Форум » Кино » "Джек Восьмёркин - американец", фильм и книга » Ответить

"Джек Восьмёркин - американец", фильм и книга

Евгений А.: Разговоры о жертвах "красного террора" напомнили этот замечательный перестроечный фильм: [quote]В центре фильма — невероятно честный парень. Он эмигрировал из страны в 14 лет. Вернулся, узнав, что в СССР всем дают землю. Он не умел в принципе пойти против совести. Не против кулаков, не против новой волны пролетариата, что распевало вечное «Даёшь!» вместо работы. И, наконец, когда пришла к молодому человеку любовь, любил он честно, иначе он не умел. В фильме он проиграл всем — и кулакам, что сумели приспособиться, и своим сверстникам, что встали на путь строительства чего-то там, и в любви. Но может быть, не проиграл, а выиграл — быть может так хотели сказать создатели фильма? Очень честный человек окунулся в российскую действительность 20-х годов XX века и назло всем прошёл всё, оставшись чистым! http://ru.wikipedia.org/wiki/Джек_Восьмёркин_—_«американец»_(фильм) , скачать можно здесь: http://cccp-film.ucoz.ru/load/2-1-0-295 [/quote]и одноименную книгу Н.Г.Смирнова, написанную еще в конце 20-ых: Любопытно послесловие к ней Владимира Фалеева - "УТОПИЯ ИЛИ АНТИУТОПИЯ?" (отрывок): [more][quote] «Джек Восьмеркин американец» впервые издан в 1930 году, с той поры имя русского американца Джека стало нарицательным, хотя сам образ привлекает не столько литературоведов, которые как бы опасаются его сложности, сколько социологов и экономистов. Недавно этот необыкновенный персонаж весело прошел по экранам нашей страны в одноименном фильме, еще раз обращая всеобщее внимание на то, что он, Яшка, однажды став Джеком, уже никогда не сможет обернуться снова в Яшку… Американский рабочий инороден советскому образу жизни, более того, не поддается «перевоспитанию». Не странно ли? Прежде чем приступить к анализу характера этого героя, к «разборке и сборке» романа, вспомним об авторе книги — Николае Григорьевиче Смирнове (1890–1933), который, прожив короткую жизнь, всего сорок три года, десять лет из них отдал детской литературе. Он родился в Вязьме. В 1912 году окончил юридический факультет Московского университета и еще до Октябрьской революции оказался в петербургском театре «Кривое зеркало», для которого сочинял пьесы, настораживавшие царскую цензуру. По складу своего таланта он не был сатириком, а скорее — аналитиком судеб, видевшим тайные мотивы поступков, умел весело рассказывать об этом, с грустным подтекстом, в той манере, которая дорожит принципом: «один пишем, два в уме». После революции Николай Смирнов организовал в Калуге революционный театр сатиры, стал его режиссером, а затем увлекся литературным творчеством для детей и юношества; лучшими его книгами признаны историко-приключенческая повесть «Государство Солнца» (1928) и роман «Джек Восьмеркин американец» (1930), хотя читатели не без интереса встречали и другие его произведения. Уже сам выбор героев — незаурядных, отважных, авантюристов и романтиков, искателей приключений и странников — позволял писателю вместе с ними обсуждать проблемы переустройства общества и перековки личности. «Джек Восьмеркин американец» написан вслед за повестью «Государство Солнца»; уже в ней поставлен великий вопрос, над которым ломали головы могучие мыслители: как и зачем перестраивать общество? Государственная структура делает людей несвободными; одни оказываются богатыми, другие бедными. Как быть? Куда звать людей? В рай или в ад? Если в стране ад, то возможен ли рай? И вот теоретики, сидя за письменным столом, конструируют разные модели общественного жизнеустройства. Утопия — сказочная модель, антиутопия — разоблачительная. Обе модели неосуществимы. А возможны ли другие варианты? И какой из них считать за наилучший? Отрицательные результаты экспериментов социалистов-утопистов навели других мыслителей на другую идею: первоначально разрушить старое гособщежитие, а потом на развалинах возводить по новым чертежам светлый дворец справедливости, в ходе строительства освобождая людей от частнособственнической психологии. Итак, начать не с ломки характеров, а с ломки здания; строя новое жилище, переделывать несознательных. Логично? Тут уместно вспомнить древнюю мудрость, которую исповедуют американские прагматисты: «Если тебе кто-то не нравится, хочется его изменить, то приступай к этому немедленно и начни с себя». Каждый, кто произносит слова «начни с себя», обязан помнить, что он говорит их только самому себе! Переделывать себя или «несознательных»? Вопрос принципиальный! Николай Смирнов, приступая к роману «Джек Восьмеркин американец», отлично знал революционные преобразования, которые начались в российской деревне в конце 20-х годов. В качестве новой крестьянской организации предлагалась модель коммуны. Русский американец Яшка-Джек оказался председателем группы коммунаров, которые назвали себя «Новая Америка». Как видим, Джек Восьмеркин внес элемент личного опыта даже в название общины; он не только хотел ввести в практическую жизнь коммунаров американскую инициативу, жесткий ритм труда, экономическую целесообразность и прибыльность производства, но и принципы личной заинтересованности. Однако его «американизм» коммунарам не нравится; они сами были готовы переделать психологию Джека! Джек избирается председателем «Новой Америки». Он, конечно, сомневается и задает себе вопросы: «Правильно ли сделал он, что вошел в коммуну? Отношения в коммуне складываются не просто. Один любит спать безпросыпа, другой фантазер, третий выпивоха, четвертый занят множеством своих детей, а некий Чувилев «был задумчив, и казалось, что мысли его далеко от коммуны. Иногда он говорит, что думает все время о социализме, когда в каждой деревне появятся тротуар и зверинец и можно будет летать на аэропланах хоть каждый день. Чувилев очень боялся, что не доживет до этого времени, поэтому жалел свое здоровье и от трудных работ отказывался». Крестьяне разорили помещика, отставного адмирала, у которого было только двадцать лошадей и сорок коров, а в США на фермах по 500 и более коров. Отнятые у адмирала кони и коровы никого в селе не сделали богатыми, потому что дележ не увеличивает производительность труда, чужой хлеб и мясо съели, — и опять голодно. Очередь доходит до дележа кулацких хозяйств, а затем и середняцких… В такой ситуации достаточно искры-слова обреченного на раскулачивание Скороходова: «По его словам получалось так, что Советская власть очень нуждается в хлебе и мясе. Чтобы получать все это, мужиков насильно будут загонять в колхоз». Все разбежались по дворам, схватились за ножи, начали резать скот. Паника охватила село. Несколько членов «Кулацкой гибели» побежали по дворам и стали уговаривать крестьян бросить дикую затею. Но уговоры не действовали. Каждый орудовал у себя на дворе по своему усмотрению, «страшное бедствие произошло в деревне»… Читая роман сегодня, мы воспринимаем его как притчу, где герои-романтики (в большинстве своем люди без образования, не видавшие в жизни никакой техники) берутся с энтузиазмом построить жизнь по «светлым идеалам»; действуют они с задором и оптимизмом. Судьба Джека, Чарли и других персонажей легко предсказуема, а карьера Николки Чурасова, «борца за сознательность», даже очевидна… Упорствовать в заблуждениях и шагать за иллюзорными лозунгами беднейших слоев, а не приобщать их к научному и техническому, социальному и экономическому творчеству — это гибельно для народа, и это было понятно писателю Николаю Смирнову еще в конце 20-х годов. Но кто, какая сила перехватит управленческую инициативу у малокультурных бедняков? На этот вопрос роман ответа не дает... http://lib.rus.ec/b/139303/read#t80 [/quote][/more] Скачать книгу в fb2 можно здесь

Ответов - 2

Lendadima: Евгений А. пишет: Скачать книгу в fb2 можно здесь Евгений, нет ли возможности перезалить на рапидшару? А то по этой не могу скачать.

Евгений А.: Lendadima пишет: Евгений, нет ли возможности перезалить на рапидшару? Залил на Яндекс в двух форматах - fb2 и rtf (с рисунками): http://narod.ru/disk/6176926000/Dzhek_Vosmerkin_amerikanets_fb2_rtf.rar.html Первые впечатления от книги (вчера посвятил ей вечер) - вновь пример нашей любимой темы прогрессорства Приезд "цивилизованного" Яшки-Джека в почти средневековую деревню вызывает аналогии с Максимом из "Острова" и героями ЧБ - он удивляет, смешит и пугает даже родную мать! И любое его действие по улучшению и рационализации жизни проходит в их полном отчужении: мать уже готова выгнать прогрессора, а селяне советуют сдать его в сумасшедший дом... Вот забавное место, где Джек тщетно обходит свою и близлижащие деревни в поисках записи зимних температур: Крестьяне отвечали ему толково, но разно. Ни один из них не мог дать Джеку сведений о температуре в градусах, а именно это было ему нужно в первую очередь. И он продолжал ходить из избы в избу, везде спрашивая одно и то же. Из последней избы он вышел поздним вечером, так и не получивши сведений о температуре. Продолжать хождение дальше было нельзя: крестьяне укладывались спать.



полная версия страницы