Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Скрипкорояль » Ответить

Скрипкорояль

Alex Dragon: Приключения мысли. Ищешь одно и неожиданно впридачу находишь совсем другое. Пообещал отцу составить сборничек рок-н-роллов времён его юности. Составление плейлистов дело вроде нехитрое, неблагодарное и даже где-то неблагородное, пошлое, потому как тасовать позиции можно до бесконечности и кто только этим не занимается. А уж сборников мелодий 50-60-х насоставлено за полвека безмерно и что-то новое тут придумать даже не то что сложно, а сизифов труд. Во время оно популярности хомяков, когда до появления блогов каждый неофит интернета первым делом зачинал свою персональную страничку, пополняя бесконечные ряды навсегда заброшенных, так и не доведённых до ума полуфабрикатов, поражавших невообразимыми кислотными расцветками и небрежением ко всем писаным и неписаным правилам дизайна и веб-стандартам, следующим по популярности действием после помещения краткой автобиографии пополам с философским кредо в двух строках «миня зовут Маша/Вася, мне надцать лет, я учусь в…, я люблю…», фотографий любимой кошки/автомобиля/ударной установки/порнографической открытки/цветочка/солнышка на ладошке и «я на фоне турпоездки в…» было явление городу и миру плейлиста любимых музыкальных композиций. Обычно это до белого каления доводило алчущих «качнуть эмпэ-три» и находящих вместо вожделенных мегабайтов простыни с искомыми названиями, но без вожделенных ссылок. В общем, моветон и мещанство. Хотя, между прочим, замечу, реально это своего рода искусство — мелодии даже разных исполнителей должны быть объединены какой-то однородностью, идти в какой-то разумной гармоничной последовательности и все вместе восприниматься как нечто целостное, а не как груда хлама: колыбельная не стоять рядом с блатняком, а быстрые танцевальные чередоваться с медляками, и коли уж приспичило упрячь вместе Баха, Грига и «Блэк Саббат», то разбавить их всех какой-то концептуальной связкой промежуточной радикальности. Что требует определённой музыкальной культуры и гарантирует муки профану (вроде меня). По ходу размышлений и поисков средь груд, профессионально набросанных до меня, наткнулся на одну как оказалось некогда весьма популярную мелодию. Называется «Telstar» — по имени американского спутника связи, запуск которого в июле 1962 года вдохновил британского сумашедшего звукоинженера и продюссера Джо Мика на создание этой удивительной композиции, которая тут же была записана его подопечной группой Tornados и выпущена в свет в августе. Да, тогда всё было впервые и вновь, запуски спутников вызывали эйфорию. Получилась на редкость созвучная времени композиция. Впечатлившись, само собой полез искать что известно про песню и авторов. По ходу выяснилось, что главныи инструментом был clavioline (в русских интернетах ходит тупо, зато наукообразно транслитерированное написание «клавиолин», иностранцы не морочатся с совершенно спотыкательной невыговариваемой в этом месте «o» и произносят просто «клавилин»). Это такой папа в роду синтезаторов — электронный клавишный музыкальный инструмент разработки середины 40-х годов. Само собой аналоговый и ламповый (теплота звука гарантирована с кошерностью 100500%). Умеет изоображать из себя — даже с некоторой долей похожести — от скрипки до трамбона (подробнее здесь или здесь (вторая статья — копия первой, но картинки больше и все видео живые). А пианины тогда и так в достатке были, он к ним при нужде штатными болтами прикручивался — и нате вам человек-оркестр. Фотографии в альбоме «Clavioline» noogen-video на Яндекс.Фотках Меня словечко заинтересовало — уж больно сперва непонятно, а как на русский переводится, есть ли устоявшееся в русском название этого инструмента? Почесав недолго репу понял, что слово — красивый и простой гибрид из «clavier» и «violine», сиречь клавир и скрипка, плавно перетекающие одно в другое: можно членить и как cla-violine, а можно clavi-oline или как там по правилам ихней филологии положено, в любом случае нечто осмысленное. И на клавесин похоже. Но как это на русский можно перевести? Электроклавесин? Клавискрипка? Пианино-скрипка? Всё как-то не то, кривовато. Рояль-скрипка? Ёшкин кот, так ведь скрипкорояль! Тоже зубодробительно, но удачнее врядли что-то придумаешь, разве что не морочить себе голову и оставить клавилин как есть клавилином. Сомнительно, что это просто случайное совпадение. Тогда вот оказывается откуда растут ноги у таинственного «ЭМСР — электромагнитного скрипкорояля» в «Сердце Змеи»! И у этого чуда был вполне реальный и современный автору прототип. Естественно, в повести подразумевалось нечто гораздо более совершенное. Однако слово «синтезатор» тогда, в конце 50-х, было в ходу разве что у химиков и в качестве общеизвестного разговорного названия целого класса музыкальных инструментов ещё не прижилось, а «клавилин» почему-то Ефремову не подошёл. Напомню отрывок, в котором упоминается инструмент: [quote]«ЭМСР — электромагнитный скрипкорояль — давно уже заменил жестко звучащий темперированный рояль, сохранив его многоголосую сложность и придав ему богатство скрипичных оттенков. Усилители звука этого инструмента могли придавать ему в нужные моменты потрясающую силу. Мут Анг не заметил вошедших. Он немного подался вперед, подняв лицо к ромбическим панелям потолка. Как и в старинном рояле, пальцы музыканта определяли все оттенки звучания, хотя производили звук не при помощи молоточка и струны, а тончайшими электронными импульсами почти мозговой тонкости. Гармонично сплетенные темы единства 3емли и космоса стали раздваиваться, отдаляться. Противоречия спокойной печали и жестокого дальнего грома накипали, усиливались, прерываясь звенящими нотами, словно криками отчаяния. И вдруг мерное, мелодичное развертывание темы замерло. Удар столкновения был сокрушителен, и все рассыпалось лавиной диссонансов, скользнув, как в темное озеро, в нестройные жалобы невозвратной утраты. Неожиданно под пальцами Мут Анга родились ясные и чистые звуки прозрачной радости, она слилась с тихой печалью аккомпанемента».[/quote]

Ответов - 6

A.K.: "О, сколько нам открытий чудных..." Отличная находка, спасибо, Алекс!

Elentirmo: Потрясающе! Спасибо большое. Я сам давно думал над скрипкороялем - как их объединить физически и акустически. А тут! Спасибо!

Alex Dragon: Ещё у меня подозрение, что слово «электромагнитный» намекает на гибрид с терменвоксом.


Elentirmo: Вполне возможно. А в черновиках ИАЕ есть хоть какое-то описание или намеки на устройство скрипкорояля?

Ex-Zyx: Вслед за русским изобретением терменвокса в 1930-е годы в США начались эксперименты с электрогитарами. Но и в СССР не отставали... Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина возник при Музыкальной редакции Всесоюзного Радиовещания в 1957 – ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! - году. Идея была поддержана такими выдающимися музыкантами, как Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Дмитрий Борисович Кабалевский. В 1958 году "в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях" коллектив легализовали. Вячеслав Мещерин (1923-1995) прошел всю войну, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Потом он окончил историко-теоретический факультет Гнесинского института и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио. Окончил историко-теоретический факультет Гнесинского института и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио. Как специалиста по народной музыке, его увлекла возможность соединить тембральные и акустические характеристики редких этнических инструментов (флуера, дудука, кушная и других), чтобы расширить и обогатить звуковую палитру. А любой музыкант, ведомый такими стремлениями, начиная со второй половины 20-го века практически неизбежно так или иначе связывал свое творчество с электронными музыкальными инструментами. Вячеслав Мещерин собрал круг единомышленников — инженеров, конструкторов, музыкантов, и они вместе начали работать над созданием новых инструментов. Таким образом в единственном экземпляре родились камертонное пианино, электронный Гармониум, Экводин... Также в музыкальный «арсенал» ансамбля Мещерина входили электроорганы, терменвоксы, электроарфа - а на баяны, скрипки, гавайские гитары устанавливали адаптеры (звукосниматели). Участники ансамбля сами разработали ревербератор (которого тогда в СССР просто еще не существовало). С коллективом сотрудничали десятки музыкантов, среди которых — Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара), на терменвоксах играли Константин Ковальский и Лидия Кавина — внучатая племянница самого Льва Термена, ныне самая известная в мире исполнительница-виртуоз на Терменвоксе. Первая запись ансамбля Мещерина была сделана в 1957 году. Певица Нина Дорда исполняла песню Андрея Титова «Фестивальные огни». Журналист Юрий Полев, однажды побывавший на репетиции ансамбля, так описывал увиденное: «Инструментов оказалось не слишком много, меньше, чем в симфоническом оркестре обычного состава. Они стояли в зале вперемешку с пюпитрами и стульями, от них тянулись кабели к столам, на которых громоздились приборы в одинаковых серых кожухах. Мещерин щелкнул переключателем на одном из них, и в инструменте проснулись виолончели и альты, запела скрипка, нутряным вздохом намекнул о себе контрабас». Газета «Муромский рабочий» и вовсе была в полном восторге: «Наплывают, словно волны, мягкие низкие звуки – это электроарфа. Электроскрипка звучит… как скрипка, но может заменить и целый ансамбль скрипок. Пальцы пианистки ложатся на клавиши, и… вы слышите? Звучит рожок! Владимирский рожок!». И неспроста газета была из города Мурома. Ведь в 1964 году Мещерин добился создания лаборатории по произодству электромузыкальных инструментов именно при Муромском военном заводе радиоэлектронных приборов. Отныне Муром - колыбель не только русского телевидения, но и русской электронной музыки! В 1965 году в свет вышел первый советский серийный электроинструмент — знаменитая «Юность-70″, «русская Ионика». Этот электроорган был снабжен неудобной клавиатурой с маленькими (аккордеонными) клавишами и обладал удивительным «электрическим» (а не «электронным») звучанием. При умелом и терпеливом подходе к настройке ее регистров, от «Юности» вполне реально добиться как психоделического звучания в стиле «Doors» или ранних «Pink Floyd», так и ретро-космических звуков и эффектов. Инструмент собирался на полупроводниках, был достаточно портативным для своего времени, и отличался добротным качеством (многие экземпляры, которым повезло не пасть жертвой юных радиолюбителей, прекрасно функционируют и сегодня). Сам Вячеслав Мещерин, кстати, совершенно искренне считал, что «Юность» превосходит знаменитый американский электроорган Hammond. Он рассуждал так: «У них ведь вон какая махина, а нашу можно упаковать в чемодан, поставить в комнате. Включили в радиоприемник – и играйте!». «Конечно, эти инструменты пока уступают по красоте тембра, скажем, скрипке, – говорил Мещерин в газетном интервью. – Но ведь скрипка совершенствовалась сотни лет! Все еще впереди». Позже с конвейера этого же завода, опять-таки при содействии Мещерина, сошел аналоговый одноголосный синтезатор «Аэлита» с тремя звуковыми генераторами (как у синтезатора Minimoog). В мировом масштабе Вячеслав Мещерин, благодаря своей музыкальной интуиции, был не одинок. Стиль его ансамбля вполне справедливо можно причислить к жанру «space-age pop». Пластинки Жан-Жака Перре и Гершона Кингсли очень близки (если и не по звучанию, то по духу) творчеству ансамбля Вячеслава Мещерина. В 1957 году в советской прессе начинается критика необычного новорожденного ансамбля, особенно усердствуют фельетонисты: «Мещерин включит утюг – и из него зазвучит Первый концерт Чайковского…». Но вскоре, по легенде, в 1959 году по заказу партии и правительства ансамбль ЭМИ В.Мещерина записал мелодию «Интернационала», которую будет ретранслировать в космосе советский спутник - а сам заказ озвучил композитору офицер КГБ в зашторенном кабинете на Лубянке. В 1960 году впервые в СССР Ансамбль ЭМИ В.Мещерина записывает несколько композиций безмикрофонным способом через «пульт-смеситель» (микшерский пульт) и использует для создания искусственного эха самостоятельно собранный ревербератор. С ансамблем Вячеслава Мещерина в разные годы сотрудничали солисты Большого Театра, Павел Лисициан и его дочери Карина и Рузанна, Лев Миров и Марк Новицкий, Ольга Аросева, Вера Васильева, Владимир Трошин, Леонид Марков, Гелена Великанова, Лев Лещенко… Ансамбль озвучил буквально сотни телепрограмм, мультфильмов, радиоспектаклей. Кстати, его можно часто услышать и в наши дни, особенно в некоторых утренних и дневных теле- и радиопрограммах. Самые «культовые» записи ансамбля Мещерина, это, во-первых, композиция «На колхозной ферме», созданная на мотивы эстонских народных песен (которые, конечно же, не имели никакого отношения к колхозам). Эта музыка была использована в шестом выпуске мультфильма «Ну, погоди!» (когда Волк попадает в курятник). Во-вторых, это необыкновенно удачная версия композиции Гершона Кингсли «Popcorn», названная Мещериным просто и логично — «Воздушная кукуруза». Она также звучит в одной из серий «Ну, погоди!», а также использовалась в самой азартной телепередаче Советского Союза «Спортлото». Заставку для Диснея (парад Диснейленда) придумал тоже Мещерин! Первый в мире космонавт, Юрий Гагарин, говорил, что, если бы ему это было позволено, то он мог бы рассказать «много чего интересного» про свой космический полет. Например, он рассказывал, что, находясь на орбите, он постоянно слышал «неземную музыку, очень похожую на ту, которая исполняется на электромузыкальных инструментах”. Спустя несколько лет Гагарин познакомился с творчеством Ансамбля Электромузыкальных Инструментов под управлением Вячеслава Мещерина (и с самим Мещериным тоже). Вот тогда-то он и осознал, что слышал в космосе (вернее, в кабине космического корабля) звуки, поразительно похожие на те, которые издавали инструменты, используемые ансамблем. А первый космонавт, побывавший в открытом космическом пространстве, Алексей Леонов, говорил, что «музыка электромузыкальных инструментов как нельзя более отвечала состоянию, которое я испытал в открытом космосе». «Космическая» тема вообще занимала почетное место в репертауре ансамбля Мещерина, особенно после того, как они записали музыку для фильма «Малыш с Марса» и театрального спектакля «Небо зовет». Впрочем, репертуар ансамбля был чрезвычайно разнообразен. Вячеслав Мещерин обладал тончайшим музыкальным вкусом, он был очень аккуратен в выборе материала для своих необыкновенных электронных аранжировок. Сам он, когда коллектив еще только что был создан, уверял, что «такому оркестру, все будет под силу: и развлекательная, и легкая музыка, и симфоническая, и классика». Кстати, несомненной заслугой Ансамбля Электромузыкальных Инструментов является еще и то, что именно благодаря ему большинство советских граждан впервые услышали произведения современных зарубежных авторов по радио и телевидению. «Освоение» Мещериным зарубежного музыкального материала началось в 1964 году, когда он сделал свою версию японской песни «Последний год в школе» (кстати, очень популярной в тогдашней Японии). Из воспоминаний бывшего работника министерства культуры СССР Ляховича С.И.: «Но особенно приятно было его видеть на концертных площадках. Появлялся Мещерин на эстраде всегда элегантно одетый, стройный, легкий в движениях. Иногда резкие, иногда плавные движения рук заставляли весь оркестр звучать так, как он хотел. Как не мыслим джаз Л. Утёсова без Утёсова, так и оркестр ЭМИ не мог существовать без Вячеслава Мещерина…». В 1990 году ввиду внутреннего конфликта среди участников ансамбля, В. В. Мещерин был вынужден распустить коллектив и закрыть ансамбль. Умер музыкант в 1995 году, похоронен на Ваганьковском кладбище (уч.19). Музыка Мещерина была восстановлена в 2001—2002 годах из архива Гостелерадиофонда Олегом Нестеровым и выпущена на двух сборниках под названием «Easy USSR». А чтобы издать весь материал ансамбля ЭМИ В.Мещерина, собранный более, чем за 30 лет, в архивах Государственного Дома Звукозаписи, понадобилось бы выпустить 60 компакт-дисков! Ансамбль ЭМИ Мещерина был создан в год первого Спутника, как раз между выходами ефремовских ТуА и "Сердца Змеи". Сейчас это уже музыкальная классика. И ее можно и нужно использовать в музыкальном оформлении любых мероприятий посвященных Русскому Космизму и Советскому Космосу - в том числе и Ефремовских Чтений, конечно. В Сети эта музыка есть.

Alex Dragon: Без клюквы, конечно, нельзя: про зашторенную комнату с зачтением заказа гэбэшным офицером, про музыку сфер, которую якобы слышал Гагарин. У него чё, глюки были? Так он ведь был одним из самых здоровых людей на планете, в том числе и психически. Ничего, кроме собственного шума приборов связи и гудения вентиляции он слышать не мог. А для борокамерных глюков полтора часа времени слишком мало, для их прорезывания нужно минимум сутки просидеть. Да и откуда журнализд такие откровения высосал? Щаз, стал бы Гагарин кому-то что-то рассказывать, даже если бы и было — он ещё летать хотел и к психиатрам на свидание совершенно не стремился. Впрочем, следующие строки со слов вроде бы Леонова ситуацию проясняют: «музыка электромузыкальных инструментов как нельзя более отвечала состоянию, которое я испытал в открытом космосе». То есть схожие переживания возникают, а отнюдь не слуховые галлюцинации или таинственные шорохи эфира в рации. А учитывая, что в середине 60-х всякая электрическая психоделия была в крайней моде, каких-нить «Венчурс» не слышал только ленивый, каждый второй ансамбль в составе имел клавишника, а во всех фантастических фильмах завывания терменвокса были данностью, то неудивительно, что космонавт улетал уже вполне настроенный определённым образом. Сравнение с «хаммондом» позабавило — это ведь совершенно разные инструменты, «хаммонд» — не столько электронный, сколько электромеханический инструмент и сравнивать с синтезатором его не очень корректно. К тому же часто встречается утверждение, что никакие эмуляторы неспособны точно воспроизвести звук оригинальных «хаммондов».



полная версия страницы