Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » О жанровой определенности в творчестве Ефремова » Ответить

О жанровой определенности в творчестве Ефремова

DNEPR_WAVE: Сат-Ок пишет: [quote]В том-то и беда, что в сознании большинства людей и, к сожалению, литературоведов, происходит разделение литературы "настоящей" и фантастики. Нет такого деления! Есть просто литература. И оценивать её - всякую - надо по всей строгости.[/quote] Полностью с Вами согласна. Для этого мне предложили провести "жанровое исследование" романов Ефремова. Для того, чтобы найти элементы, допустим, фантастики и утопии (и антиутопии тоже). Чтобы была какая-то жанровая определенность. Я вот задумалась - нужна ли она, эта определенность? Нужно ли подгонять какие-то многогранные произведения под какие-то жанровые рамки? Я не хочу доказывать, что Ефремов - не фантастика и что его политические убеждения - назовем это так - были какие-то другие. Просто жаль, что фантастика в современном литературоведении подразумевает нечто несерьезное и недостойное внимания (Николай, в нашем общении мы как-то упомянули Мамлеева), развлекательную литературу в общем. С таким разделением пришлось столкнуться и, к сожалению, больно. Дипломная, о которой я тут в прошлом году всем уши прожужжала, была оценена "хорошо", но при этом мой профессор написал характеристику на две страницы о том. что "Лезвие бритвы" - вся насквозь пропаганда и нравоучение и что очень жаль, что автор дипломной этого не заметила. Было больно до такой степени, что думала забросить исследования и не писать диссертацию. Сейчас, правда у меня другой профессор, он более спокойно относится к моим идеям, хотя Ефремова не читал.:) Не думаю, что делать что-то масштабное в моих силах (пока) но заполнить некоторые пробелы в современной русистике вполне реально.

Ответов - 8

Alex Dragon: Вызов на собеседование в гестапо излечиваает от самоуверенности любого профессора. Можете утешиться этим. А то и напомнить при случае, благодаря кому и чему уважаемого профессора туда не вызывают. После чего обсудить проблемы зоркости и пропаганды.

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: А то и напомнить при случае, благодаря кому и чему уважаемого профессора туда не вызывают. Ну так профессор это знает. Америка спасла с Англиею.

Alex Dragon: Ну так это пока не вызвали. Этот профессор может и не доживёт до столь славных времён. А его сын и внук имеют все шансы.


Алексей Л.: Очень странное деление на "настоящую литературу" и фантастику. Часть фантастики 20 в. почему-то причисляется к "настоящей лит-ре" - Булгаков, Чапек, Хаксли, Замятин, Оруэлл. А вот Брэдбери был гораздо "художественнее" и талантливее других, но не считается "писателем". А.Н.Толстой - "писатель", а его фантистика - не "литература". Но до 19 века вся литература была фантастической. приключенческой и философской - Рабле, Шекспир, Сервантес, Вольтер, Свифт...

Alex Dragon: Поклонники «сайнс фикшн» тоже врядли обрадуются зачислению в славные ряды фантастов писателей типа Оруэлла. Но мне кажется, это деление на «литературу» и «не литературу» давно уже ушло в разряд чисто схоластических споров. А в наши времена постмодернизма так вообще стёрта всякая грань между искусством и порнографией, так что законно всё. Кто с кем и о чём спорит?

saabmount: это и есть фантастика. Применяется в литературе, если автор (по каким-либо причинам) не желает, чтобы действие происходило в данном месте и в данное время. P.S. Таким образом, так называемая "историческая литература" тоже является фантастикой (Пикуль, Ефремов). И творения Жуля Верна, который, сидя у сбя на даче и читая энциклопедию, переносил действие своих произведений незнамо куда. P.S. Особняком стоит фантастика предсказаний, в том числе, научная. А есть еще юмористическая фантастика Шекли.

Alex Dragon: О сколько нам открытий чудных! В художественной литературе этак чуть более, чем полностью во всех действие происходит не «в данном месте и в данное время». В данном месте и времени только криминальные сводки и репортажи об уборке урожаев проистекают.

saabmount: Вот умные люди уточняют: "Для жанровой классификации также важно проведение жанровых границ, выяснение, являются ли фантастическое жанрообразующим элементом для того или иного произведения. В случае положительного ответа на данный вопрос говорят о «собственно фантастике» («содержательной фантастике»), где фантастическое допущение является структурообразующим принципом и можно говорить именно о жанре фантастики. В противном случае иногда пользуются термином «формальная фантастика искусства» (фантастика, как вторичная художественная условность). В этом случае речь идет о других жанрах литературы, где фантастическое допущение является вспомогательным элементом раскрытия авторского замысла, играют вспомогательную техническую роль и не оказывают существенного влияния на сюжет и идею" Глубокоуважаемый модератор не иначе желает, чтобы я на кажное слово ссылку ставил. Быть посему!



полная версия страницы