Форум » Этика, психология, философия... » О манипуляции сознанием » Ответить

О манипуляции сознанием

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: [quote]Самая большая манипуляция сознанием — то что сознание с лёгкостью поверило, что им так уж просто манипулировать.[/quote] Нет, индивидуальным сознанием манипулировать не так просто, а массовым - делать нечего. Этот вопрос исследован. Об этом еще Давыденков писал.

Ответов - 2

Берг: Цитатник Мао пишет: Нет, индивидуальным сознанием манипулировать не так просто, а массовым - делать нечего. Этот вопрос исследован. Об этом еще Давыденков писал. Управлять сознанием отдельного индивидуума не так уж и сложно. Сознание формируется на восприятии какого-либо явления, его анализе, соотношения себя с этим явлением, практической проверкой, закреплением. Вмешиваясь в любую часть этой цепочки, изменяешь сознание. Пример на поверхности – воспитание ребенка. У мальчика украли велосипед. Родители говорят: тебе обидно потерять дорогую для себя вещь (восприятие); чтобы не повторилось, не оставляй без присмотра (анализ); тебе больно, не воруй, чтобы не причинять другим такую боль (соотношение). Украли шапку в раздевалке в школе, коньки на катке, идет закрепление. Родители укравшего ребенка: у тебя теперь есть велосипед – класс (восприятие); бери все, что плохо лежит, зачем горбатиться на работе месяц, если можно получить за пять минут (анализ), в мире полно лохов (соотношение). Украл шапку в раздевалке в школе, коньки на катке, идет закрепление. Пример второй: Преподаватель студенту: «Сегодня вы будете отстаивать точку зрения «Бытие определяет сознание». Я буду вашим оппонентом». За десять минут дискуссии преподаватель опрокидывает точку зрения студента. «Ну-с, батенька, а теперь попробуем наоборот. Отстаивайте позицию «Сознание определяет бытие»,- говорит преподаватель и через десять минут доказывает несостоятельность всех доводов студента. Манипулируя восприятием событий с различных точек зрения, приводя анализ выгодных для доказательства сторон, направляя оценку соотношения явления к окружающему миру, закрепляя результат на ряде позитивных примеров, преподаватель формирует сознание студента. Здесь можно отметить очень важный момент. Многое зависит от того, какую точку зрения исповедует сам учитель, уровень сознания ученика, длительность закрепления сознания. Все мы сталкивались в свое время с сильными личностями, которые оставили след в формировании нашего сознания. В дальнейшем идет закрепление сознания по принятому алгоритму, оно кристаллизуется. Поэтому так много философских течений, у истоков которых стояли неординарные личности. Пример третий: Суд присяжных. Каждый изначально понимает, что адвокату заплатили, чтобы он защищал подсудимого, подозреваемого в преступлении. И тем не менее, талантливый адвокат, сумеет убедить присяжных, что черное, как кажется на первый поверхностный взгляд, на самом деле, по своей природе, белое.

Евгений А.: Точка отсчета и "1984" Джорджа Оруэлла.Людям свойственно сравнивать себя с окружающими с целью понять, что хорошо, а что плохо, что нормально, а что нет. Но, внимание, вопрос: когда вы в чем-то сравниваете себя с другим человеком, кто для вас становится точкой отсчета, он или вы сами? Например. Если ваши дети довольно плохо учатся, по сравнению с детьми ваших друзей, какой вы делаете вывод, что дети друзей опережают "нормальное" развитие, так как они вундеркинды, или что вы отстаете от "нормы", так как воспитываете детей как-то не так. Когда вы видите человека, который стройнее вас килограмм на 10, какой вывод вы делаете - что он тощий, или что Вы совсем уже разъелись, неприлично даже. ( Е.А.) Если жена жаждет исполнять супружеский долг в 3 раза чаще чем муж - кто "нормальнее"? Дальше еще интереснее: http://community.livejournal.com/ru_existential/978393.html



полная версия страницы