Форум

Любовь в советские времена. Какою она была? (часть 1)

Арис Лински: ...Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки. ...Любовь в романтическом периоде советской эпохи (50-60 годы) была совсем иной, нежели сейчас. Какой она была, любовь советских юношей и девушек, ныне дедушек и бабушек? ...Пафос любви имел свои атрибуты. Это заботливо наброшенный пиджак, робкое касание рук, румянец на девичьих щеках, девичья гордость, трепетный поцелуй, трепетный взгляд, букетик полевых цветов, непременное гуляние в парке, неукоснительное сидение на скамейке, непреложное катание на лодке, бесстрашное выявление недостатков на производстве... ... О, как я люблю слушать нынче старые советские песни о любви!

Ответов - 182, стр: 1 2 3 4 5 All

Zyx: А может использовать в качестве "замеряющего камертона" количество детей в браке, социальных сирот (и их послеприютской социализации), обитателей домов престарелых и процент разводов и абортов? Сады сажать конечно замечательно! Только зачем - если любовь без семьи, а семья без детей, а дети нежеланны, а старость одинока? Если женское счастье - "был бы милый рядом", то способствовал ли госпатернализм собесовского кроя ТАКОМУ счастью?

Alex Dragon: Кара-Мурза отнюдь не коммунист и вообще фигура достаточно мутная. Здесь совсем не авторитет, хотя ряд высказываемых им мыслей небезынтересен.

Арис Лински: Для меня некоммунист Кара-Мурза и антисоветчик Кожинов более авторитетны, чем современные ком.идеологи (да есть ли нынче такие вообще?).


Арис Лински: Андрей. Прошу перенастроить на одну ветку, как со стихами было сделано.

Alex Dragon: Всё идёт путём, чего не так?

Евгений А.: Евгений А. пишет: Кстати, Арис, вы посмотрели мою работу (клип)? Арис Лински пишет: Послушал сейчас... Спасибо. Вообще, эта песня не вошла в золотой фонд советской песни. Почему? По причине не очень удачной мелодии. Да и исполнение Миансаровой тяжеловатое. По крайней мере, в моей коллекции (около 1500 сов.песен) этой песни не будет. Вот по этой эстетической "линии фронта" и проходит разница наших мироощущений, камрад Лински! Ибо как представитель поколения 60-ых, я считаю песни Миансаровой честным отражением того времени - как в "Солнечном круге", так и в "Город спит" и даже в первом советском твисте "Черный кот" Назвать ее просветленное исполнение "Города" - тяжеловесным, это уподобиться тем вандалам из гостелерадио, кто по приказу Минкультуры (скорее всего лично М.Суслова) размагнитил почти все из ее 400 фонограмм в ханжестские 70-ые: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тамара_Миансарова Не хочу обижать вас дальнейшими аналогиями, все они на слуху и забыть их уроки - значит повторять из вновь и вновь... А мы танцуем твист! (заметьте - как кстати там главначпупс Огурцов из "Карнавальной ночи" ) Право, при всем уважении к ремейку от "Браво" - Ж.Агузаровой далеко до Т.Г.Миансаровой... И ее шедевр - перепетый на всех континетах и языках:

Арис Лински: Ибо как представитель поколения 60-ых, я считаю песни Миансаровой честным отражением того времени - как в "Солнечном круге", так и в "Город спит" и даже в первом советском твисте "Черный кот" "Солнечный круг" - это стопроцентная НАША советская песня. Я никогда не замечал в ней какой-то вызов, какой-то намёк на противостояние с властью. Она НИКЕМ такою не воспринималась. То, что вами она ТАК воспринимается (как нечто "честное" на фоне чего-то нечестного??), для меня является откровением. "Чёрный кот" - обычный сов.шлягер, как и "Ландыши". Не о чем даже говорить. Назвать ее просветленное исполнение "Города" - тяжеловесным, это уподобиться тем вандалам из гостелерадио, кто по приказу Минкультуры (скорее всего лично М.Суслова) размагнитил почти все из ее 400 фонограмм в ханжестские 70-ые: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тамара_Миансарова Для меня это новость. Интересны причины размагничивания. Не думаю, что была какая-то идеологическая подоплёка. Наверное, какая-то внутрицеховая месть.

Евгений А.: Арис Лински пишет: "Солнечный круг" - это стопроцентная НАША советская песня.Именно, но без забубенного пафоса 70-ых и по-хорошему наивная. Так искренне думала та часть страны, что еще не прошла университеты "там, где надо" "Чёрный кот" - обычный сов.шлягер, как и "Ландыши". Не о чем даже говорить. Ой, ли? Нет, в ней описывается неравная борьба героя с анахронизмами и догмами, мешающими жить и котам, и людям Где черный кот, белая ворона и т.п. - это интеллигенты, евреи, стиляги и т.д., на которых натравливался "социально-близкий" гегемон...

Арис Лински: М-да, а я просто слушал и получал удовольствие, не думая о потайных смыслах текстов. Поражён, что и в песенной поэзии затаились масоны.

Zyx: Можно обстоятельно разобрать ЧТО считать коммунизмом и ЧТО - советской властью. И какое отношение к этим терминам имеет Кронштадский мятеж ("За Советы без коммунистов!"), успешно повторенный через 70 лет... К теме. Прекрасная иллюстрация - песня "Я люблю тебя, жизнь!" Очень четко там прописано - кого, за что и для чего (и во имя чего). Чисто общечеловеческие ценности - никакой дежурной идеологии. Все ЦЕЛЬНО и искренне. Что же надломило эту искренность в 70-е? Как начался "остеопороз"?

Арис Лински: ЗухМожно обстоятельно разобрать ЧТО считать коммунизмом и ЧТО - советской властью. И какое отношение к этим терминам имеет Кронштадский мятеж ("За Советы без коммунистов!"), успешно повторенный через 70 лет... Давайте сосредоточимся над формулировкой ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ в соседней теме. К теме. Прекрасная иллюстрация - песня "Я люблю тебя, жизнь!" Очень четко там прописано - кого, за что и для чего (и во имя чего). Чисто общечеловеческие ценности - никакой дежурной идеологии. Все ЦЕЛЬНО и искренне. Хорошо, давайте посмотрим на текст. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись, Я шагаю с работы устало. Я люблю тебя, жизнь, И хочу, чтобы лучше ты стала. Подразумевается, что человек работает не на эксплуататора. Мне немало дано: Ширь земли и равнина морская. Мне известна давно Бескорыстная дружба мужская. Бескорыстная дружба - это отнюдь не мещанско-буржуазная практика "ты - мне, я - тебе". Именно такие бескорыстные отношения между людьми проповедовала советская идеология. Буржуазная идеология это НЕ ПРОПОВЕДУЕТ. В звоне каждого дня Как я счастлив, что нет мне покоя - Есть любовь у меня, Жизнь, ты знаешь, что это такое. Как поют соловьи, Полумрак, поцелуй на рассвете И вершина любви - Это чудо великое - дети! Вновь мы с ними пройдем Детство, юность, вокзалы, причалы, Будут внуки... Потом Все опять повторится сначала. Ах, как годы летят! Мы грустим, седину замечая. Жизнь, ты помнишь солдат, Что погибли, тебя защищая? Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна. Я люблю тебя, жизнь, И надеюсь, что это взаимно. Обычные душевные слова о любви, о защите отечества. 1. Что такое "дежурная идеология"? Славословие в адрес партии и правительства? Какой процент советских песен славословили? 1-2%? Остальные песни ведь были о том, что трогает чувства простого человека. Зачем же тогда обращать чрезмерное внимание на эти 1-2%? 2. Разве советская идеология была настолько тупа, что славила трёхспальные кровати под девизом "Ленин с нами"? Любовь и идеология при Советах никогда не смешивались, разве что в некоторых неумных рассказах на заре сов.власти. Уже в фильме "Карнавальная ночь" (55-й год?) такое смешение подается с юмором. 3. Вывод. Нам нужно избавляться от страха перед советской идеологией. Идеология, проповедующая любовь к своей Родине, которую защищали предыдущие поколения нашего народа, - это прекрасно. Я балдею от патриотических песен. Конечно, песни типа "Партия - наш рулевой" - не очень умный идеологический приём. Хотя прививать у народа УВАЖЕНИЕ к власти - абсолютно необходимо. Что же надломило эту искренность в 70-е? Как начался "остеопороз"?Факторов много. Не так-то просто строить "Царство божее" на земле.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Ах, как годы летят! Мы грустим, седину замечая. Жизнь, ты помнишь солдат, Что погибли, тебя защищая?Для полного совершенства в этой замечательной песне надо было заменить "однобокий" куплет о защите отечества - на хотя бы такие по смыслу: Какие стройки, спутники в стране, Но потеряли мы в пути неровном - И 20 миллионов на войне, И миллионы на войне с народом! Забыть об этом, память отрубить, Но где топор, что память враз отрубит? Никто, как русские, так сам себя не губит, Никто, как русские, так не спасал других... http://antology.igrunov.ru/authors/evtush/esenin.html

Арис Лински: Что ж, давайте добавлять во все душевные песни "правду" о "голодоморе" и репрессиях и вообще обо всех трагедях, через которые прошла Россия - как царская, так и Советская. Никто не мешает писать СВОИ песни, СВОИ стихи. Если это так болит (через 70-100-500 лет после трагедии), то я "не возражаю". Однако, мне кажется, что нынешним поколениям все эти "правды" пофиг. Равнодушие - отличительная черта постсоветской эпохи.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Однако, мне кажется, что нынешним поколениям все эти "правды" пофиг. Равнодушие - отличительная черта постсоветскуой эпохи.Верно, вот только к этому равнодушию привели именно ложь, умалчивание и лакировки! А правда лечит как лекарство - в горечи которого сама целебность

Арис Лински: По-моему, "правду" уже всю сказали, кто хотел, ещё в конце 80-х и в 90-е годы. Однако народ она не только не вылечила, а даже озлобила и сделала вообще равнодушным. Видимо, в технологии подачи народу "правды" неувязочка получилась, однако. Почему-то такого равнодушия не было, когда жили в атмосфере "лжи, умалчивания да лакировки" Не так ли?

Zyx: Цивилизационные "рывки" (особенно запоздалые) практически всегда означают массовый слом сознания и социальные издержки. А если к этому добавляются консервативный менталитет и происки внешних сил то кровь почти неизбежна. Для сравнения можно вспомнить ход и издержки петровских реформ, реальные плоды которых вкусили только через поколение - при Екатерине Великой... Поэтому Сталин был явно не худшим, а может быть и лучшим вариантом из всех возможных тогда. Хотя, людей, конечно, жалко - и павших и выживших. Это было Время Самоотверженности! Сознание было от "горячей войны" - здесь, сейчас, во имя и любой ценой! Опьянение победами глушило воспоминания об их цене - это была психологическая защита. А холодная война потребовала и холодных же аналитических мозгов, а их - не оказалось. "Эндорфиновые годы" с середины 50-х по середину 60-х отбили вкус к историзму. Историзм вернулся в 70-е уже как диссидентство, как реакция на утрату коммунизмом исторической перспективы. Поэтому Советская Любовь почти не обращалась к РЕАЛЬНОЙ памяти предков. Тем более, что НТР породила и межпоколенческий разрыв - упоенная технократизмом молодежь стала индивидуалистически недооценивать роль дисциплины в коллективе.

Арис Лински: Хорош пост Зуха. А холодная война потребовала и холодных же аналитических мозгов, а их - не оказалось. Универсальные правила: 1.При прочих равных условиях выигрывает тот, у кого больше мозгов . 2.При анализе исторических событий и решений надо исходить из психологической атмосферы ТОГО времени, а не нынешнего. Советская любовь впитала всё же в себя лучшие грани досоветской любви, добавив общественно-созидательную грань.

Трак Тор: Арис Лински пишет: "Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись, Я шагаю с работы устало. Я люблю тебя, жизнь, И хочу, чтобы лучше ты стала". Подразумевается, что человек работает не на эксплуататора. А по-моему, не подразумевается (или может не подразумеваться). Возможен и такой перевод: "Я люблю тебя, жизнь... Я оптимист - не слабак и не нытик. Я иду с работы, я устал. Я хочу, чтобы жизнь была лучше, чтоб я меньше уставал. работал производительнее и больше получал. Я скажу своему эксплуататору, что я им не доволен. Если он не улучшит условия - я уйду к другому. Ребята говорили, у соседнего дела лучше поставлены. И жизнь лучше - ребята идут с работы не такие усталые и больше отдают семье и своим хобби моральных сил и материальных ресурсов" Вот так :) ЗЫ. Забыл добавить - герой в этом переводе не мещанин и обыватель. Это человек с рабочей гордостью - он любит жизнь и свою профессию, постоянно что-то улучшает в пределах своей компетенции ( видели ли вы, что люди улучшают что-то вне своей компетенции? - сломать, это да, никакой компетенции не нужно), болеет за общее дело - прогресс человеческой цивилизации. И стимулирует болеть за это своего "эксплуататора", чтоб тот повышал свою компетенцию. ЗЗЫ. Я. разумеется, говорю не о советских/российских реалиях. Так и соцреализм не больно много о реалиях жизни говорил (и пел) - больше о своем, советском, утвержденном "присматривающими". Акыны тоже хотели на свой кусок хлеба наш кусок масла.

Арис Лински: А можно и так перевести: "Я люблю тебя, жизнь... Я оптимист - не слабак и не нытик. Я иду с работы, я устал. Я хочу, чтобы жизнь была лучше, чтоб я меньше уставал. работал производительнее на моего хозяина и больше получал. И пусть мой хозяин получает в 200 раз больше меня, и пусть его дети учатся в Кембридже, а мои - в местном непрестижном институте с горе-преподавателями, не беда! Каждому - своё. Ему - море удовольствия и возможностей, а я зато сижу вечерами в библиотеке, изобретаю, делаю прогресс. Конечно, я рано или поздно скажу своему эксплуататору, что я им не доволен. Если он не поднимет мне зарплату в полтора раза, я уйду к другому. Ребята говорили, у соседнего дела лучше поставлены. И жизнь лучше - ребята идут с работы не такие усталые и больше отдают семье и своим хобби моральных сил и материальных ресурсов. А вообще, мне всё равно, сколько имеет мой хозяин, эксплуатируя компетентность мою и моих коллег. Мне это даже просто по барабану. Пусть он имеет на мне прибавочную стоимость, я человек не гордый, не завистливый. Главное - цивилизационный, технический прогресс!" Вот так, видимо, думал К.Ваншенкин, пишя свой стих о советском человеке "с рабочей гордостью".

Трак Тор: Теперь уже не так важно, что думал Ваншенкин. Примерно так же важно, что Апулей или какой-нибудь Публий Сервилий Варон думали. И уж точно менее важно, чем Диоген или Марк Аврелий. А перевод ваш тоже правильный, не хуже моего. В смысле, так же много существенного. Даже больше, если на злобу дня. Наши наглые, некомпетентные (компетентные: денежки "Ленина к Ленину" складывать - в совке такое выражение было), прожирающие наши общие природные ресурсы хозяева - кого не возмутят они. Только их холуев. От веку так было, и будет, если мы по тем же кругам ходить будем. Менять одних наглых на других, только более хитрых и изворотливых, вооруженных прошлым опытом. Именно прошлый опыт подсказал им отказаться от устаревшей идеологии и объединить усилия с нестареющей, как видно, РПЦ в деле идеологического окормления электората. И название поменять - вместо скомпрометированного КПСС взять модернизированное ЕдРо (каламбур: ЕдРо - ядро КПСС:). А для старого электората дурилку картонную пустить - КПРФ.

Арис Лински: Наши наглые, некомпетентные, прожирающие наши общие природные ресурсы хозяева - кого не возмутят они. Только их холуев. Так таких холуёв как раз процентов девяносто в стране! Советский человек, воспитанный партией, не потерпит самого феномена эксплуатации. Вы же спокойно встраиваете эксплуатацию человека человека в ткань общественной жизни. Прискорбно.

Трак Тор: Арис Лински пишет: Так таких холуёв как раз процентов девяносто в стране! Не согласен. 90% в стране такие же обычные люди, как и 90% в Стране. Советский же "воспитанный" человек так же покорно терпел сталинские лагеря и высылки (моих деревенских предков полдеревни выслали из черноземья ни за чих собачий), как теперяшний терпит буржуйскую эксплуатацию. А встраиваю в ткань не я, чесслово. Она сама встраивается, змея получая, гидра всемирная...



полная версия страницы