Форум » Этика, психология, философия... » "Быть" vs "иметь": Беседа и другие примеры » Ответить

"Быть" vs "иметь": Беседа и другие примеры

makcum1982: Эрих Фромм. "Иметь или быть" - http://ru.philosophy.kiev.ua/library/fromm/haveorbe.html БЕСЕДА Различие между принципом обладания и принципом бытия можно легко наблюдать на примере двух бесед. Представим себе сначала типичный спор, возникший во время беседы двух людей, один из которых. А, имеет мнение X, а второй, В, -- мнение У. Каждый из них отождествляет себя со своим собственным мнением. Каждый из них озабочен тем, чтобы найти лучшие, то есть более веские аргументы и отстоять свою точку зрения. Ни тот, ни другой не собирается ее изменить и не надеется, что изменится точка зрения оппонента. Каждый из них боится изменения собственного мнения именно потому, что оно представляет собой один из видов его собственности, и лишиться его -- значило бы утратить какую-то часть этой собственности. Несколько иная ситуация возникает в беседе, которая не носит характер спора. Кому не знакомы чувства, которые испытываешь при встрече с человеком, занимающим видное положение, или пользующимся известностью, или даже обладающим действительными достоинствами, или с тем, от кого мы хотим получить что-то: хорошую работу, любовь, восхищение? В подобных обстоятельствах многие склонны проявлять по крайней мере легкое беспокойство и часто "готовят" себя к этой важной встрече. Они обдумывают темы разговора, которые могли бы быть интересными для их собеседника; они заранее задумываются над тем, с чего бы лучше начать разговор; некоторые даже составляют план всей беседы -- той ее части, которая отводится им самим. Они подбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном обаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая роль представляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях, своей внешности и одежде. Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошего исполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумение большинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса. Полную противоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают. Их собственное "я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них. В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-то новое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все. Они живо и полностью вовлекаются в разговор, потому что их не сдерживает озабоченность тем, что они имеют. Присущая им живость заразительна и нередко помогает собеседнику преодолеть его собственный эгоцентризм. Таким образом, беседа из своеобразного товарообмена (где в качестве товара выступают информация, знания или общественное положение) превращается в диалог, в котором больше уже не имеет значения, кто прав. Из соперников, стремящихся одержать победу друг над другом, они превращаются в собеседников, в равной мере получая удовлетворение от происходящего общения; они расстаются, унося в душе не торжество победы и не горечь поражения -- чувства в равной степени бесплодные, -- а радость. (Именно такая способность врача подбодрить пациента, пробудить в нем интерес к жизни является существенно важным фактором в психоаналитической терапии. Никакая "доза" психоанализа не будет эффективной, если лечение проходит в тяжелой, бездушной и унылой атмосфере.) Мне кажется, что в наших дискуссиях мы забываем об этом и часто ведем их как спор, в результате которого истина не рождается. Замечал такое и у себя

Ответов - 10

A.K.: Спасибо. С удовольствием снова перечитал эти замечательные строки.

A.K.: makcum1982 пишет:Мне кажется, что в наших дискуссиях мы забываем об этом и часто ведем их как спор, в результате которого истина не рождается. Замечал такое и у себя А я часто ловлю себя на "домашних заготовках", о которых говорит Фромм. В некоторых случаях они могут быть полезны (во время доклада, например), но в целом с ними теряется непосредственность и бытиё "здесь и сейчас". Вообще, вылавливать в себе проявления "модуса обладания" и работать с ними очень полезно и увлекательно. Наиболее "брутальные" его формы (ревность, доктринёрство, желание "победить в споре") сразу видны и поддаются корректировке, но дьявол пролезает в изощрённых формах, не столь заметных, и потому с ними работать сложнее. Мне в этом помог парный танец - сразу вылезает доставшееся по наследству стремление к гиперопеке, а также скованность от неуверенности в парном взаимодействии. Всё это - от ориентации на обладание.

makcum1982: Фромм во всех своих работах отталкивается от тезиса о том, что надо "жить, чтобы быть", а не "иметь свою жизнь". Читаю...


A.K.: Он даже на языковые нюансы обращает внимание: "Иметь друзей" вместо "дружить", "обладать знаниями" вместо "знать", "иметь желание" вместо "хотеть" и т.д. - как примета времени.

helenrokken: Очень впечатлило то, что я прочитала в этом отрывке! К стыду своему, я все не доберусь до этой работы Фромма. А так нужно... Теперь я еще больше это понимаю. Хожу под сильным впечатлением. Есть о чем задуматься...

A.K.: Истоки. Фромм говорит о своём иудейском учителе Зелмане Барухе Рабинкове:О чём бы ни шла речь, его убеждения для него были не как собственность или знамя, которыми он обладал и должен был продемонстрировать или защищать. Он дошёл до них с большим напряжением своих творческих сил, и его глубокая убеждённость делала для него ненужным ни переубеждать кого-либо, ни подчинять своему влиянию. Он был человеком не только без титула, но и без малейшей потребности в аттрибутах авторитета... Его авторитет основывался на его знании, заинтересованности, искренности, но никогда не на том, что он что-то из себя строил... Всё его влияние было через его бытие, его пример, хотя он был последним, кто бы хотел быть примером. Он был целиком самим собой. А вот слова биографа самого Фромма:В 1975 году в связи с 75-летием Фромма Борис Любан-Плоцца и Райнер Функ организовали в Локарно симпозиум, на котором Фромм должен был выступать с основным докладом. Фромм, хотя и ослабевший после болезни ... как обычно, экспромтом сделал двухчасовой доклад на основе нескольких тезисов, при этом ни один из четырёхсот присутствовавших не обнаружили никаких признаков усталости ни у себя, ни у Фромма.

Сат-Ок: А я часто делаю много заготовок, но говорю совершенно иначе. Как правило, ориентируюсь на реакцию слушателей. Кстати, в "Двух жизнях" также прописано, что надо существовать непосредственно, не связывая заготовками себя.

Ex-Zyx: Взято в Сети: Традиционное мерило успеха — собственные квартира и автомобиль — уже неактуально. Все большее число молодых людей по всему миру не хотят их покупать. Многочисленные исследования специалистов показывают, что поколение так называемых миллениалов — людей, которым сейчас до 30-35 лет, — уже редко покупает дома, а еще реже — автомобили. На самом деле они не делают сверхдорогих покупок вообще. Если не считать айфонов, разумеется. В Америке людей в возрасте до 35 лет вообще называют «поколением арендаторов». Почему так происходит? Некоторые социологи убеждены, что это из-за того, что на долю современной молодежи приходится слишком много финансовых катаклизмов. А потому люди просто боятся брать «серьезные» кредиты. Но даже не это главное. Дело в том, что поколение современных молодых людей отличается от поколения своих отцов другими ценностями. Современная молодежь пересматривает понятие успеха. Если ранее успешными людьми считались те, кто владел собственным жильем и автомобилем, то сейчас в особом почете те, кто вкладывал деньги в опыт и впечатления: путешественники, экстремалы, стартаперы. Молодые люди сознательно отказываются от покупки недвижимости и даже мебели, предпочитая арендовать их. Смысл в том, что теперь люди хотят не зажиточности и стабильности, а гибкий график, финансовую и географическую независимость. Материальные вещи просто перестают интересовать людей. Зачем владеть автомобилем, если у вас есть такси? Это же, по сути, личный автомобиль с водителем. И пользоваться его услугами не дороже, чем владеть собственным авто. Зачем покупать дом в живописном месте и ездить туда отдыхать, если жилье можно найти через Airbnb в любом уголке планеты? Вам не придется ни переплачивать за аренду, ни покупать недвижимость в полюбившейся стране. То же самое и с недвижимостью в своем родном городе. Во-первых, вы не знаете, как долго будете жить там, где живете. Во-вторых, зачем брать ипотеку на 40 лет, если можно смириться с тем, что проведешь всю жизнь в арендованном жилье? В конце концов, работу вы, скорее всего, в перспективе ближайших нескольких лет поменяете, и если вы арендуете жилье, то ничто не мешает вам перебраться поближе к офису. Forbes сообщает, что современные молодые люди меняют работу в среднем раз в три года. Сама концепция владения вещами более не актуальна. Обозреватель Atlantic Джеймс Гэмблин объясняет феномен так: «За последние десять лет психологи провели огромное количество исследований, доказывающих, что с точки зрения счастья и ощущения благополучия гораздо выгоднее тратить деньги на приобретение нового опыта, а не новых вещей. Это приносит больше радости». Вот выдержки из статьи Гэмблина: «Оказывается, люди больше не хотят слушать истории о том, где вы там купили дом. Они хотят услышать, какой замечательный вы провели уик-энд. Даже плохой опыт в конечном итоге становится отличной историей. Социальное взаимодействие между людьми имеет определяющее значение в вопросе, будут они счастливы или нет. Так что вы должны говорить с другими людьми и иметь много друзей. Разумеется, другим будет приятнее слушать о том, как вы отправились в сумасшедшее путешествие или о том, как вы прожили год в дикой стране, а не о том, сколько квартир вы уже успели купить». Есть еще кое-что. Дело в том, что вещи, которыми мы владеем, особенно если они очень дорогие, заставляют нас беспокоиться об их состоянии. Купите автомобиль — и вы будете вздрагивать каждый раз, когда за окном сработала чья-то сигнализация. Купите дом, навезите в него дорогой техники — и вы будете бояться ограбления. Не говоря уже о том, что автомобили царапаются, бьются, а ультрадорогие телевизоры имеют обыкновение выходить из строя через год эксплуатации. Полученный же вами опыт никто у вас уже не заберет. Наши родители не имели возможности путешествовать так часто, как мы. У них не было возможности развлекаться так, как сейчас развлекаемся мы. У них не было столько возможностей начать новый бизнес, сколько у нас. Поэтому они инвестировали в дома и машины, а мы так поступать уже не хотим. В конце концов, любая наша покупка, если это не дом или квартира, обесценится со временем. А если вспомнить про то, как быстро в кризис дешевеет недвижимость, то все становится еще очевиднее. Вот что главное — опыт: он не обесценится, и его невозможно украсть.

Анатолий Эн: Ex-Zyx пишет:Взято в Сети: Очень интересно если правда, "мвенмесизация - дарветеризация" такая, смещение вторичных потребностей. Сюда можно феномен Маска добавить. Откуда взято? Поделился бы на полит ресурсе.

Iu: Они хотят услышать, какой замечательный вы провели уик-энд. Даже плохой опыт в конечном итоге становится отличной историей. )) Боже МОЙ! Какое это все-таки УБОЖЕСТВО и ТУПИК - этот гребаный ДАУН-ШИФТИНГ! Как пассивная реакция на бессмыслицу КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО техногенного существования сведенную к пищеварительным ощущениям в неприкрыто-бестыдной ПОРНОГРАФИЧЕсКОЙ форме - ГИПЕРМАРКЕТНО-СЕТЕВОЙ. Интересно как они собираются придти к обществу в котором задавались бы вопросы: ---А как зовут вашего личного ДРАКОНА? ---А какую планету вы открыли на прошлой неделе? ---Какому закону ПРИРОДЫ вы собираетесь посвятить свое время на Следующей Неделе?



полная версия страницы