Форум » Этика, психология, философия... » Путь к освобождению по Ефремову » Ответить

Путь к освобождению по Ефремову

Мечтатель21: Иван Ефремов пишет в "Часе Быка": "...Когда стало яснее строение психики человека, ученые определили, что инферно для души - это первобытные инстинкты, плен, в котором человек ДЕРЖИТ САМ СЕБЯ, ДУМАЯ, ЧТО СОХРАНЯЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ." Фраза всегда как-то привлекала внимание. Отчасти потому, что удивительно напоминает то, что говорят мистики Востока. В йоге, буддизме и других учениях основной причиной страдания индивидуальности является эго. А эго - это прежде всего механизм самоотождествления, отождествления своего внутреннего Я с различными реальностями внешнего мира. "Мои мысли, моя семья, мой город, мой народ, моя страна, моя религия." То есть, чем больше отождествлений, тем больше причин для создания внутреннего ада, инферно. Естественно, когда, например, некто совершает оскорбительные действия, направленные не против нас лично, а, скажем, против страны в целом, мы воспринимаем это как личную обиду. Мне представляется, что во многом эта самоотождествленность является наследием далекого прошлого, когда отдельный человек еще не был вполне индивидуальностью, а существовал как неотъемлемая часть коллективной общности, частью общего социального тела - рода, племени и т.д. С ходом истории появлялось все больше возможностей для развития индивидуальности, ослаблялась власть коллектива над отдельным человеком, но фундаментальные основы не изменились. Отсюда возникали фашизм, нацизм, тоталитаризм, "муравьиный лжесоциализм" - проявления инстинктивного стремления масс вернуться к тому первобытному состоянию растворенности отдельного индивидуума в коллективном целом., потому что, на мой взгляд, сохранять подлинную индивидуальность - непосильная ноша для многих. Этот же инстинкт часто вынуждает нас что-то делать даже тогда, когда мы вполне понимаем бесполезность и даже вредность этого для нас лично - только потому, что все так делают. Подобное происходит на всех уровнях жизни - в семье, бытовых привычках, при выборе проведения свободного времени и многом другом. То есть, если мы ставим целью выход из инферно, то необходимой частью этого процесса должно стать осознание этих инстинктивных механизмов, понимание того, как они воздействуют на всю нашу жизнь. Приведу следующую цитату из того же отрывка: "Только создание условий для перевеса не инстинктивных, а самосовершенствующихся особей могло помочь сделать великий шаг к подъему общественного сознания."Думаю, это означает, что на пути выхода из инферно, индивидуального и общего, необходимым фактором становится внимательный взгляд в себя, всматривание в свои мысли, предпочтения, действия, понимание того, откуда, из каких областей подсознательного приходят мотивации, сознательная переоценка того, что является тормозом на пути к свободе. Может быть, тема кажется "занудной", но мне кажется, что Ефремов очень много об этом писал, стремился сообщить своим читателям нечто, что он глубоко понял. В связи с этим вопросом вспоминается та часть "Лезвия бритвы", в которой Витаркананда (в известном смысле сам Ефремов) говорит символическим языком о глубине "медного кувшина", о многоуровневом строении человеческой души. Если кто-то думал об этом, пишите свои соображения, как понимаете путь освобождения от плена инстинктов (инферно). Верите ли вы в то,что это освобождение вообще возможно? Я в это глубоко верю, считаю, что любая попытка человека совершенствоваться, превосходить себя , достигать новых вершин является проявлением этой самой потребности свободы.

Ответов - 122, стр: 1 2 3 4 All

Александр Гор: Мечтатель21 пишет: Свою работу эти сайты выполняют. О, да! И после такой работы... убедить людей, что духовное совершенство по Ефремову - это... прежде всего(!) устойчивость психики, а не истерия барышни из рериховсого клуба... Убедить уже невозможно. «Поклон» такой работе...

Сат-Ок: Что ни слово - огульный бред, никак не связанный с реальностью. Просто никак. Зато вползло, вяло рыгнуло многоточиями, мутными зенками поводило и уползло под диван.



полная версия страницы