Форум » Другие темы » Онтология советской песни » Ответить

Онтология советской песни

Евгений А.: Прошу админов перенести сюда посты о советской песне из соседних тем.[quote]Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре», и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное. Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. http://ru.wikipedia.org/wiki/Онтология[/quote] Для "затравки" хочу вспомнить песенные хиты начала 70-ых – последнее из музыки, что слушал не выбирая – как в последующий период увлечения звукозаписью, и в этих песнях остались слепки времени и, видимо, первые попытки саморефлексии, позднее ставшие основой «русского рока»… Особенно прожужжал уши припев первого шлягера В.Добрынина - «Прощай»: Ты помнишь, плыли в вышине, И вдруг погасли две звезды, - Но лишь теперь понятно мне – (интригующая пауза) Что это были… я и ты! - (эх! сразу разочарование...) При чем там были звезды - так и не понял, хотя их ложный пафос по-началу захватывал: Но главным хитом, почти круглосуточно звучащим по всем станциям и волнам, был уже совсем интригующий шедевр 1972 г. «Дрозды» (слова С. Острового, музыка В. Шаинского): Вы слыхали, как поют дрозды?! Нет, не те дрозды, не полевые, А дрозды, волшебники-дрозды, Певчие избранники России. Вот они расселись по лесам, Зазвучали до самозабвенья… Узнаю я их по голосам – Звонких повелителей мгновенья. Исполнялась вещь о «не-полевых избранниках России, рассевшихся по лесам» - непривычно-тоскливо, с почти катарсическим подчеркиванием «невысказанного» и сублимацией того, что видимо накопилось «на сердце»... А годами позже представил в ней намек на диссидентов – так же загнанных в «леса» эмиграции и чьи «голоса» по радио стали «узнаваемы», и уже по-другому слышалась кульминация песни: Шапки прочь! В лесу поют дрозды, Для души поют, а не для славы. Но самой многозначительной песней того периода мне казалась «Несет меня течение» (музыка Ю.Антонов, текст В.Дюнин) – именно в первом исполнении: http://music-60-70.narod.ru/ot-antonov/yuri_antonov_-_nesyot_menya_techenie.mp3 Ах жизнь моя течение, река моя сомнение - Куда поток уносит голубой? Не трудно в путь отправиться, Не трудно с лодкой справиться, Но трудно, трудно, трудно – Управлять самим собой… Воистину, для начала 70-ых в этой песне было что-то эзотерическое - я буквально не мог ей наслушаться, а опытный меломан уловит в ее аранжировке отголоски поздних Beatles, Uriah Heep, Chicago и других - бит, рок и джазовых супергрупп того времени ;) А потом пришли Высоцкий и искренний рок…

Ответов - 70, стр: 1 2 All

Арис Лински: Почитал. Интересно, конечно. Как мне скачать песню Багульник В.Шаинского? Я пока не умею скачивать.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Как мне скачать песню Багульник В.Шаинского?Потянуло на "БАМ-овскую" романтику?) Это из репертуара ранних Самоцветов/Пламени: http://video.mail.ru/mail/kiryushenko_nade/1460/2521.html Может кто выскажется о данном и подобных шедеврах 70-ых?

Арис Лински: БАМовская романтика? Я и не знал, что "Багульник" имеет какое-то отношение к БАМу. Послушал песню, растрогался. Спасибо. Но я не знаю, как скачать музыку (без видеоряда). Можно ли?


Трак Тор: Ув. знатоки, а песни Александра Борисыча Градского - советские? (ну, с "Как молоды мы были..." - бессмертным творением Пахмутовой и Добронравова все ясно, я имею ввиду чиста его песни). Да, а про что тема? это Онтология или все же Антология? савсем разное ведь...

Alex Dragon: Перенос из темы «В.Аксенов — ушел один из последних советских классиков». Есть национальная культура и есть всякие боковые для национальной культуры ветви, к которым можно отнести и национальные культуры других народов. Моё раздражение вызывает не сам джаз и проч., а нарушение ГАРМОНИИ души. Молодёжь балдеет от всякого рода роков, а своей культуры, своей эстрады (советской!) не знает и не ощущает её прелести. Вот в чём проблема. Потому-то я и не люблю роки - не сами по себе, а как (нечаянные?) инородные разрушители души молодых поколений моего народа. Товарищ Лифшиц с его анализом социальных, классовых, психологических и прочих корней модернизма, кубизма и прочих «измов» в ситуацию с роком, подозреваю, втыкнул бы куда лучше. По крайней мере он не мелочился с поиском «крови и почвы», а рассматривал искусство как явление интернациональное и видел в том же кубизме вполне определённую реакцию на вполне определённые условия жизни. Если говорить о советской эстраде, то, скажем, для моего поколения «эпохи Аллы Пугачёвой», точнее тех, кто «балдеет от рока» — она насквозь фальшивое, попсовое, оппортунистическое, мещанское явление, которое никак не отражало реальной ситуации в обществе вообще и индивидуальной психологии в частности, и не удовлетворяло духовные потребности человека. Да вон Евгения спросите, у более старших поколений это ещё более ярко выражено и задело сильнее, чем меня, заствшего всё это на излёте. Фильтровать только не надо забывать, а то за потоком проклятий «тоталитаризму» не будет видно воды реальных проблем и причин. Почитайте воспоминания народа, вертевшегося вокруг рок-клуба в начале 80-х. Причём, я так подозреваю, совэстрада в своих тенденциях двигалась совершенно в ногу с попсой забугорной. Любопытно, что скажем, японские махровейше-попсовейшие исполнители с удовольствием передирали сентиментальные советские песенки. Как минимум, популярность рока свидетельствует о том, что что-то не так было в «королевстве датском», фигня-с какая-то творилась в социуме. Это была реакция на.

A.K.: Уж очень в тему: «Мне вспоминается, что сказал о Пугачевой человек моей страты, замечательный педагог Саша Зуев. Саша в «годы застоя» создал несколько детских и подростковых клубов в разных городах Поволжья – и везде его травила местная номенклатура (в основном комсомольская). Претензии со стороны номенклатуры к Саше и его клубам были, кстати, очень интересные – он «допускал идейные отклонения»: пропагандировал «авантюризм» Че Гевары (а позже сандинистов; кто-то из не в меру грамотных комсомольских ублюдков даже поставил Саше в вину то, что СФНО входил в Социнтерн!), рассказывал о контркультуре, рок-музыке на «растленном» Западе, «охаивал» отечественную эстраду (разные ВИА) и даже «пропагандировал религию» (имелось в виду: знакомил своих ребят с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда»). Когда Сашу выживали из одного города – он переезжал в другой (а клубы оставались – и некоторое время успешно сопротивлялись номенклатурной серости). При Андропове Сашу хотели «закрыть совсем» – но почему-то так и не закрыли. При Ельцине, в «новой, демократической России», Сашу убили уголовники – его подростковый клуб мешал им вовлекать молодежь в криминальный бизнес. И этот Саша Зуев сказал мне однажды, что после того, как Пугачева надругалась над Мандельштамом, он больше не воспринимает ее как человека – а только как какого-нибудь червя, глиста, аскариду. Помню, я был поражен яркостью и точностью формулировки. Худшее, что можно сделать с поэтом, – это убить его стихи. И Пугачева сделала это с Мандельштамом. Г-н Косухкин что-то писал о покойниках, которые не могут сами защищать себя? Адресуйте этот упрек своей любимой Пугачевой! Это она изувечила, изуродовала, кастрировала великого поэта: из строфы «У меня еще есть адреса, / По которым найду мертвецов голоса» убрала слово «мертвецов»; заменила везде говорящее «Петербург» на нейтральное «Ленинград»; с чудовищной развязностью и характерной для эстрадных звезд-недоумков манией величия переделала «ты вернулся сюда» в «я вернулась сюда»; разбила две неразрывные финальные строфы «Я на лестнице черной живу, и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок» и «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных» упраздняющей их смысл строкой «Я вернулась в свой город, знакомый до слез»; наложила, наконец, все это на чудовищный кафешантанный мотивчик, – и одно из самых пронзительных стихотворений в нашей поэзии превратилось в идиотскую эстрадную песенку!» Александр Тарасов. Письмо либералу-шестидесятнику из Архангельска

Трак Тор: Тарасов уж больно суров к АБП. Она, несмотря на внешнюю вульгарность, неплохой (средний) композитор и поэт и хорошая певица. За Мандельштама её не пинает только ленивый, но онa, имхо, измордовала его в обычных пределах. Вот за других не обижаются, а за Мандельштама - да. Не советским бы людям за этого расстрелянного соввластью диссидента, даже врага народа, заступаться.

A.K.: Трак Тор пишет: онa, имхо, измордовала его в обычных пределах. Ну да, "в обычных пределах" можно. Но и за сравнение с аскаридой пусть тогда не обижается. А христианам за Джордано Бруно заступаться можно?

Трак Тор: Христианам за ближнево (и дальнего) заступаться можно. А я в адвокаты Пугачевой не нанимался - пусть хоть обижается, хоть нет. Про пределы я имел ввиду чиста технологию: если стихи не пишутся для песни под заказ - их, имхо, часто правят. А уж окончания - женские мужские («ты вернулся сюда» в «я вернулась сюда») - всегда, под певицу или певца. ЗЫ. Я, вообще-то, про Градского спрашивал. Александр Борисович Градский (автор терминов "совок" и "журналюга") - мой любимый советский эстрадный музыкант, композитор и даже поэт, - слабенький, правда. Певец вообще уникальный, всякие доминги не берут 3 октавы, как он. Правда, за слово "экстрадный" он бы в меня не то, что совком - совковой лопатой бы швырнул. Так могу я свово любимого певца советским называть?

Евгений А.: О Пугачевой мы говорили в марте с моей френдой по Я.ру, московским педагогом и психологом Кошей-Микошей (кстати, этот ник ей придумала покойная поэтесса Ольга Ванецева) в теме "Алла уходит!" К написанному там еще вспомнил, что АБП сначала пела в "Солдатке" С.Острового - "вот такая сила в наших бабах есть", потом - "в человеке есть", а теперь вновь выложила текст с "бабами"

Alex Dragon: Вопрос-то не технический. Тарасов настаивает на том, что правки изменили сам смысл, а не только форму.

Трак Тор: Во-первых, не Тарасов, а Саша Зуев. Ключевые слова там "мертвецы", "петроград-ленинград". Нелепо подозревать звезду и бизнес-леди АБП в излишней советскости. Как и Тарсова-Зуева в "либерастичности". Глупость какая-то, а не тема. Недоразумение. Смысл менялся без задней советской/несоветской мысли. А чё, Градского больше никто не любит, что такое равнодушие к вопросу по сабжу? Здесь онтология или антология?

Евгений А.: Трак Тор пишет: Да, а про что тема? это Онтология или все же Антология? савсем разное ведь...Читаем на Грамоте:Антология и онтология – омофоны, то есть слова, имеющие разные значения и написания, но звучащие одинаково. Антология (восходит к греч. Anthologia – буквально «собрание цветов, букет цветов») сборник избранных (обычно поэтических) произведений разных авторов, представляющий литературу определенного периода, направления: антология античной литературы, антология Серебряного века. Онтология (нем. Ontologie < греч. on (intos) сущее + logos учение) - раздел философии, учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях... И в Википедии: Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. Соответственно для изучения феномена советской песни больше подходит метотд онтологии, а еще лучше - онтологической антологии (хотя это звучит уже как тавтология)

A.K.: Трак Тор пишет: А чё, Градского больше никто не любит, что такое равнодушие к вопросу по сабжу? Здесь онтология или антология? Мне Градский нравится. Мало того, я был знаком с одним певцом-любителем (по основной профессии - юристом), знакомым Градского, певшим в его рок-опере "Стадион" памяти Виктора Хары. Знакомого зовут Тарас Калиниченко. Так могу я свово любимого певца советским называть?По-моему, да. Я придерживаюсь терминологии, по которой советские - все, жившие и творившие в Советском Союзе. Термин не идеологический (в отличие от "коммунистический", например), а историко-географический.

Трак Тор: А я недавно видел живьем Первого Исполнителя арии Иисуса Христа в Союзе в козловской рок-опере (как в фильме с Филатовым - Первый Исполнитель рок-н-ролла в нашем городе:) - перса Мехрдада Бади :) (писал уже). Козлов вроде не очень советским кажется (или совсем не советским - похлеще Аксенова), он сделал замечательную оговорку на этом концерте: столько лет боролся с совком (и на телевидение прорывался лишь в борьбе с запретами), победил. Удивительно, но стало хуже, а бороться не с кем. Просто не зовут на телевидение и вообще почти никуда не зовут. Власть бабла хуже совцензуры. Градский тоже всю жизнь с совком борется, но я ощущаю его как глубоко советского человека. Борющегося с совком в себе (кто не знает, из совка и других пластмассовых формочек он с чуваками пил бормотуху на детской площадке вечером) Я, как и АБГ, пивал в то же время (он старше меня на 3 дня) ту бормотуху - Солнцедар - вечерами, устав от гранита науки, правда, из совка не приходилось. Мы, советские люди, и такими бываем.

Цитатник Мао: Трак Тор пишет: Градский тоже всю жизнь с совком борется, но я ощущаю его как глубоко советского человека. Борющегося с совком в себе (кто не знает, из совка и других пластмассовых формочек он с чуваками пил бормотуху на детской площадке вечером) Уж как бился с совком лауреат премии ЦК ВЛКСМ Градский я не знаю, но по отзывам он предпочитал армянский коньяк, а не бормотуху.

Арис Лински: Драгон Товарищ Лифшиц ... рассматривал искусство как явление интернациональное и видел в том же кубизме вполне определённую реакцию на вполне определённые условия жизни. Не знаю, кто такой товарищ Лифшиц. Он для меня, во-первых, не авторитет, а во-вторых, он просто гонит пургу, мелет чушь, несет ахинею. Искусство ПРЕЖДЕ ВСЕГО национально. Его интернациональные грани - предмет интересной дискуссии, не более. Если говорить о советской эстраде, то она насквозь фальшивое, попсовое, оппортунистическое, мещанское явление, которое никак не отражало реальной ситуации в обществе вообще и индивидуальной психологии в частности, и не удовлетворяло духовные потребности человека. Мои - удовлетворяло. И даже сейчас удовлетворяет. Слушая по ночам на наушники сов.песни, БАЛДЕЮ. Особенно обожаю гражданскую лирику, патриотику. Причём, я так подозреваю, совэстрада в своих тенденциях двигалась совершенно в ногу с попсой забугорной. Отнюдь. Сов.эстрада - явление уникальное в мировой культуре. Как минимум, популярность рока свидетельствует о том, что что-то не так было в «королевстве датском», фигня-с какая-то творилась в социуме. Это была реакция на. Отнюдь. Просто всякие роки - примитивная музыка, более доступная для молодёжи благодаря своей энергетике. Трак Тор Так могу я свово любимого певца советским называть? Да, ради бога. Конечно, советским. Он же БЫЛ гражданином СССР по паспорту?

Евгений А.: Арис Лински пишет: Отнюдь. Просто всякие роки - примитивная музыка, более доступная для молодёжи благодаря своей энергетике.Может вам стоит для начала почитать форум "Аквариумистика"? Продолжаем онтологическую антологию советской песни... Как уже писал выше, в начале 70-ых советская песня оказалась в глубоком тематическом кризисе: перечень еще не запрещенных текстовых тем неотвратимо сужался, а однообразные песни о ландышах, дроздах и прочей флоре и фауне быстро надоедали слушателям и самим исполнителям... Тем паче, в спину официальной эстраде дышали набирающие силу ВИА (в т.ч. уже нашедшие свой уникальный стиль "Песняры") и готовые на любую безвкусицу "аскариды мещанства" вроде Аллы Борисовны ;) Одной из самых ярких песен этого "зоологического" периода совэстрады стал "Журавлёнок" Э.Колмановского и И. Шаферана, а ее лучшими исполнителями - народные кумиры Майя Кристалинская и Владимир Трошин. Но песня эта тоже не проста - как и "Дрозды", и вожак с журавленком в ней вновь поднимают бессмертный спор "отцов и детей": Он рвется в облака торопит вожака, Но говорит ему вожак сурово: Хоть та земля теплей, а Родина милей, Милей - запомни журавленок это слово! Люблю Трошина, это не лизоблюд Кобзон

Арис Лински: Почитаю форум. Однако, Евгений, как мне скачать "Багульник"?

Alex Dragon: Лифшиц — советский философ-марксист. Писал много на темы искусства и живописи, во все тяжкие костерил модернистов, абстракционистов и прочих «истов». Мне тут как-то размахивая его томиком, пытались доказать, что-де «Битлз» оказывает тлетворное влияние. Я автора начал читать, ничего про «Битлз» не обнаружил, зато нашёл, что дядька был умный — даже черезчур, ибо в отличие от генсеков и прочей шушеры в марксизме разбирался. Про интернационализм искусства он в лоб вроде ничего не писал, но это вполне очевидно — когда картины легко перелетают океаны самолётами, а радиволны сами залетают в дом, говорить о национальном, тем более в жанре попсы — пардон, «эстрады» — не приходится. Оная не стесняясь по обе стороны железного занавеса в охотку тырила мелодии, иногда и тексты. Кстати, многочисленные ВИА весь период своего существования питались огрызками с английского и американского стола — любители находили и находят ошмётки тех же «Битлов» в виде идей, а то и откровенно целиком содранной музыки. Евгений А. пишет: Может вам стоит для начала почитать форум "Аквариумистика"? Наврядли это поможет.

Евгений А.: "Тогда еще запрещалось молодежи танцевать буржуазные танцы, а разрешались только народные, красивые, изячные, патриотические экосезы, менуэты, па-де-патенеры, вальсы-гавоты. В чью вонючую голову пришла идея этих танцев, сказать трудно..." Василий Аксенов - "Ожог" "Будет самым молодым Этот вальс навеки!" Серафим Туликов/Михаил Пляцковский Алексей Козлов и "Бамовский вальс" (пародия) Козел взял свой саксофон - Старый блюз играет, Как берет (доминантсепт) аккорды он - Сердце замирает... Пусть летят синкопы в мир Сквозь инферно цепи - Будет самым молодым Этот блюз навеки!

Арис Лински: Женя и Алекс. Давайте заканчивать эти сравнения. "Не поможет". Кому - романтика таёжных костров и пафос грандиозных строек, кому - блюзы, козловы, виа, косящие под Запад, бродские, аксёновы, пародии на романтические порывы советской молодёжи и проч. Кому - строгие молодые люди ("Самоцветы") (спасибо за клип), кому по пояс голая 40-50-летняя шпана, делающая на сцене двжения самца... Лично я, к счастью, учился в музыкалке, и там мне, слава богу, привили нормальный музыкальный вкус. Так шо звыняйтэ.

Alex Dragon: Да ради бога. Просто ваши попытки найти самое вот оно главное, самое «то» отражают только одну из граней реальности. Вдохновения для будущего в ушедшем явлении по большей части, за отдельными исключениями, ни нынешние, ни будущие поколения не найдут.

Арис Лински: Просто ваши попытки отражают только одну из граней реальности. Вдохновения для будущего в ушедшем явлении по большей части, за отдельными исключениями, ни нынешние, ни будущие поколения не найдут. Реальность такова, что мы по-разному ЧУВСТВУЕМ эпоху. В этом - драма нашего народа, поколения которого слушают "разные песни". Кроме того, советяне отличаются от несоветян тем, что никогда ничего не утверждают наверняка. И кроме того, "отдельные исключения" могут составить в багаже Советии все 90% груза.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Кому - романтика таёжных костров и пафос грандиозных строекДа какие там "романтические порывы", когда Бамовская тайга буквально пропитана кровью миллионов соотечественников и через каждый километр свои Освенцимы и Бухенвальды... И там, где уже более полувека нет ни памятников, ни имен – эти беспечные, выдуманные сусловскими чиновниками, комсомольцы-манкурты хороводят "вальсы в сапогах" буквально на костях непогребенных... Танцплощадка по утру - Станет стройплощадкой... А может все-таки лагерным плацем?

Арис Лински: Да какие там "романтические порывы", когда Бамовская тайга буквально пропитана кровью миллионов соотечественников и через каждый километр свои Освенцимы и Бухенвальды... Хорошо, тогда будем не "Сибирью прирастать", откажемся от "строек века". Будем балдеть от блюзов, козловых, аксёновых, запада ит проч.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Хорошо, тогда будем не "Сибирью прирастать", откажемся от "строек века"НЕТ! Наша ГЛАВНАЯ задача - недопущение нового ГУЛАГа (или Торманса), а "стройки века" подождут. И помогает в этом джаз и рок, а не гламурные ВИА и лизоблюдные Кобзоны...

Арис Лински: Да-а-а, если не любишь человека, то ничем он тебя не проймёт. Ходил Кобзон дважды на громадный риск, выручал людей от смерти. А для Евгения он всё равно бяка. Прискорбно. Наша ГЛАВНАЯ задача - недопущение нового ГУЛАГа. И помогает в этом джаз и рок, Неужели? А я, отсталый такой, думал, что помогает в этом серьёзное, вдумчивое изучение истории, воспитание души, в том числе и с помощью классической музыки и песенной патриотики.

Сат-Ок: Евгений А. пишет: Да какие там "романтические порывы", когда Бамовская тайга буквально пропитана кровью миллионов соотечественников и через каждый километр свои Освенцимы и Бухенвальды... Не миллионов, а миллиардов! И не через километр, а через сантиметр!

Арис Лински: Не миллионов, а миллиардов! И не через километр, а через сантиметр! Удивительно, но я хотел написать буквально то же самое в ответ на "миллионы" Евгения.

Евгений А.: Жаль, Реквием такой силы еще не написан про другие лагеря, но здесь лишь вопрос времени - БУДЕТ! Точно так, как родилась и боролась с негодяями всех мастей и эта легендарная песня...

Alex Dragon: Думаю, что миллиарды на сантиметр — маловата плотность. Триллионы на миллиметр ближе к Правде.

Евгений А.: И с тех пор я стал видеть, что мы все как в цепях, И души мертвых солдат на еловых ветвях Молча смотрят, как все мы кружим вальс при свечах, Каждый с пеплом в руке и с мертвецом на плечах... http://lyricsreal.com/ru/akvarium/bolota-nevy.htmlРано ты забыл эти строки Там ведь не только о питерцах, а о каждом из нас - у кого на плечах и неотпетый солдат, и еще десяток - убитых уже "своими", но еще больше - так и не рожденных Гениев и просто хороших людей...

Alex Dragon: Жень, у тебя очередное обострение? Меня уж тут малость поддастали зовущие каятся непонятно в чём. Давай эти твои миллионы трупов твоими и останутся? Не подписывай под своё шизо других. Я сплю спокойно.

Евгений А.: И что вы так заводитесь на слово "миллионы"? Так и я завожусь, когда вижу вырожденцев "предового класса" в своем засранном дворе и заблеванном подъезде и не могу не вспоминать о тех, кто мог населять и "засаживать садами" наши города и умершие деревни, куда скоро и неотвратимо придут "желтолицые братья"... И как же ты сам понимаешь кульминацию этой песни? Будет день всепрощенья - бог с ним, я не дождусь, Я нашел, как уйти - и я уйду. И вернусь, Я вернусь с этим словом, как с ключом синевы - Отпустить их домой, Всех их, кто спит на болотах Невы... (и далее список)"Отпустить их домой", а не далее отмахиваться и забывать, ибо они тянут назад всех нас!

Арис Лински: Евгений Жаль, Реквием такой силы еще не написан про другие лагеря, но здесь лишь вопрос времени - БУДЕТ! Точно так, как родилась и боролась с негодяями всех мастей и эта легендарная песня... Песня (в исполнении Муслима) действительено потрясающая. Но зачем заниматься подтасовкой? Какое отношение имеет Бунхенвальдский концлагерь к комсомольской стройке БАМ?? Предлагаю строже следить за своим мыслительным инструментарием (как сказал бы Кара-Мурза). Поскорее освобождайтесь от гипноза больших чисел. Строить нашу Страну было очень сложно. Жертв было действительно много. Но зачем их ЕЩЁ на порядок увеличивать?

Alex Dragon: Евгений А. пишет: Всех их, кто спит на болотах Невы... Ты текст целиком прочитай. В болотах Невы со времён Петра I лежит люд, на чьих костях был построена столица новой империи, являвшаяся её же символом. Как любая столица, полный высокого величия и низменного фальшивого блеска. Борис Борисыч, как закоренелый петербуржец, очень любит свой город — который был основан задолго до Иосифа Виссариновича, но в то же время ему ясна его инфернальная подноготная. Вспомни хотя бы петербуржский антураж в «Преступлении и наказании». Если уж искать в этой песне какие-то исторические ассоциации, то надо обращаться скорее к Даниилу Андрееву, нежели к солженицинской рати страстотерпцев. Это раз. А два — ты мозгом немного пошевели, сколько там народу в войну полегло. Сколько там неотпетых солдат кругом. Да и вообще, сколько народу прошло и ушло навсегда мимо невских берегов за эти века. Во всяком случае, я не вижу здесь никакого специального призыва покаятся за грехи «вождя всех народов» и его присных. С чего тебе мерещется в любом произведении значимых для тебя авторов намёки на репрессии — мне непонятно. Это, извини, нежно лелеемое садомазо.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Песня (в исполнении Муслима) действительно потрясающаяЯ осознанно выбрал клип с докуменальным фото доходяг и трупов, а не скульптурными истуканами - уводящими в обман недосказанности. В таком же виде песня ассоциируется с ромовским "обыкновенным фашизмом" и (через него) любым геноцидом - национальным, классовым и т.п. Арис Лински пишет: Какое отношение имеет Бунхенвальдский концлагерь к комсомольской стройке БАМА вы можете представить "стройку с танцплощадкой" на месте Освенцима? Я же не только могу, но и не раз видел - на месте брянских кладбищ...

Alex Dragon: Прения о миллионах убиенных, устилающих БАМ, перенесены в тему «Вновь о сталинском периоде»

Арис Лински: Не смог открыть видео.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Не смог открыть видео.Увы, значит не судьба в этой теме - возможно откроется в "современной музыке"

Евгений А.: Как известно, покойный Муслим Магомаев (умер 25 октября 2008 в возрасте 66-и лет) был не только замечательным певцом, киноактером и артистом в максимальном смысле этого слова, но и признанным композитором - автором музыки ко многим фильмам 70-80-ых и звучавших в них песням... Недавно, разбирая творчество Серафима Туликова - автора супермонументальных "Главной песни о Ленине", "Родина", "Ты - Россия моя" и т.д., вспомнил не менее величественную вещь - без которой уже невозможно представить ауру СССР с середины 70-ых, впервые прозвучавшую в итоговой муз. программе "Песне 74" в исполнении автора ее музыки... Автор текста Роберт Рождественский - "духовный идеолог N1" тех лет, ибо подобные строки о своем, априори - не идеальном обществе мог написать не придворный пиит, а лишь искренне веривший в их реальность, романтик: Я смогу держать в ладонях солнце, Я пройду сквозь годы-времена...Фантастическая и наивная, сверхпафосная и искренняя - поразительная песня: Всё имеет срок, а ты бессмертна, страна...

Социалист: А название темы не грех бы поправить... И после этого стереть (или я сам это сделаю) данное моё замечание.

Евгений А.: Социалист пишет: А название темы не грех бы поправить...Ну и каким бы ты его видел в идеале? И по поводу песни - какие эмоции и мысли она вызывает лично у тебя? Интересно, что бы сказал сам Рождественский, убедившись в невозможности любого бессмертия - в т.ч. и страны?

Социалист: Я бы просто исправил орфографическую ошибку. А песню послушаю позже, под настроение, сейчас оно невосприимчивое.

Alex Dragon: Мне так думается, автор темы имел в виду именно онтологию.

Социалист: А, тады,пардон... Внимательнее надо быть... Я что-то совсем рассеялся...

Gremy: Песня потряснейшая. Написана она, кажется, к конце 60-х-начале 70-х. Как сейчас помню - услышал-увидел по ТВ (мне было тогда 6-7-8 лет (нынче мне без 19 дней 47)), причем Муслим Магомедович сам исполнял партию ф-но... очарованию не было границ. Только, Женя, у приведенного Вами варианта, ну, крайне неудачная инструментовка-оркестровка (а вот - самый оригинал; жаль, что только в звуке, без изображения - http://magomaev-mm.narod.ru/)... К глубокому прискорбию и авторам, и исполнителю пришлось быть свидетелями кончины "бессмертной страны"... причем это была действительно смерть - бесславная, через унижение, поругание и "опущение"... Кстати, я дал как-то послушать песню-то англичанину (тому самому, который говорил, что "рад бы верить в твое ефремовское будущее, да не получается - люди слишком жадны, жестоки и циничны"), так он приговаривал: "Fantastic!" (имеючи в виду не только музыку, но и текст - он разумеет по-русску). В общем, несмотря на некоторый пересыток пафоса, песня действительно Fantastic. [А вот Туликов тут действительно иной раз грешил конъюнктурщиной; в его такого рода поделках нередко "только пафосная хрень и кроме оной ничего" - про него как-то Богословский заметил, что "этот умеет класть на музыку цековско-правительственные заявления и меморандумы"... Однако, о Серафим Сергеиче я хотел бы закончить за здравие; во-первых, нахожу достаточно удачным "Мы за мир", ну а его лирика частенько оказывалась, как говорят (говорят?) в Одессе, "очень даже весьма" (больше всего мне нравится, пожалуй, "Пришла любовь" - http://kkre-22.narod.ru/voronec.htm)].

Alex Dragon: Вещь. Но в ролике голос проваливается. Звукорежиссёры выкрутили всё ровненько-умеренно, по ГОСТу. А тут динамики голосом рвать должно, форсаж какой-то быть, иначе пафос теряется. Или это у Магомаема он такой и был?

Евгений А.: "А я иду, шагаю по Москве"... Перехватывающий дыхание отзвук апогея Оттепели - времени культа Космоса и фантастики, фестиваля молодежи и конкурса им.Чайковского, джаза и выставки в Сокольниках, домов-хрущеб и самого Никиты - обещавшего догнать, перегнать и построить... Имхо, за такой текст даже в начале 50-ых могли лишить самого права сочинять песни - столь аполитично и "антиобщественно" были показаны настроения и планы героя... Но вернемся к припеву: глаголы "иду, шагаю" - почти синонимы, почему было не сказать - "гуляю", ведь по сути речь идет о прогулке? Но тогда ушла бы торжественность "шага" - не раз воспетого Маяковским и Ко., а здесь на это как раз и делается акцент: шагаю - и могу проШАГАТЬ даже... Тихий океан, а с ним - и оставшийся мир! Или: иду - как вольный молодой человек, а перехожу на шаг - как всегда готовый, к уже строевому, солдат, но и это не все: постоянно шагать в 60-ых уже не нужно - хотя выходит само-собой, а свободно идти еще не привычно, - возможно отсюда и такая походка "иноходца"? А что слышится вам в этом "иду, шагаю"?

Alex Dragon: Именно то, что поётся: «А я иду, шагаю по Москве».

Евгений А.: Еще один хит 70-ых из группы (условной) не-политизированной лирики с довольно сложным в поэтическом и (особенно) артикуляционном планах текстом… Например, в припеве многие слышали фразу «Ты теперь не молишься…» и я, еще не зная автора текста, долго недоумевал – как могли залитовать такой текст и почему в нем столь много архаизмов и неправильных ударений? Так песня звучала в 70-ые, а это ее недавний римейк от "Самоцветов»: И буквально на днях наткнулся на оригинальный текст уже упоминавшегося здесь Семена Кирсанова - последнего футуриста и любимого ученика Маяковского: А вот и полный текст «Горлицы», где оказалось - не «молишься», а: С кем теперь неволишься? Где, моя печаль, распустила волосы по белы’м плечам?..И любопытная статья о поэзии С.Кирсанова.

Евгений А.: Под эту песню (вместе с "Маршем Энтузиастов" и т.п.) мы строили в 70-ые наш ВПК: звучала из всех репродукторов каждый праздник, субботник и т.п. (вырезал из фильма и наложил чуть лучшую по качеству фонограмму;)

Евгений А.: В продолжение темы - залил на YouTube такой яркий слепок эпохи:

Ex-Zyx: Оказывается, летом этого года прошел юбилейный Двадцать Пятый Фестиваль Бамовской Песни. Я наткнулся на небольшой отчет и предысторию начинания: http://бамовская-песня.рф/about.html Наткнулся случайно. Искал в Сети бамовскую песню "Тыя да Тында - ты да я", и - НЕ НАШЕЛ. А на запрос "бамовские песни" везде вылазит только ссылка на известный самоцветовский вальс... Их, бамовских песен, что, вообще в Сети нет? Даже текстов? Очень странно... Тем более, что их должно было быть немало - что же тогда пели на всех этих Фестивалях?

Ex-Zyx: Вслед 80-летию Чайки (с сайта Роскосмоса): Образ Валентины Терешковой нашел отражение в популярной культуре: в её честь пишут песни («Walentina twist» в исполнении Эдиты Пьехи, «Валентина» в исполнении Софии Ротару, «Девушку Чайкой зовут» в исполнении Муслима Магомаева, «Valentina» в исполнении Public Broadcasting Service и др.). Она становится героиней художественного кино (в «Мечте Валентины» роль Терешковой исполнила известная британская актриса, лауреат премии BAFTA Ребекка Фронт) и даже видеоигр («Kerbal Space Program»). ...А еще сегодня исполняется 57 лет утвержденному первому составу Отряда Космонавтов - 12 человек...

Ex-Zyx: Снова "Прекрасное Далеко"... Теперь - на японском! https://sputnik-georgia.ru/videoclub/20190530/245417502/Izvestnuyu-pesnyu-Prekrasnoe-daleko-perepeli-na-yaponskom--eto-nuzhno-uslyshat-Video.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Ex-Zyx: Её запрещали, плача... https://zen.yandex.ru/media/id/5cab82da84805b00aef6cbb6/repressirovannaia-pesnia-praskovia-5d0316b080030d0d86acad26 В фильме "Зеркало для героя" эта песня именно так и обыграна в эпизоде.

Ex-Zyx: Известная песня на сильные стихи Рабиндраната Тагора: https://zen.yandex.ru/media/etymology/skrytyi-smysl-izvestnyh-pesen-5d6ff63f35ca3100acbf4a85

Анатолий Эн: Ex-Zyx пишет:Известная песня на сильные стихи Рабиндраната Тагора:Спасибо, там в коментах есть наводка на более грамотную статью: https://vk.com/wall-158038975_3319

SEN7759: https://www.youtube.com/watch?v=D1ST4jdWl8Y https://www.youtube.com/watch?v=60FtfM46uZQ&list=PLvnVKQ1bhtbVMYN9LHrk1pwEXd1D9QWWH

Ex-Zyx: «Миелофон у меня ✮» (с сайта вышеприведенных исполнителей): Украинская музыкальная группа (г.Киев). Играет преимущественно в жанрах: поп-рок, электроник-рок, стадионный поп-рок, поп. Социальная направленность текстов и музыки выбрана неслучайно, поскольку, как считают участники группы, именно через музыку, литературу, телевидение, кино и другие сферы культуры, сформированы те типы взаимоотношений, которые доминируют в сегодняшнем обществе. Современные отношения, зачастую, основываются на принципах жажды наживы, обмана, предательства, культа потребления, развлечений, вседозволенности, безответственности и т.п. Участники коллектива, считают, что такое положение вещей следует менять, действуя аналогичными методами и средствами, но с вложением других смыслов, образов, ориентиров. И хотя своим основным призванием и предназначением участники группы считают создание композиций, поднимающих вопросы социальной направленности, в репертуаре «Миелофон у меня» озвучиваются и другие темы. Много песен о любви, дружбе, верности, простых и непростых человеческих отношениях, понятных и непонятных каждому вещах, событиях, ситуациях.

batur: Добрый день, друзья! Давно хотел побродить по песенному пространству советской цивилизации, нащупать основные измерения, координатный оси. Понимаю, что это дело вкуса, предпочтений и т.д., что тема неподъемная и прочее. Но так получилось, что к 9 мая в течение карантинного месяца я напел 4 десятка песен на ютубе. Абсолютно без претензий. В основном вокруг Войны, но не только. От романсов XIX века до "Марш энтузиастов". Наверняка что-то важное упустил. ССылку дам чуть позже.

Ex-Zyx: По тематике советской песни. Реальная повседневная работа местных Советов, похоже, в советской песне так и не была отражена. Почему? В конце 30-х годов были выборы в Советы по новой Сталинской Конституции - всеобщие, тайные, равные и даже достаточно состязательные (впервые в истории России!). Выдвигалось много авторитетных людей с низов - ударники, ученые, профессионалы-мастера, вернувшиеся герои Испании и Халхин-Гола. Советы принимали местные планы развития на третью пятилетку, было много искреннего низового пафоса - а в песнях это как-то не срезонировало... И в перестройку повторилась та же история - в местных газетах пафос был! А песен за перестройку не было. Хотя фильмы и повести были. Причем ерничества (даже на грани УК!) и тогда, и тогда в частушках и куплетах - хватало. Следствие технократического подхода к управлению? И только ли к управлению?

SEN7759: Тогда ещё помнили Ленинский принцип социалистической/пролетарской демократии (придуманный им для защиты от бюрократии, контрреволюции и для участия трудящихся в управлении государством; депутат в Советы выдвигается от трудового коллектива, который его может в любой момент отозвать). А Сталин заменил его, прекрасно зная, что на этом настаивал Ленин перед и во время 8 съезда РКП(б) в 1919 году (Ленин всех убедил тогда). Сейчас уже вот такие песни стали актуальны... https://www.youtube.com/watch?v=mo1vLDxG6zU&t=5s

Ex-Zyx: Космические песни. Не все, конечно - их было немало... https://zen.yandex.ru/media/sftoday/pesni-sovetskogo-kosmosa-5e8c883cc27376060aab47ee Как-то раз я прослушал песню "Оглянись" Владимира и Марины Девятовых - просто напрашивается снять по ней клип про наших нынешних космонавтов!

Ex-Zyx: Советская песня за рубежом: https://zen.yandex.ru/media/id/5dbc544f2f1e4400aff32830/sovetskie-pesni-v-ispolnenii-zarubejnyh-artistov-5ea9bdfe4070ca37c46dde0e ...СССР были не просто страной, которая могла диктовать свою волю всему миру, но и страной, которая несла свою культуру по всей планете. Великую культуру, которая сегодня по какой-то досадной причине забыта.

SEN7759: Марш энтузиастов начинает петь молодежь. https://www.youtube.com/watch?v=1Lf98ut2dNM

Ex-Zyx: А в Ютубе вылазит ссылка на его немецкое исполнение в ГДР: https://www.youtube.com/watch?v=-KMgpxOEjxo Интересно, на английский и французский его переводили?

Ex-Zyx: Никогда не слышал эту песню Пахмутовой. А ведь написана она, скорее всего в конце 60-х! https://minusok.com/text/23348/Домисолька/Мы-–-гагаринцы/ https://yandex.ru/video/preview/?text=мы%20гагаринцы%20мы%20победим%20текст%20песни&path=yandex_search&parent-reqid=1648982340444520-11780703441358862013-sas6-5249-73e-sas-l7-balancer-8080-BAL-5603&from_type=vast&filmId=5382364161178631052



полная версия страницы