Форум » Здоровье » Смысл йоги сегодня - теория и практика » Ответить

Смысл йоги сегодня - теория и практика

Евгений А.: Предлагаю начать разговор с отрывка из книги Виктора Бойко «Йога. Искусство коммуникации». Глава "Смысл йоги сегодня" (в сокращении - как эпиграф к разговору): Самосовершенствование с параллельным пребыванием в обычной жизни - достаточно трудная задача. Гораздо предпочтительнее и легче, считают многие, на более или менее длительное время уйти в монастырь или ашрам, чтобы физически и духовно развиваться там, под руководством наставника или мудрого гуру. По существу каждый имеет два варианта: можно либо остаться в социуме, «встраивая» процесс самосовершенствования в его структуру, либо ради этого же процесса покинуть обычную жизнь на более или менее длительное время. Вариант возможного ухода в монастырь или ашрам для людей полностью материально обеспеченных и потому абсолютно независимых - не в счет. Мы рассматриваем случай обыкновенного человека, который вынужден активно действовать в социуме, чтобы выжить. Нормальный человек зрелого возраста не горит желанием уйти в монахи ради решения своих проблем либо достижения высот духовного развития. Он здраво считает, что для начала нужно привести в порядок здоровье, и уже потом разбираться с проблемами души, потому что «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» Что и как способно дать типовому субъекту возможность решения упомянутых проблем «без отрыва от производства»? Сразу можно отметить, что монастырь либо ашрам мало полезны тем, кто не справляется с обычной жизнью, ибо нет такого места на земле, куда человек мог бы скрыться от самого себя и своих проблем. Об этом сказал в тюремной балладе средневековый поэт: «Здесь режут жесть и шьют мешки, свой ад неся с собой». Если есть стойкое желание уйти из той действительности, где вы находитесь куда-то в другое место, где было бы лучше - это плохой признак. Если, конечно, вы не верующий человек, у которого есть возможность безвозвратного погружения в веру прямо среди социума, церковь об этом позаботится. Если человек достаточно развит в умственном отношении, он понимает, что с обретением истины дело обстоит далеко не так просто, пусть даже для этого предлагается йога, цигун, или что-то другое, проверенное временем. Сегодня не проблема закончить какие-нибудь курсы по йоге в самой Индии, скорее всего в частных школах, которые гораздо более доступны и престижны с точки зрения живой традиции. Но если ставилась цель добиться какого-то личного прорыва для себя на этом пути, проблема остается неизменной, ведь где бы ни был, все равно придется вернуться и работать над собой самому. Скорее же всего со всей своей «продвинутостью» и пониманием я просто останусь в одиночестве, более или менее удачно играя внешне роль своего парня. В любом случае ничего хорошего, эта ситуация называется «ты оставил берег свой родной, а к чужому так и не пристал». Вывод: лучше всего не искать счастья за морем, но действовать в гуще жизни, для этого существует личная ежедневная практика йоги. Недаром просветленные буддисты всегда говорили, что сансара (круговорот обыденной жизни) и есть нирвана, но это человек осознает только после просветления. Совершенство вырастает из материала наших катастроф и разочарований, - больше ему браться неоткуда, - благодаря направленному труду, действиям, которые на каком-то этапе выходят за пределы человеческой компетенции и контроля. И лишь спонтанный процесс регенерации постепенно, «перетряхивая» в человеческом существе «камень за камнем», частицу за частицей, переставит их в ином порядке, неспешно являя подлинное. Именно поэтому когда человек полностью отвергает прежнюю жизнь ради новой - вряд ли у него получится что-то дельное. Нет идеального материала, из которого можно построить новое, есть только ты сам, погрязший в своих мелких пороках и нарушениях здоровья, ими вызванных. Заманчивый тезис - освободиться от окружающего несовершенства, чтобы тут же взмыть вверх. Экзюпери так говорил об этом: «Ты не сдвинешься с места, если не примешь того, что существует вокруг тебя». С помощью практики йоги человек способен успешно связать все необходимые для трансформации элементы: есть что менять - ты сам и твоя жизнь. Есть желание, чтобы она стала иной. Есть способ, с помощью которого возможно получить необходимые изменения, дело за малым: узнать его технологию и действовать. Тот, кто слишком много болтает о свободе воли, редко способен к работе роста, потому что она требует неукоснительности, как дыхание. К сожалению обо всем этом понятия не имеют простые, уверенные в себе люди, читающие книги со звучными названиями и множеством быстрых обещаний. Более информированные и умные понимают: для того чтобы «поехала крыша», - что-то произошло с сознанием - надо сделать что-то и с телом. Они дышат по-собачьи, трясутся, поют до обалдения мантры, вбивая себя силой в разные виды дикой «измененки», не имеющие ничего общего с тем, в чем они действительно нуждаются. На самом деле подавляющему большинству людей в нашей стране остро необходима только одна вещь - душевный покой. А уже потом можно думать о гармонии, к которой не пробиться через припадочную тряску до предела упрощенной Кундалини-йоги и механическое пение священных текстов. Для меня бесспорно одно: йога помогает человеку стать самим собой и успешно разрешить многие свои проблемы, что весьма существенно, поскольку они всегда являются какой-то частью проблем окружающих меня людей, и - наоборот. Ситуация в человеческих взаимоотношениях и контактах голографична, - все связано со всем, - только редкие люди твердо знают и всегда помнят это. Полный текст главы: http://bweek.narod.ru/rest/konsp2.htm и библиотека Школы йоги Виктора Бойко (нужна регистрация): http://www.realyoga.ru/Portal/Library/

Ответов - 45, стр: 1 2 All

tanetwolf: - Я вижу, - ответил Витаркананда, - так же как вижу, что она, - он перевел взгляд на Симу, - прошла немало ступеней Гхеранда Самхита (профессор употребил тантрическое название хатха-йоги). *** Что такое Гхеранда Самхита? Гхеранда Самхита рядом с Патанджали, Шива Самхита, Хатха-йога Прадипика, Горакша Паддхати Найдите на archive.org, на русском тоже где-то есть нормальный текст https://archive.org/search.php?query=gheranda https://archive.org/details/GherandaSamhitaSanEng/GherandaSamhitaSanEng/mode/2up Приветствие Я склоняюсь в благоговении перед Ади-Ишварой (Изначальным господином), первым возвестившим учение Хатха-йоги. Оно подобно первой ступени на лестнице, ведущей к высотам Раджа-йоги. 1. О ЙОГЕ ТЕЛА Однажды пришёл Чанда Капали в место отшельничества мудреца Гхеранды и склонился перед ним с почтением. Чанда сказал: О наивысший среди йогинов! О Учитель Йоги! Я хотел бы услышать теперь о йоге тела, которая ведёт к познанию истины (Таттва-Джнана). Гхеранда ответил: Это очень хорошо, о сильнорукий, что ты спрашиваешь меня об этом. Я сообщу тебе, сын мой. Слушай внимательно. Нет уз, равных узам Майи; нет силы выше, чем Йога; нет друга лучше, чем мудрость; нет врага хуже, чем эгоизм (Ахамкара). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0 Сва́ми Вивекана́нда (бенг. স্বামী বিবেকানন্দ [ʃami bibekanɔnd̪o] Информация о файле слушать; имя при рождении — Нарендрана́тх Да́тта (бенг. নরেন্দ্রনাথ দত্ত [nɔrend̪ronat̪ʰ d̪ɔt̪o]); 12 января 1863[1][2][3], Дом Свами Вивекананды[d], Британская Индия[5] — 4 июля 1902[1][2][3], Белур[d], Британская Индия[4]) — выдающийся индийский йог, философ Веданты и йоги[6], общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны (Рамакришна Матх) и Миссии Рамакришны. Хозяин дома и приехавшие были давно знакомы, и непринужденность, установившаяся между ними, несколько нарушалась присутствием Гирина, Симы и стройного старика с густой, как у сикха, бородой, необыкновенно величественного в высоком белом тюрбане. Художник Рамамурти объявил, что это его гуру - профессор истории искусств Витаркананда. Имя Вивекананда - почти в точности совпадает с именем Витаркананда, совпадение внешности - только высокий белый тюрбан и старик Витаркананда не соответствует Вивекананде, прожившему всего 39 лет. Нарендрана́тх Да́тта - очень напоминает имя Анарендра

tanetwolf: Даярам стоял неподвижно, опустив глаза, затем вдруг упал на колени перед своим гуру. - Парамахамса! Витаркананда сделал отстраняющий жест. - Не зови меня лебедем неба - это неприятно мне. И не только потому, что я не заслуживаю такого высокого звания. Люди, остановившиеся на пути, чувствуют довольство достигнутым. Тогда неизбежно родится ощущение, что ты выше других, а оно ведет к жажде поклонения. Идущий же должен всегда видеть себя со стороны, взвешивать, понимать все ничтожество достигнутого, всю необъятность мира и прошедших времен. Из этого возникает не детская застенчивость, а неизбежная скромность. Кто такой Парамахамса? Шива Самхита утверждает: Йога и Майя 1.62. Отказавшись от всех ложных желаний и оставив все ложные привязанности мира, йогин видит в своем собственном духе Вселенский дух в его подлинной сущности. 1.63. Увидев свой дух-а это дает счастье, находимое в самом себе,- с помощью своего же духа, он забывает этот мир и наслаждается нерушимым блаженством Самадхи. 1.64. Мать этого мира - Майя (иллюзорность). Мир был создан не из каких-то других принципов, (а из Майи). Когда эта Майя исчезает-тогда и мир, несомненно, перестает существовать. 1.65. Тот, для кого этот мир есть лишь наслаждение, не знает основы Майи и не найдет никакого счастья в богатстве, теле и прочих удовольствиях. 1.66. Этот мир по отношению к человеку предстает в трех различных аспектах - дружественном, враждебном или безразличном. Такова основа мирских дел. Есть различие также и в сущностях - они добрые, злые или безразличные. 1.67. Один лишь дух, через различение, поистине является и сыном и отцом. Священные тексты описывают мир, чтобы вернуться (назад) из иллюзорности Майи. Йогин же разрушает (для себя) этот мир множественности явлений, понимая, что он - лишь результат неправильной веры. Определение Парамаханса. 1.68. Когда некто освобожден от бесчисленных различений и состояний существования, таких как каста, личность и тому подобное,- тогда он может сказать, что он - незримый разум и чистое единство.

tanetwolf: Хозяин дома и приехавшие были давно знакомы, и непринужденность, установившаяся между ними, несколько нарушалась присутствием Гирина, Симы и стройного старика с густой, как у сикха, бородой, необыкновенно величественного в высоком белом тюрбане. Художник Рамамурти объявил, что это его гуру - профессор истории искусств Витаркананда. Стройный человек с густой бородой - это Дхирендра Брахмачари, только он не старик Возможно, от него в СССР узнали про йогу и Индию, такие какие они есть на самом деле [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B8,_%D0%94%D1%85%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B8,_%D0%94%D1%85%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0[/url] В 1960-х годах, Свами Брахмачари приезжал в СССР в качестве эксперта, когда советские учёные хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов. Особое внимания при подготовке космонавтов уделялось практикам асан и дыхательным упражнениям. По словам организаторов эксперимента, практики Брахмачари не принесли большой практической пользы для космонавтов. Однако в йогическую группу к космонавтам удалось попасть и проф. философии МГУ В. В. Бродову (до того в том числе защитившему докторскую по индийской философии). Ощутив на собственном опыте благотворное влияние занятий йогой на подорванное во время сталинских лагерей и ВОВ здоровье, В. В. Бродов становится деятельным пропагандистом йоги в СССР, публикует ряд книг и статей, становится соавтором и главным консультантом получившего в те годы широкую известность фильма «Индийские йоги — кто они?»[2].


tanetwolf: От таких людей как Дхирендра Брахмачари и Индра Деви йога в 1960-x попала в СССР и почти одновременно с полетом Гагарина в космос и посещением СССР основателей йоги, в 1963 году вышел философский роман Лезвие Бритвы, открыто обратившийся к проблематике Йоги и Тантры и обсуждению Шамбалы https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B8 И́ндра Де́ви (англ. Indra Devi, настоящее имя — Евгения Васильевна Петерсон (латыш. Eiženija Pētersone); 12 мая 1899, Рига, Российская империя — 25 апреля 2002, Буэнос-Айрес, Аргентина) — одна из первых женщин-йогов, получивших мировую известность, популяризатор йоги в разных странах мира. В 1947 году, после смерти мужа, Индра Деви перебралась в Голливуд, где начала популяризировать йогу среди кинозвёзд. Среди её учеников — Рамон Новарро, Дженнифер Джонс, Грета Гарбо, Глория Свенсон. Лекции и книги Индры Деви пользовались большой популярностью и немало способствовали распространению йоги в США. Есть сведения о том, что в 1960 году по приглашению индийского посла она приезжала в СССР и встречалась с крупнейшими советскими государственными деятелями: Косыгиным, Громыко, Микояном. В западной прессе её называли «женщиной, которая познакомила с йогой Кремль»[3].

Илья Ялунин: Класс! Интересно, на первой фотографии -- она? Какого года эта фотография? Она потрясающе юно выглядит! А на второй? Там на первой по-немецки (дословно): Заглавная надпись: "Через (посредством) йогу(и) -- по-юному свеж(о)(а)! От Индры Деви Дальше, внизу, под фотографией: Вплоть до высокого (большого, пожилого, серьезного) возраста жизнерадостно! Хатха-йога Индры Деви показывает путь к этой цели -- она показывает, что древнее, продуманное(?) искусство обучения тела Дальнего Востока может нам дать (Перевод мой, поэтому с вопросиком:), и в глаголе в конце фразы не совсем уверен. Но общий смысл я правильно передал.)



полная версия страницы