Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Символика цвета в мире Ефремова » Ответить

Символика цвета в мире Ефремова

Мечтатель21: Любой читатель Ивана Ефремова обращает внимание на особую роль цвета в его произведениях. Очень показателен в этом отношении роман "Туманность Андромеды". Автор щедро расцветил и украсил созданный им мир всеми мыслимыми и немыслимыми оттенками. Цвет содержат в себе и сами названия некоторых глав романа: "Легенда Синих Солнц", "Симфония фа-минор цветовой тональности 4,750 мю", "Красные Волны". Основную символическую роль, как нам кажется, в романе играют два главных "ефремовских" цвета: синий (или голубой) и красный. Дара Ветра в период его душевного спада лечат "испытанным старым способом - музыкой грустных аккордов в пронизанной успокоительными волнами комнате голубых снов...". Симфония Зига Зора, символизирующая торжество эволюции жизни и сознания во Вселенной, также выражена в синем цвете. Диалектическим полюсом синего-голубого является красный цвет (вместе с близкими ему теплыми колерами, напр. оранжевым). Красны стареющие световые волны, доходящие до земных телескопов из глубин пространства, красен свет умирающих светил. Но в тоже время красны и прекрасные тела жителей Эпсилон Тукана. Красный цвет всегда символизировал активность, жизнь, страсть.

Ответов - 12

Сат-Ок: Также Эрг Ноор, родившийся на звездолёте, рассказывает про первое воспоминание: перекрещивающиеся потоки света от двойной звезды - синей и оранжевой. Это давало густо-зелёный цвет, цвет земной жизни. Недаром именно на планету зелёного солнца летит "Лебедь", а фторные люди имеют общую бирюзовую палитру. Музыку в ЧБ тоже измеряют цветами (сказалось, видимо, восхищение Скрябиным). Синий был любимым цветом ИАЕ. Эзотерически он в своём творчестве движется именно в синем луче учителя К.Х.

Сат-Ок: Для ИАЕ очень важен также ещё блеск, точечный просверк - особое значение это приобретает в рассказах и ЛБ.

Мечтатель21: В тантрической традиции Индии синий соответствует высшим центрам сознания-чакрам (синий цвет успокаивает и настраивает на вечное и беспредельное), красный - коренному центру Муладхаре (средоточию сексуальной энергии, красный цвет страсти), зеленый - сердечному (срединному) центру Анахате.


Сат-Ок: «Я вышел из палатки, щурясь от яркого солнца, и остановился в восхищении. Конусы и купола красных глин внизу обрыва неистово рдели в солнечном свете, приняв необыкновенно яркий пурпурный цвет не то что тёплого, а совсем горячего тона». ДВ

Мечтатель21: Вообще любой художественный текст Ефремова немыслим без цвета. Полихромии нет, пожалуй, лишь во фрагментах с философским и научно-теоретическим содержанием. Там же, где разворачиваются события, непременно присутствуют цвета и оттенки - при том не только на природе, в естественной среде, но и внутри космического корабля: В тусклом свете, отражавшемся от потолка, шкалы приборов казались галереей портретов. Круглые были лукавы, поперечно-овальные расплывались в наглом самодовольстве, квадратные застыли в тупой уверенности. Мерцавшие внутри них синие, голубые, оранжевые, зеленые огоньки подчеркивали впечатление... И так далее, почти на каждой странице.

Мечтатель21: Совершенно феерические описания чужих миров: "...Высоко поднимались округлые купола гор, казавшихся отлитыми из меди. Неизвестная порода, или металл зернистого строения, рдела огнем под удивительно белым сверкающим светом голубого солнца. Даже в несовершенной передаче приборов неведомый мир блистал торжественно, с каким-то победным великолепием. Отблески лучей окаймляли контуры медных гор серебристо-розовой короной, отражавшейся широкой дорогой на медленных волнах фиолетового моря. Вода цвета густого аметиста казалась тяжелой и вспыхивала изнутри красными огнями, как скоплениями живых маленьких глаз. Волны лизали массивное подножие исполинской статуи, стоявшей недалеко от берега в гордом одиночестве. Женщина, изваянная из темно-красного камня, запрокинула голову и, словно в экстазе, тянулась простертыми руками к пламенной глубине неба. Она вполне могла бы быть дочерью Земли – полное сходство с нашими людьми потрясало не меньше, чем поразительная красота изваяния. В ее теле, точно исполнившаяся мечта скульпторов Земли, сочеталась могучая сила и одухотворенность каждой линии лица и тела. Полированный красный камень статуи источал из себя пламя неведомой и оттого таинственной и влекущей жизни. Пять людей Земли безмолвно смотрели на изумительный новый мир. Только из широкой груди Мвена Маса вырвался долгий вздох – при первом же взгляде на статую каждый нерв его напрягся в радостном ожидании. Против статуи, на берегу, резные серебряные башни отмечали начало широкой белой лестницы, взброшенной свободно над чащей стройных деревьев с бирюзовой листвой. – Они должны звенеть! – шепнул Дар Ветер в ухо Веды, указывая на башни, и та согласно наклонила голову. Передаточный аппарат новой планеты продолжал последовательно и беззвучно развертывать новые картины. На секунду мелькнули белые стены с широкими выступами, прорезанные порталом из голубого камня, и экран раскрылся в высоком помещении, залитом сильным светом. Матово-жемчужная окраска изборожденных желобками стен сообщала необыкновенную четкость всему находившемуся в зале. Внимание приковывала группа людей, стоявших перед полированной изумрудной панелью. Пламенный красный цвет их кожи соответствовал оттенку статуи в море. В нем не было ничего необычайного для Земли – некоторые племена индейцев Центральной Америки, судя по сохранившимся от древности цветным снимкам, обладали почти такой же, менее глубокого тона, кожей. В зале находились две женщины и двое мужчин. Обе пары носили разные одежды. Стоявшие ближе к зеленой панели отличались золотистыми короткими одеяниями, похожими на изящные комбинезоны, снабженные несколькими застежками. У других двух были окутывавшие их с головы до пят одинаковые плащи такого же жемчужного оттенка, как и стены..." "...Люди Земли увидели лиловые волны океана из фтористого водорода, омывавшие берега черных песков, красных утесов и склонов иззубренных гор, светящихся голубым лунным сиянием. Ближе к полюсам окружающий воздух синел все больше, становился глубже и чище темно-голубой свет фиолетовой звезды, вокруг которой быстро неслась фторная планета. Горы здесь поднялись округлыми куполами, валами, плоскими вздутиями с ярким опаловым блеском. Синие сумерки лежали в глубоких долинах, направлявшихся от полярных гор к фестончатой полосе морей на юге. Большие заливы дымились опалесцирующим покровом голубых облаков. Гигантские постройки из красного металла и каких-то травяно-зеленых камней обрамляли края морей, бесконечно длинными вереницами всползали по вертикальным долинам к полюсам. Эти исполинские скопления построек, заметные с громадной высоты, разделялись широкими полосами густой растительности с зеленоватоголубой листвой или плоскими куполами гор, светившихся изнутри, будто опалы или лунные камни Земли. Круглые шапки льдов из застывшего фтористого водорода на полюсах казались драгоценными сапфирами. Синие, голубые, лазурные, лиловые краски преобладали повсюду. Самый воздух словно был пронизан голубоватым свечением, точно слабый разряд в газовой трубке. Мир чужой планеты казался холодным и бесстрастным, будто видение в кристалле — чистое, далекое и призрачное. Мир, в котором не чувствовалось тепла, ласкающего разнообразия красных, оранжевых и желтых цветов Земли..."

Elentirmo: Ну тогда нужно вспомнить и цветовую дифференциацию голосований на Совете Звездоплавания и на празднике Пламенных Чаш.

Сат-Ок: Да, противопоставление синего и красного мира и их соответствующие описания именно фееричны!

Кебнекайсе: А почему забыли про зеленый мир? Перед зрителями внезапно выросла страна высоких гор, окутанных во все мыслимые оттенки зеленого света. Черно-зеленые тени глубоких ущелий и крутых склонов, голубовато-зеленые и лиловато-зеленые освещенные скалы и долины, аквамариновые снега на вершинах и плоскогорьях, желто-зеленые, выжженные горячим светилом участки. Малахитовые речки бежали вниз, к невидимым озерам и морям, скрывавшимся за хребтами. Дальше покрытая круглыми холмами равнина расстилалась до края моря, казавшегося издалека блестящим листом зеленого железа. Синие деревья клубились густой листвой, поляны расцветали пурпурными полосами и пятнами неведомых кустов и трав. А из глубины аметистового неба могучим потоком струились золотисто-зеленые лучи.

Сат-Ок:

Мечтатель21: Кебнекайсе пишет: почему забыли про зеленый мир? Не забыли:) Просто невозможно сразу привести описания всех фантастических миров Ефремова. Наряду с синим, зеленым, красным есть и темный, ужасный мир планеты Железной звезды. ...Эрг Hoop передвинул ограничитель высоты полета на две тысячи метров и включил мощные прожекторы. Под звездолетом простирался огромный океан – подлинное море ужаса. Беспросветно черные волны вздымались и опадали над неведомыми глубинами. Биолог, вытирая выступивший от усилий пот, старался поймать отраженный от волн световой зайчик в прибор, определяющий ничтожнейшее колебание отражательной способности – альбедо, чтобы определить соленость или минерализацию этого моря мрака. Блестящая чернота воды сменилась чернотой матовой – началась суша. Скрещенные лучи прожекторов распахивали узкую дорогу между стенами тьмы. На ней проступали неожиданные краски – то желтоватые пятна песка, то серовато-зеленая поверхность скалистых пологих гряд...

Сат-Ок: Тут эта тема тоже присутствует, но наиболее великолепно она отражена в сцене знакомства землян и фторных людей. Цветность (а ясно, что цветность - лишь наиболее оче-видная характеристика мира) меняется в зависимости от освещения и от органов зрения. То же и про звуки - земляне не могли услышать всей прелести музыки фторных людей, так как она уходила в ультразвук. То же и со зрением - для фторных красные и оранжевые тона, видимо, были не видны - как для нас инфракрасные. Такое смещение "точки сборки" ставит много интересных вопросов. Скажем, как происходил бы контакт фторных людей и эпсилонян? Они друг другу казались бы призраками во мраке вне специально созданной среды диалога наподобие той, что описана в СЗ.



полная версия страницы