Форум » Этика, психология, философия... » Отношение к Агни-Йоге (продолжение) » Ответить

Отношение к Агни-Йоге (продолжение)

Кай: Агни-Йога (или Живая Этика) Рерихов - это сложное и неоднозначное, на мой взгляд, религиозно-философское учение. Это своего рода осовремененный буддизм. Я одно время увлекался этим предметом. Но, возможно, "не дорос" до того, что бы Агни-Йога стала для меня настольной книгой. Многие идеи, высказанные там, были для меня близки и естественны, а многие казались, скажем так, чересчур смелыми. Считаю, было бы интересно обсудить понимание АЙ на этом форуме, где много почитателей творчества И. Ефремова. Ведь Ефремов определенно интересовался Живой Этикой (мне кажется, лучше все же подходит это название, а не Агни-Йога) и использовал некоторые идеи из учения Рерихов в своих произведениях. Хотелось бы узнать какое отношение (отрицательное или положительное) в целом к АЙ у участников этого форума. И если, можно, в общих чертах обоснуйте это свое отношение.

Ответов - 112, стр: 1 2 3 All

Александр Гор: Сат-Ок пишет: никто ведь не помнит! О том, что любимым увлечением доктора Гирина... была психиатрия - никто не помнит.

Зоряний Корсар: Тексты ЖЭ я посмотрю. Был бы очень признателен. Не потому что не верю на слово, а потому что цитаты Рерихов обладают особой, непередаваемой в пересказе энергетикой) П.С. Ёще вспомнился вопрос, который давно хотел задать. Здесь цитировалось письмо Ефремова к Олсону, где он говорит о потребности нового будизма в борьбе с потребительством и т.д. При этом, вскользь упоминалось о негативном отзиве Ефремова об учении Гурджиева. С добавкой, что мол оно не так опасно как потребительство в силу ограниченного распространения. Можете детальнее раскрыть суть вопроса, в чём же негатив от гурджиевского учения? А то констатация факта без соответствующего пояснения не даёт желаемого эффекта)

Александр Гор: А разрешите я таки задам вопрос... А куда делась переписка, посвященная психиатрии? Вряд ли доктор Гирин ей интересовался, а Ефремов – нет. Допустим, в сопряжении с сексуальностью. Но Ефремов... не был специалистом в этой области... Он наверняка с кем-то переписывался, общался... Или же людям - тесного коллектива, где «Пятигорский - на Пятигорском сидит» сие крайне неинтересно?


Зоряний Корсар: Если вспомнить Таэля, то он так и поступает, кстати, как вы пишете. И в этом для общего блага существенно больше целесообразности, ибо ему пришлось бы поддерживать земную сверхсилу, кот. ему предлагали, изнурительными тренировками. Вы об этих словах, я так понимаю: Я не могу стать идеально здоровым среди болезненных людей своей планеты. Не могу потому, что знаю, как много времени и сил надо тратить на себя, чтобы держаться на этом уровне. Я ведь не получил идеального тела как наследство от предков. Одно приближение к вашей силе потребует столько времени и внимания для себя, что меня не хватит на более важное: доброту, любовь, жалость и заботу о других, в чём я вижу свой долг. Мало любви и добра в нашем мире! Мало людей, одарённых и не растративших свои душевные силы на пустяки вроде карьеры - жизни, богатой материально, или власти. Я родился слабым, но с любовью к людям и не должен уходить с этого пути. Но в чём тогда смысл Лезвия бритвы и образа Гирина? Ведь сам Ефремов писал о романе: Идейная основа — внутри самого человека, каков он есть в настоящее время, а не в каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведет к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра. Правда в главе Мост Авшинов громит йогов за эгоизм, уход от жизни, зацикленность на себе. Но зачем тогда было писать весь роман о совершенствовании личности, а потом в последней главе перечёркивать все это. Несостыковки какие-то у Ефремова получаются. Тем более, что этот роман как-раз таки в реальной жизни поспособствовал появлению бума на ту самую личную хатха-йогу в СССР, которую он так критикует в Мосте Авшинов:)

Александр Гор: И всё-таки я не дам заболтать свой вопрос. Где письма посвященные психиатрии? Или же Ефремов только тем и занимался, в переписке, что хвалил Агни Йогу с буддизмом и ругал советскую власть?

Сат-Ок: Зоряний Корсар, полагаю, в этих цитатах видно направление рериховской мысли в плане развития каких-либо новых способностей? Или стоит ещё поискать (я на скорую руку, просто сейчас иными вещами занимаюсь)? Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звездах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но, именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие, видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное не засорить и не запугать их (Знаки Агни Йоги, 457). Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно. Можно найти детей с одним очень развитым центром, и тогда они могут произвести краткое действие, подобное взрослым. Иногда некоторые центры проявляют болезненность, к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребенка. Между тем, по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. Сколько добра могли бы принести подобные наблюдения! Сколько возможностей были бы охранены! Так могло бы быть правильно начато накопление психической энергии. Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет и особенно тяжко после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла уже в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики. Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего. Существовало негодное мнение, что дух не может овладеть новым телом и оттого происходят детские нелепости. Но дело обстоит наоборот. Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии, и дух не имеет вещества для проявления. Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей расы (Знаки Агни Йоги, 539). Нами принято сперва закалить на чередовании неожиданностей, затем уничтожить чувство личной собственности, затем дать поручение особой опасности, и после этих очищений принято обратить к земле, где среди кажущихся обычных условий происходит высшая необычность (Знаки Агни Йоги, 453). Правильное соотношение между взрывами индивидуальности и непоколебимостью закона даёт золотой путь, который мерцает в глубине каждого расширенного сознания (Знаки Агни Йоги, 398). Тонка граница между угождением себе и трудом на развитие мира. Лишь большое сознание может различить внутреннее побуждение (Знаки Агни Йоги, 261). Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качество замечательных людей. Пусть дадут им книги чёткого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим. Нужно без промедления дать такой материал. Для этого берегите тех немногих, которые могут дать (Напутствие вождю, 64). Полномерный, мгновенный перенос внимания позволяет кристаллизовать каждый момент работы. Можно при дисциплине достичь ясного расчленения каждой мысли. Прыжки пухлых зайчиков непригодны. О бок с чёткостью стоит вечнозрячая настороженность. Не холодный совет упадочных мудрецов — «Ничему не удивляйся!», но пламенный зов — «Будь зрячим!» Такая напряжённость не есть натянутый канат, готовый лопнуть, но есть радуга предусмотрения. Не нужно думать, что настороженность может делать человека холодным и оторванным. Воин на дозоре полон светом возможностей. Правда, он ничему не удивляется, ибо предвидит рождение новых возможностей. Когда вы восклицаете — «Всегда готов!», вы как бы следуете Нашему призыву. Тому, кто всегда готов, можно испытать всё горнило напряжённости (Знаки Агни Йоги, 152). Прежде осознания психической энергии нужно научиться внимательности. <…> Невнимательный, ненаблюдательный не может следить за расцветом психической энергии. Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее требует внимания (Знаки Агни Йоги, 551). Зоряний Корсар пишет: Но зачем тогда было писать весь роман о совершенствовании личности, а потом в последней главе перечёркивать все это. Несостыковки какие-то у Ефремова получаются. Я не очень понимаю, если честно... Весь роман Гирин проповедует идею труда на общее благо, коммунистические ценности и в пику тогдашним резонёрам и щелкопёрам от КПСС утверждает необходимость самосовершенствования для решения общественных задач. Как, не зная, помогать? - так и в ЖЭ беспрерывны аналогичные призывы - познавать и отдавать это людям. В чём затруднение? Этика не может стать йогой, пока находится на уровне "комчванства", а познавший диалектическую этику ежемгновенной целесообразности и есть йог высшей ступени. Я чувствую, что мой ответ вас не удовлетворит. Возможно, дело в том, что мне не очень понятен вопрос...

Зоряний Корсар: Или стоит ещё поискать (я на скорую руку, просто сейчас иными вещами занимаюсь)? Ну так никто же Вас не гонит:) Будет время- был бы рад почитать! Тонка граница между угождением себе и трудом на развитие мира. Лишь большое сознание может различить внутреннее побуждение (Знаки Агни Йоги, 261). Очень хорошие слова! Этика не может стать йогой, пока находится на уровне "комчванства", а познавший диалектическую этику ежемгновенной целесообразности и есть йог высшей ступени. Здесь уже я Вас не понимаю) Я чувствую, что мой ответ вас не удовлетворит. Возможно, дело в том, что мне не очень понятен вопрос... Объясняю. Ефремов критикует антиобщественную философию йоги, но при этом хвалит практические достижения йоги. Предлагая взять практические достижения йоги, но вместо эскапизма поставить их на службу обществу. То есть Ефремов считает что базис йоги хорош, но плоха надстройка, которую надо изменить на коммунистическую. Но не порождаёт ли именно такой базис такую надстройку? Из моих жизненных наблюдений над приятелями которые занимались культуризмом, йогой либо чем-то другим я вижу как у них год от года растёт эгоизм. Я склонен считать что сама структура подобных практик, с чрезмерным вниманием на своей личности, на своём личном совершенстве и развитии приводит к подобной философии. Соответственно, не получется взять йогу и надстроить над ней альтруистический базис, ибо она в силу своих внутренних особенностей будет воспроизводить соответствующую надстройку (чрезмерное внимание к своей личности разовьёт эгоизм и эскапизм). То есть совершенствование для общественных задач неизбежно придёт к совершенствлванию ради себя. Занимался ли сам Ефремов йогой либо иным самосовершенствованием? И наоборот, много ли из советских йогов пошли по пути Гирина? Вопрос риторический. Гирин же, как я понимаю, изучал эти вопросы сугубо как специалист. То есть не имея никакой практической выгоды для себя. Точно так же как врач-гинеколог, например, выполняет свою работу отнюдь не из тех соображений, о которых думают подростки. Не даром он и врач собственно. Но ведь не может же каждый быть врачем-психофизиологом. Много же читателей, прочитав Лезвие, стали практиковать ту самую личную хатха-йогу, "мечтая об особой власти и силе". И Ефремов сам их подтолкнул на этот путь взращивания эгоизма, открыв им чаруюшие перспективы особых психофизиологических возможностей. Не все могут быть такими как Гирин. Большинсво отнеслось к этим вещам сугубо по-потребительски. Точно так же как большинство из тех, кто приходит на секцию бокса делаёт это отнюдь не из соображений чистой красоты движений, а для нужд более бытовых:)

Александр Гор: Сат-Ок пишет: Этика не может стать йогой А так называемая йога... может стать безумием? Может! В любом рериховском клубе Вы найдёте истеричку или психопатку... заигравшуюся своими чувствами да воображением. Именно поэтому Вам так неприятно поднимать тему психиатрии. А Ефремов знал... что опасно играться с воображением. Знал... что опасно давать волю чувствам. Не мог не узнать при сборе материла. «Изменить на современный лад» данный материалец – сложно! Очень даже. Образование надо иметь. Именно поэтому... никакой переписки по этому вопросу... мы никогда не увидим.

Сат-Ок: Александр Гор пишет: И всё-таки я не дам заболтать свой вопрос. Какой вопрос? - ссылочку, пожалуйста. Александр Гор пишет: Где письма посвященные психиатрии? Уж точно их не надо искать в теме, посвящённой Агни-йоге. Здесь выкладываются материалы для того, чтобы у адекватных людей не было сомнений в глубоком интересе и исследовании этой темы. (Неадекватов убедить ни в чём не возможно, это уже давно всем известно). Это первое. Второе - цельных писем, посвящённых вопросам психологии (наверное, всё-таки не психиатрии? - терминологию изучите!), вроде как и нет. Обсуждений отдельных психологических моментов очень много, они вплетены в контекст прочего. Есть чрезвычайно интересные суждения. Вежливая и заинтересованная просьба чем-то поделиться вызвала бы только добрую открытую реакцию и какие-то отдельные фрагменты могли бы быть приведены. А покрикивания с видом имеющего право таких чуйств ни разу не вызывают. Один фрагмент, однако, попался, очень интересный в свете восторгов Гора перед морализаторствующими ханжами от богословия: Из письма В. И. Дмитревскому 9 марта 1963 г.: "...прочитав речь Хрущева, я понял, что такой роман [ЛБ - Сат-Ок] — сейчас к месту и единственно в чём уязвим — это в непривычном для нас сексуальном аспекте. Однако, поскольку секс является одним из опорных столбов психологии, нам так или иначе необходимо его осваивать, иначе мы не сойдём с повода ханжей и церковников."

Сат-Ок: Александр Гор пишет: Именно поэтому Вам так неприятно поднимать тему психиатрии. Откуда это? Ссылочку, будьте любезны! Александр Гор пишет: А Ефремов знал... что опасно играться с воображением. Знал... что опасно давать волю чувствам. Не мог не узнать при сборе материла. Источник из ИАЕ - в студию! Или единственным и потому непотопляемым источником является "Не мог не узнать при сборе материла"? (то есть лишний раз подтверждается мой тезис о существовании логики Гора, кот. и есть логика мира). Будьте-ка любезны привести цитаты из книг ИАЕ со словами "мечта" и "воображение"! - чтобы все полюбовались, что Гор умеет реагировать на вопросы и открывать книги ИАЕ. Или очередной слив устроите, как все годы до этого?

Александр Гор: Сат-Ок пишет: Какой вопрос? - ссылочку, пожалуйста. Цитата приведённая ниже. Вами же! Сат-Ок пишет: Уж точно их не надо искать в теме, посвящённой Агни-йоге. Неужели найду в другой теме? Ну надо же! Сат-Ок пишет: Здесь выкладываются материалы для того, чтобы у адекватных людей Вот как? А это для кого? Адекватных людей с две тысячи пятого года я тут встречал парочку... И они давно покинули форум. Сат-Ок пишет: Второе - цельных писем, посвящённых вопросам психологии (наверное, всё-таки не психиатрии? - терминологию изучите!), вроде как и нет. Т.е... человек с активной перепиской, который переписывался чуть ли не с друзьями которые вполне могли зайти на огонёк... И не переписывался с консультантами? Или родился, со знаниями скажем о транквилизаторах? Что касается психиатрии - берёте файлик с «Лезвием бритвы» и ищите слова «психиатр» «психиатрия». Это уже смешно.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: Источник из ИАЕ - в студию! Подойдите к любому студенту-медику... Которому, в будущем предстоит выписывать рецепты на транквилизаторы.

Сат-Ок: Зоряний Корсар пишет: Ефремов критикует антиобщественную философию йоги, но при этом хвалит практические достижения йоги. Предлагая взять практические достижения йоги, но вместо эскапизма поставить их на службу обществу. То есть Ефремов считает что базис йоги хорош, но плоха надстройка, которую надо изменить на коммунистическую. Но не порождаёт ли именно такой базис такую надстройку? Самое главное в философии ИАЕ - мера и синтез. Срединный путь и Дао. Речь же не идёт о механическом соединении а-ля "до обеда я йог, после обеда - коммунист" :) Для ИАЕ были очевидны следующие непреложные истины: внешняя и внутренняя сторона жизни должны находиться в динамическом равновесии. Вне самопознания и самосовершенствования нет пути в светлое будущее - ему просто не на чем там обосноваться, этому будущему, ибо его основа - не отчуждённые экономические показатели, а нравственность и стремление к познанию. Общественные задачи с определённого момента сложности не могут быть решены в рамках прежнего уровня личности, и всё. На пальчиковой батарейке будет работать карманный фонарик, а люстра - нет! А сложность пути несомненна - потому и ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ, а не орешки в сахаре. Конкретно ЖЭ его привлекла именно тем, что не требует оккультных сосредоточений и многолетних мистических практик. Увлечение той же хатхой критикуется в ЖЭ довольно жёстко. Но если несколько десятков чел в тогдашнем СССР стали серьёзно заниматься ею, прочитав ЛБ - то и слава зевсу! - Хоть чуть расширился горизонт духовных исследований. "Этика не может стать йогой, пока находится на уровне "комчванства", а познавший диалектическую этику ежемгновенной целесообразности и есть йог высшей ступени." Ох... Комчванство (коммунистическое чванство) - феномен, отмеченный ещё ВИЛ, когда человек считает, что читая и зная дословно труды Маркса\Энгельса, он вправе учить профессионалов и чувствовать над ними превосходство, и уже узнал самое главное. Хотя по сути представляет собой начётника, не более. Пока чел рассуждает об этике и пишет трактаты, обильно цитируя ту же ЖЭ, а в реальности жизни руководствуется совершенно иными (разумеется, совершенно неосознанными в 99 случаях из 100) мотивами - его "этика" не становится йогой. Это серьёзная проблема для всякого, исследующего эти темы - я, например, постоянно это ощущаю как свою проблему. Только когда завершается подстраивание жизни под такое резонёрство и связанные с этим горы проекций, а сама реальность жизни осваивается человеком в согласии с идеями целесообразности в контексте эволюционного восхождения - тогда исчезает отчуждённость, майя тает, матрица ссыпается, и человек видит действительность, а не кажимость, очевидность. И он, конечно, тогда йог.

Сат-Ок: Александр Гор пишет: Вот как? А это для кого? Адекватных людей с две тысячи пятого года я тут встречал парочку... И они давно покинули форум. Может, и вам пора? К вашему альтер-эго - бешеному принтеру?

Александр Гор: Да нет, я лучше укреплюсь в комчтванстве... И приду к грустному пониманию. Что советские власти совершенно правильно воспрещали всякого рода МРО. Тут и Вам поклон, однако. А вот то, что Вы не помните текст «Лезвия бритвы»... К-хм... М-да...

Сат-Ок: Александр Гор пишет: Т.е... человек с активной перепиской, который переписывался чуть ли не с друзьями которые вполне могли зайти на огонёк... И не переписывался с консультантами? Или родился, со знаниями скажем о транквилизаторах? А, так вам сугубо про транки, а психология не котируется? Ну, кому что, в самом деле. Нет, про транки и психиатрию как таковую нет ничего, идите к студентам-медикам. Я не знаю этой тему, написать не могу, вы правы.

Сат-Ок: Александр Гор пишет: не помните текст «Лезвия бритвы»... Вам был сделан запрос о цитатах оттуда (или из других книг) - про мечту и воображение, которыми "играться опасно". Сделайте-ка! Это ведь вы в принципе ИАЕ не открываете и не знаете, о чём он писал в своих книгах. Или уже слились, как обычно?

Зоряний Корсар: Конкретно ЖЭ его привлекла именно тем, что не требует оккультных сосредоточений и многолетних мистических практик. Увлечение той же хатхой критикуется в ЖЭ довольно жёстко. Можете привести эту критику хатха-йоги с позиций ЖЭ и высказывание Ефремова о Живой Этике в подобном ключе? Вне самопознания и самосовершенствования нет пути в светлое будущее - ему просто не на чем там обосноваться, этому будущему Самопознание и самосовершенствование могут стать самоцелью. Как и делает большинство тех, кто этими вещами занимается. И наоборот, люди которые стремятся к светлому будущему, заняты больше самоотдачей, чем самопознанием и самосовершенствованием:) Я же почему и спросил Вас конкретизировать отношение Ефремова к учению Гурджиева, ибо оно очень располагает к подобному эскапизму самопознания и самосовершенствования. Кстати, Вы видимо запамятовали о моём вопросе:)

Александр Гор: Сат-Ок пишет: про мечту и воображение, которыми "играться опасно". Ими в принципе играться опасно. Гений Вы мой... Сат-Ок пишет: Я не знаю этой тему, написать не могу, вы правы. И Ефремов тоже не знал, о чём писал? Материал не собирал?

A.K.: Зоряний Корсар, Гурджиева ИАЕ считал вредным автором. Но при этом не считал опасность его влияния большой, просто вследствие масштабов. В письме, кажется, Портнягину, ИАЕ говорил, что нарастающее влияние идеологии потребительства куда опаснее Гурджиева. поскольку имеет массовый характер.

Сат-Ок: Правильное соотношение между взрывами индивидуальности и непоколебимостью закона даёт золотой путь, который мерцает в глубине каждого расширенного сознания (Знаки Агни Йоги, 398). Зоряний Корсар пишет: Можете привести эту критику хатха-йоги с позиций ЖЭ и высказывание Ефремова о Живой Этике в подобном ключе? Прямых высказываний ИАЕ такого рода не обнаружено. Есть только противопоставление общественной и личной йоги и несколько критических замечаний в адрес хатха. Эти вещи неизбежно взаимосвязаны, учитывая постоянный акцент на важности работы в миру на общее благо в ЖЭ - разумеется, это привлекало ИАЕ - он же внимательно всё читал. "Хатха Йога не должна рассматриваться как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления." (ЗнАЙ, 28) "Если заметите в ком-то чрезмерное сосредоточие на телесной Йоге, напомните вновь о нежелательности такого ограничения. Опять скажите – конь, который знает и выполнил многие упражнения, не будет взят для спешной вести. Так не вдавайтесь в ограничение тела. Каждое усвоение телесное дает и новое ограничение. Лишь дух не знает границ, и учение будущего будет основано на завоевании духа. Телесная Йога должна преобразиться в тонкие огни. Телесная Йога не может вести к сочетанию Тонкого Мира; при ней сердце не занимает исключительное положение, но тонкое преобразование устоит лишь на сердце. Оно сохраняет ту огнеспособность, которая есть единое условие преображения." (Сердце, 287) "На той же Киевской студии снят фильм о йогах Индии — мне показывали его в Москве, очень интересно, хотя речь идет, конечно, только о первых ступенях Хатха-йоги. Кстати, йоги высшего посвящения считают Хатха-йогу в полном развитии даже вредной, так как, укрепляя физическое тело, она ослабляет возможность раскрытия эфирного (или ментального). Есть резон!" (Г. К. Портнягину, 25 мая 1969 г.) "Сейчас, особенно когда молодежи многое доступно, разброс стремлений и способностей на этом фоне особенно велик. Подчас даже забавно наблюдать, как люди устремляются к тому, о чём не имеют ни малейшего понятия, хватают его, как горячую картошку и, обжегшись, отбрасывают. Происходит это от недостатка информации, и виной тому, как случилось, недавнее прошлое. Так увлечение йогой, например. А кто знает, что для ускоренного обучения непременно нужен учитель и что это «ускоренное» обучение занимает пять лет, а вообще подготовка полноценного хатха-йога требует, также как подготовка балерины или фигуристки, многих лет. Что для того, чтобы стать раджа-йогом нужно обладать врожденными способностями, а занятия хатха-йогой суть лишь помехи на пути к радже-йоге. Что вообще высшая йога смертельно опасна и может проводиться лишь при наличии строго определенных внешних условий, иначе смыкание сознания с подсознанием, достигающееся на высоких ступенях, наступит раньше готовности психики и тела и приведет к безумию." (В. В. Россихину, 6 марта 1971 г.)

Сат-Ок: Александр Гор пишет: Ими в принципе играться опасно. Гений Вы мой... Полный набор цитат из ИАЕ с ключевыми словами "мечта" и "воображение" - будьте любезны!

Сат-Ок: Зоряний Корсар пишет: Я же почему и спросил Вас конкретизировать отношение Ефремова к учению Гурджиева, ибо оно очень располагает к подобному эскапизму самопознания и самосовершенствования. Кстати, Вы видимо запамятовали о моём вопросе:) АК ответил, да и я писал многократно об этом в разных контекстах. Видимо, запамятовал - а где был такой вопрос? Зоряний Корсар пишет: Самопознание и самосовершенствование могут стать самоцелью. Как и делает большинство тех, кто этими вещами занимается. И наоборот, люди которые стремятся к светлому будущему, заняты больше самоотдачей, чем самопознанием и самосовершенствованием:) Именно поэтому у нас что-то маловато совершенных людей и нет даже намёков на светлое будущее.

Зоряний Корсар: Гурджиева ИАЕ считал вредным автором. Но при этом не считал опасность его влияния большой, просто вследствие масштабов. В письме, кажется, Портнягину, ИАЕ говорил, что нарастающее влияние идеологии потребительства куда опаснее Гурджиева. поскольку имеет массовый характер. А он говорит в чём же конкретно вредность Гурджиева?

Сат-Ок: В том, что (по памяти) информация о высших слоях реальности ложная, перепутанная, а позиция самого Гурджиева антисоветская и антирусская.

Зоряний Корсар: а позиция самого Гурджиева антисоветская и антирусская. Вот уж чего не ожидал, так этого

Сат-Ок: При этом надо отметить, что к книгам ученика Гурджиева Успенского ИАЕ относился с куда бОльшим интересом.

Зоряний Корсар: Интересно. Есть какая-то информация об этом?

Сат-Ок: Из писем известны самые общие сведения - что читал "Терциум органум" издания 1911 г. и тоже довольно негативно отнёсся из-за путаницы (впрочем, то же самое писал про язык Блаватской), а также "Четвёртый путь", который рекомендовал к прочтению.

Зоряний Корсар: а также "Четвёртый путь", который рекомендовал к прочтению. Это же надо было её достать где-то. Она издана уже после войны.

Сат-Ок: Ну, он много на английском читал. Ему присылали респонденты из-за рубежа. Переписывался с необычными людьми - вроде Бержье, соавтора "Утра магов", кот. тоже читал, разумеется.

Александр Гор: Ну, хорошо Ефремов не переписывался ни с кем из психиатров... Когда писал книгу об увлечённом данной к-хм... дисциплиной докторе... А что он читал по этому вопросу? Что записывал в черновики... И главное, как коррелировал психиатрию и мистицизм? (Только, пожалуйста, не нужно разглагольствований что Рерих и Блаватская это не мистика...)

Сат-Ок: Александр Гор пишет: ? Что я вижу? Чел задаёт вопрос, не потрудившись ответить на заданный ему! Нехорошо. Потрудитесь, голубчик, ответить за слова, как подобает мужчине! Если он, конечно, мужчина, а не трепло скользкое.

Александр Гор: Т.е. придумать Вам нечего. Ибо порождённая Вами эзотерическая «мифология писем» вступила в прямое противоречие с книгами Ефремова... Содержание которых Вы уж начали и забывать... ___________ А что касается поисков высказываний о мечтах... Вы действительно не понимаете разницы между мечтами пионера о светлом будущем и целенаправленной практикой игр с воображением с целью стать экстрасенсом? Ну-ну!

Зоряний Корсар: 2 Сат Ок: Переписывался с необычными людьми - вроде Бержье, соавтора "Утра магов" Ого, не знал! Скоро вы там уже переписку Ефремова издадите, а то сидите на тайных знаниях Кстати, хотел спросить, а он часом не читал Кропоткина? А то уж больно в Туманности Андромеды видны кропоткинские моменты (изгнание из общины, структура советской власти). Ведь Ефремов должен был слышать о Кропоткине в горном институте. Как-никак видный русский географ и геолог. Да и его идеологические труды публиковались свободно в 20-ых годах. Насчёт самосовершенствование. Вы пожаловались на недопонимание моих слов. Хотел бы тогда сослаться на Аллана Уоттса, известного тролля от дзена: …Уверен, что вы наблюдали за поведением людей, которые заняты самосовершенствованием. Обычно, они довольно много ходят по магазинам. Кроме того, они интересуются психоанализом, психодрамой, йогой, сайентологией, христианской наукой, дзэн-буддизмом и тибетским буддизмом. И везде, куда бы ни подались эти люди, они встречают настойчивый призыв: «Забрось все и разберись с этим!» Но мы замечали, что, даже если человек следовал одному из этих путей достаточно долго, ничего особенного с ним не происходит. Мы каждый раз встречаем того же самого человека, только с новым набором навязчивых идей. Человек при этом не меняется, меняются лишь его попытки измениться… …Люди уже очень давно интересуются возможностью изменить себя. Но мы можем спросить: возможно ли это или это всего лишь замкнутый круг? В умах многих присутствует мысль: «Я должен улучшить себя», и это очень важно. В самой идее «Я должен улучшить себя» присутствует очевидная трудность: если я должен улучшать себя, то «я», которое улучшает, и «я», которое нуждается в улучшении, — это одно и то же «я». Таким образом мы попадаем в замкнутый круг… http://www.e-reading.ws/chapter.php/111170/6/Uots_-_Put%27_osvobozhdeniya.html Рекоммендую его статью "В дебрях самосовершенствования", ссылку на которую я привёл выше. Ничего лучше о самосовершенствовании я пока не встречал:)

Сат-Ок: Да, описано верно. "Я прощал её по Иванову, по Луизе Хей, по Анастасии, а сейчас учусь прощать её по Виссариону" :) Это действительно реальная проблема, показывающая следствия именно того подхода, о кот. я написал: когда идёт якобы активная духовная работа, на деле же - фиктивно-демонстративная деятельность (перед самим собой). В ЖЭ есть любопытное высказывание на этот счёт: дескать, самое странное впечатление производят спящие люди, бродящие по улицам и кричащие: "Проснитесь!" Проблема в том, что решение лежит вне 2 сигнальной системы, и это принципиально. К сожалению, мы живём в мире сильнейших гравитаций - не только физической, но и нравственной, эстетической, поведенческой - это условия существования грубой материи, и каждый шаг даёт последующий откат почти на ту же позицию. "Шаг вперёд, девять десятых назад - суть любого процесса", - писал ИАЕ. Письма активно готовим. Очень много сложной работы: составить именной, географический и биологический словари, написать комментарии... Издание должно быть достойно автора! Издавать собираемся с теми письмами, кот. писались самому ИАЕ. Среди них тоже попадаются удивительно интересные, да и пространство диалога становится яснее. Данных о знакомстве с произведениями Кропоткина нет. Зато можно утверждать, что ИАЕ читал "Красную звезду" Богданова.

Сат-Ок: Александр Гор пишет: Ибо порождённая Вами эзотерическая «мифология писем» вступила в прямое противоречие с книгами Ефремова... Содержание которых Вы уж начали и забывать... Хватит пустословить! Цитаты из книг - в студию! Пока вы реально оказываетесь скользким треплом, позабывшим про мужское достоинство.

Александр Гор: Сат-Ок пишет: Письма активно готовим. Очень много сложной работы: составить именной, географический и биологический словари, написать комментарии... Издание должно быть достойно автора! М-да... Мои ироничные фантазии оказались пророческими...

Александр Гор: И там ничего о психиатрии? Ну-ну...

Сат-Ок: Александр Гор пишет: Что касается психиатрии - берёте файлик с «Лезвием бритвы» и ищите слова «психиатр» «психиатрия». Это уже смешно. Смешон клоун Горфельд. Которому следует открыть файлик с ЛБ и составить частотный словарь - посчитать кол-во упоминаний слов с основой "психолог" и аналогичных с основой "психиатр". И изумиться результатам. После этого клоуну следует осмыслить лексико-семантические поля и увидеть с изумлением, что в ряде случаев при употреблении слова "психиатр" подразумевается исследование тех вопросов, коими сейчас занимается именно психология. Полвека назад столь жёсткого разграничения ещё не было! - клоуну придётся учесть ещё и это, и перестать игнорировать в романе слово "психология", а заодно весь комплекс знаний, ему совершенно незнакомых, но о которых как раз рассуждает ИАЕ устами Гирина и Витаркананды. После чего, просветлённый необычностью последовательной умственной нагрузки, клоун вернётся к изучению вопроса об отношении ИАЕ к мечтам, фантазиям и воображению, осознав вдруг, что таким изучением можно заниматься только с текстами самого ИАЕ, а не с собственным - весьма, следует признаться, унылым и убогим - воображением. И там клоуна тоже ждут невероятные открытия. А пока он остаётся дешёвым треплом, троллем, существом среднего рода.



полная версия страницы