Форум » Этика, психология, философия... » Антропология ефремовского космизма » Ответить

Антропология ефремовского космизма

Сат-Ок: Тезисы моего выступления на Дне памяти 7 октября, совершенно не оформленные литературно и не раскрытые, - в том виде, как лежали передо мной на столе. Несколько новых мыслей всё же есть. Антропология ефремовского космизма Важнейшая составляющая русского космизма – гуманистическая, то есть человеческая, которая в рамках глобального рассмотрения становится антропологической характеристикой явления. Речь идёт об особом предназначении разума, становлении его явлением сначала геологическом, а после в полной мере космическим. Вселенная изменится, если из неё исчезнет человек. А раз человек важен для вселенной, то велика его ответственность перед её эволюцией. Ещё Холодный ввёл термин антропокосмизм, полагая антропоцентризм первородным грехом человеческой мысли. ИАЕ пишет о будущем, опираясь на прошлое. Из прошлого, несмотря на его инфернальность, он вытаскивает возможность своего будущего. Космос ИАЕ одушевлён ВК, ВК создаёт диалог ноосфер. Имплицитно постулируется необходимость рефлексии ноосферы. Другой как зеркало. Уровни зеркал: рефлексирующее сознание - человек напротив - иная культура - инопланетная цивилизация. Ярко выражен гендерный характер ИАЕ-космоса: Шакти и Тамас. Человек как микрокосм выступает тоже как носитель этой оппозиционной диады: сознание – подсознание. Соответственно, в силах человека оставить себя в расщеплённом, дуалистическом состоянии, лишённом связей между сознанием и подсознанием, либо же найти мост связи, обрести целостность. Во вселенной этот мостик представляет собой нуль-пространство, лезвие диалектического синтеза. ИАЕ-антропология фактически предполагает способности Прямого Луча, сверхсознание как аналогический синтез в оппозиции: инстинкт – интеллект. И самым большим даром тут он полагает большую любовь. Любовь тут выступает непременным условием и атрибутом истинного знания, в отличие от современного понимания любви как ослепляющей, запутывающей, спелёнывающей, эгоистической и роковой силы. Таковы же и поиски неуловимой, но явственной красоты как наивысшей целесообразности в эстетике и этике, как форме и содержании. Эвда и Рен (любовь как особая причастность к глубинам внутреннего мира, что первично для сущностного, мотивационного правосудия ЭВК). Фай и Гриф (ГР не слабее психически, просто за ФР стоит любовь и сострадание) Подчёркнута сложная нелинейная связь между диалектическими полюсами, отсюда и зыбкость, неуловимость НП. Книги ИАЕ - как путеводители по собственным трансперсональным ландшафтам.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 All

Сат-Ок: Змея - символ знания, после контрреволюции патриархата знание было побеждено верой. И демонизировано. Это дало огромный толчок для социального развития, потому что пространство веры огромно в рамках качественного усложнения психики. Коллективное знание просто не могло без искажений войти в инд. психику, проще стало верить и объединять массы людей на основе иррацио.

Сат-Ок: Идея любви у Ефремова концептуально противостоит инерции инфернальной культуры. Любовь – высшее знание и высшая радость. Любовь – свидетель беспредельности. Как и всё в нашей вселенной, любовь вырастает вместе с душой человека. Первоначально это тёмная страсть, которая осветляется длительным эволюционным путём, начинает изливать свет, но отражённый, подобно Луне. Тёмная сторона её (выражаемая через ревность) ставится под контроль, после – изживается. Остаётся радость сексуальной страсти. Но высшая любовь находится за пределами страсти как таковой, подобно тому как потенциал человека должен преодолеть инфернальные законы живой природы. Это Солнце, у которого не может быть тени. Выход в любви за пределы биологии в несовершенном мире реализуется через жертву. Таков путь всякого совершенствования: шаг вперёд, девять десятых назад. Как и всё в нашей вселенной, любовь вырастает вместе с душой человека. Первоначально это тёмная страсть, которая осветляется длительным эволюционным путём. Тёмная сторона её (Лилит, выражаемая через ревность) ставится под контроль, после - изживается. Остаётся Селена. Но высшая любовь находится за пределами страсти как таковой, подобно тому как потенциал человека должен преодолеть инфернальные законы живой природы. Это Солнце, у которого не может быть тени. Выход в любви за пределы биологии в несовершенном мире реализуется через великую жертву. Таков путь всякого совершенствования. Ефремов недаром пишет про то, что тяжесть восхождения прямо пропорциональна конечному достижению. В этом смысле инферно должно преодолеваться человеком, вышедшим за пределы законов грубой материи. Человек - наречённый строитель, творец. И внутри каждого из нас таится своё инферно, которое также необходимо вытаскивать наружу и преодолевать радостью знающего. <<Не доверяю я сентиментальным гусеницам, которым мнится, что они влюблены в полёт. Мне нужно, чтобы гусеница пожрала самоё себя в пекле пересотворения. Нужно, чтобы ты пересёк свою пустыню>> (Сент-Экзюпери). Радость знания - прежде это осознание того простого факта, что истинная структура мироздания - целостная беспредельность, а не сжатая воспалённая опухоль инферно. Инферно таится в зеркальном отражении сиюминутности, чем больше накапливается зеркального времени в отражении - тем ближе выход за пределы линейности. И если бы человек не отступал всякий раз, то давно вышел бы за пределы зависимости - так как его психика отражает всю глубину и изменчивость природных процессов, и он готов вступать с природой в диалог равных. Пока - потенциально. В <<Часе Быка>> говорится о методике косых (геликоидальных) врезов в равновесные системы противоположных сил. Речь не только об исследовании, но и о воздействии. Можно понять это как обязательное исследование всякого факта в контексте системы (аксиома космизма и диалектики). Косой врез означает учитывание живой иерархической связи, преодоление идеи равенства как математического тождества, но также и асимметрию, придаваемую временем. Ответ не должен быть абсолютно симметричен вопросу, потому что тогда диалог окажется формально исчерпан, едва начавшись, и схлопнется, а содержательно - и не начнётся вовсе, так как сложная нелинейная система не замирает, она ежемгновенно меняет конфигурации элементов и сущностно верный ответ во времени будет меняться. До определённого момента можно редуцировать, создавая модели с простыми обратными связями (действие равно противодействию), но подлинное решение проблемы - это всегда выход за пределы качающегося маятника, бинарности. Превышение полномочий вмешательства как утеря меры при действии, основанном на формальном моделировании - суть Стрелы Аримана. Время меняет параметры, всякая проблема должна решаться не абстрактно, будучи изолирована от реальности в сознании субъекта действия, но в самой жизни. И это будет отражением высшей структуры макрокосма - системы Шакти\Тамас, которая также нелинейна.

Мечтатель21: Что в произведениях Ефремова можно считать изображением "Любви" (в смысле религиозно-мистическом, стремления к "Вечной Женственности")? У меня есть некоторые сомнения, что там вообще есть описание межличностной любви, свободной от сексуальности. Как рационально мыслящий ученый Ефремов прекрасно понимал биологичность того, что находится в основе взаимного влечения мужчины и женщины. И лучшего апологета здоровой, природной сексуальности, свободной от нагнетания мистических эмоций, еще надо поискать.


Alex Dragon: Фай Родис людей только сексуально любила?

Мечтатель21: Нужно разделить любовь эротическую (М+Ж) и любовь всю остальную (к человечеству и т. п.). Я именно об эротической веду речь.

Alex Dragon: Я так понимаю, если идёт речь о любви вообще, в высшем проявлении, то действительно нужно полюбить в другом человека. Как во всяком конкретном человеке мы видим общее человеческое, так мы это должны видеть и в партнёре, нет разницы это возлюбленная (-ый) или любой другой человек на Земле и в космосе. Сексуальность тогда — одна из вариаций общения, возможная, но не исключительная, противопоставление «сексуальный объект — всё остальное» снимается. В качестве утешения могу сказать, что, судя по всему, собственно сексуальные ощущения у человека, преодолевшего биологическую данность и неодолимость, сильнее и разнообразнее.

Мечтатель21: Да, но ведь дело в том, что Любовь с большой буквы обычно не связана с сексуальностью, она не направлена на существо противоположного пола (если только оно не является объектом сострадания, но в сострадании нет Эроса). Я предпочел бы вообще использовать два разных слова, как в древнеиндийской культуре кама и према. Тогда путаницу и смешение понятий в какой-то степени удалось бы устранить.

Мечтатель21: Сама сила Эроса-Камы не направлена на трансформацию в сострадание. Это только вполне определенная природная сила-инстинкт. То, что человек достигает вселенской, космической любви и сострадания есть результат его индивидуального пути, духовной работы, но это не связано прямо с Эросом. Сексуальная энергия может дать импульс к духовному росту или способствовать ему, но только при условии, если сам человек к этому росту уже готов, не ранее.

Мечтатель21: Кстати, в античной культуре также имелось несколько слов с различной семантикой, ныне одинаково переводимых как "любовь". Эрос ближе к индийскому понятию камы, но не вполне равнозначен ему, агапе аналогично преме или даже буддийской каруне ("состраданию"), т. е. это любовь, лишенная сексуальной составляющей. Древние языки и культуры в этом отношении были более мудры и разборчивы, так как имели различные слова для обозначения принципиально различных явлений. В современных языках все свалено воедино, что, конечно, создает часто хаос и запутанность в головах. Любовью называют и космическое чувство единства с миром, и сострадание, и занятия сексом.

Сат-Ок: Размещённые фрагменты - лишь дописанные фрагменты в большую главу для книги. Конечно, про антику в основном тексте есть. Alex Dragon пишет: Я так понимаю, если идёт речь о любви вообще, в высшем проявлении, то действительно нужно полюбить в другом человека. Как во всяком конкретном человеке мы видим общее человеческое, так мы это должны видеть и в партнёре, нет разницы это возлюбленная (-ый) или любой другой человек на Земле и в космосе. Сексуальность тогда — одна из вариаций общения, возможная, но не исключительная, противопоставление «сексуальный объект — всё остальное» снимается. В качестве утешения могу сказать, что, судя по всему, собственно сексуальные ощущения у человека, преодолевшего биологическую данность и неодолимость, сильнее и разнообразнее. Конечно, и об этом я тоже пишу. Недаром говорится в ЧБ, что высшее счастье на краю сил, а Фай предупреждает Таэля, что в случае мезальянса секс представляет смертельную опасность для слабого партнёра. Сострадание несексуально, но полно эроса. Адекватное общение мужчины и женщины тоже всегда пронизано эросом, но оно может быть бесконечно далеко от секса как такового и даже собственно от сексуального возбуждения. Румянец смущения, подмигивание, усмешка понимания, ритм совместного шага - всё это полнится эросом, когда речь идёт о гендере.

Мечтатель21: Сат-Ок пишет: Сострадание несексуально, но полно эроса. Это нуждается в разъяснении. В чем заключается эротичность сострадания? Сат-Ок пишет: Адекватное общение мужчины и женщины тоже всегда пронизано эросом, но оно может быть бесконечно далеко от секса как такового и даже собственно от сексуального возбуждения. Румянец смущения, подмигивание, усмешка понимания, ритм совместного шага - всё это полнится эросом, когда речь идёт о гендере. Фундамент эротизма - секс. Все эти проявления ("румянец смущения, подмигивание, усмешка понимания, ритм совместного шага" и т. п. ) возможны потому, что есть изначальное основное влечение. Удалите из человека сексуальную функцию, и тогда куда что денется?

A.K.: Мечтатель21 пишет: Все эти проявления ("румянец смущения, подмигивание, усмешка понимания, ритм совместного шага" и т. п. ) возможны потому, что есть изначальное основное влечение. Удалите из человека сексуальную функцию, и тогда куда что денется? Может быть, правомерны аналогии из биологической эволюции? Например: плавательный пузырь рыб развился в лёгкие наземных позвоночных. Тогда можно сказать, что лёгкие возможны потому, что есть изначально плавательный пузырь. Удалите из кистепёрой рыбы плавательный пузырь-что станет с лёгкими земноводных? И т.д. Т.е., возвращаясь к эросу и его несводимости к сексу: "все эти проявления" (а ещё танец вдвоём) выросли из секса, но не сводятся к нему. О многозначности слова "любовь". Помните, в ЧБ у землян более 500 различных слов для обозначения разных аспектов любви?

Мечтатель21: A.K. пишет: возвращаясь к эросу и его несводимости к сексу: "все эти проявления" (а ещё танец вдвоём) выросли из секса, но не сводятся к нему. Ну разумеется. Должен пояснить, что под "сексом" я подразумеваю не собственно физический акт, а имею в виду этимологическое значение слова: sexus "пол". И в этом смысле любой эротизм вырастает из изначально данной природной сексуальности. Без нее не была бы возможна значительная часть искусства, например, являющегося выражением или сублимацией сексуального инстинкта. Но у меня остается прежнее недоумение по поводу присутствия эротизма в сострадании. Здесь-то оно каким боком? Сострадание можно и к зверушкам каким-нибудь испытывать, и к насекомым, и к деревьям.

Сат-Ок: Мечтатель21 пишет: Должен пояснить, что под "сексом" я подразумеваю не собственно физический акт, а имею в виду этимологическое значение слова: sexus "пол". Под словом "секс" в русском языке имеется в виду именно физический акт. Иначе и возникает путаница с синонимами и их большей или меньшей жёсткостью. А "эрос" в русском языке принято понимать в качестве мягкого синонима с большим смысловым полем. Мечтатель21 пишет: Сострадание можно и к зверушкам каким-нибудь испытывать, и к насекомым, и к деревьям. И любовь к ним можно испытывать. И вовсе это не будет любовь с большой буквы. Только и эроса в этой любви будет немного. Хотя в Голландии вот узаконили браки с насекомыми и деревьями. Сострадание - форма сочувствия. А основа сочувствия, как и любви - эмпатия.

Мечтатель21: Сат-Ок пишет: Сострадание - форма сочувствия. А основа сочувствия, как и любви - эмпатия. Верно. Но при чем здесь Эрос, который имеет основой сексуальность? Сострадание не содержит в себе эротизма. Поэтому мне и кажется странной формулировка:"Сострадание несексуально, но полно эроса". Извините, но она немножко абсурдная;)

Сат-Ок: Почитайте, что про эрос пишут Фрейд, Юнг, Соловьёв, Булгаков, Вяч.Иванов, чтобы абсурда поменьше в восприятии было.

A.K.: Как это часто бывает, прежде чем дискутировать, нужно условиться о терминах.

Мечтатель21: Сат-Ок пишет: Почитайте, что про эрос пишут Фрейд, Юнг, Соловьёв, Булгаков, Вяч.Иванов, чтобы абсурда поменьше в восприятии было. Последних трех убираем сразу, это христианские, религиозные философы. У Ефремова Эрос - это то же самое, что Кама. ...В давние времена сила Рати и Камы, или, по-европейски, Астарты и Эроса, была гораздо больше...

Мечтатель21: Дошло, что речь там может идти об Эросе и Танатосе. Ну так то фрейдизм же Я-то объясняюсь в понятиях, близких категориям Ефремова, а не Фрейда.

Сат-Ок: Обратимся к более плодотворной теме - образу Чаши и Клинка в творчестве ИАЕ. Сейчас совершенно ясна глубоко проработанная розенкрейцеровская тема чаши Грааля и клинка-креста. Пониманию этого весьма способствуют расследования авторов с МИЕ Сергея Дмитрюка и Ксении Ануфриевой, а также лихая книга Бузиновских "Тайна Воланда". Например, в "Обсерватории Нур-и-Дешт" (что в переводе означает в том числе "сияющая чаша") артиллерист Лебедев, приглашённый помочь, отыскивает синюю вазу с надписью на стене, что она замурована в месяц ковус (месяц стрельца!). Вниз уходит спиральная лестница. Воплощается легенда о странствующем рыцаре, который находит Грааль. Интересно, что Лебедев в конце рассказа смотрит на небо и видит созвездие Лебедя - важнейший символ у розенкрейцеров и очень часто использовавшийся ИАЕ. В "Белом роге" мы видим плодотворный образ сдвоенного Клинка - на вершине скалы лежит меч. Мужчина, попавший в нехорошую зависимость от женского начала, должен совершить подвиг, чтобы освободиться. Известно, что образ Веры Сергеевны списан с Елены Дометьевны. Будучи ярко выраженной Богиней и Прекрасной Дамой, она, несомненно, долгое время задавала ритм ефремовской неутомимости. Негативный образ Клинка - в чёрных крестах на Железной звезде, где они словно бы охраняют Чашу спиралодиска и Клинок "Паруса". Сама Железная звезда оказывается ложной Чашей, всасывающей в себя энергию мира. Отсылом к образу Чаши оказывается имя Фай Родис, содержащее явный намёк на розу (также и на Афродиту, но это иная история). Интересно, что на одной из наиболее известных поздних фотографий ИАЕ у него на столе стоит именно роза. Также известно, что на столе у него постоянно стоял (и поныне стоит) рыцарь в латах. Елена Ивановна Рерих почти на всех изображениях тоже оказывается с розой. Если вспомнить магию чисел - а они ушли в один день 5 октября, только с разницей в 17 лет - такие совпадения уже не покажутся случайными.

Alex Dragon: К чему посуду бить? Я тоже не испытываю восторга по поводу христианства — как и любой религии, а верующих считаю доброльными лохами в глобальной игре в напёрстки. Однако вполне очевидно признать, что даже в рамках сомнительной мифологии могут быть сделаны интересные рассуждения, верные заключения и фактически точные наблюдения. Соответственно человек разумный может отделить зёрна от плевел и найти для себя нечто полезное. Надо ли брать именно из этого источника — ну, это зависит от случая, личных предрасположенностей и наличия альтернативных источников, более близких ищущему. Сат-Ок пишет: Если вспомнить магию чисел - а они ушли в один день 5 октября На фоне вышесказанного сия магия, если она существует, мало что добавляет, на мой скромный взгляд, вышеприведнного вполне достаточно. А если нет — то о чём это говорит? А как вообще — что это принципиально добавляет? О мужском и женском начале, диалектике жизни, балансе взаимодействия Ефремов и открытым текстом достаточно много и внятно говорил.

Сат-Ок: Alex Dragon пишет: А если нет — то о чём это говорит? Cходу трудно сказать, но 17 - число надежды. Достаточно вспомнить, что между запрещением ЧБ и его новым изданием прошло тоже 17 лет, и ИАЕ это предвидел.

Сат-Ок: Следует отметить, что в ТА в целом Чаша\Клинок представляется явной оппозицией: спиралодиск\Тукан\Ахернар - "Тантра"\Тибетский опыт\"Лебедь".

Сат-Ок: Основной женский урок — от встречи с его твёрдостью: «Если я хочу иметь с ним дело — мне будет больно, чтобы мне не было больно, мне придётся становиться пластичной. И это приятно. Благодаря его твёрдости я учусь быть женщиной. Ух ты! Как это здорово!» Основной мужской урок от встречи с начинающей женщиной, очень трудный мужской урок, Господи какой же трудный мужской урок: «От встречи с моей твёрдостью — женщине будет больно. Если я не буду достаточно твёрд — она не сможет стать женщиной. Если я не буду любящим и сострадающим при этом — она возненавидит весь мужской род. Быть с ней твёрдым — на самом деле приятно!» Так устроен этот мир — без боли нет взросления. Пользуется женщина полноценно аспектами женского сознания или нет, рано или поздно она получит к оплате счёт как абсолютно стопроцентная женщина. Игра есть игра.

Сат-Ок: Очень жизненно... https://www.youtube.com/watch?v=AOJgpY-LEv8



полная версия страницы