Форум

Ефремовские чтения-фестиваль в Москве (Часть 2)

A.K.: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О ПРОВЕДЕНИИ ЕФРЕМОВСКИХ ЧТЕНИЙ-ФЕСТИВАЛЯ В МОСКВЕ Дорогие друзья и коллеги! Мы рады сообщить, что 18 апреля 2009 года в Москве Центром ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова проводятся Ефремовские чтения-фестиваль, посвященные теории и практике некатастрофического движения человечества в будущее. Как приблизить тот мир, который описал Иван Ефремов? Для прояснения мы предполагаем обсудить проблемы педагогики, футурологии, освоения космоса, взаимодействия культур и другие темы на острие развития цивилизации. Доклады и дискуссии будут чередоваться музыкальными и танцевальными выступлениями, а в фойе развернётся выставка научно-фантастической живописи. О программе чтений-фестиваля и конкретном месте проведения мы сообщим дополнительно. Оргкомитет Ефремовских чтений-фестиваля в Москве noogen-собака-inbox-тчк-ru

Ответов - 102, стр: 1 2 3 All

helenrokken: Я поняла это, Fea ! Возможно я не совсем правильно уловила некоторую иронию в Ваших словах о "тех, кто приятен в общении"? Тогда простите. Просто это вопрос непраздный. Люди бывают щепетильны тогда, когда на самом деле им, действительно, необязательно участвовать в более детальном обсуждении проблем и тематики Чтений. А бывает, что человек может и помешать ходу такого обсуждения. Здесь я полностью разделяю позицию Андрея. Продолжение должно быть только для круга по-настоящему заинтересованных в развитии этого движения людей. Вы пишете: "как работать, так все..." Но ведь работать на самих Чтениях и работать весь год между Чтениями - это совсем неоднородные понятия. Хотя, возможно, здесь нужно довериться естественному течению процесса :)

A.K.: Я так понимаю, что все, кто работает (готовит чтения), автоматически подразумеваются участвующими в дальнейшем общении.

helenrokken: Значит и вопроса нет :)


helenrokken: По следам вдохновивших меня Ефремовских Чтений мне захотелось продолжить работу с докладами Панова и Буданова и отметить в них ключевые моменты, которые показались мне наболее важными. Я залезла в их книги, статьи, доклады, стала искать дополнительные материалы - промучалась с оптимизацией отсканированной рецензии Гиндилиса на книгу Панова, которую я хотела рекомендовать к обязательному прочтению. Отдыхая, я решила посмотреть, что есть на форуме по этому поводу. Зашла в тему по Панову - и попала в "день сурка". Август 2008 года, дискуссия про статьи Панова, ключевые моменты, сожаление Гора, что нет книги, а только оглавление с предисловием автора (которые и я нашла и тоже сожалела). Потом, о чудо - ув. Трак Тор (так давно к нам не заглядывавший) дает ссылку на рецензию Гиндилиса, которуя я тщетно искала в интернете - и тоже рекомендует ее к прочтению. Затем я слышу спокойный голос Сат-Ока, который подтверждает необходимость прочтения этой статьи. Но когда следом за этим я читаю слова Трак Тора Сат-Ок, я рад, что вы нарушили обет молчания (по сущностным вопросам) :) я окончательно убеждаюсь, что попала в ту же точку пространственно-временного континуума, только почти два года назад. Даже "Молчание Вселенной" по имени Сат-Ок там тоже присутствует. Круг или спираль? Я тем более радуюсь, что снова звучит эта тема (Панов), но тут же понимаю, что второй раз ув. Сат_Ок на нее не среагирует. Какое чудо сейчас должно произойти, чтобы мы снова с интересом и огнем дискутировали на важнейшие темы? Чтобы "милый день милого сурка" стал новой ступенью? Вот такие размышления по следам Ефремовских Чтений...

A.K.: Для этого нужно, чтобы день сурка стал немножечко днём сюрка.

helenrokken: Ох уж эти поэты-романтики... Все бы им из реализма в сюрреализм нырнуть :) Ударим героческим реализмом по клонированию грызунов!

Джигар: Алекс, восхищен вашим роликом!!! Единственная претензия – музыка в самом начале какая-то нервная. Понятно, что вы проецируете прилет космического корабля, но я бы вставил что-нибудь в стиле Жан Мишеля Жара или группы "Спейс". Оно и не так суматошно будет и более космически. Под стать картинке.

helenrokken: У меня есть странное свойство в работе сознания, своеобразный режим - я плохо ориентируюсь в хронологии. В школе у меня именно поэтому нередко бывали двойки по истории. И до сих пор, несмотря на серьезный интерес к истории и биографиям выдающихся представителей мировой Культуры, я могу совершенно не помнить, что в каком году произошло. Сейчас это меня уже не беспокоит, но иногда мне приходится выравнивать следствия такого режима мышления - это происходит тогда, когда меня догоняет и буквально огревает по затылку какое-нибудь вопиющее упущение из области цикличности, выраженной в памятных и юбилейных датах различных событий. Вчера я прочитала статью сотрудника музея Скрябина Марка Мануйлова. Ну и спешу заполнить непростительные пробелы. Свой доклад о параллелях в творчестве Скрябина и Ефремова я читала 10 апреля 2010 года. Говоря о симфонической поэме "Прометей", я просто сказала: она была написана в 1910 году. А надо было прибавить маленький, но элегантный оборот: ровно сто лет тому назад. Скорей всего вся уважаемая аудитория это поняла и без моего уточнения, а вот до меня этот факт дошел только после прочтения статьи. Выглядит, как некомпетентность или даже слабоумие. Надеюсь, что это просто тип мышления. И еще одно красивое и неслучайное совпадение сроков - Скрябин покинул этот мир 14 апреля 1915 года, то есть на момент чтения доклада - практически ровно 95 лет назад. Чтобы не выйти за рамки тематики форума, могу сказать, что памятные даты в популяризации культурного наследия любого выдающегося представителя истории - это не просто повод поговорить о любимом имени. Это возможность нелинейно, творчески и целесообразно обращаться к множественным аспектам биографий и всего, что с ними связано, а также это возможность соединить не только общее поле энтузиазма последователей, но и семантическое поле исследователей, что неизбежно должно помочь всем, кто развивает и применяет в жизни идеи впередиидущих. Ценно то, что здесь, на Ноогене, и в целом, в данном ефремовском сообществе это соблюдается очень аккуратно, уважительно и динамично. Посчитала необходимым это подчеркнуть. Спасибо.

Ольга: helenrokken пишет: Это возможность нелинейно, творчески и целесообразно обращаться к множественным аспектам биографий и всего, что с ними связано, а также это возможность соединить не только общее поле энтузиазма последователей, но и семантическое поле исследователей, что неизбежно должно помочь всем, кто развивает и применяет в жизни идеи впередиидущих. Согласна.

Alex Dragon: На утверждение высоким собранием выносится выступление А. Панова http://rutube.ru/tracks/3334392.html?v=766125e95388daf7a291170aa6b6cdf3

Alex Dragon: Что-то не вижу замечений и комментариев.

Александр Гор: Хорошо попробую, к вечерочку...

Александр Гор: Ну, что ж... Вот вкратце обещанная критика. Многоуважаемый Александр Дмитриевич, изложил простую синергетическую идею о постепенном увеличении скорости разнообразных процессов связанных с развитием нашей цивилизации. Можно свести, это... как и показано в записи лекции, к некой гиперболе: Можно использовать данную гиперболу для предсказания процессов, которые наступят, до точки сингулярности, т.е. до момента, когда математически - события должны начать бесконечно быстро сменять друг - друга. Боюсь, что данный график для предсказания событий после приближения к моменту сингулярности - не годится. Что же делать? Искать, «огрехи»! Коррекционные движения. Моменты когда процессы шли «не в ногу» с основной тенденцией. Итак, уточняем структуру графика, если мы такие моменты найдём, он будет выглядеть примерно вот так: Как же предсказать по этому графику пост сингулярное будущее. А очень просто. По принципу - на определённом уровне скоростей, процессы будущего будут вести себя подобно, но не одинаково(!) уровню скоростей прошлого: Прошу прощения - варварски кратко. Не хватает времени.

Alex Dragon: Это критика самого выступления. Меня больше интересовала критика ролика, с технической, так сказать, точки зрения. Может добавить чего надо, убрать или какой-то брак мной незамеченный существенный проскочил.

Александр Гор: А-а... Ой. Надо мной можно посмеяться. А по качеству. Конечно, неудовлетворительно разрешение картинки. Те самые графики, что я критиковал - разглядеть очень сложно.

Alex Dragon: Ну тут ничего не могу предложить, кроме того что подождать, пока будет сделана жирная версия в более высоком разрешении. Но её имеет смысл делать, если наше виртуальное собрание утвердит данную версию. Не думаю, что я смогу внести существенные изменения, но, возможно, какие-то коррективы придётся внести. Но, кстати, во-первых, все презентации есть в оригинальном виде (у Панова так вообще в PDF), во-вторых, все графики Панова уже публиковались в его статьях, нового там ничего нет. Кстати, вы навели меня на мысль, что можно дать титрами список основных публикаций и краткое сообщение об авторе.

Александр Гор: Почему бы и нет. По крайней мере, именно на ту публикацию, по которой читается лекция.

Alex Dragon: Насколько я понимаю, это обобщение изложенного в разных публикациях. Народ, нужен список основных публикаций на тему. Два-четыре названия.

Джигар: Алекс, мне Панов интересен, а ваши ролики смотреть ещё интереснее, но просто нету никакого времени. Вчера отработал 18 часов, пришел домой, сил хватило только дойти до душа, а потом доползти до подушки. На включение компьютера, чтобы просмотреть форум, сил уже не осталось. А разве публикации Панова у нас на сайте не приводятся?

Alex Dragon: Кое-что приводится, но у него их вообще не одна, я не знаю, как лучше текст составить.

helenrokken: Алекс, может тебе пригодится его домашняя страничка? http://dec1.sinp.msu.ru/~panov/

Alex Dragon: Видел я её. Короче, я издалека так намекаю: составьте кто-нибудь текст бегущей строки.

A.K.: Он свёл свои идеи в книжку, выпущенную недавно издательством URSS (что по-испански означает СССР, кстати ). Поэтому текст может быть такой: Основные идеи докладчика суммированы в его книге "Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI)", издательство "Editorial URSS", 2008. А поскольку народ при обилии информации лучше на картинку реагирует, нежели на текст, можно и обложку привести в кадре:

Александр Гор: Лично я реагирую на волшебное слово DjVu... Вот нашёл в сети... http://www.chronos.msu.ru/nameindex/panov.html

Alex Dragon: Хе! Вот спасибо! Я и не думал, что она в сети есть. До сих пор не попадалась.

Alex Dragon: Если вот так: «Александр Дмитриевич Панов — кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник НИИ ядерной физики им. Д. В. Скобольцина при МГУ им. М. В. Ломоносова. В основе доклада лежат идеи, изложенные в книге «Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI)», издательство «Editorial URSS», 2008»?

Ольга: Ага.

A.K.: Да.

Alex Dragon: Так, вот это, кажется, окончательный вариант: http://video.yandex.ru/users/noogen-video/view/19/?ncrnd=4967 UPD. http://video.yandex.ru/users/noogen-video/view/25/ Подготовка, вступление и доклад Панова объединены в один ролик. Просьба к кому-нибудь, кому не тошно в надцатый раз глядеть, по возможности пересмотреть — вдруг какие косяки, которые я не заметил. Типа звук и видео вразнобой или ещё какие явные дефекты.

helenrokken: Алекс, а это правильно, что в заставке Чтений нет года?

Alex Dragon: Как нету?

helenrokken: Пардон, у меня она закрыта была служебной шкалой :) Вопрос снят! Спасибо.

Alex Dragon: Вариант для скачивания, hi-fi, в avi: http://narod.ru/disk/22332206000/II_Ech-f_01.avi.html UPD. Обновлено. http://narod.ru/disk/2398938001/II_Ech-f_01.avi.html Видео: XVID, 576x432, 1376 kbps, 25 fps Аудио: mp3, 44100 Hz, 80 kbps CBR, mono Длительность: 01:10:40.919 (106023 fr) Размер: 739.26 Mb

Violika: Здравствуйте! Хочу зарегистрироваться...

helenrokken: Рада, что ты стала самой собой)

A.K.: Философские параллели в творчестве А.Н. Скрябина и И.А. Ефремова. Доклад Елены Егоровой на Ефремовских Чтениях-фестивале. Москва. 10 апреля 2010г. Текст доклада А. Маранов "Застывшая мелодия" "Я ловил соответствие звука и цвета..." Арсений Тарковский. Причиной, побудившей меня к исследованию данного вопроса, послужило то, что в поле моих интересов сошлись два выдающихся представителя мира искусства: Александр Скрябин и Иван Ефремов. Даже при беглом знакомстве с этими авторами мы замечаем, что мировоззрение одного из них является полной противоположностью другому. Более глубокое изучение творческого наследия этих мыслителей дает возможность найти по крайней мере одну несомненную общую черту: и Скрябин, и Ефремов безусловно являются творцами собственных реальностей, мифов, с помощью которых они выходили за рамки общепринятых мифов и смогли отобразить в своих произведениях широкий и безграничный мир Космоса. Точкой пересечения этих двух Вселенных для меня явилась глава из романа И.А. Ефремова "Туманность Андромеды", которая называется "13-я космическая симфония цветовой тональности 4,750 мю". У любого, кто знаком с творчеством Скрябина, сразу после прочтения этой главы проходит ассоциация с симфонической поэмой "Прометей" (или "Поэма огня"), которая была написана в 1910 году, и которую в просторечье называют "световой симфонией", потому что в партитуре этой поэмы Скрябин отводит отдельную строку для светового сопровождения (Luce). И хотя у И.А. Ефремова также световое сопровождение идет параллельно самой симфонии, однажды при очередном прочтении этой главы я поняла, что главное сходство лежит значительно глубже. Но для того, чтобы это обосновать, мне понадобилось найти систему, в которой были бы равноценно представлены обе эти персоналии. Такой системой оказалась философия космизма, в которой Скрябин по праву занимает идеалистический и даже мистический полюс, а Ефремов, естественно, занимает материалистический полюс. И поскольку в космизме главным является целостное восприятие мироздания, у нас есть возможность проследить возникшие параллели не как случайное совпадение, и не как тривиальную художественную иллюстрацию, а как некое отображение единого процесса через разные мировоззренческие системы. И основным ключом в данном случае будет свето-музыкальное восприятие космических процессов. Именно поэтому мой доклад носит название "Цвето-музыкальный аспект Вселенной", что, на мой взгляд, является не поэтической метафорой, а вполне научным определением. Это находит свое подтверждение как в древней космогонии - мы можем вспомнить древнеиндийскую превичную вибрацию Nada, флейту Кришны, библейское первичное Слово, суфийский Саут-е-Сармат - абстрактный Звук, - так и в современной теории суперструн, которая, по словам физика Майкла Грина "... создает прекрасную картину звучащей Вселенной, основанной на принципе музыкальной гармонии..." А. Сардан "Радиолокация" Звучащая Вселенная - это значит, что звучат не только объекты, но и процессы. И если они при этом подчиняются законам музыкальной гармонии, то значит композитор, в наше время сверхталантливый, а в будущем, скорее всего, просто талантливый, может не только создать субъективное музыкальное произведение, но и воспринять и перевести на доступный слушателям язык эти процессы жизни Вселенной. Это переводит музыку из субъективных видов искусства в разряд научных инструментов познания мира. Интересно отметить, что в отношении этого ключа прочтения партитуры Вселенной, в мировоззрениях представленных философов уже имеется серьезная перекличка: Скрябин моделирует музыкальные созвучия по принципу построения любого объекта нашего мира - ядро и расходящиеся от него, дифференцирующиеся частицы. Ефремов словами одного из персонажей рассказывает нам о том, что " живой организм при развитии из материнской клетки надстраивается аккордами из молекул. Первичная парная спираль развертывается в плане, аналогичном развитию музыкальной симфонии". Также можно вспомнить, что Ефремов большое значение придает понятиям мир-антимир, как основе структуры мироздания. У Скрябина представлен и этот аспект, причем информация снова как бы "зашита" в самой музыке: внутри своих аккордов Скрябин показывает структуру обертонов и унтертонов, что является философскими аналогами мира и антимира. С. Люшина-Хараламбус Для того, чтобы нам было удобнее понять, какой процесс нашел отражение в этих двух произведениях, я хочу предложить нам воображаемую модель, где единый луч некоей изначальной энергии, проходя через рубеж - можно сказать, точку сингулярности, которая заключает в себе все потенции будущего мира, дифференцируется или раскладывается на спектр, подобно световому лучу, проходящему через призму. Дальше этот дифференцированный луч проходит свой путь эволюции через взаимодействие собственных частей, и гармонизированный через этот творческий процесс, снова интегрируется в состояние единства. С. Люшина-Хараламбус Человек, который в научной картине мира, представленной космизмом, является важным передаточным звеном, трансформатором, участвующим в этом взаимодействии - воспринимает эту дифференцированную энергию через различные органы чувств, синтезируя ее в своем сознании. Мы можем предположить, что человек является некоей лабораторией по отработке необходимых эволюционных качеств восприятия и взамодействия внутри системы Космос-Человек-Земля. И здесь мне хочется обратить наше внимание на такое явление, как синестезия (межчувственное восприятие, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств) и его частное проявление - синопсию (цветной слух). Природа этого явления остается пока неизученной, но нам оно будет интересно, как пример постепенной интеграции различных чувств для более многогранного и стремящегося к единству восприятия мира. Самым ярким обладателем цветного слуха был, как известно, Скрябин. В основе скрябинской синестезии лежит не желание добавить, разукрасить музыку цветом, а необходимость показать, что музыка - это только малая часть видимого и невидимого спектра великой вселенской симфонии, партитуру которой можно прочесть в музыкальном, световом, ароматическом и других ключах. Он не добавляет световое сопровождение звуков, а слышит, видит, чувствует эти цвета, как продолжение звуков, как некие световые обертоны, расходящиеся и обогащающие звучание музыки. Более того, он не может ограничиться только светом и звуком - он вводит своеобразный танец - пластику форм. А. Маранов "Танец весны" Скрябин не иллюстрирует свои произведения танцем - он показывает эту пластику внутри самой музыки. Для этого ему пришлось (в хорошем смысле этого слова) прозвести настоящую революцию в области гармонии и других музыкально-изобразительных приемов. Его не случайно называют не просто космистом, а первым космонавтом в музыке. Для того, чтобы выйти в Космос, без которого его творчество не моло бы состояться, настолько тесно ему было в земных средствах художественного отображения мира - он преодолевает внутри своей музыкальной канвы земное притяжение, синестетическим аналогом которого в музыке является тональное тяготение, то есть общепринятая классическая гармония. Он убирает все устойчивые гармонические сочетания и добивается тем самым своей знаменитой необыкновенной полетности и светоносности. А синтезом гармонии и мелодии он устраняет дуализм и противопоставление единого и целого, чем окончательно меняет и реформирует музыкальную стилистику, превращая музыку в некую единую ткань или даже огненную, плазменную субстанцию, которой он рисует, ваяет свои космические пейзажи и отображает совершенно сокровенные процессы микро- и макромира. С. Люшина-Хараламбус Необходимо также упомянуть геометрию движений музыкальных форм внутри произведений Скрябина, что находит свои серьезные параллели в описании световой симфонии Ефремовым. Поскольку музыка Скрябина скорей похожа на пластичную субстанцию, ему легко удается вести и сочетать ее в виде различных геометрических фигур: круги и спирали, треугольники, звезды и другие, более сложные фигуры. В. Кандинский В мировоззрении Ефремова синестезия, и как ее наиболее ярко проявленный вариант - синопсия, занимает существенное место. Танец, как наиболее естественный и гармоничный способ выражения внутреннего состояния человека адресует нас к тончайшему восприятию мира через движение и взаимодействие энергий, переданное в пластике тела. Цветовое восприятие поэзии и музыки неоднократно встречается в канве произведений. Но кульминацией отображения данного явления, конечно, остается глава из романа "Туманность Андромеды" - "Космическая симфония". Несмотря на то, что рассматриваемые нами философы, действительно, являются противоположными представителями космического мировоззрения - в их картинах мира мы находим много общего. Правда, приходится прибегать к инверсии в отображении этих параллелей. Если мы представим себе два айсберга (треугольника) мировоззрений, то вершина айсберга Скрябина будет находиться в материальном мире, а основа - в духовном, а у Ефремова наоборот: фундамент айсберга будет в материальном мире, а вершина - в духовном. (Интересно, что при совмещении этих условных символов мы получим Звезду Давида - сдвоенные триады Бытия и Небытия - которую Скрябин поместил на обложку первого издания партитуры "Прометея"). Но взгляд на искусство будущего дает нам довольно обширную общую область этих двух реальностей. Оба автора соединили свет и звук и показали возможность при таком сочетании достичь глубоких результатов в проникновении в тайны Космоса. А. Маранов "Рапсодия" Мне хочется, насколько возможно, бегло показать высокую степень совпадения не только внешних пластов этих двух световых симфоний, но и их глубинную связь. Музыкальная тональность не совпала точно: у Ефремова - фа минор, у Скрябина - фа диез мажор. Но расположены они достаточно близко. И если учитывать, что Ефремов не был музыкантом и вряд ли был знаком с философскими комментариями Скрябина к его произведениям (эти комментарии тогда были под запретом) - погрешность очень небольшая. Тем более, что у Скрябина отсутствует четкое разделение на мажор и минор: в его музыкальной пластике эти грани стираются. А если вспомнить, что устойчивых тональностей у Скрябина также не было, а роль играла, скорей, семантика, смысл, окраска тональности - то интересно абсолютное совпадение синего цвета у обоих авторов. Для тех, кто знает историю исследований творчества и философии Скрябина, такое совпадение представляется на грани чуда. Из общих характеристик хотелось бы отметить сюжет этих двух симфоний: зарождение мира и эволюция материи и жизни. Лиловато-серый или фиолетовый сумрак Хаоса в начале, некая единая концентрированная изначальная точка-сила, разворачивающаяся всем многообразием взаимодействующих элементов, борьба с энропией, появление ярких синих лучей Разума, постепенное спиральное восхождение и развитие глобальных процесов, устремленных к вершине совершенства - ослепительной вспышке Света - это описание в равной степени подходит к обеим световым симфониям. О. Царегородцева "Звездообразование" Для того, чтобы это услышать в музыке Скрябина, требуется определенный навык. Но, могу вас заверить, что самую главную для нас траекторию движения, а именно спираль, мы с вами обнаружим без всякой тренировки. В. Кандинский В качестве иллюстрации я предложу нам послушать после описания из "Туманности Андромеды" фрагменты начала, середины и окончания поэмы (допуская почти непростительное кощунство по отошению к целостности музыкального произведения!). "Прометеевский аккорд" - гордость всего музыкального и философского мира - уникальное отображение в музыке Вселенского Изначалия, Спящей Вселенной, сингулярности Бытия. Аккорд, поразивший даже очень критично настроенного к Скрябину Рахманинова, аккорд, который имеет помимо музыкального еще и эзотерический, и научный ключи прочтения. М. Чюрлёнис. Цикл "Сотворение мира" У Ефремова мы слышим его в первых строчках: "Где-то в невероятной дали возник низкий, такой густой, что казался ощутимой силой, звук. Он усиливался, сотрясая комнату и сердца слушателей, и вдруг упал, повышаясь в тоне, раздробился и рассыпался на миллионы хрустальных осколков..." А в описании Скрябина: "«Начало «Прометея» мне рисуется исполняемым при погружении в лиловато-сероватый сумрак..." С. Люшина-Хараламбус Музыкальный фрагмент № 1 "... Потрясенный Дар Ветер уловил в синих звуках стремление к усложняющимся ритмам и формам и подумал, что нельзя лучше было отразить первобытную борьбу жизни с энтропией... Прилив грозно ступающих басов усиливался, и ритм их учащался, переходя в отрывистую и зловещую мелодию..." С. Люшина-Хараламбус Музыкальный фрагмент № 2 "...и поплыли в необъятность Вселенной золотистые звонкие голоса жизни, согревая прекрасным теплом угрюмое равнодушие двигавшейся материи. Темная дорога становилась рекой, гигантским потоком синего пламени, в котором все усложнявшимся узором мелькали просверки разноцветных огней..." С. Люшина-Хараламбус Музыкальный фрагмент № 3 Окончание: у Ефремова - "... Тон звуков все повышался, и сама мелодия стала неистово крутящейся, восходящей спиралью, пока не оборвалась на взлете, в ослепительной вспышке огня..." У Скрябина - вслушайтесь в постепенное повышение и круговой характер мелодии, вы четко услышите знаменитую спираль, которую так гениально почувствовали и изобразили оба мыслителя. О. Высоцкий С. Люшина-Хараламбус Музыкальный фрагмент № 4 *** Признавал ли Ефремов преобразующую роль искусства на уровне структурного изменения материи, что являлось основным в подходе к синтезу искусств у Скрябина и нашло отражение в легендарной Мистерии, которая, к сожалению, остается за границами нашего доклада - вопрос остается открытым. Но мы ясно видим, что даже урезанное исполнение световой симфонии оказывает серьезное влияние на состояние Дар Ветра. И фразой, которой Ефремов завершает свой рассказ о световой симфонии, я хотела бы закончить свой доклад. "Симфония кончилась, и Дар Ветер понял, чего недоставало ему все эти долгие месяцы. Необходима работа, более близкая к космосу, к неутомимо разворачивающейся спирали человеческого устремления в будущее..." М. Чюрлёнис "Соната звёзд" ___________________________________________________________ Дополнительные материалы: Хазрат Инайят Хан "Мистицизм звука" (фрагмент). "Грани Агни Йоги" о музыке будущего. О терменвоксе и терпситоне. Н. Смирнов "О снах и богах" (фрагмент). Скрябин "Прометей" (полностью).

Alex Dragon: Что в титрах про Буданова писать? Сколько помню, его выступление было запасным и в программе не значилось. Как представить Земскова?

A.K.: Примерно так: Владимир Григорьевич Буданов - физик-теоретик и философ, специалист по синергетике, проблемам образования и междисциплинарным проблемам развития науки (Москва). Андрей Викторович Земсков - поэт и исполнитель песен на свои стихи (Владивосток).

Alex Dragon: А доклад-то как озаглавить?

Alex Dragon: Вот что имелось в виду: титры-заставки к каждому выступлению. Жду комментариев. Более развёрнуто можно дать информацию бегущей строкой, как было сделано в докладе Панова.



полная версия страницы