Форум

Любовь в советские времена. Какою она была? (часть 1)

Арис Лински: ...Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки. ...Любовь в романтическом периоде советской эпохи (50-60 годы) была совсем иной, нежели сейчас. Какой она была, любовь советских юношей и девушек, ныне дедушек и бабушек? ...Пафос любви имел свои атрибуты. Это заботливо наброшенный пиджак, робкое касание рук, румянец на девичьих щеках, девичья гордость, трепетный поцелуй, трепетный взгляд, букетик полевых цветов, непременное гуляние в парке, неукоснительное сидение на скамейке, непреложное катание на лодке, бесстрашное выявление недостатков на производстве... ... О, как я люблю слушать нынче старые советские песни о любви!

Ответов - 182, стр: 1 2 3 4 5 All

Арис Лински: ...Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки. ...Любовь в романтическом периоде советской эпохи (50-60 годы) была совсем иной, нежели сейчас. Какой она была, любовь советских юношей и девушек, ныне дедушек и бабушек? ...Пафос любви имел свои атрибуты. Это заботливо наброшенный пиджак, робкое касание рук, румянец на девичьих щеках, девичья гордость, трепетный поцелуй, трепетный взгляд, букетик полевых цветов, непременное гуляние в парке, неукоснительное сидение на скамейке, непреложное катание на лодке, бесстрашное выявление недостатков на производстве... ... О, как я люблю слушать нынче старые советские песни о любви!

Евгений А.: Вы про такое?) Ну давайте поностальгируем вместе - здесь еще много подобных фото

Alex Dragon: Комментарий посетителя к фоткам понравился: «Не идеологию прошу вернуть, верните идеалы».


Арис Лински: Откровенно говоря, 60-е годы - это уже МОИ годы любви, хотя первые школьные любови пришлись на 50-е годы. Но для многих посетителей форума, видимо, 50-60-е годы - годы любви их отцов-матерей, а для некоторых - и бабушек-дедушек. Фотки очень понравились. Именно, "про такое"! Увы, не представляю, как могут быть идеалы без идеологии.

Сат-Ок: Арис Лински пишет: как могут быть идеалы без идеологии. Не устаём вспоминать Маркса: "Идеология - ложная форма сознания". Арис Лински пишет: Но для многих посетителей форума, видимо, 50-60-е годы - годы любви их отцов-матерей, а для некоторых - и бабушек-дедушек. Для меня лично - сестёр и братьев. Хотя и родителей тоже, конечно :)

Арис Лински: Не устаём вспоминать Маркса: "Идеология - ложная форма сознания". Не будем всё же в такую прекрасную тему, как любовь, примешивать дискуссию об идеологии. Тем более, что понятие это эфемерно (так же, как демократия, рынок, социализм...). Вот любовь мужчины к женщине и наоборот - более конкретная вещь, более конкретное... заболевание души. Всем ли доступна настоящая любовь? Марксу она была, кажется, доступна. Подозреваю, что такую глупость про идеологию Маркс сказал, находясь не в самом благоприятственном расположении духа (может, женщина разлюбила?)

Сат-Ок: Арис Лински пишет: Не будем всё же в такую прекрасную тему, как любовь, примешивать дискуссию об идеологии. Арис Лински пишет: Подозреваю, что такую глупость про идеологию Маркс сказал... Так и не примешивайте :) Очень просто назвать глупостью то, что выходит за пределы разумения. Матрица рулит. А вот Маркс, как и Будда, очень хорошо понимал, где освобождённость. Что касаемо собственно любви, то я уже тут выкладывал историю послевоенного знакомства и женитьбы моего отца. Она бесконечно далека от описанного вами идеала. Что не значит, конечно, что такового не было.

Alex Dragon: Только, наверное, «женитьбы». Замуж выходят женщины.

Арис Лински: Сат-ОкТак и не примешивайте :) Я так и думал, что вы заметите мою "оплошность". Заметили! Очень просто назвать глупостью то, что выходит за пределы разумения. Матрица рулит. А вот Маркс, как и Будда, очень хорошо понимал, где освобождённость. Не готов комментировать такие ультракороткие утверждения, как, например, цитата из Маркса или "освобождённость" (от чего?). За такими короткими цитатами стоит обычно БОЛЬШОЙ контекст, не зная которого для меня было бы некорректно ввязываться в дискуссии. Что касаемо собственно любви, то я уже тут выкладывал историю послевоенного знакомства и женитьбы моего отца. Она бесконечно далека от описанного вами идеала. Что не значит, конечно, что такового не было.Я как-то (давно) занимался изучением идеалов любви по книжкам Ю.Рюрикова и Е.Богата.

Alex Dragon: Темка-то какая-то неконкретная. Что именно входит в неповторимую стилистику именно «советской любви»? С чем предполагается сравнивать и что? Манеру набрасывать пиджак на девицу? В какой среде, социальном слое? В какой именно период? Либо срез по годам? Мне так сдаётся, что любовь, ежели она есть — так она была и 50, и 30 лет назад, и сейчас. А нет — так нет. А манеры ухаживания — это всё флёр. Подавляющее большинство людей в любви — эгоистичные и недалёкие щенки. В любой обозримый период времени. Независимо от фасона пиджаков. Если подразумевалось подспудно, де раньше любили сильней и правильней — обсуждать, полагаю, нечего. Ибо обсуждаться будут в основном фантазии.

Сат-Ок: Арис Лински пишет: "освобождённость" (от чего?) От Матрицы. От культурно-исторического мифа. От майи. От очевидности. Богата очень люблю. А кто такой Рюриков?

Арис Лински: От Матрицы. От культурно-исторического мифа. От майи. От очевидности. От мировоззренческой матрицы (смысложизненного и ценностно=этического каркаса)? От какого конкретно мифа? Почему надо освобождаться от очевидности? Ничерта не понимаю. А коль не понимаю, то и... не надо понимать. Много будешь понимать - быстро состаришься. Да бог с ним, закончим "про идеологию". Лучше "про это". Юрий Рюриков - философ, в 60-е годы издал единственную в своём роде книжку "Три влечения", которая была для меня (и, наверное, для всех молодых людей) первым теоретическим пособием по феномену любви. В 90-е годы он стал, к сожалению, придворным философом Ельцина.

Арис Лински: Алекс ДрагонТемка-то какая-то неконкретная. Что именно входит в неповторимую стилистику именно «советской любви»?А вот это и хотелось обсудить. Нутром чувствую, что любовь у, например, французов, индийцев (судя по их классическим фильмам) несколько НЕ ТАКАЯ, какая была у нас в те годы. Мне понравился фрагмент из поста Эдель, на который я сейчас случайно наткнулся по наводке Сат-Ока.: «В 99 случаях из 100 то, что люди называют любовью, на самом деле или их предрассудки и суеверия, или их себялюбие. Истинной любовью будет лишь та, которая раскрывает все способности и таланты к творческой деятельности, которая освобождает дух человека». Считаю, что мы даже не представляем себе до конца, какова БУДЕТ роль любви в дальнейшей эволюции человеечества! Я кое о чём здесь догадываюсь, но пока помолчу.

Сат-Ок: Арис Лински пишет: А вот это и хотелось обсудить. Арис Лински пишет: Я кое о чём здесь догадываюсь, но пока помолчу. Эх... Опять поймал :)

Сат-Ок: Арис Лински пишет: От какого конкретно мифа? Ни от какого конкретно. От любого. От вездесущего мифа по Лосеву :)Арис Лински пишет: Почему надо освобождаться от очевидности? Ничерта не понимаю. Потому что есть внешнее, кажущееся, а есть внутреннее, подлинное. Очевидность не есть действительность. Простите, мы тут годами на эти темы, общее место уже. Когда захотите понять - почитаете форум :) А старятся люди от знания без понимания. От понимания вторично молодеют :)

Сат-Ок: Я, кстати, тоже кое о чём догадываюсь. Но тоже помолчу. Так и будем помалкивать? :) Помалкивание, как говорится, позолота :) Вы тему начали, вы и высказывайтесь. На самом-то деле здесь уже много это обсуждали - о любви в будущем, я имею в виду.

Alex Dragon: Арис Лински пишет: Почему надо освобождаться от очевидности?Очевидно, что человеческое тело или камень, или ещё что-нибудь — сплошные цельные предметы. Однако с точки зрения строения вещества все эти предметы состоят в основном из пустоты — межатомные расстояния много больше размеров ядра. Вот простейший пример видимой иллюзии.

Арис Лински: А старятся люди от знания без понимания. От понимания вторично молодеют : Хорошо сказано! На самом-то деле здесь уже много это обсуждали - о любви в будущем, я имею в виду.Да, я заметил интересную тему о проблематичности дружбы М. и Ж. Но поскольку тема эта неисчерпаема, поскольку МНЕ есть о чём сказать (пока помолчать ), я и запустил эту тему. Однако с точки зрения строения вещества все эти предметы состоят в основном из пустоты — межатомные расстояния много больше размеров ядра. Здесь, кстати, большой повод для поэтических юморных куплетов. Может, вдохновлюсь.

Zyx: Полагаю, любовь в 60-е отличалась тем, что: 1)Люди больше доверяли государству 2)Люди были стыдливее и неосведомленнее в физиологии 3)Люди больше зависели то быта материально, чем духовно. Сейчас по этим пунктам все наоборот. А все остальное - как было, так и осталось и так и будет. И хорошее и плохое.

Трак Тор: Здорово написали. Краткость - сестра вашего брата:) По п.3 не очень понял.

Арис Лински: С первыми двумя пунктами согласен. Третий тоже не понял.

Сат-Ок: Применительно к теме любви как раз третий пункт хорошо понятен. А вот первый - нет.

Alex Dragon: Да, п.3 — это красиво. А п. 1 — это, скорее, относится к отличиям вообще тогда от сейчас. Впрочем, применительно к теме любви это можно проинтепретировать как то, что большая стабильность жизни оставляла больше места для иных забот, чем волчье рыскание чего пожрать и возникающие в связи с этим взаимоотношения, весьма далёкие от любви.

Арис Лински: Итак, попытаемся расшифровать пункты, кратко-талантливо предложенные нам т. Zyx-ом. 1. Если муж изменил жене или пришёл домой пьяным, то она вполне могла пойти на госпредприятие, где он работал, и потребовать от бригадира, парторга, профорга проработать мужа на собрании. (В.Высоцкий: "... А кто писал на службу жалобы? Не ты? Так я же их читал") 2. Дополнительным фактором крепкой любви были материальные бытовые проблемы. Нынче же народ наш погряз в потребительстве бытовых материальных благ, стал ДУХОВНО от них зависим, что не могло не сказаться отрицательным образом на крепости чувств. Если я правильно интерпретировал краткие тезисы нашего нового товарища, то его интересные идеи могли бы лечь в основу диссертации.

Арис Лински: Хотел бы раскрыть, наконец. причину, которая побудила меня запустить эту тему. Конечно, сделал это не для того, чтобы поностальгировать, поболтать, предаться приятным воспоминаниям, покритикивать "нОнешнюю мОлодежь". Преследую более серьёзные цели. А именно. Вновь приведу цитату (чью-то) из письма Эдели и приглашаю вас ВДУМАТЬСЯ в неё. По-моему, в ней гораздо больше мысли, чем слов в тексте:«В 99 случаях из 100 то, что люди называют любовью, на самом деле или их предрассудки и суеверия, или их себялюбие. Истинной любовью будет лишь та, которая раскрывает все способности и таланты к творческой деятельности, которая освобождает дух человека». У меня нет сомнения в истинности этого утверждения, в определении ИСТИННОЙ любви, той любви, до которой способны подняться пока немногие люди. Вдумайтесь в слова знаменитой советской песни: Все преграды я могу пройти без робости, В спор вступлю с невзгодою любой. Укажи мне только лишь на глобусе Место скорого свидания с тобой. Через горы я пройду дорогой смелою, Поднимусь на крыльях в синеву. И отныне все, что я ни сделаю, Светлым именем твоим я назову. Посажу я на земле сады весенние, Зашумят они по всей стране. А когда придет пора цветения, Пусть они тебе расскажут обо мне! В них (а также в текстах многих других СОВЕТСКИХ песен) как раз и отражена мысль из цитаты Эдели. Так вот, меня интересует степень СОВЕТСКОСТИ истинной любви. Имеются ли в текстах, к примеру, прекрасных французских песен о любви вот такое огромное возбуждение творческой энергии (садить сады по всей Франции!)?! Недавно познакомился с одной простой пожилой женщиной, пишущей, между прочим, стихи. Так вот, она известна многим жителям города не стихами о любви, а тем, что уже лет десять подряд по собственной инициативе засаживает цветами по весне в центре города 200-метрову аллею! Все расходы у неё - из своей скромной пенсии. О ней был снят небольшой фильм и показан несколько раз по местному ТВ. Я как-то с ней разговорился. Она говорит по-украински, считает себя завзятой украинкой (хотя ход её рассуждений, система ценностей на самом деле чисто советские). Конечно, я не решился коснуться истинных движущих импульсов её поведения, но сдаётся мне... Вспомним советских писателей: Павел Нилин, Александр Вампилов, Василий Шукшин, Вера Панова, Виктор Астафьев... Читаешь их книги, смотришь экранизацию их романов и повестей – и невозможно оторваться. Любовь - одна из главейших тем всей философии жизни простых СОВЕТСКИХ людей? Многие из форумчан знают предложенный мной пакет из четырнадцати советских нравственных ценностей и принципов. Одним из них я посчитал правильным считать как раз ЛЮБОВЬ между мужчиной и женщиной. И на эмблеме первой виртуальной структуры, которую создавал в сети ("Ноосферное братство"), были начертаны слова АМО КАJ MENSO (Любовь и разум). То есть у меня есть догадка, что любовь в будущем ноосферном обществе будет играть ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ роль в общем прогрессе будущего человечества. И зарождение такого понимания ИСТИННОЙ любви происходило именно в ноо- и сенсосфере СОВЕТСКОЙ цивилизации. ИМХО. Более того, я НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ, какие ДРУГИЕ стимулы к прогрессу могут быть в обществе, освобождённом от забот о хлебе насущном. Альтернатива - разве что скатиться в богатом обществе в пропасть потребительства.

Zyx: "...Если я правильно интерпретировал краткие тезисы нашего нового товарища, то его интересные идеи могли бы лечь в основу диссертации." Я бы добавил еще - ЛЮБОВЬ БЫПА ОБЩЕСТВЕННЫМ ЧУВСТВОМ (сейчас, увы больше индивидуально-семейно-родственным).

Арис Лински: т.ZухЯ бы добавил еще - ЛЮБОВЬ БЫПА ОБЩЕСТВЕННЫМ ЧУВСТВОМ (сейчас, увы, больше индивидуально-семейно-родственным).Этот неожиданный тезиз нуждается в авторской расшифровке. Что значит "любовь - общественное чувство"? Истинная любовь, какой она была явлена в советской культуре, является, безусловно, чувством СОЗИДАТЕЛЬНЫМ, мотивирующим в значительной мере творческую деятельность людей. В этом смысле любовь имеет ОБЩЕСТВЕННОЕ измерение. Но есть ещё любовь КАМЕРНАЯ (видимо, именно её имел ввиду т.Зух, говоря о нынешнем идеале любви?). Это когда эмоции двух любящих сердец замыкаются друг на друга, и им нет особенно дела до окружающего мира. То есть, камерная любовь - чувство не созидательное. Есть ещё любовь (любовь ли?), проистекающая из чувства собственности. Именно такой любви присуще как спутник чувство ревности. По-моему, при СОЗИДАТЕЛЬНОЙ любви чувства ревности быть не может...

Руслан: Арис Лински пишет: Так вот, меня интересует степень СОВЕТСКОСТИ истинной любви А разве можно измерять неземное - земным ? Что такое Советский человек, советская любовь? Всё- таки понятие "советский" - это идеология, а Любовь - чувство из другой сферы

Руслан: Zyx пишет: Я бы добавил еще - ЛЮБОВЬ БЫПА ОБЩЕСТВЕННЫМ ЧУВСТВОМ (сейчас, увы больше индивидуально-семейно-родственным). Полностью согласен. Это ценное наблюдение

Арис Лински: Zyx пишет: Я бы добавил еще - ЛЮБОВЬ БЫПА ОБЩЕСТВЕННЫМ ЧУВСТВОМ (сейчас, увы больше индивидуально-семейно-родственным). Руслан Полностью согласен. Это ценное наблюдение. Вновь повторяю (см. предыдущий мой пост) Этот неожиданный тезиз нуждается в авторской расшифровке. Что значит "любовь - общественное чувство"? То есть соглашаться с т.Зухом РАНО, пока его выражение "любовь - общественное чувство" не будет однозначно нами понято.

Арис Лински: Руслан А разве можно измерять неземное - земным ? Что такое Советский человек, советская любовь? Эта цитата показывает, как иногда ПЕРЕВОРАЧИВАЮТСЯ в сознании читателя мысли автора. Руслан, где ты прочитал мой термин "советская любовь"?? (Что такое "Советский человвк", давно изложено в соответствующем разделе в "Стране Советии"). Почему "любовь в советские времена" вдруг превратилась в твоём восприятии в "советскую любовь"? Сначала проанализируй мои вопросы, дай на них ответ, тогда есть смысл двигаться дальше.

Руслан: Не совсем. Ведь вы пишите о СТЕПЕНИ СОВЕТСКОСТИ истинной любви. Это не мои слова. Что значит степень СОВЕТСКОСТИ в данном случае ?

Арис Лински: Что значит степень СОВЕТСКОСТИ в данном случае? Проведу аналогию. Была раньше такая характеристика некоторых социально заметных людей: "глубоко партийный". То есть, чтобы быть "глубоко партийным", не обязательно даже было состоять в партии. Надо было просто мыслить партийными идеологическими категориями, так же сопоставлять добро и зло, как его сопоставляет коллективный партийный разум и, естественно, проявлять в жизни такую активность и в том направлении, в каком её проявляет партия. (То есть "глубоко партийный" живёт и работает в русле партийных установок). Можно было тогда говорить о СТЕПЕНИ партийности человека. Партийность человека была как бы КОЛИЧЕСТВЕННО ИЗМЕРЯЕМА. Аналогичная ситуация со СТЕПЕНЬЮ советскости любви. Если любовь предполает в человеке активизацию его социальной позиции, творческого потенциала, то она как бы имеет высокую степень советскости. Потому что активизация жизненной позиции, деятельность во благо страны, социального прогресса - это как раз те свойства, которые пытались тогда воспитать у советской молодёжи. Если же любовь двух молодых сердец заключается только в любовании друг другом, а внешний мир для них предстаёт лишь полем проявления любви, то тогда, получается, любовь у них КАМЕРНАЯ, МЕЩАНСКАЯ. Люди уходят из большого мира в свой маленький мирок и становятся неинтересны этому большому миру. Чтобы глубже понять мои корявые пояснения, советую почитать советскую литературную классику, где ответ на твой вопрос даётся в высокохудожественной форме.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Так вот, меня интересует степень СОВЕТСКОСТИ истинной любви.Вы уже не раз цитируете Высоцкого - отмечая его гениальное видение и понимание своего времени, но не могли бы привести пример песни ВСВ про любовь в советском контексте? Причем, не на его "сдерживающем" фоне - как, например, в песнях о М.Влади, а именно - активирующем творческий потенциал?

Арис Лински: Я не являюсь большим фанатом Высоцкого. И вообще стал его уважать лишь после его смерти. А в 60-70 годы мне, воспитанному на классических советских песнях, манера исполненния песен Высоцким казалась пижонством, низким стилем. Я бы не сказал, что Высоцкий был каким-то провидцем. Скорее, он сделал для развала Страны больше, чем было социальной пользы от его творчества. ИМХО. Высоцкий, конечно, не понимал многих вещей в жизни (как и мы, впрочем, в ТЕ годы). Это сейчас мы стали такие умные, начитавшись Кара-Мурзы, Кожинова... Поэтому ожидать от Высоцкого какой-то высокой патетики во славу своей Родины не приходится. Но спасибо ему за то, что у него много патетики личностного масштаба. Он совершенно правильно понимал несправедливость власти, её тупость. Был умным человеком, но не мудрым. У меня есть около сотни классных песен Высоцкого, которые отобрал из всего его песенного хлама. Отвечая на ваш вопрос, мог бы разве что обратить внимание на "Письмо". Правда, в нём обратная ситуация: девушка разлюбила, и у солдата пропадает пыл защищать свою страну, и он сознательно идёт на гибель.

Сат-Ок: Да нет, ВСВ был именно мудрым человеком... И очень много песен его вневременно филососфичны - а именно это и есть критерий мудрости.

Арис Лински: Сат-Ок И очень много песен его вневременно филососфичны Вневременно философичных поэтов в советское время было не так уж мало... Однако меня в этой ветке больше интересуют не поэты, а та новая грань высшей формы любви, которая проявилась, взросла именно на советском идеологическом поле. Не любовь-присвоение, не любовь-самоотречение, а именно любовь как активизатор человеческой энергии, громадный (новый?) источник жизненной мотивации. Интересно вспомнить, какова была мотивация деятельности главных героев ТА. Не любовь ли?

Руслан: Сегодня понятие любви претерпело значительные (если не коренные) изменения. Современная любовь - это скорее источник жизни, но не в философском смысле, а в обывательском смыле. Не так давно мне одна девушка объяснила : "Ни за что не любят". Любят только за что-то (видимое, материальное). Может она права всё- таки ?

Сат-Ок: Арис Лински пишет: Однако меня в этой ветке больше интересуют не поэты, а та новая грань высшей формы любви, которая проявилась, взросла именно на советском идеологическом поле. Ничего лучше "Аскезы любви" Богата я в этом смысле не знаю. Но он, как и всякий Мастер, стоит вне идеологии (которая, как мы помним, есть ложная форма сознания :).

valerijvla: ЛЮБОВЬ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА. КАКОЙ ОНА БЫЛА ? "Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки" Тема вечная, тема нужная, полная статья находится здесь http://www.sm.cominformua.com/cgi-bin/show.pl?lang=ru&action=showstat&sndir=2009_06&razd=65&stat=32



полная версия страницы