Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Символика Головного и Хвостового полушария в ЧБ » Ответить

Символика Головного и Хвостового полушария в ЧБ

Alex Dragon: [quote]Жаркий ветер шуршал в ветвях, какие-то зеленые насекомые вяло ползали у корней. Сю-Те выбрала большой, пирамидально заостренный камень с изломами, отсвечивавшими буро-красным цветом засохшей крови, и опустилась перед ним на колени. Приложив пальцы к вискам и склонив голову, она шептала молитвы. Вир Норин ждал, пока она исполнит обряд. Когда девушка встала, он спросил: - Кто бился здесь и кто кого победил? - Предание говорит о сражении между владыками головного и хвостового полушарий. Погибли сотни тысяч людей. Победил владыка головного, и на всей планете установилась единая власть. Эту битву называют победой мудрости над темными хвостовыми народами. - Ваши предки участвовали в сражении на стороне побежденных? - Да. - А если бы победили они, а не головные? Изменилась бы жизнь? - Не знаю. Зачем ей меняться?! Столица была бы в Кин-Нан-Тэ, наверное. Дома бы строили по-другому, как принято у нас, башнями. Может быть, мои предки стали бы "змееносцами"... - И вы хотели бы принадлежать к этой верхушке? - Ой, нет! Вечно бояться, оглядываться, презирать все и быть всеми ненавидимой? Может быть, я просто невежественная и глупая, но мне не хотелось бы так жить. Лучше никак... Это "лучше никак" пронизывало все сознание молодых тормансиан, принадлежавших к классу "кжи", и обусловливало неискоренимый фатализм. "Зачем?" - казалось им непобедимым аргументом. Вир Норин еще раз обвел взглядом выжженное плато. Могучее воображение заполнило его грохотом боевых машин, воплями и стонами сотен тысяч людей, штабелями трупов на изрытой каменистой почве. Вечные вопросы: "Зачем? За что?" - на этом фоне становились особенно беспощадными. И обманутые люди, веря, что сражаются за будущее, за "свою" страну, за своих близких, умирали, создавая условия для еще большего возвышения олигархов, еще более высокой пирамиды привилегий и бездны угнетения. Бесполезные муки, бесполезные смерти...[/quote] Конечно, искать буквальные аналогии с земной современностью автора не стоит, но всё же интересно, нашли ли какие-то реальные события земной истории отражение в членении Торманса на Головное и Хвостовое полушарие? Есть ли тут какой-то более глубокий символический смысл? Первое, что напрашивается — это аналогия с западным и восточным полушарием Земли и противостоянием США и СССР, шире — «первого мира» и остальных. Однако, вполне очевидна перпендикулярность тормансианских полушарий земным и привязка к полюсам. То есть с актуальной политической географией не очень вяжется, только в каких-то самых обобщённых чертах. Зато чётко можно выделить направление север-юг. Оппозиция Восток-Запад хотя и достаточно размыта, однако широко обсуждаема, является общим местом и упоминается по сто раз на дню к месту и не месту. А вот что такое Север и Юг? Есть ли какая-то устойчивая традиция соотнесения этих сторон света с какими-то событиями, явлениями, концепциями? И можно ли видеть их след в оппозиции Головного и Хвостового полушария Торманса? Собственно, как и почему я пришёл к этому вопросу. Недавно решил переслушать «the Doors», благо это не так сложно — вышло всего шесть канонических альбомов. По ходу поискал переводы песен, почитал какие-то статьи, воспоминания, обмен мнениями на форумах и блогах. Всплыла фраза примерно такого содержания: «Джим Моррисон был последним осколком Старого Юга». В принципе, достаточно расхожая. Однако здесь, вне американских традиций и культурных течений, достаточно малопонятная и мало что значащая. Хотя и отсюда заметно особое отношение к этой теме американцев. Меня в своё время удивило, что «Унесённые ветром» (и фильм, и книга) — это описание с той, проигравшей стороны, и отношение там скорее сочувственное. Что мне было совершенно непонятно. Мы воспитаны на традиции, в рамках которой безусловно считается что отсталый рабовладельческий Юг США — это безусловно отрицательное явление и победа Севера была выражением прогрессивных и положительных тенденций. С такой позиции сочувствовать южанам казалось даже безнравственным. Причём я невольно представления о нашей гражданской войне переносил на американскую и южане для меня всегда были «белыми» и неправыми априори. Чему было основание в давней, причём не только советской, а ещё дореволюционной традиции, и не только русской. Откуда, скажем я получил первые в жизни представления о гражданской войне в США? Жюль Верн, «Таинственный остров», в котором авторская позиция обозначена достаточно чётко. Это противоречие вызвало некий диссонанс. Хотя я и не являюсь глубоким знатоком американской культуры, тем более периода до гражданской войны, однако даже в тех — во многом благодаря вездесущему Голливуду — попадающихся на глаза произведениях заметно, что это не просто некая задним числом ностальгия и не просто наследственный реваншизм. Сделем на этом месте зарубочку. То есть, вот один яркий пример оппозиции Север-Юг, имеющий вполне явные политические, исторические и культурные контуры. Однако, от ефремовской темы, это, пожалуй, ещё далековато. На днях мне попался раритетный сборник южновьетнамского рока, который я эти несколько дней без продыху кручу — аж уши устали. На тех, кто хоть как-то в теме, словосочетание «сайгонский рок» должно действовать как дудочка крысолова. В русском языке оно особенно наполненно смыслами — и из-за слова «rock», которое неожиданно совпадает по звучанию с русским «рок», и из-за особого отношения к теме вьетнамской войны, сложившемся ещё при СССР, и из-за легендарного места тусовки питерских неформалов в кафе, имевшем прозвище «Сайгон» и упоминающемся во всех имеющих к ленинградскому року отношение житиях. На меня особо подействовали и годы, указанные на обложке: 1968–1974. Хотя я и не имею основания жалеть о падении южновьетнамского режима, но, сдаётся, не шибко-то весело было писаться в Сайгоне 1974 года. Так, наверное, было не очень радостно выступать на сцене где-нибудь в Крыму за пару недель до последнего парохода. Заинтересовавшись, стал искать какие-нибудь подробности. Имена на наклейках пластинки не только неизвестны у нас, но неизвестны подавляющему большинству жителей Европы и Америки. Сам сборник опубликован только в этом году. Тем не менее какие-то крохи, или скорее намёки, всё же нашлись. Насколько можно понять, по крайней мере часть артистов успела на свой последний пароход. Увы, какие-то подробности узнать сложно из-за того что тамошние белоэмигранты патриотично пишут на вьетнамском языке. А прочим дела нет. Однако наткнулся на подборку фотографий и видео, которую ведёт, если верно указаны данные, какой-то парень лет 25, скорее всего сын кого-то из тех эмигрантов. Надо сказать, что это само по себе интересно, поскольку взгляд с той стороны у нас практически неизвестен. Если какие-то материалы на вьетнамскую тематику со стороны американцев до нас ещё как-то доходят, то Республика Вьетнам — официальное наименование Южного Вьетнама — земля совершенно неведомая. Подборка, конечно, строго ностальгическая и в хорошо нам знакомом стиле «Вьетнам, который мы потеряли» — кусочки кинохроники, художественных фильмов, фотки и открытки с видами города, какие есть, наверное, в каждой семье, не то что бы парадные, но на которых всё такое чистенькое, светленькое, мирное, доброе, благополучное — счастливое. Тут же вспоминаю давно вертящуюся мысль, что ситуация там долгое время напоминала — почти как близнец — ситуацию во время корейской войны: то же самое деление Север-Юг, практически такой же политический расклад — «красные» против «белых» и участие внешних сил, такая же разделённость и восприятие Севера, и где-то приблизительно один регион, если под этим понимать не географическую близость, а культурное и политическое влияние Китая, буддизм и т.п. Вот, уже собственно три значимых и заметных, чётко обозначенных на уровне прямых названий противостояния Севера и Юга: США, Корея, Вьетнам. А теперь возвращаясь к зарубке. Тут до меня дошло, что такое Юг и что такое Север: отсталый, патриархальный, закосневший в своём застывшем настоящем, изнеженный Юг при том при всём рождает некую рафинированную, утончённую культуру верхов, которая распускается цветком и именно этот цветок остаётся в памяти. В то время как деловитые, лишённые всякой романтики, родовитости и утончённости (в понимании южан) грубые янки сметают старые порядки и походя сносят вместе со сгнившим домом сад и затаптывают цветы. Север выступает жёсткой, брутально маскулинной ведущей силой, в движении которой проявляется жестокая неумолимость хода истории, это варварский поток, который опускает занавес Средневковья над античной Ойкуменой, но создаёт Европу, размыкает колесо в линию, но подминает под себя женственный Юг. В тормансианской замкнутой накоротко реальности — и в земной в пределах обозримости индивидуальных судеб — хрен редьки зачастую оказывается не слаще. Реальные — а не в грёзах эмигрантов — южные режимы ничуть не менее — а то и более — тиранические и совсем не более человечные, чем пришедшая с Севера волна. Они просто разное и по разному давят. В исторической перспективе за «севером» безусловная правота — только его движение может со временем дать силы и средства вылезти из болота всем, а не только немногим вываляным в шоколаде, с рафинадом и серебряной ложкой по праву рождения во рту. Но пока пройдут эти века, растоптанные цветы увядают… Цветы, которые единственное стоящее, что остаётся от того дома и сада. Сю-Те — явная южанка. P.S. Просмотр роликов из Сайгона особых потрясающих достижений культуры не выявил, даже жалко их стало — если это цветы, то что же грязь? На тарковских и балет там явно был дефицит. Однако на уровне быта то, что попадало в камеру, «мило, очень мило». Всё как у людей. Мечта клерка. Потому, наверное, и проиграли. Зато с рок-н-роллом было хорошо. Рок там играли забойно, с энтузиазмом. Вот любопытно, как с этим делом было в социалистическом Вьетнаме? Сейчас-то это, похоже, не нужно ни тем, ни этим — песенки в духе Пугачёвой и Ротару эпохи «советской эстрады» вполне удовлетворяют и китайских коммунистов, и быших японских империалистов, и нынешних вьетнамских эмигрантов.

Ответов - 56, стр: 1 2 All

Цитатник Мао: Алексей Л. пишет: ЗЫ. Пушкин - плохой писатель. Можно читать только сказки и "Маленькие трагедии". А кто хороший?

A.K.: Алексей, а какая связь Ваших потоков сознания с темой в заглавии?

Алексей Л.: Наверно, опять ошибся. Это туда, где цитаты из Пушкина об Америке.


Алексей Л.: Ниоткуда не видно, что Белые Звезды - это США. Имеется в виду флаг? В ЧБ это совсем другое - придуманная тормансианской пропагандой родина предков.

Alex Dragon: Ещё соображения появились по поводу аналогий и возможных прототипов хвостового и южного полушария. Кин-Нан-Тэ — слово что-то очень напоминает. А именно «Нанкин» — пару слогов переставлено. Но причём тут именно он может быть? А сегодня наткнулся на статью про тайпинское восстание. Нанкин был столицей тайпинов, а само восстание было направлено против манчжурской — северной — династии. Что в свою очередь навело на мысль, что мы, ища параллели с Китаем, замкнулись на периоде Мао. В то время как в истории Китая были периоды и войны, на фоне которых Мао просто вегетарианец. Причём он был далеко не первым в ряду правителей с «китайской спецификой». В середине 19 века в ходе восстаний, которыми был охвачен Китай, параллельных тайпинскому, опимных войн и сопутствующих беспорядков в стране по некоторым оценкам погибло порядка ста миллионов человек. Впрчоем, достоверность цифр под вопросом, но несомненно, что они огромны. Мы как-то не задумываясь привыкли считать самым кровавым событием вторую мировую войну, тогда как почти за сотню лет до того полыхали пожары не менее, а то и более кровавые. Но они были не в Европе и как-то остались в тени. Хоть в учебниках, по которым я учился в школе, что-то там и упоминается, но места этому уделено много меньше, чем европейской истории. На фоне чего опустошение Торманса начинает приобретать иной оттенок, картина становится менее абстрактной. Миллионы костяков на кладбищах, на ладан дышащее хозяйство, истощённая почва, неисчислимые жертвы и пр. т.п., и в том числе война головного и хвостового полушария — это ведь в значительной степени картинка Китая, причём взятого общим планом, периодически испытывавшего такого рода опустошения и жестокие сбросы излишков населения и даже техногенные катастрофы — при нарушении социальной структуры тут же нарушалось обслуживание дамб, они ветшали и наводнения буквально смывали иной раз миллионы человек.

Мечтатель21: Alex Dragon пишет:На фоне чего опустошение Торманса начинает приобретать иной оттенок, картина становится менее абстрактной. Миллионы костяков на кладбищах, на ладан дышащее хозяйство, истощённая почва, неисчислимые жертвы и пр. т.п., и в том числе война головного и хвостового полушария — это ведь в значительной степени картинка Китая, причём взятого общим планом, периодически испытывавшего такого рода опустошения и жестокие сбросы излишков населения и даже техногенные катастрофы — при нарушении социальной структуры тут же нарушалось обслуживание дамб, они ветшали и наводнения буквально смывали иной раз миллионы человек. Китайская цивилизация на протяжении как минимум четырех тысяч лет своей истории была жестко привязана к определенному географическому региону - Великая Китайская равнина и низовья реки Янцзы с преобладающей ролью рисосеющего земледелия. Крестьянам-китайцам попросту некуда было мигрировать, кроме, пожалуй, южного направления - на юг от Янцзы, где исконными обитателями пару тысяч лет назад были не китайцы, а народы, более близкие современным вьетнамцам (потому сейчас жителя, говорящего на южном диалекте, на слух в Пекине не поймут - потребуется посредничество единой иероглифической письменности). На западе располагался регион с крайне пересеченным рельефом и населенный воинственными тибетскими племенами, с которыми Поднебесная боролась с периодическим успехом. На севере - Великие монгольские степи с их обитателями - кочевниками, ужас перед которыми уже в глубокой древности заставил выстроить Великую Китайскую стену. На востоке - океан, пространства которого существенно препятствовали поиску других, пригодных для заселения, земель. Так что китайцы вынуждены были несколько тысячелетий плодиться и размножаться в четко очерченных пределах своей цивилизации, что неизбежно приводило к периодическому перенаселению, и как следствие - к земельному голоду, нищете, увеличению деклассированного элемента, социальной нестабильности. Все это вызывало время от времени взрывы великих народных, крестьянских войн, которые велись с большой жестокостью и значительно сокращали количество населения, в итоге, однако, приводя к следующему периоду стабилизации. "Время от времени Поднебесная распадается, чтобы соединиться вновь.." Alex Dragon пишет:Кин-Нан-Тэ — слово что-то очень напоминает. А именно «Нанкин» — пару слогов переставлено. Но причём тут именно он может быть? А сегодня наткнулся на статью про тайпинское восстание. Нанкин был столицей тайпинов, а само восстание было направлено против манчжурской — северной — династии. Действительно, просматривается аналогия. Нанкин (в северном произношении"нань-цзинь" - "Южная столица", так же как Пекин, "бэй-цзинь" -"Северная столица") являлся культурным и политическим центром Южного Китая. Туда, в Южный Китай, обычно всегда бежали представители китайской традиционной элиты, когда на Север нападали какие-нибудь очередные завоеватели из степей (так было при монголах - династия Юань, маньчжурах - династия Цин), так что Нанкин был средоточием оппозиционных по отношению к "варварским" династиям настроений.

X-Ray: Алекс Драгон пишет: А теперь возвращаясь к зарубке. Тут до меня дошло, что такое Юг и что такое Север: отсталый, патриархальный, закосневший в своём застывшем настоящем, изнеженный Юг при том при всём рождает некую рафинированную, утончённую культуру верхов, которая распускается цветком и именно этот цветок остаётся в памяти. В то время как деловитые, лишённые всякой романтики, родовитости и утончённости (в понимании южан) грубые янки сметают старые порядки и походя сносят вместе со сгнившим домом сад и затаптывают цветы. Север выступает жёсткой, брутально маскулинной ведущей силой, в движении которой проявляется жестокая неумолимость хода истории, это варварский поток, который опускает занавес Средневковья над античной Ойкуменой, но создаёт Европу, размыкает колесо в линию, но подминает под себя женственный Юг. Возможно. Но возможна и иная трактовка: отражение противоречий "Север-Юг" на Земле, противостояния развитых капстран (Север) и "развивающихся стран третьего мира" (Юг). Лидером последних мечтал стать и Мао-Дзе-Дун, кстати. Север, опираясь на технологическое превосходство, победил на Тормансе. Пока и на Земле, развитый "Север" явно доминирует. Насчет того, что племена варваров стимулировали прогресс в Европе - спорно, спорно. На самом деле очевидного скачка в развитии не произошло, варварские королевства, созданные на обломках Западной Римской Империи заметно уступали по уровню развития и Византии и Востоку, от которых им пришлось заново перенимать сокровища античной мысли. Замечу и сам Ефремов считал ранее Средневековье скорее откатом назад, чем прорывом в будущее, что выразил предельно ясно.

Мечтатель21: X-Ray, внимательнее, это не я, это Алекс писал :)

Мечтатель21: Alex Dragon пишет:Тут до меня дошло, что такое Юг и что такое Север: отсталый, патриархальный, закосневший в своём застывшем настоящем, изнеженный Юг при том при всём рождает некую рафинированную, утончённую культуру верхов, которая распускается цветком и именно этот цветок остаётся в памяти. В то время как деловитые, лишённые всякой романтики, родовитости и утончённости (в понимании южан) грубые янки сметают старые порядки и походя сносят вместе со сгнившим домом сад и затаптывают цветы. Север выступает жёсткой, брутально маскулинной ведущей силой, в движении которой проявляется жестокая неумолимость хода истории, это варварский поток, который опускает занавес Средневковья над античной Ойкуменой, но создаёт Европу, размыкает колесо в линию, но подминает под себя женственный Юг. Интересно то, что это противопоставление "варварский, брутальный Север - высокоразвитый, утонченный Юг" очевидным образом присутствует в истории тех цивилизаций, которые были для ИАЕ очень значимы. На юге Греческого полуострова и близлежащих островах процветала великолепная критская (минойская) культура, с высокоразвитыми градостроительством, искусством, которая была разрушена нашествием более примитивных племен греков-ахейцев, пришедших с севера. Так же протоиндийская городская цивилизация дравидов (Мохенджо-Даро и Хараппа) пала окончательно в результате вторжения кочевых народов с севера, из Центральной Азии (вероятно, то были ведические арии). Прямые родственники носителей этой культуры, современные дравидоязычные народы (тамилы, малаяли и др.) живут сейчас на юге Индостана, в ходе истории вынужденные уступить север страны народам, говорящим на индоарийских языках. Понятно, что в том и другом случае ИАЕ испытывал вполне определенную симпатию к "южанам".

X-Ray: Мечтатель21 пишет: X-Ray, внимательнее, это не я, это Алекс писал :) Лады, поправлю.

X-Ray: Мечтатель21 пишет: Интересно то, что это противопоставление "варварский, брутальный Север <…> Понятно, что в том и другом случае ИАЕ испытывал вполне определенную симпатию к "южанам". Гм. Однако северяне Торманса не слишком похожи ни на ахейцев, которые тоже потом были потеснены дорийцами, ни на арийцев, которые вытеснили дравидов... Кроме того, известные Ефремову культуры как раз представляли собой симбиоз, результат ассимиляции этих "северян" и "южан". Глубоко копнули... может даже слишком? Кстати, все перечисленные вами "южане" слили скорее потому, что уже реально находились в состоянии упадка. Критская культура пришла в упадок из-за масштабной природной катастрофы. Не слишком прозрачная аналогия, прямо скажем Вы меня достали оверквотингом. Тут все стали этим грешить, но вы чемпион. Вы плохо видите мои предупреждения? Это последнее китайское — A.D.

Мечтатель21: X -Ray пишет: Гм. Однако северяне Торманса не слишком похожи ни на ахейцев, которые тоже потом были потеснены дорийцами, ни на арийцев, которые вытеснили дравидов... Так проводить прямую аналогию и не призываю, тут, скорее, что-то на уровне "архетипов", то, о чем Алекс в самом начале темы написал. X-Ray пишет: Кроме того, известные Ефремову культуры как раз представляли собой симбиоз, результат ассимиляции этих "северян" и "южан". А вот это не совсем так. И минойская культура критян-пеласгов, и протоиндийская цивилизация протодравидов достигли своего расцвета совершенно независимо от своих северных соседей. Позднее пришельцы многому научились и восприняли от них, образовав культурный синтез. Но это характерно только для Индии, где дравидские народы все же сохранили свои языки и традиции, существенно повлияв на формирование общеиндийской культуры. Не так с минойской цивилизацией - она погибла, не оставив прямых наследников, оставшись во многом загадкой. По новейшим данным, извержение вулкана на Тире не полностью разрушило критскую цивилизацию, разгром довершили какие-то завоеватели, пришедшие извне (вероятно, с материка). Так же с Мохенджо-Даро - на улицах города найдены следы вооруженного нападения, хотя, действительно, есть основания считать, что город к тому времени находился в упадке. А глубоко копать - естественно при исследовании книг ИАЕ, где очень многое закручено на исторических аналогиях и культурных ассоциациях, глубокое прошлое перекрещивается с далеким будущим и т. д.

X-Ray: Мечтатель21 пишет: А вот это не совсем так. И минойская культура критян-пеласгов, и протоиндийская цивилизация протодравидов достигли своего расцвета совершенно независимо от своих северных соседей. Позднее пришельцы многому научились и восприняли от них, образовав культурный синтез. Но это характерно только для Индии, где дравидские народы все же сохранили свои языки и традиции, существенно повлияв на формирование общеиндийской культуры. Не так с минойской цивилизацией - она погибла, не оставив прямых наследников, оставшись во многом загадкой. По новейшим данным, извержение вулкана на Тире не полностью разрушило критскую цивилизацию, разгром довершили какие-то завоеватели, пришедшие извне (вероятно, с материка). Так же с Мохенджо-Даро - на улицах города найдены следы вооруженного нападения, хотя, действительно, есть основания считать, что город к тому времени находился в упадке. А глубоко копать - естественно при исследовании книг ИАЕ, где очень многое закручено на исторических аналогиях и культурных ассоциациях, глубокое прошлое перекрещивается с далеким будущим и т. д. Так ведь не о них речь шла... я то говорил о тех культурах, что были дороги Ефремову и которые явно относились к более позднему периоду. А они как раз и представляли собой продукт синтеза. Пришельцы не только многому научились, но и многое дали автохтонам в плане социальной организации, возможно - и ремесел. Не знаю насчет крито-минойцев.... возможно, их наследником были Микены. Все же считаю более правдоподобной свою версию. Конфликт "Севера" и "Юга" на Тормансе - конфликт капиталистического "ядра" и "периферии". Разумеется более развитое технологическое "ядро" одержало верх.

Мечтатель21: X-Ray пишет: Так ведь не о них речь шла... я то говорил о тех культурах, что были дороги Ефремову и которые явно относились к более позднему периоду. А они как раз и представляли собой продукт синтеза. ИАЕ интересовался как ранними, автохтонными культурами (Крит, протоиндийцы), так и более поздними цивилизациями, развивавшимися позднее в тех же местах (античная Греция, индо-буддийская Индия). Однако в его произведениях заметно развитие той идеи, что более древние и одаренные эмоционально "южане" существенно повлияли на формирование в более поздней цивилизации, где ведущую роль стали играть "северяне", художественных умений. Это прослеживается особенно в таких произведениях, как "На краю Ойкумены", "Таис Афинская" (вспоминается преклонение Пандиона перед статуэткой жрицы со змеями с Крита). Микены действительно многое восприняли от Крита, но их искусство гораздо более жесткое, грубое по своему духу, почти ничего не осталось от минойской легкости и изящества - взята форма, но наполнена другим содержанием. Но, конечно, все это не имеет прямого отношения к конфликту двух полушарий на Тормансе. Может быть, знаком определенной симпатии автора к "хвостовым" является то, что человечная и "благородная" Сю-Те происходит именно от тех, кто проиграл в той битве на равнине.

Никита Баринов: >Просто, к 1970 г., когда роман был издан, а в последующие годы запрещён, сталинисты уже в целом одержали верх. Да разве это были сталинисты! Даже острее: ах, если бы это были сталинисты! ПМСМ, уже в 1960-е в СССР шла яростная борьба "бабла с ослом". В смысле, кто бы не победил - "левый" Хрущёв с тысячей непродуманных авантюр, или скатывающаяся к бездействию группа консерваторов, увы, ничего хорошего в ближней перспективе не было бы. И если диссиденты "боролись" и злорадно хихикали от каждой неудачи СССР, а "правоверные коммунисты" отвечали в стиле "у нас всё хорошо", Ефремов оказался чуть ли не единственным (или даже единственным?), кто бил в набат именно с позиций спасения и прогресса имеющегося общества. Увы, кажется, просто слушать его было некому.

Эрг Ноор: Сейчас юг Европы окончательно отваливается от нее и разваливается сам, но это и не была германско-протестантско-"буржуазно"-демократическая "Европа", или "Запад", или "Север".



полная версия страницы