Форум » Этика, психология, философия... » О медитации и молитве » Ответить

О медитации и молитве

Александр Гор: Поскольку на форуме прочно укоренился эзотерический взгляд на вещи, а я обещал по этому поводу больше не скандалить... Вот и подумалось мне – а не открыть ли нам на форуме семинарию? Про семинарию - это, конечно, шутка! Но, я думаю и атеисту, и последователю Рериховского учения, будет небезынтересно узнать – что же происходит в стенах Московской Духовной Академии? Как и чему учат нынешних священников? Кроме того где-то с 24-й минуты... Речь заходит о практике помещения ума в сердце. Которую применяли исихасты – монахи Афонского монастыря... И которая сродни - йоге! Об этой практике ещё писал Успенский. Но! Пожалуй, именно этот кусочек лекции, поможет понять теоретические основы негативного отношения церкви, ко всякого рода медитациям. Я не настаиваю на абсолютной истинности этой точки зрения, но знать я думаю – это нелишне...

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 All

anton_: По поводу платков. ИМХО, тут первично скорее отсутствии какой-либо гигиены. Т.е. нераспоранении банно-прачечных процедур и распостраненность вшей, как следствие. В таком случае, покрытие головы платком хоть как то спасает от этой заразы. Т.е. конечно, как принято в традиционном обществе, настройка идет через традиции и нормы, но настраивается оно скорее на реальные проблемы. Так что разница в положении тут скорее проявляется в том, что женщина продолжает носить ллинные волосы, когда мужчины начинают стричься. Т.е. мужчина оказывается впереди процесса "настройки", применяя более удобное решение (равно во всем. Вот штаны, которые можно назвать символом прогресса, женщины освоили (вернее добились права на это) на тысячу лет позднее). А платок для женщин оказывает неким паллиативом, позволившим существование чуть более скученного общества, нежели без него. Что эквивалентно чуть большей экономической эффективности... Разумеется традиция делает упор уменно на сакральность волос (что не позволило ввести самое разумное решение - полное бритье. Впрочем, возможно дело в дороговизне этого процесса.). Но реально она лишь инструмент развития, пусть плохой, но как говориться, в отсутсвии гербовой...

Alex Dragon: Как тогда понимать запрет на бритьё мужчинам? Вшивеют-то первыми мужики. Вон, солдат и вошь — неразлучимая пара. К тому же на Руси с банно-прачечными процедурами вроде было всё впорядке, лучше чем в Европе.

A.K.: Мужчинам разрешалось медитировать на вошь


Сат-Ок: Александр Гор пишет: мало кто знает, что русские аристократы... при ком уж из монархов... Не только не были вольны в выборе фасона, но и не могли сами выбирать цвет одежды... При всей пышности, красоте и снобизме... Он носили - именно униформу! При Павле.

anton_: Александр Гор пишет: Кстати сказать, мало кто знает, что русские аристократы... при ком уж из монархов... Не только не были вольны в выборе фасона, но и не могли сами выбирать цвет одежды... При всей пышности, красоте и снобизме... Он носили - именно униформу! Просто... гражданскую... Мало кто знает - преувеличение. Это даже в школе проходят А кончилось все для любителя униформистики очень плохо...

anton_: Alex Dragon пишет: Как тогда понимать запрет на бритьё мужчинам? Вшивеют-то первыми мужики. Вон, солдат и вошь — неразлучимая пара. К тому же на Руси с банно-прачечными процедурами вроде было всё впорядке, лучше чем в Европе. Как настройку системы. Понимание того, что вошь - не просто досадная помеха, но носитель явного вреда не было. Кроме того. дорогивизна бритья - по крайней мере до промышленной революции, давшей высококачественную сталь для бритв. Думаю, что до этой поры бритье было весьма неприятной процедурой, требующей к тому же цырюльника. В России те же проблемы усугублялись вечной нехватка людей (на роль тех же брадобреев).

Alex Dragon: Ещё римляне наголо вообще брились. Насколько я представляю, там где было актуально — там техники эпиляции были довольно разработаны и применялись независимо от степени болезненности и сложности.

anton_: Alex Dragon пишет: Ещё римляне наголо вообще брились. Насколько я представляю, там где было актуально — там техники эпиляции были довольно разработаны и применялись независимо от степени болезненности и сложности. Римляне и водопровод построили с канализацией Да и вообще, в сфере гигиены они дали фору человечеству на века вперед, только обеспечивалось это великолепие ограблением всей окрестной территории.

Alex Dragon: Так и греки волосы удаляли. И в «Кама-сутре» есть рекомендация удалять волосы в паху во избежание попадания во влагалище и нагноения.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: При Павле. Ан нет! Большую роль играют в XVIII в. государственные постановления и указы об одежде дворян, четко регламентирующие не только форм у костюма , но и характер его отделки , цвет , ткань, украшения . Так, в 1782 г. Екатерина II издала три указа. Первый из них — «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору». В нем рекомендовалось соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды» и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см) и носить головные уборы выше двух вершков. Во втором указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам ) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен светло-синим кафтаном с черным и бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с темно-серой отделкой и т. д. В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жён и дочерей. Третий указ — «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства. Целым рядом государственных указов были встречены в России заимствования из моды революционной Франции. Екатерина II высмеяла моду «инкроаблей» (неподражаемых), которая появилась на петербургских улицах: коротенькие фраки с непомерно высоки м воротником , сапог и с большим и отворотами , петлями и кисточками, жилеты с тройным и отворотам и ярких, кричащих тонов, двойные лорнеты. Она приказала одеть в такой нелепый костюм всех петербургских постовых полицейских. Такая мера оказалась весьма действенной. Каминская Н. М. «История Костюма» М. 1977 г.

Сат-Ок: То, что происходило при Павле - намного более показательно и охватывало большее количество людей. Обычно именно об этом вспоминают в контексте эволюции костюма. Тенденция павловской политики к централизации включала в себя такие крайние проявления, как стремление к сплошной унификации и регламентации в жизни общества. Специальными указами предписывалось носить определенные фасоны одежды, запрещалось носить круглые шляпы, башмаки с лентами вместо пряжек и прочее.

Александр Гор: Ну, это можно встретить в школьном учебнике истории... Хотя они несколько раз менялись... И, по крайней мере, в "советской истории"... Павел преподносился, как не вполне здоровый человек... А вот, что Екатерина II, так регламентировала жизнь своих подданных... Это, в своё время, стало для меня открытием...

Александр Гор: Прошу прощения, за опечатку... Поправил...

Александр Гор: Ну ладно... вернусь я к теме... ___________________ Эта икона... ...украшает статью Википедии... «Исихазм». Честно говоря, я впервые вижу икону философского содержания. А не просто... библейский сюжет, или же изображение жития святого, или же просто лик... Хотя у меня, как у дилетанта в вопросах религии, возникло удивление... А, как на эту икону молились? Тут же и бесы-искусители, которые могут совратить с пути истинного на любой высоте, и ад... Или она предназначалась, только для украшения храма?!!

anton_: Александр Гор пишет: Тут же и бесы-искусители, которые могут совратить с пути истинного на любой высоте, и ад... Или она предназначалась, только для украшения храма?!! На каноническом узображениии св. Георгия, которое вошло в герб Москвы наличие змея никому не мешает

Сат-Ок: Так и Пётр, и Иван Грозный вводили свои регламенты, и несоблюдение их каралось намного жёстче, нежели при Екатерине. Молитва на конкретную икону, полагаю, должна быть в том числе об изображённых искушённых. Надо заметить, что всё-таки не с любой высоты бесы совращают (каждый элемент на иконе имеет символическое значение и никогда не случаен, не "композиционен", потому что икона - не светская живопись, а канон). Интересно, что существует традиция изображать Богоматерь с книгой вместо младенца. То есть книга - неподобный образ ИХ.

Сат-Ок: anton_ пишет: На каноническом узображениии св. Георгия, которое вошло в герб Москвы наличие змея никому не мешает Стоит особо отметить, что эволюции всадника и змея во времени составили бы целый мультик, ежели бы сжать время. Скажем, во времена наиболее трагичного ожидания КС змей почти кусал коня и дотягивался до всадника. Когда апокалиптические ожидания немного рассеивались, конь немедленно прижимал его к земле, а копьё резко удлиннялось и пронзало злодея.

anton_: Сат-Ок пишет: А вы в курсе, что Гундяев хорошо знает ЖЭ и часто вворачивает в свои речи её максимы? Он прекрасно понимает, что это огромная энергия, нарезает её по кусочкам и использует в своих целях, как хороший психотехнолог. Суть проблемы в том и заключается, чтобы использовать мощь, заключённую в правде, для собственных корпоративных интересов. А что собственно странного в том, что Гундяев знает Живую Этику? Инквизиции в РПЦ все равно нет, равно как и индекса запрещенных книг, а постановления Священного Синода считаются утратившими силу и священник имеет все те же права, как и мирянин. Как человек образованный, он вполне мог ее прочитать, более того, ему было гораздо проше достать подобную литературу, нежели простым советским гражданам. Вот на Л.Н. Толстого анафему наложили, так что же, священники его не читают? Вообще же можно вспомнить, что резко отрицательное отношение православных ко всей иной духовной практике есть дело последних десятилетий, когда они стали претендовать на духовное господство в стране. Если смотрет в совесткое время, то там скорее некое соглашение всех "духоориентированных" сил против материалистического совка. И там православный вполне мог на время спрятать свои претензии к тому или иному учению.

Александр Гор: Хи-хи... Если кто внимательно прослушает этот отрывок... Поймёт – что же меня насмешило...

Сат-Ок: Интересно физиогномически сравнить ДЛА и этого неприятного джентльмена.

anton_: Как же им хочется создать "Нидекс запрещенных книг". Руки чешутся... Ну не учит их история, не учит... Лучший способ сделать книгу читаемой - запретить.Как запретили ИМХО скучшейший "Архипелаг Гулаг" и сделали из него бестселлер. А кому он нужен сейчас?

Александр Гор: Дед Мороз в теме «Поздравления» пишет: Да, форум конечно, ностальгический. Одно с трудом воспринимаю: похоже, что там есть "православные коммунисты". Раньше это было антагонизмом. Антагонизмом-то было, но после Хрущёва... Допустим, Алексей Ильич Осипов начал преподавать богословие в 1975 году... Насколько мне известно. Он советский православный... Куда ж от этого деваться. В те годы, пожалуй, государство окончательно взяло курс на тихое объединение определённых официальных структур и церкви. Ушла КПСС... Осталась замещающая организация. И, честно говоря, альтернативы церкви я не вижу. Кто ещё обладает достаточным влиянием в обществе, что бы как-то извините, взнуздать, разнузданный народ? Разрозненные мистические клубы? М-м-м...

anton_: Александр, это правда Вы? "Взнуздать разнузданный народ" - это такая разновидность толстого троллинга? Понимаете, они то взнуздают. Да еще как. Чтобы пахал на барина, да не смел поднимать голову к звездам. Никакого безбожного космоса или там микробиологии - то бесовсские науки. Вы этого хотите? "Обезъяних процессов"?

Александр Гор: anton_ пишет: это такая разновидность толстого троллинга? Это, говоря на манер Задорнова, высмеивающего засорение русского языка... Это... холоднинг головинг, и даже - рацоналинг. __________ А Вы... хотите дать свободу вот этим вот мальчикам с бутылочками пива? Это и будет коммунизм? Вам-то самому не смешно?

anton_: Александр Гор пишет: А Вы... хотите дать свободу вот этим вот мальчикам с бутылочками пива? Это и будет коммунизм? Вам-то самому не смешно? Александр, эти мальчики с пивом ближе к коммунизму, чем советский человек образца 1990 года. А уж кеакой-нибудь секретарь райкома еще в 1980 году уже был готовым антикоммунистом... так что не смешно. А от "взнуздания" РПЦ смысл будет только в том, что появится огромное число жестких атеистов. Которые, как в 1917 будут церкви жечь и иконы рубить. А этого то не хотелось - все наша история.

Александр Гор: anton_ пишет: Александр, эти мальчики с пивом ближе к коммунизму У-у-у! Ладно... ________________ Знаете, давайте возьмём свинарник... Выбелим его, поставив компьютерные поилки и транспортеры корма. А так же, повесим над свинарником серебристый дирижабль со звёздочкой. Только мачта дирижабля - сё непременно должна быть с разноцветными лампочками. Да и... пропишем права каждого борова на прогулку по лугу... И наступит у нас – зоокоммунизм. «Ура».

anton_: Вот, Александр, мнение, схожее с Вашим. Мнение умного, образованного, культурного человека, сравнением с которым Вы будете безусловно, польщены А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметрическими чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья,- сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, Мурома, Чудь белоглазая... И как раз именно из них, из этих самых русичей, издревле славных своей антисоциальностью, давших столько "удалых разбойничков", столько бродяг, бегунов, а потом хитровцев, босяков, как раз из них и вербовали мы красу, гордость и надежду русской социальной революции. Что ж дивиться результатам? .... В мирное время мы забываем, что мир кишит этими выродками, в мирное время они сидят по тюрьмам, по желтым домам. Но вот наступает время, когда "державный народ" восторжествовал. Двери тюрем и желтых домов раскрываются, архивы сыскных отделений жгутся - начинается вакханалия. Русская вакханалия превзошла все до нее бывшие - и весьма изумила и огорчила даже тех, кто много лет звал на Стенькин Утес,- послушать "то, что думал Степан". Странное изумление! Степан не мог думать о социальном, Степан был "прирожденный" - как раз из той злодейской породы, с которой, может быть, и в самом деле предстоит новая долголетняя борьба. Проблема только в том, что он не прав. Абсолютно. Эта самая "чудь белоглазая", эти выродки смогли построить великую промышленность, победить неизлечимые болезни, разбить сильнейшую армию в мире и запустить человека в космос. А вот прекрано образованные, умные и воспитанные советские люди образца 1990 года смогли пострить бандитское государство, развалить заводы и резать друг друга в разного рода национальных республиках. И никакая культура им делать этого не помешала. Сейчас уже не помнят, но например, создатель практически фашисткой диктатуры в Грузии 1990 годов Звиад Гамсахурдия был известным совестким писателем. Это так, пища для размышления....

Сат-Ок: Бунин сказал совершеннейшую правду, только умолчал о второй стороне медали. Что развращённые, словно искусственно выращенные, с уставшими, обрюзглыми чертами лиц и лишённые внутренней силы жить и любить "господа", запутавшиеся в нюансах этикета и попытках не заметить разломанности духовной жизни царской России, лишь сами подписали себе приговор, отказавшись воспринимать большую часть своего же народа как людей, о которых по праву и обязательству имеющих все возможности необходимо заботиться, поднимая из грязи, куда их втоптали их же собственные предки.

Alex Dragon: anton_ пишет: Звиад Гамсахурдия был известным совестким писателем. Разве? Вообще-то он был сыном того писателя. Сейчас в Вики глянул — пишуть Константи́н Симо́нович Гамсаху́рдия (груз. კონსტანტინე გამსახურდია; 3 (15) мая 1891, Абаша, Кутаисская губерния — 17 июля 1975, Тбилиси) — грузинский писатель, филолог, историк-литературовед. Академик Академии наук Грузии (1944). Один из наиболее значительных грузинских прозаиков XX века. Получив образование в Германии, применил достижения западноевропейской стилистики и философии к грузинской национальной тематике, создав на этой основе лучшие свои произведения — романы «Десница великого мастера» (1939—1956) и «Давид Строитель» (1946—1958). Подвергнувшись в начале жизненного пути репрессиям со стороны большевистского режима, в дальнейшем писатель избрал тактику невмешательства и молчаливого осуждения советской действительности, которые явно просматриваются в социально-философском настроении его произведений. Гы, хохма в том, что виднейшим и прочая он был признан в том самом «проклятом совке». В буржуазной Грузии о нём никто бы и не узнал. Сат-Ок пишет: о которых по праву и обязательству имеющих все возможности необходимо заботиться, поднимая из грязи, куда их втоптали их же собственные предки. Когда и где гопники признавали свои обязанности и видели своё право в служении? Хе-хе, это как раз байки для быдла, де господа за ради вас, убогих, напрягаются. А так… Из грязи в князи. Вилы им в бок. Не зря поётся «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь, и не герой».

anton_: Сат-Ок пишет: Бунин сказал совершеннейшую правду, только умолчал о второй стороне медали. Что развращённые, словно искусственно выращенные, с уставшими, обрюзглыми чертами лиц и лишённые внутренней силы жить и любить "господа", запутавшиеся в нюансах этикета и попытках не заметить разломанности духовной жизни царской России, лишь сами подписали себе приговор, отказавшись воспринимать большую часть своего же народа как людей, о которых по праву и обязательству имеющих все возможности необходимо заботиться, поднимая из грязи, куда их втоптали их же собственные предки. Так о том и речь, что Бунин прав. Но другого-то народа тогда не было, как нет и сейчас. Но разница между белыми и красными как раз и лежит в разном к этому отношении. Белые видели лишь быдло, "чудь белоглазую", которую надо держать в ежовых рукавицах, чтобы она не уничтожила тонкую пленку цивилизациию А краные видели народ, как заготовку для будущих коммунаров, как людей, еще не осознавших свое высокое предназначение, и поэтому живущих в грязи и низости. Разумеется, и среди краных хватало любителей "стойла", но в целом, романтическо-абстрактное отношение красных к народу оказалось в итоге эффективнее "реалистичного" отношения белых. Белые удрали в париж, работать таксистами, писать мемуары и страдать о потерянной России, а краные стали отстраивать новый проект...

Александр Гор: anton_ пишет: "чудь белоглазую", которую надо держать в ежовых рукавицах Поскольку тема церковная... Прибегну к церковной терминологии. В ежовых рукавицах следует держать человеческие страсти. Людскую испорченность. Как-то, на протяжении всей истории - у людей получалось это слабенько... И государство им в этом, хе-хе... помогало.

Alex Dragon: Гор, вот что вы юродствуете? Вы же первый станете на весь мир жаловаться, если кто-то нарушит ваш уютный образ жизни, особливо под соусом де вы что-то там неканонично делаете, то ли причащаться не ходите, то ли все намазы, сколько и как положено не исполняете, и вообще криво дышите, не как положено. А что до конкретной ситуации с РПЦ, существующим государством и их отношений с гражданами — вы серьёзно думаете, что эти эээ… люди блудливые, сами будучи подвержены всем порокам, при том многажды сильнее, чем подавляющая часть паствы, смогут кого-то держать за что-то, кроме как из корыстного интереса? Вы серьёзно готовы доверить блудливым псам контроль благочестия и непорочности?

Александр Гор: Alex Dragon пишет: вы серьёзно думаете, что эти эээ… люди блудливые, сами будучи подвержены всем порокам, при том многажды сильнее, чем подавляющая часть паствы, смогут кого-то держать за что-то, кроме как из корыстного интереса? Я полагаю, что и люди безнравственные - нуждаются в смеренных подданных. Чтобы подчинялись. Что бы не бунтовали. Пускай, хотя бы и из корыстных побуждений, но усмирят скотство. Это лучше - чем ничего. Это лучше, чем анархия...

Александр Гор: Иными словами... Какая разница, совестлива ли шахматная ладья? Главное, что бы она справлялась с неприятельскими пешками. Или можно вспомнить кошку товарища Мао.

anton_: А кто определит, что нравственно, а что нет? Правительство или РПЦ? Т.е. нравственно то, что угодно правительству?

Александр Гор: Вы думаете - тут возможны варианты? Определит – тот, кто победит.

Сат-Ок: В общем, о чём и писал ИАЕ: Мораль в зависимости от обстоятельств диктуется свыше. Кроме морали религиозной и обычного права, возникшего из общественного опыта, есть духовные устои, уходящие корнями в тысячи веков социальной жизни в диком состоянии, у цивилизованного человека скрытые в подсознании и сверхсознании. Если и этот опыт утрачен в длительном угнетении и разложении морали, тогда ничего от человека не останется. Поэтому ничего постоянного в индивидуальностях быть не может, кроме отсутствия инициативы и, пожалуй, еще страха перед вышестоящими. Многообразные страхи, пронизывающие такое общество, аналогичны суеверным страхам, возникавшим в изолированных остатках архаических культур, где ужас перед богами заставлял ограждать себя сложнейшими ритуальными обрядами вместо сознательной ответственности за свои поступки.

Александр Гор: Сат-Ок (ИАЕ) пишет: Если и этот опыт утрачен в длительном угнетении и разложении морали, тогда ничего от человека не останется. М-да. Это о наших днях.

Сат-Ок: Здесь каждое слово о наших днях. В том числе и самое первое.

Alex Dragon: По-моему Гор просто троллит. А то как будто неясно, что «начальство» ни из каких инетресов, в том числе и корыстных, не заинтересовано ни в какой морали. Оно заинтересовано в одном — чтобы его интересы свято блюлись и ничем не нарушались. А проповеди с амвонов про «мораль» — это лапша на уши наивных. Тем более что никакой жёсткий институт типа государства не в состоянии блюсти мораль даже чисто технически. Он может в лучшем случае как-то контролировать правовую сферу. Ведь преступление не то что вы, скажем, «совращаете малолетнюю», а то что вы попались. А какова цена суду тех, кто сам по уши в пороке — непонятно. Основная-то претензия к судам классового общества — ихдвойные стандарты, очевидно разное отношение к сильным мира сего и всем остальным. Даже в якобы продвинутых западных обществах, конечно, могут оштрафовать принца Уэльского за нарушение скорости — потому что это выгодный популизм, дающий иллюзию всеобщей власти закона, но врядли его пальцем тронут за изнасилование, военные преступления или милиардные финансовые афёры. Трогают только «нарушителей конвенции», как Паниковского, лузеров и проигравших в схватке. Так на что вы Гор, расчитываете, я не понимаю.



полная версия страницы