Форум

Любовь в советские времена. Какою она была? (часть 1)

Арис Лински: ...Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки. ...Любовь в романтическом периоде советской эпохи (50-60 годы) была совсем иной, нежели сейчас. Какой она была, любовь советских юношей и девушек, ныне дедушек и бабушек? ...Пафос любви имел свои атрибуты. Это заботливо наброшенный пиджак, робкое касание рук, румянец на девичьих щеках, девичья гордость, трепетный поцелуй, трепетный взгляд, букетик полевых цветов, непременное гуляние в парке, неукоснительное сидение на скамейке, непреложное катание на лодке, бесстрашное выявление недостатков на производстве... ... О, как я люблю слушать нынче старые советские песни о любви!

Ответов - 182, стр: 1 2 3 4 5 All

Альтаир: Всех приветствую. Насколько я понял тема разговора - "ЛЮБОВЬ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА" . Это очень интересно. В указанные временные отрезки я ещё и не родился. Тем мне интересней эта тема.

Зодиак: Интересная тема. ЛЮБОВЬ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА, действительно, была другой (хотя меня в 50-е, 60-е годы ещё не было на свете). Я понимаю это как некое отдельное понятие от общепринятого понимания любви между мужчиной и женщиной. ЛЮБОВЬ - это чувство, но идеология всё же влияет и на это чувство ( на его понимание). Сейчас любовь отличается, но по духу она должна быть НЕИЗМЕННОЙ.

Арис Лински: т.Зух Сестра моей бабушки вышла замуж уже в пенсионном возрасте за друга-ровесника своей "синеблузной" юности - и как же они молодо друг с другом общались! А вот когда он умер - то она потом долго лечилась у психотерапевта, не смогла принять ухода... В этом примере и проявился трагизм (опасная обратная сторона) ОБЫЧНОЙ ("несоветской"!) БОЛЬШОЙ любви, когда любимый человек затмевает собой весь мир. То НОВОЕ качество любви, которое привнесло в неё советское мироощущение, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ уход любящего из большого мира в камерный мир. Это новое качество ОСВЕТЛЯЕТ любовь, делает её намного менее опасной с точки зрениЯ здоровья любящего. Я бы еще хотел уточнить - по данной теме обсуждаются только 50-70-е годы или ВЕСЬ советский период? Дело в том, что многие модели поведения формируются предыдущим поколением и проявляются уже с некоторой неадекватностью изменившимся реалиям. Вообще-то говоря, речь здесь идёт о любви именно в указанные годы, так как именно ЭТОТ период был наиболее ЗРЕЛЫМ периодом советской эпохи. Хотя, конечно, интересно порассуждать и над феноменом любви, например, в 30-е годы, когда обсуждаемое новое качество любви (созидательность) только зрело, принимая иногда забавные формы (вспомним довоенные фильмы...). т.Альтаир Всех приветствую. Насколько я понял тема разговора - "ЛЮБОВЬ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА" . Это очень интересно. В указанные временные отрезки я ещё и не родился. Тем мне интересней эта тема. Приветствую вас, т.Альтаир, а также т.Зодиак, на этой интересной ветке. т.Зодиак ЛЮБОВЬ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА, действительно, была другой (хотя меня в 50-е, 60-е годы ещё не было на свете). Я понимаю это как некое отдельное понятие от общепринятого понимания любви между мужчиной и женщиной. Созидательное ("советское") качество любви - это лишь одно из качеств любви, дополнившее обычное проявление Большой любви. ИМХО. Это качество делает любовь светлой, неревнивой, вдохновляющей. ЛЮБОВЬ - это чувство, но идеология всё же влияет и на это чувство (на его понимание). Получается, что действительно влияет. То есть идеология, пронизывающая общество, влияет на все аспекты его функционирования, в том числе и на чувственную оболочку общественного организма. Сейчас любовь отличается, но по духу она должна быть НЕИЗМЕННОЙ. Мне трудно судить. Я не специалист и не знаю результатов замеров. По духу неименной является лишь ОБЫЧНАЯ большая любовь (с древних времён и до нащих дней). Новое, созидательное, качество, думаю, всё же ИЗМЕНЯЕТ этот самый "дух". ИМХО.


Alex Dragon: Тов. Альтаир и Зодиак — судя по всему, одно и то же лицо. Видимо, не разобрался со здешними тонкостями регистрации и премодерации постов новых пользователей и попытался под другим ником зарегистрироваться. А что касается созидательности, якобы связанной с советскостью — тут причины и следствия всё путаются. Я попробую рассуждать так: череда изменений психологии человека, менталитета, связанных с изменениями в экономике и общественном устройстве на протяжении человеческой истории, к определённой эпохи приобрели определённый характер, что проявилось в системе ценностей, восприятия и отношения к миру, ряде гуманистических идей и, скажем так, политических практик. Например, коммунизма как учения. Или, скажем, таких мыслителей, как Ефремов и уже его идейного наследия. Одним из таких следствий опосредовано стало возниконовение СССР и феномена советскости (в разных смыслах этого слова). Неизбежно это должно у носителей такого сознания проявилятся и в сфере личных отношений. Т.е. любовь — это один из аспектов отношения человека к миру, его сознания себя и связи с окружающим. И настолько, насколько реально подобная позиция проявилась в существовании СССР, настолько можно говорить и о советскости любви. Соответствовал ли вот вот Ефремов и его герои идеалу, который пытается описать Арис? Наверное, да. Считался ли Ефремов советским человеком? У органов совесткой власти на этот счёт, как оказалось, своё противоречивое мнение было. Безусловно, исповедование и проповедование неких идеалов, как это было при СССР, стимулирует появление людей, стремящихся к ним. Но было ли это прямым следствием государственного устройства? Скорее, благодаря тому, что были люди, которое это государство образовывали и сами как-то проявляли в своей жизни следование этим идеалам, таким образом являясь примером для других. Количество же их и степень укоренённости этих идеалов в обществе более чем наглядно показывает бесславный и постыдный конец Союза.

A.K.: Евгений А. пишет: Давайте всеж вернемся к контексту темы - "советской любви"... И коли уже прозвучал термин "двоемыслие", Евгений, есть конструктивное предложение прежде договариваться о терминах, тогда ты сможешь отвечать собеседнику, а не самому себе и своим представлениям о том, что он говорит. В данном случае - прежде чем ёрничать, можно было бы узнать у Ариса Лински, что он подразумевает под словом "советский";) Арис Лински пишет: То есть, совершенно правильно показано, что чувство РОМАНТИКИ у молодых людей может заменить в какой-то мере чувство любви. И романтика - к счастью, не такое уж редкое чувство, как любовь. В рассказе также есть любовь Элины и Вика, которая вполне соответствует теме "двух идущих рядом тракторов":), а также любовь Алексея к Марго. Мне было интересно узнать, насколько любовь разных героев рассказа соответствует вашему представлению о "советской любви". :) Арис Лински пишет: О-о, если бы было всё так просто! Если бы люди любили людей только за духовные достоинства! К сожалению (подчёркиваю - к сожалению) Большая любовь возникает, наверное, как правило, ПАРАЛЛЕЛЬНО с "химией". То есть, без "химии" тут не обойтись. Ух, как всё запущено! Когда я в очередной раз сталкиваюсь с противопоставлением плотского (гормонального, "химического") и духовного - мол первое при этом низменно, а второе возвышенно, - мне хочется поубивать неких мифических создателей иудео-христианского взгляда на мир, с его абсолютным расколом на телесное и духовное! Поубивал бы, чесслово! До чего же язычество, любимые ИАЕ эллинство и Индия, ближе к реальности, в которой дух и зов плоти - не антагонистичны друг другу! Если я хочу женщину, то в этом я проявляю не низменную "похоть" (привет, Греми!), а нежность, чуткость и, по меньшей мере, симпатию. Кроме того, сомнительна сама идея о том, что любят за что-то. За что-то можно, например, уважать. Другое дело, что уважение включается в любовь как одна из необходимых компонент, но целое - не сумма частей. Арис Лински пишет: В этом, наверное, заключается трагизм Большой любви, разрешения которого не нашёл, кажется, и Ефремов. Там ведь тоже в центре ТА - достойная пара, но любовь у них только односторонняя. Вторая сторона лишь "уважает" первую. Или я там что-то напутал? Если ТА - это "Туманность Андромеды", то там всё решается благоприятно - Дар любил Веду и Веда полюбила Дара. Аналогично - Низа и Эрг Ноор. Если Вы имеете в виду "Таис Афинскую", то это особый случай. Как говорил на вырицкимх чтениях Французов, у Александра была развилка - встреча в водах Евфрата. Он выбрал одну из возможных дорог, и она привела его к смерти. Но к теме советской любви это уже не относится. А что касается героев моего рассказа... Арис Лински пишет: Эта её нелюбовь также ЕСТЕСТВЕННА. Ибо ВЗАИМНАЯ ВЫСОКАЯ любовь - чрезвычайно редкое явление. Для этого, наверное, надо, чтобы, в частности, у двух достойных людей СОВПАЛИ во времени какие-то гормональные процессы. Из продолжения читатель узнает, в чём же там дело на самом деле:) И химия здесь не первична, заявляю как химик:) Арис Лински пишет: То НОВОЕ качество любви, которое привнесло в неё советское мироощущение, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ уход любящего из большого мира в камерный мир. Это новое качество ОСВЕТЛЯЕТ любовь, делает её намного менее опасной с точки зрениЯ здоровья любящего. Уважаемый Арис Лински, я не считаю, что чувство, заставляющее человека уйти из большого мира в мир камерный, является любовью. На эту тему хорошо Фромм писал в "Искусстве любить", и де Сент-Экзюпери, когда говорил, что любовь - это когда смотрят не друг на друга, а в одну сторону. Обоих трудно назвать советскими людьми. Тему Вы подняли непростую. Действительно, особенности советской культуры накладывают свой отпечаток - и позитивный, и негативный (невежественность в вопросах секса, например. Впрочем, она характерна и для старых англосаксонских пуритан), но разделить на "советское" и "несоветское" - задача непростая. Тем более, что в последнем можно выделить "постсоветское" - в смысле, впитавшее в себя советское и идущее дальше. Alex Dragon пишет: Количество же их и степень укоренённости этих идеалов в обществе более чем наглядно показывает бесславный и постыдный конец Союза. Да. Как отметил тот же Фромм на примере немецких рабочих и служащих 30-х гг, вроде бы разделявших идеалы социал-демократической и коммунистической партий, широкое распространение идеалов не обязательно означает их глубокое укоренение.

Зодиак: Alex Dragon пишет: Тов. Альтаир и Зодиак — судя по всему, одно и то же лицо. Видимо, не разобрался со здешними тонкостями регистрации и премодерации постов новых пользователей и попытался под другим ником зарегистрироваться. Это действительно так. Но никаких худых намерений в этом нет - просто не понял почему сразу не появилось моё сообщение (может имя не то), поэтому попрошу оставить за мной ник ЗОДИАК, а прежний (АЛЬТАИР) забанить. Спасибо за понимание Альтаира удалил. - А.К.

Трак Тор: A.K. пишет: хочется поубивать неких мифических создателей иудео-христианского взгляда на мир, с его абсолютным расколом на телесное (низменное) и духовное (возвышенное)! Поубивал бы, чесслово!...эллинство и Индия, ближе к реальности... Они давно умерли :) К тому же пришлось бы убить и одного эллина - основоположника "иудео-христианского взгляда на мир", Платона. Недаром есть малопонятный (мне, по кр. мере) термин - "платоническая любовь". Советская идеология унаследовала этот взгляд на мир, где есть разделение на "низменное" и "возвышенное", отголоски чего есть в речах АЛ. Несколько противоречиво в общем русле диамата. Материальное главнее идеального (теория отражения), но возвышенное (идейно-духовное) выше низменного (плотского). Унаследовала, правда, в аутентичном (но урезанном и видоизмененном, ессно) платоновском, а не христианском варианте. И низменное, и возвышенное курируют универсальные (читай: земные) боги как проводники единственно верных идей, а не специализированные земные (кесарь) и небесные (бог). У Фазиля Искандера есть классный термин - "присматривают". "А кто за вами, писателями, присматривает?" - спрашивал герой его произв. За Любовью у нас, как и за поэтами, писателями, композиторами, присматривали в Идеологическом отделе, отсюда и солидный удельный вес песен про "Трактора, идущие рядом". Железный конь идет на смену крестьянской лошадке :) Как следствие, большой удельный вес сов.идей в головах. Сменили тактику (на более циничную) "присматривающие" - изменилась программа партий и TV (оно теперь вместо ТВ) и, соответственно, идеологическое содержимое большинства голов. Дело не в нас, "присматриваемых", дело в "присматривающих". С одной стороны. Обратное влияние тоже есть - диалектика. Даю общую формулировку:) присматриваемые имеют таких присматривающих, каких заслуживают. Наша задача - нет, не избавится от присматривающих, это пока не в наших силах - но трезво осознать это и обретать больше независимости в голове, отделять в милых сердцу совглупостях (пардон) мух от котлет. С противоположными глупостями все в порядке, адептов общества "хорошего потребления" здесь нет. Кстати, посмотрите на бывших старых партийцев (ох, много их, много), адептов сов. идеологии, долбящих лоб крестными знамениями в церквях. Противоположности (на первый взгляд) сходятся. Диалектика. Раздолбав РПЦ в 20-х на новом витке спирали они вернулись к ней в 2000-ных. Герой нашего времени - не романтик-комсомолец, а универсальный (и в ЕдР, и в РПЦ) адекватный менеджер. Это тип человека - герой своего времени. Время меняется - меняется и маска. А герой внутри остается. В почитаемой А.К. и ИАЕ Элладе главенствовали боги и герои. Но большинством, как и сейчас, были безвестные люди. АМ был бы комсомольским вожаком в 30-х, еслиб повезло - генсеком в 70-х и Ходорковским (тоже комсомольским вожаком, кто не знает) в 90-х.. Возможны варианты. Для АЛ (Ариса Лински), если он не читал дискуссию, вылившуюся в смертный бой: АМ - это Александр Великий, Македонский. Сорри за офтоп. Поправка. Герой своего времени, конечно, разный - в том числе неожиданный (может вдруг появится). Но наиболее заметный - адекватный менеджер, например

Арис Лински: Алекс Драгон Я попробую рассуждать так: череда изменений психологии человека, менталитета, связанных с изменениями в экономике и общественном устройстве на протяжении человеческой истории, к определённой эпохе приобрели определённый характер, что проявилось в системе ценностей, восприятия и отношения к миру, ряде гуманистических идей и, скажем так, политических практик. Например, коммунизма как учения. Оно и так, и немного не так. Не думаю, что имел место РАВНОМЕРНЫЙ (как следует из вашего текста)"прогресс в менталитете" народов. Скорее, он был НЕРАВНОМЕРНЫМ как в пространстве (разный в разных цивилизациях), так и во времени (многие мудрые тексты на этическую тему были написаны ещё до новой эры). Появление идеи коммунизма в общественном сознании - также непростой вопрос. Маркс понимал под коммунизмом одно, мы - может быть, несколько другое... Но не готов развивать эту тему. Или, скажем, таких мыслителей, как Ефремов и уже его идейного наследия. Конечно, Ефремов появился не вдруг. К середине 50-х в СССР созрела, видимо, почва для появления Ефремова и его читателей. Процесс "созревания почвы" - очень непростой, многофакторный процесс. Не готов развивать эту тему. Одним из таких следствий опосредовано стало возниконовение СССР и феномена советскости (в разных смыслах этого слова). Неизбежно это должно у носителей такого сознания проявилятся и в сфере личных отношений. Т.е. любовь — это один из аспектов отношения человека к миру, его сознания себя и связи с окружающим. И настолько, насколько реально подобная позиция проявилась в существовании СССР, настолько можно говорить и о советскости любви. Особых возражений (по первому прочтению) этот фрагмент (не совсем мною понятый?) вроде бы не вызывает. Но тоже комментировать не готов. Соответствовал ли вот вот Ефремов и его герои идеалу, который пытается описать Арис? Наверное, да. Я в этом не уверен. Я не поднимаю в этой ветке сложный вопрос об ИДЕАЛЕ ЛЮБВИ и не описываю его. Я лишь хочу высветить перед форумчанами НОВОЕ качество "любви вообще" (вневременнОй), которое привнесла в неё советская культура. Считался ли Ефремов советским человеком? У органов совесткой власти на этот счёт, как оказалось, своё противоречивое мнение было. Мнение "органов власти" меня не очень интересует. Моё же мнение - Ефремов был скорее РУССКИМ человеком, чем советским. Да он и сам как-то сказал, что он считает себя РУССКИМ писателем. Безусловно, исповедование и проповедование неких идеалов, как это было при СССР, стимулирует появление людей, стремящихся к ним. Но было ли это прямым следствием государственного устройства? Скорее, благодаря тому, что были люди, которое это государство образовывали и сами как-то проявляли в своей жизни следование этим идеалам, таким образом являясь примером для других. Наверное, эта точка зрения близка к истине. Однако позиция государства тоже немаловажна. У нас она если и не стимулировала социальный прогресс в ноосферно-коммунистическом направлении, но и не очень мешала ему. ИМХО. Никто ведь не преследовал Захарченка за публикацию в его "ТМ" ТА. Количество же их и степень укоренённости этих идеалов в обществе более чем наглядно показывает бесславный и постыдный конец Союза. Да, видимо, здесь можно вести речь о ПРОИЗВЕДЕНИИ двух факторов - количества людей, приверженных идеалам коммунизма, и степени укоренённости коммунистических идеалов в обществе. Вот это произведение и оказалось НЕДОСТАТОЧНО для удержания Страны от развала. Причины такой недостаточности - отдельный разговор.

Трак Тор: Арис Лински пишет: Конечно, Ефремов появился не вдруг. К середине 50-х в СССР созрела, видимо, почва для появления Ефремова и его читателей. На 100% согласен с вами (и с Гегелем в данном случае - все разумное действительно). 57-й - вершина развития сов. цивилизации, дальше пошел спад. А к вершине вели люди 1900-х годов рождения. У которых были свои идеи. Среди них - Ефремов, Косыгин... Которым в 50-х исполнился полтинник - время расцвета. К сожалению, мэйнстрим определяли не они. - А.К.:Альтаира удалил. Жаль:). Я два сезона был в стройотряде (на сплаве леса) с этим романтическим названием. Нахлынули ностальгические воспоминания.

Евгений А.: Трак Тор пишет: 57-й - вершина развития сов. цивилизацииВ своей подборке журналов "Техника-молодежи" (архив 2.31Gb с torrents.ru) нашел всего лишь 2 номера за 57-ой - срочно качаю остальные! По уникальной разноплановости этого журнала можно будет воссоздать картину этого года-вершины именно глазами молодежи http://avaxhome.ws/magazines/technic_technology/Tehnika_Molodiogy_57.html

Арис Лински: А.К. - Евгению ...можно было бы узнать у Ариса Лински, что он подразумевает под словом "советский" Евгению и др. На тему, что я понимаю под термином "советский человек", мною написано много постов, в том числе на нашем сайте Страна Советия. Если кратко, то "советский человек" - это тот, который разделяет (в основном) 14 нравственно-этических принципов, норм, установок, характеризующих т.н."советский" менталитет. (С ними можно познакомиться на сайте Страна Советия). А.К. В рассказе также есть любовь Элины и Вика, которая вполне соответствует теме "двух идущих рядом тракторов":), а также любовь Алексея к Марго. Мне было интересно узнать, насколько любовь разных героев рассказа соответствует вашему представлению о "советской любви". Ещё раз прочитал концовку Вашего очень хорошего рассказа. Любовь указанных двух пар не оставляет большой след в памяти, что подтвердило впечатление от первого прочтения. Любовь у них - прекрасна. Но для того, чтобы остаться в памяти читателя, любовь должна пройти через какие-то трудности. Однако это СОВЕРШЕННО не умаляет впечатление от рассказа, размер которого и не позволил бы развить тему любви у этих двух пар (и надо ли перегружать рассказ многими любовями? достаточно и одной между Киром и Василисой). Вообще, я подброшу этот рассказ одной нашей молодёжной тусовке, где, возможно, он станет важным в их духовном поиске. До чего же язычество, любимые ИАЕ эллинство и Индия, ближе к реальности, в которой дух и зов плоти - не антагонистичны друг другу! Если я хочу женщину, то в этом я проявляю не низменную "похоть" (привет, Греми!), а нежность, чуткость и, по меньшей мере, симпатию. Уточню свою позицию. Я нигде не писал, что любовь делится на низменную и духовную. Хотя, если Трак Тору послышались "отголоски" такой моей позиции, то, видимо, я что-то где-то невпопад ляпнул. Появление в "хотении" женщины оттенков нежности и чуткости - это ПРЕКРАСНО, это результат большой продвинутости конкретного человека в своём развитии. Но, ИМХО, "хотение" (имеющее всё же "ХИМИЧЕСКУЮ" природу) в Большой Любви не является НЕОБХОДИМЫМ компонентом. (Вопрос, конечно, весьма деликатный и личностный). Говорят, что продвинутые люди, стоящие перед картиной большого художника, испытывают восхищение от прекрасного обнажённого тела, но не "хотение". Кроме того, сомнительна сама идея о том, что любят за что-то. За что-то можно, например, уважать. Другое дело, что уважение включается в любовь как одна из необходимых компонент, но целое - не сумма частей. Никто не спорит. И в этом трагизм любви, следствие присутствия в ней "низменного" компонента. На этот счёт есть много поговорок. И это лишний раз говорит о том, что длительная по времени любовь имеет, увы, "химическую" природу. Но, к счастью, с возрастом "химия" частично проходит, и компоненты любви приходят в более "оптимальную конфиграцию". Из продолжения читатель узнает, в чём же там дело на самом деле:) И химия здесь не первична, заявляю как химик Любопытно! А может, Василиса просто скроет (даже от автора!) в продолжении вдруг проснувщуюся "химию"? Однако более серьёзный вопрос - может ли "химия" вдруг проснуться (со "второго взгляда" на Кира)? Уважаемый Арис Лински, я не считаю, что чувство, заставляющее человека уйти из большого мира в мир камерный, является любовью. Согласен. Но я просто поделикатничал, не решившись высказать сомнение автору поста (не помню, кому) в том, является ли любовь бабушки и дедушки-одноклассника действительно любовью. Впрочем, это наверное, у неё обычная любовь (уважаемая и почитаемая), хоть и без "созидательного" компонента. На эту тему хорошо Фромм писал в "Искусстве любить", и де Сент-Экзюпери, когда говорил, что любовь - это когда смотрят не друг на друга, а в одну сторону. Обоих трудно назвать советскими людьми. Это очень интересный вопрос. Но нужно чётко понимать, что советский менталитет определяется ПАКЕТОМ из тех четырнадцати пунктов. Отдельные же пункты могут разделяться и несоветскими людьми. Это нормально. Однако нужно уточнить, В КАКУЮ ИМЕННО сторону смотрят герои тех или иных произведений. Профессор Лапин из "Верных друзей", например, хотел в состоянии любви засадить страну садами... Другие любящие сердца садятся за ТракТора и парочкой, как голубки, пашут землю колхозную от зари до зари и вечером, счастливые, валятся с ног от усталости. но разделить на "советское" и "несоветское" - задача непростая. Тем более, что в последнем можно выделить "постсоветское" - в смысле, впитавшее в себя советское и идущее дальше. Да, есть пища для размышлений. Об этом будем говорить дальше. Трак Тор Жаль:). Я два сезона был в стройотряде (на сплаве леса) с этим романтическим названием. Нахлынули ностальгические воспоминания. Андрей, как же так? "Альтаир" - более красивое слово, чем "Зодиак". Тем более, и в рассказе лагерь назвали "Альтаиром".

Джигар: Позвольте мне сюда протиснуться и задать вопросы сразу 3-м участникам этой ветки. Zyx пишет: Кстати, в "ЛГ" (Ю.Поляковым кажется) был выявлен интереснейший факт - у нацистов военная лирика ОТСУТСТВОВАЛА КАК ЖАНР! Арис Лински пишет: Это весьма интересно и показательно! Товарищи-товарищи, но как же это «ОТСУТСТВОВАЛА КАК ЖАНР» и «весьма интересно и показательно»! А знаменитая песня немцев Lili Marlenе? Была у немцев не менее популярна, чем у нас «Синий платочек»! --------------------------------------- Трак Тор, в двух фантастических произведениях описывается как-бы коммунистические государства/общества, во главе которых находятся философы. Одним словом – полная реализация идеи Платона на практике. Одно – С. Лукьяненко, дилогия – «Звезды – опасные игрушки» и «Звездная Тень» и второе, где философские школы – это, вообще, высшее руководство на планете – С. Павлов «Волшебный локон Ампары». Не читали? Мне интересно ваше мнение, как знатока Платона. ------------------------- И последняя реплика – к товарищу Лински. Арис, вот вы пишете об абстрактной любви, а у вас есть конкретная? В смысле, вы любите сейчас кого-то так сильно, что это можно назвать советской любовью? Извините, за личный вопрос.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Евгению и др. На тему, что я понимаю под термином "советский человек"... Коллеги, мне не надо объяснять данный смысл "советскости", а взял слово в кавычки еще и потому, что вспомились такие строки из послесловия к недавно перечитываемой книге: После 1956 года стало ясно, что двух цветов недостаточно, что есть оттенки, что знакомое по художественным фильмам счастье в многодетной городской семье или празднование небывалого урожая в семье сельской - не единственная форма художественной жизни, обладающая достоинствами, а достоинства этой формы, в свою очередь, нельзя некритически переносить в другие жанры... О.В.Шестопалов, "А и Б Стругацкие - 30 лет спустя": http://www.testpilot.ru/espace/bibl/fant/strugatskie/hischnye/posl.html Имхо - это относится и к теме любви Еще одна ссылка на текст "30 лет спустя"

Арис Лински: Трак Тор 57-й - вершина развития сов. цивилизации, дальше пошел спад. А к вершине вели люди 1900-х годов рождения. У которых были свои идеи. Среди них - Ефремов, Косыгин... Которым в 50-х исполнился полтинник - время расцвета. К сожалению, мэйнстрим определяли не они. Я бы сказал, что вершина - не год, а период. С 1957-го по осень 1963-го, когда стали продавать гороховые булочки (из-за засухи) и всячески расхваливать их в печати. (Новочеркасск-1962 - не в счёт. О нём мало кто знал). Что касается вопроса, кто привел сов.цивилизацию к вершине-1957, то это непростой вопрос. Говорить об этом не готов. В почитаемой А.К. и ИАЕ Элладе главенствовали боги и герои. Но большинством, как и сейчас, были безвестные люди. Не только безвестные, но и, извините, не с "царственной осанкой" и длинными распущенными волосами. Хотел бы обратить внимание Андрея, что Большая Созидательная Любовь вспыхивает отнюдь не к дурнушкам. И чем человек продвинутее (как Ефремов или А.К.), тем уже (в телесном отношении!) круг кандидаток на "нежную, участливую" любовь. Или я не прав? Увы, се ля ви. И в этом - трагизм этой самой "ви" и двойственность с нехорошим оттенком этой самой "большой любови". Евгению Спасибо, я почитаю Шестопалова.

Сат-Ок: Арис Лински пишет: Говорят, что продвинутые люди, стоящие перед картиной большого художника, испытывают восхищение от прекрасного обнажённого тела, но не "хотение". Говорят :) У меня так, например. Не думаю, что я очень продвинутый. Арис Лински пишет: Хотел бы обратить внимание Андрея, что Большая Созидательная Любовь вспыхивает отнюдь не к дурнушкам. И чем человек продвинутее (как Ефремов или А.К.), тем уже (в телесном отношении!) круг кандидаток на "нежную, участливую" любовь. Или я не прав? Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что Большая Созидательная Любовь вспыхивает в том числе отнюдь не к глупым бездуховным кокеткам. И круг таких действительно узок. Не хотите вы почему-то вторую сторону медали самостоятельно прописать и учесть... Интересно: почему? Вообще же говоря, впечатление от человека может идти сверху вниз и снизу вверх. Можно от тела подняться к духу, можно от духа спуститься к телу. В первом случае общение будет с Апсарой по моей классификации, во втором - с Прекрасной Дамой. В первом случае химия дополнится, во втором - дополнит. Но никогда не опишет суть.

Арис Лински: Джигар И последняя реплика – к товарищу Лински. Арис, вот вы пишете об абстрактной любви, а у вас есть конкретная? В смысле, вы любите сейчас кого-то так сильно, что это можно назвать советской любовью? Извините за личный вопрос. За личный вопрос - извиняю. Я думаю, что многие участники этой ветки в своих рассуждениях исходят во многом из личного опыта. Мне как-то тоже пришлось пережить нечто похожее... Сат-Ок Не хотите вы почему-то вторую сторону медали самостоятельно прописать и учесть... Интересно: почему? Вообще же говоря, впечатление от человека может идти сверху вниз и снизу вверх. Можно от тела подняться к духу, можно от духа спуститься к телу. Для того, чтобы аргументированно ответить на такой вопрос, надо иметь богатый "любовный опыт"... Мне кажется, что любовь всё же идёт по пути снизу вверх, как это ни прискорбно. Вон и Ефремов, и А.К. описывают предмет любви "снизу". По-моему, у всех писателей любовные герои прекрасны ФИЗИЧЕСКИ. То есть Большая любовь возникает "от тела". Другой вопрос, что прекрасное тело не всегда вызывает любовь (отсутствие "химии" в момент встречи?). Но вызывает ли высокую любовь несовершенное тело - это вопрос. Пусть мне приведут литературные примеры такой любви, когда писатель описывает высокие нравственные качества объекта любви, но при этом не описывает его физических достоинств. Повторяю, приоритет физического над духовным в любви - это, не много, не мало, большая цивилизационная драма, выход из которой (при сохранении биологической основы разумной материи) мне не виден.

Сат-Ок: Арис Лински пишет: Мне кажется, что любовь всё же идёт по пути снизу вверх, как это ни прискорбно. Ну, значит, мой опыт существенно шире. По-разному бывает. Арис Лински пишет: Но вызывает ли высокую любовь несовершенное тело - это вопрос. Любовь вызывает не тело. Характерно то, что и сейчас вы продолжаете описывать только одну сторону, даже после того, как я показал вам это. Тяжело быть практическим диалектиком

Арис Лински: Сат-Оку Кажный из нас описывает СВОЁ видение проблемы. У кого-то оно шире, у кого-то уже. Думаю, наш диалог обогащает каждого из нас.

Трак Тор: Символично, что от темы постоянный уход в сторону. Потому, что вымученная она какая-то. Что касается БСЛ (Большая Созидательная Любовь), то - удивительно - поиск в Яндексе её находит, но без признаков советскости. Больше со словами Знание Космических Законов, цитатами из Общины и других рерихизмов. С Большой Буквы, в основном. Например: "Высшим назначением любви является пробуждение всех творческих сил, а не только силы , творящей физи-ческое тело людей" (ЕИР). Это все прекрасно, но где конкретно-советское? Я подозреваю, что нет его. Елена Ивановна, конечно, права - нафиг бы эта любовь, если бы она не пробуждала силы, творящие физические тела людей (это главное - вымрем без таких сил) и другие силы. Без сил тяжело, никак даже без сил. Силы не только строителям коммунизма нужны, но и биржевым брокерам и маклерам (спросите Джигара), и отрешенным буддистам и даосам. Последние, впрочем, более темным образом их черпают. Что касается творчества, им может быть не только совместное ведение ТракТоров, но и изощренный суицид, в плане креативности, а не биофилии/некрофилии (жутковато звучит, конешно). Слыхал я, что от любви (несчастной) и с жизнью расстаются. Некоторые. Большинство дрова рубят или добровольный спецконтингент для трудных работ образуют (даже в ТуА такое упоминалось). Или вы будете утверждать, что советской несчастной любви не бывает? ("Это у них собака друг человека, у нас управдом (ага, Швондер:) друг человека!") Как многие мгут помнить, в состоянии даже простой влюбленности (играй, гормон!), а не только БСЛ, силы умножаются (говорят даже - удесятеряются), можно недоспать и потом с энтузазмом вкалывать руками и мозгами - творчество так и прет! Подозреваю, это и у подневольных негорв на плантациях бывало, и у акул капитализма - это опять же у Джигара надо спрашивать. Джигар пишет: Не читали? Мне интересно ваше мнение, как знатока Платона. К сожалению, не читал. И в ближайшие планы не входит. Краткие аннотации по Павлову впечатляющие. UPD. Все же прочел эпилог (закон Универсума) Волшебный локон Ампары. Не понравилось. С Платоном только одна связь: герой там - фундатор Агафон, это в переводе держатель-обоснователь платоновской идеи Блага или Добра (агафон). Но больше всего сей труд (точнее, фрагмент) мне напомнил А.Козловича. По крайней мере, обилием Больших Букв.

Джигар: Трак Тор, я сейчас побегу жаловаться администратору! Что бы он оградил! Вы начинаете меня систематически травить!

Сат-Ок: Арис Лински пишет: Думаю, наш диалог обогащает каждого из нас. Чем же меня может обогатить воззрение строго и принципиально вполовину моего собственного? Это у вас есть возможность узнать, что существует опыт, снимающий ряд ваших ограничений. Ну, а то, что на свете много физикалистов, я и так знаю. Есть они и здесь. Лендадима, например.

Сат-Ок: Вопрос ко всем: кого обогащает воззрение, согласно которому любовь вызывается телом?

Трак Тор: Ответ: Дам, к-рые торгуют телом, обогащает :) А вообще это достаточно глубокая мысль Ницше (вернее, в русле его мыслей). Но он очень специфичен. Понятие "тело" у него фундаментально. Как у Маркса, но с совершенно другой идеологией. Тело - не низшая часть дуализма "душа - тело".

Евгений А.: Сат-Ок пишет: Любовь вызывает не тело.Это примерно как - "интернетом мы обязаны не харду, а софту" или "железячник супротив программиста..." и далее по-Чехову

Арис Лински: Трак Тор "Высшим назначением любви является пробуждение всех творческих сил, а не только силы , творящей физическое тело людей" (ЕИР). Это все прекрасно, но где конкретно-советское? Я подозреваю, что нет его. Это очень правильное утверждение. Чтобы понять, насколько оно "советское", надо хорошо знать, как формировалась личность ЕИР, в каких условиях. Возможно, душа её более советская, чем у "профессиональных советчиков". Я не знаю, поэтому пока воздержусь от коммента. Или вы будете утверждать, что советской несчастной любви не бывает? Я всё никак не могу добиться от товарищей ОДИНАКОВОГО ПОНИМАНИЯ терминов. Несчастной СОВЕТСКОЙ любви действительно НЕ БЫВАЕТ, так как термина "советская любовь" нет вообще. Речь идёт о том, что советская культура привнесла в ОБЫЧНУЮ БОЛЬШУЮ (вневременную) любовь (имхо) НОВОЕ качество - возбуждение творческого начала, направленного на сотворение ВСЕОБЩЕГО добра (сады по всей земле будут плодоносить для ВСЕХ людей, а не только для любимого человека). И это НОВОЕ качеству любви не может сделать человека НЕСЧАСТНЫМ по определению. Наоборот, оно ЛЕЧИТ человека от несчастной любви, спасает его, быть может. Несчастным же человек бывает в ОБЫЧНОЙ (неразделённой) любви-страсти. Как многие мгут помнить, в состоянии даже простой влюбленности (играй, гормон!), а не только БСЛ, силы умножаются Тут надо разобраться в соотношении чувств влюблённость/любовь. Возможно, влюблённость - это в ряде случаев предтеча БСЛ... Сат-Ок Это у вас есть возможность узнать, что существует опыт, снимающий ряд ваших ограничений. Ну, хорошо, пускай будет так. Я ведь не отрицаю заболевание любовью сверху вниз. Факты - упрямая вещь.

Арис Лински: Сат-Ок Любовь вызывает не тело. Характерно то, что и сейчас вы продолжаете описывать только одну сторону, даже после того, как я показал вам это. Хорошо. Вы можете представить себе такую сценку. Ко мне в издательство заходит Андрей со своим рассказом "Сила любви" и просит напечатать. А я, бегло просматривая рассказ и натыкаясь на фрагмент Вот она, девятнадцатилетняя красавица Лара, студентка пединститута, в сопровождении обожающих её старшеклассников Илюхи и Димы. Кир в очередной раз залюбовался царственной осанкой, гордой посадкой головы и перекинутой через плечо полураспущенной косой густых чёрных волос девушки. говорю ему: "А давай-ка перепишем здесь так": Вот она, девятнадцатилетняя девушка Лара, студентка пединститута, в сопровождении обожающих её старшеклассников Илюхи и Димы. Кир в очередной раз отметил про себя её сутулое тело, начавшее заплывать жиром, коротко стриженную голову с редкими, почти бесцветными волосами. Однако я всё равно НЕ НАСТАИВАЮ, что такую девушку никто не полюбит. В жизни бывает по-разному.

Zyx: У нас тут несколько односторонний процесс - только мужские взгляды, чувства и мысли, сублимация либидо))). А чем была характерна Советская Любовь для прекрасной половины? Добавлю - аборты разрешили в 56-м... У "дурнушек" тоже есть и свой шарм, и свои ценители, и свое Счастье. Сходятся обычно "равногормональные" - в голливудских вестернах самая соблазнительная салунная девачка безошибочно клеится к самому крутому ковбою))). Также см. "Москва слезам не верит"... Добавлю еще что сам период с 56-го по 63-й можно назвать "социально-эндорфиновым" (мобилизационно-карательные методы принципиально начинают отменять, а первые глотки личных свобод, естессно, самые сладкие). При сохранении идеологической сакральности и памяти о стройках 30-х и о Победе 45-го, при начале разрядки и бурном развитии национально-освободительных движений. Головокружение от успехов!!! Время клетчатых рубашек И биноклей театралов, Тротуаров - и ромашек Между досок тротуаров. Время Спутника, футбола, Спора посреди бульвара. Время слова "радиола", Время славы Че Гевары, Кукол (все еще немецких), Скатертей (еще китайских), Фотоаппаратов детских И велосипедов дамских...

Сат-Ок: Александр Ильич, вы то ли мудрствуете лукаво, то ли не понимаете, что я несколько раз уже проговорил. Думаю, в обоих случаях пока данная тема мной исчерпана :)

Арис Лински: Зух У нас тут несколько односторонний процесс - только мужские взгляды, чувства и мысли... Да я согласен... Но где же наши дамы? У "дурнушек" тоже есть и свой шарм, и свои ценители, и свое Счастье. Безусловно! Но я ведь нигде не говорил, что Большая Любовь доступна только недурнушкам. К счастью, в реальной жизни всяких много примеров... Жизнь - диалектична. С одной стороны, в произведениях Ефремова действуют одни красавцы и красавицы с прекрасными телами, с другой - в литературе существует не только Ефремов... Есть масса прекрасных произведений, где описывается любовь простых людей, не супергероев. Так что я перед Сат-Оком должен повиниться, что сделал слишком большой упор на телесную составляющую любви. Но всё это индивидуально, наверное.

Alex Dragon: Любят, наверное, всё же не «дурнушек», а то что у них в груди, голове, кошельке — кому что. Но любой с удвольствием увидел бы предмет страсти более совершенног скроенным.

Джигар: Для меня, например, женщина, это, в первую очередь, лицо и тело. То, что украинцы называют «вЫгляд». Во вторую – то, что у ней в голове находится. А в третью – темперамент. Хотя с возрастом, то, что в голове стало постепенно больше цениться, чем тело. И тем не менеее, и тем не менее ... если женщина – умна, но некрасива, полюбить бы я её не смог. Она мне была бы другом, возможно ОЧЕНЬ хорошим другом, но любовь бы не появилась. Да, собственно, у меня несколько таких случаев и было. --------------------- железячник супротив программиста..." и далее по-Чехову

Арис Лински: Джигар Хотя с возрастом то, что в голове, стало постепенно больше цениться, чем тело. Видимо, фактор возраста также существенен. Наверное, требования к телесной красоте характерны больше для зрелых мужчин (женщин). И Ефремов и А.К. писали свои работы на пятом десятке лет. (Извиняюсь, Андрей, Вы для меня всегда 35-летний. ) Если бы такое же стремление к совершенному телу было характерно и для брачного возраста (18-30 лет), то, наверное, слишком много людей осталось бы вне любви. То есть у молодёжи не такие высокие требования к телу, как у более старших возрастов. Но всё это индивидуально. ИМХО.

Трак Тор: Арис Лински пишет: термина "советская любовь" нет вообще. Речь идёт о том, что советская культура привнесла в ОБЫЧНУЮ БОЛЬШУЮ (вневременную) любовь (имхо) НОВОЕ качество - возбуждение творческого начала, направленного на сотворение ВСЕОБЩЕГО добра ... Несчастным же человек бывает в ОБЫЧНОЙ (неразделённой) любви-страсти. Вот это уже конкретнее и, стало быть, лучше. Обычная любовь. Большая или маленькая. Как и сами люди.Творческое начало, как мы выяснили (если нет - спросите у Джигара про состоянии дел при цивилизованном капитализме), присуще обычной любви вообще, даже её первой стадии - влюбленности-страсти. Осталось понять про ВСЕОБЩЕЕ добро. Платоновский агафон. Ключевое слово - страсть. Если нет страсти - нет любви (имеется ввиду зарождение: это запал, со временем страсть гаснет, любовь остается). Это есть и у любви по большому точно, и, возможно, по маленькому :) И вообще, это главное в жизни по Марксу:"Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека". Это и любовь, где предмет другой человек и отношения с ним, и творчество вообще, где предмет - любой предмет творчества. Например, новая структура общественных отношений. Превосходный анализ вклада Маркса в психологию (а, стало быть, в осмысление любви) дал Фромм в работе "Кризис психоанализа"марксова динамическая психология базируется на связанности человека с миром, с людьми, с природой — в контрасте с фрейдовской, которая базируется на модели изолированной homme machine . Понимаете, Маркс как раз доказывает, что творческая страсть - всеобщая, не советская или феодальная. Советское как раз обоснованно ассоциируется с "железным занавесом", несмотря на "пролетарский интернационализм". Советское - это причудливо вывернутое фрейдистское в данном контексте. (Это всего лишь мои ассоциации). Я "многа думал" об этом в связи с Платоном. И еще про страсть: "Страсть способна на многое. Она может пробудить в человеке небывалую сверхчеловеческую энергию. Она может своим неослабным давлением выжать даже из самой уравновешенной души титанические силы". (С. Цвейг) Подборка афоризмов про страсть и энтузиазм А в песне про сады по всей Земле какая-то грусть - Е.А. верно подметил. Есть такая иррациональная черта в культуре соцреалима: что весело и с энтузиазмом - то дурашливо (фильм "Волга-Волга"), что серьезно - то грустно. В этом плане романы ИАЕ - точно не "соцреализм". Гипотеза: Советская цивилизация была преждевременна (что и показал реальный ход событий), талантливые творцы её культуры это чувствовали, отсюда подспудная грусть и "двойное дно". Как у Галича.

Zyx: Имхо, тело зажигает не столько пропорциями, сколько динамикой и микродинамикой. Ефремов в ТаА писал о глубинных мышцах как основе женской красоты. А динамика и микродинамика определяются прежде всего общим тонусом (физическим и психическим). Наталью Гундареву классической красавицей не назовешь - но сколько в ней обаяния! Возраст проявляется в тонусе. И разброс состояний весьма широк... Кстати, в то "эндорфинное" время военное (особенно фронтовое) поколение как раз переживало свою "вторую молодость".

Арис Лински: Трак Тор Творческое начало, как мы выяснили, присуще обычной любви вообще, даже её первой стадии - влюбленности-страсти. Осталось понять про ВСЕОБЩЕЕ добро. Итак, конкретизируем тему. Первая точка зрения: творческое начало в любви - чисто советское обретение; Вторая точка зрения: творческое начало в любви - это общее свойство любви, даже влюблённости. Я пока не готов отстаивать первую точку зрения. Мы здесь просто ИЩЕМ истину. Остаётся вопрос: присуще ли желание делать ВСЕОБЩЕЕ добро именно "советской любви"? Маркс: "Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека". Это и любовь, где предмет другой человек и отношения с ним, и творчество вообще, где предмет - любой предмет творчества. Например, новая структура общественных отношений. Это интересное утверждение. Мы по-современному называем это "энергетикой человека" (Джигар назвал бы "темпераментом"? ) Понимаете, Маркс как раз доказывает, что творческая страсть - всеобщая, не советская или феодальная. Безусловно. Но я веду речь о том, что БСЛ не СОЗДАЁТ это творческое начало, а лишь СУЩЕСТВЕННО активизирует его. Так, проф.Лапин (верный друг ) и без любви работал бы над своей темой в институте, потихоньку "творил" бы, но любовь резко активизирует его созидательный потенциал, и он готов даже всю землю засадить садами!.. Советское как раз обоснованно ассоциируется с "железным занавесом", несмотря на "пролетарский интернационализм". Советское - это причудливо вывернутое фрейдистское в данном контексте. (Это всего лишь мои ассоциации). С этим я в корне не согласен, поэтому не комментирую. И еще про страсть: "Страсть способна на многое. Она может пробудить в человеке небывалую сверхчеловеческую энергию. Она может своим неослабным давлением выжать даже из самой уравновешенной души титанические силы". (С. Цвейг) Прекрасное утверждение! Вот советской власти и удалось пробудить в народе эту самую страсть к строительству новой жизни. Потом эта стасть у нас угасла, но была замечена у других народов (Куба, Китай...) А в песне про сады по всей Земле какая-то грусть - Е.А. верно подметил. Если и присутствует грусть, то - от любви. Как в песне поётся: "Любовь никогда не бывает без грусти, а это приятней, чем грусть без любви" Гипотеза: Советская цивилизация была преждевременна (что и показал реальный ход событий), Возможно. Талантливые творцы её культуры это чувствовали, отсюда подспудная грусть и "двойное дно". Как у Галича. Для меня такие "творцы" - просто интеллектуальные слабаки (тот же Галич, Окуджава). Вот Р.Рождественский - этот посильнее характером. Да и стихи (песни) о любви у него КОЛОССАЛЬНЫЕ! Зух Имхо, тело зажигает не столько пропорциями, сколько динамикой и микродинамикой. Ефремов в ТаА писал о глубинных мышцах как основе женской красоты. А динамика и микродинамика определяются прежде всего общим тонусом (физическим и психическим). Наталью Гундареву классической красавицей не назовешь - но сколько в ней обаяния! Возраст проявляется в тонусе. И разброс состояний весьма широк... Кстати, в то "эндорфинное" время военное (особенно фронтовое) поколение как раз переживало свою "вторую молодость". Разумные рассуждения. Физическая красота ведь не только в статике заключается, но и в динамике. Мне как-то понравилась женщина - очень красивая сама по себе - лицом и телом. Просто обалденная. Но она, как я ни зайду в гости, всё время лежит на диване, смотрит ТV (не ТВ ), что-то читает, вышивает. Да ещё и антисоветчицей оказалась ярой. Грустно мне стало на неё смотреть. Евгений Перехода не знает никто, поэтому сдается мне: а) перестать думать; б) перестать действовать; в) оставить все в полном покое. Организм, возможно, соберет себя сам. И медленно начнет совершенствоваться. Увы, будем и думать, и действовать, и совершенствовать. Но я "демократ": кто хочет просто выжидать, когда ОНО всё само собой повернётся, - пожалуйста. Я к своему мировидению насильно не притягиваю.

Alex Dragon: Арис Лински пишет: То есть у молодёжи не такие высокие требования к телу, как у более старших возрастов. Насмешили.

Трак Тор: Арис Лински пишет: Безусловно. Но я веду речь о том, что БСЛ не СОЗДАЁТ это творческое начало, а лишь СУЩЕСТВЕННО активизирует его. Так, проф.Лапин (верный друг ) и без любви работал бы над своей темой в институте, потихоньку "творил" бы, но любовь резко активизирует его созидательный потенциал, и он готов даже всю землю засадить садами!.. Дык и я о том же. БСЛ дает большую творческую подпитку. Вне зависимости от советского контекста (если БСЛ - созидательная, а не советская любовь). Забугорные современники проф. Лапина тоже творили и тоже готовы были засадить... ЗЫ. Про всю Землю - это вы слишком... "Ледоколом" попахивает. В тексте - "по всей стране"

A.K.: Убрал офф-топ в тему Советская цивилизация

Трак Тор: Zyx пишет: Полагаю, любовь в 60-е отличалась тем, что: 1)Люди больше доверяли государству Вот пункт, могущий вернуть тему из офтопа! (а могущий и снова повергнуть туда) Когда Арис Лински пишет про Всеобщее Благо, возникает вопрос: а как доказать это? Что любовь в "советском смысле" побуждает именно к нему (творчеству для него)? Естественным образом первой возникает мысль: потому, что так говорит наше Государство (в лице уполномоченных акынов), а мы ему верим. А вот "за бугром" часто сравнивают гос-во с чудовищем, говорят, что "страшно лжет оно". Да и наш Радищев при царизме говорил про "чудище обло". Получается, о чем не говори, о любви там, о женщинах, а все о политике выходит. Ну что ты будешь делать...

Арис Лински: Трак Тор Когда Арис Лински пишет про Всеобщее Благо, возникает вопрос: а как доказать это? Что любовь в "советском смысле" побуждает именно к нему (творчеству для него)? Действительно, как доказать? Где социологические замеры, опросы и проч.? Пока я утверждаю это на основе интуиции. Но, думается, вполне можно и "замерить". Как? Стоит, наверное, сделать сравнительный контент-анализ двадцаток лучших советских и зарубежных романов 60-х годов на предмет того, каким образом проявляется любовь в общественной жизни и проявляется ли она в ней вообще. Получается, о чем ни говори, о любви там, о женщинах, а все о политике выходит. Ну что ты будешь делать... Хочу любить ЕЁ и быть любимым, Завязывал с политикой сто крат, Но страсть моя ущербна и голима: Мерещится мне в НЕЙ электорат.



полная версия страницы