Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Прообразы героев Ефремова » Ответить

Прообразы героев Ефремова

A.K.: Отчасти об этом говорилось в ветке " Образы героев в произведениях искусства: сдержанный немногословный мужчина vs. истеричный горожанин". В № 7-8 журнала "Чудеса и приключения" за 1992 год публиковали фотографии киноактёров, послуживших прототипами героев ЛБ. А вот что ИАЕ пишет Борису Устименко:[quote]Посылаю Вам для образца портреты моих любимых киноартисток - вернее, прототипы женских образов для иллюстраций к "Туманности Андромеды". Художники у нас разучились рисовать красивых женщин и приходится обращаться для вдохновения к иностранным журналам и фильмам. Одна из моих героинь - Чара, индуска по происхождению, танцевала на празднике "Пламенных чаш". Её фигуру и платье я "спроектировал", но лицо мне не удалось пока - поэтому мысленно приставьте к изображению Чары лицо Джины Лоллобриджиды - она наиболее подходит. А другая артистка - Викки Дуган - просто моя киносимпатия.[/quote]Москва, 12.07.1957.

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 All

Илья Ялунин: Мне удалось идентифицировать ещё одну актрису с разворота "Премудрой Тетради", на котором изображены Мента Кор и Эвиза Танет. Это фотография одного из профилей девушек с подписью: "Фай Родис". Это оказалась Барбара Квятковска ( Barbara Kwiatkowska) (как и следовало ожидать)

Илья Ялунин: Один из профилей Фай Родис -- Барбара Квятковска (Barbara Kwiatkowska):

Илья Ялунин: Барбара Квятковска


makorzh: Здорово, что Вы их смогли опознать. Для меня они на одно лицо. Ефремов, показывая тетрадь репортёру, комментировал: "— Когда мне приходится обставлять мебелью апартаменты своих героев, я выбираю из разных журналов те или иные снимки. Смотрю, сопоставляю, варьирую. То же самое я делаю и с главными действующими лицами. Подбираю по вырезанным портретам героев. Вот таким в моем воображении рисуется один из героев новой книги начальник экспедиции с Земли — Фай Родис. И. Ефремов переворачивает страницу, и на меня смотрит открытое волевое лицо тридцатилетнего мужчины. — Такой я представляю женщину-астронавигатора, — улыбаясь, продолжает писатель и на странице «волшебной» тетрадки появляется портрет актрисы Зинаиды Кириенко." https://vk.com/wall-162184323_33 То ли репортёр ошибочно узнал на портрете Кириенко, то ли её фотография действительно была где-то рядом в тетрадке, например, "взрослой" Фай Родис.

Илья Ялунин: Спасибо Вам большое, makorzh! Мне всегда было жутко интересно, как выглядят все эти девушки, и все скульптуры, картины, и всё остальное, о чём писал в своих произведениях Ефремов! (А вот, насчёт этого: "лицо волевого мужчины" -- не совсем понял. Может, это опечатка того, кто публиковал статью репортёра? Подобно тому, что Вы выяснили, что вместо "Америки", нужно читать: "Африки" (там где речь идёт про культуру "Анау" и австролоидов и т.д. в "ЛБ". Этот момент меня тоже всегда удивлял -- и даже какую-то дополнительную интригу придавал:)) Я с огромным интересом и удовольствием читаю Ваши исследования произведений ИАЕ, в частности -- хронологии. Я толком не знаю, как управлять функциями ответов тут, на форуме, как-то другие выделяют цитаты, и т.д., и сразу видно, кому человек отвечает, и на что. А я долго разбирался, даже как зарегистрироваться, опубликовать пост, и, главное, прикреплять к посту фотографии:)

Илья Ялунин: Репортёр, наверно, не понял, что Фай Родис -- это женщина, и глянул на фотографию прообраза какого-то мужского члена экипажа "Тёмного Пламени", если он там был рядом на странице, может быть, так? Когда читаешь это интервью, то ход текста как будто бы намекает, что Иван Антонович листал страницы. То есть, вероятно, Иван Антонович сперва открыл один из разворотов тетради, на котором была фотография артистки-прототипа Фай Родис, и здесь же, рядом, была ещё и фотография какого-то артиста-мужчины -- прототипа какого-то мужского члена экипажа. А репортёру имя "Фай Родис" показалось по звучанию мужским, и он подумал, что Иван Антонович имел в виду фотографию мужчины. А затем Ефремов перелистнул страницы, и открыл разворот с Ментой Кор, Фай Родис и Эвизой Танет. Может быть, так?

Илья Ялунин: Меня всегда интересовало, как выглядит Тиллоттама. Даярам говорит, что Тиллоттама похожа на Праноти Гхош, но только "гораздо крепче хрупкой бенгалки". То есть, из этого, наверно, можно сделать вывод, что Тиллоттама похожа на Праноти Гхош, прежде всего, лицом. Я помню, лет десять или больше назад первый раз попытался найти фотографии Праноти Гхош в интернете, но там её фотографий тогда не было. Вместо Праноти Гхош интернет выдавал одну-единственную фотографию какой-то совсем другой индийской актрисы (которая мне не очень понравилась внешне:), и я тогда сразу не поверил, что это она, и оказался, в результате, прав:)). И только спустя несколько лет интернет, наконец, стал выдавать её фотографии. И это, в основном, фотографии, как-то связанные с каким-то одним фильмом. Кажется, этот фильм называется "Jagriti".Кадры из него и т.д. (а также отрывок из него в ютубе, я публикую здесь ссылку на него): https://youtu.be/prE5HNBv8PE

Илья Ялунин: Что касается фигуры Тиллоттамы, то в тексте везде подчеркивается, что она, как бы это выразиться точнее, проще говоря, имеет суперженственные об'емы. Все черты её тела, можно сказать, гипертрофированно женственные. И в одном месте в книге, не помню точно, в какой главе, кажется, Сандра, рассуждает о том, могли ли служить моделями для потрясающих скульптур Карли реальные женщины, так как они тоже имеют суперженственные об'емы, таз и бедра намного шире плеч и т.д. И, в результате, приходит к выводу, что да, моделями служили реальные женщины! Вероятно, она пришла к такому выводу и укрепилась в нём после того, когда встретила такую реально существующую женщину -- Тиллоттаму. Я несколько лет назад (наверно, начал тогда же, когда и начал искать Праноти Гхош, уже сейчас точно не помню, может, несколько позже) поискал эти скульптуры в интернете, и был поражен, насколько они прекрасны! По моему мнению, это вообще самые потрясающие творения индийских скульпторов из всех существующих! Они произвели на меня наиболее сильное впечатление вообще из всех индийских женских скульптур (и из тех, о которых пишет Иван Антонович в "Лезвии Бритвы, и вообще из всех индийских женских скульптур, которые я вообще видел! Да и вообще всех женских скульптур, существующих в мире. Поэтому я считаю, что можно сделать вывод, что фигура Тиллоттамы должна быть подобна фигурам женских скульптур Карли, или даже быть их копией. Также я считаю, что и фигура Чары Нанди должна быть подобна именно этим скульптурам, или быть их копией, так как про Чару говорится, по смыслу, то же самое, что и про Тиллоттаму: примерно так, не помню точно: "все в ней было "слишком" или чересчур: слишком(чересчур) широкие бедра, слишком (чересчур) узкая талия" и т.д. Скульптуры Карли (пещеры Карли, Carla caves):

Илья Ялунин: В фильме "Jagriti" Праноти Гхош ещё совсем юная (она появляется на 34:10 минуте до 42:05 минуты; а затем на: 1:54:17 до 1:58:27; затем на: 2:00:58 до 2:03:05 (это очень грустная история про мальчика): https://youtu.be/j8E2EdofV0s https://youtu.be/eb7KDOXJeZg https://youtu.be/prE5HNBv8PE А в фильме "Anokha Milan" -- слегка постарше (здесь она появляется на первых же секундах фильма): https://youtu.be/Qv2Zp8X-910

Илья Ялунин: Хочу ещё написать (как я уже сказал в одном из постов выше), что скульптуры Карли (Carla caves), фотографии которых я разместил в одном из постов выше, кажутся мне самыми логичными образцами для фигуры как Тиллоттамы, так и, соответственно, фигуры Чары Нанди. Фигуры этих скульптур -- это абсолютно точное попадание "в яблочко" -- они абсолютно, и наиболее точно соответствуют канонам идеального женского тела, которые описывает Ефремов, описывая фигуры Тиллоттамы и Чары Нанди. Что касается лица Тиллоттамы, то, повторюсь, из текста ясно следует, что оно похоже на лицо индийской актрисы Праноти Гхош (фотографии и видео с которой я разместил в постах выше). Лицо Чары Нанди -- это, как следует из письма Ефремова к Устименко (размещённом АК в заголовке), -- лицо Джины Лоллобриджиды (хотя, мне кажется, подошло бы и лицо Праноти Гхош. Так как Иван Антонович писал "ЛБ" позже, чем "ТуА", вероятно, что, тогда, когда он писал "ТуА", он, может быть, ещё не видел актрису Праноти Гхош, а потом, когда писал "ЛБ", то уже видел. Мне кажется, лицо Праноти Гхош у Чары Нанди было бы гораздо логичнее, чем лицо Джины Лоллобриджиды. Тем более, что лицо Праноти Гхош гораздо лучше соответствует канону красоты Ефремова с огромными глазами и мелкими чертами -- не все черты лица Джины Лоллобриджиды можно назвать мелкими:) В частности, у неё довольно крупный (длинный) нос, как мне кажется). В общем, резюмируя, можно сказать, что Тиллоттама и Чара Нанди, вероятно, похожи, как однояйцевые близнецы, и выглядеть они должны так: фигура одной из скульптур Карли с лицом в одном случае -- Праноти Гхош, а в другом -- с лицом Джины Лоллобриджиды (или в обоих случаях -- с лицом Праноти Гхош). (Также добавлю, что и Таис -- тоже. Так как она тоже смесь гречанки с критянкой (дравидийкой, или австралоидов, по мнению ИАЕ, так что, получается, Праноти Гхош подходит на прототип лица всех этих героинь, скульптура Карли подошла бы и для образца фигуры Таис, мне кажется). Также мне кажется, что и лица самих скульптур Карли абсолютно соответствуют канонам ИАЕ. Поэтому можно прямо брать любую женскую скульптуру Карли целиком --- это и будет внешность Тиллоттамы и Чары Нанди (и Таис).

makorzh: Илья Ялунин пишет: Может, это опечатка того, кто публиковал статью репортёра? Подобно тому, что Вы выяснили, что вместо "Америки", нужно читать: "Африки" (там где речь идёт про культуру "Анау" и австролоидов и т.д. в "ЛБ". Это обнаружил Elentirmo, я лишь дополнил: http://noogen.borda.ru/?1-14-0-00000135-000-0-0#020 Илья Ялунин пишет: Я толком не знаю, как управлять функциями ответов тут, на форуме, как-то другие выделяют цитаты, и т.д., и сразу видно, кому человек отвечает, и на что. Мышкой выделите текст, который хотите цитировать; ниже, в конце того же сообщения, после "Спасибо:0", есть три кнопки: "профиль", "цитата", "Re:"; нажмите на среднюю ("цитата") -- выделенный текст копируется в низ страницы, в форму ответа, остаётся лишь прокомментировать и отправить. В один ответ можно вставить таким способом несколько цитат. Ссылку на какое-нибудь сообщение можно получить, нажав правую кнопку мыши на маленьком символе листка с отогнутым краем, перед "Отправлено:", в начале сообщения, -- в появившемся контекстном меню выбрать пункт "Копировать ссылку" (зависит от браузера). Далее вставляете её в форму ответа как обычно: Ctrl-V. Я предпочитаю вставлять адрес в виде текста на отдельную строку, но можно и гиперссылку соорудить (нажать кнопку "ссылка" над формой ответа), например: click here Перед отправкой на всякий случай рекомендую скопировать набранный текст (особенно если он большой, писали долго и жалко потерять) в буфер обмена (Ctrl-C) и сохранить где-нибудь на своём компьютере.

makorzh: Илья Ялунин пишет: Репортёр, наверно, не понял, что Фай Родис -- это женщина, и глянул на фотографию прообраза какого-то мужского члена экипажа "Тёмного Пламени", если он там был рядом на странице, может быть так? Когда читаешь это интервью, то ход текста как будто бы намекает, что Иван Антонович листал страницы. То есть, вероятно, Иван Антонович сперва открыл один из разворотов тетради, на котором была фотография артистки-прототипа Фай Родис, и здесь же, рядом, была ещё и фотография какого-то артиста-мужчины -- прототипа какого-то мужского члена экипажа. А репортёру имя "Фай Родис" показалось по звучанию мужским, и он подумал, что Иван Антонович имел в виду фотографию мужчины. А затем Ефремов перелистнул страницы, и открыл разворот с Ментой Кор, Фай Родис и Эвизой Танет. Может быть, так? Это кажется мне весьма правдоподобным предположением. Но так ли было на самом деле, -- мы, вероятно, никогда не узнаем. Полагаю, что мы имеем представление лишь о 10% интересов ИАЕ (не больше) и 1% использованных им источников.

makorzh: Хотел бы я Вам помочь, Илья, но у меня нет ни времени, ни навыков, ни интереса копаться в старых фотографиях и фильмах. Могу лишь показать видеофрагменты, которые я когда-то вырезал из фильмов об ИАЕ. Основной источник -- известные материалы к ЧБ из фильма "Откровение Ивана Ефремова": https://vk.com/video-162184323_456239018 В немного лучшем качестве те же кадры (но не все) вошли в фильм об ИАЕ из цикла "Гении и злодеи" (видимо, его создатели имели доступ к плёнке ОИЕ): ЧБ.mkv Любопытен последний кадр (немного обработан): Этот "самурай" -- визуальный прототип инженера броневой защиты Гэна Ата́ла: "Инженер высоко занес обе руки, держащие рукоять какого-то примитивного оружия. Его длинное лицо с узкими, близко посаженными глазами, было грозно. Гэн Атал предстал перед памятью Земли как воин в усилии битвы с злобным врагом." Помните главу 8? "Гэн Атал повернул рупор на толпу." (В версии МГ-89 Гэн Атал полез на башню, а Тор Лик взялся за рупор излучателя инфразвука.) В гугле и яндексе есть поиск по картинке. Я поискал. Гугл ничего вразумительного не выдал, а яндекс нашёл на youtube кадр https://youtu.be/zuYrX3LWNSs?t=229 из [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Харакири_(фильм,_1962)]фильма[/url] "Харакири" 1962 года: https://ru.wikipedia.org/wiki/Харакири_(фильм,_1962) Насколько я понял, изображён актёр [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамба,_Тэцуро]Тэцуро Тамба[/url]. В материалах к ЧБ фотография с чуть другого ракурса, но остальное, на мой взгляд, совпадает: складки одежды, волосы... Современные информационные технологии могут быть весьма полезны. Хочу ещё заметить, что такие поиски имеют и литературоведческое значение, так как позволяют оценить, когда Ефремов работал над материалами к ЧБ. Раз кадр из фильма, вышедшего на экраны 16 сентября 1962 года, то ИАЕ наклеил в тетрадь вырезку не раньше. Маловероятно, что ИАЕ потом переклеивал вырезки на другие. А то некоторые авторитеты считают, что "материалы к ЧБ" могут относиться чуть ли не к началу 1950-х. Но я, следуя заповедям, не верю никаким авторитетам, а предпочитаю опираться на факты, числа и логику. Советую попутно обращать внимание на датировку совпадающих фотографий.

makorzh: Вот ещё вырезка из материалов к ЧБ: Подписано: "Астронавигатор I - Вир Норин и Фай Родис". Таким же способом я исследовал и выяснил, что это вырезка из постера к фильму Хичкока "Головокружение" (1958): Извините, не знаю, как уменьшить размер. Интересно, что исходно у персонажей были другие имена, которые Ефремов зачеркнул. Вместо "Вир" было "Эрбин", вторую часть имени ИАЕ зачеркнул тщательней, но буквы "р" там не видно: Ноин? Гоин? На этой, и других страницах "материалов" вместо "Фай" было имя из трёх букв, первая -- "Г", последняя -- "с", средняя -- "о" либо "а", либо "и": Гос, Гас, Гис. Ефремов в первую очередь заботился о звучании имён. Современные искатели скрытых смыслов и "аналогий" ефремовских имён об этом забывают.

Илья Ялунин: Спасибо, makorzh! Замечательно, что Вы определили эти фотографии! Класс!!! Я как раз тоже хотел их поискать! (Я не умею искать по картинкам в Гугле или Яндексе, я искал по именам, пробовал подставлять в более-менее различимые имена разные буквы, и наудачу просматривал все подряд картинки, которые мне выдавал Гугл. Он выдавал по именам, и при этом, кроме актрис с искомыми именами, выдавал ещё и каких-то других актрис примерно того же периода. И я уже визуально смотрел, есть ли схожесть с кем-нибудь ещё на фотографиях из рукописей и тетрадей ИАЕ.) Спасибо, что об'яснили, как использовать функции форума с помощью мышки и компьютера, но компьютер у меня сейчас сломался, и я пользуюсь только смартфоном:) Я Вам там написал комментарий в ВК под этим постом, на который Вы дали ссылку (про "лицо волевого мужчины" и Зинаиду Кириенко). Я перепостил этот пост на свою страницу (Вы не против?), и пользователь ВК Виктор Чебаков выдал версию, что первоначально Ефремов задумывал начальника экспедиции мужчиной, но под тем же именем -- Фай Родис. Надо сказать, что у меня самого мелькала такая же мысль (А может быть, я уже ещё раньше где-то прочитал эту версию, может быть, даже у Вас?). Может быть именно поэтому звучание имени Фай Родис таково, что его звучание можно счесть равно и мужским, и женским? Скажите, makorzh, можно перепостить эти Ваши форумные посты в ВК, либо на моей странице, либо в группе "Свобода внутри" Максима Михайлова? Я когда свои посты здесь опубликовал, он их потом перепостил в ВК (я об этом не знал, а когда увидел их в ВК, то очень обрадовался). Но я сам не умею перепощивать с форума в ВК.

SEN7759: Любопытно, что на эсперанто: vir' -- мужчина, а fajr' -- огонь.

Илья Ялунин: Да, это интересно!

makorzh: Илья Ялунин пишет: Я Вам там написал комментарий в ВК под этим постом, на который Вы дали ссылку (про "лицо волевого мужчины" и Зинаиду Кириенко). Я там попытался Вам ответить, набрал сообщение на 700+ знаков, отправил, но... не отправилось, сбой какой-то, vk стал шибко себе на уме. Я нарушил свою же рекомендацию Вам о копировании и сохранении. Так что пока буду здесь отвечать. Илья Ялунин пишет: Я перепостил этот пост на свою страницу (Вы не против?), и пользователь ВК Виктор Чебаков выдал версию, что первоначально Ефремов задумывал начальника экспедиции мужчиной, но под тем же именем -- Фай Родис. Надо сказать, что у меня самого мелькала такая же мысль (А может быть, я уже ещё раньше где-то прочитал эту версию, может быть, даже у Вас?). Может быть именно поэтому звучание имени Фай Родис таково, что его звучание можно счесть равно и мужским, и женским? Нет, я не против -- с чего бы? Думаю, что Родис всегда была женщиной , а журналисты чего-то недопоняли. Добавить мне нечего. Илья Ялунин пишет: Скажите, makorzh, можно перепостить эти Ваши форумные посты в ВК, либо на моей странице, либо в группе "Свобода внутри" Максима Михайлова? Пожалуй, я сам это сделаю, так как они требуют доработки в оформлении и в тексте. Но это не к спеху. Сначала я хотел бы перепостить Ваши посты ВК. Но есть кое-какие нюансы, которые хочу прояснить. Прежде всего, мой интерес к фотографиям носит сугубо академический характер и связан с определением хронологии текстов ИАЕ. Когда ИАЕ писал тот или иной рассказ из "Женщин в моей жизни"? Когда он готовил материалы по ЧБ, ЛБ и др.? Всё это не известно достаточно точно. Поэтому так важно установить датировку фотографий. Когда они сняты? когда опубликованы? в каком журнале? Следовательно, мне интересны лишь конкретные фотографии из рукописей. Другие снимки этих же людей не важны, за исключением снимков с той же фотосессии. Поэтому я надеюсь, что Вы копнёте глубже, определите хотя бы примерную датировку фотографий и напишете отдельный краткий пост по каждому снимку, содержащий ефремовскую вырезку, оригинальную фотографию и дополнительные сведения -- кто и когда снят, где опубликовано (если получится найти). На такие посты я с удовольствием сделаю перепост в своей группе и всячески буду хвалить. Правда рекламщик из меня никакой, но, может, кто-то ещё перепостит, более популярный. Ещё очень важно, чтобы Вы сохранили фотографии в свой альбом vk. Ведь ссылки на postimg и другие фотохостинги долго не проживут. ВК в этом плане стабильнее. Для каждой вырезки лучше создать отдельный альбом. Пожалуйста, не воспринимайте эти советы как требования или претензии. Если не хотите "копать", я и так перепощу. Ведь самое сложное Вы сделали, благодаря лично Вам "лёд стронулся", осталось "дожать", может, этим займутся другие.

makorzh: Вырезка с подписью: "Чеди Даа́н": Французская актриса Pascale Petit (Паскаль Пети): Мне кажется, что эти снимки с одной фотосессии.

makorzh: Сю-Те: Я почти не сомневаюсь, что это Брижит Бардо, одна из любимых актрис ИАЕ. Но у неё много тысяч фотографий и отыскать точно такую же не удалось (на gettyimages). Есть похожие, например: https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/the-truth-lobbycard-brigitte-bardot-1960-news-photo/1137279929 Ещё: https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/french-actress-brigitte-bardot-on-the-set-of-vie-privée-news-photo/607394802 https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/brigitte-bardot-in-the-filming-of-le-repos-du-guerrier-in-news-photo/111072430

Alex Dragon: Вряд ли Фай могла быть мужчиной в принципе: помимо того что это сочетание звучит для русского уха явно женским, тут важно то что это концептуально для книги, это один из принципиальных смысловых моментов, что Родис — женщина. Если там и мог фигурировать мужчина, то только на самой ранней стадии замыслов. Насчёт фоток: вы могли бы оставить мне ссылки на фотки, которые только скриншоты. Учитывая низкое качество исходников, лучше было бы сохранить для истории наиболее хорошие копии. Думаю, большую часть у меня получилось бы вытащить в том виде, в каком они опубликованы на сайтах-источниках.

Alex Dragon: Мысли вслух: любопытно получается, женщины всё видные, но я бы не сказал, что сногосшибательные, что б с одного взгляда вот прям шок получить — так нет, всмотреться надо чтобы оценить. А в ЧБ описано так, что тормансиан буквально как гром поражал.

Alex Dragon: Насчёт Чары Нанди тут было уже довольно пространное обсуждение. И не думаю, что она буквально Тиллотама. Ну хотя бы потому что по сюжету Тиллотама дравидийка, они чёрные почти как негры и насколько я представляю, с довольно специфическим типом лица, то что на скриншотах мне кажется не очень соответствует. А Чара — нечто обобщённых южных кровей, сколько я помню, но всё же более средиземноморское, она видимо была бы скорее похожа лицом, например, на Елену Аминову (помните Лоренцу из «Формулы любви»?) или Матлюбу Алимову (цыганка Настя из «Цыгана») — если так по логике вещей. Вот там я как-то публиковал вот такие фотки: http://noogen.borda.ru/?1-17-1667144600143-00000007-000-160-0#130.001 Дама конечно далеко не тех кондиций и сильно старше, но если воспринять это как некую точку опоры для фантазии, для понимания тенденции, то вот когда говорится о мощи Тиллоттамы, то начинать танцевать можно от этого. То есть по нашим меркам необъятные бёдра в первую очередь думается.

makorzh: Командир звездолета, инженер аннигиляционных установок Гриф Рифт: Пришлось помучиться, чтобы найти источник. Только один поисковик, tineye.com, выдал одно совпадение, фрагмент фотографии -- лицо. Остальное было делом техники: http://medien.filmreporter.de/images/thumbnails/29368_180.jpg http://www.filmreporter.de/retro/news/1569-Goldenes-Besteck-fuer-seine-Majestaet https://web.archive.org/web/20130311044909/www.filmreporter.de/retro/news/1569-Goldenes-Besteck-fuer-seine-Majestaet Тут фотография подписана: "Curd Jürgens als Dr. von Basil" Австрийский актёр [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Юргенс,_Курд]Курд Юргенс[/url] в роли некого доктора. Дальнейшие поиски привели к фильму 1960 года https://en.wikipedia.org/wiki/Brainwashed_(film) по новелле Стефана Цвейга https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_новелла И вот он: https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/curd-jurgens-half-length-publicity-portrait-for-the-german-news-photo/1314697877 Вспомним описания из ЧБ: "Командир и самый ответственный специалист корабля, инженер аннигиляционных установок Гриф Рифт был изображен в кресле пилота, с руками, лежащими на условно намеченном пульте. Он повернул высоколобое, полное суровой решимости лицо, исчерченное морщинами раздумья и воли от приборов к другим статуям, как если бы он внезапно собрался сказать своим товарищам нечто очень важное. И не только важное — недобрая весть была ясно выражена художником в лице инженера." "Чеди задержала взгляд на длинном суровом лице Гриф Рифта" "В один из вечеров Гриф Рифт сидел перед пультом персональных сигналов, поставив локти на полированную доску и подперев кулаками тяжелую голову." И ещё интересный фрагмент о глазах: "Чаще всего упоминаются серые, как сталь, или голубые, как лед, — признак сильных, волевых натур, настоящих мужчин, подчиняющих себе других, всегда готовых пустить в ход кулаки или оружие. — По этому признаку следует бояться Гриф Рифта и Вир Норина, — рассмеялась Эвиза. — Но если Гриф Рифт действительно командир, то Вир Норин слишком мягок, даже для мужчины ЭВР, — возразила Олла Дез." И ведь правда, у Курда Юргенса именно такие глаза, серо-голубые: [url=https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/portrait-de-curd-jurgens-acteur-chez-lui-le-23-décembre-news-photo/967013352]https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/portrait-de-curd-jurgens-acteur-chez-lui-le-23-décembre-news-photo/967013352[/url] У Джеймса Стюарта, прототипа Вир Норина, тоже цвет совпадает, см., например, фото из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стюарт,_Джеймс_(актёр) Ефремов точен в описаниях! То ли вырезки были из цветных журналов, но это совсем не заметно по рукописи, то ли ИАЕ смотрел эти фильмы в цвете. О как! Дополнение. Посмотрел фильм "Шахматная новелла" https://my.mail.ru/mail/kinofilmyi/video/49/1641.html Он чёрно-белый. Похожий кадр там в начале пятнадцатой минуты (15:00), но именно похожий, не такой как на фото. Чуть другой ракурс, вероятно, другой дубль. Но снимок тоже наверняка ч/б, цветного нет и не было. Так откуда Ефремов узнал про цвет глаз актёра? Конечно, можно придумать много объяснений, но всё равно странно.

Илья Ялунин: Спасибо, Вам, огромное, makorzh! Какой класс, что Вы определили ещё двух девушек из ЧБ!!! Чеди ДаАн какая симпатичная, оказывается! (Ну и конечно, я её себе представлял другой:) И сюрприз для меня, что ударение на второй слог нужно делать, я всегда думал, что надо произносить: "ДАан"! Вот поэтому это всё так и интересно, понять -- как именно Ефремов их всех себе представлял!) А Сю-Те -- это Бриджит Бардо! Вот это сюрприз, так сюрприз! И не знал, что она любимая артистка у ИАЕ была! Тоже сюрприз для меня. Главный сюрприз с Бриджит Бардо тут ещё в том, что она совсем не монголоидная, а на Тормансе, по сюжету, живут монголоиды. Хотя, когда читаешь, как Ефремов описывает Сю-Те, то не складывается ощущение никакой монголоидности. Это я тоже всегда отмечал. Значит, не надо так уж зацикливаться на монголоидности Тормансиан? Она, наверно, получается, была у них не поголовной, и среди них встречались самые разные типажи? Спасибо Вам за советы, я постараюсь их выполнить, если получится:) Жалко, что у Вас не сохранился тот пост в ВК, на 701 знак. По поводу Фай Родис-мужчины -- может, это я сам придумал, потому что у меня самого такая мысль мелькала раньше, а Виктор Чебаков впрямую это не написал, я просто такой вывод сделал из его комментария, что он тоже так думает. Вообще, мне и самому имя "Фай" не кажется по звучанию мужским. "Родис" -- тоже, вроде. Makorzh, перепощивайте вообще любые мои публикации и посты, откуда и куда хотите, я только рад буду!:)

Илья Ялунин: Класс, makorzh! Пока я ответ Вам писал, вы ещё пост про Гриф Рифта опубликовали! Теперь мы знаем, и как Гриф Рифт выглядит! Однако, любопытно для меня вот что: я представлял их всех себе выглядящими помоложе, ну, Гриф Рифта не уверен, а вот Вир Норина -- точно. Если придется их рисовать, или памятник им на плоскогорье Реват рисовать -- то я бы их слегка омолодил:) Ну, Гриф Рифта, может, чуть-чуть, а Вир Норина -- гораздо сильнее:)

Илья Ялунин: Алекс, спасибо, про Фай Родис -- Вы, конечно, правы! Это так, просто в качестве одной из ( правда, конечно, довольно абсурдных) версий было мной предложено. По поводу фотографий, их скрин-шотов и исходников, ссылок на них: я в этом вообще не разбираюсь, об'ясните мне, как это делается? (Скрины я с экрана телефона делал, иногда просто, чтобы там подпись была видна с именем артистки. А иногда не получалось сайт с картинкой открыть. Или открыть удавалось, а скачать не удавалось. Все картинки из Гугл-картинки.) Я с удовольствием сделаю тогда! (Я все картинки, наверно, попробую загрузить на свою страницу ВК, как makorzh советует). А насчёт женщин -- все красивые, по-моему. А Тормансиан -- большинство из них, наверно, были, как люди 22-го века из романа Уэллса "Когда спящий проснётся" -- все хилые, кривые, косые и чахлые -- поэтому их, как гром, и поражал, так, может быть? Да, Тиллоттама по сюжету, вроде, дравидийка, но ИАЕ прямо говорит устами Даярама, что она похожа на Праноти Гхош. Кстати, фильм чёрно-белый, и тут не поймёшь, какой у неё точно цвет кожи. Он у подавляющего большинства индийцев не белый, а разной степени смуглости. Это потому, что там (как, в принципе, и везде) население всё перемешанное: пришлые европеоиды смешались с дравидоидами, веддоидами (веддоиды, это, оказывается, не то же самое, что дравидоиды:)), и ещё много с кем. Так что, цвет кожи у Праноти, совершенно точно, не белый, а коричневый, наверно, как кофе с молоком, или как у мулатов: что-то такое, коричнево-желтое. Так что Праноти -- на мой взгляд, практически точно, не чистый европеоид, и не чистый дравидоид: она их смесь. И это как раз то, что было и у Чары Нанди -- смесь европеоидов (греков) и индийцев. Только надо добавить синие глаза:) Ефремов в антропологии, надо понимать, разбирался, потому что вроде, есть фотография, где он вместе с Герасимовым что-то обсуждает. Они, вроде, друзья были? Девушка на представленных вами фото прекрасна! Но она слегка тяжеловата, на мой взгляд, я с трудом представляю, как она будет танцевать на "Празднике пламенных чаш". Ну, да, если от этого образа, как приблизительного, танцевать, может, вы и правы. И рост 170 см, вроде. Ефремов такой рост у женщин, вроде, критиковал (на тему женского роста, конечно, много рассуждать можно, но ИАЕ думал именно так, и обосновывал это всё, ну, вы это не хуже меня знаете). Есть ещё эротическая модель Maya Singh (Ann Stephens), индианка, вот она тоже, по-моему, приближается к типажу Тиллоттамы. Иван Антоновичу она бы понравилась, мне кажется, если бы он её увидел. Но и у неё, мне кажется, формы только приближаются к формам Тиллоттамы: бедра должны быть ещё шире, а талия -- ещё уже. Вот фигуры женщин Карли, на мой взгляд, -- абсолютно соответствуют.

Илья Ялунин: Да, Алекс, насчёт "средиземноморского". Этот вопрос меня всегда занимал, что именно понимает Иван Антонович под своим определением "древний средиземноморский тип". Это тоже вопрос интересный. Тут некая путаница неизбежно получается, потому что в антропологии под "средиземноморской расой", вроде, имеются в виду, практически всегда, УЗКОЛИЦЫЕ люди, с БЛИЗКО посаженными глазами, люди, относительно длиннолицые (то есть, при взгляде на это лицо создаётся впечатление, что оно длинное и узкое, хоть и АБСОЛЮТНЫЕ размеры лица могут быть и маленькие), люди эти грацильные (то есть, тонкокостые и маленького роста). Так что, что именно имел в виду ИАЕ под "древним средиземноморским типом", нужно ещё установить. Кстати, у нас дома есть "Энциклопедический словарь", и в нем есть статья "Кроманьонцы" -- как сейчас помню, там написано: "это люди средиземноморской расы, отличались длинной головой, коротким широким лицом, крупными зубами и т.д." И сопровождено это картинкой мужчины и женщины с подписью: "Кроманьонцы из Мурзак-Коба". Так что, может быть, именно этот тип? Получается, антропологи сами определиться не могут: то лицо широкое и короткое, то узкое и длинное:)

Илья Ялунин: Да, забыл добавить, этот "Энциклопедический словарь", в котором статья про кроманьонцев средиземноморской расы из грота "Мурзак-Коба" в Крыму, то ли 51-го, то ли 53-го года издания. Ну и, дело тут может быть ещё в том, что сначала все расы были массивные: (если вообще можно говорить о расах в то время: верхний палеолит, мезолит и т.д.), а потом средиземноморцы грацилизировались -- то есть, ширина лица у них тоже уменьшилась, вот и получилось, наверно, узкое длинное лицо. А северные европеоиды, наоборот, остались массивными (Алексеев пишет, что они наиболее сохранили архаические черты европеоидов).

Илья Ялунин: Да, пришло в голову: а Таис-то тоже наполовину -- европеоид, наполовину то ли дравидоид, то ли австралоид (критянка, а они -- такие, по мнению ИАЕ), Иван Антонович, вроде, ставит между этими понятиями знак равенства, когда рассуждает о "австралоидной культуре Анау" и критянах, которые тоже потомки этой культуры, по мнению ИАЕ. То есть, опять, и здесь на внешность (лицо) Таис подходит Праноти Гхош -- она европеоид, смешанный с дравидоидами (австралоидами, по мнению ИАЕ), и смуглая, черноволосая. Опять -- Праноти Гхош здесь в яблочко.

Илья Ялунин: Продолжаю про Праноти Гхош. Я сейчас сделал скрины кадров из фильма "Jagriti", которые гораздо выразительнее скринов, которые я нашёл в Гугле. И гораздо лучше отражают внешность Праноти Гхош. Интересно, в каком именно фильме видел её Иван Антонович? Может быть, именно в этом? Или даже в нескольких фильмах? Мне кажется вполне вероятным, что Ефремов видел Праноти Гхош именно в этом фильме. Этот фильм 1954-го года, соответственно, мог быть показан в СССР на несколько лет позже, как раз подходит по времени, когда писалось "Лезвие Бритвы" (а может, уже и в 54-м году в СССР показали?). К тому же, по возрасту Праноти Гхош в этом фильме как раз примерно соответствует возрасту Тиллоттамы. Когда смотришь на лицо Праноти, то видишь, что оно полностью соответствует всем канонам женской красоты, которые воспевает Ефремов: огромные глаза, достаточно широко расставленные, не навыкате, и не глубоко посаженные, а имеющие среднее положение; длинные густые ресницы, соболиные брови, мелкие, но четкие черты лица, круглое, достаточно широкое лицо, мелкий, но чёткий подбородок, маленький прямой нос, в меру пухлые (полные) губы, густые черные волосы, растущие на лбу достаточно низко, маленькие уши (наверное, именно этот тип Иван Антонович называет "древним средиземноморским"). Абсолютное попадание в яблочко! По-моему, и Тесса, в представлении художницы Галины Яремчук (если я правильно определил, что это рисунок Галины Яремчук, поправьте меня кто-нибудь, если это какой-то другой художник; это скрин-шот из доклада Николая Смирнова "Этика и эрос в творчестве Ивана Ефремова" на Ефремовских чтениях), очень похожа на Праноти Гхош в фильме "Jagriti". Это неспроста, мне кажется. Или её хорошо проинструктировал Иван Антонович (известно, что он с ней переписывался), или она сама тоже видела Праноти Гхош в каком-то кино (может, тоже в "Jagriti"), либо Ефремов послал ей фотографии Праноти в качестве образца, либо она сама, прочитав "Лезвие Бритвы", решила, что и Тесса тоже должна быть похожа на эту индийскую актрису. Обратите внимание на схожесть лиц Тессы и Праноти, волос, причёсок, их одежды, складок одежды, а также положение рук Тессы на рисунке, и положение рук Праноти на скрин-шотах. Праноти Гхош (Pranoti Ghosh), и скрин с рисунком Тессы:

makorzh: Илья Ялунин пишет: А Сю-Те -- это Бриджит Бардо! Вот это сюрприз, так сюрприз! И не знал, что она любимая артистка у ИАЕ была! Тоже сюрприз для меня. Борис Устименко вспоминал о своём приезде в Москву, в гости к Ефремовым: "После просмотра павильонов берем билеты в кинотеатр, где идет фильм "Бабетта идет на войну", замечательная кинокомедия с Бриджит Бордо. Иван Антонович смотрит этот фильм второй раз, ради меня, но с удовольствием, много смеется." (это было 29 августа 1960 г.) Может она и была не самой любимой актрисой, но воспринималась благосклонно. Илья Ялунин пишет: Однако, любопытно для меня вот что: я представлял их всех себе выглядящими помоложе, ну, Гриф Рифта не уверен, а вот Вир Норина -- точно. Если придется их рисовать, или памятник им на плоскогорье Реват рисовать -- то я бы их слегка омолодил:) Ну, Гриф Рифта, может, чуть-чуть, а Вир Норина -- гораздо сильнее:) Надо полагать, ИАЕ вводил поправку в уме. Данные фотографии были для ИАЕ лишь первым приближением к внешности персонажей, тем, что включало внутренний экран Ефремова. Не стоит копировать с них памятники. Например, Фай Родис представлена тремя разными актрисами: Барбара Квятковска, Ким Новак и ещё кто-то, может, пресловутая Кириенко. Причём Ким Новак в том фильме -- роковая, сногсшибательная блондинка (Alex Dragon, о вкусах и женщинах не спорят, но... пересмотрите "Головокружение"). Так что внешность внешностью, а для Ефремова были важны эмоции, вызываемые изображением.

Илья Ялунин: Да, makorzh, а Вы обратили внимание, что в рукописи "Женщины в моей жизни" картинка с подписью: "Эта гордая женщина из Туманности Андромеды..." выглядит несколько странно, как будто это не сама фотография, а рисунок с фотографии -- её точная рисованая копия. Эту девушку я идентифицировал, как Джоан Коллинз, и нашёл её фотографии с той же самой фотосессии, в точно такой же одежде, украшениях, с точно такой же прической, на точно таком же полу в крупную клетку двух цветов и т.д. Но прямо вот эту самую фотографию я не нашёл. И Гугл тоже чёрно-белые фотографии с той фотосессии выдаёт. И этот рисунок с фотографии -- тоже чёрно-белый. Вот Вы говорите, что фотографии в "Премудрых тетрадях", вроде бы, все -- чёрно-белые, "так откуда тогда ИАЕ знает цвет глаз актёров?" Так вот, тут ещё странность -- рисованая копия фотографии. Откуда она могла взяться, и кто ее мог нарисовать? Тоже загадка. И, кстати, может, фотографии и картинки в "Премудрых тетрадях", всё-таки, цветные? Хотя, в принципе, я помню, что в журналах, а особенно, в газетах бывали такие рисованные копии фотографий, а ещё бывало просто плохое качество полиграфии, или журнальная фотография просто постепенно выцвела. Но там клетка на полу прям волнистая какая-то:)

Илья Ялунин: Да, напротив профиля Барбары Квятковской -- профиль какой-то другой актрисы (но я сомневаюсь, что это профиль Зинаиды Кириенко:)). И ещё теперь Ким Новак добавилась (да ещё блондинка, как Вы правильно заметили:)) Да, интересно, как же их всех скомпилировать?:) С другой стороны, Вы сами подметили, что "Ефремов точен в описаниях!" -- он очень точно описывает внешность Курда Юргенса и Джеймса Стюарта -- ну, Джеймса Стюарта, по крайней мере, цвет глаз, а Курда Юргенса -- так прям вообще всё его лицо в точности, и цвет глаз (интересный факт из вики: рост Курда Юргенса -- 192 см)

Илья Ялунин: Алекс, Матлюба Алимова тоже, наверно, подходит по типажу, вы правы. Очень красивая девушка, и по смешению антропологических компонентов, наверно, тоже примерно похоже на Праноти Гхош. Небольшой прогнатизм, полные губы -- это всё как раз укладывается в смешение с некими экваториалами: как раз типаж и Таис, и Тиллоттамы, и Чары Нанди -- смесь европеоида с экваториалом.

makorzh: Илья Ялунин пишет: И, кстати, может, фотографии и картинки в "Премудрых тетрадях", всё-таки, цветные? Хотя, в принципе, я помню, что в журналах, а особенно, в газетах бывали такие рисованные копии фотографий, а ещё бывало просто плохое качество полиграфии, или журнальная фотография просто постепенно выцвела. Но там клетка на полу прям волнистая какая-то:) Все обсуждаемые кадры по ЧБ заимствованы из ЦВЕТНОГО фильма "Откровение Ивана Ефремова" (1990). В интернете можно найти несколько оцифровок фильма разного качества. В большинстве цвет "задавлен" и оттенки характерны для старой цветной плёнки. Лучше всего цветность здесь: https://www.youtube.com/watch?v=95sLtOS_5Uo Это вариант от самого автора сценария фильма, Мстислава Листова. Здесь на некоторых кадрах с рукописями, например материалы к ЛБ (время 46:46), хорошо видно, что чернила синие и что вырезки имеют оттенки. Но в материалах к ЧБ (с 1:18:14) цветная лишь фотография Эвизы и ещё одна, с женским лицом (подписи не видно). Остальные ч/б.

Илья Ялунин: Спасибо, makorzh, понятно. (А про волнистую клетку на полу, я имел в виду фотографию с подписью: "Эта гордая женщина из Туманности Андромеды -- а она, наверно, из рукописи "Женщины в моей жизни". В фильме ее, вроде, нет?)

Rivarez: Моё видение образа Тивисы Хенако из ЧБ: Галь Гадот Кьяра Адвани

Илья Ялунин: Да, красивые девушки!

Илья Ялунин: Все знают, кто такая Елена Карпухина. Она один из прототипов образа Симы Металиной (наверно, в основном, её фигуры, отточенности и грации движений, умения владеть своим телом и спортивного мастерства). Я с детства хотел её увидеть. Когда появился интернет, я, конечно, её нашёл (интересно, что первый сайт, на котором я нашел одну её фотографию, был сайт, посвященный Ефремова, даже, наверно, не сайт, а отдельная статья). Потом нашёл ещё её другие фотографии и видео. И примерно тогда же у меня возник вопрос. Я тогда думал, что Ефремов написал "ЛБ" в 1960-м году (Сейчас я точно не знаю, когда он его закончил: в 62-м? В 63-м?). Но Елена Карпухина родилась в 1951-м, а начала заниматься художественной гимнастикой в 1962-м (согласно Википедии), ей тогда было 11 лет. А Ефремов как раз тогда то ли уже закончил, то ли заканчивал "ЛБ". Как он мог узнать о её существовании? И даже предсказать ей великое будущее? Он называет её "чудесной девчушкой" устами Симы. Карпухина стала абсолютной чемпионкой мира только в 1967-м. И, наверно, только тогда и стала широко известной, вероятно, о ней писали в прессе. Я раньше находил в Ютубе видео (документальный фильм) 67-го или 68-го года, называлось оно что-то вроде "Чемпионка мира учится в московской школе." (Или, может, по-другому, уже не помню). В этом видео показано, как она живёт с бабушкой, завтракает, собирается в школу, идёт по улице в школу с бабушкой, потом, как она в школе, потом, как она на тренировке со своим тренером и т.д. Так вот даже в этом видео она совсем ещё девчушка, подросток. А подруга Симы говорит, что сама Сима очень похожа на Карпухину, но только Сима "очень женщина". Вот вопрос: или Ефремов действительно узнал про Карпухину ещё в 62-м году, и даже предсказать ей великое будущее, или он узнал о ней позже, может быть, даже в 1967-м, когда она стала широко известна. Узнал из прессы, может быть, видел это видео? Тогда это значит, что Ефремов ещё раз перерабатывал текст "ЛБ" уже после 1967-го года. Так вот вопрос к знатокам: Карпухина фигурирует уже в первом издании "ЛБ", или нет? Если нет, тогда в каком издании она в первый раз появилась? Ответьте кто-нибудь, кто знает.



полная версия страницы