Форум » Этика, психология, философия... » Индийская философия » Ответить

Индийская философия

Александр Гор: Скандалы в сети, иногда бывают очень полезны. Нашёл я вот такую книгу! [quote]В книге содержится первое систематическое изложение основ индийской формальной логики навья-ньяя—единственной завершенной системы логики; возникшей вне пределов европейской культуры, приводятся биографические материалы и сведения о работах крупнейших представителей этой школы за период XII—XVII вв., дается интерпретация главных понятий, теорий и методов навья-ньяи с позиций современной математической логики. Автор книги Дэниэл Генри Холмс Инголлс — видный американский индолог, профессор Гарвардского университета[/quote] http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3295849 Разумеется, никакого «восточного синтеза» - я там не найду. А найду обычный(!) синтез, в обрамлении индийской культуры и традиции... Но... книга пока не читана, а посему - не буду утверждать точно... Но... в чём я уверен, там - тоже нет прибежища человеку... отрицающему рационализм!

Ответов - 106, стр: 1 2 3 All

Сат-Ок: Торжество рационализма и логики: внимать безблагодатным моралистам с радостью и игнорировать ясные указания человека, на чьём форуме находишься. С 14 века русское православие выше всех безусловно ставит предание Сергия. Только Стрела Аримана разломала его последователей уже через век с копейками на жестоких врагов - иосифлян и нестяжателей. Именно через нестяжателей шла традиция исихазма - мистики трезвения, что сродни АЙ для того времени. Их задвинули в аут - на север, и стали они заволжскими старцами. Иосифляне столь же усердно почитали Сергия и дело его, только понимали его очень материально. Добро для них было, скорее, категорией вещественной, а не духовной. И они его усердно копили. С такой силой, что впоследствии неоднократно цари просто вынуждены были проводить секуляризацию церковного имущества, ибо зажрались сволочи и даже в жуткие года голода перед Смутой, когда амбары их ломились - продавали по повышенным ценам. В то время как Борис Годунов раздавал за спасибо фактически. И сформировался иной тип предания с иными авторитетами, где имя Сергия чтилось как имя Ленина в СССР, а практика была диаметрально противоположной. А после, когда наступил Раскол, и это предание пошло в топку, ибо именно на него опирались противники Никона. И стала церковь настолько унылой и безблагодатной, что единственным адекватным действием тогдашнего правительства стало упразднение института патриарха и постановке во главе её обер-прокурора (!!!) И только в конце 19 века появляются богословы, которые оказались готовы мыслить, и продлили традицию исихазма, став мистиками-имяславцами. Это и есть серебряный век русской философии. И, разумеется, прилипалы типа всякий "профессоров богословия" активно пользуются их наработками в своей демагогии, только грош им цена, поскольку в вопросах нравственности главное - качество личности, а не формальная доктрина.

Александр Гор: Вы упустили из виду, уважаемый Сат-Ок... позднесоветский период православия... Именно этот период - извлёк на свет Божий многое древнее ...и забытое - в церковной схоластике предреволюционной России. Как Вам, допустим, такой штришок? http://bit.ly/XbF08W На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны легитимными. Кому-то, он покажется мелким... Но... Да, кстати ещё один штришок. В лекциях, горячо «любимого» Вами профессора, я как-то встретил апеллирование, к фильму «Индийские йоги — кто они?» Православие 70-х в СССР... Это Тема!

Сат-Ок: Это всё меняет А я-то думал...


Александр Гор: А я-то думал – Вы историк. Кстати, как-то я уже говорил... проф. Осипов начал преподавать в Академии... В Московской духовной академии... в 1975 году... Кстати, мысль пришла... В КНР - должен быть свой «буддийский Осипов»... Который, тоже не допустит глупости и иррационализма...

Александр Гор: Кстати я ошибся... «С 1965 года — преподаватель основного богословия в Московской духовной академии, с 1969 года — доцент, с 1975 года — профессор. В 1985 году присвоена учёная степень доктора богословия»

Alex Dragon: В Китае ещё до КНР был некто Конфуций, который всё расписал по понятиям. Коими в общественной и государственной практике и пользовались тыщи две лет. Пока оное общество не рухнуло, как трухляве дерево. А буддизм - он сильно не о том. Особенно в чаньской интерпретации. Всякие хлопки одной ладонью и игры на железной флейте без дырок, как вы догадываетесь, весьма далеки от ханжеской игры в рационализм милых вам сладострастных старцев и фарисействующих развратников.

Александр Гор: Alex Dragon пишет: весьма далеки от ханжеской игры в рационализм О-о... А, Вы в Китае порекомендуйте - это хоть даосу, хоть буддисту... Оставить всякие пошлые представления о рационализме и с горящим взором, явиться в какое-нибудь учреждение, желательно в ЦК китайской компартии... И начать вещать о том, что если изгнать всякую мысль, то можно узреть Бога, иль Ганешу... иль Духа ближайшей речушки – в каждом предмете. В том числе, в тумбочке письменного стола. И нашего диалектически отказавшегося от рационализма интеллектуала... тут же сделают Академиком даосского богословия... Ну что же ещё с ним сделают-то!!!

Мечтатель21: В поздние Средние века индуизм вступил в свою зрелую стадию. После реформаторской деятельности Шанкары все индийские конкуренты были или выдворены за пределы страны (буддизм), или потеснены (джайнизм). Стала усиленно развиваться комментаторская традиция, занимавшаяся интерпретацией основных текстов. В этот период трудно найти действительно самобытных мыслителей, которые открыли новую главу в истории философии. Кроме того, в индуизме тогда стремительно стала набирать силу традиция бхакти - эмоционального поклонения избранному божеству, которая никак не могла способствовать развитию философии и рационализма (ответвлением этого направления индуизма является учение нынешних кришнаитов). Еще более возросла роль ритуала, храмового богослужения, бывшего монополией брахманов. В общественной жизни усилился консерватизм и кастовое разделение. Большую роль также играло мусульманское завоевание. Ислам провозглашал равенство людей перед Высшим, что не могло не привлечь к этой религии представителей низших слоев индуистского общества. Появление таких доктрин, как сикхизм или учение Кабира, во многом связано с активной деятельностью в Индии различных суфийских учителей и братств. Поэтому в этом смысле влияние ислама (и особенно суфизма) было отчасти стимулирующим к развитию, препятствовало окончательному закостенению индуизма в формализме и ритуализме.

Александр Гор: Мечтатель21 пишет: Кроме того, в индуизме тогда стремительно стала набирать силу традиция бхакти - эмоционального поклонения избранному божеству Опять-таки психологический паттерн! Гипотезы о том, что следует... таки припомнить о том, что религия... любая религия, существует в обществе... и таки поразмышлять над этим немного... Это игнорируется напрочь. Ну что ж. Стало быть, искать рациональные корни в индуизме... не следует? Ну что ж, «убедили»! Стало быть, в России следует индуизм запрещать? Вот, знаете ли, нам тут от девяностых оправиться окончательно надо, детей растить, страну поднимать... И пропагандисты того, что надо здравый смысл убрать в тумбочку... И вовлечь этот «славный процесс» как можно больше народу... Не вписываются «как-то» такие люди – в процесс возрождения общества-то... Совсем.

Alex Dragon: Гор, вы перепутали инструкцию к трактору со Священным писанием. Более смешного явления, чем современная РПЦ с точки зрения рационализма сложно представить. Про страну поднимать — чья бы уж корова мычала, только не ваша. Вы-то палец о палец не ударяете. И поднимаете, судя по всему, в основном бутылку. Вы вообще только брюзжите. Никак не применяя ваше понимание рационализма к самому себе.

Александр Гор: Ну что ж... Давайте Мечтателя, вместо Осипова... страну учить уму-разуму поставим!!! Тогда наступит «полный коммунизм»... Вот не смею даже возражать.

Сат-Ок: У меня другое предложение. Давайте страну поставим учить не ПГМ-поганцев, а учёных и мыслителей, коих за последние полвека было и есть у нас в стране множество. Начиная с Ефремова, продолжая Налимовым и заканчивая Амонашвили и Будановым. Кстати, есть более реальное предложение - больше не относиться снисходительно к рекламе духовной порноиндустрии, кот. рекламирует Александр, и в духе любимой им тоталитарности цензурировать видео всяких рпц-шных деятелей, им распространяемое со странным упорством. Дискутировать и эмоционировать тут не о чем. Если просто человек выпадает из реальности, то что поделать... иногда можно и напомнить, что тут не гундяевская лавка, а ефремовское место.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: учёных и мыслителей, коих за последние полвека было и есть у нас в стране множество. Допустим - тронувшийся умом Сахаров... и прочие «мыслители» учинившие нам «счастье» перестройки. Сат-Ок пишет: Если просто человек выпадает из реальности Скажите пожалуйста, а если бы Владимира Григорьевича (Буданова) учили вот такие вот, как в нашей теме «знатоки индуизма», противники «западного рационализма»... Он бы что-нибудь кроме Махатм и Чакр знал? Освоил бы он математический аппарат синергетики, переводил бы с английского тексты, изданные западным университетом? Посвящённые физике...

Сат-Ок: Рационализм как обычно торжествует и подмены катятся валом :) Так всегда бывает, если долго искривлять своё сознание мысленными структурами а-ля Кураев.

Александр Гор: А зачем мне Кураев, когда у меня есть... Нооген!

A.K.: Александр Гор Бан на три дня.

Мечтатель21: Итак, возвращаясь к теме. Наряду с перечисленными основными направлениями индийской философии, которые традиционно классифицируются как астика (индуистские, признающие авторитет Вед как Откровения) и настика (неиндуистские - буддизм, джайнизм и еще в древности исчезнувшая традиция локаята), в Индии не прекращалось развитие и тех направлений, которые не являясь по своему происхождению и характеру ведическими, тем не менее открыто не выступали против брахманизма. Это в первую очередь индуистский тантризм (есть еще буддийский тантризм, ставший существенной частью махаяны и основой такой традиции как тибетская ваджраяна - "алмазная колезница"). Тантризм в свою очередь разделялся на несколько различных течений, имевших больше чисто религиозный, мистический и эзотерический характер, но, разумеется, их доктрина включала и некоторые элементы философии. Тантрические секты, будучи "периферийными" в индуизме по сравнению с господствующей брахманической ортодоксией, не могли развить серьезную философскую базу для обоснования своих учений (или не нуждались в том) и больше опирались на символизм и мистический опыт, чем на логические доказательства или абстрактные рассуждения. Исследователь Чаттопадхьяя прямо отождествляет локаяту и древний, еще не индуизированный, тантризм. Он считает, что локаята была не философией скептически и гедонистически настроенной узкой прослойки верхов общества, а являлась мировоззрением широких масс народа, слабо охваченных брахманической культурой, и имела отношение к древним земледельческим культам. Он же утверждает возможность родства с тантризмом философии санкхьи (напомним: это одна из шести ортодоксальных систем). Санкхья же неразрывно связана с йогой (эти две системы в традиционной классификации классических философий обычно объединяются), которая в процессе своего развития позднее позаимствовала многое из тех же учений тантры (особенно такое направление как хатха-йога).

Мечтатель21: Кроме противопоставления "астика - настика" (по признаку отношения к Ведам-шрути) направления древнеиндийской философии традиционно делятся на системы атма-вада и анатма-вада. Типичными представителями первого типа являются те же шесть классических индуистских школ, второго - буддизм (но не джайнизм). Термин "атма-вада" означает "учение об Атмане (душе)", "анатма-вада" - соответственно, "учение об отсутствии Атмана". Все индуистские философии постулируют существование вечной и неразрушимой сущности, называемой Атманом. Атман есть изначальный источник сознания, вечный субъект, пребывающий в преходящем и изменчивом мире явлений. Адвайта-веданта учит даже о тождественности Атмана и Абсолюта-Брахмана. Буддизм, напротив, отрицает существование Атмана-души, отсюда термин "анатма-вада". Сознание признается таким же изменяющимся в потоке существования, как и все в мире явлений. Гераклитово "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" очень хорошо описывает сущность буддийского мировоззрения.

A.K.: Мечтатель21 пишет: Исследователь Чаттопадхьяя прямо отождествляет локаяту и древний, еще не индуизированный, тантризм. Он считает, что локаята была не философией скептически и гедонистически настроенной узкой прослойки верхов общества, а являлась мировоззрением широких масс народа, слабо охваченных брахманической культурой, и имела отношение к древним земледельческим культам. Jчень интересно! А можно чуть подробнее, как он это аргументирует?

Мечтатель21: A.K. пишет: А можно чуть подробнее, как он это аргументирует? Сложно будет кратко объяснить. Ввиду того, что самих текстов локаяты не сохранилось, все, что известно - это в основном информация из полемических сочинений их противников. Во многом эти сведения носят противоречивый характер, поэтому невозможно четко определить, что это была за школа. Неясно, в частности: было ли это чисто атеистическое и материалистическое направление мысли, или все же это была особая традиция, связанная с какой-то древней формой религии? Чаттопадхьяя приводит ряд соображений, позволяющих предположить, что локаята имеет отношение к древним культам, восходящим к протоиндийским временам, которые третировались брахманами как "асурические". И от которых берут начало также тантризм и санкхья. Лучше непосредственно почитать об этом в первой главе его книги: http://wsalka.narod.ru/

Мечтатель21: Несмотря на то, что в индуизме длительное время господствует монистическая философия, одна из древнейших даршан - санкхья ("исчисление", "перечисление") имела подчеркнуто дуалистический характер и была фактически атеистической. Согласно философии санкхьи вселенная есть сочетание двух первопринципов - пуруши и пракрити. Этимологически "пуруша" означает "человек", "мужчина" (в современном языке хинди это слово используется до сих пор в этом значении). Наиболее близким смысловым аналогом "пракрити" в европейских языках является "материя". Пракрити предстает как вервь, сплетенная из трех нитей - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Гуны являются качествами, свойствами, тенденциями, присутствующими повсеместно и образующими различные сочетания. Обычно саттва ассоциируется с ясностью и белым цветом, раджас - со страстью и красным цветом, тамас - с инерцией и темнотой. Пракрити есть неисчерпаемая энергия существования, но сама по себе она бессознательна. Для того, чтобы активизироваться и развернуть процесс эволюции, ей необходимо соприкосновение с противоположным принципом - пурушей. Пуруша - совершенно пассивное начало, это - чистый принцип сознания, субъективность. При соприкосновении с пурушей пракрити оплодотворяется сознанием и рождается сначала буддхи-разум, затем ахамкара-самосознание, затем манас-ум и далее вплоть до самых грубых элементов-таттв. То есть ум, интеллект и самосознание признаются тонкоматериальными, а сам по себе пуруша лишен самосознания. Впоследствии концепции санкхьи существенно повлияли на философию тантры и шактизма. В этих учениях также присутствуют два первопринципа, взаимодействие которых представляет собой разворачивание вселенной - Шива и Шакти, мужское и женское, Дух и Материя, пассивное и активное. Известны изображения богини Кали, танцующей на недвижимом теле своего супруга Шивы - символ активности женского, природного начала и пассивности духовного, мужского. И вот теперь можно вспомнить и "Лезвие бритвы": ...Сандра полулежала в плетеном кресле, задумчиво глядя на пустынную и знойную улицу. Слова Чезаре о забытых амазонках заставили ее мысленно перебрать впечатления от пребывания в Индии. Нет, ей повезло. Если думать о серьезном историческом исследовании гибели женского главенства — матриархата, то нельзя обойтись без древней Индии. Важная черта ее философии — это признание активного начала женским, а пассивного — мужским. Шакти — слово, буквально означающее энергию, — женское начало, и ему поклонялись в образе Деви, божественной матери, Кумари — девушки или Кали — разрушительницы зла. Сандра видела во многих храмах изображения Кали, несущейся на битву с демонами верхом на львиноподобном чудовище. И всегда за ней мчались, размахивая палицами, ее верные сподвижницы йогини — амазонки Индии. Лучшего подтверждения догадкам Сандры нельзя было найти. Дравиды проявили глубокую мудрость, рассматривая женщину как огонь жизни, пробуждающий, направляющий и формирующий стихийные силы природы, и как мать — защитницу от зла, дающую мужчине покой, воспитывая и указывая путь к прекрасному и доброму. От такого представления о женщине не откажется сейчас ни один культурный человек Востока или Запада...

Мечтатель21: Философия санкхьи позволяет приблизиться к пониманию еще одного ключевого понятия индийского мировоззрения. Пуруша, пассивный источник сознания, одухотворяющий материю, есть "свидетель" - сакши. Свидетель, пребывающий вне потока изменений феноменального существования, мира материальных вещей и процессов, включающего и психику. Согласно санкхье, пуруша отождествляет себя с материальными сущностями, которые получают от него сознательность, и попадает таким образом в плен страдания. Классическая система йоги (именно она называется раджа-йогой, в отличие от более поздних систем - хатха-йоги, кундалини-йоги и т. д.) ставит перед собой целью постепенное освобождение пуруши из плена материальных отождествлений. Для этого разработан восьмиступенчатый путь (раджа-йога называется также "аштанга-йогой", "восьмеричной йогой") - яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Поэтому, если говорить в категориях древнеиндийского мышления, цель пути йоги заключалась не в достижении каких-либо сверхспособностей, которые рассматривались как своего рода побочный результат, а в достижении конечного освобождения духа.

A.K.: Мечтатель21 пишет: Лучше непосредственно почитать об этом в первой главе его книги: http://wsalka.narod.ru/ Посмотрел главу, спасибо. Действительно, если подумать, философия народа (любого народа) стихийно-материалистична - ведь народ непосредственно связан со своей землёй, - она ценит радости жизни во всей их полноте, но это не радость праздного гедонизма, потому что народ не ведёт праздную жизнь. Подтверждение этого можно найти в песенном и - особенно - в танцевальном фольклоре, наверное, любой страны. Поделюсь. Аргентинец Эрнесто Кармона, преподаватель танго и фольклорного танца, когда последний раз приезжал в Москву, говорил: "Для меня фольклор - это любовь к своей земле. Сначала - к тому месту, где родился, затем это распространяется на провинцию, затем - на всю Аргентину, затем - на всю Латинскую Америку, и наконец - на все страны, где бывал, на всю Землю. И мне интересно видеть элементы фольклора - настоящего фольклора - в других танцевальных стилях. Так, у вас в выступлениях ансамбля Моисеева я видел настоящий фольклор... Вспомни себя в детстве, вспомни моменты счастья, поблагодари свою землю - это всё фольклор... Я на четверть индеец, у нашего народа каждое 1 августа праздник благодарения земле...". Так выглядит философия народа. Так что если Чаттопадхьяя прав, и настоящая локаята такая, как он пишет, то всё сходится.

Мечтатель21: Наверное, такая стихийная философия жизни, близкая к земле, и может быть названа настоящим язычеством. Поэтому так много параллелей можно найти в разных культурах, которые никогда друг с другом не сообщались. Народы воплощали в мифах и преданиях, в искусстве и фольклоре сходные представления о жизни, красоте, добре и зле. Этим можно объяснить и то, что в современном мире с легкостью происходит синтез элементов разных народных культур. Пример - та же Латинская Америка, особенно Бразилия. И напротив, там, где господствует оторванный от земли схоластический и узкоконфессиональный дух, сильна рознь и взаимная ненависть.

Мечтатель21: Худ. фильм о жизни Шри Шанкарачарьи. Фильм содержит массу сведений о философии и духовной культуре Индии.

Мечтатель21: Поразительное количество форм поклонения и объектов поклонения в индуизме не должно вводить в заблуждение. Здесь не действуют законы обычной логики. Единое может быть выражено в бесконечном числе форм, оставаясь при этом Единым (особый вклад в эту концепцию внес Шанкара). Все направления ведут к нему, подобно тому как все сходится к центру и исходит из центра в тантрических диаграммах-янтрах. Абсолютное может принять любую маску, в зависимости от уровня сознания и психологических потребностей искателей Абсолютного. Однако за маской, ограниченной формой, скрывается Брахман. Поэтому в индуизме чрезвычайно слабо разграничены сферы сакрального и мирского, человеческого и божественного. Поскольку все есть Брахман, сам космос является сакральным, ничто не может быть исключено. Этим можно объяснить и способность индийцев к осуществлению принципов духовности в обычной жизни.

A.K.: Да, Дмитрий Морозов практически то же самое об индуизме говорил.

Alex Dragon: Мечтатель21 пишет: способность индийцев к осуществлению принципов духовности в обычной жизни. Надо ли так понимать что не индусы неспособны осуществлять принципы духовности в обычной жизни? И в чём заключается осуществление принципов духовности в обычной жизни? Это типа когда девицу заживо сожгут или десяток-другой перешедших в иную веру членов низших каст дубинами забьют? Или мусульманский погром устроят? Или когда дочку/сына, после долгих взвешиваний и торгов выгодно замуж продают? В чём, она, особенная духовность индуса, если как можно понять из всего что пишут про Индию, там ровно как и везде — подавляющее число людей — самые кондовые и тупые дикари-обыватели, сидящие в своей Матрице по самую макушку более чем полностью?

Мечтатель21: Alex Dragon пишет: Надо ли так понимать что не индусы неспособны осуществлять принципы духовности в обычной жизни? Способны, конечно. Но для индийца духовность, независимо от конкретных форм ее воплощения, - это нечто фундаментально важное в его жизни, а не дополнительное развлечение. Медитация, йога, философия (в индийском ее смысле), молитва (божеству или учителю), ахимса - все это органично входит в ткань повседневного существования. Что касается социальных проблем, то было бы странно ожидать их быстрого решения среди более чем миллиардного народа. Индийское общество чрезвычайно неоднородно. В нем одновременно есть и утонченные интеллигенты, получившие образование в лучших западных университетах, и представители племен, живущие в каменном веке. Кого же из них считать настоящими индийцами? Индийцами являются и те, и другие.

Мечтатель21: Пока не ушли далеко от вопросов индийской философии и мировоззрения, я предлагаю обратить внимание на следующий фрагмент из "Лезвия" (я выделил те места, которые считаю принципиально важными): Йогическая наука, хотя далеко не все мои западные коллеги отдают себе в этом отчет, полярна европейской в методе познания. Мы привлекаем информацию из внешнего мира через описание и эксперимент, нащупывая законы вселенной. Вы же стараетесь познать мир изнутри, из себя, считая, что человек, как микрокосм, вмещает в себя всю неисчерпаемость бытия и полноту познания. Самая важная часть всех наук о человеке — психология, борьба за его высокие и душевные качества, хотя и резко различны в Индии и на Западе, по существу, составляют диалектически две стороны единства. Наша психология зиждется на синтезе опытных данных. Индийский исследователь не рационализирует истину, он испытывает ее в личном, субъективном опыте. Из наших психологических школ ближе всего к индийской школа Чарльза Роджерса. Элементарные достижения раджа-йоги — развитие бездонной фотографической памяти и интеллигентности выше среднего уровня — обычно отрицались западной психологией, хотя последние данные и начинают говорить о реальности этих достижений. Противоположность наших путей в то же время диалектически едина в движении к раскрытию тайн природы и человека. На этой дороге мы неизбежно сойдемся в необходимости двустороннего постижения, внутреннего и внешнего единства познания. И в то же время весь идеал йоги зиждется на личном «спасении», уходе и предоставлении всему остальному миру идти своим путем. Разве это цель? Несколько десятков людей достигнут большого развития своих сил, обольщая себя мнимым спасением от круговорота рождений и смертей. Что же в этом толку для ваших братьев — людей? Даже если бы существовал какой-нибудь создатель всего сущего — то и для него? Мчится в будущее, вздуваясь и пенясь, поток миллиардов человеческих жизней, а вы стремитесь выпрыгнуть из него на берег? Гордо звание Тиртхакары — наводящего мост через поток существований для других людей. Но ведь в конечном итоге такая деятельность должна привести теоретически к прекращению смертей и рождений, то есть к концу человечества. И это после всех страданий жизни на пути к мысли и воле? Разве так поступали бодисатвы, отказавшиеся от нирваны? Разве не в тысячу раз более благородна другая цель, какую поставил себе целый народ — мой народ, идущий к ней через великие трудности? Цель эта — сделать всех знающими, чистыми, освобожденными от страха, равными перед законом и обществом, сделать доступным для них всю неисчерпаемую красоту человека и природы. В этой цели чем выше и совершеннее будут ее работники, тем быстрее окончится тяжелый и далекий путь. Как нужны бы были сейчас люди, вам подобные, освободившемуся народу Индии… Гирин сдержал себя, спохватившись, что слишком увлекся, и закончил уже спокойно: — Ваша йога, или психофизиологическое совершенствование, как скажет ученый Запада, представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости. Но для чего это все, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле? Разве не говорил Будда как о величайшей заслуге о внесении хотя бы крупицы счастья для людей? Ефремов говорит о взаимной дополнительности западного и восточного пути познания, не отвергая ни один из них. И одновременно не смешивая один с другим. Для психологического совершенствования человека интроспективные и интуитивистские методы медитации, йоги имеет чрезвычайную действенность. Западная психология так и не научилась интегрировать человека. Восточная психология это может, потому что направлена не на ограниченного человека, а на осознание беспредельности в нем. Тот же, кто пробудился к внутренней бесконечности, способен быть настоящим строителем нового, более совершенного и гуманного мира. Без коренной трансформации взглядов на сознание и новой психологии новый мир вообще невозможен.

A.K.: Мечтатель21 пишет: Западная психология так и не научилась интегрировать человека. Восточная психология это может, потому что направлена не на ограниченного человека, а на осознание беспредельности в нем. Продолжение здесь

Мечтатель21: Книга Б. Л. Смирнова "Санкхья и йога" http://psylib.ukrweb.net/books/smirb01/index.htm

Мечтатель21: Беседа Александра Пятигорского (1929-2009) об основах буддийской философии (во введении большое внимание уделено и особенностям древнеиндийской культуры вообще) (последующие лекции найдете на ю-тьюбе)

Александр Гор: М-да... В своих променантах - человек явно демонстрирует гармонию духа и тела... Знаете Мечтатель, я поблагодарю... должен поблагодарить Вас за это видео... Правда, оно помогло мне в познании, отнюдь не индийской философии... Оно... в очередной раз... помогло мне в грустном познании собственной правоты...

Мечтатель21: Вообще с Пятигорским в качестве профессионального буддолога я сам не так давно познакомился (ранее моими основными авторитетами в этой области были и сейчас остаются Евг. Торчинов, Анагарика Говинда, В. Рудой и Е. Островская - речь идет именно об ученых, а не о пробужденных учителях). Не все в том, что говорит Пятигорский, бесспорно, но такова специфика темы. Сам буддизм и, если шире, вся индийская философская традиция допускают множественность интерпретаций и подходов. Используя терминологию буддистов, "много различных искусных средств, чтобы привести к пробуждению". В этом смысле и лекция Пятигорского может служить распространением Дхармы и являться фактором, как бы подталкивающим сознание слушателя к новому пониманию.

Мечтатель21: Статья о Юрие Рерихе и Александре Пятигорском: http://www.shkp.ru/lib/archive/lect/11/0/1/#_edn1

Мечтатель21: Удивителен масштаб интересов А. Пятигорского: начинал с тамильского языка и литературы (полностью понимаю: тамильская культура очень богата, развивалась под большим влиянием североиндийской санскритской, но все же всегда сохраняла свое своеобразие. Тамильская поэзия раннего средневековья - это вообще уникальное явление), затем углубился в буддологию. Судя по записям лекций, он очень хорошо знал санскрит и пали. Слова произносит как настоящий профессионал, соблюдая все фонетические тонкости. Где-то встречал также, что и тибетский был ему известен. А изучить тибетский - это и вовсе подвиг.

Александр Гор: Мечтатель21 пишет: Статья о Юрие Рерихе и Александре Пятигорском: http://www.shkp.ru/lib/archive/lect/11/0/1/#_edn1 Читаю статейку... (Тут даже ссылка с закладкой) «Смысл этой методологической принудительности очень прост: человек должен думать определенным образом об определенных вещах, чтобы… не думать. Не думать о своем мышлении, о своей судьбе». – А.М. Пятигорский. «Реакция философии на тоталитаризм» (Избранные труды. М: 1996, с. 158). [4] Тема, в том смысле, как это определяет сам Пятигорский : «Мое собственное мышление, направленное на разные предметы» («Избранные труды… с. 298). В данном случае таким предметом является культура. Ладно, комментировать не буду... Придётся ёрничать... а это - грешно...

Сат-Ок: Да, когда понимания нет никакого, лучше никак не комментировать. В сторону: Интересный момент: Пятигорский один из культовых персонажей в моей Киношколе из-за своего близкого знакомства со всякими методологами школы Щедровицкого. После я узнал, что он был личным учеником Ю.Н. Рериха и всегда чрезвычайно тепло о нём отзывался, но в самой КШ никогда имена Рерихов не произносились, только недоумение и заминки, не говоря уж об ИАЕ, которого просто никто не знал даже, что был такой писатель. Там всё больше махровых антисоветчиков пропагандируют (в своей практике воспроизводя, разумеется, худшие образцы сталинского комсомола). В принципе, ничего удивительного, вспоминая, какая публика к ИАЕ порой подкатывает, как к своему.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: Да, когда понимания нет никакого, лучше никак не комментировать. Д-а-а... На Ваше понимание я всё-таки рассчитывал. Вот это «финиш»... Вы может быть ещё такому человеку... что представлен Мечтателем в видеозаписи... Трансперсональное путешествие предложите?



полная версия страницы