Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Коллеги ИАЕ » Ответить

Коллеги ИАЕ

makorzh: Предлагаю размещать здесь информацию о тех, с кем работал Ефремов. Насколько повлияли они на формирование личности Ефремова, на его творчество?

Ответов - 22

makorzh: Чудинов был одним из двух аспирантов Ефремова, его ближайшим учеником и, в определённом смысле, его преемником. На моём сайте есть раздел, посвящённый Чудинову. Недавно он пополнился новым материалом: статьей Антона Нелихова "В подземельях Джезказгана" и статей П.К.Чудинова "Кладбище следов".

Джигар: А мне всегда было интересно, были ли знакомы Ефремов и Соколов Борис Сергеевич? Оба жили в одно время, оба учились в ЛГУ, оба были палеонтологами. Даже экспедиции у них были в одно время и примерно в один регион – У Ефремова в Монголию, а у Соколова в Синьцзянь. Почему-то в биографии Соколова о Ефремове нет никаких воспоминаний. И как-то раз читал интервью с Соколовым, достаточно подробное и интересное. О его жизни. И там опять нет упоминания о Ефремове. Почему так? Никто не знает?

A.K.: Они были знакомы. - Борис Сергеевич, а Вам не доводилось с Ефремовым... путешествовать вместе? Б.С.: - С Ефремовым встречался и очень часто. Ефремов был очень привлекательная фигура, и вот его свойство — заикание: "Ч-ч-ч-чёрт возьми! Это ж совсем не так! — вот это заикание придавало какую-то особую притягательность его речи. Из интервью


Джигар: Интересно! А Ефремов нигде Соколова не упоминает?

A.K.: Пока не встречал ни в письмах, ни в печатных источниках. Вот ещё Соколов о Ефремове: «Имя выдающегося учёного-палеонтолога и геолога, профессора И.А. Ефремова и имя писателя Ивана Ефремова широко известны во всем мире. Но далеко не все знают, что это одно и то же лицо. В науке И.А. Ефремов оставил глубокий след как крупнейший специалист по палеонтологии позвоночных, создатель нового научного направления - тафономии, занявшей прочное место в ряду пограничных дисциплин: геологии и биологии. Его научные публикации, блестящие работы поражают глубиной философских взглядов, диалектическим пониманием сложности земной эволюции. Навсегда врезался в память образ этого удивительного человека - могучего, уравновешенного, всегда готового делиться своими необозримыми в всегда точными познаниями... Поклонник красоты, он сам был красив во всём» "Советская Россия", 29 апреля 1987 г.

Джигар: Читаю про советского писателя-фантаста Ахметова, Спартака Фатыховича. И встречаю такие строки: Последним был в гостях у известного советского фантаста Ивана Ефремова вечером перед смертью последнего (4 октября 1972), написал интересные воспоминания о Ефремове («Броненосец с пробоиной под ватерлинией», 1986), в которых в завуалированной форме отразил возникшие разногласия последнего с братьями Стругацкими. Есть ли на форуме эти воспоминния? Интересно прочесть про эти разногласия.

A.K.: В электронном виде этих воспоминаний нет. Сборник, в котором они опубликованы, должен быть у Т.И. (спрошу при встрече - недели через 2), а также, возможно, у Ларисы Михайловой (тоже спрошу).

A.K.: Лариса говорит, что помнит, как Спартак Ахметов читал эти свои воспоминания на одном из ефремовских вечеров году в 79-80-м. Ничего "антистругацкого" из того чтения не запомнилось. Спрошу у Т.И., у неё, наверное, есть текст.

Олгой-хорхой: У Спартака Ахметова есть очень хороший рассказ-фанфик, написаный в соавторстве с Александром Янтером "Синяя смерть". И.А.Ефремов является прототипом главного героя - биолога Ивана Михайловича Волкова.

A.K.: Спасибо!

A.K.: Параллели: "...судьба Юстиниана находится на лезвии бритвы" (В.Д. Иванов. "Русь изначальная", 1966). А в авторском комментарии к "Руси Великой" (1967) В.Д.Иванов поясняет: "И в VI и в XI веках византийские писатели часто употребляли выражение "быть на лезвии бритвы", как образ опасного поворота событий". Кстати, Валентин Дмитриевич и Иван Антонович были очень дружны, по свидетельству Таисии Иосифовны. Вот, интересно, кто из них кого навёл на это византийское выражение?

Александр Гор: A.K. пишет: Кстати, Валентин Дмитриевич и Иван Антонович были очень дружны Боже мой! До чего тесна... Россия-матушка...

helenrokken: Я ничего не имею против византийской версии, но вот нашелся «индийский след». Берем в копилку. «Восстань! Пробудись! Найдя Великих Учителей, слушай! Путь так же труден для следования, как острие бритвы. Так говорят мудрецы». «Упанишады», Kathopanichad, III, 14. Пытаясь установить, чей это перевод (так и не нашла), я вдруг вышла на перевод Бориса Гребенщикова, в котором более нужное для нас значение: «Встаньте! Пробудитесь! Обратитесь к учителям и узнайте о своем высшем "Я"! Разумные люди говорят, что по этому пути идти так же трудно, как по лезвию бритвы». Поскольку Ефремов явно не мог читать Катхопанишад в переводе БГ, мне пришлось найти английский перевод Шри Ауробиндо. Не знаю, как там звучит по-английски, но в русском переводе здесь также «лезвие бритвы». «Восстаньте, пробудитесь, найдите великих и учитесь у них, ибо мудрые говорят, что путь тот остер как лезвие бритвы, тяжко идти по нему, трудно его одолеть...» Русский перевод Ауробиндо был сделан уже в 90-е годы, поэтому я не могу сказать, читал ли (если читал) Ефремов Катхопанишад на русском или на английском языке. Но, зная его интерес к таким источникам, можно вспомнить, что английский перевод Упанишад Макса Мюллера был сделан еще в 1879 году и был вполне доступен.

A.K.: Добавил в Википедию заметку об Адаме Галисе - польском поэте, эссеисте и переводчике советской литературы, собеседнике и корреспонденте И.А.Е.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Галис,_Адам

A.K.: В 1969 году вышла в свет книга И.М. Забелина "Лунные горы" (Главная редакция географической литературы изд-ва "Мысль"), в которой автор обвинил Ефремова в присвоении гипотезы проф. Н.М. Федоровского о нахождении алмазов в Сибири. Узнав об этом, И.А.Е.написал директору редакции Б.В.Юсову возмущённое письмо, в котором, в частности, говорит: "Общие указания на возможность находок алмазов в Сибири сделали несколько геологов. Из них отмечу ... В. С. Соболева (1916 и 1932 гг.), ... — все до выхода в свет книги Федоровского..." (от 7 июня 1969). При этом все перечисленные им авторы, в т.ч. и сам ИАЕ в 1932 году, ошибочно полагали, что алмазы следует искать в районах вулканических массивов ультраосновных пород, и только в рассказе "Алмазная труба" ИАЕ впервые предположил, что искать следует на платформах, в зонах повышенного давления и прорыва кимберлитовых трубок. Но геолог В.С. Соболев, действительно, занимавшийся алмазами (монография "Геология месторождений алмазов Африки, Австралии, острова Борнео и Северной Америки", М., 1951), родился в 1908 году, и по малолетству не мог в 1916 делать таких предположений (по кр. мере, в научной печати:)). На это Ивану Антоновичу указывает и эксперт Главной редакции геогр. литературы, разбиравший вопрос с книгой Забелина и письмом Ефремова (В.О.Ружицкий - И.А.Ефремову, 14 июня 1969). По-видимому, Иван Антонович имел в виду другого геолога по фамилии Соболев - Дмитрия Николаевича (1872-1949), но по ошибке поставил не те инициалы. В других письмах - А.Ф Бритикову (от 4 августа 1969) и Е.П.Брандису (от 20 сентября 1969) - И.А.Е. уже пишет просто "Соболев", без инициалов, что косвенно подтверждает моё предположение. Осталось выяснить, действительно ли Д.Н.Соболев писал что-то о возможных находках алмазов в Сибири. В общедоступных источниках о геологе (Википедия, БСЭ) такой информации нет. Ищем?

A.K.: Быстров А.П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Эволюция организма человека на основании изучения истории его скелета. Изд.2 URSS. 2017. 320 с. Твёрдый переплёт. ISBN 978-5-9710-4561-8.

A.K.: Конечно, Юнга нельзя назвать в буквальном смысле коллегой Ефремова, но он тоже интересовался палеонтологией, а И.А.Е. его упоминал в "Лезвии бритвы" в связи с идеей коллективного бессознательного. Кроме того, они оба были фантастически образованными людьми. Этим летом, читая автобиографию Юнга, наткнулся на такие строки, показавшиеся мне другим изложением теории инферно. «Теперь я нашёл, что человек есть тот, кто завершает творение, что он тот же создатель, что он один вносит объективный смысл в существование этого мира; без него всё это, неуслышанное и неувиденное,молча поглощающее пищу, рождающее детёнышей и умирающее, бессмысленной тенью сотни миллионов лет пребывало в глубокой тьме небытия, двигаясь к своему неведомому концу. Только человеческое сознание придаёт всему этому смысл и значение, и в этом великом акте творения человек обрёл своё неотъемлемое место.» (К.Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления).

A.K.: Археолог Сергей Владимирович Киселёв - прототип геолога Андреева из "Лезвия бритвы": Небольшой текст и фото на раскопках в Монголии.

Rivarez: A.K. пишет: Небольшой текст и фото на раскопках в Монголии. Андрей, а вы случайно не в курсе, где именно сделано это фото? А то в статье как-то расплывчато об этом.

A.K.: К сожалению, нет.

A.K.: «Знаменитый английский физик Деннис Габор опубликовал книгу «Изобретение будущего». Высоко оценивая произведения И. А. Ефремова — его роман «Туманность Андромеды», повести «Звездные корабли» и «Сердце Змеи», он пишет: «…приятно отметить, что лучший духовный наследник Уэллса — русский Ефремов». При случае я спросил писателя, знает ли он об этом? — Знаю, — ответил Иван Антонович. — У меня есть книга Габора. Ее прислал мне он сам с дружеской дарственной надписью… Габор — не только крупнейший физик и нобелевский лауреат, но ученый, серьезно думающий о будущем человечества. А далеко не все нобелевские лауреаты действительно озабочены судьбой человечества. В последнее время вошло в моду задавать выдающимся ученым вопрос о конечной, всемирной, или, как принято сейчас говорить, глобальной цели науки. Надо признать, что в большинстве ответов ученые путаются: наука для «знания», для выработки мировоззрения, а то и просто «наука для науки» кажется им подлинной целью. Все эти определения поверхностны, неясны и неточны. — А в чем вы видите «глобальную» цель науки? — Я глубоко убежден, что «глобальная» цель науки так же, как и всех других видов человеческой деятельности, совершенно ясна: эта цель — счастье человечества. И наука, заменившая религию, исследующая законы построения общества, дающая нам огромное техническое могущество, ответственна за будущее. — Считаете ли вы себя «духовным наследником Уэллса»? — Я очень люблю Уэллса, — сказал Ефремов. — Люблю за его непримиримость к общественному злу, за непреклонную веру в знание, в светлое будущее человечества. В этом Уэллс — сильнее всех фантастов мира. Разумеется, я не могу оценивать сам себя, но я не прочь был бы быть наследником Уэллса именно в этом направлении, потому что считаю это главной задачей современной литературы. Больше, чем критика недостатков, больше, чем высочайшая стилистика или абстрактное выражение тонких чувств, нам нужны сейчас книги, так сказать, «конструктивные». Выше всего я ценю писателей, ищущих и находящих новые грани закономерностей счастья, справедливости и гуманности, действенные способы преодоления трудностей на пути к созданию общества высшего типа — коммунистического.» А.Лесс. источник:::

SEN7759: И.А. Ефремов пишет: "Я глубоко убежден, что «глобальная» цель науки так же, как и всех других видов человеческой деятельности, совершенно ясна: эта цель — счастье человечества." Наверное, для науки нужно добавить - поиск истин, а для искусства добавить - поиск и создание красот. Учёные - Verserĉantoj, а люди искусства - Belkreantoj.



полная версия страницы