Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Египет » Ответить

Египет

dmk77: Уже задевал одну египетскую тему: На краю Ойкумены - пролог, но, видимо, этой информацией никто пока не владеет. Заинтересовал такой ещё аспект, уже в "Таис Афинской": [quote]Никогда никому не рассказала Таис об увиденном здесь, хотя каждое мгновение навсегда осталось в памяти. В Египте её потрясли фрески в подземелье Мертвых, изображавшие Тиау или Тропу Ночного Солнца - ад египтян, их фантазией помещенный на обратной, невидимой стороне Луны. Но то были лишь изображения, а здесь, в храме, соперничавшем древностью с каменным зеркалом, необычайные обряды Великой Матери, тоже давностью в десять тысячелетий, происходили наяву, исполнялись живыми людьми.[/quote] Как и в случае с рыбкой-перевёртышем самих фресок я не нашёл (то ли совсем никчёмный из меня искатель, то ли интернет набит только растиражированными однотипными пирамидами-сфинксами-нефертити, а что-то серьёзное надо искать на неоцифрованных ещё бумажных носителях, а то и прямо в музеях и храмах), но - странное дело - даже сам термин Тиау обнаружился только в одном месте. И не в трудах историков-египтологов, а в "Тайной доктрине" Блаватской, причём построение фразы почти идентично: [quote]Лишь подобное порождает подобное. Земля дает человеку его тело, Боги (Дхиани) дают ему его пять внутренних принципов, психическую Тень, одушевляющим принципом которой часто являются, именно, эти самые Боги. Дух (Атман) Един и неделим. Он не находим в Тиау. Ибо, что есть Тиау? Частый намек на это в « Книге Мертвых » содержит тайну. Тиау – тропа Ночного Солнца, низшее полушарие или адская область египтян, помещенная ими на скрытой от нас стороне Луны. В их Эзотеризме человеческое существо пришло с Луны – это тройная тайна, астрономическая, физиологическая и психическая одновременно; оно прошло весь цикл существования и затем вернулось к своему месторождению, прежде чем снова выйти из него. Так умерший изображается приходящим на Запад, получающим свой суд перед Озирисом, воскрешающим, как Бог Гор и вращающимся вокруг звездных небес, что является аллегорическим уподоблением Ра, Солнцу; затем, пройдя Нут, Небесную Бездну, снова возвращается в Тиау. Это есть уподобление Озирису, который, как Бог Жизни и размножения, обитает в Луне.[/quote] Разумеется весьма вероятно, что Иван Антонович был знаком не только с произведениями Рерихов (что известно наверняка), но и других эзотериков, но тогда возникает вопрос: у Блаватской сами фрески не упоминаются и, соответственно, не описываются, стало быть графическая часть адских воззрений египтян в "ТАф" описана по иным данным. Но почему тогда и название, и сама фраза взяты из "Тайной доктрины", которая вряд ли может служить достоверным историческим справочником? Или же обе эти книги просто опираются на некий общий источник?

Ответов - 10

Alex Dragon: Блаватскую он читал. Правда, не поручусь точно что именно и когда. Судя по всему, разные произведения в разный период жизни. Достоверно знаю, что в 70-м году ему Беликов привозил «Тайную доктрину» и ИАЕ собирался её перефотографировать. Сам он довольно критично относился к Блаватской, но как источником информации пользовался. Так что вполне вероятно, что найденное вами совпадение вовсе не случайно. Хотя, конечно, было бы интересно, где ещё это название — Тиау — встречается. Вообще, с его кругом чтения несколько даже любопытная ситуация — многие произведения ему не могли быть в принципе доступны, в отличие от нас с нашим интернетом, но зато он был знаком со многой такой бумажной литературой, о которой мы и не слышали. Причём это вовсе не обязательно какие-то раритеты для спецхрана или антиквара, а вполне может быть даже заурядные вещи, просто информация рассеяна и что-то могло упоминаться походя, мельком и вообще к основной теме произведения не иметь отношения, а он это подмечал.

dmk77: Alex Dragon пишет: Вообще, с его кругом чтения несколько даже любопытная ситуация — многие произведения ему не могли быть в принципе доступны, в отличие от нас с нашим интернетом, но зато он был знаком со многой такой бумажной литературой, о которой мы и не слышали. Причём это вовсе не обязательно какие-то раритеты для спецхрана или антиквара, а вполне может быть даже заурядные вещи, просто информация рассеяна и что-то могло упоминаться походя, мельком и вообще к основной теме произведения не иметь отношения, а он это подмечал. У меня сложилось схожее ощущение.

Сат-Ок: Спасибо, важно! Насчёт ЕПБ Алекс пояснил. Добавлю только, что они с Портнягиным собирались делать коцентрат из неё для возможного издания в СССР, ибо подряд читать слишком тяжело. Т.е. кое-как, но шла работа по отделению зёрен от плевел. По поводу источников вообще - надо всегда помнить, что ИАЕ был профессором с огромным кругом специфического общения. И получал инфу из первых рук, кое-что из таковой и не могло быть тогда опубликовано. Так что его источники могут быть устными и устными принципиально. Но в данном случае основной след ведёт, видимо, именно к ТД. По-хорошему надо прогнать ещё "Белую Богиню" на предмет соответствия, конечно... Сами же фрески могли быть просто придуманы - всё-таки речь о древности, когда могло сохраниться то, что не уцелело впоследствии.


Elentirmo: Выскажусь немного по термину, если не ошибусь с трактовкой. Дело в том, что в конце 19 и начале 20 веков транскрипция древнеегипетских слов существенно отличалась от принятой сегодня у египтологов. Например, тот же известный нам Рамзес иногда писался Рамессу. Касается это и такого термина как Дуат. Дуат - это загробный мир египтян. Располагался под землей (вариант: на западе за пустыней). Есть небесный Дуат (созвездия Ориона, Тельца, Близнецов и Льва). Так вот "Дуат" в те давние времена, сто лет назад, транскрибировалось как Тиау. И поэтому ничего удивительного, что вы ничего не нашли. А вот по Дуату ссылок много. По-моему так.

dmk77: Сат-Ок пишет: По поводу источников вообще - надо всегда помнить, что ИАЕ был профессором с огромным кругом специфического общения. И получал инфу из первых рук, кое-что из таковой и не могло быть тогда опубликовано. Так что его источники могут быть устными и устными принципиально. Да, этот момент надо учитывать. Сат-Ок пишет: Сами же фрески могли быть просто придуманы - всё-таки речь о древности, когда могло сохраниться то, что не уцелело впоследствии. Теоретически, возможно и так. Но тут есть личный нюанс: довольно много ефремовских описаний картин, статуэток, скульптур я в интернете не нахожу, но, в то же время, они не кажутся незнакомыми; например сапфировая Анаитис, закинувшая руку за голову, а другой поддерживающая грудь, или менада в листьях плюща из "Таис Афинской". Причём, если древние артефакты ещё могут быть исключительно авторской фантазией "по мотивам", то как быть с отсылками к современным произведениям? Скажем, из ненайденного у меня числится "Туалет Парвати" Метхарама Дхармани. Или, скажем, попробуйте отыскать картину Серебряковой, соответствующую описанию портрета Лидии Ивановой в "Лезвии бритвы": Молодая балерина присела, облокотясь на что-то, с той же ежеминутной готовностью встать, какая была характерна для Симы. Пышное платье восемнадцатого века, стянутое корсажем, с пышной белой оторочкой, низко открывало точеные плечи и высокую грудь. Обнаженные руки играли страусовым белым пером, а черные волосы из-под тюрбана с жемчужной ниткой спускались по обе стороны стройной шеи двумя густыми длинными локонами. Склоненное к левому плечу лицо привлекало взглядом больших глаз, одновременно пристальных, задумчивых и тревожных, не гармонировавших со спокойной линией маленьких губ и общим старинным обликом лица, с характерным для Серебряковой очерком щек и чуть длинноватого прямого носа. У Серебряковой есть несколько портретов и рисунков Лидии Ивновой, однако схожести с описанием мало: Портрет балерины Л.А.Ивановой. 1922 Портрет балерины Л.А.Ивановой. 1921 Есть портрет Портрет Валентины Ивановой: Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки. 1924 По настроению наиболее, вероятно, близок портрет другой балерины - Даниловой, но целый ряд деталей - поза, отсутствие пера в руках - тоже не совпадают: Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922 "С упором" сидят героини других портретов: Портрет Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924 Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод. 1954 Или: Отвернувшись от темноты ночи, озаренная ярким светом, на краю стола сидела, скрестив ноги, девушка в белом костюме Пьеретты. Она откинулась назад, высоко поднимая розу. Тонкая ткань не скрывала линий ее цветущего тела. Полумаска, скрывавшая часть лица, казалась равнодушной в резком контрасте со сверкающими зубами и приподнятыми беспечным смехом холмиками девичьих щек. Короткая пышная юбочка высоко открывала ноги, переплетенные и согнутые для удержания равновесия. Миг огненного веселья на грани света и мрака, выхваченный и остановленный искусством художника. Секунда - и девушка вскочит на стол, танцуя, или спрыгнет и скроется во тьме ночи… Есть автопортрет самой Серебряковой в костюме Пьеро и её дочери в костюме Арлекина - оба не совпадают совершенно: Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро). 1911 Портрет Таты в костюме Арлекина. 1921 С очень большой натяжкой можно рассмотреть как приближённые варианты (по отдельным деталям): Отдыхающая балерина (Портрет балерины М.С.Добролюбовой). 1924 Иветт Шовире. 1962 Балетная уборная. 1924 Можно, конечно, предположить, что Ефремов комбинировал "свои" репродукции из нескольких, но смысл такой комбинации совершенно неясен. Описывал по памяти - тоже возможно, но чёткость описания противоречит столь явным расхождениям. К тому же и тут у меня устойчивое ощущение дежавю: такие картины видел, причём именно так, как в книге. Elentirmo пишет: Касается это и такого термина как Дуат. Дуат - это загробный мир египтян. Располагался под землей (вариант: на западе за пустыней). Есть небесный Дуат (созвездия Ориона, Тельца, Близнецов и Льва). Так вот "Дуат" в те давние времена, сто лет назад, транскрибировалось как Тиау. И поэтому ничего удивительного, что вы ничего не нашли. А вот по Дуату ссылок много. По-видимому - так. Спасибо за разъяснение!

Rivarez: dmk77 пишет: Как и в случае с рыбкой-перевёртышем самих фресок я не нашёл (то ли совсем никчёмный из меня искатель, то ли интернет Самих фресок и не существует. Речь идет не о фресках, а о символических рисунках-композициях из книги "Амдуат" (книга о том, что находится в Дуате) Наиболее подробные сведения о Загробном Мире египтян - Дуате - и путешествии бога Ра со своей свитой в "солнечной Ладье" по Дуату, где он сражается со змеем Апопом, содержатся в книге «Амдуат» Эта «Книга» — не описательный рассказ о Загробном Мире, а набор из 12 (по числу ночных часов) символических композиций, изображающих различные этапы умирания в Дуате старого Солнца и рождения нового. Наряду с ней сведения о Дуате можно найти в «Книге Дня и Ночи» и «Книге Врат».

dmk77: Rivarez пишет: Самих фресок и не существует. Речь идет не о фресках, а о символических рисунках-композициях из книги "Амдуат" Я, видимо, изначально не совсем верно расставил акценты о том, ЧТО именно искал. Сами-то фрески (рисунки, барельефы) из загробной жизни имеются в огромном количестве - это вообще "пунктик" в искусстве египтян. Но изображают они обычно одно и то же: вереницы душ, лодку Ра, Тота с папурусом, Анубиса с весами и т.п. - вот, кстати, как и на приведённых вами рисунках. В "Таис Афинской" же содержание фресок приравнивается к обрядам в храме Матери Богов. Все четыре ступени невероятного действа прошли перед её глазами, постепенно проясняя их сокровенный смысл. Корни Земли - Геи и всего на ней обитающего спускаются в бездну хаотических вихрей, беснующихся под Тартаром, в ужасном мраке Эреба. Подобно этому корни души тоже поднимаются из тьмы первобытных чувств, вихрями крутящихся в лоне Кибелы. Эти чувства, мрак и страхи нужно пережить, чтобы освободиться от их тайной власти, выпуская на волю перед глазами женщин одновременно жертв и участниц великого слияния с корнями всей природы в её облике Ананки - неотвратимой необходимости. Но, понимая смысл древних обрядов, Таис не могла принять их. Слишком далеко расходились стремления Урании с темной властью Кибелы-Анаитис. Описание довольно скудное, и я надеялся, что древнеегипетские фрески могут дать более ясное представление об этих обрядах, тем более, что тут явно прослеживается аналогия с десятью ступенями инфернальности, которые проходили Родис и Чеди в "Часе Быка".

Сат-Ок: В ТАф ИАЕ пишет: Все четыре ступени невероятного действа прошли перед её глазами, постепенно проясняя их сокровенный смысл. Корни Земли - Геи и всего на ней обитающего спускаются в бездну хаотических вихрей, беснующихся под Тартаром, в ужасном мраке Эреба. Подобно этому корни души тоже поднимаются из тьмы первобытных чувств, вихрями крутящихся в лоне Кибелы. Эти чувства, мрак и страхи нужно пережить, чтобы освободиться от их тайной власти, выпуская на волю перед глазами женщин одновременно жертв и участниц великого слияния с корнями всей природы в её облике Ананки - неотвратимой необходимости. Но, понимая смысл древних обрядов, Таис не могла принять их. Слишком далеко расходились стремления Урании с темной властью Кибелы-Анаитис. Да, надо перечитать эти фрагменты... Тема погружения в Кибелу - столь необычная для современности - и возвращения в Деметру, Софию через Диониса и Аполлона сверхтщательно исследована только в великолепной пенталогии Дугина "Ноомахия". Тема сочетания и буквального двойничества Эрис и Таис как проявления Кибелы и Софии крайне плохо осмыслена. ИАЕ поднимается до таких прозрений благодаря своему энциклопедизму, что фактически делает его верховным жрецом Диониса нашего времени. Напомню, что Дионис - триждырождённый соединитель миров, преемник Зевса, диалектик, утверждающий непреложность работы в мире светотени. АМ стремился в Индию, чтобы пройти путём Диониса. Ждём ритуальных простыней согласно павловским рефлексам - о нехорошести слов "Дугин" и "верховный жрец".

Rivarez: dmk77 пишет: Описание довольно скудное, и я надеялся, что древнеегипетские фрески могут дать более ясное представление об этих обрядах, тем более, что тут явно прослеживается аналогия с десятью ступенями инфернальности Суть египетских обрядов, как и самой концепции загробного существования сводится к стремлению получить бессмертие для души в царстве Осириса. Причем сама доступность подобного бессмертия в Древнем Египте претерпевает определенную трансформацию: если изначально обряд "слияния" царя-Гора (фараона) был предназначен лишь для "божественных" правителей Египта и самого фараона посвящали в таинства обряда специальные жрецы, то впоследствии "доступность" пути в Дуат позволила и простым смертным приобщиться к "вечной жизни". На плато Гиза существовал специальный ритуальный подземный комплекс - некий тренировочный полигон - для обучения фараона поведению во время посмертного путешествия в Дуат. У египтян не было понятия Матери Богов (или Великой Матери, если имеется ввиду именно она). Это уже регион Европы и как минимум на пять тысячелетий ранее цивилизации фараонов. Достаточно подробно об этом (о Дуате и связанных с ним обрядах) пишет Г. Хенкок в своих книгах "Загадка Сфинкса" и "Зеркало небес" (а для расширения представления о самой проблематике вопроса можно ознакомится с трудами А. Склярова - очень толково, и опирается на реальные исследования и экспедиции).

Сат-Ок: Rivarez пишет: Это уже регион Европы и как минимум на пять тысячелетий ранее цивилизации фараонов. Это время появление цивилизации, а время её исчезновения на материке (именно на материке, т.к. Крит - её "модерновый вариант", "Америка" - существовал и в историческое время) существенно ближе к пирамидам. По Гимбутас в IV тыс. до н. э. конец Старой Европе положили вторжения воинственных степняков-индоевропейцев. Тогда племена Старой Европы были истреблены либо ассимилированы индоевропейцами, а культ быка сменился культом коня.



полная версия страницы