Форум » Этика, психология, философия... » Отношение к Агни-Йоге (продолжение) » Ответить

Отношение к Агни-Йоге (продолжение)

Кай: Агни-Йога (или Живая Этика) Рерихов - это сложное и неоднозначное, на мой взгляд, религиозно-философское учение. Это своего рода осовремененный буддизм. Я одно время увлекался этим предметом. Но, возможно, "не дорос" до того, что бы Агни-Йога стала для меня настольной книгой. Многие идеи, высказанные там, были для меня близки и естественны, а многие казались, скажем так, чересчур смелыми. Считаю, было бы интересно обсудить понимание АЙ на этом форуме, где много почитателей творчества И. Ефремова. Ведь Ефремов определенно интересовался Живой Этикой (мне кажется, лучше все же подходит это название, а не Агни-Йога) и использовал некоторые идеи из учения Рерихов в своих произведениях. Хотелось бы узнать какое отношение (отрицательное или положительное) в целом к АЙ у участников этого форума. И если, можно, в общих чертах обоснуйте это свое отношение.

Ответов - 112, стр: 1 2 3 All

Александр Гор: М-да... Ныне психиатрия не занимается галлюцинациями? Дама с курсов психологии имеет допуск к медицинскому гипнозу? А психолог с турфирмы выписывает рецепты на транквилизаторы. Дорогой мой! У меня масса знакомых врачей... и я прекрасно знаю, чем занимается психиатрия, а чем психология. Хотя сейчас появилась клиническая психология... _______________ А Вы батенька игнорируете комплекс знаний... Который существует помимо(!) книжки, Ефремова... и ваших собственных фантазий. Вам простите, наплевать - будут люди с ума сходить или одухотворяться. В реальности!!! Этим и опасны сектанты.

Зоряний Корсар: а сейчас учусь прощать её по Виссариону" :) Не по тому ли Виссариону, что отец Иосифа? Письма активно готовим. Очень много сложной работы: составить именной, географический и биологический словари, написать комментарии... Издание должно быть достойно автора! Издавать собираемся с теми письмами, кот. писались самому ИАЕ. Среди них тоже попадаются удивительно интересные, да и пространство диалога становится яснее. А когда хоть приблизительно намереваетесь издавать? Данных о знакомстве с произведениями Кропоткина нет. Зато можно утверждать, что ИАЕ читал "Красную звезду" Богданова. Ну это я знаю. А Кропоткин это с другой оперы. Я когда читал "Хлеб и волю" ёще подметил там воспрос остракизма. А подом у Ефремова Острова забвение. Да и сама структура власти советов нигде у классиков марксизма-ленинизма не прописовалась (ёще-бы, большевики же советы и уничтожили). Тогда как у Кропоткина это всё детально расписано. Это действительно реальная проблема, показывающая следствия именно того подхода, о кот. я написал: когда идёт якобы активная духовная работа, на деле же - фиктивно-демонстративная деятельность (перед самим собой). В ЖЭ есть любопытное высказывание на этот счёт: дескать, самое странное впечатление производят спящие люди, бродящие по улицам и кричащие: "Проснитесь!" Уоттс подходит скорее с позиций дзена, чем работы на общее благо. Он троллит саморазвивателей как-раз за то что они своим самосовершенствованием достигают именно противоположных результатов- взращивают свою неполноценность и желание совершенствоваться еще больше. Замкнутый круг. Кстати, это перекликается с логотерапией Франкла. Невроз может вылечить только нахождение смысла вне себя и самосвершение, а самокопание/саморазвитие только усиливает невроз. Что ёще больше убеждает больного в своей несовершенности и побуждает к совершенствованию:)

Сат-Ок: Горфельд, хватит пустомелить. Напрягайте извилину и начинайте учиться работать с текстами, а не позорно вилять и сливаться.


Александр Гор: Ну, вот вы полюбуйтесь на него! Медицина для него пустомельство... Чьё-то безумие, порождённое бесконечными «медитациями». Ерунда... То, что никто экстрасенсом не стал. «Ничего - я стану». И таких - в любом рериховском кубе... Ефремов таким не был.

Сат-Ок: Зоряний Корсар пишет: А когда хоть приблизительно намереваетесь издавать? Хотелось бы в течение полутора лет... Все же на общественных начала трудятся... Знаете, приходилось общаться с анархистами, и они уверяли, что общество ИАЕ - подлинный анархизм. Ну, информация постоянно прибывает (в частности, ждём не дождёмся 5 писем Хозацкому от их обладателя), так что всегда остаётся шанс узнать нечто новое.

Зоряний Корсар: Знаете, приходилось общаться с анархистами, и они уверяли, что общество ИАЕ - подлинный анархизм. Ну вот и я же о том, так и есть. У Фромма тоже влияние анархизма заметно. Но так он откровенно и ссылается на Кропоткина, Бакунина, Прудона. Думаю что у Ефремова та же кухня- синтез неомарксизма и анархизма. Экономико-философские рукописи 1844 года он наверное тоже читал. Они ведь публиковались ёще вначале 30-ых в собрании, а потом в 1956 отдельным томом. Не упоминает часом нигде? А как насчёт другой политико-идеологический литературы? Очень интересно!

Сат-Ок: Александр Гор пишет: Ну, вот вы полюбуйтесь на него! Медицина для него пустомельство... Чьё-то безумие, порождённое бесконечными «медитациями». Ерунда... То, что никто экстрасенсом не стал. «Ничего - я стану». И таких - в любом рериховском кубе... Ефремов таким не был. Горфельд, ваш клинический поток псевдосознания - это ваш главный диагноз. Таким спецом по подменам и аутизму был тут только некто Козлович. Пора привыкнуть, но всякий раз поражаешься полному отсутствия признаков мышления у таких людей...

Зоряний Корсар: тыць Вот, кстати, письмо Олеся Бердника читателю на тему, о которой мы общались)

Александр Гор: Сат-Ок пишет: ваш клинический поток псевдосознания - это ваш главный диагноз. Таким спецом по подменам и аутизму был тут только некто Козлович. Пора привыкнуть, но всякий раз поражаешься полному отсутствия признаков мышления у таких людей... Ну и где же... все те - умные, взращённые на Агни Йоге... и... кни... ой, простите письмах Ефремова люди? Жду не дождусь ума поучиться...

Сат-Ок: Зоряний Корсар пишет: А вот как Олесь Бердник реагирует на тему, которую мы обсуждали. По этому поводу вспоминается из АЙ: "Утрите слёзы благости, нам нужны искры возмущения духа!" Зоряний Корсар пишет: А как насчёт другой политико-идеологический литературы? Почти никак - Маркса пару раз упоминает в известных письмах Олсону, Ленина - в приведённом уже письме Портнягину. В основном от себя высказывается.

Зоряний Корсар: Почти никак - Маркса пару раз упоминает в известных письмах Олсону, Ленина - в приведённом уже письме Портнягину. В основном от себя высказывается. Видимо "от греха подальше". Ведь, насколько я знаю, к оккультным темам у служб отношение терпимое было, главное чтобы в политику не лезли. Это конечно в постсталинские годы.

Александр Гор: Зоряний Корсар пишет: насколько я знаю, к оккультным темам у служб отношение терпимое было, главное чтобы в политику не лезли. Это конечно в постсталинские годы. При этом в письмах нагло и безапелляционно по этому вопросу строчил писатель, который вырос и возмужал в сталинские годы, и которой, если вспомнить фильм «Откровение Ивана Ефремова»(!) прекрасно помнил, что при Сталине можно было и сесть... За подобную болтовню. Как быстро сменил привычки человек... Ну, надо же!

Сат-Ок: Зоряний Корсар пишет: Видимо "от греха подальше". Судя по всему, да. Довоенная переписка была сознательно уничтожена после арестов многих сослуживцев, дневников он не вёл по этой же причине. Для себя решил: если возьмут, то будет говорить обо всех только хорошее, как дурачок. Ну, обо всём этом в книге немало написано.

Александр Гор: А после войны Иван Антонович... как дурачок начал писать компромат на себя и друзей. Вы плохо знаете сталинское поколение... Эти люди очень хорошо знали, что можно говорить, а что нельзя... Я не утверждаю, что лично Вы подделали переписку... Я лишь предполагаю, что она могла быть подделана.

Зоряний Корсар: 2 Сат Ок: Кстати, а почему он так наехал на дзеновцев в "Мосте Авшинов"? В Америке распространился так называемый «буддизм» японской секты Дзен, превращенный бездельниками, якобы исповедующими Дхарму, в дикое извращение даже самых недостойных обрядов низшего ламаизма. Праздные, тупые и ленивые, эти мнимые «буддисты» предаются скотским утехам. Дзен это же абсолютно безобидноя секточка. Вон Эрих Фромм у себя дома даже с ними симпоиум проводил.

Alex Dragon: Я так понимаю, в Штатах (и не только) и тогда, и сейчас было полно всяких групп и сект, которые по реалу существовали побухать, покурить и потрахаться поэкзотичнее, а дзен - просто идеологическое обоснование права всё это делать. Вполне понятное явление среди пуритански воспитанных граждан в жёстко идеологизированном обществе, делать всё это без оправдания, просто ради своего удовольствия тяжело, комплекс вины замучает. Нужно какое-то формальное снятие ограничений. А для кого-то и вовсе просто ширма. Такой поп-эзотерики по любому направлению сколько угодно.

Сат-Ок: ЭФ дружил с Судзуки, уж неадекватов от дзена там и близко не могло быть поэтому. А в целом, представляется, что речь идёт именно об американских начинающих хипаках с претензией на духовность, но лишённых самого понятия самодисциплины. Утверждать нельзя, но об этом вполне мог рассказывать ЮНР, кот. не один год прожил в Штатах и при этом знал буддизм изнутри традиции - во всех формах и видах. То есть такого материала не только по буддизму можно было понабрать, но ЮНР мог эмоционально среагировать на близкое и поделиться с ИАЕ именно этой проблемой.

Александр Гор: А я-то наивно полагал... что речь идёт о том, что Ефремов писал с оглядкой на существующую в Советском Союзе систему идей и ценностей... Дабы не вызвать скандала. Ну, это наверное какой-то очень умный Ефремов... который бы не стал попусту хамить в адрес советской власти... И он не вписывается в Ваш постнеклассический мир!

Сат-Ок: Поменьше полагать надо и не судить выдающихся людей по себе - трусливому обывателю. Так-то, троллик. Рекомендую закрыть рот и открыть книжки ИАЕ, из которых вы не в состоянии ни слова вспомнить.

Александр Гор: Для молодых посетителей форума... Я думаю, надобно пояснить. Советская мораль была моралью традиционного общества. И в сексуальном плане мало, очень мало чем отличалась от морали христианской. (Времена Коллонтай давно миновали) И охранялась сея мораль – очень хорошо. И будь Ефремов сколь угодно неразумным человеком... трактористу было понятно, что то... что изложено в «Лезвии бритвы» относительно сексуальности – это на грани дозволенного. Это балансирование на грани, за которой быть писателю - обвинённом в порнографии. А посему необходимо в книге клеймить, обвинять... Что бы как-то остаться в рамках советских идейных позиций... Так же необходимо клеймить и обвинять... Что бы не быть обвинённым в излишних симпатиях к религии... Может ли это не понимать господин Сат-Ок... Судя по возрасту... Мой оппонент уж начало-то восьмидесятых должен помнить! Что «Лезвие бритвы» тогда было не запрещено... ну вот не надо писать по «Лезвию...» сочинение-то... Не надо. Ещё родителей в школу вызовут. Должен господин Сат-Ок... помнить и как сажали, за «эротический» в наши дни фильм «Греческая смоковница». Уважаемый Сат-Ок. Я считал Вас умным и честным человеком. Какое из этих двух слов выкинуть из приведённой фразы? Я не знаю... Но Вы меня шокировали... Я полагал, что вышеизложенное понятно всем и каждому...

Александр Гор: (Срывающимся на фальцет тоном) У меня вопрос к Сат-Ок-у... Вы что же считаете Ефремова святошей, который ни разу в жизни расчётливо не поступил?

Сат-Ок: Горфельд, вы прежде фальцета извольте быть мужчиной и отвечать за свои речи. Пока зашкаливающее количество подмен и передёргиваний, скачков и увиливаний на фоне беспрерывных хихиканий - вот и всё, что вы делаете. Поэтому - ещё раз - извольте отвечать за слова! - что-то сказали за ИАЕ - цитаты в студию! Иначе - трепло среднего рода, извиняйте. Соберитесь с силами, перестать нести сумеречный вздор - это очень простые условия.

Александр Гор: Так, дорогой мой... 1. Смех над «слегка» обделённым ментальными силами – это самая гуманная, деликатная форма критики. 2. Я полгал, что даже такой обделённый - мог бы понять... Что... ЕСЛИ Ефремов на людях хвалил СССР, Коммунизм... ругал кап. систему... А... Поздней ноченькой писал письма, где строчил прямо противоположное... ТО... Этот человек был крайне расчётлив... Ласково говоря... И... Этот вывод сделает, где-то как-то пятилетний ребёнок... Вопрос! Какого возраста должен быть человек, который при этом(!) считает Ефремова бесхитростным Дон Кихотом? При истинности первых двух условий? Да ещё изволит оскорбляться... Подумайте...

Зоряний Корсар: А в целом, представляется, что речь идёт именно об американских начинающих хипаках с претензией на духовность, но лишённых самого понятия самодисциплины. Хиппаны угорали по трансцендентальной медитации Махариши Йоги, а не по дзену. К Махариши даже битттлы ездили. Часть потом переориентироваась на кришнаизм.

Сат-Ок: Клоун, годами не могущий связать два слова, но имеющий наглость рассуждать о "ментальных силах", пишет: Этот вывод сделает, где-то как-то пятилетний ребёнок... Никакущий, марш учить матчасть.

Александр Гор: Занятно, что приведённое Вами письмецо... То самое, где прошедший огни и воды немолодой писатель... Как мальчишка возмущается критикой «Матери мира»... Так вот эпистолия эта, как две капли воды – копирует Ваше неуравновешенное состояние...

Alex Dragon: До хиппи были битники, возможно это отголоски этого течения. Во всяком случае хронологически ближе. Хиппизм как массовое явление начало рефлексироваться где-то года так с 65-66-го, "Лезвие" же писалось раньше. Ну а уж на оккультные всякие кружки и секты в Америке дефицита никогда не было. Тут надо ещё учесть специфику восприятия чего-либо в СССР. Тогда привычно было что любое явление исчерпывается одним образцом, вернее родовым понятием. Не было ведь такого что "Байкал" от Биолы и бонбуассоновский - это две большие разницы и совершенно разные бренды, фирмы и юридические лица. Скажем типично, когда название какой либо марки продукции у нас становилось нарицателным именем целого класса товаров. Тоже и с явлениями социальной жизни. Некий единичный факт, течение, группировка воспринимались как выражение явления в целом. А, например частное мнение какой-либо зарубежной персоны или газеты по какому-то вопросу и по сю пору часто воспринимается как официальная позиция того или иного государства по тому или иному поводу. Отсюда сложно было судить о массовости, удельном весе в обществе того или иного явления, мне думается, даже имея доступ к иностранной периодике и литературе. Сказано "джаз - музыка толстых" - значит так и есть. До некоторой степени это могло сказываться и на форме изложения мыслей. То есть весьма вероятно что либо в частном разговоре, либо какой-то статье промелькнуло про некую секту. То что их там тысячи и у каждой свои нюансы - это для советского человека вообще-то было запорогово.

Сат-Ок: Циолковский описал первого космонавта - точь-в-точь Гагарина... Н. Рерих описал грядущую судьбу русского языка, предвосхитив явление Ефремова и его значение для русского языка... Н. К. Рерих РУССКИЙ ЯЗЫК «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» - на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке. Истинно, великому народу дан и великий язык. Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка - санскрит праотец. Но на нем даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живет для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом. Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек еще более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдет лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь. Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. В стонах и воплях нарушается песнь. Но пройдет боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи. Прекрасен русский язык. И на нем скажут лучшие мысли о будущем.

Сат-Ок: Мечтатель пишет: Авторитет не обязательно означает слепую веру, это признание особого значения человека, глубокое уважение. Вот для большинства тех, кто здесь собирается, авторитет - это Иван Ефремов. Но это не подразумевает, что каждым принимается любое утверждение Ефремова. С чем-то можно и не согласиться. Для Николая авторитетами являются также и Рерихи. Всякое спокойное адекватное слово следует приветствовать. Фактически проговорена специфика и отличия рационального и иррационального авторитетов. Осталось вслух проговорить тот многократно подтверждённый документами факт, что авторитетами такого рода (рациональными) Рерихи были и для самого Ивана Ефремова. И что Николай стоит с Ефремовым - не более и не менее. А уважительное и внимательное отношение к самому Ефремову со стороны младших Рерихов и их ближайших сотрудников (тоже многократно подтверждённое документально) делает эту конструкцию нерушимой. На фоне чего животная ненависть к феномену АЙ (неважно, цельно или с шизофренической попыткой разъединить НКР и ЕИР) выглядит кафкианским абсурдом. С другой стороны, радует, что это делает лишь тяжело и долго пьющий клоун, а также негодяй, желающий приравнять книги ИАЕ к книгам Гитлера.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: ...что авторитетами такого рода (рациональными) Рерихи были и для самого Ивана Ефремова. Простите, а какое место в иерархии авторитетов, связанных с рациональным мышлением - занимали Аристотель, Зенон Китийский, Кант, Гегель? Очевидно, подчинённое?

Alex Dragon: Завершающая цикл лекция Ольги Ерёминой и Николая Смирнова «Ефремов и Рерихи, Ефремов и Живая Этика» в Музее Рериха, состоявшаяся 29 октября 2014 г.

Сат-Ок: http://rerihi.narod.ru/publish/surina_statya_efremov.pdf



полная версия страницы