Форум » Этика, психология, философия... » НФ-пособие. Программа и предисловие » Ответить

НФ-пособие. Программа и предисловие

Сат-Ок: Программа элективного курса «Отечественная фантастика XX века» 10 – 11 классы Автор-составитель: Н. Н. Смирнов Пояснительная записка Элективный курс «Отечественная фантастика ХХ века» предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Объём курса – 68 учебных часов (из расчёта 1 час в неделю в 10-11 классах либо 2 часа в неделю в 10-м или 11-м классах по выбору учителя). Цели курса 1. Знакомство с выдающимися произведениями отечественной фантастики, расширение представления о путях развития литературы ХХ века и о богатстве литературных направлений. 2. Воспитание гуманистических идеалов и чувства ответственности за будущее. 3. Развитие творческого воображения и креативного мышления. Новизна курса В существующих программах фантастические произведения практически отсутствуют. Несмотря на это, фантастика входит в круг активного чтения старших школьников. В настоящее время наряду с выдающимися произведениями научной фантастики на книжном рынке присутствует куда больше третьесортной литературы. Одна из задач курса – научить школьников отличать качественные произведения и сознательно отбирать их в круг своего чтения. С помощью предлагаемого курса ученики получат возможность более активно осознавать проблемы развития научно-технического прогресса, нравственного развития человека в новых условиях и сознательного выбора человечеством своего пути. Одна из важнейших характеристик курса – его универсальность. Учеников, склонных к предметам физико-математического цикла, может заинтересовать научно-техническая составляющая предлагаемых произведений. Это поможет мотивировать интерес к литературе в целом. В то же время «гуманитариев» увлечёт широта мировоззренческой проблематики. Обе стороны объединены в фантастике футурологическими изысканиями. Курс делится на три раздела по хронологическому принципу: «Отечественная фантастика первой половины ХХ века», «Отечественная фантастика 50-70 гг. ХХ века», «Отечественная фантастика 80-90 гг. ХХ века». В перечень рассматриваемых включены произведения следующих авторов: А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. П. Крапивин, С. В. Лукьяненко, В. В. Головачёв, В. Д. Звягинцев, Г. Л. Олди. К темам программы даются аннотации, назначение которых – общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать объём возможной работы. Аннотации не предопределяют единственной возможной литературоведческой трактовки произведения; учитель может, исходя из данных науки, опираясь на критический материал, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых произведений. Основные методы работы: коллективное обсуждение (в том числе творческих работ самих учащихся), семинары, «мозговые штурмы». Количество лекций преподавателя желательно в небольшом объёме. В зависимости от читательской активности и индивидуальных особенностей учащихся возможны различные формы промежуточного и итогового контроля. 1. Сочинения по изученным произведениям (монографические и сквозные). 2. Аналитические работы по самостоятельно выбранным произведениям (сообщения, доклады, выступления на семинарах и читательских конференциях). 3. Самостоятельные и творческие работы (обсуждения проводятся на творческих мастерских). В учебно-методический комплект входят: программа, учебник-хрестоматия, методическое пособие для учителей с тематическим и поурочным планированием. Список отечественных фильмов к коллективному просмотру: «Человек-амфибия», «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии – к звёздам», «Откровение Ивана Ефремова», «Трудно быть богом». Программа (68 часов) Введение. Отличие фантастики как литературного приёма от фантастика как направления литературы. Особенности отечественной фантастики. Закономерность её появления и развития в ХХ веке. Научная фантастика как важнейшее направление отечественной фантастики. Взаимосвязь научной фантастики и развития науки. I Отечественная фантастика первой половины ХХ века А. Н. Толстой. «Аэлита». Зарождение мечты о встрече людей с инопланетянами. Романтические представления о возможном развитии личных взаимоотношений. Революционная романтика. Философия истории. А. Р. Беляев. Жизненный путь писателя. Последствия детских травм, приведшие к размышлению над научными проблемами. Дружба с Циолковским. Космические романы как отражение романтики научного и социального творчества. Внимание к изображению человека будущего при понимании этого как задачи будущего. Давление со стороны официальной идеологии. «Человек-амфибия». Повышение роли науки в обществе. Мечта о совершенствовании человеческого организма с помощью науки. Протест против использования достижений науки в корыстных целях. Трагедия учёного-одиночки. II Отечественная фантастика 50-70 гг. ХХ века И. А. Ефремов. Учёный-энциклопедист, космист. Богатство тематики произведений писателя, их идейная цельность. Фантастика «ближнего прицела». Научные открытия, совершённые под впечатлением этих рассказов. «Туманность Андромеды». Мир будущего. Формирование научно обоснованных представлений о человеке будущего. Этика и эстетика будущего, красота как высшая целесообразность. Соотношение между разумом и чувствами. Понимание меры как основной принцип построения жизни. Идея широкого распространения разума во вселенной. Развитие идеи контакта между цивилизациями. Научная основа возможности такого контакта. Идея гуманности высшего разума. Образы героев: Дар Ветер и Веда Конг. «Сердце змеи». Обоснование схожести высших форм жизни во вселенной. Полемика с западными фантастами. Развитие науки будущего. «Час быка». Развитие основных идей «Туманности Андромеды». Развитие традиций утопического романа (Н. Г. Чернышевский) и антиутопии (Е. А. Замятин), столкновение мира утопии и антиутопии. Обязательность воплощения высшей морали в процессе эволюции. Гармоничность физического, интеллектуального и духовного облика человека будущего. Психическое могущество и великодушие землян. Теория инферно и Стрела Аримана. Экология планеты и экология души. Трагедия планеты Торманс и судьба звездолётчиков. Образы героев романа: Чойо Чагас, Фай Родис и Таэль. Социальная острота романа и его судьба. А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Многообразие идейно-тематической направленности, жанровое разнообразие. «Трудно быть богом». Проблема вмешательства в процессы внутреннего развития другой цивилизации. Развитие идеи Ефремова о Стреле Аримана: торжество серости всегда ведёт к победе тьмы. Сложность и драматизм нравственного выбора в деятельности прогрессоров. «Понедельник начинается в субботу». Синтез фантастической сказки и социальной сатиры. Традиции сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. Типичность образов чиновников от науки. Юмор повести. III Отечественная фантастика 80-90 гг. ХХ века В. П. Крапивин. Цикл «В глубине Великого Кристалла». Идея многомерности пространства. Дети как проводники по различным граням Кристалла и между гранями. «Лоцман». Болезнь как следствие потери чистоты детского восприятия. Возвращение смертельно больного взрослого в мир детства и излечение. Детство как время наибольшей чуткости к миру. «Гуси-гуси, га-га-га…». Проблема детства в условиях антиутопии. Перерождение взрослого человека в условиях угрозы жизни. «Безында» как феномен пассивного сопротивления природы попыткам полной унификации людей. С. В. Лукьяненко. «Рыцари сорока островов». Мир подростков в условиях навязанного выживания. Необходимость психологического выхода из ситуации для попытки её разрешения. Быстрое психологическое взросление героев через разрушение их подросткового максимализма. Гуманизм и взаимовыручка как непременное условие выживания. Необходимость умения сражаться, чтобы отказаться от войны. Убить дракона – ненависть и любовь. «Дозорная» трилогия. Этический релятивизм. Аморфность авторской позиции. Культурологическая опасность изображения Иных как вампиров. В. Д. Звягинцев. «Одиссей покидает Итаку». Особенности композиции романа, его психологичность и многоплановость. Глубокая саморефлексия при изображении внутреннего мира персонажей. Образы главных героев: Берестин, Ирина, Новиков, Воронцов. Идея об инопланетных существах, организующих жизнь человечества. Попадание в прошлое как шанс исправить совершённые ошибки. Точность воспроизведения Москвы конца 60-х и 40-х годов ХХ века. Великая Отечественная война: новый сценарий. Роль свободной творческой личности в судьбе цивилизации. Многоуровневая игра как способ разрешения конфликтных ситуаций. В. В. Головачёв. Многообразие фантастических идей, разработанность терминологии, широта изображаемой панорамы. Сочетание научно-фантастических и эзотерических идей. Роман-эпопея «Реликт». Два века мира будущего: высокая технологичность, творческий потенциал и неоднородность общества. Детальное изображение всех сторон жизни. Преемственность идей Ефремова о социальной структуре общества будущего. Этика взаимоотношений человека и тайны. Место человека во вселенной. Взаимозависимость человека и вселенной. Проблема контакта с негуманоидными сверхцивилизациями. Развитие экстрасенсорных способностей человека как необходимое условие расширения естественного ареала человеческого существования. Идея об интегральной расе галактики. Концепция Игры как наиболее адекватной характеристики состояния Мироздания. Образы главных героев: Грехов, Железовский, Боянова, Берестов, Ставр Панкратов. Богатство описаний космических катаклизмов и необычных состояний сознания. Г. Л. Олди. «Мессия очищает диск». Притчевый характер романа. Применение компьютерных аналогий к изображаемому сюжету. Парадоксальность китайской культуры, особенности юмора в романе. Умышленная недоговорённость мотивации персонажей. Идея о боевых искусствах как выравнивании изначальной слабости и, вследствие этого, закомплексованности человека. Своеволие – не свобода: сильный не своеволен. Заключение. Развитие гуманистических традиций русской литературы в лучших произведениях отечественной фантастики. Различные направления фантастической литературы на рубеже веков. Научная фантастика и фэнтези. Роль фантастической литературы в развитии науки и общества. Предположительное распределение часов Вступление – 1 час. А. Н. Толстой. «Аэлита» – 3 часа. А. Р. Беляев. Рассказ о писателе. «Человек-амфибия» – 3 часа. И. А. Ефремов. Рассказ о писателе, «рассказы о необыкновенном» – 1 час, «Туманность Андромеды» – 6 часов, «Сердце змеи» – 2 часа, «Час Быка» – 7 часов. А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Творческий путь – 1 час, «Трудно быть богом» - 4 часа. В. П. Крапивин. Рассказ о писателе – 1 час. «Лоцман» – 5 часов, «Гуси-гуси, га-га-га...» – 5 часов. С. В. Лукьяненко. «Рыцари сорока островов» – 5 часов, «Дозорная» трилогия (обзор) – 1 час. В. Д. Звягинцев. «Одиссей покидает Итаку» – 8 часов. В. В. Головачёв. «Реликт» – 10 часов. Г. Л. Олди. «Мессия очищает диск» – 3 часа. Заключение (читательская конференция) – 2 часа.

Ответов - 44, стр: 1 2 All

Тэй Рам: Сат-Ок, программа - Ваша, но не могу удержаться от того, чтобы заметить: моё любимое крапивинское НФ произведение - рассказ "Я иду встречать брата".

Сат-Ок: Мало из него вытащить можно. Просто романтическая зарисовка. Как её можно сравнивать с крупными повестями? Всё равно что "Пять картин" вперёд ТА поставить. Рассказ этот крапивинский, кстати, использовала Ольга в одном из своих методических пособий. То ли для 5-го, то ли для 6-го класса.

Alex Dragon: Поставил гиперссылки на темы на тех писателей, что уже есть.


Сат-Ок: Спасибо.



полная версия страницы