Форум » Этика, психология, философия... » Эллинство » Ответить

Эллинство

A.K.: С разными хорошими и интересными людьми, в том числе из участников этого форума, доводилось обсуждать тему эллинства, сыгравшего такое большое значение в формировании личности Ивана Антоновича и, естественно, повлиявшего на его художественное творчество и идейное наследие. Тема оказалась интересной – и поэтому сама собой возникла мысль продолжить это обсуждение здесь. Нам может понадобиться хронология Эллады (историки, прошу меня поправлять, если заврусь): «Гомеровское время» - его начало теряется где-то в «тёмных веках», продолжается, наверное, до появления полисов. У Ефремова представлено в повести «На краю Ойкумены». «Архаика» - период развития полисов и распространение эллинов по Средиземноморью и шире – вплоть до Херсонеса в Крыму, Танаиса в устье Дона, Синопы на северном побережье Малой Азии и др. «Классика» - 5-4 вв. до н.э. Расцвет древнегреческого искусства и философии. «Эллинизм» - с 4 в. до н.э. до завоевания Греции Римом. Поход Александра Македонского, создание эллинистических царств. На эту хронологию можно наложить несколько систем отсчёта. 1. Развитие эллинской культуры. В гомеровское время складывается народный эпос, собираемый и разносимый бродячими певцами – аэдами. До нас дошло имя только одного из них – Гомера. Важно подчеркнуть, что в то время не существовало индивидуализма, и Гомера не следует называть автором эпических поэм в том смысле, в котором, например, Лев Толстой – автор «Войны и мира», - но лишь собирателем эпоса. Мы не знаем авторов «Махабхараты» и «Рамаяны», перед нами эпос. Аналогично для «Илиады» и «Одиссеи» (тоже, кстати, повествования о великой битве и о долгом возвращении домой, хотя и не столь философски глубокие, как у индийцев). В «гомеровском эпосе» причудливо сплелись воспоминания о ставшей в то время уже легендой микенской эпохе (а это совсем другая история в определённом смысле другого народа) и реалии самого гомеровского времени. Аэды не были свидетелями описываемых событий и наделяли их бытовыми чертами своего времени. Аналогично чараны в Индии не были свидетелями событий «Махабхараты». В мировосприятии гомеровского эллина пленяет культ героя, посмевшего бросить вызов неумолимой судьбе, стойкость вместо христианского смирения, стыд перед людьми за недостойный поступок вместо «греха», эстетизация этики, что на следующем витке спирали развития к нам приходит с пониманием, что поступать этично – это прекрасно (рациональная этика у Фромма, рациональная этика и эстетика у Ефремова). И в последующие времена эллины жили под знаком Гомера, и, наверное, нельзя представить себе эллина, не знающего мифов и эпоса своего народа. Отдельно – тема красоты человека в эллинском искусстве. 2. Развитие эллинского этноса. По Л.Н.Гумилёву – на «гомеровское время» приходится подъём; фаза «пассионарного перегрева» связана с греческой колонизацией; «надлом», по-видимому, приходится на классическое время, в т.ч. на войну Спарты с Афинами (Пелопоннесская война). В «инерционную фазу» Александр увёл пассионариев на восток, где многие из них сложили свои головы; обеднение пассионариями предопределило скорый переход народа в «старческий маразм» («Золотой осёл» Апулея чего стоит) и завоевание его агрессивным Римом. 3. Развитие социума. Гомеровское время представляет собой начало перехода от родового строя к классовому обществу. Своего наивысшего развития классовое общество получило только в 4-м веке до н.э., когда после победы над Персией в Греции (при гегемонии Афин) образовалось невиданное до того количество рабов из «варваров». Число рабов в Аттике, вкалывавших в это время на серебряных и медных рудниках, достигало, по некоторым оценкам, порядка 30 тыс. человек, что было сопоставимо с числом свободных жителей Аттики. О рабстве в Греции, если интересно, можно будет поговорить отдельно, только мне для этого понадобится порыться в источниках. Появление большого количества рабов-«варваров» из Азии, по-видимому, и послужило причиной вывода Аристотеля о том, что «варвары» самой природой предназначены быть рабами. Если верить жизнеописаниям (нужно уточнить), Александр Македонский не был с ним согласен. И уж точно с ним не согласились стоики, создавшие свою лично для меня очень привлекательную философию. Вот так, несколько сумбурно. Продолжим? Мои источники: Лосев. "Гомер" Вересаев. "Аполлон и Дионис" http://noogen.2084.ru/live.zip Двухтомник АН СССР "Античная Греция" (выходные данные сообщу позже)

Ответов - 60, стр: 1 2 All



полная версия страницы