Форум » Этика, психология, философия... » Из классового общества - в бесклассовую Общину » Ответить

Из классового общества - в бесклассовую Общину

A.K.: В теме «Классовый подход и идеологии» подфорума «Экономика и политика» я пообещал развить одну мысль. Суть в том, что для осознанного стремления к бесклассовому обществу – выделим сейчас этот аспект Мировой Общины, ноосферного коммунизма, эры Общего Труда, Великого Кольца, Встретившихся Рук и т.д., - нужно преодолеть своё классовое сознание. Теория Маркса о промышленных рабочих как самом революционном классе - в ХХ веке прекрасно подтвердилась, но только целью рабочего класса при этом было (и стало) не бесклассовое общество, а социальное государство – и не важно, в реально-социалистическом или в социал-демократическом варианте. Преодолеть же классовое сознание по ряду причин проще всего социальной группе, которую обычно называют интеллигенцией, в её среде и нужно, в первую очередь, вести, скажем так, «революционную пропаганду», и не столько призывами, сколько личным примером своей жизни, подобно тому, как это делали тот же Ефремов, Циолковский, Чижевский или, например, семья Рерихов. (Во избежание недоразумений сразу оговорюсь, что также с большим уважением отношусь к Ленину.)

Ответов - 11

Трак Тор: Классная мысль!

Alex Dragon: Стоило ли выделять? Топики плодятся, как тараканы. Тем более что, видимо, придётся бескнечно ссылаться. Я так полагаю, что бы «преодолевать», надо это осозновать. Осознаём ли мы себя принадлежащими к какому-то классу или классам? Окружающие? Опять же утыкаемся в вопрос: классификация какова? По каким признакам классифицировать? В той теме классификация так или иначе относилась к экономической плоскости. Однако, насколько я могу заметить, люди себя склонны относить к групповым эгрегорам, которые образуются по принципам не столько экономическим, сколько психологическим. Причём эти группы будут заведомо меньшие и локальные, чем по приведённой классификации. И для их членов важными будут совершенно какие-то иные вещи, а признаки принадлежности вообще трудноопределимые. Допустим, довольно обширное понятие «хиппи». Классом это назвать сложно. Скорее, субкультурой. Причём часта ситуация, когда человек принадлежит к этой культуре чисто номинально, то есть носит хайра, джинсы, фенечки, но «мажор по жизни». Верно и обратное — люди, которые формально себя никак не соотносят себя с этой группой, с точки зрения ценностей этой группы являются стопроцентными хиппарями, ведут соответствующий образ жизни и исповедуют соответствующие идеалы. Например, все как-то причастные к этой теме не выражают сомнения, в том, кто был Леннон — фигура для движении более чем культовая. Несмотря на то что он себя так не называл, был оччень небедным человеком и вообще как-то вот я не слышал, что бы он себя относил к какой-то группировке. Другой пример: писатель Хайнлайн. Вполне себе приличный буржуа, двухсотпроцентный американец, антисоветчик и прочая. После выхода книги «Чужак в чужом краю» был вынужден поставить забор вокруг дома, потому как лохматые личности просто паслись вокруг. Потому как книжка успешно сворачивает набекрень мозги уже не первому поколению ищущих. Однако, как я понимаю, к «классам» всё это мало относится.

A.K.: Если без ненужного буквоедства и раздувания пустопорожних разговоров, то спорить не с чем. Тем более, что помянутая мною интеллигенция – это не совсем класс, интеллигентами бывают и дворяне, и разночинцы, и буржуа (Фридрих Энгельс, например), и рабочие (напр., Эжен Потье).


Трак Тор: А.К., в поддержку высказывался Ваш тезка, Андрей Майданский, автор сайта об Ильенкове: «О «построении бесклассового общества» я тоже «мечтаю». Только по-другому, чем Маркс и Ильенков, представляю себе процесс формирования такого общества. Говоря конкретнее, я не считаю государственную собственность более высокой формой по сравнению с классической буржуазной собственностью. Вот почему социализм не стал и никак не мог стать «первой фазой» коммунистической формации. Он был особой фазой в истории общества буржуазной формации, причем фазой ее деградации, экономического упадка.» Андрей Майданский, д.ф.н., автор сайта об Э.Ильенкове А Алекс, похоже, не врубился в тему. То, что Маркс почему-то выбрал пролетариат - отдельная, очень интересная тема. Похоже, он и сам осознавал, что ошибался, сделав чисто коньюнктурный ход, но отработать назад было уже поздно.

Alex Dragon: Трак Тор, да, я несколько зациклен видимо на жупелах советской идеологии. Однако в затравке темы чётко написано: надо преодолевать. Я всё пытаюсь усмотреть то, что нужно преодолевать.

Трак Тор: Алекс, нужно мыслить диалектически (О как!) Если Вы, я, А.К., ..., объединимся (в этом контексте важнее это, а не вокруг чего и по какому признаку нас классифицировать), нам нужно не свое классовое сознание преодолевать (подозреваю, что у нас с Вами его точно нет), а тех, кто почему-то считает, что он гегемон или там олигарх, и поэтому в своем праве подавлять нас. А поскольку мы подавлять никого не хотим, остается личным примером. Это я интерпретирую мысль, высказанную А.К. Она витает в воздухе. Вот в чем конкретно этот пример, мне пока не очень ясно. Надеюсь, мне подадут личный пример более продвинутые в этом. Раз уж я о диалектике, правильнее употребить не «преодолевать», а «снимать». Снятие классового сознания – ясно, что речь не нашем, групповом сознании. Я сажу больше. Подписываюсь под каждым словом в цитируемом мной высказывании А. Майданского. Хотя вторая его часть, вероятно, не понравится последовательным марксистам.

Alex Dragon: А-а-а, вот вы как это мыслите. Я-то понял это так: нужно снимать собственные барьеры, ограничения в собственном сознании-подсознании. Внутреннюю работу, так сказать, вести. Ломать штампы и вообще, всячески просветлятся по-дзенски. :) Вот я и удивился, потому как упорно никакого классового сознания не замечаю за собой и в этом смысле ломать нечего. Только вот мне видится, что в словах А.К. и ваших две прямо противоположных вещи: «нужно преодолеть своё классовое сознание» и «‹преодолевать тех,› кто почему-то считает, что он гегемон или там олигарх, и поэтому в своем праве подавлять нас». В первом случае речь о действии внутреннем, во втором — внешнем, направленном наружу.

Трак Тор: Alex Dragon пишет: цитатаТолько вот мне видится, что в словах А.К. и ваших две прямо противоположных вещи: Маршала в студию! Пусть уточнит. Но, нямс, «нужно преодолеть своё классовое сознание» - это относится к человечеству, а не к интеллигенции. Сделаю ещё один «диалектический ход». Нужно снять противоречие «вовне» - «наружу», «нас» - «их». То-есть, преодолевать, снимать, классовое сознание вообще, как абстракцию. Гегемоны и олигархи сами должны понять необоснованность классовых претензий (да это и так уже фикция, чисто ментальная вещь). Бесклассовое общество не постришь путем очередной революции, оно должно становиться как результат эволюционной работы.

Alex Dragon: Тогда уж надо до конца. Субъект — объект — тудыть его, в окошко. И да развернётся покрывало майи, тык-скзыть. Чё-то игривое у мя настроение сёдня. :)

Сат-Ок: Характер этой эволюции будет иметь самые революционные черты, вот только сперва эта революция должна произойти в уме. А внешне это может быть и довольно нежно. То самое дзенское просветление (яблоко на голову, вода из ванны и всё такое). И снятие дихотомии «внешнее\внутреннее» в смысле «объективное/субъективное» есть результат глубочайшей психологической работы над самим собой. Это эмпатия в своём высшем проявлении, истинное смирение. Смирение - то есть слияние с миром, а не тупая покорность отчуждённым и непонятным обстоятельствам. Так же надо понимать, что ничего не бывает «вдруг» и «сразу целиком». Такая слиянность и субъект-объектная нераздельность - это, скорее, путь, а не состояние (опять Дао). Ибо жизнь бесконечно разнообразна и новые условия требуют нового понимания и вчувствования. Практически это то же самое, о чём я написал в ветке о классах. Но это имеет обязательным условием и снятие дихотомии «теория\практика». В том смысле, что всякое теоретическое утверждение должно немедленно работать, внедряться в повседневную практику жизни. Вот, написал про эмпатию: так будь добр с предельным вниманием относиться к людям и стараться изо всех сил понимать их высказанные и невысказанные потребности. И только так. И тогда это будет уже что-то близкое к Живой Этике.

A.K.: Трак Тор пишет: цитатаМаршала в студию! Пусть уточнит. Представим себе, например, типичных служащих в учреждении или конторе. Типичная работа, типичные интересы, типичные бытовые заботы, типичное для данной социальной группы самосознание. Но появляется у них в коллективе человек, как наш Иван, который занимается наукой ради пользы людям, а не ради денег, «зачем-то» ездит с какими-то поисковыми отрядами и странными экспедициями, создаёт такие страницы: http://pereval1959.narod.ru и пишет такие рассказы: http://noogen.2084.ru/razum.htm - и при этом скромный парень, без «распальцовки», и всегда поможет, если нужно. «Быть может, он чудак, но живёт как-то интересно и осмысленно, для чего-то большего, чем мы». Вот это и есть личный пример, помогающий подняться над рамками, поставленными нам общественным разделением труда, проявляющимся в классовом разделении общества. Сат-Ок пишет: цитатабудь добр с предельным вниманием относиться к людям и стараться изо всех сил понимать их высказанные и невысказанные потребности Да, существенное добавление. Здесь для меня ярким примером является наш питерский друг Андрей Минарский - с самого момента знакомства с ним 4 года назад.



полная версия страницы