Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Путешествие Баурджеда Завещание Иосифа. » Ответить

Путешествие Баурджеда Завещание Иосифа.

sakt: Иван Ефремов Путешествие Баурджеда повесть/рассказ, 1953 год Глава первая Завещание ДЖОСЕРА. Джосер, Джесер, древнеегипетский фараон . 5 марта 1953 в 21 час 50 минут умер Сталин ИОСИФ.Фараон. "Очень своевременная книга." http://www.fantlab.ru/edition28206

Ответов - 16

helenrokken: Уточните, почему Иосиф-фараон?

sakt: helenrokken пишет: почему Иосиф-фараон? Дюгашвили ИОСИФ, звукорядный с ДЖОСЕФОМ, не особенно похож на демократически выбранного президента.Красный фираун=паро-фараон.

Никита Баринов: По-моему, такое сравнение натянуто.


Alex Dragon: Это смотря что натянуто. Если сравнение Иосифа с фараоном — то, во всяком случае, сравнение его с монархами довольно расхоже, равно как и нахождение историками некоторого сходства между устройством СССР и государствами Древнего Востока. Разнобой тут разве что в том, к какому конкретно типу отнести. А вот имел ли ввиду это Ефремов, когда писал Баурджеда — это действительно вопрос спорный. Я, правда, ничего не могу сказать — попросту не помню текст, что бы было за что-то зацепиться, Баурджед никогда не был моим любимым произведением, прочитал его всего единожды только из чувства долга, что б в курсе быть, а потом всегда пропускал.

Мечтатель21: И даже если есть какая-то связь между фараонами из "Баурджеда" и ИС, что с того? В повести прослеживается та же ефремовская идея о противопоставлении "открытых" и "закрытых" цивилизаций, которая будет позднее более обстоятельно раскрыта в романах "Таис Афинская" и "Час Быка". Идея о том, что тираны всегда стремятся оградить подвластных им от контактов с "Большим миром", сузить их кругозор, в том числе умственный. В принципе, это соответствует сталинизму, поэтому почему бы не допустить, что Ефремов имел в виду какие-то аналогии с современными ему событиями?

Никита Баринов: Плохо это соответствует сталинизму. Плохо. Потому что меры по развитию образования, науки и проч ну совершенно никак не ложатся. А они были и проводились активно. Допустить можно всё, что угодно. В том и беда, что допущение - не факт.

Мечтатель21: меры по развитию образования, науки и проч ну совершенно никак не ложатся. А они были и проводились активно. Ага, особливо генетики и кибернетики.

A.K.: Ребят, ну охота вам опять спорить и тушку Сталина снова вытаскивать! Тема-то литературная.

Мечтатель21: Давайте не будем вытаскивать, я только за. Тогда много ли смысла вообще говорить о том, имел в виду Ефремов под образами фараонов ИС или нет? Сути его концепции истории это не меняет никак.

Никита Баринов: >Ага, особливо генетики и кибернетики. Мне особенно про кибернетику интересно. :) В чём гонения-то на неё заключались? Что самое забавное - при "гонениях" реальные успехи в построении вычислительных машин были. А вот с 60-х и далее при "расцвете" кибернетики отставание от Запада начало стремительно возростать. Делать до середины 80-х включительно БЭСМ-6 - это, простите, просто занавес. А у генетиков с "мичуринцами" банальная академическая склока случилась. Теми же методами генетики задвигали потом Лысенко без всякого Сталина.

Никита Баринов: >Ребят, ну охота вам опять спорить и тушку Сталина снова вытаскивать! Тема-то литературная. Может тогда в отдельную тему перенести? Как-никак вопрос гонений на кибернетику к творчеству Ефремова имеет прямое отношение.

A.K.: Мечтатель21 пишет: Тогда много ли смысла вообще говорить о том, имел в виду Ефремов под образами фараонов ИС или нет? Как верно заметил Никита Баринов, документальных подтверждений этого у нас нет, значит - можем говорить только о более или менее вероятных догадках. На мой взгляд, аналогии с окружающей действительностью должны были возникать у Ефремова во время работы над этой повестью, даже если никаких сознательных соответствий он не намеревался проводить. Но вряд ли он писал "Баурджеда" с целью "намекнуть на сталинизм", фиги в карманах не в его стиле, да и тема Древнего Египта интересна сама по себе. Никита Баринов пишет: Может тогда в отдельную тему перенести? Как-никак вопрос гонений на кибернетику к творчеству Ефремова имеет прямое отношение. Если Вы считаете, что имеет, откройте, пожалуйста, тему про гонения на кибернетику в историческом разделе. Но только связав тему с творчеством Ефремова. (Я очень надеюсь, что скоро у нас будет новый форум, на котором мы сможем более чётко очертить круг вопросов и не превращаться в "обсуждение всего", как это произошло здесь.)

Никита Баринов: Да и вообще держание фиг в кармане, на мой взгляд, для Ефремова не характерно. Если уж что хотел сказать - говорил прямо.

Alex Dragon: Меж прочим, тема кибернетики уже подниималась. Вот здесь: http://noogen.borda.ru/?1-11-0-00000015-000-0-0#013.001 Правда, если и продолжать, то стоит действительно в отдельном топике. А по этой теме, думаю, можно резюмировать следующим образом: аналогии между Древним Египтом и СССР возможны, но конкретно в «Путешествии Баурджеда» Ефремов не ставил перед собой целью неким образом изобличить советскую действительность.

Мечтатель21: У Ефремова в повести фараон Джосер все же фигура скорее положительная, чем отрицательная. Молодой фараон Джедефра находит его завещание, в котором содержатся сведения о далеких землях, о "Большом мире", не ограниченном долиной Реки, и призывающее активно развивать контакты с другими народами. Джосер представлен как антитеза изоляционистским фараонам вроде Хуфу и Хафра, для которых строились гигантские пирамиды, истощавшие силы страны. Логика, усматривающая сходство Сталина и Джосера, мне непонятна, скорее ИС похож на упомянутых любителей монументальной архитектуры.

A.K.: Мечтатель21, совершенно с Вами согласен.



полная версия страницы