Форум » Космизм как эволюционная парадигма » Эволюция сознания. Современные тенденции » Ответить

Эволюция сознания. Современные тенденции

helenrokken: Хочется давать здесь материалы или ссылки на интересные статьи о наблюдениях за сменой парадигмы мышления, о новых технологиях, в частности IT, об ускорении процессов эволюции сознания, о развитии главного ноосферного тренажера — Интернет и пр.

Ответов - 24

helenrokken: «Когнитивное образование: от зубрёжки к познанию. От инженеров к когнитариям». Статья на сайте Хабрахабр.

Ex-Zyx: Прочел небезынтересное мнение. Выделил интересные места... Почему разучились сочинять научную фантастику Мой хороший товарищ Кирилл Мартынов, преподаватель Высшей школы экономики, доцент Академии народного хозяйства, главный редактор Мнения.ру, а для меня навсегда и единственно — выпускник философского факультета МГУ (аккурат этажом выше моей филологической alma mater), сегодня ответил на портале Formspring (есть такая площадка, призванная зажигать интеллектуальные фейерверки в головах творчески озабоченных обитателей интернета) на вопрос, который мне показался невероятно актуальным. Вопрос звучал так: почему раньше умели сочинять фантастику (Азимов, Брэдбери, Кларк), а потом разучились? Кирилл Мартынов ответил на него следующим образом: Тут есть субъективные и объективные факторы. Объективно — эпоха великой космической надежды 50—60-х годов прошлого века давно закончилась, никто больше не верит в то, что космос — будущее человечества, что его покорение способно объединить и одухотворить людей. Субъективно эти тексты в жанре sci-fi были канонизированы, и все, что было после них уже не находит нашего внимания. В последние годы даже в жанре классической научной фантастики написаны очень приличные тексты, скажем, «Спин» Уилсона, а кроме того, рождаются совсем новые жанры, одним из представителей которых является Чайна Мьевиль, к примеру. Я рекомендую читать сайт io9.com, там все о современной фантастике в США и в мире, очень круто. Поскольку я фантастику в классическом смысле этого слова на дух не выношу и никогда не выносил, а всех Азимовых, Брэдбери, Кларков и Стругацких воспринимал всегда не иначе, как маргинальных графоманов, никаких рекомендаций в духе io9.com я дать читателям не смогу (Кирилл, надо так понимать, фантастику любит и уважает). А вот что смогу, так это попытаться устранить аберрацию зрения, которая неизбежно возникает при взгляде на предмет изнутри (т. е. любителями и почитателями этой самой sci-fi). Начну с того, что выражу абсолютное свое согласие с Кириллом по всем моментам, которые он затронул в своем ответе. Да, испепелилась эпоха космических надежд. Да, произошла канонизация классиков (попробуйте что-то критическое сказать о графоманах Стругацких — разорвут на мелкие кусочки, пустят по закоулочкам!). Да, что-то там где-то продолжают писать, в том числе и в жанре классической научной фантастики. Посему всё, что собираюсь написать ниже, будет не в пику, а в продолжение реплики Кирилла Мартынова. Продолжение это абсолютно необходимо, причем именно на нашем ресурсе, портале «Компьютерры», по той причине, что наша отрасль, IT, информационные технологии, явилась главным гробокопателем фантастики и научной фантастики в классическом смысле этого слова. Сразу нужно сделать важное уточнение: под классической sci-fi я понимаю отнюдь не ее жанровый аспект, а именно литературу. Если бы мы пошли таким путем, то пришлось бы сразу признать ущербность исходного положения — о том, что «фантастику разучились сочинять». Дело в том, что сегодня чисто фантастические по форме и жанру произведения генерируются с интенсивностью, о которой не могли мечтать ни в 50-е, ни в 60-е, ни в 70-е, ни в 80-е годы! Такого колоссального потока фантастической белиберды и мути, как мы наблюдаем в XXI веке, даже представить себе невозможно: тысячи и тысячи комиксов, фильмов, клипов, аниме, анимации западного типа, музыкальных композиций выплескиваются в мир ежегодно, ежедневно, ежеминутно. Рискну предположить (навскидку, разумеется, потому что никто такую статистику не выдавал), что львиная доля развлекательного потока (т. е. того, что называется entertainment) сегодня представлена именно креативными продуктами фантастического содержания. То есть такого содержания, которое моделирует гипотетические ситуации, соотнесенные с будущим (а иногда и с прошлым: в жанрах так называемой альтернативной истории, которые суть тоже фантастика). Иными словами, если мы расширяем свое сознание до такой степени, что соглашаемся считать фантастикой (и научной фантастикой) не только литературу, но и ключевые жанры современной эпохи, завязанные, как известно, на визуализацию (сегодня никто не хочет напрягаться и читать, все хотят жевать попкорн и потреблять продукт глазами), мы неизбежно приходим к выводу, что все разговоры о кончине фантастики преждевременны. И да, разумеется, Кирилл Мартынов прав, когда говорит, что пишут много и пишут хорошо даже сегодня, просто мы этого не замечаем в силу канонизации классиков sci-fi и — добавляю от себя — глобальной маргинализации литературы как жанра и, шире, всех невизуальных форм искусства. Здесь мы выходим на забавнейшую ситуацию. Если оценивать вопрос «Почему раньше умели сочинять фантастику (Азимов, Брэдбери, Кларк), а потом разучились?» в традиционной парадигме (т. е. фантастика как жанр, не важно какой — литературный или визуальный), мы должны констатировать ложность посылки. Потому что никто «сочинять» фантастику сегодня не разучился даже близко, и более того — сочинялка у современных фантастов работает продуктивнее, чем простата 18-летнего подростка! До такой сочинялки, как у авторов «Аватара», «Матрицы» или там какой-нибудь «Elfen Lied», фантазии нетленных «классиков» плыть да плыть. Забавность же ситуации в том, что — таки да — «сочинять фантастику сегодня напрочь разучились», вот только под фантастикой надлежит понимать нечто совершенно отличное от жанра! Сегодня разучились сочинять фантастику в классическом смысле этого слова, под которым я предлагаю понимать идеологию, которой руководствовались и вдохновлялись все без исключения классики — от Беляева, Ефремова, Брэдбери, Кларка, Азимова, Стругацких до Курта Воннегута и не знаю еще кого назвать, потому как не являюсь любителем этого дела. Дабы не забредать в излишние дебри, предлагаю упрощенную, но тем не менее безупречную формулировку: классическая фантастика (та, которую разучились сочинять) — это креативный продукт, основанный на гуманистических идеалах. Вот так вот все просто, и сейчас вы увидите, что и гениально. Возьмите любого писателя-фантаста, причисленного армией любителей жанра к лику святых, и вы мгновенно увидите, что исходный импульс всего его творчества — это Добро, Любовь к человеку, Вера в человека, Надежда на светлое будущее человека. А также обратная сторона медали: борьба с мировым злом, борьба с человеконенавистнической идеологией, борьба с тоталитарными режимами и тоталитарной ментальностью, которая стремиться захватить мир будущего с его космическими кораблями, планетами, галактическими иерархиями (и прочей белибердой). Теперь оглянитесь вокруг и убедитесь: ничего из только что сказанного и перечисленного в современных проявлениях фантастического и научно-фантастического жанра нет даже в проекции! Нет в принципе, нет ни в первом, ни во втором, ни в каком приближении! Почему нет? Потому что нет той — классической — идеологии и парадигмы! Нет гуманистических идеалов! А что же есть? А есть апокалиптическое мышление. Есть антиутопия в стиле Оруэлла (или Mad Max'a, если желаете более свежие коннотации). Есть сатанизм, черная магия и дьяволиада! Последнее — самое важное. Безошибочный признак дьявольского начала современной идеологии фантастических жанров (любых — от литературы до кино и аниме) — это тотальная, абсолютная и первичная ставка на насилие. Проверьте любое произведение: действует как лакмусовая бумажка. Вот вам на вскидку: «Аватар». Вроде атрибуты знакомые: далекое будущее, злые дядьки, носители тоталитарной идеологии, пытаются поработить свободолюбивых, прекрасных, возвышенных, чистых голубых мутантов. В конце концов правда торжествует, Добро побеждает. Чем не классика фантастического жанра? На ни чем! Не ночевала тут «классика фантастического жанра», потому что демиурги «Аватара» знают только единственный рецепт утверждения в мире Добра: кулачищем в харю, причем желательно покрепче и так, чтобы мозги вышибло со свистом в районе затылка! Это бесовщина. Это дьяволиада, а не «классика фантастического жанра» с ее верной в гуманизм, разум, тонкость мысли, красоту души. Голубые люди из «Аватара» такие же бесы, что и их земные завоеватели, если брать по модулю. И теперь — самое главное, что я хочу сказать. Какова причина исчезновения «классической фантастики» и подлежащего ей гуманистического идеала? У меня нет готового рецепта, зато есть хорошая гипотеза. Старый добрый мир убит… нашим IT! Убит миром цифровой инфморации. Убит интернетом. Убит компьютерами, смартфонами, планшетами, VoIP со своими Скайпами. Звучит странно, не правда ли? Не спешите, однако, осуждать! Я ведь не о самих технологиях говорю, а об изменении сознания, которое эти технологии произвели в головах всего человечества (ну хорошо, не всего, а только окученного IT-революцией). Если коротко (потому что эту тему можно смело развивать на несколько монографий), то результатом IT-революции стала абсолютная дигитализация сознания. Люди совершенно разучились воспринимать сущность вещей, тем более ее нематериальные аспекты. Вся реальность может и потому должна быть оцифрована. Квантифицирована, систематизирована и приведена в порядок. Почему? Потому что весь мир IT основан именно на этой идеологии. Мегагерцы, пиксели, двоичный код, перевод любого живого языка на метаязык с его троичной системой логики. Помните аймара? «Истинно — Ложно — Неопределенно» — вот вершина дьявольской пирамиды, адаптированная идеальным метаязыком современности. Последний аргумент — «неопределенное состояние» любого утверждения — и явился колыбелью дегуманизации современного мира с легкой руки IT. Если не верна монада «Добро — Зло», если существует на уровне глубинной логики альтернатива «неопределенности», значит умирает логика гуманизма. И рождается дьявольская логика, оправдывающая любые средства. А самым эффективным средством, как известно, всегда выступал тот самый «кулак в харю с вылетом мозгов через затылок». На самом деле это не так. На самом деле подобная «эффективность» ведет к смерти и разложению и рано или поздно уничтожает самое себя. Но об этом современная идеология (в том числе и прижившаяся в фантастике) пока еще не догадывается. Видимо, в силу своей примитивности и инфантилизма. В конце концов дьявол и его дети — это самая несовершенная и тупиковая поросль человечества. Сергей Голубицкий Источник: computerra.ru

dmk77: Ex-Zyx пишет: И теперь — самое главное, что я хочу сказать. Какова причина исчезновения «классической фантастики» и подлежащего ей гуманистического идеала? У меня нет готового рецепта, зато есть хорошая гипотеза. Старый добрый мир убит… нашим IT! Убит миром цифровой инфморации. Убит интернетом. Убит компьютерами, смартфонами, планшетами, VoIP со своими Скайпами. Звучит странно, не правда ли? Не спешите, однако, осуждать! Я ведь не о самих технологиях говорю, а об изменении сознания, которое эти технологии произвели в головах всего человечества (ну хорошо, не всего, а только окученного IT-революцией). Если коротко (потому что эту тему можно смело развивать на несколько монографий), то результатом IT-революции стала абсолютная дигитализация сознания. Люди совершенно разучились воспринимать сущность вещей, тем более ее нематериальные аспекты. Вся реальность может и потому должна быть оцифрована. Квантифицирована, систематизирована и приведена в порядок. Почему? Потому что весь мир IT основан именно на этой идеологии. Мегагерцы, пиксели, двоичный код, перевод любого живого языка на метаязык с его троичной системой логики. Самое любопытное, что подобные выводы очень старые, можно даже сказать - древние; например: Сократ. Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога - Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, о кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рас сказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: "Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости". Царь же сказал: "Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой - судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве не веждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых". Платон "Федр" или: Чернее не станет волос побелевшая прядь. Нельзя-невозможно золото в тигле создать. Как исцелиться, старость осилить свою? Книги же только учат небытию. Ван Вей Так что думается, что человечество вполне в состоянии "переварить" и оцифровку, и Старый Добрый Мир возродится - как уже бывало и не раз - опять, пусть и несколько видоизменённым. Эта идея тоже не нова, и многие могли узнать прежние основы и под новой одеждой. КОРОЛЕВА «Романтика, прощай навек! С резною костью ты ушла, - Сказал пещерный человек, - И бьет теперь кремнем стрела. Бог плясок больше не в чести. Увы, романтика! Прости!» «Ушла! - вздыхал народ озер. - Теперь мы жизнь влачим с трудом, Она живет в пещерах гор, Ей незнаком наш свайный дом, Холмы, вы сон ее блюсти Должны. Романтика, прости!» И мрачно говорил солдат: «Кто нынче битвы господин? За нас сражается снаряд Плюющих дымом кулеврин. Удар никак не нанести! Где честь? Романтика, прости!» И говорил купец, брезглив: «Я обошел моря кругом - Все возвращается прилив, И каждый ветер мне знаком. Я знаю все, что ждет в пути Мой бриг. Романтика, прости!» И возмущался капитан: «С углем исчезла красота; Когда идем мы в океан, Рассчитан каждый взмах винта. Мы, как паром, из края в край Идем. Романтика, прощай!» И злился дачник, возмущен: «Мы ловим поезд, чуть дыша. Бывало, ездил почтальон, Опаздывая, не спеша. О, черт!» Романтика меж тем Водила поезд девять-семь. Послушен под рукой рычаг, И смазаны золотники, И будят насыпь и овраг Ее тревожные свистки; Вдоль доков, мельниц, рудника Ведет умелая рука. Так сеть свою она плела, Где сердце - кровь и сердце - чад, Каким-то чудом заперта В мир, обернувшийся назад. И пел певец ее двора: «Ее мы видели вчера!» Р.Д. Киплинг


Коллега Пруль: Да, для меня стало большим откровением, что Беляев, Брэдбери и Воннегут исповедовали одну идеологию. Кстати, «Астровитянка» Горькавого наглядно опровергает тезис, что в современной НФ всё решается кулаками.

Сат-Ок: Четырёхминутное видео с Кургиняном, где он высказывается по поводу необходимости высшего самопознания как способа выскочить из навязываемой матрицы потребительского общества. Совершенно не ожидал от него столь тонкого и совершенно ефремовского понимания - тут даже без истерики, увы, уже привычной. http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%20%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0&where=all&filmId=neZPzu3zUXI

Alex Dragon: Вот это, так понимаю: Забавно, что Курги сам стал одной из тех ложных конфеток, отвлекающих внимание от подлинности. Им сказанное ему стоило бы в полной мере отнести и к себе. И забавно, что он полагает, будто некие «технологии» возвышения доступны «элите». Типа Билл Гейтс офигенныйс маг или там, не знаю, поросль Ротшильдов — хранители тайного знания, или Джорджи Буши оба — настоятели ашрама? Им-то как раз ничего этого и не надо. Мудрый же, имеющий отношение к такому знанию, в ротшильды и наполеоны сам не полезет. Так что неоткуда там взяться людям с «технологиями». Вот подобные, между делом утверждения, весьма наглядно маркируют ложное в учении самого оратора и непонимание им мира. Ларчик-то просто открывается: король голый, наверху точно такое же быдло, как и внизу, с не бОльшими духовными возможностями и интеллектуальными силами, не бОльшим разумением и здравым смыслом, нежели у любого самого среднего человека, их сила в доступе к тем возможностям и той информации, которой располагают властвствующие. Такова объективная сила социальных процессов, кое-какие покровы с тайны которых сорвал часто поминаемый Кургиняном, но не очень понимаемый Маркс и иже с ним, которые возносят и опускают не по уму, званию, регалиям или ещё чему-то, а подобно потоку, взметающему брызги и поднимающему и перемешивающему песок со дна. Любая серость наверху будет Наполеоном. Или Гитлером. Более ярким или более тусклым, более или менее удачливым — что сильно может зависеть от личности. Но вот появление в общественной структуре места наполеона — в этом нет никакой заслуги наполеона. Точно так же как в появлении места Абрамовича, Билла Гейтса или Ротшильда нет никакой заслуги означенных и нет никакого тайного знания, делающего эти места доступными сведущим или открывающих занимающим их какие-то особые возможности сверх даваемых распоряжением собственностью и властью.

Сат-Ок: Alex Dragon пишет: И забавно, что он полагает, будто некие «технологии» возвышения доступны «элите». Типа Билл Гейтс офигенныйс маг или там, не знаю, поросль Ротшильдов — хранители тайного знания, или Джорджи Буши оба — настоятели ашрама? Он говорит о духовной элите. Которая - именно что - нигде не светится, потому что это не интересно и никому не нужно. Но именно у неё - ключи к реальным чудесам, а не фокусам. А то, что политэкономическая элита активно пользует спецов типа Дерагази - то есть средний уровень, достаточный для операций в Матрице - это давно общее место.

Alex Dragon: Ты знаешь, даже мысли не возникло о духовной элите — я Курги много слушал и читал кое-что, он практически всегда употребляя слово «элита» говорит о политической и экономической элите, максимум — тех, кто двигает фигуры на доске Большой Игры. А в этом контексте его можно понять так, что означенная элита сознательно закрывает доступ к «технологиям» личностного роста. Может, конечно, это у меня шаблон восприятия типовой речи Курги сработал. Насчёт же даже Дерагази я последнее время сильно сомневаюсь — это слишком сложно и тонко для наездников членовозов. Там какой-нибудь яд, типа как Гейдриха грохнули — ещё куда ни шло.

Ex-Zyx: Смею заметить, в любую элиту входят не столько успешные, сколько признанные. Можно ли говорить о духовной успешности? О духовной признанности? Об их объективности? Очень непростой это вопрос - об общественной ценности человека. Можно ли сводить общественную ценность человека только к его общественной полезности? Вероятно, это зависит от контекста текущей общественной проблематики. Чем дальше социум от уровня элементарного выживания - тем менее сводима к общественной полезности ценность человека. СССР погорел во многом на этой тенденции. Скорость - производная координаты. Ускорение - производная скорости. Вероятно, успешность - производная мастерства, и - производная не последняя... Со-знание суть предел знаемого и умеемого. Расширение сознания есть расширение этого предела. Расширяется же такой предел медленно и трудно. А производная каждой следующей ступени такого расширения имеет все более общественный (в пределе - вселенский) смысл. Если вспомнить математику, то противоположностью производной является первообразная. В бытийных смыслах можно находить и их производные, и их первообразные. Поэтому любая элитарность начинается с целеполагания. Для искусства целеполагания еще не придумано названия. Но, возможно, это самый гпавный вид человеческого искусства. Может быть, в будущем людей будут эффективно учить этому искусству. И тогда элитарность действительно станет общественным достоянием. Как мечтал сатирик Ежи Лец.

Ex-Zyx: Не столько эталон, сколько тенденция: Экзистенциальная и пацифистская книга "Из космоса границ не видно" опытного астронавта Рона Гарана о том, что с орбиты не видно границ, а Земля выглядит как общий дом всего человечества. На МКС бывшему пилоту ВВС США пришлось работать бок о бок с бывшими «врагами» — русскими космонавтами. И это изменило его взгляды на жизнь и на нашу планету. Если 15 наций могут объединиться и реализовывать в космосе невероятно сложные проекты, самые амбициозные и технологичные в истории человечества, неужели люди не могут кооперироваться и работать над созданием лучшего мира внизу, на Земле? «Я написал эту книгу, чтобы содействовать созданию глобального движения обитателей этой планеты — людей, которые верят, что нет ничего невозможного, которые готовы работать сообща во имя наших общих целей, несмотря на все различия между нами. Проблемы, нависшие над нашим миром, слишком значительны, задачи слишком ответственны, а потенциальные катастрофы слишком угрожающи, чтобы цепляться за прежний образ жизни». Рон Гаран называет свою позицию «орбитальной точкой зрения» — взглядом на Землю и ее жителей из космоса, откуда не видно границ. Астронавт страстно и увлеченно излагает концепцию всеобщего сотрудничества, которая направлена на преодоление глобальных проблем: войн, экологических катастроф, социального неравенства и так далее. Русский перевод книги вышел 21 ноября сего года в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" (ссылка - http://style.rbc.ru/news/art/2015/11/12/22218/?utm_source=Medialand&utm_medium=banner&utm_content=282735&utm_campaign=745703)... Думай, Хомо! Хоти, Сапиенс!

Александр Гор: И хомо подумал... Книга экзистенциальная, пацифистская... А она коммунистическая? Судя по всему... нет... Что ж это за всеобщая цель? Не видно границ? В Европе не видно границ. Только мне что-то туда совсем не хочется... А как, начёт отмены «прав и свобод разнузданных людей»? Как насчёт национализации предприятий и забвения частной собственности? И богатых и бедных тоже не будет видно?

A.K.: Я бы сказал, что национализация предприятий и забвение частной собственности - не цель, а средство. Средство для чего? Для развития человека. Что до границ, то при коммунизме их нет. А без отмены "прав и свобод разнузданных людей" никакое лучшее будущее несостоятельно, ибо прожрут всю планету. Вот и получается, что слова разные, но при последовательной их реализации результат выходит тот же. И, ак верхо сказал Ex-Zyx, "не эталон, но тенденция".

Александр Гор: Игры в... "что на что похоже" - тенденция крайне опасная... Уважаемый Андрей. И такое «сходство» давно осуждено коммунистической идеей. Космополитизм (от греч. kosmopolítes — космополит, гражданин мира) идеология т. н. «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет. Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. К. киренаиков выражен в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»). В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков. В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями. Буржуазный К. отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). Буржуазный К. не исключает национализма угнетающих наций, а возникает на его почве. Космополитические идеи получили распространение в эпоху империализма, отражая объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с тенденцией к образованию национальных государств. К. представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазной политической науки (проповедь мировой политической интеграции, наднациональных и межгосударственных монополистических организаций); экономической теории (реакционно-утопические проекты создания планируемой мировой капиталистической экономики); права (теории международной правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о превращении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение. Пролетарский Интернационализм противоположен буржуазному К. Космополитизм призывает к слиянию наций путём насильственной ассимиляции. Марксисты же рассматривают перспективу постепенного и добровольного сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что это длительный процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций (См. Нация). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т.4; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30; Модржинская Е. Д., Космополитизм — империалистическая идеология порабощения наций, М., 1958; Кузьмин Э. Л., Мировое государство: иллюзии или реальность?, М., 1969; Социологические проблемы международных отношений, М., 1970. Е. Д. Модржинская. Пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) антивоенное движение, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального характера. Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая правомерность справедливых освободительных войн. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций, без устранения социально-экономических и политических условий, порождающих войны. Связанный с буржуазно-либеральной идеологией, П. вовлекает в сферу своего влияния довольно широкие демократические круги. Первые пацифистские организации возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 80-х — началу 90-х гг. 19 в. пацифистское движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. П. в периоды революционного подъёма отвлекал массы от активной борьбы против империализма. В условиях 1-й мировой войны 1914—18 В. И. Ленин считал пацифистскую абстрактную проповедь мира, не связанную с антиимпериалистической борьбой, «одной из форм одурачения рабочего класса...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 165). После 2-й мировой войны 1939—45, в обстановке изменения соотношения сил на мировой арене в пользу социализма и вовлечения в борьбу за мир широких слоев населения в различных странах, коммунистические и рабочие партии, отмечая недостаточность и ограниченность П., стремятся объединить в борьбе против военной опасности, исходящей от империализма, все миролюбивые силы, в том числе и пацифистов, искренне стремящихся предотвратить войну. Многие пацифисты и некоторые пацифистские организации включились в Движение сторонников мира. Источник: Большая Советская энциклопедия

Анатолий Эн: A.K. пишет:Я бы сказал, что национализация предприятий и забвение частной собственности - не цель, а средство. Средство для чего? Для развития человека. Ну да. Примерно так же ставит вопрос и отвечает на него Кургинян. Это вполне в духе утопического социализма или отвлеченного гуманизма. Иначе ставит вопрос и отвечает Маркс. "Коммунизм есть действительное движение сменяющее теперешнее состояние" а не только мечта, цель. Национализация предприятий и " положительное упразднение частной собственности" САМО искомое развитие человека И ЕСТЬ. Здесь и сейчас на данном этапе. Мечта изнутри этого этапа. Существо этого этапа развития. А на следующем этапе? Ответить на это возможно только оказавшись внутри этого следующего этапа. СССР там оказался. Но ответа не нашел. Потому что предшествующий этап (точнее его ведущий победивший класс) счел задачу решенной и заблокировал любой не только поиск ответа, но и постановку вопроса. Человек мечтает о своём развитии на всём протяжении истории. Это неизбежно для него как дыхание. Но сам уровень мечты обусловлен данным этапом истории. Кургинян вот полагает что человек "не совсем социально обусловлен", в противовес марксову истмату. Крокодилы у него летают (дух, божественное начало), но так низенько-низенько. Чуть-чуть так совсем, но таки не обусловлены силой тяготения, ну совсем чуть-чуть. ИАЕ кое-что сделал в постановке новых вопросов изнутри уже свершившегося первого этапа и даже наметил ответы. Именно поэтому он ушел дальше других мечтателей что мечтал о дальнейшем развитии изнутри уже свершившегося первоначального развития (нет частной собственности). Услышан же почти (если не совсем) не был.

Ex-Zyx: ...и предки их вместе с живыми поют... Материал старый, нашел случайно. http://fond-tatiana.ru/elga_udskoe ...Конечно, наш народ многое потерял, но жить сожалениями о лучшем прошлом нельзя, надо жить Настоящим, Будущим. Стараться укрепить то, что еще есть, и очень стараться возродить то, что было. Мы живем в эпохе цивилизации, история была и будет, ее не изменить и не повернуть вспять, но мы целый Народ, и мы просто обязаны хранить и сохранять Традиции. Уклад, Язык и все, что касается нашего Народа, иначе мы потеряемся как народ на этой Земле. Люди пытаются обрести и укрепить смысл своего почти автономного бытия через сохранение Традиции.

dmk77: Ex-Zyx пишет: http://fond-tatiana.ru/elga_udskoe Просто удивительная незамутнённость! Пришли злые люди с большими глазами и ружьями, забрали оленей в колхоз (олени, стало быть, в колхоз вступили, а хозяева - нет?), а когда оленей-колхозников доели - вдруг подорожала солярка, развалилась больница и сгорел клуб (откуда у кочевников таковые вообще взялись - загадка: не от злых же экспроприаторов или, упаси Великий Дух, колхоза!). А письмо - по чистой случайности, разумеется, почему-то удивительно совпало не только с Посланием президента, но и с содержанием многолетнего Плача раскулаченных крестьян, желавших накормить до отвала хлебушком Русь-матушку, потомков дворян, которых вытурили из светлых барских усадеб, где они писали светлые мысли о будущем Родины, экс-владельцев заводов, дворцов, пароходов, льющих горькие слёзы от невозможности подарить народу места рабочие. Так что полагаю, что если письмо на 18 страницах действительно было, то первый зам. главного редактора "Российской газеты" (запомним это имя - Юрий Лепский) его весьма творчески переработал. Люди пытаются обрести и укрепить смысл своего почти автономного бытия через сохранение Традиции. Может я что-то пропустил, но мне показалось, что эти люди пытаются найти врача, а отнюдь не шамана.

Трак Тор: dmk77 пишет: Может я что-то пропустил Ага. Живую Жизнь (термин предшественника Ноогена - Ордена).

dmk77: Трак Тор пишет: Ага. Живую Жизнь (термин предшественника Ноогена - Ордена). И?..

Трак Тор: Потратьте на написание Вашей Картины ещё пару десятков часов - может, Вам откроется истина=великая сермяжная правда. А, может, и нет...

Ex-Zyx: Vox populi. Vox universi... Всероссийский опрос ко Дню космонавтики Всероссийский центр изучения общественного мнения специально ко Дню космонавтики представил данные исследования об отношении россиян к космосу. По данным опроса, лидерство России в деле освоения космоса признает подавляющее большинство наших сограждан — 76%. По мнению 90% опрошенных, России нужно участвовать в освоении космоса прежде всего для развития науки и высоких технологий, такой позиции придерживаются 49%, а 44% считают важным обеспечение обороноспособности страны. Еще четверть опрошенных полагают, что участие в освоении космоса поспособствует развитию авиакосмической промышленности и созданию новых рабочих мест. А 17% респондентов видят в освоении космоса возможность на равных конкурировать с США, Евросоюзом и Китаем. Усилия по освоению космического пространства и увеличение объема ресурсов, по мнению 42% россиян, следует увеличить (51% среди 45-59-летних). Еще 41% участников опроса считают, что можно оставить все на нынешнем уровне (49% среди 25-34-летних). Сократить усилия и объем выделяемых ресурсов предлагают только лишь 9% опрошенных.

Ex-Zyx: Поиски последних войн... https://vk.com/@science_newworld-kak-pogibshie-inoplanetnye-civilizacii-mogut-spasti-chelovec ...мы должны расширить наш круг поиска инопланетян, не ограничиваясь лишь планетами, которые с экологической точки зрения могут выглядеть обитаемыми. Мы должны также искать планеты с артефактами техногенных катастроф. Искусственно выжженные поверхности планет или признаки ядерных войн, которые могли сохраниться в атмосфере мертвых миров, как вариант, стали бы отличными доказательствами в этом вопросе. Вероятнее всего, подобные открытия не только станут самыми величайшими в научной истории, но и, возможно, откроют нам, как виду, глаза на то, как не следует распоряжаться своим будущим.

Ex-Zyx: Взгляд с орбиты https://zen.yandex.ru/media/severnymayak/pochemu-kosmonavtov-po-vozvrascenii-na-zemliu-zahlestyvaet-silnoe-nedovolstvo-okrujaiuscim-mirom-610aca345105602b2ec53c94 По утверждениям космонавтов, с орбиты Земля представляется как хрупкий, «висящий в пустоте» и защищенный только тонкой прослойкой атмосферы шар, который хочется оберегать и сохранить для будущего поколения землян. Кроме того, люди начинают видеть нашу планету как цельный, единый мир, без государственных границ, которые обычно нанесены на карты, без деления на «своих» и «чужих». В результате у космонавтов возникает ощущение, что человечество — одна большая семья, не разделенная по расовым, религиозным или каким-то другим признакам. Любопытно, что «эффект обзора» может преследовать космонавтов еще долгое время после возвращения домой. Таким людям становится сложно жить в обществе, их захлестывает сильное недовольство состоянием мира, ведь многие земляне продолжают воевать, уничтожать леса, то есть по-прежнему не ценят нашу планету и пытаются всячески разрушить ее хрупкую экосистему.

SEN7759: Эволюция сознания связана и с эволюцией языка. А вот для эволюции языка в планетарном масштабе есть тормоза и проблемы... К. Э. Циолковский: "Каждый человек должен быть проникнут высшими идеями, ведущими всех людей к счастью и совершенству. Таковы мысли о единении и братстве всех народов. Но какое может быть братство, если, вследствие различия языков, мы друг друга не понимаем! ..." "Разумеется, эсперанто самый лучший из всех искусственных языков. Несомненная простота алфавита, изумительная легкость грамматики, распространенность словаря делают его изобретателя бессмертным". Вот здесь есть начальные материалы для дискуссии по взаимосвязанной теме: ноосфера и эсперанто. https://vk.com/topic-42815027_47125992

Ex-Zyx: Взято в Сети: В Португальском в городе Оэйраш открыли памятник Юрию Гагарину в честь 60-летия первого полета человека в космос. Справедливости ради отметим, что бюст советского космонавта установлен в технопарке «Тагуш Парк» по инициативе российского посольства совместно с Международным благотворительным фондом «Диалог культур — единый мир». Чуть ранее Астрономическая обсерватория Лиссабона (также по инициативе посольства) представила для выпуска в оборот почтой Португалии открытки с Юрием Гагариным.



полная версия страницы