Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » квартира Симы (Борисов-Мусатов) » Ответить

квартира Симы (Борисов-Мусатов)

dmk77: [quote]Гирин с любопытством осмотрелся. Ничто так не раскрывает характер человека, как его жилье. Широкая тахта, тяжелый столик из старого темного дуба, жесткий ковер на полу - все было порядком потерто и безукоризненно чисто. Чистота приятно поразила Гирина, потому что, судя по пятнам на потолке от протекающей крыши, комнату нелегко было держать в таком блестящем порядке. Широкое зеркало в свободном конце жилища и привинченный там же к стене круглый стержень озадачили было Гирина, пока он не вспомнил о художественной гимнастике. Единственной ценной вещью было пианино, раскрытое, с нотами на подставке. На стенах висели две репродукции в простых рамах: одна с акварели Борисова-Мусатова, другая - «Звенигород» Рериха.[/quote] С Рерихом - просто, "Звенигород" (1933) - известная вещь: [more][/more] Хотя (теоретически) возможен и другой вариант - "Звенигород. Святые ворота." (1904) (и мне, кстати, он нравится больше): [more][/more] Акварель Борисова-Мусатова, к сожалению, не конкретизирована. А художник - действительно интересный: Обаятельный и застенчивый горбун - Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов [more] Изумрудное ожерелье - 1904 Он был не с передвижниками, не с академистами, не с авангардистами. Чистота и красота, грезы, неизъяснимая грусть и нежность - с такими настроениями ассоциируется русский художник Виктор Борисов-Мусатов. Поэт Андрей Белый назвал его "тончайший и нежный горбун", и был прав. Изображать прекрасное без дешевой сентиментальности, очень тактично и тонко, без какой-либо морали и назидательности, не выражать идеи, но являть красоту, не скатываясь в пошлость, - это редкий дар. Борисов-Мусатов им обладал. "Как же хорошо и красиво!" - хочется сказать, глядя на нежнейшие его холсты. Кстати, разве можно так говорить? Ну что это за "нежный холст"? Но о Борисове-Мусатове - очень хочется. Дед художника, Борис Мусатов, был крепостным при саратовском помещике Шахматове. Отец после отмены крепостного права поступил камердинером в услужение к старику Шахматову - жил при нем в столицах, бывал в Париже. Женился на симпатичной Дуняше, кстати, дочери владельца живописной и переплетной мастерской. Вскоре выучился на бухгалтера, работал на железной дороге. За первые годы семейной жизни Мусатовых их четверо детей не выжили, умирали практически сразу после рождения. И наконец родился мальчик, которого назвали Виктором - необычное для крестьянского сына имя. Долгожданного ребенка любили несказанно. И каким же горем для родителей стало, когда в три годика мальчик вдруг утратил живость, начал часто плакал, стал нервным, замкнутым. Оказалось, что малыш неудачно упал. У него стал расти горб, ребенок капризничал и тосковал. Случай свел семью с врачом, использующим новые ортопедические методы лечения. И произошло чудо: к Вите вернулась радость, горб перестал расти (хотя остался при нем до конца жизни), а остановившийся было рост возобновился. Увы, это не было окончательным выздоровлением, Борисов-Мусатов всю жизнь страдал от болей, у него развилось хроническое воспаление позвонков, перешедшее в костный туберкулез. Но, безусловно, вмешательство доктора значительно облегчило мучения. С детства он любил рисовать, а еще больше - мечтать. Вблизи города на Волге был небольшой пустынный островок. Маленькому Вите он казался раем. Он добирался до острова, доставал краски, рисовал, грезил. Ребенком (да и взрослым) был очень застенчивым, но при этом милым, обаятельным и достаточно энергичным. В Саратовском реальном училище Виктору повезло с преподавателем рисования. Недавно выпустившийся из петербургской Академии художеств Василий Коновалов разглядел незаурядный талант мальчика и дал ему первые профессиональные уроки. Училище Мусатов вскоре оставил и начал сам заниматься живописью - сначала самостоятельно, а в 1870 году отправился в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ). Не задержавшись в Москве, он едет в петербургскую Академию художеств и берет уроки у Павла Чистякова. Кстати, двойную фамилию художника некоторые исследователи считают данью уважения деду, а другие придерживаются версии попроще: отец нередко в документах подписывался "Мусатов, Борисов", подразумевая "Борисов сын". Вслед за ним так делал и сам Виктор. В МУЖВиЗ из-за этого возникала путаница, его называли то Борисовым, то Мусатовым. И в Академию он уже поступил под фамилией Борисов-Мусатов, да так и остался. Увы, его слабое здоровье и петербургский климат не сочетались никоим образом. Пришлось уехать и вскоре восстановиться в МУЖВиЗ, где пошел в класс к Поленову. В 1895 году Борисов-Мусатов много путешествует: Крым, Кавказ, а потом - Париж. Кавказский этюд Откуда деньги, спрашивается. Первая принесшая ему успех картина написана в стиле Серова и Коровина и написана великолепно. По крайней мере, так решила великая княгиня Елизавета Федоровна, отдав за выставленную в 1894 году на ученической выставке картину "Майские цветы" 150 рублей - весьма высокая цена, да еще и для ученической картины. Это и позволило художнику путешествовать на следующий год. Впрочем, ничуть не помешало критикам заклеймить его популярным в ту пору в обращении с художниками словечком "декадент". Майские цветы В Париже он провел три года, занимаясь в мастерской Кормона. Открытие работы на пленэре, импрессионисты, постимпрессионисты и символисты вокруг, Боттичелли, Ватто, Веронезе - в Лувре... И главное увлечение - Пьер Пюви де Шаванн. Его Борисов-Мусатов считал величайшим художником современности. Пытался даже устроиться к нему в ученики, но не довелось - Пюви-де-Шаванн был уже очень стар и вскоре умер. Значение Парижа в творчестве Борисова-Мусатова трудно переоценить. Увы, снова вмешалась болезнь. Ему пришлось пережить очередную операцию и вернуться в Саратов. Но возвратился он нашедшим себя художником. Определились его темы: старинные усадьбы, платья с кринолинами, грезы о прошлом. Усадьба - 1902 Призраки - 1903 - Художник запечатлел Южный фасад дворца в усадьбе Зубриловка Три дамы на террасе Дама в кринолине - 1903- Вятский художественный музей Осенний мотив - Дама в лиловом - 1901 Дама за вышиванием Прогулка при закате Ни в коем случае не стоит это путать с детальным воссозданием, которое можно наблюдать, к примеру, у певца русской идеализированной старины Константина Маковского. Борисов-Мусатов совершенно не увлечен историческим прошлым, его "прошлый век" - о мечтах, поисках Прекрасной Дамы, тонкости, изяществе, грезах, символике любви и чистоты. Но вопрос, что за эпоху он пишет, художник отвечал: "А это, знаете ли, просто красивая эпоха". Гармония - эскиз - 1894 Мотив без слов - 1900 Прогулка Осенний мотив Летняя мелодия Еще в Париже Борисов-Мусатов отказался от масла и перешел на темперу - это одна из особенностей его творчества. Он всю жизнь мечтал о монументальных росписях. С каким восторгом думал он о росписи ратуши Пюви-де-Шаванном! Как мечтал сам совершить что-то подобное... По сути, переход к темпере - это попытка станковую картину приблизить к фреске, темпера позволяла создать иллюзию такой росписи. Борисов-Мусатов был близок к исполнению мечты. В Кропоткинском переулке архитектор Федор Шефтель строил особняк Дерожинской. Он хотел, чтобы расписывал гостиную Борисов-Мусатов. И поныне в Третьяковке хранятся эскизы к "Временам года", которыми он планировал украсить стены. Но Дерожинская категорически не приемлет его варианты и отказывается от его услуг. Сон божества - Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года - 1905 Последние три года его жизни имя Борисова-Мусатова звучало достаточно громко, но еще не настолько, чтобы прогнать беспросветную бедность. Заточен в саратовской глуши он был в общем-то не из любви к глуши, а потому что не имел средств на жизнь в столицах. В 1904 году в Германии с большим успехом прошла его персональная выставка. Быть может, признание, выход из замкнутого круга безденежья и такая желанная возможность монументальных росписей были близки? Но всё это немножко запоздало. Позже Андрей Белый назовет его своим вдохновителем. Позже общество "Голубая роза" объявит его своей предтечей. А тогда, в 1905 году, страшно бедствовавший художник, вложившийся в работу над ненужными уже эскизами, по протекции Поленова, с женой и дочерью Марианной провел лето на пустующей даче Цветаевых в Тарусе. Там же осенним утром он умер совсем молодым. Борисов-Мусатов ненадолго пережил одну из своих главных муз, Надежду Станюкевич. Дама у гобелена - Портрет Надежды Юрьевны Станюкович Портрет Надежды Юрьевны Станюкович - 1893 "Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?", - спрашивал художник. Впрочем, ответ он знал. Борисов-Мусатов всю жизнь испытывал нехватку натурщиц. Платить им было нечем, богемный образ жизни с привлечением барышень легкого поведения в этом качестве был ему чужд. На большинстве его картин изображены три женщины: его младшая сестра Лена, его жена Елена Александрова и Надежда Станюкевич - хороший друг, жена литератора Владимира Станюкевича, тоже хорошего друга художника. Одиночество - Портрет сестры - 1903 Девушка с розами - Портрет сестры - 1902 Автопортрет с сестрой - 1898 - Государственный Русский музей - Санкт-Петербург Впрочем, были в его жизни и менее известные увлечения: на "Гобелене" фигурирует Анна Воротынская, в которую он безнадежно и безответно влюблялся в юности. Гобелен Была у него страсть и к супруге друга, купца Федора Корнеева, Ольге. Заметив его увлеченность, Ольга обвинила художника в лицемерии. Он переживал этот разрыв очень тяжело. Но ведь в конце концов он все-таки женился? Елена Александрова - тоже художница, они вместе учились в МУЖВиЗ. Первое предложение ей он сделал в 1895 году и получил отказ. "В жизни я буду, конечно, всегда только безнадежно влюбленным", - заключил художник. Тем не менее, одну из самых известных картин, "Водоем", которая к тому же сразу была признана шедевром и куплена, он написал в 1902 году. У водоёма (эскиз) - Портрет сестры и жены художника - Частное собрание - Москва Водоём - 1902 - Портрет сестры и жены художника - Государственная Третьяковская галерея Это был счастливейший период в его жизни. Он приехал в Зубриловку с сестрой и невестой. Да-да, Елена Александрова на этот раз приняла его приглашение. В 1904 году у них родилась дочь Марианна, которая в будущем тоже стала художницей. Короткая, быстро угасшая жизнь. По формальным признакам - не самая счастливая, пожалуй: увечье, страшные боли, безденежье, редкие вспышки признания на фоне постоянной критики, да что там, даже любимая женщина не с первого раза предложение приняла. Но глядя на прозрачные, сине-зеленые блики его картин, на прекрасных, словно из другого мира спустившихся на его холсты женщин, на удивительно музыкальные пейзажи, суть которых - поэзия и музыка, а не ботаника, понимаешь, что не мог человек, видевший столь тонкую, непреходящую красоту, от которой щемит сердце, не быть счастливым. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Реквием - Акварель - 1905 - Государственная Третьяковская Галерея Натюрморт с цветами В лодке - Этюд - 1892-1894 Девушка с агавой - 1897 Крестьянки Мальчик с собакой Вишни в цвету Гирлянды из васильков Крымский этюд 1895 Бумага, акварель, графитный карандаш 12,6х17,5 Государственная Третьяковская галерея Куст орешника Окно - 1886 - ГТГ Осенняя песнь Отблеск заката Парк погружается в тень - 1904[/more] Я бы, пожалуй, добавил бы ещё: [more] Летний вечер На балконе. Таруса. 1905 Вечернее небо 1895 Холст, масло 15х25 Государственная Третьяковская галерея Весна. 1901 Лунная ночь 1895 Холст, масло 27х21 Государственная Третьяковская галерея Суд Париса. Эскиз 1894 Бумага, масло 65х51 Государственная Третьяковская галерея Дерево на фоне неба. Этюд 1894 Холст, масло 15х22,5 Государственная Третьяковская галерея[/more] Впрочем, акварелей среди них - не так уж много; вышеупомянутые "Мотив без слов", "Крымский этюд", "Сон божества", "Реквием", "Куст орешника", а кроме того: [more] Пейзаж» Бумага, акварель, гуашь Смоленский государственный музей-заповедник Портрет дамы» 1901 Бумага, пастель, акварель, гуашь 61,3х45,6 Архангельский музей изобразительных искусств В саду 1900-е Бумага, акварель 10х8,5 Иркутский художественный музей Последний луч 1901 Бумага, акварель, уголь 62,8х47,2 Государственная Третьяковская галерея Дама в голубом 1902 Бумага на холсте, акварель, пастель 81,5х62,5 Государственная Третьяковская галерея Весенняя сказка. Эскиз неосуществленной фрески из цикла «Времена года» 1905 Бумага, акварель, графитный карандаш, кисть, перо 38,7х94,2 Государственная Третьяковская галерея Осенний вечер. Эскиз неосуществленной фрески из цикла «Времена года» 1905 Бумага, акварель, графитный карандаш, кисть, перо 61,8х98,5 Государственная Третьяковская галерея[/more] Интересно: какую же именно Сима выбрала бы? Полагаю - по сочетанию с Рерихом - что-нибудь пейзажное... Ну, или - если требовалось бы сыграть на контрасте (и развесить картины на разных стенах) - возможно и из "прекрасной эпохи" (хотя этот вариант представляется менее вероятным). Впрочем, можно попробовать подойти и с другой стороны: попытаться узнать какие именно репродукции из акварелей Борисова-Мусатова печатались в то время.

Ответов - 0



полная версия страницы