Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Ливийская пустыня - оазисы. » Ответить

Ливийская пустыня - оазисы.

dmk77: [quote]В это время между лежащими протиснулось гибкое тело ливийца Ахми. Пандион знал, что этот молодой раб, плененный в сражении у Рогов Земли, происходил из знатного рода. Ливиец уверял, что близ гробниц древнейших царей Кемт, у городов Тинис и Абидос, идет на юго-запад дорога в Уахет-Уэр - большой оазис в пустыне. Тропа с хорошими колодцами, обильными водой, не охраняется войсками. Нужно войти в пустыню сразу за белым храмом Зешер-Зешеру и направиться на северо-запад, где в ста двадцати тысячах локтей от реки пересечь дорогу. Ливиец брался провести до тропы и дальше. В оазисе мало воинов, и мятежники сумеют захватить его. Дальше, за переходом через пустыню всего в двадцать пять тысяч локтей, лежит второй большой оазис - Пашт, вытянувшийся полосой по направлению к западу. Еще дальше будет оазис Мут, от которого тропа с колодцами ведет к холмам Мертвой Змеи, а оттуда дорога на юг, в страну черных, неведомую ливийцу. "На краю Ойкумены"[/quote] Как ни странно, но прямой интернет-поиск почти ничего не даёт: исламизация Северной Африки сделала своё дело - все названия новые (арабские), и результатом будут ссылки всё на ту же "Великую дугу". Но, тем не менее, даже по имеющимся отрывочным и разрозненным данным кое-что можно выяснить. [more] Современная туристическая карта Египта. Первый упоминаемый оазис - Уахет-Уэр - это, с наибольшей вероятностью - Бахрия (кстати, само слово "оазис" имеет коптский (т.е. древнеегипетский) корень "уаха", т.е. уахет - это, как я понимаю, не имя, а именно определение оазиса). данных о прежнем названии я не нашёл, современное название «Аль –вахат аль- Бахрия» в переводе с арабского означает «морские оазисы», так как Бахрия - самые ближайшие по своему расположению к морю из всех остальных. Кстати: Бахария получила название "оазис золотых мумий". Это связано с тем, что археологи обнаружили здесь многокилометровую территорию, на которой были захоронены мумии. Ученые нашли коллекцию из четырнадцати гробниц, выполненных из цельного камня и датирующуюся третьим столетием до нашей эры. Эта удивительная находка была сделана в районе городка Бауити на старинном кладбище Айн Аз-Зауа. Эта удивительная находка просто поражает воображение не только тем, что отлично сохранилась до современных дней, но и своим необыкновенным изяществом. Наибольший интерес археологов вызвал саркофаг, в котором находилась мумия женщины, чей рост достигал 96 сантиметров. Саркофаг притягателен четко и тонко выточенными линиями человеческого лица, деталями украшений и одежды, которые позволили ученым дать подробное представление о том, как выглядели и одевались люди, жившие много тысяч лет назад. [img]http://интеллектуал-ка.рф/wp-content/uploads/2014/03/133.jpg[/img] [img]http://интеллектуал-ка.рф/wp-content/uploads/2014/03/153.jpg[/img] Второй оазис - Пашт - это, пожалуй, Фарафра. Во всех попавшихся источниках его древнеегипетское название расшифровывается как "земля коровы" (транскрипция разнится: от Та-Ихт (Таит) до Ана Ахет) - иногда в привязке к культу Хатор - и говорится, что данный оазис являлся чуть-ли не житницей столицы, а порой - и всего Египта (последнее утверждение у меня вызвало, мягко говоря, недоумение). Ефремовское "Пашт" я нашёл только в одном месте - теософском словаре Е.П. Блаватской, где она описывается как богиня с головой кошки (чаще читается как Баст). [img]http://national-travel.ru/images/12untitled(4).jpg[/img] С третьим оазисом совсем просто: город - столица оазиса Дахла (аль-Вахат ад-Дахла, «внутренние оазисы) - до сих пор именуется Мут и в нём расположен Мут эль-Хараб - большая область руин храмового комплекса, определенно названная в честь богини Мут, супруги Амона, матери Хонсу (фиванская триада). В сегодняшние дни окружающая стена из глиняных кирпичей, 240 га 180 метров, толщиной до пяти метров и высотой восемь метров в некоторых местах, её построили в римский период, - значительный исторический объект. Кстати: на схеме видно, что от этого оазиса до сей поры наличествует "дорога в страну чёрных". Ну, и несколько замечаний немного в сторону от основной темы. [quote]Путь по родной стране был уже недолог - всего пять дней плавания оставалось до столицы древних царей Та-Кем. Там долина реки описывала крутую дугу и шла прямо на восток на протяжении трехсот тысяч локтей. Животворный Хапи глубоко врезался в пустыню, отделявшую Лазурные Воды от Черной Земли. От середины этой извилины до моря было не более четырехсот тысяч локтей, и здесь пролегал единственный путь к Лазурным Водам и дальше - в древние медные рудники на северо-востоке, в стране Ретену. Этой дорогой ходили очень редко, раз в десятки лет, только большими военными караванами. Трудности пути через пустыню были очень велики. Только самая неотложная необходимость заставляла сынов Та-Кем идти в этот раскаленный ад. Даже великому Джосеру не удалась попытка вырыть колодцы на страшном пути, хотя на этих работах погибло много людей. "Путешествие Баурджеда"[/quote] На схеме хорошо видны и крутой изгиб Нила, и дорога к Эль-Кусейр (у Ефремова в примечаниях - Коссейр) - древней гавани Суу. [quote]Солнце еще на целую ладонь не дошло до полудня, а мятежные рабы уже достигли обрывистого невысокого уступа из коричневого слоистого камня и повернули под прямым углом налево, на юго-запад. В короткой расщелине, широким углом врезавшейся в уступ скалы и издали черневшей подобно отверстию пещеры, располагался древний колодец - родник с прохладной и чистой водой. Но подъем окончился, лестница потухла, начался длинный спуск в расползавшуюся внизу чернеющей плоскостью равнину, засыпанную крупным песком. Она замыкалась цепью зубчатых утесов, торчавших наклонно из песка, как обрубки исполинских бревен. Отряд подошел к скалам уже на рассвете и долго двигался по лабиринту узких трещинообразных обрывов, пока проводник-ливиец не нашел источника. "На краю Ойкумены"[/quote] К сожалению, современные путешественники самой пустыне не уделяют много внимания (да и новые дороги и автомобили, полагаю, сильно влияют на маршрут), так что если кто-то и делает фотографии, то они не дадут хоть сколько-нибудь адекватного представления о начале неудачной попытке бегства: Зато по описанию на место отдыха беглых рабов отчасти похож оазис Гельта д’Аршей, расположенный тоже в ливийской пустыне, но, правда, гораздо южнее - на стыке современных Ливии, Египта и Чада (административно - в последнем). [quote]- Прибыл гонец от Александра,- сразу заговорил Неарх,- и мы можем не спешить к Фаросу. Там уже основана Александрия, а сам великий стратег с Птолемеем, Гефестионом и другими приближенными отправляется в Ливийскую пустыню, к оазису, где находится знаменитый оракул Аммона и его священный дуб. - Это далеко? - Больше трёх тысяч стадий по пустыне. - И три тысячи назад? Так это месяц пути! - Для Александра меньше. Таис гостила в будущей Александрии до новолуния, плавая в море даже в ветреные дни. Прибыла часть отряда македонцев, сопровождавшая Александра в оазис Аммона. К удивлению всех, Александр не вернулся назад, а пошел напрямик к Мемфису трудным и опасным путем через Ливийскую пустыню. С ним остались Птолемей, Гефестион и брат няни Александра в Пелле Клейт по прозвищу «Чёрный», гигант неимоверной силы. Поход к святилищу Аммона в зимнее время оказался не столь уж труден - вода находилась в каждой большой впадине. По слухам, путь на восток к Мемфису более опасен и тяжёл. Громадные горы песка дымились и пересыпались под ветром, бесконечным чередованием гряд пересекая все четыре тысячи стадий пути. Непонятно, зачем Александр решился на этот подвиг, мало что прибавлявший к его славе. В ответ на сомнения, высказанные Таис, Неарх пожал плечами: - Я понимаю. - А я нет. Объясни. - Александру надо идти в глубь Азии за Дарием, через пустыни и степи, наполненные зноем. Он хочет испытать и закалить себя. "Таис Афинская"[/quote] Александр посещал оазис Сива. Туда, очевидно, он добирался от побережья, назад - через пустыню и закончил свой поход там, где его начинали Пандион со товарищи - у Гизы. Интересно, что в оазисе было два храма, посвящённых Аммону: храм Умм-Убайда и храм оракула, ранее соединнённых дорогой. От храма Умм-Убайда сейчас мало что осталось. Построен он при последнем египетском фараоне Нектанебе II. Долгое время храм находился в превосходном состоянии, однако в конце 19 века было принято решение взорвать священное здание. Губернатор Сивы подумал, что камни подойдут больше для строительства полицейского участка. Так , взорвав храм, на месте святилища теперь остались только несколько барельефов да элементы колонны. Храм Оракула в Агурми, помимо Александра, прославил ещё один исторический персонаж: Камбис. Согласно описаниям Геродота, воины персидской армии пришли в Сиву в 525 г до н. э. Причиной этому было недовольство персидского правителя действиями жрецов оазиса (прорицатели не слишком стремились признавать Камбиса, к тому же, они обладали немалыми богатствами и землями, что еще больше раздражало царя). Однако, все военное путешествие подверглось провалу – армия была полностью засыпана песчаной бурей. Интересно, что многие не верили такой пропаже, ведь от войска не осталось ни следа. Впрочем, в последнее время на раскопках стали находить оружие, принадлежавшее воинам Камбиса. [/more]

Ответов - 3

Alex Dragon: Неплохо было бы сделать привязку старых и новых названий. Кстати, любопытный пункт: Абу Симбел. Вспоминается имя Див Симбел.

dmk77: Alex Dragon пишет: Неплохо было бы сделать привязку старых и новых названий. Не совсем понял - где именно сделать? Я тут, вроде как, именно этим и занимался (по крайней мере - старался) Кстати, любопытный пункт: Абу Симбел. Вспоминается имя Див Симбел Да, у Ефремова почти все имена с какими-то историко-географическими корнями. Но в данном случае, топоним - скорее мимо. В "Великой дуге" это место тоже упоминается: Сразу после отъезда из города Неб Пандион и его товарищи увидели первую ступень Нила. Быстрое течение сдавленной скалами реки разбивалось на отдельные потоки бушующей побелевшей воды, с ревом катившиеся по уклону, между лабиринтами черных скалистых островков. Многие сотни лет назад десять тысяч рабов под наблюдением искусных инженеров Кемт проложили среди гранита каналы, и по ним даже большие военные суда легко проходили пороги. Для лодок охотничьей экспедиции первая ступень Нила, как и все последующие, не представляла серьезного препятствия. Рабы становились цепочкой по пояс в воде, подталкивая лодки от одного островка к другому. Иногда им приходилось переносить лодки на плечах по удобным береговым выступам, вырезанным половодьем. С каждым днем охотники продвигались все дальше на юг. Они миновали пещерный храм на левом берегу реки. Внимание Пандиона привлекли четыре гигантские фигуры, до тридцати локтей каждая, стоявшие в нише. Исполинские статуи фараона-завоевателя Сотепенры как бы охраняли вход в храм. и в примечании указано, что это "Пещерный храм Рамзеса II в Ибсамбуле". Кстати, вот он:

dmk77: Первое уточнение (относительно похода Александра). Здесь в обсуждении выдан следующий тезис: В Верхний Египет из Ливии можно было пройти через Сиву на юг только по цепочке оазисов: Бахария – Фарафра - Дахла – Харга. Но в Сиву с побережья попасть нельзя. Оазис отделяет от побережья геродотов ὀφρύη ψάμμης («песчанный гребень») - эскарп, образующий южную границу Кирены. Был ли раньше прямой путь из Сивы до Мемфиса, неизвестно. Но точно можно было пройти через вади Натрун и Бахарию да Фаюма. который, вроде бы, опровергает моё предположение о том, что Александр к оазису шёл от моря. Стал уточнять: Александра охватило желание отправиться к Аммону в Ливию; он хотел вопросить бога — говорили, что предсказания Аммона сбываются в точности, и что именно он предсказал Персею и Гераклу: одному, что Полидект пошлет его против Горгоны, а другому, что он придет к Антею в Ливию и к Бусириду в Египет. Александр стремился подражать и Персею, и Гераклу; вдобавок, происходя из рода обоих, он возводил свое происхождение к Аммону, как возводят мифы происхождение Геракла и Персея к Зевсу. Итак, он отправился к Аммону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал. До Паретония он прошел, как рассказывает Аристобул, 1600 стадий вдоль моря по пустыне, но местами отнюдь не безводными, а затем повернул в глубь материка, где находился оракул Аммона. Дорога идет сыпучими песками среди безводной пустыни. Над Александром, однако, и его спутниками пролился обильный дождь, и это приписано было божественному вмешательству. Божественному вмешательству приписали и следующее: южный ветер в этой стране, начав дуть, почти совсем заносит дорогу песком; следы дороги исчезают и, словно в море, нельзя понять, куда идти по этому песку: признаков,. указывающих дорогу, нет: нет ни горы, ни дерева, ни неподвижных холмов, по которым путники определили бы свое направление, как моряки по звездам. Войско Александра блуждало, и проводники сомневались в дороге. Птолемей, сын Лага, рассказывает, что перед войском появились две змеи, наделенные голосом; Александр велел проводникам довериться божеству и следовать за ними, и змеи указали им дорогу к оракулу и обратно. Аристобул же рассказывает, — и чаще всего именно так и рассказывают, — что перед войском летело два ворона и что они именно и служили Александру проводниками. Что божество споспешествовало Александру, это я могу подтвердить, да это правдоподобно и само по себе; в точности же рассказа об этом заставляют усомниться разные его версии. Область, где находится храм Аммона, представляет собой кругом сплошь песчаную безводную пустыню, среди которой находится небольшое пространство (в самом широком месте оно простирается самое большее на 40 стадий), сплошь засаженное плодовыми деревьями, маслинами и финиковыми пальмами, и единственное в окрестности, где бывает роса. Ключ, бьющий здесь, ничем не похож на ключи, которые бьют в других местах. В полдень вода в нем холодна на вкус, а на осязание кажется совсем ледяной. Когда солнце склоняется к вечеру, она становится теплее, от вечера и до полуночи все теплеет, и в полночь делается совершенно горячей. С полуночи она постепенно охлаждается, на рассвете она уже холодна и в полдень совершенно ледяная. Эти изменения совершаются постепенно и каждый день. Есть там и соль, которую уже в готовом виде выкапывают из земли. Жрецы Аммона привозят ее в Египет. Отправляясь туда, они кладут ее в корзиночки, сплетенные из листьев финиковой пальмы, в подарок царю или кому другому. Зерна у нес крупные (попадались больше чем в три пальца) и чистые, как хрусталь. Египтяне и прочие благочестивые люди пользуются этой солью при жертвоприношениях, считая, что она чище морской. Александр пришел в изумление и восторг от этого места; он вопросил бога и, услышав ответ, который, по его словам, пришелся ему по душе, вернулся в Египет той же самой дорогой, как рассказывает Аристобул. Птолемей, сын Лага, говорит, что он пошел другой — прямо на Мемфис. Арриан Квинт Эппий Флавий "Поход Александра" По схеме на побережье находится современный город Мерса-Матрух. Упоминаний, что в древности он назывался бы Паретоний я не нашёл, но приводимые расстояния: 1600*0,178=284,8км от Александрии (по Арриану (вернее - Аристобулу)) и 240км (по трассе по современным данным) совпадают достаточно близко. Кроме того эти два места связывает Клеопатра: Паретоний упоминается как место бегства её с Антонием после битвы при Акции, а к западу от современного курорта как достопримечательность упоминаются Клеопатровы купальни - бухта со спокойной водой, которые острые скалы закрывают от волн, и где по преданию любила купаться царица. Второе соображение, конечно, менее достоверно и ценно, но - всё же.))) Таким образом, хотя возникает вопрос обратной дороги - верить ли Аристобулу или Птолемею - прибрежный вариант "туда" всё-таки скорее верен. Кстати, современные историки, рисуя карты, с ним тоже соглашаются:




полная версия страницы