Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Прообразы героев Ефремова » Ответить

Прообразы героев Ефремова

A.K.: Отчасти об этом говорилось в ветке " Образы героев в произведениях искусства: сдержанный немногословный мужчина vs. истеричный горожанин". В № 7-8 журнала "Чудеса и приключения" за 1992 год публиковали фотографии киноактёров, послуживших прототипами героев ЛБ. А вот что ИАЕ пишет Борису Устименко:[quote]Посылаю Вам для образца портреты моих любимых киноартисток - вернее, прототипы женских образов для иллюстраций к "Туманности Андромеды". Художники у нас разучились рисовать красивых женщин и приходится обращаться для вдохновения к иностранным журналам и фильмам. Одна из моих героинь - Чара, индуска по происхождению, танцевала на празднике "Пламенных чаш". Её фигуру и платье я "спроектировал", но лицо мне не удалось пока - поэтому мысленно приставьте к изображению Чары лицо Джины Лоллобриджиды - она наиболее подходит. А другая артистка - Викки Дуган - просто моя киносимпатия.[/quote]Москва, 12.07.1957.

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 All

A.K.: Джинна Лоллобриджида Викки Дуган

Цитатник Мао: Да уж, Бойко и Шалито потом определенно припадали к этому источнику.

Alex Dragon: А меня Бойко и Шалито не вдохновляет совсем. Так, местами только. Зато Джинна — наше ффсё. А то вот зело понравилась индийская актриса Каджол. Фигурка у ней, пожалуй, не такая точёная и идеальная, но пластика, мимика — у Джин всяких, хоть с пелёнок натаскивай, такой не будет.


A.K.: «Родис – черный скафандр с синим отливом воронова крыла, черные волосы, чисто зеленые глаза (не травяно- и не болотно- конечно!) Эвиза Танет – серебристо-зеленый скафандр цвета ивового листа, тёмнорыжие волосы, топазовые,"кошачьи" глаза. Пояс и воротник – чёрные. Чеди Даан – пепельноголубой скафандр, с серебряным поясом и воротником. Пепельно-русые волосы, синие (фиалковые) глаза. Тивиса Хенако – темногранатовый скафандр с розовым поясом и воротником. Чёрные волосы, оливковая кожа, тёмнокарие глаза. Домашний костюм Родис – белое платье – корсаж и короткая, выше колен юбка – с голубым. Юбка обязательно широкая, в крупных складках. Вечерний туалет Эвизы – очень открытое платье аметистового цвета, с обнаженными плечами. Ни у кого никаких украшений, если только специально не рядятся, как Родис, когда оделась в серебряно-белое индийское capи с титановыми (серебряными) браслетами. Ваш Рисунок Родис мне нравится – немного крупноваты черты лица – у всех женщин тогдашней Земли черты лица твёрдые, четкие, но мелкие. У мужчин – гораздо крупнее. Эвиза – совсем не годится, не говоря уже, что вся "масть" не та, никогда, ни при каких обстоятельствах у землян не будут глаза навыкате, что означает непорядок в щитовидной железе» (из письма ИАЕ Галине Яремчук, 1969 год). Действительно, Бойко и Шалито не во всём следуют замыслу автора.

Сат-Ок: История Веры Васильевны Щегловой по-своему удивительна. Возможно, она могла бы стать женой ИАЕ... http://www.sb.by/post/26296/cnotice/1/

A.K.: Надо же, статья написана 10 лет назад! В начале 50-х, когда увидели свет первые произведения будущего знаменитого писателя-фантаста, профессора-палеонтолога Ивана Ефремова, в Москве по Академии наук упрямо разбредались слухи, что прототипом героини стала тогдашняя аспирантка института палеонтологии Вера Щеглова В начале 50-х - значит, Тесса. Читаем в "На краю Ойкумены": «Завитки её блестящих чёрных волос трепетали вокруг гладкого лба, узкие брови приподнимались к вискам, переламываясь чуть заметно, и это придавало большим синим глазам едва уловимое выражение насмешливой гордости». Статья: Однажды, еще в московском палеонтологическом, ее остановила коллега Ольга Мартынова. Долго рассматривала, повернув лицом к свету. Потом тихо сказала: "Да-да! Синие. И волосы - черные! А брови к вискам переламываются..." А рассказ "Каллиройя" появился как раз в 1946 году: «Но в удивленном взоре больших темно-голубых глаз вспыхнули искорки гнева. Прямые узкие брови сдвинулись.»

Сат-Ок: Это её материалы нам из Минска предложили. Тот, что предложил - её сосед всего лишь, сама она полтора года назад умерла.

Сат-Ок: Вот как заканчивать книгу, когда такие поразительные истории всплывают :) Надо будет непременно вставить - куда надо... Конечно, ясно, что в экспедицию ВВ не попала не по осторожности ИАЕ, тут другие причины, полагаю, от ИАЕ не зависящие.

A.K.: Безусловно, не из-за осторожности ИАЕ. Ведь происхождение Быстрова не мешало ИАЕ с ним дружить.

Alex Dragon: Скорее всего тупо бухгалтерия виновата — сокращали расходы, или что-то вроде этого, совершенно прозаично и неромантично. Сколько ни читаешь, ни смотришь фильмов про советские времена — всё время кто-то «выбивает штаты». А насчёт прототипов: мне думается, в том сила писателя и состоит, что он выводит образы типические для своей среды, времени, состояния, находит общее для множества частных судеб. И биографию Симы могли примерить довольно многие люди. И врядли он заглядывался только на одну или даже двух девушек. Так что мне думается, что каждая может претендовать на это, так же, как верно и то, что ни одной получившиеся персонажы не могут быть буквальными портретами.

Alex Dragon: Перенос из темы «Кто является прототипом Фай Родис?» Кстати, по-моему один из прототипов не упоминается, или я проглядел. Речь о Гирине. У него несколько прототипов, много черт самого Ивана Антоновича. А вот прототипом Гирина-ученого был профессор Филипп Вениаминович Бассин. Сфера его научных интересов - это как раз и есть исследовательская работа Гирина. В монографии, которую Бассин подарил Ивану Антоновичу, много рукописных пометок ИАЕ на темы ЛБ. Про самого Ефремова — это очевидно, вторым прототипом всегда считался Быстров. Но что был ещё кто-то — то весьма любопытно. А про рукопись так и вообще в некотором роде сенсационно, во всяком случае лично я фамилию Бассин не помню.

Прохожий: Alex Dragon пишет: А про рукопись так и вообще в некотором роде сенсационно Похоже, я несколько сумбурно построил фразу, и Вы подумали о наличии какой-то рукописи. Нет, никакой неизвестной рукописи нет :) Я имел ввиду, что через 5 лет после ЛБ, вышла в свет книга профессора Бассина "Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности)", которую он подарил Ивану Антоновичу. И вот на полях этой книги есть много рукописных пометок, касающихся научных изысканий Гирина как ученого и руководителя лаборатории. В годы войны Бассин работал психиатром, а затем хирургом. С 1943 года он возглавил электрофизиологическую лабораторию в отделении нейровосстановительной нейрохирургии Института психиатрии. Много занимался анализом колебаний электрических потенциалов головного мозга, обнаружил неизвестные до того формы электрической активности, разработал оригинальные методы записи биотоков. Работал над проблемами бессознательного, психосоматики, психологической защиты, преодоления болезни, причинности в медицине. Узнаёте Гирина ? :) В значительной мере именно благодаря Ф. В. Бассину в советскую психологическую науку с 60-х гг ХХ века была возвращена возможность исследования бессознательного - как неосознаваемых форм высшей нервной деятельности. (Помните, за что боролся и о чем мечтал Гирин ?). Приведённые выше сведения о Бассине есть в википедии и ряде статей в интернете, например http://npar.ru/journal/2006/3/bassin.htm Выдержки из письма Бассина к Таисии Иосифовне Ефремовой о романе "Таис Афинская" есть здесь: http://iae.newmail.ru/Publicism/SM77-10/index.htm Кстати, различные рукописные заметки есть на многих книгах в библиотеке Ивана Антоновича. Это сама по себе интересная тема исследования, из которой можно почерпнуть много неизвестных ранее мыслей ИАЕ, лучше понять его позиции по разным вопросам, предпочтения и антипатии. Интересно, что в англоязычных книгах, многие заметки тоже на английском языке. Видимо, Иван Антонович в момент чтения книги и мыслил тоже на языке книги, и ему лень было переключаться с языка на язык, вот и записывал мысли на английском. Извиняюсь, но последние мои посты вышли за рамки титульной темы (Фай Родис). Вы их вполне можете удалить, или перенести куда-нибудь, если сочтете необходимым.

Alex Dragon: А! Письмо о Бассина о «Таис» вспомнил. Просто количество фамилий таково, что они не у всякого в голове держатся. Насчёт же работы Бассина я сперва понял так, что ею Ефремов в написании ЛБ пользовался. А оказывается она у него уже после появилась. «Сенсационность» заключалась бы в том, что тогда можно было бы считать твёрдо установленным источник, которым пользовался Ефремов, скажем, при описании опытов Гирина с Селезнёвым. А так только более или менее обоснованные догадки, что мог иметь на этот счёт общение, но, насколько я понимаю, на данный момент абсолютно достоверных документальных подтверждений тому нет. Особенно в этом отношении любопытны описания опытов с ЛСД в ЛБ — в СССР тогда врядли на эту тему было много публикаций (и были ли вообще?), а насколько хорошо можно было собрать материал из доступных зарубежных источников — о том можно только гадать, ибо прихоти цензуры (точнее, видимо понимание своего долга таможней) были, насколько можно судить, весьма непредсказуемы, пропуская иной раз вполне себе крамольные вещи и задерживая достаточно безобидные.

Прохожий: Alex Dragon пишет: источник, которым пользовался Ефремов, скажем, при описании опытов Гирина с Селезнёвым. Что касается внешнего описания опытов с Селезнёвым, то источник - сам Иван Антонович, его личные наблюдения. В письме от 04.04.1960 к свое сотруднице Марии Федоровне Лукьяновой, Иван Антонович подробно, на целую машинописную страницу, описывает посещение лаборатории в институте Гельмгольца. Описывает ход обследования, аппаратуру, энцефалографический шлем, стробоскопы, самописцы, темные глухие камеры и т.д. Вообщем все, что потом вошло в описание лаборатории в Лезвии Бритвы. Заканчивает такими словами "Очень славные люди эти врачи - настоящие ученые и работают, как и пологается, в подвале" :) Если говорить о смысловом наполнении опытов с Селезневым, то ИАЕ использовал сразу несколько источников, и плюс еще свои эрудицию, интуицию, раздумья. Например в разговоре о ЛБ, в плане затронутых там проблем с эйдетикой и подсознанием художников-профессионалов, Иван Антонович упоминал Бассина, а также статью в английском сборнике работ по психиатрии, где на основе последовательных во времени автопортретов Гогена, показывалась деградация цвета и формы восприятия по мере развития психического недуга, и их частичное временное восстановление под действием психотропных препаратов. Что касается ЛСД, то на 50-60-е годы приходится самый пик интереса к использованию ЛСД в исследовании подсознания и сбособов терапии заболеваний. Гонения на ЛСД начались позже. А в те годы, в странах соцлагеря и в самом СССР такие работы спокойно проводились. Например в Праге, в Карловом университете, начиная с 1956 года этим занимался С.Гроф. Позже, перейдя в НИИ Психиатрии, он использовал ЛСД в психоделической терапии, отмечая уникальную возможность препарата по быстрому раскрытия различных слоев бессознательного. Похожие работы велись в Венгрии и Румынии. Можно найти авторов и в СССР, например В.В. Налимов. Кстати, чех Гроф потом переехал работать в США, и как раз подпал там под начало гонений на использование ЛСД в исследованиях и терапии. Если Вам интересно, то вот тут есть его книга на русском языке: http://book.tr200.net/v.php?id=381542 а здесь еще одна: http://www.klex2.ru/cea А вот в статье В.В. Налимова (кстати, там в списке литературы снова ссылка на Ф.В.Бассина) вообще поразительные слова. Ссылаясь на опыт изучения бессознательного в процессе психотерапевтической работы с использованием LSD он пишет: "Обнаруженный феномен сопричастности бессознательного не только онтогенезу (натальные матрицы памяти), но и всему эволюционному прошлому, включая этно- и филогенез, еще не полностью осмыслен современной наукой. В научном осмысливании нуждаются и работы Стивенсона по изучению фактов осознаваемой реинкарнации." Это фактически и есть видения Селезнёва из древнего эволюционного прошлого. https://v-nalimov.ru/articles/105/479/ Но мы опять жутко отклонились от темы топика. Если Вас эта тема интересует, то просто поищите в интернете, или откройте на форуме новую ветку, а то уж очень жалко красавицу Фай Родис :)

Alex Dragon: Про Грофа я, конечно, слышал. Но есть большие сомнения, что о нём что-либо слыхал Ефремов во время написания ЛБ, да и не факт что позже тоже. К тому же сам Гроф обрёл широкую известность только после побега в США, а публиковался ли он до того — не знаю, он ведь был ещё довольно молодым учёным, только-только закончившим вуз. А вот советские источники — это интересно. А сомнения по их поводу возникают не столько потому что тема де стала запретной из-за отнесения ЛСД к наркотикам в конце 60-х, а потому что сама тематика исследований подсознательного была довольно сомнительной во времена властвования товарища Лысенко и жрецов-начётчиков от выхолощенного диамата, да тут и просто оккультизмом попахивало. Да собственно сам Ефремов в ЛБ и пишет, что подобная тематика исследований была совершенно маргинальна.

Сат-Ок: Я вас помню, Пётр :) Не исчезайте никуда, пожалуйста, вы нужны для дела. Да, открытие имени Бассина полгода назад было чрезвычайно важным. Вы, должно быть, в курсе, что сейчас близится к завершению написание книги для ЖЗЛ. И любые эпизоды - о том же посещении ИАЕ лаборатории - непременно найдут своё место. Скажите, а книга Бассина сейчас в библиотеке ИАЕ? Как думаете, Таисия Иосифовна даст пометки ИАЕ посмотреть?

A.K.: Пётр, очень интересно. Письмо Ивана Антоновича к М.Ф., наверное, в той папке, которую Т.И. нам не дала для издания, потому что мы его пока так и не видели.

Прохожий: Похоже, что память мне не изменяет, в отношении контактов Бассина и Ефремова именно в процессе написания Лезвия Бритвы. Вот еще одно свидетельство попалось, у Славы Листова: "Удалось привлечь видных деятелей культуры, науки, например психолога профессора К.К.Платонова, нейропсихолога Ф.В.Бассина (оба были консультантами романа И.Ефремова "Лезвие бритвы")" Вот здесь: http://www.noogen.su/iefremov/about/mj.htm

Alex Dragon: Прохожий, технический момент: будьте добры, зарегистрируйтесь. Вы, судя по всему, не задаёте пароль и каждый раз вас форум считает новым посетителем, которого нужно отправлять на предварительную модерацию. То есть пока А.К. или я не проверим пост, он не появится на форуме. Что слишком волокитно и неудобно. Поэтому сделайте одолжение: внизу страницы в графах «имя, пароль» кроме ника введите какой-нибудь пароль и поставьте галочку «зарегистрироваться», как показано вот здесь: http://noogen.borda.ru/?1-13-0-00000006-000-0-0#000

Прохожий: извините, я не подумал. сейчас зарегистрируюсь

Прохожий: Книга Бассина должна быть на месте. В кабинете, второй книжный шкаф от окна, одна из верхних полок. Таисия Иосифовна давала мне ее читать, когда я еще учился в институте. Но мне кажется, что сейчас важнее даже не заметки, а будущая книга ЖЗЛ. Очень хотелось бы, чтобы в ней было поменьше информации известной из других книг и статей, но зато как можно больше информации об Иване Антоновиче, которой пока нигде в публичном доступе нет. Пусть слово "Жизнь" в названии серии действительно обернется описанием ежедневной, ежемесячной жизни ИАЕ. Чтобы он предстал перед читателями живым человеком, из плоти и крови, озорным и грустным, галантным и мальчишеским, любящем и рассерженым. А такую информацию сегодня можно получить в огромных количествах только из рассказов Таисии Иосифовны. Я не знаю, каким объемом материала и по каким вопросам Вы располагаете. Если у Вас есть подробное содержание книги (с точностью до одной-двух фраз на каждую страницу книги), я мог бы посмотреть. Вдруг увижу отсутствие каких-либо интересных моментов, о которых знаю. Тогда можно будет распросить о них ТИЕ. Но я не знаю еще много, а ТИЕ знает все.

Прохожий:

Сат-Ок: Глава про ЛБ написана уже, но ваше мимолётное замечание про прототип уже требует правки. Про самого Бассина я написал там, но только о его дружбе с ИАЕ. Деталей не мог знать :)

Alex Dragon: Прохожий пишет: А вот в статье В.В. Налимова Опа! Вот это номер. Меня особенно удивила дата — 1984 год. Это конечно не 37-й и даже не 64-й, но то что подобное могло появиться пусть в специальном издании, но открытым текстом года так до 87-го, меня до крайности поразило. Кстати, Николя, вот, полюбуйся на высший пилотаж — как надо писать, чтобы тебя по крайней мере не сразу забрызгали слюной, поджаривая на медленном огне как еретика. Во всяком случае первые несколько абзацев не напрягают совершенно, этак мягко поглаживая гипнотиизируют, подготавливая к дальнейшему.

Сат-Ок: Я на Налимова не раз ссылался, кстати :) Но читать охотников не нашлось...

Alex Dragon: На тебя у публики аллергия. Вернее, не столько на тебя, сколько на устоявшийся образ и манеру действия. Ты слишком радикален и не всегда выбираешь подходящий язык, хотя на самом деле всегда имманентно тактичен. Типа там витязь, весь бронёй сиящий, мечом-кладенцом, чисто золотом отливающим, разрубает шаблоны устоявшихся представлений. Токо фигли с того, что меч золотой, когда надобно сперва осторожно, скальпелем, под наркозом. При том, ты ведь не полагаешь себя безулсовным светочем истины? В чём-то можешь ошибаться или слишком своеобразно интерпретировать знаемое. А это значит, что всякий идущий с тобой или за тобой, идёт по минному полю. И он об этом знает. Что не добавляет желания броситься в безудержные объятия и со слезами раскаяния восприять откровение.

Сат-Ок: Про аллергию - это ТЫ мне говоришь? :) Под наркозом - это ты МНЕ говоришь?? :) Про подходящий язык - это ТЫ МНЕ говоришь??? :) У каждого свои задачи. Ты мои задачи осилишь? Или как Алёнка с Максимом - предложишь нянчиться, в то время как сам в сторонке останешься? (она, кстати, не осталась, попробовала, да меньше чем на неделю её хватило) Всегда надо уметь проводить мысленные эксперименты - а что было бы, если бы того или иного в моей жизни не было бы. Вовсе. Вот и проведи. Всякий идущий идёт по минному полю! Это закон! А кто хочет комфорта, тот бродит по лужайке вокруг дома. И с гордостью километраж демонстрирует после. А со мной - только в горы.

Сат-Ок: А то, что заинтересованные товарисчи провели с тобой работу - так это только начало. Не отсидишься в кресле, всё равно выбор сделаешь. Я-то знаю, кто я, на чём и за что стою. Поэтому чихать мне на эту возню подковёрную, не ради этого живу. А вот знаешь ли ты, кто ты и за что стоишь?

Сат-Ок: Alex Dragon пишет: Кстати, Николя, вот, полюбуйся на высший пилотаж — как надо писать, чтобы тебя по крайней мере не сразу забрызгали слюной, поджаривая на медленном огне как еретика. Во всяком случае первые несколько абзацев не напрягают совершенно, этак мягко поглаживая гипнотиизируют, подготавливая к дальнейшему. А по сабжу - это ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД написано. Поколение сменилось! Эпоха сменилась! И пусть новое поколение пошевелит мозгами немного безо всякого гипноза. И учится принимать суть, а не вести жизнь хомячков, которых всю дорогу надо ублажать и с которых пылинки сдувать.

Alex Dragon: Не, ну если ты желаешь чисту полю в гордом одиночестве умение шашкой махать показывать — то оно конечно. Если ты хочешь собрать фанатов, которые будут тебе в рот смотреть и под тебя стелиться и ластиться аки псины преданные — конечно. Но ты вроде не того добиваешься. Знаешь, у Подводного кажется, где-то такая мысль была, дескать нельзя информацию спускать непосредственно с высших планов на нижние, минуя промежуточные уровни, непоследовательно. Это всё равно что излучение звезды непосредственно на поверхность планеты подать, минуя магнитные пояса и атмосферу — выжжет всё вокруг рентгеном-ультрафиолетом да потравит.

Сат-Ок: У тебя что-то конкретное? Или многа букаф ниачём? Определись для начала.

Alex Dragon: Мне кажется я вполне достаточно написал.

Сат-Ок: Как и я.

A.K.: Пётр, ещё один технический момент: Текст пишите не в форму заголовка, а в форму самого послания. Иначе сообщения без текста получаются, и несколько начальных слов в заглавии. Вы написали "Андрей, тут важно по.. " и что-то вчера у Таисии Иосифовны. Можно повторить?

A.K.: А как изящно Иван Антонович встроил в романтический сюжет "Встречи над Тускаророй" упоминание о Владимире Ивановиче Вернадском! «Едва я попал в Ленинград, как сразу же принялся за дело. Морские специалисты, с которыми я говорил об открытии Джессельтона, только недоумевали и сомневались. Но, по совету приятеля, я обратился к знаменитому геохимику, академику Верескову. Старик чрезвычайно воодушевился моим рассказом...»

гуманоид женского по: Ефремов рассказал о культе змея,который распространен по всем континентам мира,не смотря на то, что образ дракона присутствует в мифах почти у всех народов мира. Почему ни в одном его произведении не упоминается образ дракона????? Кто из знатоков творчества может дать объективный ответ?

Editor7: Насколько помню, в рассказе про природную голографию появляется изображение динозавра. Почти дракон. Древние драконы были для Ефремова чем-то привычным именно в качестве реально существовавших драконов. Понимаю, на обьективный ответ не тянет.

Rivarez: гуманоид женского по пишет: Почему ни в одном его произведении не упоминается образ дракона????? Кто из знатоков творчества может дать объективный ответ? В "Час Быка" на планете Торманс используются образы дракона, насколько помню, как и змея, только с негативным акцентом.

Анатолий Эн: Не только негативное: "познавший Змея", пожелание "пути Змея". Вообще изначально сильное и враждебное в мифическом сознании по мере познания, освоения становится позитивным. Та же история с медведем например. Особенно ярко с существом по имени "Бог" - из наказующего, требующего жертв оно становится любящим (христианство). Более того, его антитеза "Дьявол", с коей связывается всё плохое, постепенно осваивается и становится чем-то позитивным, булгаковский Воланд напр. И даже вампиры уже позитивны. Неукротимое человеческое желание жить ломает любую нежить под себя )

Анатолий Минин 2: Ну, попробую ещё здесь. О Бет Лоне. Сложный, суровый человек, математик с тяжёлым характером. Был ли на примете у Ефремова такой знакомый? Или это целиком сочинённый образ?



полная версия страницы