Форум » Другие темы » Онтология советской песни » Ответить

Онтология советской песни

Евгений А.: Прошу админов перенести сюда посты о советской песне из соседних тем.[quote]Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре», и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное. Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. http://ru.wikipedia.org/wiki/Онтология[/quote] Для "затравки" хочу вспомнить песенные хиты начала 70-ых – последнее из музыки, что слушал не выбирая – как в последующий период увлечения звукозаписью, и в этих песнях остались слепки времени и, видимо, первые попытки саморефлексии, позднее ставшие основой «русского рока»… Особенно прожужжал уши припев первого шлягера В.Добрынина - «Прощай»: Ты помнишь, плыли в вышине, И вдруг погасли две звезды, - Но лишь теперь понятно мне – (интригующая пауза) Что это были… я и ты! - (эх! сразу разочарование...) При чем там были звезды - так и не понял, хотя их ложный пафос по-началу захватывал: Но главным хитом, почти круглосуточно звучащим по всем станциям и волнам, был уже совсем интригующий шедевр 1972 г. «Дрозды» (слова С. Острового, музыка В. Шаинского): Вы слыхали, как поют дрозды?! Нет, не те дрозды, не полевые, А дрозды, волшебники-дрозды, Певчие избранники России. Вот они расселись по лесам, Зазвучали до самозабвенья… Узнаю я их по голосам – Звонких повелителей мгновенья. Исполнялась вещь о «не-полевых избранниках России, рассевшихся по лесам» - непривычно-тоскливо, с почти катарсическим подчеркиванием «невысказанного» и сублимацией того, что видимо накопилось «на сердце»... А годами позже представил в ней намек на диссидентов – так же загнанных в «леса» эмиграции и чьи «голоса» по радио стали «узнаваемы», и уже по-другому слышалась кульминация песни: Шапки прочь! В лесу поют дрозды, Для души поют, а не для славы. Но самой многозначительной песней того периода мне казалась «Несет меня течение» (музыка Ю.Антонов, текст В.Дюнин) – именно в первом исполнении: http://music-60-70.narod.ru/ot-antonov/yuri_antonov_-_nesyot_menya_techenie.mp3 Ах жизнь моя течение, река моя сомнение - Куда поток уносит голубой? Не трудно в путь отправиться, Не трудно с лодкой справиться, Но трудно, трудно, трудно – Управлять самим собой… Воистину, для начала 70-ых в этой песне было что-то эзотерическое - я буквально не мог ей наслушаться, а опытный меломан уловит в ее аранжировке отголоски поздних Beatles, Uriah Heep, Chicago и других - бит, рок и джазовых супергрупп того времени ;) А потом пришли Высоцкий и искренний рок…

Ответов - 70, стр: 1 2 All

Евгений А.: Арис Лински пишет: Не смог открыть видео.Увы, значит не судьба в этой теме - возможно откроется в "современной музыке"

Евгений А.: Как известно, покойный Муслим Магомаев (умер 25 октября 2008 в возрасте 66-и лет) был не только замечательным певцом, киноактером и артистом в максимальном смысле этого слова, но и признанным композитором - автором музыки ко многим фильмам 70-80-ых и звучавших в них песням... Недавно, разбирая творчество Серафима Туликова - автора супермонументальных "Главной песни о Ленине", "Родина", "Ты - Россия моя" и т.д., вспомнил не менее величественную вещь - без которой уже невозможно представить ауру СССР с середины 70-ых, впервые прозвучавшую в итоговой муз. программе "Песне 74" в исполнении автора ее музыки... Автор текста Роберт Рождественский - "духовный идеолог N1" тех лет, ибо подобные строки о своем, априори - не идеальном обществе мог написать не придворный пиит, а лишь искренне веривший в их реальность, романтик: Я смогу держать в ладонях солнце, Я пройду сквозь годы-времена...Фантастическая и наивная, сверхпафосная и искренняя - поразительная песня: Всё имеет срок, а ты бессмертна, страна...

Социалист: А название темы не грех бы поправить... И после этого стереть (или я сам это сделаю) данное моё замечание.


Евгений А.: Социалист пишет: А название темы не грех бы поправить...Ну и каким бы ты его видел в идеале? И по поводу песни - какие эмоции и мысли она вызывает лично у тебя? Интересно, что бы сказал сам Рождественский, убедившись в невозможности любого бессмертия - в т.ч. и страны?

Социалист: Я бы просто исправил орфографическую ошибку. А песню послушаю позже, под настроение, сейчас оно невосприимчивое.

Alex Dragon: Мне так думается, автор темы имел в виду именно онтологию.

Социалист: А, тады,пардон... Внимательнее надо быть... Я что-то совсем рассеялся...

Gremy: Песня потряснейшая. Написана она, кажется, к конце 60-х-начале 70-х. Как сейчас помню - услышал-увидел по ТВ (мне было тогда 6-7-8 лет (нынче мне без 19 дней 47)), причем Муслим Магомедович сам исполнял партию ф-но... очарованию не было границ. Только, Женя, у приведенного Вами варианта, ну, крайне неудачная инструментовка-оркестровка (а вот - самый оригинал; жаль, что только в звуке, без изображения - http://magomaev-mm.narod.ru/)... К глубокому прискорбию и авторам, и исполнителю пришлось быть свидетелями кончины "бессмертной страны"... причем это была действительно смерть - бесславная, через унижение, поругание и "опущение"... Кстати, я дал как-то послушать песню-то англичанину (тому самому, который говорил, что "рад бы верить в твое ефремовское будущее, да не получается - люди слишком жадны, жестоки и циничны"), так он приговаривал: "Fantastic!" (имеючи в виду не только музыку, но и текст - он разумеет по-русску). В общем, несмотря на некоторый пересыток пафоса, песня действительно Fantastic. [А вот Туликов тут действительно иной раз грешил конъюнктурщиной; в его такого рода поделках нередко "только пафосная хрень и кроме оной ничего" - про него как-то Богословский заметил, что "этот умеет класть на музыку цековско-правительственные заявления и меморандумы"... Однако, о Серафим Сергеиче я хотел бы закончить за здравие; во-первых, нахожу достаточно удачным "Мы за мир", ну а его лирика частенько оказывалась, как говорят (говорят?) в Одессе, "очень даже весьма" (больше всего мне нравится, пожалуй, "Пришла любовь" - http://kkre-22.narod.ru/voronec.htm)].

Alex Dragon: Вещь. Но в ролике голос проваливается. Звукорежиссёры выкрутили всё ровненько-умеренно, по ГОСТу. А тут динамики голосом рвать должно, форсаж какой-то быть, иначе пафос теряется. Или это у Магомаема он такой и был?

Евгений А.: "А я иду, шагаю по Москве"... Перехватывающий дыхание отзвук апогея Оттепели - времени культа Космоса и фантастики, фестиваля молодежи и конкурса им.Чайковского, джаза и выставки в Сокольниках, домов-хрущеб и самого Никиты - обещавшего догнать, перегнать и построить... Имхо, за такой текст даже в начале 50-ых могли лишить самого права сочинять песни - столь аполитично и "антиобщественно" были показаны настроения и планы героя... Но вернемся к припеву: глаголы "иду, шагаю" - почти синонимы, почему было не сказать - "гуляю", ведь по сути речь идет о прогулке? Но тогда ушла бы торжественность "шага" - не раз воспетого Маяковским и Ко., а здесь на это как раз и делается акцент: шагаю - и могу проШАГАТЬ даже... Тихий океан, а с ним - и оставшийся мир! Или: иду - как вольный молодой человек, а перехожу на шаг - как всегда готовый, к уже строевому, солдат, но и это не все: постоянно шагать в 60-ых уже не нужно - хотя выходит само-собой, а свободно идти еще не привычно, - возможно отсюда и такая походка "иноходца"? А что слышится вам в этом "иду, шагаю"?

Alex Dragon: Именно то, что поётся: «А я иду, шагаю по Москве».

Евгений А.: Еще один хит 70-ых из группы (условной) не-политизированной лирики с довольно сложным в поэтическом и (особенно) артикуляционном планах текстом… Например, в припеве многие слышали фразу «Ты теперь не молишься…» и я, еще не зная автора текста, долго недоумевал – как могли залитовать такой текст и почему в нем столь много архаизмов и неправильных ударений? Так песня звучала в 70-ые, а это ее недавний римейк от "Самоцветов»: И буквально на днях наткнулся на оригинальный текст уже упоминавшегося здесь Семена Кирсанова - последнего футуриста и любимого ученика Маяковского: А вот и полный текст «Горлицы», где оказалось - не «молишься», а: С кем теперь неволишься? Где, моя печаль, распустила волосы по белы’м плечам?..И любопытная статья о поэзии С.Кирсанова.

Евгений А.: Под эту песню (вместе с "Маршем Энтузиастов" и т.п.) мы строили в 70-ые наш ВПК: звучала из всех репродукторов каждый праздник, субботник и т.п. (вырезал из фильма и наложил чуть лучшую по качеству фонограмму;)

Евгений А.: В продолжение темы - залил на YouTube такой яркий слепок эпохи:

Ex-Zyx: Оказывается, летом этого года прошел юбилейный Двадцать Пятый Фестиваль Бамовской Песни. Я наткнулся на небольшой отчет и предысторию начинания: http://бамовская-песня.рф/about.html Наткнулся случайно. Искал в Сети бамовскую песню "Тыя да Тында - ты да я", и - НЕ НАШЕЛ. А на запрос "бамовские песни" везде вылазит только ссылка на известный самоцветовский вальс... Их, бамовских песен, что, вообще в Сети нет? Даже текстов? Очень странно... Тем более, что их должно было быть немало - что же тогда пели на всех этих Фестивалях?

Ex-Zyx: Вслед 80-летию Чайки (с сайта Роскосмоса): Образ Валентины Терешковой нашел отражение в популярной культуре: в её честь пишут песни («Walentina twist» в исполнении Эдиты Пьехи, «Валентина» в исполнении Софии Ротару, «Девушку Чайкой зовут» в исполнении Муслима Магомаева, «Valentina» в исполнении Public Broadcasting Service и др.). Она становится героиней художественного кино (в «Мечте Валентины» роль Терешковой исполнила известная британская актриса, лауреат премии BAFTA Ребекка Фронт) и даже видеоигр («Kerbal Space Program»). ...А еще сегодня исполняется 57 лет утвержденному первому составу Отряда Космонавтов - 12 человек...

Ex-Zyx: Снова "Прекрасное Далеко"... Теперь - на японском! https://sputnik-georgia.ru/videoclub/20190530/245417502/Izvestnuyu-pesnyu-Prekrasnoe-daleko-perepeli-na-yaponskom--eto-nuzhno-uslyshat-Video.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Ex-Zyx: Её запрещали, плача... https://zen.yandex.ru/media/id/5cab82da84805b00aef6cbb6/repressirovannaia-pesnia-praskovia-5d0316b080030d0d86acad26 В фильме "Зеркало для героя" эта песня именно так и обыграна в эпизоде.

Ex-Zyx: Известная песня на сильные стихи Рабиндраната Тагора: https://zen.yandex.ru/media/etymology/skrytyi-smysl-izvestnyh-pesen-5d6ff63f35ca3100acbf4a85

Анатолий Эн: Ex-Zyx пишет:Известная песня на сильные стихи Рабиндраната Тагора:Спасибо, там в коментах есть наводка на более грамотную статью: https://vk.com/wall-158038975_3319

SEN7759: https://www.youtube.com/watch?v=D1ST4jdWl8Y https://www.youtube.com/watch?v=60FtfM46uZQ&list=PLvnVKQ1bhtbVMYN9LHrk1pwEXd1D9QWWH

Ex-Zyx: «Миелофон у меня ✮» (с сайта вышеприведенных исполнителей): Украинская музыкальная группа (г.Киев). Играет преимущественно в жанрах: поп-рок, электроник-рок, стадионный поп-рок, поп. Социальная направленность текстов и музыки выбрана неслучайно, поскольку, как считают участники группы, именно через музыку, литературу, телевидение, кино и другие сферы культуры, сформированы те типы взаимоотношений, которые доминируют в сегодняшнем обществе. Современные отношения, зачастую, основываются на принципах жажды наживы, обмана, предательства, культа потребления, развлечений, вседозволенности, безответственности и т.п. Участники коллектива, считают, что такое положение вещей следует менять, действуя аналогичными методами и средствами, но с вложением других смыслов, образов, ориентиров. И хотя своим основным призванием и предназначением участники группы считают создание композиций, поднимающих вопросы социальной направленности, в репертуаре «Миелофон у меня» озвучиваются и другие темы. Много песен о любви, дружбе, верности, простых и непростых человеческих отношениях, понятных и непонятных каждому вещах, событиях, ситуациях.

batur: Добрый день, друзья! Давно хотел побродить по песенному пространству советской цивилизации, нащупать основные измерения, координатный оси. Понимаю, что это дело вкуса, предпочтений и т.д., что тема неподъемная и прочее. Но так получилось, что к 9 мая в течение карантинного месяца я напел 4 десятка песен на ютубе. Абсолютно без претензий. В основном вокруг Войны, но не только. От романсов XIX века до "Марш энтузиастов". Наверняка что-то важное упустил. ССылку дам чуть позже.

Ex-Zyx: По тематике советской песни. Реальная повседневная работа местных Советов, похоже, в советской песне так и не была отражена. Почему? В конце 30-х годов были выборы в Советы по новой Сталинской Конституции - всеобщие, тайные, равные и даже достаточно состязательные (впервые в истории России!). Выдвигалось много авторитетных людей с низов - ударники, ученые, профессионалы-мастера, вернувшиеся герои Испании и Халхин-Гола. Советы принимали местные планы развития на третью пятилетку, было много искреннего низового пафоса - а в песнях это как-то не срезонировало... И в перестройку повторилась та же история - в местных газетах пафос был! А песен за перестройку не было. Хотя фильмы и повести были. Причем ерничества (даже на грани УК!) и тогда, и тогда в частушках и куплетах - хватало. Следствие технократического подхода к управлению? И только ли к управлению?

SEN7759: Тогда ещё помнили Ленинский принцип социалистической/пролетарской демократии (придуманный им для защиты от бюрократии, контрреволюции и для участия трудящихся в управлении государством; депутат в Советы выдвигается от трудового коллектива, который его может в любой момент отозвать). А Сталин заменил его, прекрасно зная, что на этом настаивал Ленин перед и во время 8 съезда РКП(б) в 1919 году (Ленин всех убедил тогда). Сейчас уже вот такие песни стали актуальны... https://www.youtube.com/watch?v=mo1vLDxG6zU&t=5s

Ex-Zyx: Космические песни. Не все, конечно - их было немало... https://zen.yandex.ru/media/sftoday/pesni-sovetskogo-kosmosa-5e8c883cc27376060aab47ee Как-то раз я прослушал песню "Оглянись" Владимира и Марины Девятовых - просто напрашивается снять по ней клип про наших нынешних космонавтов!

Ex-Zyx: Советская песня за рубежом: https://zen.yandex.ru/media/id/5dbc544f2f1e4400aff32830/sovetskie-pesni-v-ispolnenii-zarubejnyh-artistov-5ea9bdfe4070ca37c46dde0e ...СССР были не просто страной, которая могла диктовать свою волю всему миру, но и страной, которая несла свою культуру по всей планете. Великую культуру, которая сегодня по какой-то досадной причине забыта.

SEN7759: Марш энтузиастов начинает петь молодежь. https://www.youtube.com/watch?v=1Lf98ut2dNM

Ex-Zyx: А в Ютубе вылазит ссылка на его немецкое исполнение в ГДР: https://www.youtube.com/watch?v=-KMgpxOEjxo Интересно, на английский и французский его переводили?

Ex-Zyx: Никогда не слышал эту песню Пахмутовой. А ведь написана она, скорее всего в конце 60-х! https://minusok.com/text/23348/Домисолька/Мы-–-гагаринцы/ https://yandex.ru/video/preview/?text=мы%20гагаринцы%20мы%20победим%20текст%20песни&path=yandex_search&parent-reqid=1648982340444520-11780703441358862013-sas6-5249-73e-sas-l7-balancer-8080-BAL-5603&from_type=vast&filmId=5382364161178631052



полная версия страницы