Форум » Этика, психология, философия... » Открытый урок. Препод. Н. Смирнов » Ответить

Открытый урок. Препод. Н. Смирнов

helenrokken: Мне хочется предложить уважаемой аудитории пройти совместный урок у автора НФ-пособия Николая Смирнова. Мысль эта возникла у меня неслучайно. Сейчас у нас на Вятке начал работу дискуссионный клуб "Через тернии к звездам", основной проблематикой которого является человек и общество будущего в произведениях отечественной фантастики. В основе концепции клуба лежит картина мира будущего, данная И.А. Ефремовым. Но, чтобы избежать излишнего сопротивления, мы решили образовать три группы - Ефремов, Стругацкие, Головачев - основываясь на их принципиальных различиях при наличии общих точек соприкосновения (в трактовке Н. Смирнова эти три автора могут составить триаду - тезис-антитезис-синтез). Организаторы заявили, что все три автора создали свои модели мира будущего, которые могут быть использованы для организации дискуссий. Это если коротко. В ближайшее время мы будем "защищать" каждый свою модель - то есть коротко показывать участникам, особенно тем, кто не знаком или мало знаком с творчеством этих авторов - что наиболее характерно для каждой модели и какова будет специфика разговора из центра этих моделей. Я представляю Ефремова (хотя тяготею и к остальным двум). И мне очень захотелось пройтись по его творчеству, чтобы выбрать самое главное. Тут и появилась мысль воспользоваться пособием уважаемого Николая. Можно это сделать самой - быстро и результативно. Но - это будет однобоко. Поэтому я решила предложить сделать это всем желающим. К Николаю у меня просьба - вести этот урок, насколько ему позволит время. Выбирать вопросы (по порядку или по его выбору), комментировать, не давать уходить в сторону и вовремя давать следующий вопрос, дабы сохранить динамику и не растянуть это на годы. Лично меня интересуют, в первую очередь, "ТуА" "ЧБ".

Ответов - 86, стр: 1 2 3 All

helenrokken: "Туманность Андромеды". Вопрос: Существенно ли для вас слово «коммунизм»? Какие ассоциации оно у вас вызывает и почему? Найдите истоки такого отношения. Для меня - очень существенно слово "коммунизм". Я выросла с мечтой о Стране Справедливости и, конечно, как все искренние советские дети, была уверена, что Россия имеет больше всего шансов быть первой в процессе построения единственно разумного и достойного устремления общества - коммунистического. Когда я увидела, "как обстоят дела на местах", мне показалось слишком банальным начать конвульсивно перестраивать свое мировоззрение и учиться расставаться с иллюзиями. Я отправилась в свой странный поиск - и нашла Ефремова, Шамбалу, Рерихов и, позже, космизм. Мне этого было достаточно, чтобы не потерять принципиального уважения к понятию "коммунизм", но увидеть реально невероятную сложность и дальность его построения. Сейчас, когда я пытаюсь инициировать внешне хотя бы процесс осмысления этого понятия среди людей, я неизбежно сталкиваюсь с уверенным в себе пессимизмом, который основывается чаще всего на анализе понятия коммунизм через советскую Россию и, например, Китай. На мои возражения, что мы не можем сейчас говорить о коммунизме, как о реализованной формации пусть даже в малом масштабе и объявлять его невозможным, аргументируя историей России 20 века - мне говорят что-то типа "так это и был ваш хваленый коммунизм и он доказал свою нежизнеспособность". В общем, получается - "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Мои возражения не работают. Хотя вроде так просто понять. Наверно, людям просто еще не так невыносимо живется при существующем порядке вещей, как мне... Ефремов, на мой взгляд, дал исчерпывающую картину возможного коммунистического общества - а недостающую духовную составляющую я черпаю из устройства легендарной Шамбалы. Сроки получаются очень далекие, но для себя я решаю, что построение коммунизма возможно. Но я чувствую себя достаточно одиноко в этой уверенности. А те модели и тональность, которую предлагают разные сообщества, и которые часто отдают национализмом и серьезной духовной ограниченностью - для меня неприемлемы. Мне было бы очень интересно, если бы мы смогли выбрать ключевые фразы у ИАЕ, из которых сложилось бы своеобразное "резюме" коммунизма. Но у меня пока не получается, хотя в голове, вроде бы, картина ясна. А начинаешь говорить - все зацикливается сразу же, ну хоть на труде, хоть на дисциплине, хоть на распределении результатов труда и пр.

A.K.: helenrokken пишет: Вопрос: Существенно ли для вас слово «коммунизм»? Какие ассоциации оно у вас вызывает и почему? Найдите истоки такого отношения. Для меня, родившегося и выросшего в СССР и учившегося в хорошей советской школе, слово "коммунизм" означает мир всесторонне развитых людей, гармоничных социальных отношений, гармонии человека и природы и мир звёздного космоса. Такое представление я получил из фильма и книги "Туманности Андромеды" и фильма "Через тернии - к звёздам", при этом "политические" дисциплины в школе не противоречили такому представлению, а любые "отклонения", "перегибы" и пр., независимо от того, от кого они исходили - от учителя в школе или от Политбюро ЦК КПСС, - были проблемой этого самого учителя или этого самого Политбюро, но никак не проблемой идеи коммунизма. Такое моё вИдение с тех пор принципиально не изменилось. Поэтому. в частности, я не сочувствовал и не сочувствую тем, у кого в конце 80-х-начале 90-х "открылись глаза". Всегда хочется спросить: - В чём вы разочаровались, господа? В том, что человек человеку - друг? Ах, КПСС вас обманула? А не перекладывайте на неё свою ответственность, причём тут вообще КПСС? Или, как в аналогичной ситуации спрашивал Миха Кожаринов у тех, кому "Правда о Гулаге открыла глаза": - Ребята, вы что, раньше не знали, что был сталинизм? В чём проблемы? Позже, познакомившись с "неканоническими" трудами Маркса (в первую очередь, с рукописями 1844 года), я узнал, что коммунизм бывает (по Марксу) трёх видов: 1) "грубый" коммунизм - это "коммунизм" Шарикова, 2) "политический" коммунизм - разного рода социально-экономические проекты, в т.ч. политическая практика - сюда можно отнести и практику компартий и "коммунистических режимов", 3) развитый - ноосферный - коммунизм, собственно мир Ефремова. Соответственно, п. (1) мной не принимается категорически, п. (2) - в зависимости от конкретного явления, п. (3) - принимается полностью.

Alex Dragon: Всё же некое объективно обусловленное состояние должно быть. «Учитель приходит, когда ученик готов». А вообще, товарищи, за вами не угнаться. Я то-олько начал обдумывать ответ на вопрос, а вы уже обсуждение затеяли. Этак не поспею до звонка. :) Давайте, что ли, обсуждать перспективы коммунизма и ответы в другом месте. Просто что бы не перемешивалось. Мы же в школьных тетрадках чаты не устраивали. Кстати, а вот как со списыванием быть? В идеале ответы нужно писать независимо, не глядя соседу через плечо, а здесь их только публиковать.


helenrokken: Так как с фрагментами по коммунизму у ИАЕ? Есть возможность выбрать наиболее концентрированные, или обоснование разбросано по произведениям?

Alex Dragon: Дискуссия о перспективах коммунизма перенесена в тему «Дискуссия о Коммунистическом Будущем 2». Граждане, будем взаимно вежливы и обращать внимание на реплики модератора. Алекс, ответ будет твой личный, поэтому всё равно зачтётся. Или ты уже о списывании задумался? Когда у меня дети Вавилон поместили в Индию, это было очевидно. Тут больше на сознательность полагаюсь :) Нет, я задумался о взаимном влиянии. Я всё же за чистоту эксперимента — каждый пишет сам от себя, а потом уже читаем друг друга, сверяем, обсуждаем.

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Дискуссия о перспективах коммунизма перенесена в тему А что мы тогда тут обсуждаем?

Alex Dragon: Гм… Отвечаем на вопросы в заданиях.

Цитатник Мао: helenrokken пишет: Вопрос: Существенно ли для вас слово «коммунизм»? Какие ассоциации оно у вас вызывает и почему? Найдите истоки такого отношения. А чего отвечать? Это вопрос сугубо для нынешних детищ. Это им надо припоминать обрывки фраз, слова и ассоциации (услышанные от взрослых). Как в фильме "Внимание, черепаха": - Дети, что такое "крещенный мир"? - Это мир где все крестятся. - Как???!! - А вот так (быстро крестится).

helenrokken: Я тоже думаю, что коммунизм отсюда не надо убирать. Вопрос - это повод, хотя сильно от него уходить нельзя. Но если рождаются от него связанные с ним ассоциации - можно покружить вокруг основного вопроса. Главное - не переходить на личности и не лить воду (а в данном случает вода - это фраза, в которой нет чего-то конструктивного, хоть в малой степени). Да и с профессором надо быть постоянно на связи в одном месте (уроке), а не прыгать за другими репликами куда-то. Именно поэтому я и попросила Николая по-возможности отслеживать, когда вопрос пошел по кругу - и давать следующий или направлять этот в нужное русло.

Сат-Ок: Alex Dragon пишет: Я всё же за чистоту эксперимента — каждый пишет сам от себя, а потом уже читаем друг друга А что тебя заставляет читать чужие ответы раньше формирования собственного? :)

Alex Dragon: Существенно ли для вас слово «коммунизм»? Какие ассоциации оно у вас вызывает и почему? Найдите истоки такого отношения. Это слово, которое надо заново учиться произносить не стеснясь вслух. Сперва истёртое и истрёпанное ритуальным повторением до полной неразличимости смысла пропагандой, а затем и заплёванное уже другой пропагандой, практически возведённое в ранг непристойности. Сложно выразить своё отношение тому, кто рос в окружении плакатных лозунгов, которые были настолько обыденным явлением, что не замечались. Как не замечаются обои в своей комнате и предметы обстановки. Обыденные понятия редко формулируются, это данность, о которой не задумываются. Чем же оно было для меня? В быту — ничем абсолютно. В каких-то же размышлениях, разговорах на эту тему, случавшихся с отцом, из телепередач, книг, речей на школьных линейках и т.п. сложилось представление о коммунизме как об обществе справедливости, всеобщем благополучии и материальной удовлетворённости, где всё есть и всё бесплатно. Нельзя сказать, что я как-то усиленно рефлексировал над этим. Врядли в моей голове справедливость как-то увязывалась с материальным благосостоянием в одно целое, и оба вышназванных аспекта были чем-то, кроме абстракции. Ребёнок обычно имеет весьма размытые представления о чём угодно, не только о неких идеях. Да и у подростка мировоззррение нельзя сказать, что очень уж чёткое и оформленное. Правильнее, наверное, будет сказать, что никакого толкового представления не имел. Клочное. Потом же Союз начал разваливаться, слово «коммунисты» стало потихоньку меняться на «правые», а то и «коммуняки», всё чаще употребляться для обозначения «консерваторов-ретроградов, не желающих перемен в обществе к лучшему», а партийная бюрократия, официозная идеология и весь негатив в обществе всё сильнее стал связываться с понятием коммунизма как такового. Увы, и моё отношение колебалось чётко вслед за переменами в курсе передовых по тогдашним понятиям «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов». Произошла подспудная, болезненная и где-то даже озлобенная смена одной религиозности на другую. Крайне тяжёлая морально, хотя тяжесть эта была далеко не сразу осознанна. Когда нет никаких оснований, кроме веры — а дети могут только верить взрослым на слово, открытие «нас обманывают!» порождает реакцию всеобщего отрицания. Я искренне сочуствовал толпе у «Белого дома» и ненавидел гэкачепистов, возмущался статьями в газетах о равнодушии бюрократов и привелегиях партийной верхушки, преступлениями сталинизма и всеми мерзостями и несправедливостями, творившимися в стране, приветствовал «движение к рынку» и «либерализацию экономики». Сам надеялся стать удачливым предпринимателем (кстати, тогда ещё хотя бы в зачатке бродило представление о разнице между предпринимателем и бизнесменом, которое подчёркивалось в доморощенных руководствах: предприниматель — это человек предпринимающий, а бизнесмен — беспринципный баблодел). Впрочем, это было несколько позже, уже после развала. В общем, верил газетам. Но, надо сказать, что резко отрицательного отношения к коммунизму у меня не появилось. Может быть благодаря во многом книгам Ефремова, слёзам над «Часом Быка». Тогда у меня начало зарождаться представление о коммунизме, как обществе определённого типа людей и определённого типа отношений между ними. Врядли я это формулировал сколько-нибудь внятно. Примерно так: «Это такой мир, в котором могут быть люди, подобные Виру, Чеди, Фай, Дару, Мвену и многим другим персонажам». Как я полагал, как идеал он, безусловно хорош, однако советскими методами недостижим, переход к нему возможен неким плавным эволюционным путём, а на данный (тот) момент ударное строительство «рыночной экономики» приведёт нас к нему быстрее. Если же говорить о настоящем времени — я тоже, наверное, не могу похвастаться чётким пониманием и представлением. Проще всего обобщить моё отношение, наверное, можно фразой «это там, где мне будет хорошо». Там где я не буду гнить с нескончаемой тяжестью в груди и не подохну, как собака. Там где можно жить, общаясь с теми, так и о том, как я хочу и они хотят, а не позволяют жёсткие рамки обусловенных обстоятельств, не держа кукиша в кармане, не шарахаясь по ночам от теней, не ходить с больной головой о куске хлеба насущного, не нарываясь взглядом на тупость, жадность и тотальную безвкусицу. В одной передаче я как-то услышал обыгрывание смысла некоторых слов. Я не помню, о чём она была и к чему, но мне запомнилось, что «коммунизм» слово однокоренное с «коммуникацией», то есть «связью». Т.е. это состояние особой связи между людьми. То, что соединяет людей. Связь — соединение — единство. В словаре написано: «Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п.» Т.е «коммунизм» — это гармония связи единства.

Alex Dragon: Сат-Ок пишет: А что тебя заставляет читать чужие ответы раньше формирования собственного? :) Я и не читаю. Однако даже взгляд мельком уже может дать фон. И я всё же админ, читать обязан.

Сат-Ок: Алекс, спасибо! Жёлтая майка лидера обрела владельца на первом этапе.

Ольга: Когда мне было 7 лет и я жила в Тольятти, у нас рядом с домом было большое здание с надписью: "Слава КПСС!" Я на знала, что такое КПСС, и думала, что это такое имя и фамилия: Слава по фамилии КПСС. Думала: почему же о нём такими буквами большими написано? А если серьёзно про коммунизм, то так: уже когда мы жили в Калуге, у меня была учительница по литературе и русскому языку - Ерохова Лидия Алексеевна. Она была коммунистом, партийную ячейку в школе возглавляла. Авторитет у неё был непререкаемый. Честная, бескомпромиссная, требовательная к себе и другим, с превосходным знанием предмета. Учитель с большой буквы. Вот пример её работы: она задавала нам каждый год под 10 стихотворений Пушкина и Лермонтова выучить наизусть. Это кроме прочих авторов. На уроке, конечно, спрашивать всех не успевала. Оставалась сколько нужно после уроков (а нас было два класса под 30 человек), всех выслушивала, только потом меня стала просить помогать проверять. И все учили - даже в азарт входили, хвастались тем, насколько легко запоминали. Я и сейчас множество стихов помню. "Василия Тёркина" я учила главами. Но это отступление. Однажды Лидия Алексеевна дала нам сочинение: "Что такое коммунизм". Я там написала, что обязательно стану коммунистом, когда вырасту. Выросла и пережила крах страны и устоявшегося мировоззрения. Но вовремя поняла, что быть коммунистом и членом коммунистической партии - разные вещи. Второе - политическое, первое - в душе - ноосферное. Только не надо приклеивать никаких ярлыков. Пишу об этом только здесь: знаю, что поймут, а в других местах и не заикаюсь. Коммунизм для меня - правда и честь. И работа для людей. Может быть, для будущих :)

Alex Dragon: А на счёт вопросов — мне так показалось, ещё не все высказались. Я бы попросил неучаствующих тогда и не комментировать. Здесь в топике, по крайней мере.

helenrokken: Профессор сказал - можно переходить ко второму вопросу. Я его на всякий случай озвучу, но если рано - Вы, Алекс подкорректируйте и выдайте попозже. Вопрос 2: "Итак, перед нами общество будущего. Уже во второй главе мы можем узнать о нём достаточно развёрнуто из лекции Веды Конг для одной из планет Великого Кольца. Ефремов не дал чётких ориентиров во времени. Перечислите исторический путь, проделанный людьми к описываемой эпохе, поразмышляйте, сколько времени было необходимо для достижения такого уровня. Какие преобразования вызвали наибольшее удивление?

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: А на счёт вопросов — мне так показалось, ещё не все высказались. Я бы попросил неучаствующих тогда и не комментировать. Здесь в топике, по крайней мере. Э, нет, тов. модер. Я высказался так исчерпывающе, насколько мне это доступно. Вы мой ответ зачистили в другую тему и теперь стоите такой красивый. Могу повторить: для меня коммунизм - это взлетно-посадочная полоса. Все, что могу.

Alex Dragon: Ах вот оно что. Цитатник, вы меня хоть в фиолетовое в крапинку красьте, но выглядело это как реплика, а не ответ на задание. Я выше некоторым образом задал формат ответа. То есть по честному представил себя школьником и попробовал писать, как писал сочинения. Без отмазок за тяжкий опыт на горбу и седину на висках. От других ожидая того же. Играть — так играть по полной.

Сат-Ок: Алекс, играет кто хочет. Цитатник участвует - спасибо ему. У нас же не стопроцентная ролевушка.

helenrokken: У Алекса просто ответственность двойная. Вот он старается, как примерный пионер

Alex Dragon: Ну не знаю. Коли так устраивает — нехай будет так

Сат-Ок: Да, Коли так устраивает :)

helenrokken: Вспомните, Алекс, школу и учитесь смирению. Профессору видней

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Я выше некоторым образом задал формат ответа. То есть по честному представил себя школьником и попробовал писать, как писал сочинения. Без отмазок за тяжкий опыт на горбу и седину на висках. От других ожидая того же. Играть — так играть по полной. Дракон, а я ведь еще раньше говорил, что седина в бороде и бес в ребре - это не отмаза, а вещь, радикально обесценивающая подобное сочинение. Это, в целом, классика детской психологии. У нас реальная задача - не отпахать ролевуху, а, помочь автору, обкатав вопросы. Цена нам как испытателям (по объективным причинам) - три копейки старыми, но ничего лучшего у нас пока все равно нет. Значит, надо искать формат работы, а для того надо оставить его достаточно широким. А что ценно, что нет - это автор выберет сам, наше дело - предоставить ему материал для работы и размышлений.

Alex Dragon: Может быть. Только, как я понимаю, книга — она не только школьная. Кому на глаза попала — тому и будет, может просто прочитать, может последовательно и попунктно выполнить задания. Хотя бы насколько терпения хватит. Тут не роль школьника важна сама по себе, а читателя, предпринимающего некие действия сообразно тексту.

helenrokken: Я с Вами согласна, Алекс. Вполне взрослые вопросы. Я, например, над вторым вопросом крепко задумалась, хотя сейчас и сижу как раз над анализом выступления Веды Конг. Вопрос очень обширный и нелегкий. Даже не представляю, как Николай организовал бы детей на эти ответы. Но, все-таки, править ничего не нужно. Свобода здесь важна. Заодно поучимся в очередной раз не офф-топить, порадуем модератора

Цитатник Мао: helenrokken пишет: Я с Вами согласна, Алекс. Вполне взрослые вопросы. Я, например, над вторым вопросом крепко задумалась Все верно, вот только взрослые будут отвечать на них совсем по-другому и искать другое, чем подростки. Если подходить к делу в лоб, ответ любого подростка будет более ценен для коррекции курса, чем все наши ответы. Раз такой возможности нет - будем по ходу искать приемлимый формат. У нас задача оказать помощь автору, а не отметиться для галочки.

helenrokken: Согласна с Вами. Николай хорошо знает детей и, составляя вопросы, предполагал, как дети могут ответить. Поэтому он сможет, где нужно, увидеть разницу, обусловленную возрастом. Но что-то и в нашей реакции ему может пригодиться. Со временем я, например, хочу привлечь к этим вопросам более молодую аудиторию, которую сейчас потихоньку начал собирать наш дискуссионный клуб, хотя это не школьники, но и не дяди с бородой :)

helenrokken: Вопрос 2: "Итак, перед нами общество будущего. Уже во второй главе мы можем узнать о нём достаточно развёрнуто из лекции Веды Конг для одной из планет Великого Кольца. Ефремов не дал чётких ориентиров во времени. Перечислите исторический путь, проделанный людьми к описываемой эпохе, поразмышляйте, сколько времени было необходимо для достижения такого уровня. Какие преобразования вызвали наибольшее удивление? Для меня этот вопрос оказался нелегким. В попытке ответить на него я прихожу к тому, что явилось основным побуждением для меня снова и снова перечитывать произведения ИАЕ. В одном из своих эссе я писала: Модель общества и человека будущего у Ефремова мощно срезонировала в моем сознании и инициировала процесс поиска ответа на главный вопрос: как произойдет переход к восходящему вектору исторического пути реализации данного сценария? В линейное развитие я никогда не верила, а точку поворота никак не могла себе представить... Дело даже не в том, что для "искоренения вражды и особенно лжи", для того, чтобы понять, что "труд - счастье", для "коренного изменения экономики" и "воспитания строгой общественной дисциплины" нужен долгий путь в тысячелетия - а в том, что за последние десятилетия мы стали понимать, что это в принципе невозможно. Я не принадлежу к числу людей, которые разуверились в возможности построения честного и справедливого общества, но собеседников на эту тему у меня становится с каждым днем все меньше. И больше всего беспокоит то, что я часто слышу от слушателей моих лекций: мы не верим Ефремову; слишком много пафоса... Для них вопрос: "Сколько времени необходимо для достижения такого уровня?" перерастает в вопрос: "А достижим ли такой уровень вообще?"

Сат-Ок: Так вопрос не зря именно так сформулирован. Выбор без выбора.

Цитатник Мао: В 14 лет (когда прочитал) вообразить себе такой исторический путь я был просто не способен. Удивление вызвало именно именно само такое общество как таковое. Именно тогда я твердо решил для себя - коммунизма не будет. Никогда. Только за 30 пришел к выводу, что коммунизм в той или иной форме необходим - без него общественная стагнация и загнивание в мировом масштабе. Тем более, что МТБаза уже в основе готова, социальный эксперимент по социализации колоссальных средств на общественные нужды в северной европе прошел успешно. Просто нет такой цели и абсолютно не готова (и даже не проработана!) его гуманитарная часть. А сейчас такая близость коммунизма даже начинает пугать. Ведь ясно - капитализм доживает последние времена, он выродился сам и вырождает все вокруг себя; изменения в истории происходят катастрофическим образом, и если завтра коммунизм окажется востребован исторически - он наступит так или иначе. И при такой неготовости мы получим 4-5 поколений блестящего развития, а потом - гуманитарная катастрофа, вроде того, что описано в РМ.

Сат-Ок: Цитатник Мао пишет: И при такой неготовости мы получим 4-5 поколений блестящего развития, а потом - гуманитарная катастрофа, вроде того, что описано в РМ. И у Стругацких с Головачёвым, кстати...

Alex Dragon: Присоединюсь к общему саботажу: не знаю. Перечислять эпохи, наверное, несколько бессмысленно — словарную статью делал. Однако, скажу, что в общем-то, никогда реально как протяжённость не воспринимал. Для меня всегда основным фокусом было действие ТуА и ЧБ и мысленный отсчёт вёл всегда от них. Таким образом система в голове почти дискретная: либо так, как сейчас, либо так, как там, в ЭВК и далее. А то что между — весьма умозрительно и неконкретно. Некая шкала последовательности образовалась, но привязки по времени нет. Выделить что-то наиболее удивившее в описываемой последовательности эпох и преобразований трудно — появление общего языка, объединение стран или решение энергетической проблемы всё же не совсем то, что может нас удивить, всё-таки воспитанных в радикально иной и информационной, и энергетической среде, чем даже сто лет назад. Всё это меркнет перед самим фактом коммунистического общества, перед тем, что оно в принципе осуществимо. Правильный ответ на «зачёт», наверное будет тот, что самым удивительным является изменение отношений между людьми, что станут возможны все те преобразования, которые будут следствием этого. Ведь всё это возможно только при сознательном объединении усилий и координации действий.

Цитатник Мао: Да, просто в РМ катострофа носит наиболее кошмарный характер.

Alex Dragon: Цитатник Мао пишет: и если завтра коммунизм окажется востребован исторически - он наступит так или иначе. И при такой неготовости мы получим 4-5 поколений блестящего развития, а потом - гуманитарная катастрофа, вроде того, что описано в РМ. Правомерно ли называть это коммунизмом? Не получится ли это архаический племенной общак или политархия (а попросту СССР-2)?

Цитатник Мао: Да нет, вполне правомерно, просто на раннем этапе коммунизм не будет развит равномерно везде по всем параметрам. Какие-то где-то будут отставать, какие-то - наоборот. А уж СССР-2 - из разряда нереального, если не считать возможности кратковременной конфедерации России, Украины, Белоруссии, Казахстана и, может быть, Болгарии.

Alex Dragon: А где учитель делся? Вроде пора отметки выставлять за вопрос. А то все убежали подлинность писем от махатм устанавливать, а дело того, стоит.

Сат-Ок: Ну, каков вопрос, в некотором плане, таков и ответ. Отметок вроде как не будет. Вы смелее, курсант, инициативу проявляйте. В Генштабе это дело любят. В определённом смысле, разумеется.

Alex Dragon: Не, ну всё-таки реплики какие-то услшать бы хотелось. Ты и сам, наверное, не любишь в стол писать, без фидбэка от публики (обратной связи то бишь).

Сат-Ок: А вопрос об упадке реального коммунизма - интересный вопрос. Некоторые делают из него вывод о стагнации и мещанстве всей системы Великого Кольца. Сам вывод на уровне того, что в мире ТА есть тюрьмы (на основании того, что РТИ - решётчатая трансформация индивида), конечно, но тема требует отдельного обсуждения.



полная версия страницы