Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Апоксиомен » Ответить

Апоксиомен

dmk77: Из предисловия к ТА (изд. 1992г): [quote]Количество скульптур в храмах, галереях, на площадях и садах, не говоря уже о частных домах, трудно вообразить. В каждой декаде века выделялись десятки художников, создававших многие сотни произведений (например, Лисипп, с его полутора тысячами скульптур, Пракситель - с шестьюстами, Фидий - восемьюстами). Общее накопление художественных произведений, преимущественно скульптуры, за несколько веков процветания эллинского искусства колоссально. Ничтожная часть этого гигантского художественного наследия дошла до нас лишь в римских мраморных копиях. Эти копии, несомненно, были намного хуже оригиналов. Единственный случай, когда имеется возможность прямого сравнения копии и подлинника, наглядно подтверждает упрощение и ухудшение греческих изваяний в римских мраморных копиях. Бронзовый оригинал статуи атлета из Эфеса в Венском музее истории искусств и его мраморная копия в галерее Уффици, Флоренция, отличаются как живой от мертвого, хотя бронза была разбита вдребезги и склеена из двухсот тридцати четырех кусков, а мраморное изваяние сохранилось безупречно и исполнено с большим тщанием.[/quote] Увы, сравнить самому не получилось: венский бронзовый оригинал отыскался достаточно легко, а вот с Уфиццей как не бился - не нашёл. Так что если помогут более продвинутые интернет-добытчики - буду очень признателен. Кстати, большинство искусствоведов сходятся во мнении, что это статуя в традиционном стиле "апоксиомен" - т.е. борец, очищающий себя скребком от песка и является произведением либо самого Поликлета, либо его школы. Из "апоксименов" наиболее известен работы Лисиппа - увы, только всё та же мраморная копия. [more]Атлет из Эфеса в Венском музее (1 - состояние статуи в 1896-98 гг. до восполнения недостающих частей) Лисипп, Апоксиомен в Ватиканском музее[/more] Так вот, при поиске наткнулся на крайне любопытную заметку: ХОРВАТСКИЙ АПОКСИОМЕН Оказывается, в 1999 г. в море у берегов Лошиня был найден бронзовый «Апоксиомен» II или I века до н. э. Эта прекрасно сохранившаяся статуя поступила в собрание Загребского музея. [more] После семи лет проведения чрезвычайно дорогих операций по охране и реставрации, мы с удовольствием представляем Вам отреставрированную античную статую Апоксиомена, известную публике с 1999 г., когда ее подняли с морского дна у островка Веле Оржул возле Лошинь в Хорватии. Хорватский Апоксиомен Обнаружение статуи и подводные археологические исследования Античная бронзовая статуя Апоксиомена, фигура юного атлета (высота 192 см.) была обнаружена в 1996 г. бельгийским туристом, месье Рене Вутерсом, под водой у островка Веле Оржул возле Лошинь в Хорватии. Статуя лежала на песчаном дне, между двумя камнями на глубине примерно в 45 м. В 1998 г. об этой находке несметной ценности было сообщено Министерству культуры Хорватии. Министерство культуры приняло на себя руководство проектом, который предусматривал систематические подводные археологические исследования, подъем статуи, а также ее охрану — реставрацию. Но до начала исследований весной 1999 г. министр культуры Хорватии Бозо Бискупик из соображений безопасности принял решение, что статую следует поднять немедленно, чтобы предотвратить на участке незаконные ныряния. В операции подъема участвовали эксперты Министерства Культуры и Арехологического Музея в Задаре, так же как, и Особая Полиция и профессиональные водолазы. Наконец, статую плдняли на поверхность 27 апреля 1999 г. и в июне этого года на участке проводились обширные подводные исследования в поисках других ценных находок, которые могли там находиться. Сразу после поднятия статуи группа экпертов исследовала ее, и было сделано гаммаграфическое изображение, чтобы обеспечить более хорошую картину сохранности статуи. Передняя часть статуи была полностью покрыта тослтым слоем налета (отложения кальция органического происхождения), которые защитили бронзовую структуру и оригинальную патину от разрушающего эффекта морских электрохимических процессов. Но задняя часть статуи, лежавшая в песке, была повреждена более серьезно. Еще во время нахождения в море, соединение между головой и шее полностью разрушилось, и соответственно голова отделилась от тела; на левом плече, а также на передней и задней сторонах верхней части правой ноги были замечены трещины. На левой руке отсутствовал мизинец, а также, к сожалению, не удалось найти вставки, которые должны были быть в глазницах. Работы по сохранению и реставрации, и исследования С самого начала к участию в проекте был привлечен Хорватский институт сохранения (Hrvatski restauratorski zavod), который построил механизм, использовавшийся при подъеме статуи, ее перевозке и промывке, и далее во время систематических работ по сохранению и реставрации до тех пор пока статуя, наконец, не была приведена в состояние, годное для демонстрации. Первой процедурой по консервации следовало провести очистку, с целью затормозить, а затем остановить процессы коррозии, происходящие в результате наличия растворенных солей. Для проведения операций по консервации и реставраций была избрана команда из двух человек: Джулиано Торди, итальянский реставратор, который руководил консервационными и реставрационными работами и Антонио Сербетик, специалист-реставратор и руководитель лаборатории металлов в Хорватском институте сохранения. За работами следила комиссия экспертов, состоящая из академика Ненада Камби, академика Игоря Фисковича, доктора Марио Юризика, профессора Анте Рендика Миоцевича и председателя, Милиженко Домижана, который также координировал работы как главный хранитель Министерства Культуры. Удаление толстого слоя корки — длительная и кропотливая работа, которая была проделана исключительно механически с использованием точнейших средств и инструментов, так как цель была сохранить оригинальную патину там, где она еще оставалась. При удалении корки не использовались химические препараты. Затем начался этап соединения наиболее серьезных трещин и проломов; это было сделано при помощи араметалла или аралдеитовой смолы с дополнительным укреплением в виде медных подпорок в области правой ноги. Процедура полностью обратима и реконструированные участки слегка углублены, так что результат работы различим с близкого расстояния. Исключительно интересную находку представляет собой маленькая оригинальная бронзовая база, которая, вероятно, отломилась, когда статуя упала в море. Обнаруженные части, в том числе фундамент базы и четыре боковые стороны с орнаментом в виде квадрата и свастики, также были укреплены медными подпорками и араметаллом. В настоящий момент статуя не могла бы стоять без специальной внутренней поддерживающей конструкции, которая была установлена. Она несет всю тяжесть статуи, перемещая ее с правой ноги, которая выставлена вперед, на примерно двадцать участков, расположенных на голове, плечах, руках, торсе, бедрах и наконец, на антисейсмической базе. Во время консервационных и реставрационных работ, проводились исследования бронзового сплава из которого изготовлена статуя, коррозии изделий, сплава, использованного для соединения отдельных частей статуи и материала, обнаруженного внутри статуи. Статуя состоит из семи отдельно изготовленных частей (ног, рук, торса, головы и гениталий) и базы. Она была изготовлена косвенным методом литья по выплавляемой модели, следы литья и процессов соединения очень легко видны внутри тела. Но древние литейщики сталкивались с определенным количеством трудностей при выплавке своей статуи, и затем им пришлось провести исправления, накладывая сотни маленьких заплаток, чтобы спрятать дефекты. Большая часть анализов проводилась в научной лаборатории Опфицио делле Пьетре Дюре во Флоренции. Хорватская часть исследований проводилась в научной лаборатории Хорватского института сохранения в сотрудничестве с институтом экспериментальной физики Института Руджера Восковича и экспертами из Института минералогии и петрографии Геологической кафедры научного факультета Университета Загреба. Эксперты Музея цивилизации (Комо, Италия) и Ботанического Института научного факультета университета Загреба проводили исследования органических материалов, благодаря которым в статуе жили некие мелкие грызуны, которые построили внутри статуи гнездо. Образцы этих материалов датируются между I в. до н. э. и II в. н. э. (20 г. до н. э. — 110 г. н. э.). Это важная часть информация, так как она сообщает, что в это время статуя уже была сделана, вероятно, была повреждена и лежала где-то плашмя на земле и, конечно, еще не утонула в море. Благодаря этим тщательным консервационным и реставрационным работам, истинная красота статуи, которая была спрятана под толстой коркой наслоений, наконец, была продемонстрирована и было определено, что статуя из Веле Оржуле относится к хорошо известному типу статуй атлетов. Апоксиомен Атлеты в античной Греции соревновались обнаженными и натирание тела маслом было одним из главных ритуалов подготовки к состязанию или упражнению. После упражнений или соревнований перед тем, как помыться, атлеты соскребали с кожи слой масла, песка и чистили тела щеткой (греч. stlengis, лат. strigilus). Как только сосуды для масла (греч. aryballos) и щетка стали символическим оборудованием атлета, тогда же процедура очищения тела (греч. apoxyesis) трансформировалась в популярное и любимое изображение атлета в греческом искусстве — в роли Апоксиомена, того, кто скребет. Хорватский апоксиомен, таким образом, это атлет, который только что закончил свою схватку или упражнения и показан в тот момент расслабленности, когда он полностью сосредоточен на очищении своего тела. Возможно, это изображение победителя, или общая персонификация «атлета». Наконец, стоит упомянуть тот факт, что известны целых восемь версий нашей статуи, самые знаменитые из которых бронзовая статуя из Эфеса, которая теперь находится в Вене, мраморная статуя из Флоренции, базальтовый торс с замке Гандольфо и бронзовая голова в Форт Уэрте, США. Но из всех этих известных копий и версий, хорватский Апоксиомен выделяется своей полнотой и качеством. Академик Ненад Камби из Сплита и профессор Винченцо Саладино из Флоренции приняли участие в этом проекте составлением археологического и исторического обзора по статуе. Академик Камби датирует этот тип статуи примерно серединой IV в. до н. э. и делает вывод, что статуя с морского дна Веле Оржуле больше похожа на эллинистическую копию I — II вв. до н. э. Профессор Саладино придерживается мнения, что прототип атлета типа Веле Оржуле-Эфес можно датировать периодом эллинизма, примерно 300 г. до н. э. и что его распространение путем изготовления копий, началось в I в. до н. э. Это была самая правдоподобная дата изготовления скульптуры, обнаруженной в Веле Оржуле в канале Лосинж, часто посещаемом пути, ведущем к северной части Адриатического моря, в Истрию и Италию. На основании результатов исследований, проведенных к настоящему моменту, можно предположить, что статуя была частью груза какого-то римского корабля. Непосредственно на месте находки следов кораблекрушения нет и должно быть, именно в этом месте корабль попытался спастись от яростного порыва северо-восточного ветра и бросил якорь. Возможно, что удерживающие веревки порвались и позволили статуе выпасть за борт, возможно даже, что ее сознательно выбросили за борт в отчаянной попытке облегчить судно. Этот большой проект, длившийся с момента обнаружения находки до окончательной демонстрации восстановленной статуи, успешно доведен до конца. Великолепный памятник культуры доступен для обозрения публики и заинтересованных экспертов, которые хотят проводить его дальнейшие исследования, обсуждать и делать выводы о его стиле, о дате изготовления, о мастере, технологии литья и историческом и культурном контексте его происхождения. Контактное лицо: Iskra Karnis Hrvatski restauratorski zavod (Хорватский институт сохранения) Nike Grskovica 23, HR — 10000 Zagreb Tel. +385 /0/1 46 84 599 — 214 Fax. +385 /0/1 46 83 289 e-mail: ikarnis@h-r-z.hr © The Croatian Conservation Institute http://www.h-r-z.hr/index_en.asp?news=290 фото (9-12): фото (9-12): http://www.siprep.org/faculty/mmccarty/documents/Bronzestatues.ppt фото (13): http://www.romancoins.info/Sculptures5.html http://www.flickr.com/search/?q=Croatian%20Apoxyomenos&w=all © 2011 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.[/more]

Ответов - 2

Alex Dragon: Да, интересно. Не думал, что под водой что-то может сохраниться хорошо. А любопытно, венская статуя чем была дополнена — просто по смыслу долепили или нашлись какие-то аутентичные части?

dmk77: Alex Dragon пишет: венская статуя чем была дополнена — просто по смыслу долепили или нашлись какие-то аутентичные части? Рискну предположить, что восстанавливали как раз по той не найденной мной мраморной копии.



полная версия страницы