Форум » Этика, психология, философия... » Психология в поисках смысла » Ответить

Психология в поисках смысла

A.K.: Мечтатель21 в теме "Индийская философия" пишет: [quote]Западная психология так и не научилась интегрировать человека[/quote] А, скажем, Фромм или Юнг разве не предложили пути интегрирования человека? Или что Вы под этим подразумеваете?

Ответов - 64, стр: 1 2 All

Александр Гор: Ну, от боли может спасти и другой процесс... Который, в моём случае поразительно затянулся. И лучше завершать его без привязанностей. А Вам я осмелюсь напомнить цитату из Агни-Йоги... «...Как же способствовать цветку? Поставьте его в покойном месте, дайте ему свет Солнца и запретите трогать и обрывать листья».

Сат-Ок: А мы к вам не приходим и не трогаем. Ну, вы всякий раз про что-то своё говорите, ответов не слушаете, так что поменьше хватайте чужие цветы и не заслоняйте им солнышко своими... растениями.

Александр Гор: Хорошо. Только я не себя имел в виду...


anton_: Для Александра: ОСновная проблема со страстями в том, что это понятие введено в рамках весьма определенной понятийной системы, и используя его вне этой системы, мы не получаем новых возможностей для понимания. Т.е. есть некий феномен, который христианство обозначило, как страсти, и пришло к выводу, что их надо подавлять. В некотором смысле это работало - иначе данная система была бы отброшена. Но дело в том, что данный феномен можно описывать и иной моделью. И в данном случае действия с ним могут быть другими. То, что христианская модель рабочая на некотором локальном участке, не делает ее абсолютной (но это, в принципе, переложение теоремы Геделя ). подобная ситуация была например, в астрономии до Коперника. Существовала теория эпициклов, в рамках которой можно было удачно описывать движение небесных тел. Но на определенном этапе от нее отказались в пользу гелиоцентризма. Следствием этого стал прорыв не только в астрономии, но и в физике вообще. Ньютонова модель - следствие перехода к коперникианству. То же можно сказать и о страстях. Можно продолжать считатть, что некоторые проявления психики -страсти, и подавлять их. а можно попытаться объяснить их в рамках иной модели, и получить прорыв в психологии. Тем более, что иные модели есть.

anton_: Для Мечтателя: ИМХО, но дуализм рациональноа/иррациональное излишен в рассмотрении науки/религии или науки/искусства излишен. Религия не иррациональна, она является таким же путем к пониманию мира, что и наука, только зародилась горяздо раньше. В ее основании лежит такое же эмпирическое отношение к миру, что и в основании науки(если Вы читали Торчинова, то понимаете, о чем речь). Да, научный опыт более строг, нежели опыт религиозный, но и то и другое противостоит животному началу (рефлекторная дуга), которое как раз иррационально. Основное отличие науки от иных форм рационализации мира состоит в том, что она оперирует в строго ограниченной области. Например, для физики есть граница по сложности систем - она хорошо описывает полет брощенного камня, но вот полет брошенной птицы описать не может. Это уже область биологии. Но данное ограничение не означает, что физика, скажем, не может описывать вообще полет птицы - просто это описание выйдет настолько сложным, что делать его нет смысла (см. демон Лапласа). Поэтому данный способ рационализации мира продвигается медленно, шаг за шагом раскручивая спираль познания. До психики он дошел только сейчас. Но это не означает, что описание психики невозможно - это только вопрос времени. Равно религия тоже не сразу развилась до великих систем уровня христианства или буддизма - до этого были долгие поиски и долгий отбор религиозных систем, даже тот же шаманизм - это довольно поздний продукт этого процесса. Дорога от шаманизма до буддизма несравненно меньше, чем от первых попыток понять мир до представления о населенной духами вселенной. Поэтому не стоит считать, что наука неспособна понять мир или что она противостоит некоему религиозному иррационализму. Напротив, это еще одна ступень в развитии рационализации мира.

Александр Гор: Ну что ж - напейтесь. Будут одни страсти. Будете умным человеком.

anton_: Александр Гор пишет: Ну что ж - напейтесь. Будут одни страсти. Будете умным человеком. Некоторым реально помогает Речь идет даже не об искусстве, а скажем, о программировании - знаю людей, которые после двух-трех банок пивам работают лучше Но мне не подходит - алкоголь сразу тянет в сон.

Мечтатель21: anton_ пишет: Религия не иррациональна, она является таким же путем к пониманию мира, что и наука, только зародилась горяздо раньше. В ее основании лежит такое же эмпирическое отношение к миру, что и в основании науки(если Вы читали Торчинова, то понимаете, о чем речь). Да, научный опыт более строг, нежели опыт религиозный, но и то и другое противостоит животному началу (рефлекторная дуга), которое как раз иррационально. Состояние безмолвия медитации рационально? Или интуитивное прозрение единства Бытия? Или тотальная погруженность художника в осуществление творческого замысла?

Alex Dragon: Я так понимаю, тут рациональность в том смысле, что религиозное познание обращалось всё же к реально существующим психическим феноменам, то есть это был подлинный эмпирический опыт. Проблемы начинаются когда этот опыт социализируется, становится предметом ритуализации, манипуляций и спекуляций — тогда появляется религия в том привычном нам значении социального феномена и института, тяготеющего к слепому догматизму.

anton_: Мечтатель21 пишет: Состояние безмолвия медитации рационально? Или интуитивное прозрение единства Бытия? Или тотальная погруженность художника в осуществление творческого замысла? Разумеется. Это иной вид рациональности, нежели работа ученого, но он направлен на ту же цель - перевести реальность в некое обрабатываемое сознанием мсостояние. Даже если он достигает нирваны. В любом случае, речь идет о построении модели реальности, вм каком виде она бы не существовала. Буддисткая модель реальности с ее абсолютной пустотой явялеся таким же знанием, как и пространтсо Калаби_Яу, и в том и в другом случае можно говорить о попытке работать с сущностями, значительно отличающимися от используемых в обыденной жизни.

Александр Гор: anton_ пишет: Некоторым реально помогает Ну что ж... предлагаю организовать медитативный бар!

Мечтатель21: anton_ пишет: Это иной вид рациональности, нежели работа ученого, но он направлен на ту же цель - перевести реальность в некое обрабатываемое сознанием мсостояние. Даже если он достигает нирваны. Видимо, сами категории рационального/иррационального неоднозначны и могут пониматься по-разному. Я рассматриваю так: математическая логика или свод законов - чисто рациональны, состояния сильного аффекта (вариантами которого могут быть религиозный, эротический или творческий экстаз) иррациональны.

Александр Гор: Осмелюсь напомнить о потенциальной(!) способности человека, на рациональные, а так же - иррациональные поступки.

Ex-Zyx: Вероятно, границей рационального является ритуал. Ритуал - уже иррациональное поведение (в животном мире он наблюдаем постоянно). Вероятно, следует уточнить - абсолютной рациональности/иррациональности в человеке не существует (хотя может существовать у компьютера/амебы). Его психика диалектически дуальна - как комплексное число. Поэтому страстность ВСЕГДА присутствует в человеческом сознании (но не всегда проявляется). Можно ли утверждать, что индивидуальное и общественное сознание необратимо рационализируется? Скорее всего, есть некие пределы нормальности как в рацио, так и в иррацио. Зашкаливание и там, и там ведет к аномальности (нередко со "срывом гаек" на противоположном фланге - так, большинство хулиганств совершается от безысходной скуки). Думается, самый яркий пример страстности - танец (в нем задействована крупная моторика). Танец мог носить религиозный, сексуально-гендерный, терапевтическо-тренировочный, боевой, профессиональный и игровой характер. Освобождая страстность через моторику, люди эффективно поддерживали себя в адекватном физическом, психическом и ролевом состоянии. Поэтому в мире ТуА танец столь важен в воспитательных технологиях. Он шлифует иррациональное в человеке. Вероятно, педагогам стоит внимательнее приглядеться к танцевальным практикам и шире их практиковать. Должна быть культура страсти. Я уже предлагал тут модель четырех Светлых Страстей. Александр, а Вы как считаете - изобретательство это рацио или иррацио?

Сат-Ок: anton_ пишет: мне не подходит - алкоголь сразу тянет в сон. Кстати, признак чистого здорового организма. Ex-Zyx пишет: границей рационального является ритуал. Очень плодотворная мысль. И свежая, что отрадно. Спасибо!

Сат-Ок: А вообще эти слова имеют очень много равнозначных значений. И это надо просто понимать. Я бы так сказал, что животные очень рациональны, потому что постоянно находятся на эволюционном пределе. А когда чел начинает воспроизводить животную модель взаимодействия с миром - это становится иррациональным, потому что то, что норма для животного, для человека - регресс. Избежать его нельзя, но ставить его во главу угла взаимодействия с миром неверно.

Сат-Ок: Ex-Zyx пишет: Скорее всего, есть некие пределы нормальности как в рацио, так и в иррацио. Зашкаливание и там, и там ведет к аномальности Очень точно.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: Я бы так сказал, что животные очень рациональны, потому что постоянно находятся на эволюционном пределе. А когда чел начинает воспроизводить животную модель взаимодействия с миром - это становится иррациональным, потому что то, что норма для животного, для человека - регресс. Очень интересная, изящная мысль. Говорю это - совершенно искренне...

Ex-Zyx: О Сказках, Сказочниках, Слушателях и Героях: http://ria.ru/religion/20140624/1013257822.html#14046388732623&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration Изложено очень толково. Наш линейный зороастрийско-христианский миф слишком прагматичен. Мы живем по нему ради Результативного Конца (покой, принцессу и полцарства за все претерпевания), слишком мало ценя и мало смакуя повседневную имманентность. Но есть и восточное, циклическое мировосприятие - когда победа важнее приза, участие важнее победы, а искреннее желание участия важнее самого участия... Не хочу сказать, что кривая лучше прямой. Но она - изящнее.

Ex-Zyx: Расширительная практика трансформации пост-сектантского сознания: http://rusplt.ru/world/opium-dlya-naroda-12348.html Интересно, кстати - психологи говорят о ригидности и пластичности сознания (и, возможно даже умеют их численно выражать). Но между твердохрупким чугуном и мягкопластичным железом лежит качественно иная субстанция - сталь, обладающая обратимостью деформаций или УПРУГОСТЬЮ. Упругость можно назвать ПАМЯТЬЮ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, которая основана на неком подобии рефлексии. Можно, видимо, говорить, что эволюция сознания - суть расширение его рефлексивности, УПРУГОСТИ, умения быстро вживаться в ситуацию и быстро выходить обратно. Поэтому глубоко образна формула, что Человек - именно кузнец своего счастья (а не прессовщик или литейщик)))...

Сат-Ок: Ex-Zyx пишет: Можно, видимо, говорить, что эволюция сознания - суть расширение его рефлексивности, УПРУГОСТИ, умения быстро вживаться в ситуацию и быстро выходить обратно. Поэтому глубоко образна формула, что Человек - именно кузнец своего счастья (а не прессовщик или литейщик)))... Хорошо!

A.K.: Ex-Zyx пишет: психологи говорят о ригидности и пластичности сознания (и, возможно даже умеют их численно выражать) Вот, численное выражение было бы особенно ценным в качестве наглядного объективного критерия эволюции.

Ex-Zyx: Благодарить Прошлое, прощать Настоящее, верить в Будущее?... http://lenta.ru/articles/2014/09/05/kekelidze/ По сути, депрессия - это неуверенность человека в своей общественной ценности (а сама общественная ценность человека слишком неабсолютна и преходяща). Поэтому нужно глубже разрабатывать проблематику выражения и получения межличностной солидарности. В том числе и процедурно.

Ex-Zyx: Возрастная психология и философия жизни - текущие изменения: https://zen.yandex.ru/media/ideanomics/vladimir-iakovlev-jizn-prodoljaetsia-eto-ne-konec-u-tebia-est-esce-25-let-minimum-5d2d81e3a2d6ed00ae61e1c8 ...Существует такое понятие – точка зрелости. Например, в Древней Греции точкой зрелости был подростковый возраст. Многие люди рано умирали и до старости просто не доживали. Вот вам история: «Здесь один пацан с соседней улицы/ У нашего парня девушку увел/ Пошли кодлой соберемся и морду ему набьем». Знаете, что это такое? Сюжет «Илиады». Абсолютно подростковый менталитет драк, влюбленности, войн. Позже, уже в Средние века, точка зрелости сместилась к 20-22 годам — по мере того, как увеличивалась средняя продолжительность жизни. У наших родителей эта точка была в 35-40 лет. Это был возраст, который ассоциируется с семьей, детьми, машиной, банковским счетом, хорошей работой. И сегодня эта точка зрелости стала прошлым. За ней появился следующий этап развития. И нам не просто добавили 25 лет жизни, а вашему поколению — 30-40 лет жизни. Нам добавили следующую стадию развития к точке новой зрелости. И для вас не будет проблемой жить после 50 лет. Потому что предыдущее поколение уже поймет, куда нужно двигаться, а вы будете повторять этот маршрут. Как вы делаете это, когда идете в школу или в институт, потом ищете работу. Для вас проблемой будет то, что вы делаете с 75 до 100 лет.



полная версия страницы