Форум

Ефремовские чтения-фестиваль в Москве (Часть 1)

A.K.: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О ПРОВЕДЕНИИ ЕФРЕМОВСКИХ ЧТЕНИЙ-ФЕСТИВАЛЯ В МОСКВЕ Дорогие друзья и коллеги! Мы рады сообщить, что 18 апреля 2009 года в Москве Центром ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова проводятся Ефремовские чтения-фестиваль, посвященные теории и практике некатастрофического движения человечества в будущее. Как приблизить тот мир, который описал Иван Ефремов? Для прояснения мы предполагаем обсудить проблемы педагогики, футурологии, освоения космоса, взаимодействия культур и другие темы на острие развития цивилизации. Доклады и дискуссии будут чередоваться музыкальными и танцевальными выступлениями, а в фойе развернётся выставка научно-фантастической живописи. О программе чтений-фестиваля и конкретном месте проведения мы сообщим дополнительно. Оргкомитет Ефремовских чтений-фестиваля в Москве noogen-собака-inbox-тчк-ru

Ответов - 276, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Александр Гор: Как угодно... Как-то нелепо немножечко всё получается... Ну, Бог с ним.

Alex Dragon: Конечно нелепо. Увы, тут ничего сделать не могу.

Alex Dragon: Алёнка, а можно оригиналы фоток заполучить?


Сат-Ок: Алёнка, материал к докладу моему - моя статья в "Основополагающих текстах" http://www.noogen.su/smirnov.htm. Это раз. Ольгино выступление с 2007 года лежит здесь: http://www.noogen.su/iefremov/vyrtz-2007/olga.htm. Это два. Выступление Эдэли с прошлого года здесь: http://www.noogen.su/iefremov/befstx.htm. Это три. Вот. По поводу остального надо ещё немного подумать :)

Ольга: 22 апреля 2009 День рождения И.А. Ефремова. В гостях у Таисии Иосифовны День этот для меня выдался непростым. С утра я была на похоронах Майи Андреевны Снежневской – женщины, с которой я была знакома много лет и в образе которой для меня воплотилась середина XX столетия с его непосредственностью, искренностью, приобретённым атеизмом, стремлением к лучшему, глубокой сердечностью, отсутствием сознательно выстроенного мировоззрения и интуитивной этичностью. Её ученики и коллеги (друзья уже, к сожалению, ушли из жизни) непритворно горевали. Внешне сдержан был муж Майи Андреевны Геннадий Исаакович Беленький. Он остался один в свои 90 лет. Но я знаю, как он рыдал, когда уносили тело. Хотя уже полтора месяца назад он понимал, что его любимая женщина скоро простится с миром. В некоторые моменты церемонии я непритворно улыбалась: 83 года – это прекрасный срок для того, чтобы выпить чашу жизни до дна. Майя Андреевна сделала это, и теперь ей предстоит новый путь. Когда на поминках меня попросили сказать несколько слов, я спела песню на стихи Геннадия Шпаликова «Я к вам травою прорасту…». Она кончается словами: «…И к жизни присоединится!» Едва успев заскочить домой, я поехала на метро «Университет», где мы собирались встретиться с Андреем Константиновым. До этого Андрей много раз ходил к Т.И. сам, два раза с Николаем. В этот раз Николай остался дома с Ладой, и в гости к Ефремову отправилась я. У метро мы купили семь веточек мелких кустовых гвоздик насыщенного фиолетового цвета, причём нижние стороны лепестков были серебристо-белым. Гвоздики выглядели исключительно нарядными. Обычно я легко запоминаю дорогу, быстро ориентируюсь, но тут соображала весьма туго: сказывалась первая половина дня. Отчётливо помню только дом, в котором жил Юрий Рерих, и мемориальную табличку справа от арки. По кирпичам сверху донизу пробежала трещина, и через табличку, словно откалывая нижний левый угол, тоже пробежала трещина. Я оторвала от букета веточку гвоздики с цветком на конце, встала на перекладину ворот, прикрепила цветок под табличкой. Светофоры, тротуары… Вот и дом углом, вот окно на втором этаже, из которого хорошо видно выходящих из подъезда. Андрей говорит, что у Т.И. традиция: махать из окна рукой уходящим гостям. Я сразу представила Ивана Антоновича – как он уходит из дома по делам, а Таечка, закрыв дверь на замок, бежит на кухню и машет ему рукой, а затем смотрит вслед… Дверь открыла, кажется, племянница Т.И. Сама хозяйка сидела во главе стола, она увидела Андрея в коридоре, радостно приветствовала его. А потом удивилась, увидев меня. Видимо, Андрей не успел предупредить её о том, что вместо Николая будет его жена. Андрей быстро представил меня. Нас сразу усадили за праздничный стол, я оказалась между Аланом Ивановичем и Таисией Иосифовной, напротив Андрея. Обратила внимание на прекрасную тарелку, стоящую передо мной: на насыщенном сине-голубом фоне – белые узоры. Т.И. сказала: – Это мы с Иваном Антоновичем покупали на ВДНХ. И я увидела двух счастливых людей, которые обустраивают свой дом – заботливо, но не по-мещански. Меня мгновенно очаровала атмосфера высокой доброты и приятия, я почувствовала себя совершенно дома – но не в смысле физического дома, в котором я живу, а дома мечтаемого. И я подняла глаза от тарелки на хозяйку, потому что лучи добра исходили из неё. Т.И. сидела в кресле, покрытом зелёной тканью, на ней был тёмно-серая трикотажная блузка, на груди нечто подобное брошке. На ногах были строгие чёрные брюки, и я подивилась этому. Обувь – я потом разглядела – крошечная. Ножка совершенно детская. Короткие седые волосы, красивое благородное лицо, чистый лоб. Из серых глаз лился свет. Не было в этом лице ни намёка на усталость от жизни и людей, ни старческого брюзжания, ни брезгливости, которую выдают опущенные уголки губ. Мудрая женщина сидела рядом со мной, много прожившая и познавшая, но сохраняющая тайное знание, которое позволяет ей вот уже 37 лет жить и хранить память о великом муже. Я опасалась, что увижу квартиру, в которой остановилось время. Что дом Т.И. – это музей Ефремова, хранителем которого стала Т.И, типичный музей с его пылью и ощущением омертвелости. Как я была рада и удивлена, когда квартира предстала передо мной живой, дышащей, уютной, удобной и в то же время, действительно, хранящей не только дух, но и материальный мир Ефремова! Потом у меня было время немного постоять у книжных полок, который занимают почти все стены, поразглядывать образцы самоцветных камней. На чароите была прикреплена табличка: «Таисии Иосифовне Ефремовой от строителей БАМа. 1975 год». Мне положили на тарелку картошку и курицу. Мы с Андреем начали говорить о чтениях как об известном, свершённом, но Т.И. остановила нас и попросила рассказать о чтениях сначала, чтобы все были в курсе дела. Алан Иванович с другом-геологом, Андрей (творческий псевдоним Тэй Рам), недавно вернувшийся из Африки, где пробыл 5 лет, племянница и, видимо, её дочь внимательно слушали наш рассказ. Любопытно было, что когда я упомянула о «Китеже» (а Т.И. знает, что это такое), она остановила меня и попросила рассказать о «Китеже» подробно, чтобы ввести людей в курс дела. И это было правильно, иначе общий разговор за столом разбился бы на потоки, превратился в междусобойчики. Когда же мы вернулись к тому, с чего начали, я внутренне улыбнулась: умение руководить симпосионом, действительно, было присуще Таис. Продолжение следует...

Alex Dragon: Ух ты! Оля, спасибо огромное. Терпеливо ждём продолжения.

Джигар: Ольга, мне очень нравится читать ваши отчеты о походах .... С нетерпением жду продолжения.

Ольга: Джигар, пожалуйста, не называйте мои записки отчётами. Не люблю это сухое слово. Очерк - точнее.

Ольга: Продолжение и окончание :) Я рассказала, что в двух своих книжках про Сибирь и Алтай, которые готовятся к выходу, я упомянула про Ивана Антоновича – в главах про якутские алмазы и про Григория Чорос-Гуркина. Книги для детей, а в детстве всё глубоко западает. В сибирскую книжку вставила отрывок из рассказа «Алмазная труба» и портрет Ефремова. Оглянулась: – Да вот этот портрет! Возле двери за стеклом полок висел большой календарь с репродукцией портрета. Т.И. обратила моё внимание в другую сторону: – Вот этот? И я увидела подлинник – картину Бориса Ольшанского. Мы с Андреем пришли поздно, когда все уже поели, и вскоре тарелки со стола убрали и принесли чай с запахом жасмина и ягодный пирог. Алан Иванович похохатывал, шутил. Тэй Рам рассказал исторический анекдот, как Жуковский объяснял наследнику престола Александру Николаевичу значение формы повелительного наклонения единственного числа от украинского глагола ховать. Когда Алан Иванович и его друг собрались уходить, мы с Андреем вышли проводить их в прихожую. Я сказала, что очень рада познакомиться с человеком, которого множество раз видела в фильмах о Ефремове. Он ответил, что в его фигуре нет ничего примечательного. Он просто хороший геолог, хороший водитель и хороший тракторист. И всё. – Геолог и водитель – это понятно. А почему тракторист? – В экспедиции – если тракторист пьян, кто же сядет за трактор? Я пожала ему руку. Ладонь очень широкая и сильная. Потом мы уселись за чай. Я рассказала, что мы побывали в РКК «Энергия» в Королёве, там проходило награждение писателей-фантастов. Подарила Т.И. календарик с фотографией Земли из космоса, сделанной Сергеем Крикалёвым. Мне казалось важным подчеркнуть, что на награждении выступал Сергей Иванович Павлов, он говорил о своей благодарности Ефремову за то, что именно он ввёл его в писательскую среду, рекомендовал к печати его произведения. – Они были у меня год назад – Павлов и Пищенко. Здесь сидели, – Т.И. кивнула головой на диван. – В этот раз Пищенко не было совсем. – Они что-то поссорились… – как бы нехотя сказала Т.И. и перевела беседу в другое русло. Я могла бы сказать, отчего они поссорились, но рада, что не стала этого делать. Слишком уж это было бы похоже на сплетни. Хотя именно мой очерк о прошлогоднем награждении наградой имени Ефремова был причиной, по которой Пищенко почти год грыз Павлова, и Павлов в конце концов сдался ему, отказавшись прийти на наши чтения, хотя обещал. Я оглядела комнату. Справа от окна, на угловом столике, стояла широкая, кажется, фарфоровая светлая ваза, в которую Т.И. поставила гвоздики. Но кроме наших фиолетовых там стояла ещё охапка пышных алых гвоздик. Выглядело это красиво. Большой портрет Ивана Антоновича, который Ирина Федотова брала у Т.И. для чтений, теперь стоял у шкафа, одним глазом словно взглядывая на гвоздики, другим на нас. На чтениях возле портрета тоже стояли гвоздики в вазе. Потом я обратила внимание на висевшую напротив меня акварель – сине-голубое море, прибой и на заднем плане сизая конусообразная гора, словно скрывающаяся в тумане. –Волошин! Мария Степановна подарила, когда мы гостили в неё в Коктебеле. Это Карадаг не современный, а в его историческом прошлом. Когда Карадаг был ещё вулканом… На картине не было острых причудливых пиков, но линия прибоя изгибалась так знакомо! Волошин, как и Ефремов, пытался заглянуть в прошлое Земли. Волошин создал исторический пейзаж в своих стихах, геологический – в рисунках, а Ефремов – первооткрыватель геологического пейзажа в прозе, особенно ярко представленного в «Дороге ветров».. К сожалению, мало людей, способных оценить по достоинству его замечательное художественное открытие. Горел торшер, и стекло картины отсвечивало. Т.И. предложила выключить торшер, и голубая волна на переднем плане словно подсветилась собственным, внутренним сиянием. Разговор сразу переключился на Коктебель. Когда-то дом Волошина выступал к морю, как корабль, а сейчас вдоль всего берега построили бетонную дамбу, оттеснив от моря Волошинский дом, заставили эту дамбу кафешками и пивными. – Я-то ещё помню, когда дом стоял один на всём побережье. В стороне были, конечно, другие дома… И Карадаг виден весь. Мы, бывало, сидим с подругами – а не сбегать ли нам на Карадаг? И побежали. И уже там. Хорошо! В разговоре упоминалась Меганом, Лисья бухта, сердолик и современные перестройки, которые коренным образом нарушили движение гальки вдоль берега, из-за привозной гальки изменился даже состав воды. Тэй Рам начал вспоминать, как в середине 80-х, ещё студентом, был влюблён в одну девушку, как забирался в самые труднодоступные места Карадага, на мыс Меганом, где тогда царствовали пограничники. Говорит он правильным литературным языком, причём не разговорным, и именно письменным, тщательно выписывая картину с помощью всевозможных причастных и деепричастных оборотов. Я сначала было подумала, что он рисуется, а потом поняла, что такой стиль для него обычен. Он филолог, владеет английским, немецким, бурским и, наверное, ещё какими-то языками. Специализация его – структурная лингвистика. Относя посуду после чая на кухню, я задержалась там на минуту, заметила старый телефон, висящий на стене, шкафчик для посуды явно шестидесятых ещё годов. В кухне было опрятно и тоже уютно. Напротив дверь во вторую комнату, и там стоял фотографический портрет Ефремова размером почти в лист ватмана, как мне показалось, старый, края фотобумаги в некоторых местах надорваны. Стены были так же, как в первой комнате, превращены в книжные полки. Полки с какими-то сувенирами (так мне показалось) отгораживали часть комнаты, за ними, у окна, был виден письменный стол. Входить я не стала. Странное ощущение – когда дрожит и словно прогибается время. И ты оказываешься одновременно в сейчас – и десятилетия назад. Допивая последний глоток чая, я спросила у Т.И.: – Как вы ощущаете время? – Время? В очень разное время мы жили. Я родилась в 26-м году, в шесть лет умерли родители. Нет, не от голода – от болезни, но голод, видимо, тоже сказался. И тогда не было «Китежа». Меня отправили в детдом на станции «Правда». Электричкой, за Мытищами. Одиннадцать лет там! Но тогда детдома были другими, директор у нас был хороший человек… Я вдруг представила Ладу – ей четыре с половиной, и через полтора года её бы в детдом! Без мамы и папы! Какая это для ребёнка драма! – Выпустили нас в жизнь в 43-м году. – Да уж, самое время… – Выпустили – живите как хотите! Вот сейчас бы поспрашивать Т.И. о том, как она жила после выпуска из детдома! Но она поднялась с кресла, заметно, что устала. В прихожей над комодом висела большая картина тёмно-красных и густо-малиновых тонов, написанная маслом. В слабом свете её было плохо видно, но Т.И. включила специально направленную на неё лампу, и картина заиграла. Справа – звездолёт, среди впадин и гор возле едва заметного холмика – фигурка человека. «Остался один». Вспомнился Беленький… – Андрюша, ты едешь в Вырицу? Скажи Наталье Петровне, я что-то уже плохо видеть стала… На секунду передо мной оказалась пожилая женщина, которая готова пожаловаться на своё здоровье. Но Т.И. смахнула это состояние, как наваждение: – Но это неинтересно. И пожелала нам доброго пути. Я отдала ей земной поклон – какими ещё словами я могла высказать свои чувства? Она коротко и удивлённо-шутливо произнесла: – Что это? Зачем? Поцеловала Андрея и меня. Мы вышли из подъезда, оглянулись. Таисия Иосифовна из окна кухни махала нам вслед маленькой рукой.

Джигар: Ольга писала: Джигар, пожалуйста, не называйте мои записки отчётами. Не люблю это сухое слово. Очерк - точнее. Хорошо, Ольга. Как вам будет угодно, Ольга. ............... Вот прочитал последнюю строчку вашего очерка и отчего-то сердце защемило .... Хорошо пишете! Просто замечательно! Прямо Паустовский! Вам бы книжки писать! Я имею в виду не по филологии, а – художественные. У вас – дар. Когда читаешь – обалденный эффект присутствия. Спасибо!!!

Ольга: Спасибо на добром слове, Джигар. Свою книгу я обязательно напишу.

Alex Dragon: Оль, спасибо ещё раз огромное.

Александр Гор: Ольга пишет: Свою книгу я обязательно напишу. Буду ждать

Эдэль: Ольга, спасибо ещё раз за живой рассказ! Добавлю свои пять копеек в фотохронику происходившего: http://vkontakte.ru/album2060445_92309456

Alex Dragon: Таня, как всегда просьба: оригиналы мне, плиз.

Эдэль: Все?

Alex Dragon: Ну хотя бы тех, что по ссылке выше. А вообще, я от всего, что 19 числа в РГГУ было снято, не откажусь. Как показал опыт, дыры в видео кроме как фотографиями затыкать нечем.

A.K.: Маленькая хитрость, чтобы обойти "закрытость" ресурса "в контакте". Владелец страницы В контакте открывает там нужную фотографию, щёлкает по не правой клавишей мыши и выбирает "Показать изображение". Открывается собственно картинка, без вмещающей её html-страницы. Ссылку, по которой расположена эта картинка, можно использовать - изображение будет видно не только "контактёрам":) Например:

Максим: Идея чтений-фестиваля реализовалась как синтетическое объединение науки, искусства и философии. Прекрасно. что были включены танцы. Маша Верба, на мой взгляд, исполнила лучший танец. Хотя он был несколько шокирующим для людей, которые сидели в зале (судя по выражению некоторых лиц и эмоциональным реакциям). Мне понравились выступления Николая Смирнова, Буданова. Был бы больше интересен для меня личный опыт выступающих людей в плане реализации идей И.А. Ефремова. Больше конструктивного обсуждения. В целом - хорошо начали. Нужно продолжать. Максим Аникеев

Alex Dragon: Интересное наблюдение. Я от публики был далековато и реакции на лицах не видел. Интересно, что же там можно было увидеть шокирующего. Как по мне, накала можно было бы и поддать — много бы не было.

Сат-Ок: Спасибо! Максим пишет: Маша Верба, на мой взгляд, исполнила лучший танец. Хотя он был несколько шокирующим для людей, которые сидели в зале (судя по выражению некоторых лиц и эмоциональным реакциям). Я ничего этого не видел (снимал), да и темно было. А что за реакции и у кого?

Эдэль: Я сидела в зале и "шоковых реакций" у тех, кто был в поле моего зрения, не замечала. Маша танцевала здорово и - "на лезвии бритвы", чутко чувствуя меру, создавая живую красоту. Если кого-то её танец действительно шокировал - значит, этим людям надо развивать полноту восприятия.

Alex Dragon: Тут вопрос как бы не в рекомендациях — те, кому они нужны, врядли их прочитают и последуют, а в самом факте, если таковой был.

Эдэль: Я не рекомендую. Я размышляю :) О возможных причинах "шоковой реакции" на Машин танец. Если таковая была :)

Евгений А.: A.K. пишет: Ни Ленин, ни Савва Морозов, ни Мамонтов, ни мы с Вами не из мира ТА. Морозов (который Дмитрий) об этом хорошо на чтениях-фестивале говорил.А где увидеть (услышать или прочесть) запись этого выступления ?

A.K.: Запись есть, но пока необработанная.

A.K.: Началась подготовка к чтениям-фестивалю-2010: http://a-konstant.livejournal.com/221432.html

Джигар: Ребята, как-то я пропустил момент ....... А был ли издан сборник докладов по итогам чтений-фестиваля?

Alex Dragon: Сколько я помню — нет. Разве что видео сырое лежит. Должны были подогнать снимаемое со второй камеры — можно было бы фильм поробовать сделать. Но глухо, как в танке. Так что, если ничего не двинется, я через недельку-две займусь тем, что есть на руках.

Ольга: Вообще, народ, надо о новых чтениях говорить начинать. Вот что у нас пока по выступающим наклёвывается. Корректируйте! 1) Нина расскажет об Алтае (отталкиваясь от рассказа ИАЕ "Озеро горных духов") с фотографиями на проекторе. 2) Галя из Калининграда расскажет о поездке в Индию (тут у ИАЕ отправных точек полно). 3) Коля с Андреем обсудили несколько вероятных тем - дальше посмотрят, что лучше встроится. 4) От Елены Егоровой ждём не только песен, но и личного выступления. Тема? Их есть у неё :))) 5) Надеемся на приезд одного-двух китежан. В прошлом году были Макс, директор школы из Китежа, и сам Морозов, который не отказывался приехать и на второй год. Так что тут кто-нибудь да будет :) 6) Лариса Михайлова - тему пока не знаю. 7) Сам Андрей тоже будет выступать - с темой определится. Дальше: мысли, идеи, предложения?

A.K.: + Кроме НФ-выставки фотовыставка (Эдэль предложила и готова участвовать) + Пригласить Тодора Яламова из Болгарии - как докладчика и как участника фотовыставки (он отличный фотограф) ... продолжение следует:)

Джигар: А Дракон выступить не хочет?

Alex Dragon: А Дракон вообще понятия не имеет, сможет ли он добраться весной до Москвы — это раз, а два — не имеет понятия о чём же ему рассказывать. Разве что зачитать ТТХ «Старфайра» и картинки соответствующие показать.

A.K.: Максим Аникеев написал мне: Я тоже умею петь:) Есть Орион и возможность провести чтения на его территории: http://www.orionfuture.org/ Дети могут подготовить танцы, и есть возможность создать подходящую атмосферу на 2 дня, например с погружением в общение друг с другом и детьми. Можно организовать интернет трансляцию и подключение людей, которые не смогли приехать, но хотят увидеть и задать вопросы или оставить комментарии. 2 дня позволят выйти из обыденности и переключиться. А практическая польза для детей вообще огромна, это новые люди, образы мира, ефремовские идеи. Предлагаю попробовать.

Александр Гор: Недурно придумано!

Джигар: Я все хочу вернуться к публикациям. Мне кажется, всё-же нехорошо, что это не было доведено до конца. Потому что ефремовские форумы ценны, помимо встреч людей друг с другом и обмена мыслями по тематике творчества Ефремова и тем, чтобы эти мысли, в виде докладов, были опубликованы. Тем самым накапливается сумма размышлений и знаний и запечетлевается во времени.

A.K.: Ефремовские чтения - фестиваль 2010 г. "Ойкумена" пройдут в РГГУ 17 апреля с продолжением (для тех, кто доедет) 18 апреля в "Орионе". Сейчас составляем программу.

A.K.: По состоянию на сегодня: http://a-konstant.livejournal.com/245486.html

A.K.: Уточнение: http://a-konstant.livejournal.com/245632.html

Alex Dragon: Первый кусочек видео с Первых чтений-фестиваля. http://rutube.ru/tracks/2997280.html?v=b26fe2cda4f1a23b62f15bf496b84826



полная версия страницы