому направлению игрового пространства через два противоположных угла игровой ячейки – и обязательно по ячейкам одного цвета. При этом его таректория может быть дискретной или волнообразной.

makcum1982: Там еще много всего. Статья довольно большая - http://www.fishka-spb.ru/theory/53 Самое главное, что я бы хотел в ней выделить - это ее цельность.

makcum1982: А вот еще одна статья - о состоянии шахмат в России сегодня и что делать для того, чтобы в шахматы снова стали играть - http://www.fishka-spb.ru/review/715 Автор приводит мысли на этот счет мастеров спорта по шахматам и показывает ущербность их спортивного подхода к шахматам. В конце приводится путь выхода шахмат из кризиса с точки зрения автора. На мой взгляд, очень здравые рассуждения: "Плачевны дела сегодня в российском шахматном королевстве. Слоняются в разрушенных замках свергнутые короли… Занимается неизвестно чем брошенная на произвол судьбы королевская свита… А количество угроз лишь возрастает. Почему-то никто из участников дискуссии даже не упомянул (!) о наступлении «шахматных роботов», то бишь играющих программ. О возросшем интересе к массе других игр, которые ничуть не хуже шахмат годятся и для спортивных баталий, и для досуга, было сказано – но довольно невнятно. Можно ли указанные игры считать угрозой для гегемонии шахмат? Насколько вообще допустима гегемония шахмат? Об этой острейшей проблеме никто даже не вспомнил. Ибо шахматная корпорация не только продолжает ненавидеть другие игры, но и толком не знает, как в новых условиях использовать свою любимую игру для всеобщей пользы. Что это, как ничем неприкрытая позиция силы с опорой даже на правительственных чиновников? Резюме: самая главная угроза шахматам – это выдающийся ступор в мозгах самих шахматистов. При окончательно увядающих остатках морали. О чём, разумеется, скажут только независимые исследователи комбинационных игр. (Всех игр, а не только избранных. Мы знаем, как спасать шахматы – и не только их). Что уж до самокритики – даже явные достижения советской шахматной эпохи не отмечены ни одной яркой фразой. Ни одна из игр, включая шахматы, не может быть ни орудием интеллектуального шовинизма, ни политической игрушкой, ни яблоком раздора. Все игры позитивного сектора являются равноценными феноменами культуры. И они с одинаковым успехом могут быть нами использованы и в досуге, и в спорте, и в познавательных технологиях, и в воспитательных целях, и во многих прикладных аспектах, включая поведенческие стратегии. Мир игры необозрим, но ведь нашлись же люди, выкинувшие на помойку всё разнообразие игр, а свою любимую превратившие в костлявую клячу для рекордсменов-наездников. А мы предлагаем: 1. Запретить дискриминацию позитивных игр в угоду любителям или профессионалам одной из них. Обеспечить свободную конкуренцию идей и проектов в сфере позитивных интеллектуальных игр и развлечений. 2. Добиться государственной поддержки комплексного использования комбинационных позитивных игр во многих аспектах человеческой деятельности. 3. Разработать и внедрить в систему школьного образования факультативную программу ИГРОТЕХНИКА – но без обязательного навязывания всем учащимся лишь одной из игр и только по спортивной программе. 4. Создать в стране сеть комплексных дворцов для популяризации многих позитивных игр с библиотеками, выставками, игротеками, информационно-исследовательскими и методическими центрами и залами для проведения соревнований самого высокого уровня (шахматы, шашки, го, нарды, рэндзю, сёги, реверси, головоломки, игры со словами, фокусы, викторины и т.п.) 5. Создать по указанной теме специальный государственный портал для обслуживания школ и населения по интернету. По этому и предыдущим пунктам вряд ли Спорткомитет, Минкульт и Минобр смогут быстро договориться и продуктивно работать. Мы советуем создать специальный межведомственный комитет со своим бюджетом. Содержательная игра – это не только спорт, не только досуг и даже не только метод воспитания. (И уж совсем не только полукриминальный бизнес). 6. Восстановить ликвидированный тоталитарным режимом Институт игры для подготовки кадров всех профилей, аттестации специалистов, проведения полномасштабной научно-исследовательской работы и определения главных направлений в эффективного использовании позитивных игр, ресурс которых далеко не исчерпан. 7. Осуществить комплекс мер для популяризации культурных форм досуга для всех возрастов, обеспечив свободный доступ граждан в указанные игровые центры с полным сервисным обслуживанием, беспокоясь и о беднейших слоях населения. Из чего следует, что далеко не все виды услуг должны быть платными или иметь высокие цены. (При нынешней капитализации нам лишь осталось обложить налогом стариков, стучащих костяшками домино. Что касается их внучат, то они уже полностью вовлечены в тупые игры). 8. Обеспечить государственную поддержку не только тем или иным спортивным федерациям, но и всей указанной выше сети по популяризации культурных форм досуга, вновь создаваемым познавательным и обучающим программам и исследовательским направлениям. 9. Выдвинуть на руководящие посты компетентных чиновников с широким кругозором в сфере интеллектуальных игр и развлечений. Например, ресурс шахмат далеко не исчерпан – но лишь при независимом творческом подходе вопреки рекордомании. Ведь у нас в совершенно запущенном состоянии находятся: история игр, выставки, проблемы коллекционирования, библиография, переводческая деятельность, популяризация позитивных игровых порталов, оцифровка самых популярных изданий и публикаций в СМИ, исследование и изобретение игр и игровых технологий, промышленное производство настольных игр, менеджмент, туристский сервис в сфере игр и т.д. Включая и мировой интеллектуальный престиж. (Ведь достаточно пройтись кнопкой пульта по всем программам ТВ: ничего кроме рекламной помойки и частей женского тела с элементами насилия вы не увидите). 10. Широко использовать указанный ресурс позитивных игр. Умирают, скажем, не шахматы, а всего лишь уходит в прошлое закостенелый взгляд на эту гениальную игру, которая развивалась на протяжении все своих веков существования. А вот теперь, видите ли, в угоду шахматной элите она должна окончательно закостенеть и положить свою голову под «колёса» суперкомпьютеров или, на худой конец, стать всего лишь одним из залежавшихся товаров. С чем мы решительно не согласны. После создания Общей шахматной теории (См. Тайну шахмат на нашем сайте в разделе ТЕОРИЯ) стало ясно, что мир шахматных игр необозрим. Шахматные игры можно создавать на 70 структурах с любым числом игроков. (Например, игра для трёх игроков даёт целый фейерверк новых стратегий и ситуаций, далеко выходящих за рамки простой забавы, но мы почему-то упорно поднимаем на щит примитивные игры с линейной логикой. А ведь есть ещё более неожиданные находки и в многосторонних стратегиях, и в играх с одновременным выполнением ходов). Такое же положение и в не менее великой игре, какой является го. И здесь петербуржцы нашли сенсационные открытия, как и в широко известных шашечных играх. Ну и что? Авторы указанных работ так и будут сбрасываться со ступенек спортивных федераций и комитетов, грудью встающих на защиту своих теорий на уровне XIX века? А почему именно они, давно опозорившиеся на популяризации неблаговидных игр, должны определять интеллектуальное лицо нации? 11. Продуктивно использовать интернет-ресурс для создания независимых авторских сайтов в сфере позитивных игр и игровых технологий, которые вполне способны вне зависимости от консервативных государственных структур или спортивных федераций изменить ситуацию к лучшему.

makcum1982: А вот еще одна статья - о состоянии шахмат в России сегодня и что делать для того, чтобы в шахматы снова стали играть - http://www.fishka-spb.ru/review/715 Автор приводит мысли на этот счет мастеров спорта по шахматам и показывает ущербность их спортивного подхода к шахматам. В конце приводится путь выхода шахмат из кризиса с точки зрения автора. На мой взгляд, очень здравые рассуждения: "Плачевны дела сегодня в российском шахматном королевстве. Слоняются в разрушенных замках свергнутые короли… Занимается неизвестно чем брошенная на произвол судьбы королевская свита… А количество угроз лишь возрастает. Почему-то никто из участников дискуссии даже не упомянул (!) о наступлении «шахматных роботов», то бишь играющих программ. О возросшем интересе к массе других игр, которые ничуть не хуже шахмат годятся и для спортивных баталий, и для досуга, было сказано – но довольно невнятно. Можно ли указанные игры считать угрозой для гегемонии шахмат? Насколько вообще допустима гегемония шахмат? Об этой острейшей проблеме никто даже не вспомнил. Ибо шахматная корпорация не только продолжает ненавидеть другие игры, но и толком не знает, как в новых условиях использовать свою любимую игру для всеобщей пользы. Что это, как ничем неприкрытая позиция силы с опорой даже на правительственных чиновников? Резюме: самая главная угроза шахматам – это выдающийся ступор в мозгах самих шахматистов. При окончательно увядающих остатках морали. О чём, разумеется, скажут только независимые исследователи комбинационных игр. (Всех игр, а не только избранных. Мы знаем, как спасать шахматы – и не только их). Что уж до самокритики – даже явные достижения советской шахматной эпохи не отмечены ни одной яркой фразой. Ни одна из игр, включая шахматы, не может быть ни орудием интеллектуального шовинизма, ни политической игрушкой, ни яблоком раздора. Все игры позитивного сектора являются равноценными феноменами культуры. И они с одинаковым успехом могут быть нами использованы и в досуге, и в спорте, и в познавательных технологиях, и в воспитательных целях, и во многих прикладных аспектах, включая поведенческие стратегии. Мир игры необозрим, но ведь нашлись же люди, выкинувшие на помойку всё разнообразие игр, а свою любимую превратившие в костлявую клячу для рекордсменов-наездников. А мы предлагаем: 1. Запретить дискриминацию позитивных игр в угоду любителям или профессионалам одной из них. Обеспечить свободную конкуренцию идей и проектов в сфере позитивных интеллектуальных игр и развлечений. 2. Добиться государственной поддержки комплексного использования комбинационных позитивных игр во многих аспектах человеческой деятельности. 3. Разработать и внедрить в систему школьного образования факультативную программу ИГРОТЕХНИКА – но без обязательного навязывания всем учащимся лишь одной из игр и только по спортивной программе. 4. Создать в стране сеть комплексных дворцов для популяризации многих позитивных игр с библиотеками, выставками, игротеками, информационно-исследовательскими и методическими центрами и залами для проведения соревнований самого высокого уровня (шахматы, шашки, го, нарды, рэндзю, сёги, реверси, головоломки, игры со словами, фокусы, викторины и т.п.) 5. Создать по указанной теме специальный государственный портал для обслуживания школ и населения по интернету. По этому и предыдущим пунктам вряд ли Спорткомитет, Минкульт и Минобр смогут быстро договориться и продуктивно работать. Мы советуем создать специальный межведомственный комитет со своим бюджетом. Содержательная игра – это не только спорт, не только досуг и даже не только метод воспитания. (И уж совсем не только полукриминальный бизнес). 6. Восстановить ликвидированный тоталитарным режимом Институт игры для подготовки кадров всех профилей, аттестации специалистов, проведения полномасштабной научно-исследовательской работы и определения главных направлений в эффективного использовании позитивных игр, ресурс которых далеко не исчерпан. 7. Осуществить комплекс мер для популяризации культурных форм досуга для всех возрастов, обеспечив свободный доступ граждан в указанные игровые центры с полным сервисным обслуживанием, беспокоясь и о беднейших слоях населения. Из чего следует, что далеко не все виды услуг должны быть платными или иметь высокие цены. (При нынешней капитализации нам лишь осталось обложить налогом стариков, стучащих костяшками домино. Что касается их внучат, то они уже полностью вовлечены в тупые игры). 8. Обеспечить государственную поддержку не только тем или иным спортивным федерациям, но и всей указанной выше сети по популяризации культурных форм досуга, вновь создаваемым познавательным и обучающим программам и исследовательским направлениям. 9. Выдвинуть на руководящие посты компетентных чиновников с широким кругозором в сфере интеллектуальных игр и развлечений. Например, ресурс шахмат далеко не исчерпан – но лишь при независимом творческом подходе вопреки рекордомании. Ведь у нас в совершенно запущенном состоянии находятся: история игр, выставки, проблемы коллекционирования, библиография, переводческая деятельность, популяризация позитивных игровых порталов, оцифровка самых популярных изданий и публикаций в СМИ, исследование и изобретение игр и игровых технологий, промышленное производство настольных игр, менеджмент, туристский сервис в сфере игр и т.д. Включая и мировой интеллектуальный престиж. (Ведь достаточно пройтись кнопкой пульта по всем программам ТВ: ничего кроме рекламной помойки и частей женского тела с элементами насилия вы не увидите). 10. Широко использовать указанный ресурс позитивных игр. Умирают, скажем, не шахматы, а всего лишь уходит в прошлое закостенелый взгляд на эту гениальную игру, которая развивалась на протяжении все своих веков существования. А вот теперь, видите ли, в угоду шахматной элите она должна окончательно закостенеть и положить свою голову под «колёса» суперкомпьютеров или, на худой конец, стать всего лишь одним из залежавшихся товаров. С чем мы решительно не согласны. После создания Общей шахматной теории (См. Тайну шахмат на нашем сайте в разделе ТЕОРИЯ) стало ясно, что мир шахматных игр необозрим. Шахматные игры можно создавать на 70 структурах с любым числом игроков. (Например, игра для трёх игроков даёт целый фейерверк новых стратегий и ситуаций, далеко выходящих за рамки простой забавы, но мы почему-то упорно поднимаем на щит примитивные игры с линейной логикой. А ведь есть ещё более неожиданные находки и в многосторонних стратегиях, и в играх с одновременным выполнением ходов). Такое же положение и в не менее великой игре, какой является го. И здесь петербуржцы нашли сенсационные открытия, как и в широко известных шашечных играх. Ну и что? Авторы указанных работ так и будут сбрасываться со ступенек спортивных федераций и комитетов, грудью встающих на защиту своих теорий на уровне XIX века? А почему именно они, давно опозорившиеся на популяризации неблаговидных игр, должны определять интеллектуальное лицо нации? 11. Продуктивно использовать интернет-ресурс для создания независимых авторских сайтов в сфере позитивных игр и игровых технологий, которые вполне способны вне зависимости от консервативных государственных структур или спортивных федераций изменить ситуацию к лучшему.

makcum1982: Уверен, что реализуй хотя бы эту концепцию игрового воспитания в нашей стране, мы бы стали немного ближе к коммунизму

helenrokken: Не прочитала, но согласна! На самом деле - действительно, есть хорошие параллели. Но не слабоваты ли интеллект и владение собой у нашего массового соотечественника для такого сценария? Да и мотивация у нас пока слишком размыта, чтобы садиться за какую-либо парту и писать "Мама мыла раму..." Нам бы ту радость познания времен 1917 года, только в более тонкой области сознания!

Zyx: Многое определяется стилем жизни игроков. На одной и той же доске одни будут играть в шашки, другие - в уголки (меня эта игра, кстати немного даже удивила изысканным интеллектуализмом и гуманистической стратегией, когда мне ее показали), ну а третьи, попроще - так вообще в "чапаева"...))) В играх можно изучать интеллектуальные возможности группы и сопоставлять их с таковыми у игрока-одиночки (например в играх с нечетным количеством партнеров) - весьма ценное упражнение на могополярность мира))). И еще такой вопрос - а новая игра (коли уж предлагают ее изобрести) может считаться изобретением и патентоваться?

makcum1982: Zyx пишет: И еще такой вопрос - а новая игра (коли уж предлагают ее изобрести) может считаться изобретением и патентоваться? Да не вопрос - обращайтесь в Роспатент Правда что-то действительно новое и стоящее придумать трудно... Мне из новых игр, придуманных Трубицыным, больше всего нравятся синхрошахматы Zyx пишет: другие - в уголки (меня эта игра, кстати немного даже удивила изысканным интеллектуализмом и гуманистической стратегией, когда мне ее показали) В уголки есть очень простая стратегия, действующая на квадратных досках с четным числом клеток по одной стороне (6 на 6, 8 на 8 и т.д.). Надо просто ходить симметрично сопернику относительно центра. Ничья гарантирована. Игра на самом деле примитивна

makcum1982: Довольно интересны игры не детерминированные, например нарды, морской бой. Здесь тоже есть свои стратегии, но нет выигрышных или ничейных алгоритмов. Несмотря на внешнюю простоту, крайне сложны крестики-нолики. Дело в том, что доказана выигрышность крестиков-ноликов 2,3,4,5 в ряд и ничейность 8 и более в ряд на бесконечной доске... А вот 6 и 7 в ряд до сих пор не поддаются просчету

makcum1982: В мире популярна игра в рендзю: крестики-нолики пять в ряд на ограниченной доске, где введены доп. правила, уравнивающие шансы игроков



полная версия страницы